Амитофо

«История одной вещи» — совместный проект с томскими музеями


«Я занимаюсь расшифровкой рукописей полковника Полумордвинова, и среди них имеется опись его коллекции. Некоторые предметы в ней расписаны очень подробно — и эта вещица, в частности. Полковник приобрел ее в 1907 году за 10 рублей в Нагасаки, но сделана она была в Токио. Этот предмет полковник называет «складень». По-японски — «кого-ботокэ». «Ботокэ» (или «хотокэ») значит Будда. «Кого» — коробочка или ладаница. Получается — Будда в коробочке». Александра Котенко, сотрудница Томского краеведческого музея

По сути, этот «складень» — карманный амулет японского буддиста. Хотя определение «карманный» здесь весьма условно: на японской одежде карманов не было, поэтому амулеты складывали в специальные мешочки, которые либо прятали за пазуху, либо крепили на пояс.

На одной деревянной створке, покрытой позолотой — «гневное божество» (именно так его определил в описи полковник Полумордвинов). На другой — мирное, по мнению полковника, «копия с Дайбуцу».

«Дай» — большой, «буцу» — Будда: Великий Будда. В Японии была традиция устанавливать гигантские многометровые статуи Будды. Руки божества из амулета сложены особым образом — в жест «дхарма мудра», обозначающий буддийское учение. Жест представляет собой своего рода треугольник, символизируя три ценности буддизма: Будда как учитель, сангха как община и дхарма как закон.

«Описывая божество из Амулета как копию Дайбуцу, полковник Полумордвинов, в общем-то, не ошибся, — говорит Александра Котенко. — Потому что большой Будда с таким жестом — это Будда Амида».

«Амидаизм — это наиболее распространенная школа в буддизме, — продолжает Александра Котенко. — Как и многие направления буддизма, амидаизм появился в Китае — в начале 5 века. Популярность учения объяснялась его простотой. Монахи пришли к выводу, что с каждым новым поколением люди становятся менее усердными и уже не способны воспринимать основы учения и самостоятельно очищать свою карму. То есть шансов на то, чтобы переродиться Бодхисаттвой или Буддой у человека нет. Остается только уповать на просветленное существо — Будду Амида».

Уповать на Будду Амида было несложно — достаточно было периодически молиться ему или хотя бы просто повторять его имя: «Наму Амида Буцу» («Помни о Будде Амида»). В этом случае всемилостивый Будда, который дал обет не уходить в нирвану до тех пор, пока последний грешник не возродится в его Западном Раю, непременно должен придти на помощь. Этакая упрощенная формула буддизма для мирян.

В паре с непритязательным «спасителем» в амулете полковника Полумордвинова находится не просто «гневное божество». Это — Эмма-О, или король Эмма. Судья и повелитель мира мертвых. Персонаж этот кочует по мифологиям разных стран. В Индии это Яма — бог, который пожертвовал собой, отказавшись от бессмертия, и положивший таким образом начало миру людей. В Китае — Яньло-ван. Судья загробного мира.

«Китайцы представляли мир мертвых в виде судебной системы. Человек умирает, попадает на суд, где ему воздается по делам его. Если сильно грешен — могут в наказание заставить 10 тысяч лет ходить по горе с иглами. Если очень сильно грешен — могут 10 тысяч лет пытать. Если безгрешен — отправят наверх, в рай. Японцы эту систему с мириадами адов взяли на вооружение, переименовав главного судью в Эмма-О. Впрочем, сурового наказания мог избежать даже самый распоследний грешник. Если успеешь повторить перед смертью: «Наму Амида Буцу», можешь уповать, что долги твои спишут. Именно поэтому злое и доброе божества соседствуют в одном амулете». Александра Котенко, сотрудница Томского краеведческого музея

Memento mori, одним словом. Помни о смерти. Хотя в японском загробии существовал еще один персонаж, даже более популярный, чем Будда Амида — Дзидзо. Наполовину буддийское, наполовину синтоистское божество земли, которое покровительствует абсолютно всем. Даже тем, кто уже получил по полной и вялится в аду. Его часто можно было увидеть на картинах с изображением адского пекла — в уголке. Как символ спасения из самой критической ситуации.

Понятие о Махакале

Махакала – это божественное существо, которое охраняет и защищает дхарму, то есть учение Будды. В буддийской философии таких защитников называют дхармапалами. Кроме того, в некоторых направлениях он считается йидамом – просветленным, имеющим собственные практики, медитативные упражнения, мантры, иконографию, статуи.

Танка с Махакалой

Махакала почитается в традиции Ваджраяны. Основная миссия этого божества – убирать препятствия, преодолевать сложности, помогать людям, стремящимся к Пробуждению.

