Серебряный век. акмеизм

Символизм

Самое раннее из литературных направлений Серебряного века — символизм — тоже, строго говоря, не было изобретено отечественными авторами: этот термин родился среди французских поэтов. Однако в России он был переосмыслен и получил новое развитие. Более того, направление стало настолько популярно, что работавшие в его рамках авторы разделились на «поколения» старших и младших символистов.


К старшим символистам принято относить таких поэтов, как К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, — их лирические герои решительно отвергали реальность и предпочитали жить в абстрактном мире идей, свободных фантазий и вдохновения. Младшие символисты — это такие знаменитые поэты, как А. А. Блок и Андрей Белый, — также утверждали, что действительность далека от идеала, но стремились к более конкретному идеалу: миру, где царит Вечная Женственность, та сила, которая торжествует в Раю, описанном ещё средневековым поэтом Данте в «Божественной комедии». Добравшись до самого высокого из Небес, Данте встречает Беатриче — женщину, в которой слилось земное и божественное начала:

О, что за трепет душу мне объял,Когда я обернулся к БеатричеИ ничего не видел, хоть стоялВблизи нее и в мире всех величий!

Особенно много подобных женских образов встречается в лирике А. А. Блока, автора статьи «О современном состоянии русского символизма» (1910). Лирические герои его стихотворений тоскуют о «Прекрасной даме» или «Незнакомке». Именно так называется одно из самых знаменитых стихотворений этого автора: в нём рассказывается о таинственной даме, которая, как прекрасное видение, оказывается в трактире среди «пьяниц с глазами кроликов». Герой не понимает, действительно ли он видит женщину или она только мерещится ему — как отражение мечты о божественной любви:

И каждый вечер в час назначенный(Иль это только снится мне?)Девичий стан, шелками схваченный,В туманном движется окне.<…>И веют древними поверьямиЕе упругие шелка,И шляпа с траурными перьями,И в кольцах узкая рука. (1906)

Как и следует из названия направления, его авторы использовали множество символов. Символ отличается от образа тем, что он обладает сразу множеством значений. Например, роза может быть как символом любви, так и знаком раздора и даже вражды (вспомним Войну Алой и Белой розы), а также скорби. Впрочем, некоторые критики считали, что символисты порой слишком уж «воспаряли» над земным миром — настолько, что это становилось смешным. Так, В. С. Соловьёв даже написал стихотворный цикл «Пародии на русских символистов», где есть следующие строки:

На небесах горят паникадила,А снизу — тьма.Ходила ты к нему иль не ходила?Скажи сама!<…>И не зови сову благоразумьяТы в эту ночь!Ослы терпенья и слоны раздумьяБежали прочь. (1895)

Эгофутуристы

Кроме кубофутуризма, возникло еще несколько течений, в том числе эгофутуризм, возглавляемый И. Северяниным. К нему примкнули такие поэты, как В. И. Гнездов, И. В. Игнатьев, К. Олимпов и др. Они создали издательство «Петербургский Глашатай», выпускали журналы и альманахи с оригинальными названиями: «Небокопы», «Орлы над пропастью», «Засахаре Кры» и т. д. Их стихи отличались экстравагантностью и часто были составлены из созданных ими самими слов. Кроме эгофутуристов, действовали еще две группы: «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров) и «Мезонин поэзии» (Р. Ивнев, С. М. Третьяков, В. Г. Шереневич).

Принципы акмеизма

  • незамутненный взгляд на жизнь, человека, видимый мир
  • определенность образов, слов, предметность тем
  • структурность, организованность, четкость поэтических форм
  • преодоление символизма, абстракции, эстетства, декаданса
  • лирика повседневности, жизнеутверждающий пафос

Стихи акмеистов отличались стройной композицией, точностью рифм, логичностью, были понятны даже неискушенному читателю.  Темы их были гуманистичны, в центре их стоял человек и его творческое преобразование мира.

