Афродита — богиня любви и красоты. миф о богине афродите

42–49 лет

Этот цикл снова управляется Венерой (теперь она отвечает за почки и мочевой пузырь). Еще одно «женское время», которое может стать периодом расцвета­. Почки в астрологии символизируют партнерские отношения – период легче проходить в паре, давая мужчине необходимую в этом возрасте эмоциональную поддержку. Правда, высока вероятность развода – особенно если брак держался на давлении социума или необходимости быть вместе ради ребенка. В любом случае благодаря покровительству Венеры женщине в эту семилетку живется чуть проще, чем мужчине, и чем осознаннее она это делает, тем больше шансов продлить молодость. К чему рекомендуют стремиться: самодостаточность, состояние вдохновения и открытости новому – новой работе (возможно, в совершенно другой сфере и за меньшие деньги), новой любви, новым контактам и свежим эмоциям.


Дети Венеры

В ее судьбе был один единственный ребенок Эрот. Он отлично владел стрелами и луком и стал основателем великого города Рима. Поэтому многие народы и считают ее прародительницей населения города. Сын Венеры смог запомниться предкам следующими поступками:

  • плаванием с Трои в Италию;
  • основателем десятков храмов, посвященных имени своей матери;
  • рождением на свет Юлия Цезаря.

Он был добрым и миролюбивым ребенком. Все свое детство и молодость он провел рядом с матерью и им было очень тяжело расстаться, когда мальчик решил уйти к людям. Марс даже ревновал его к любимой, так как он отнимал у него время, которое он мог бы проводить со своей женой. На эту тему существует даже написанная картина, на которой изображена вся семья. Взгляд мужа очень печален там, ведь супруга занималась только ребенком, забывая о своих обязанностях, как жена.

Планета Венера в астрономии

Вене́ра — вторая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы, наряду с Меркурием, Землёй и Марсом принадлежащая к семейству планет земной группы. По ряду характеристик — например, по массе и размерам — Венера считается «сестрой» Земли.

Пентаграмма Древнего Шумера

Венера — самая горячая планета в Солнечной системе: средняя температура её поверхности — 735 К (462 °C), даже несмотря на то, что Меркурий находится ближе к Солнцу, так что каббалисты были правы, соотнося ее со стихией огня. Венера покрыта непрозрачным слоем облаков из серной кислоты с высокой отражающей способностью, что, помимо всего прочего, закрывает поверхность планеты от прямой видимости.

Венера — третий по яркости объект на нашем небе после Солнца и Луны. Планета достигает видимой звёздной величины −4,6m, так что её яркости достаточно, чтобы отбрасывать тени ночью. Как правило, ночью ее можно увидеть неподалеку от Луны. Изредка Венера видна невооружённым глазом и в светлое время суток. Это первая планета, для которой в начале второго тысячелетия до нашей эры было зафиксировано движение по небу, причем ее траектория напоминает пятилепестковую розу или пятилучевую звезду, по некоторым версиям именно траектория движения Венеры легла в основу сакрализации символа пентаграммы. Эта траектория получила название «Пентаграмма Венеры».

«Пентаграмма Венеры» — траектория, которую проходит планета Венера при наблюдении с Земли.

Интересно, что у разных народов эта самая яркая на небе звезда была связана именно с богиней любви. В прасемитское время она называлась просто ˈас̱тар — звезда, от этого слова происходит имя аккадской богини любви и войны Иштар. В вавилонских текстах позднего периода она, вместе с Луной и Солнцем, составляет триаду. Согласно некоторым предположениям, вавилонские астрономы знали, что в период своей большой яркости после или до нижнего соединения Венера кажется серпом

Согласно этой версии, вавилонские астрономы уделяли столь большое внимание Венере именно из-за этой её особенности, поскольку эта особенность делала её сестрой Луны. Так что не удивляйтесь, если в каких-то изображениях Астарты, Иштар или Венеры вы обнаружите лунный серп

Первые наблюдения Венеры с помощью оптического телескопа были сделаны Галилео Галилеем в 1610 году. Галилей установил, что Венера меняет фазы. Это доказывало, что она светит отражённым светом Солнца (насчёт чего в астрономии предшествующего периода не было ясности), а значит, она не звезда.