Они умели писать об обыденных вещах, простых радостях, воспевать здоровье души и тела, природу, воодушевлять на труд и подвиги, героизировать прошлое человечества. Акмеизм больше тяготел к архитектуре, скульптуре, чем к музыке, к равновесию познаваемого и непознаваемого.

Среди наиболее известных книг приверженцев нового движения следует назвать сборники «Чужое небо» и «Колчан» Гумилева, «Ива» и «Цветущий посох» Городецкого, «Вечер» и «Четки» Ахматовой, «Камень» Мандельштама (книга выходила трижды, дополняемая новыми стихами), «Четырнадцать стихотворений» Михаила Зенкевича.

Символизм.

Символизм – важнейшее направление в литературе ХХ века. Корни его во Франции, автор термина – французский поэт Жан Морреас. В России его начало датируется 1892 годом – временем появления статьи Д.С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной литературе», где определены три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.

Существование его свелось к непрерывной череде внутренних кризисов, самый глубокий из которых возник в 1910 году, в период расцвета этой школы, когда ее представители публично обсуждали причины ее упадка, а Н.С. Гумелев произносит надгробное слово символизму – речь «Наследие символизма и акмеизм».

Основные представители:

1) предсимволисты, для которых характерно старое традиционное отношение к слову при новом содержании: Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, И. Анненский, Ф. Сологуб;

2) старшие символисты, воспринимавшие символизм как литературную школу: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис;

3) младшие символисты, для которых символизм был прежде всего миропониманием: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок.

Основные принципы мировидения и поэтики:

— особое двоемирие – представление о разделенности реальности на мир явлений и мир сущностей, устремленность к сущности, «a realibus ad realiora»;

— поиск соответствий между двумя мирами, стремление в вещном мире разглядеть отражение вечных сущностей;

— понимание символа не только как поэтического приема многозначного иносказания, но и как знака иной, сакральной реальности;

— наличие абсолюта, начала, на котором строится единство создаваемого поэтического мира ( Вечная Женственность Вл. Соловьева, Прекрасная Дама А. Блока;

— мифотворчество, проявившееся не только в поиске мифологической родины, но и в создании индивидуальных мифов;

— реализация музыкальных возможностей слова, вплоть до размывания его самостоятельного значения;

— поэт – пророк, демиург.

Лирика А.А. Блока (1889 – 1921) – яркий пример символистского мировосприятия и поэтики. Уже в первой книге – «Стихи о Прекрасной Даме» (1905) проявились основные черты творческой манеры поэта: особая спаянность собранных в книге стихотворений, единый лирический сюжет, сквозные символы (весна, закат, заря, вечер, ветер и др.). Традиционная тема романтической любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» новое содержательное наполнение, привнесенное идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в «Божественном всеединстве». В стихотворениях этого сборника реализуется миф о Софии, Мировой Душе, который преобразует традиционную природную атрибутику.

«Стихи о Прекрасной Даме» отчетливо выявили и трагическую неосуществимость жизненной гармонии, поставив поэта перед необходимостью иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Обнажается стихийная, катастрофическая природа бытия. В лирику А. Блока 1904 – 1907гг. проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют «стихийные», демонические Незнакомка, Снежная маска, цыганка Фаина. Эти новые сюжеты реализуются в поэтических сборниках «Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911).

В 1911 – 1912 гг. А. Блок переработал свои пять сборников в трехтомное «Собрание стихотворений». С этого времени поэзия А. Блока существует в читательском сознании как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий миф о пути, о духовном становлении поэта. «Все стихи вместе – „трилогия вочеловечения”( от мгновения слишком яркого света через необходимый болотистый лес к отчаянию, проклятиям, „возмездию”и… к рождению человека „общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру», — по автохарактеристике А. Блока).

Поэт с энтузиазмом встретил революционные события 1917 года. Восприятие революции как взрыва народной стихии отразилось в поэме «Двенадцать». Поэт понимает, что стихия не может проявляться бескровно и идиллически, она несет в себе гибель и разрушение. Образ Христа в финале поэмы – не благословение этого разрушения, а символ совиновности и сопричастности.

Черты акмеизма

Акмеизм характеризуется следующими особенностями:

  1. В центре произведения должна быть идея принятия земного мира во всех его недостатках и достоинствах. В этом акмеисты отличались от символистов, которые стремились скрыть реальность за мистической неясностью и возведенными в абсолют идеалами;
  2. Ясность во всем. Образы литературного произведения должны быть четкими и предметными;
  3. Желание показать подлинные чувства человека;
  4. Воспевание первозданных эмоций, граничащих с первобытно-биологическим началом;
  5. Простой и понятный взгляд на жизнь;
  6. Нахождение красоты в повседневных деталях.

Несмотря на то, что акмеисты бросили вызов символизму, они стремились создать стихи со стройной композицией и логичностью. Поэтому их произведения были близки не только возвышенным натурам и знатокам литературы, но и неискушенным читателям.


Акмеисты любили отражать в стихах обыденные явления, делали акцент на простых радостях. Они умело воодушевляли читателей и неустанно говорили о героическом прошлом человечества.

Серебряный век поэзии

Конец XIX и начало ХХ века в России принято называть «Серебряным веком русской литературы». Почему Серебряным, спросите вы? Потому что «Золотым веком» называют другую эпоху — время, когда творили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Первоначально этот термин, придуманный критиком М. А. Антоновичем, относился лишь к первой половине XIX века, но затем «захватил» и И. С. Тургенева, и Ф. М. Достоевского, и А. А. Фета с Ф. И. Тютчевым.

Правда, в те времена поэты и писатели в большинстве своём не становились основоположниками литературных направлений, не составляли манифесты. Да, раннюю поэзию Пушкина и Лермонтова можно отнести к романтизму, но он появился на Западе ещё до того, как будущие гении взялись за перо; затем восторжествовал реализм, а некоторые критики, такие как Ф. В. Булгарин, презрительно называли созданные в русле этого направления работы «натуралистическими», указывая, что писатели, по их мнению, слишком увлеклись бытописанием «грязных» сцен из бытовой жизни. А вот поэты Серебряного века формировали направления более чем осознанно — и у каждого из них была своя идеология и художественные принципы.

Футуризм.

Футуризм возник в 1912 году – дата выхода в свет сборника «Пощечина общественному вкусу». Корни этого явления в Италии, автор термина – итальянский поэт Ф. Маринетти.

В России было 4 объединения футуристов:

1) кубофутуристы (группа «Гилея»): В. Хлебников, В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, С. Крученых, Б. Лившиц, Н. Кульбин;

2) эгофутуристы: И. Северянин, К. Олимпов;

3) «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, К. Большаков;

4) «Центрифуга»: Б. Пастернак, К. Бобров, Н.Асеев.

Основные принципы мировидения и поэтики:

— отталкивание от культуры во имя цивилизации, разрыв с литературной традицией (призыв «сбросить Пушкина с корабля современности»);

— тяготение к фольклору, проявившееся в особом строе произведений – строе сбалансированного несовершенства;

— стремление к революционному обновлению культуры, причем революция в искусстве ассоциировалась с политической революцией;

— словотворчество как поиск изначального единства всех слов, заумь – не бессмыслица, а восхождение к истинному смыслу слова;

— поэт – языческий, природный человек.

Футуристические принципы миро видения проявились в творчестве В. Маяковского (1893 – 1930). Манера изъясняться исключительно в тоне вызова, рискованный антиэстетизм, поэтика кличей и возгласов, словесный эксперимент, броский гиперболизм и намеренное косноязычие определяют стиль молодого В. Маяковского

Акцентированное внимание к внешней жизни слова, к его влиянию на окружающий мир, энергия стиха ищут соответствия в жесте, в стиле поведения, во внешнем облике поэта-футуриста (желтая кофта, розовый пиджак, безбытный образ жизни)

В 1913 – 1917 гг. В. Маяковский создает, помимо большого числа лирических стихотворений, трагедию «Владимир Маяковский», поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек». В них – трагическое ощущение человека, связанного «веревками грязных дорог», опутанного нитями земной предопределенности. Поэт, «тринадцатый апостол», берет на себя ответственность за нравственное состояние мира, словно ему одному дано решить судьбу человеческого рода и раздвинуть рамки земного существования. « Я – поэт, я разницу стер между лицами своих и чужих», — такова суть этики В. Маяковского.