За счет своей траектории Венера видна на небе дважды, вечером и утром. По Цицерону, древние греки называли утреннюю звезду Фосфор (др.-греч. Φωσφόρος — «несущий свет»), когда она всходила перед Солнцем, и Эосфор (др.-греч. ἑωσφόρος — «зареносец»), когда она всходила после него. Вечернюю они также звали Геспером (др.-греч. Ἓσπερος; Вечер). В древности их считали разными планетами. Когда было установлено, что Вечерняя и Утренняя звёзды — одно и то же светило (по Плинию, это открытие принадлежало Пифагору, по другим источникам — Пармениду), Фосфор был отождествлён с Геспером.

Как рождается Афродита

Первую легенду о появлении Афродиты на свет рассказывает Гесиод, греческий поэт конца VIII — начала VII века до нашей эры. Интересно, что в самом начале своей поэмы «Теогония» он дает всего одно определение внешности богини, называя ее «Афродита с ресницами гнутыми». Так немного слов! Но сразу перед глазами встает красавица, чарующая взмахом длинных ресниц.

Далее Гесиод рассказывает, что у Геи-Земли и Урана-Неба родилось много детей-богов. Уран был жесток, он укрывал рожденных детей в утробе Геи, отчего она страдала и мучилась. Гея решила отомстить Урану и призвала на помощь своих детей. Из всех детей помочь матери согласился «хитроумный» Кронос, олицетворяющий в мифологии Время. Он поранил Урана. Кровь Урана попала в море, смешавшись с морской водой, она бурлила и пенилась. В этой пене появилась прекрасная девушка. Это и была Афродита. Сначала красавица направилась к Кифере — островку, у которого встречаются три моря — Критское, Ионическое и Эгейское. Потом Афродита пристала к Кипру и именно там вышла на берег, потому часто ее называют Кипридой. А имя Афродита — Ἀφροδίτη происходит от слова ἀφρός — «пена».

Самый красивый миф о рождении Афродиты основан на повествовании Гесиода, вернее на последней его части. Этот миф рассказывает, что богиня родилась из пены морской и вышла на берег Кипра. До сих пор на Кипре почитают место рождения Афродиты, где неподалеку от берега прямо из моря выдается одинокая скала, разбиваясь о которую волны образуют пену. А в древней столице Кипра — городе Пафос — находился самый большой и знаменитый храм Афродиты.

Гомер в своей бессмертной «Илиаде» пишет, что Афродита была дочерью Зевса, а в других источниках ее отцом называют Кроноса. Но от кого бы и где бы она ни родилась, Афродиту почитали как богиню любви.

Где ступала нога Афродиты, там расцветали травы. Ей сопутствовали боги-помощники: Эрос, олицетворяющий любовное влечение, и Гимерот, олицетворяющий страсть. В удел Афродите, как богине любви, были даны, как пишет Гесиод: «Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы, сладкая нега любви и пьянящая радость объятий».


Именно такой почитают Афродиту все народы, только называют ее по-разному. Например, римляне называли ее Венерой, сирийцы — Астартой, а в шумерской мифологии она зовется богиней Иштар.

Интересно свидетельство в «Истории» Геродота о том, как скифы в сирийском городе Аскалон разграбили святилище Афродиты Урании (то есть рожденной от Урана). Геродот утверждает, что это святилище самое древнее из всех, посвященных этой богине, потому что святилище на Кипре основано выходцами из Аскалона. За святотатство скифов, пишет далее Геродот, Афродита наказала их «женской болезнью», то есть лишила мужского достоинства. Среди скифов с тех пор во множестве появились так называемые энареи — рожденные без определенного пола, то есть гермафродиты, а также — скопцы, сознательно сделавшие этот выбор.