Ведущие жанры поэзии В. Маяковского – трагедия (пусть в форме поэмы), сатира (комедии «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф»), элегия (героиня его любовных стихотворений – Л. Я. Брик, все три своих прижизненных собрания сочинений поэт посвятил ей) и ода (впервые в стихах 1917 г. о революции).

Неукротимый дух поэта и дух революционного времени совпали. Непримиримость мечты о «едином человечьем общежитье» и морали «уродца века» — движущая сила большинства произведений В. Маяковского, обуславливающая полярность утверждаемого и отрицаемого, «громаду любовь и громаду ненависть».

Несомненно, все многообразие литературного процесса рубежа веков не сводилось к трем вышеперечисленным потокам. Были поэты, стоявшие вне литературных направлений (М. Волошин, М. Цветаева, М. Кузьмин, В. Ходасевич), были поэты, примыкавшие в разные периоды жизни к разным литературным направлениям (С. Городецкий). Однако доминантными в литературной жизни рубежа веков оставались символизм, акмеизм и футуризм.

ЛИТЕРАТУРА.

Бахтин М. М. Сологуб // Диалог. Карнавал. Хронотоп. — 1993. – №2-3.

Лавров А.В. Андрей Белый в 1890-е годы: Жизнь и литературная деятельность. – М.,1995.

Мочульский К.В. Андрей Белый. – Томск, 1997.

Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». – Л.,1988.

Иезуитова Л.А. Творчество Л. Андреева (1892 – 1906). – Л., 1976.

Слобин Г.Н. Проза Ремизова: 1900 – 1921. – СПб., 1997.

Грачева А.М. Алексей Ремизов и древнерусская культура. – СПб., 2000.

Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: радикальный микрокосм в России начала ХХ века как предмет семиотического анализа. – М.,1999.

Что такое «Серебряный век»?

Серебряный век ‑ один из главных, ключевых периодов русской поэзии, охватывающий период конца XIX ‑ начала XX века. Споры о том, кто же первый употребил данный термин, идут до сих пор. Некоторые считают, что «Серебряный век» принадлежит Николаю Авдеевичу Оцупу, известному критику. Другие склоняются к версии, что термин был введен благодаря поэту Сергею Маковскому. Но также существуют варианты относительно Николая Александровича Бердяева, известного русского философа, Разумникова Васильевича Иванова, российского литературоведа, и поэта Владимира Алексеевича Пяста. Но одно известно точно: определение было придумано по аналогии с другим, не менее важным периодом ‑ Золотым веком русской литературы.


Что касается временных рамок периода, то они условны, так как сложно установить точные даты зарождения Серебряного века поэзии. Начало обычно связывают с творчеством Александра Александровича Блока и его символизмом. Конец приписывают дате расстрела Николая Степановича Гумилева и смерти ранее упомянутого Блока. Хотя отголоски этого периода можно найти и в творчестве других известных русских поэтов ‑ Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама.

Символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного века.  Все они относятся к такому направлению в искусстве, как модернизм.

Основной философией модернизма служила идея позитивизма, то есть надежда и вера в новое ‑ в новое время, в новую жизнь, в становление новейшего/современного. Люди верили, что они рождены для чего-то высокого, у них есть свое предназначение, которое они должны воплотить. Теперь культура направлена на вечное развитие, постоянный прогресс. Но вся эта философия рухнула с приходом войн. Именно они навсегда изменили мировоззрение и мироощущение людей.

Творчество Софии Парнок

София Яковлевна Парнок (1885 ‑ 1933 гг.) ‑ российская поэтесса, переводчик. Известность она получила благодаря скандальной дружбе с известной поэтессой Мариной Цветаевой. Дело в том, что общению между ними приписывали что-то большее, чем приятельские отношения. Так же Парнок была удостоена прозвища «русская Сапфо» за свои заявления о праве женщин на нетрадиционную любовь и равные права с мужчинами.