Как видим, на протяжении тысячелетий человеческой истории во многих исторических, литературных памятниках Афродита, если была оскорблена, как поруганная любовь, всегда мстила тем, кто наносил ей раны. Можно называть любовь Афродитой, Венерой или как-то еще, но она дает и поддерживает жизнь, она соединяет людей, она привносит в жизнь красоту и гармонию, она спасает, она не умирает. Может быть, поэтому Афродита у всех народов, во всех культурах — бессмертна и почитается как божество.

Дети Венеры

В ее судьбе был один единственный ребенок Эрот. Он отлично владел стрелами и луком и стал основателем великого города Рима. Поэтому многие народы и считают ее прародительницей населения города. Сын Венеры смог запомниться предкам следующими поступками:

  • плаванием с Трои в Италию;
  • основателем десятков храмов, посвященных имени своей матери;
  • рождением на свет Юлия Цезаря.

Он был добрым и миролюбивым ребенком. Все свое детство и молодость он провел рядом с матерью и им было очень тяжело расстаться, когда мальчик решил уйти к людям. Марс даже ревновал его к любимой, так как он отнимал у него время, которое он мог бы проводить со своей женой. На эту тему существует даже написанная картина, на которой изображена вся семья. Взгляд мужа очень печален там, ведь супруга занималась только ребенком, забывая о своих обязанностях, как жена.

Примечания

  1. согласно А. Ф. Лосеву, это «народная этимология» негреческого имени
  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 132—136 (статья А. Ф. Лосева); Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 1. С. 131
  3. Эсхил. Данаиды, фр. 44 Радт
  4. Павсаний. Описание Эллады I 1, 5
  5. Цицерон. О природе богов III 59
  6. Лукиан. О сирийской богине 6
  7. Геродот. История I 131, III 8, IV 59
  8. Гигин. Мифы 197
  9. см. Луна, упавшая с неба. М., 1977. С. 151
  10. Гимны Гомера IV 70-71
  11. Нонн. Деяния Диониса XXXII 25
  12. Нонн. Деяния Диониса XII 112
  13. Сапфо, фр. 1
  14. Гесиод. Теогония 189—194
  15. Гомер. Илиада V 370; Еврипид. Елена 1096; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3; 3, 1
  16. Эпименид, фр.7 Якоби = Схолии к Софоклу. Эдип в Колоне 42
  17. Лукиан. Трагоподагра 90
  18. Надь Г. Греческая мифология и поэтика. М., 2002. С. 300
  19. Овидий. Метаморфозы VII 363
  20. Нонн. Деяния Диониса XXIV 234—253
  21. Примечания О. Л. Левинской, И. В. Рыбаковой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1-8. М., 2003. С. 529
  22. Гимны Гомера IV 7-33
  23. Кун Н. А. 40
  24. Кун Н. А. 40
  25. Эсхил. Просительницы 1041
  26. ↑ Павсаний. Описание Эллады I 43, 6
  27. Первый Ватиканский мифограф II 73
  28. 50.с62
  29. Гимны Гомера VI
  30. Гомер. Илиада III 330; Гомер. Одиссея VIII 267; XVIII 194
  31. Афиней. Пир мудрецов II 3, 36d, по Паниасиду; Нонн. Деяния Диониса V 138
  32. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 5; См. Нонн. Деяния Диониса II 88.
  33. Гомер. Одиссея XX 73; Пиндар. Олимпийские песни X 105
  34. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 5
  35. Гесиод. Теогония 199
  36. Овидий. Метаморфозы XIV 693
  37. Овидий. Любовные элегии III 15, 15
  38. Вергилий. Энеида I 720 и комм. Сервия
  39. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 1. С. 17
  40. Пиндар, фр. 244 Бергк
  41. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 83, 2; Сенека. Федра 199
  42. Павсаний. Описание Эллады VIII 24, 6
  43. Нонн. Деяния Диониса VI 353
  44. Примечания Н. В. Брагинской в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С. 514
  45. Страбон. География IX 5, 17 (стр. 438), со ссылкой на Каллимаха
  46. Павсаний. Описание Эллады I 22, 3
  47. Павсаний. Описание Эллады VI 25, 1
  48. Павсаний. Описание Эллады I 14, 7
  49. Павсаний. Описание Эллады I 19, 2
  50. Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 134
  51. Геродот. История I 105; см. также Ксенофонт. Пир VIII 9
  52. Павсаний. Описание Эллады I 1, 3
  53. Ликофрон. Александра 866
  54. Страбон. География XI 2, 10 (стр. 495)
  55. Ликофрон. Александра 831 и комм.
  56. Павсаний. Описание Эллады III 17, 5
  57. Павсаний. Описание Эллады IX 4, 1
  58. Афиней. Пир мудрецов III 27, 84 с
  59. Овидий. Любовные элегии I 14, 33
  60. Полибий. Всеобщая история XVI 12, 3; Страбон. География XIV 2, 20 (стр. 658)
  61. Страбон. География IX 1, 21 (стр. 398)
  62. Ликофрон. Александра 865
  63. Ликофрон. Александра 449
  64. Павсаний. Описание Эллады III 15, 10
  65. Гесиод. Теогония 200, считается вставкой; Климент. Протрептик 14, 2
  66. Нонн. Деяния Диониса XXXIV 119; XXXV 175
  67. Парменид, фр. B13
  68. Эмпедокл, фр. 31, ст. 23, фр. 400, 410—411 Боллак
  69. Ксенофонт. Пир VIII 9-11
  70. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1990. С. 113
  71. Лактанций. Божественные установления I 17, 10
  72. Зенон Китийский, фр. I 168 Арним, пер. А. А. Столярова
  73. Плотин III 5, 2, 15-17.25 (разъяснение противоречий у Платона); VI, 9, 9, 28-30
  74. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1980. Т. 6. С. 506, 570, 581
  75. Прокл. Платоновская теология VI 98, 17-19, пер. Л. Ю. Лукомского
  76. Прокл. Комментарий к «Пармениду» 768, 8
  77. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Кн. 2. С. 414
  78. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. С. 12, 52
  79. Эстетика Ренессанса. М., 1981. В 2 т. Т. 1. С. 157