Основные труды:

  • «Белая ночь»;
  • «В земле бесплодной не взойти зерну»;
  • «Еще не дух, почти не плоть»;
  • «Люблю тебя в твоем просторе»;
  • «Как светел сегодня свет»;
  • «Гадание»;
  • «Слишком туго были сжаты губы».

Главные темы в творчестве поэтессы – свободная от предрассудков любовь, духовная связь между людьми, независимость от общественного мнения.

К определенному направлению Парнок не принадлежит. Она всю жизнь пыталась найти свое особенное место в литературе, не привязанное к определенному течению.

Символизм в годы революции

Поэзия русского серебряного века в 1905-1907 гг. претерпевает изменения. Большинство символистов, ориентируясь на происходящие в стране общественно-политические события, пересматривают свои взгляды на мир и красоту. Последняя теперь понимается как хаос борьбы. Поэты создают образы нового мира, который приходит на смену погибающему. В. Я. Брюсов создает стихотворение «Грядущие гунны», А. Блок — «Барка жизни», «Поднималась из тьмы погребов…» и др.

Изменяется и символика. Теперь она обращается не к античному наследию, а к русскому фольклору, а также славянской мифологии. После революции происходит размежевание символистов, на желающих оберегать искусство от революционной стихии и, наоборот, активно интересующихся социальной борьбой. После 1907 г. споры символистов исчерпывают себя, на смену приходит подражание искусству прошлого. А с 1910 г. русский символизм переживает кризис, отчетливо отображая свою внутреннюю противоречивость.

Имажинизм

Имажинизм ‑ одно из течений русского авангарда, которое также появилось и распространилось в Серебряном веке. Понятие произошло от английского слова «image», что переводится как «образ». Данное направление является ответвлением от футуризма.

Сначала имажинизм появился в Англии. Главными представителями были Эзре Паунд и Перси Уиндем Льюис. Лишь в 1915 году данное течение дошло до нашей страны. Но русский имажинизм существенно отличался от английского. По сути, от него осталось только название. Впервые русская публика услышала произведения имажинизма 29 января 1919 года в здании Всероссийского союза поэтов в Москве. Оно предусматривает, что образ слова возвышается над замыслом, идеей.

Впервые термин «имажинизм» появляется в русской литературе в 1916 году. Именно тогда издается книга Вадима Шершеневича «Зеленая улица…»., в которой автор заявляет о появлении нового течения. Более обширного, чем футуризм.

Так же, как и футуризм, имажинизм оказал влияние на живопись. Наиболее популярными художниками являются: Георгий Богданович Якулов (художник ‑ авангардист), Сергей Тимофеевич Конёнков (скульптор) и Борис Робертович Эрдман.

Основные признаки имажинизма:

  • главенство образа;
  • обширное употребление метафор;
  • содержание произведения = развитие образа + эпитеты;
  • эпитет = сравнения + метафоры + антитеза;
  • стихотворения выполняют, прежде всего, эстетическую функцию;
  • одно произведение = один образный каталог.

Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин (1895 ‑ 1925 гг.) ‑ известный русский поэт, один из самых популярных представителей имажинизма, выдающийся творец крестьянской лирики. Творчество Есенина мы описали в эссе о его в вкладе в культуру серебряного века.

За свою столь короткую жизнь он успел прославиться незаурядным творчеством. Его проникновенные стихотворения о любви, природе, русской деревне читал каждый. Но также поэт был известен тем, что являлся одним их основателей имажинизма. В 1919 году он вместе с другими поэтами ‑ В.Г. Шершеневичем и А.Б. Мариенгофом ‑ впервые рассказал обществу о принципах данного течения. Главной особенностью было то, что стихотворения имажинистов можно читать снизу вверх. При этом суть произведения не меняется. Но в 1922 году Сергей Александрович понимает, что это новаторское творческое объединение очень ограниченно, и в 1924 пишет письмо, в котором объявляет о закрытии группы имажинистов.