Афродита, Гермафродит

Древнегреческий пантеон вообще отличался большой сексоцентричностью, если можно так выразиться. Большинство относящихся к нему высших существ так или иначе олицетворяли что-то, связанное с любовной тематикой, или, по крайней мере, были замешаны в самых запутанных и пикантных историях полового характера.

Главной богиней любви в Древней Греции была, как известно, Афродита, и ей ассистировало множество разнообразных подручных, управляющих теми или иными аспектами любви (большинство из этой свиты она и родила – от разных «партнёров»).

Однако и с самой Афродитой всё не так просто. В мире древних греков, с его открытой и даже занимающей привилегированное положение гомосексуальностью, сам пол богини любви являлся величиной непостоянной.

Конечно, обычно Афродита изображалась в виде прекрасной женщины, любящей демонстрировать свои прелести, как на известной скульптуре «Венера Каллипига» — то есть «Венера с прекрасными ягодицами»:


Но ещё с минимум VII века до н.э. в Греции была традиция изображения такой же игривой Афродиты, но только с другим набором первичных половых органов:

Иногда её (или его?) изображали с бородой, а имя переиначивалось на мужской манер, превращаясь в «Афродитоса». Культ этого божества существовал в разных местах Греции, и на посвящённых ему фестивалях мужчины и женщины менялись одеждой и старались изобразить друг друга.

Впоследствии Афродитос превратился в Гермафродита. Появилась красивая легенда о том, что это безумно красивый сын Афродиты и Гермеса (откуда и имя), которого возжелала одна распущенная нимфа по имени Салмакида. Юноша отказал ей, после чего она накинулась на него со спины и попыталась изнасиловать, одновременно взывая к богам, чтобы те соединили их навечно.

Боги вняли молитве, но, как это часто бывает, в чересчур буквальном смысле, и Салмакида с Гермафродитом превратились в одно существо. Которое с тех пор неоднократно изображалось в искусстве, а его имя стало обозначать организм с признаками обоих полов.

«Спящий Гермафродит» — известнейшая античная скульптура, копии которой хранятся во многих крупнейших музеях мира

Несмотря на то, что в восприятии большинства современных людей Гермафродит символизирует что-то противоестественное, в Древней Греции ему отводилась и весьма благородная роль. Воплощая в себе и мужское, и женское, он считался покровителем брака – как союза, в котором два человека разных полов тоже как бы сливаются воедино, только на более высоком, духовном уровне.

Афродита в искусстве и литературе

Афродиту традиционно изображают окруженную растениями, среди которых розы, миртовые ветви и нарциссы. Ей сопутствуют на суше — голуби, а в море — дельфины.

Афродите посвящены гимны Гомера, она стала одной из героинь трагедии Эврипида «Ипполит» и «Метаморфоз» Апулея.

Лукреций, размышляя «О природе вещей», наделяет Венеру, как он называет Афродиту, главной жизненной силой, которая движет миром. Она делает плодоносными и землю, и женское чрево. Венера-Афродита — богиня плодородия, цветения, плотской любви и деторождения.

Философы тоже не обошли эту богиню своим вниманием. Платон различал двух Афродит — пошлую и небесную


Зенон Кетийский определял Афродиту, как силу, которая соединяет между собой части целого. Идеалист Плотин разделяет уже трех Афродит в составе единой мировой души: первая — это жизнь ума — дочь Крона (Хроноса — времени), вторая — жизнь духа — дочь Зевса (Неба), и третья множественная — множество человеческих душ — афродит, наделенных любовью.

Вдохновляла и вдохновляет Афродита поэтов, музыкантов, художников с самых древних времен. Мы можем любоваться древними скульптурами Афродиты, созданными еще за несколько столетий до нашей эры. Правда, большинство из них сохранились в мраморных копиях, которые были сделаны с оригиналов, отлитых в бронзе. Статуи Афродиты (она же Венера) можно видеть в самых прославленных музеях мира.

Венера в поэзии[править]

Царица Гнидоса и Пафоса, Венера, Оставь любимый Кипр и с радостным челом Туда, где ладаном зовет тебя Глицера, Сойди в красивый дом.

  — Гораций, пер. А.Фета, «Царица Гнидоса и Пафоса, Венера…», 23 г. до н. э.

Не противлюсь сильной, богиня, власти; Отвращай лишь только любви напасти. Взор прельстив, мой разум ты весь пленила,Сердце склонила.

  — Александр Сумароков, «Гимн Венере», 1755

Спознакомь меня, Киприда, С прелюбезной сей подружкой, Коя пляшет и вздыхает, А рукой как подопрётся, Подаёт другою розы. Спознакомь меня, богиня, Со прелестным сим твореньем, Коим ты сама мне льстила! Дай вкусить мне услажденье, Ты которое вливаешь Здесь в сердца счастливых смертных, В те сердца, которы могут Восприять твою лишь благость, Восприять богинь здесь нежность.

  — Николай Струйский. «Анакреонтические оды», «К Венере», 1789

В минуту он тебя в богиню претворит И всех тебе сердца навеки покорит; Он тотчас даст тебе усмешку, взгляд Авроры,Гебеи молодость, прекрасную тень Флоры И всех умильностей и прелестей собор, Какими грации блистают и Венера; На что ни взглянешь ты, всё твой украсит взор, Везде представится иль Книд или Цитера…

  — Иван Дмитриев, «К*** о выгодах быть любовницею стихотворца», 1791

Бессмертная Венера! Всечтимая богиня,Юпитерова дщерь, Которая прельщаешь Сердца всех земнородных! Не мучь души моейСкук бременем, печалей, Тебя в том заклинаю. Но прииди ко мне, Как приходила прежде, И именем Амура Услышь мольбу мою…

  — Гавриил Державин, «Гимн Сафы Венере», 1800

Царица Пафоса и Книда, о Венера! Оставь любимый Кипр, прийди в смиренный храм, Куда, возжегшая обильный фимиям, Зовет тебя Глицера.