Основные труды поэта (необходимо отметить, что далеко не все они написаны в стилистике имажинизма):

  • «Гой ты, Русь, моя родная!»;
  • «Письмо к женщине»;
  • «Письмо к матери»;
  • «Хулиган»;
  • «Собаке Качалова»;
  • « Ты меня не любишь, не жалеешь…»;
  • «Черный человек»;
  • «Мне осталось одна забава»;
  • Поэма «Анна Снегина»;
  • «Шагане ты моя, Шагане«

Главные темы творчества Есенина:

  • тема Родины;
  • тема природы;
  • любовная лирика;
  • тоска и духовный кризис;
  • ностальгия;
  • переосмысление исторических преобразований 20 века

Анатолий Мариенгоф

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 ‑ 1962 гг.) ‑ русский поэт-имажинист, драматург, прозаик. Вместе с С. Есениным и В. Шершеневичем основал новое направление авангардизма ‑ имажинизм. Прежде всего, он прославился своей революционной литературой, так как большая часть его произведений восхваляет это политическое явление.

К основным трудам поэта можно отнести такие книги, как:

  • «Роман без вранья»;
  • «Циники» (1991 году вышла экранизация этой книги);
  • «Бритый человек»;
  • «Бессмертная трилогия»;
  • «Анатолий Мариенгоф о Сергее Есенине»;
  • «Без фигового листочка»;
  • «Витрина сердца».

К стихотворениям-примерам имажинизма:

  • «Встреча»;
  • «Кувшины памяти»;
  • «Марш революций»;
  • «Руки галстуком»;
  • «Сентябрь» и многие другие.

Темы произведений Мариенгофа:

  • революция и её воспевание;
  • тема «русскости»;
  • жизнь богемы;
  • социалистические идеи;
  • антиклерикальный протест.

Вместе с Сергеем Есениным и другими имажинистами поэт участвовал в создании выпусков журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и книги «Имажинисты».

Истоки акмеизма

Акмеизм – русское литературное движение начала XX века. Акмеизм пришел на смену символизму, в его основе – ясность мысли и точность выражений.

Теоретики и самые яркие представители направления: С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Серебряный век русской литературы породил несколько крупных поэтических течений, старейшим из которых был символизм. К 1910 году назрел его кризис, поэзия символизма утрачивала актуальность, связь с реальностью, становилась академической.

Поэты Сергей Городецкий и Николай Гумилев, в прошлом символисты, в 1911 году объединились в «Цех поэтов», чтобы создать новую школу стиха и собрать вокруг себя молодых последователей.

Термин «акмеизм» (расцвет, пик) по одной из версий предложен в 1912 году Вячеславом Ивановым, по другой – придуман Николаем Гумилевым. Движение имело второе наименование – «адамизм», не получившее широкого распространения.

Программу нового направления в стихосложении огласили в артистическом кафе Санкт-Петербурга «Бродячая собака».

Среди претензий к программным статьям отцов-основателей «Наследие символизма и акмеизм» (Гумилев) и «Некоторые течения в современной русской поэзии» (Городецкий): несоответствие теории и практики, несходство между собой творческих методов самих акмеистов.

Черты акмеизма как литературного направления

Ими считаются:

  • декларация разрыва с символизмом
  • преемственность с предшественниками
  • отказ от символа как единственного способа поэтического воздействия
  • «самоценность каждого явления» в творчестве
  • отрицание мистического
  • краеугольный камень акмеизма – имена Шекспира. Рабле, Ф.Вийона, Т.Готье, а также поэзию И.Анненского
  • соединение в творчестве внутреннего мира человека с «мудрой физиологичностью»
  • «одежда безупречных форм» (Н.Гумилев).

Русские акмеисты в большей степени, чем символисты, уходили в круг чисто литературных задач. В отечественной  классике и в мировой литературе они выбирали то, что в философии творчества было связано со стихией непосредственной жизненности, в круг «неполитизированной» культуры, в поиски поэтического слова.