  — Василий Капнист, «Призывание Венеры», 1806

Богиня красоты, любви и наслажденья! Давно минувших дней, другого поколеньяПленительный завет! Эллады пламенной любимое созданье, Какою негою, каким очарованьем Твой светлый миф одет!

  — Иван Тургенев, «К Венере Медицейской», 1837

Вы не ходи́те в галерею, Не пробуждайте сердца сон, Не оживить вам Галатею, Как оживил Пигмалион. Венера сердцем овладеет, Все чувства страсти пробудит, Она и старость разогреет, А юность? ― в прах испепелит.

  — Николай Некрасов, «Кабинет восковых фигур», 1843

Стоишь подобно остолопу Средь этих мраморных Венер… И чёрт занёс меня в Европу! — В России лучше не в пример.

  — Пётр Шумахер, «Российский турист», 1861

В роще, будто в деревянной бане, знай себе полеживай и прей, а в ложбине, как в медовом жбане, и кипит и пенится кипрей.Полежу я в баньке не для вида,ибо нынче лажу я с собой.Нагишом в кипрей попрет Киприда,в этот алый луговой прибой. От души и до души разденусь и в пучину кинусь я тогда. И блаженная богиня Венус будет мыться в зное без стыда.

  — Сергей Петров, «Как яичница, лужок поджарен…», 1958

Замолкла песня.Отзвенелааккордеоновым аккордом. Тогда-то в чум вошла Венера, как и должна богиня ― гордо. Она была гола, как лобмладенцане пронзенный грустью. Она сияла тяжело не модной и не русской грудью.

  — Виктор Соснора, «Венера», 1965

что за чудные пленэры: и озера, и луга, и холмы, и берега ― на тебе, моя Венера, когда ты лежишь нага!

  — Леонид Аронзон, «что за чудные пленэры…», 1969

Льет дождь… Цепных не слышно псов на штаб-квартире патриарха, где в центре аглицкого парка стоит Венера. Без трусов.

  — Александр Ерёменко, «Переделкино», 1989

Венера на Асценденте у женщин

Таким дамам нравится ловить восхищенные взгляды, которые их повсюду сопровождают. Большинству из них повезло с внешностью, а у кого были с этим проблемы, нашли способ, как их решить. Обладательницы таких карт понимают, что их внешние данные выступают как надежные помощники в решении различных ситуаций. Женщины с Венерой на АС являются украшением своего спутника и желанными гостями на вечеринках. Однако сами они могут оскорбиться, если их будут считать простым дополнением к кому-то или принимать за красивую драгоценность. Впрочем, если их красота будет оценена по достоинству и весьма щедро оплачена, то, как знать…

Многие считают их воплощением женственности, особенно, если Венера в знаках своей силы. Эти представительницы прекрасного пола оказывают благоприятное воздействие на других, при этом вызывая зависть соперниц. Плохо то, что такие женщины в любви думают, в первую очередь, о себе. Они стремятся получить удовлетворение любой ценой, охотно принимают подарки и сами одаривают других. С удовольствием носят украшения и имеют качественные вещи.

0–7 лет

Первые семь лет нами управляет Марс. Эта планета считается мужской, ее энергии – действие, движение, лидерство, амбиции, активное развитие физического тела – в первую очередь мышечной системы. На данном этапе ребенок должен реализовать не менее 70% своего физического развития, поэтому кальций сейчас – самый важный микроэлемент питания. Детям, которые в этом возрасте стремятся активно исследовать мир, нужно давать как можно больше свободы движения, без чрезмерных табу, чтобы они могли сами выбрать для себя направление – в прямом и переносном смысле. Возраст семи лет на этом отрезке жизни считают переходным: дети сильно меняются психологически и физически (в 7 лет, например, выпадают молочные зубы) – и меняется их жизнь, начинается школа и появляются первые обязательства.

Мифы о Венере

Наиболее известным воплощением этой планеты является богиня, которую греки называли Афродита, а римляне — Венера. В греческой мифологии существует две версии появления на свет Афродиты. Согласно первой она родилась из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда ее прозвище Анадиомена, что означает «пенорождённая»). Возникнув из морской пены Афродита на раковине (античном символе женского лона), добралась до ближайшего острова. Этим островом античные авторы называют небольшой островок в Эгейском море — Киферу или Кипр.

По другой версии, изложенной Гомером, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя, а возможно и земли — Дионы. Само имя Афродита, возможно, происходит от греческого слова aphros, что значит «пена».

Аналогом Афродиты в древнем Риме была богиня Венера, чье имя было связано с латинским существительным venus, которое означало «сексуальную любовь» и «сексуальное желание». Для римлян Венера была символом рождения и плодородия, любви и сексуального влечения. Римляне верили, что от союза Венеры и троянского пастуха Анхиза родился их легендарный прародитель Эней. Постоянными эпитетами Венеры в Риме были «милостивая» и «очищающая».

Афродита-Венера была одной из самых популярных богинь античности и поэтому с ней было связано множество мифом. Как правило, в них рассказывается о ее любовных приключениях с богами и смертными. Мужем Венеры был бог кузнечного дела Гефест, известный римлянам под именем Вулкана.

Однажды бог-солнце Гелиос оказался свидетелем ее неверности и сообщил об этом мужу. Гефест был разгневан и выковал тончайщую невидимую сеть, которую он прикрепил к ложу любовников. Когда в следующий раз они отдались друг другу, она их опутала, не давая им возможности шевельнуться. Так Гефест захватил их в самый момент измены Венеры. Он призвал других богов стать свидетелями этого позорного зрелища. Гермес при этом воскликнул: «Только бы мне тут лежать с золотой Афродитою рядом!». Впоследствии мечта Гермеса сбылась. У них родился сын двуполый Гермафродит.

В античности различались две ипостаси Афродиты-Венеры: Венера Небесная (лат. Venus Coelestis) и Венера Земная (лат. Venus Vulgaris). Впервые эта идея была сформулирована Платоном в диалоге о природе любви «Пир». Небесная Венера символизировала любовь, которая возбуждалась размышлениями о вечном и божественном, Земная Венера представляла красоту, созданную в материальном мире, а также принцип продолжения рода человеческого.

Богиня любви Венера олицетворяет собой главный Божественный закон — Закон Единства, а объединяющая сила этого закона — любовь. В первом соборном послании апостола Иоанна говорится,

Основатель стоицизма Зенон Китийский (ок. 336–264 гг. до н. э.) также истолковывал Афродиту как «силу, которая надлежащим образом связывает отдельные части чего либо друг с другом» .

От связей с богами и смертными Венера имела многочисленное потомство, члены которого весьма различались по своему характеру и роду занятий. Одним из самых известных детей от Марса Венеры был бог любви Эрот (лат. Амур или Купидон), ее безотлучный спутник и помощник, олицетворяющий любовное влечение, обеспечивающее продолжение жизни на Земле.

Ренессансные Анадиомены

Тициан. «Венера Анадиомена», ок.1525, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Ренессансные художники тщательно читали описания произведений искусства, оставленные античными писателями, и исследовали сохранившиеся образцы. Обращение этого материала — один из главных признаков эпохи Возрождения, поэтому ничего удивительного в том, что итальянские мастера пытались создавать свои варианты самой знаменитой картины Древней Греции:

Картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», (ок. 1485, Уффици, Флоренция) оказалась самым знаменитым вариантом. Художник соединил в ней абсолютно все атрибуты сюжета, известные по источникам. Подробнее см.: Рождение Венеры (картина Боттичелли).

Более лаконичными в использовании атрибутики оказались другие мастера, более буквально следовавшие описанию Плиния, в котором не упоминается раковина. Их работы изображают просто женскую фигуру, отжимающую волосы:

  •  — мраморный рельеф Антонио Ломбардо «Венера Анадиомена» из Уилтон-Хауса (Музей Виктории и Альберта)
  • ок.  — полотно Тициана «Венера Анадиомена» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург)
  • XVI в. — фонтан «Венера», Джамболонья, школа Джамболоньи: вода стекает с волос богини (Национальная Художественная Галерея, Вашингтон.
  • Работы Рубенса.

С этим читают