Футуризм

Одновременно с акмеизмом возникло другое литературное направление — футуризм. Оно было самым шумным, скандальным, эпатажным из модернистских направлений русской литературы. Выступления футуристов запоминались театральностью, яркими абсурдными костюмами (например, желтая женская кофта В. Маяковского), а также потасовками.

Наметилось четыре объединения футуристов: первое — эгофутуристы (И. Северянин, К. Романов); второе — кубофутуристы (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, А. Крученых); третье — «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев); четвертое — группа «Центрифуга» (Б. Пастернак, К. Бобров).

Несмотря на все различия между отдельными группами, футуристов объединяло единое отношение к культуре. Они воспринимали культурное наследие как изжившее себя и провозглашали лозунги: «Сбросим Пушкина с парохода современности», «во имя нашего завтра сожжем Рафаэля». Футуристы отказывались от прошлого во имя будущего. Будущее для них связывалось с урбанизацией, технократией. Искусство будущего они представляли только в синтезе с политикой, поэтому революции в искусстве они приравнивали к революции в политике. На уровне поэтики использование культурного наследия выражалось в апелляции к фольклорному сознанию и в таком своеобразном явлении, как заумь, которая выглядела как воспроизведение заклинаний. Например, у А. Крученых мы читаем:

Дыр бул щил

убещур

скум

вы со бу

р л эз.

Заумь В. Хлебникова представляла собой своеобразную переплавку привычных слов в поисках их первоначального единства.

Крылышкуя золотописьмом тончайших жил,

кузнечик в кузов пуза уложил

миллионы всяких трав и вер.

Пинь-пинь-пинь-тарарахнул зинзивер.

О лебедиво! О озари!

«Кузнечик»

Эгофутуристы — наиболее раннее из футуристических объединений. Поэты этой группы находились под влиянием символизма: подчеркнутая музыкальность стиха, устремленность к возвышенному. Лирика И. Северянина была своеобразной пародией на символизм:

Ананасы в шампанском!

Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском,

Весь я в чем-то испанском,

Вдохновляюсь порывно —

И берусь за перо.

Самым многочисленным, самым ярким было объединение кубофутуристов. Многие из его представителей были не только поэтами, но и художниками (А. Крученых, В. Маяковский, Д. Бурлюк). Именно из среды кубофутуристов избирались Председатели Земного Шара (первый — В. Хлебников, второй — Н. Петников, третий — Л. Вышеславский).

После Октябрьской революции 1917 г. кубофутуристы стали называть себя комфутами — коммунистическими футуристами. Они претендовали на то, чтобы быть официальным искусством революции, но не получили поддержки советской власти.

В 1919 г. В. Шершеневич совместно с С. Есениным, С. Мариенгофом, Р. Ивневым создали группу имажинистов (1919—1923), которые главным принципом своего творчества провозгласили создание образов.

В. Маяковский отошел от футуристического движения и создал свою группу ЛЕФ — Левый Фронт искусства, которая стремилась выработать концепцию нового пролетарского искусства — искусства будущего.

Футуризм был своеобразным переходом между искусством модернизма и авангардом. Если модернисты, стремясь к новизне, не разрывают с традициями прошлого, то в авангарде происходит кардинальный разрыв между прошлым и будущим искусством. Если модернизм исходит из представления о мире как о хаосе, который преодолевается гармонией художественного произведения, то в авангарде реакция на хаос мира — хаос текста (творчество А. Крученых).

Символизм, акмеизм и футуризм — это главные направления в поэзии Серебряного века, были поэты, которые периодически придерживались диаметрально противоположных мнений, переходили (С. Городецкий, А. Тиняков). Кроме того, были поэты, которые никогда не принадлежали ни к одному направлению и всегда держались в стороне от литературных школ (М. Волошин, М. Кузьмин, М. Цветаева, В. Ходасевич).

После революции 1917 г. многие направления, течения были признаны неактуальными для нужд нового советского общества. Лишь с 80-х гг. XX в. наследие Серебряного века стало доступно любителям поэзии без цензурных сокращений.


С этим читают