Его имя означает «Великий черный» или же «Великое время» в зависимости от точности перевода. Но в разных странах Махакала имеет различные имена:

  • в Тибете – Нагпо Ченпо;
  • в Монголии – Махгал;
  • в Японии – Дайкоку.

Как бы его ни называли, он имеет огромное количество ипостасей, но в большинстве случаев изображается как гневное божество. Этому есть объяснение: в текстах тантры выделяется 8 видов существ, обладающих особым могуществом. Среди них есть так называемые «махакалы», создающие людям проблемы, и, чтобы противостоять им, Махакала вынужден был принять похожий облик.

Внешний вид

Махакала часто изображается в иконографии, на тханках, в скульптурах, статуэтках, рисунках. Конкретный внешний вид зависит от формы божества, но в целом имеет ряд общих черт.

Чаще всего он предстает в синем или черном теле, с выпученным животом, со злобным выражением лица. Огромное значение имеют его атрибуты и украшения: набедренная повязка из шкуры тигра, гирлянда, на которую нанизаны головы людей, кости.

Тиара, которая увенчана 5 черепами, олицетворяет 5 омрачений, которые божество сумело превратить в 5 истинных мудростей. Животные и птицы из дикой природы являются символом решительности и готовности преодолевать препятствия. Две змеи сплели тело и сцепились ниже пояса – это указывает на то, что Махакала смог усмирить в себе злость, которую символизируют змеи.


В зависимости от количества рук Махакала держит определенные предметы: божество с двумя руками сжимает черепную чашу и меч или трезубец, с четырьмя – меч, кхатвангу, капалу, с шестью – еще и четки, барабан дамару, нож, с шестнадцатью – трезубец, слоновью лапу, колокол, ваджру, голову человека, ракушку, розги, дамару. Также последний имеет 8 лиц и 4 ноги.

Часто защитник дхармы, в особенности белая его форма, ногами удерживает божество Винаяка с головой слона – это демон, чинящий препятствия. Нередко его путают с Ганешей из пантеона индуизма, который, напротив, является воплощением мудрости и богатства.

Двурукий Бернагчен обычно изображается верхом на солнце, расположенном на троне из лотоса. Треть всего тела занимает голова, волосы похожи на пламя и вздыблены, а на лице можно различить 4 здоровых клыка и бородку рыжего цвета. Сам он охвачен пламенем мудрости.

У божества есть и женское воплощение – Махакали. Женой является богиня Шридэви, другой ипостасью которой считается гневная Палдэн Лхамо. Шридеви вместе с супругом нередко изображаются в союзе яб-юм.

Формы и их значение

Несмотря на гневный образ, Махакала обладает сочувствующей и сострадательной натурой. Его высшая цель – стремление к Пробуждению, а частная, помогающая всем практикам – преодоление препятствий на пути к нему, увеличение силы, накопление знаний, духовное развитие.

В Тибете его почтительно называют «Великий черный хранитель». Махакала может иметь самые разные формы: с разным количеством рук, разных цветов, и в каждом случае конкретное божество будет иметь особое значение. Называют 72 его эманации, но есть мнение, что их количество превышает тысячу.

Расскажем про самые главные его формы:

С 2 руками – Махакала Бернагчен, воплощение бодхисаттвы Ваджрапани. Буквально значит «черный плащ». Признан мощнейшим защитником. Особенно распространен в направлении Карма Кагью и служит Кармапе. 8-й Кармапа в свое время составил текст «Призыв Бернагчена», постоянное чтение которого поможет достичь храбрости и оградиться от зла. В монгольском направлении очень почитается подвид Бернагчена – Панджара Махакала, который, кроме всего прочего, считается покровителем домов.

Махакала Бернагчен

  • С 4 руками – Гонпо Чакжила, эманация Манджушри
  • С 6 руками – Джняна Махакала, воплощение Авалокитешвары, без труда побеждает врагов.

Шестирукий Махакала

Белый – Гонкар, помогает успокаивать и увеличивать активную энергию, дарует богатства, силу, ум, духовные качества. Во многом стал популярен из-за духовной деятельности Цонкапы, создавшего особые обряды Махакалы. Гонкар считается хранителем монгольского народа.

Белый Махакала

  • Золотой или желтый – усиливает энергию и удваивает усилия на пути Просветления.
  • Красный – дарит вдохновение.

Красный Махакала

Синий/черный – охраняет и устраняет преграды.

Черный Махакала

Перевод «amituofo namo amituofo» на русский язык: «amituofo намо amituofo»

amituofo:   амитуофо
namo:   намо
Namo Amitabha.   Намо Амитабха. источник пожаловаться     Corpus name: OpenSubtitles2016. License: not specified. References: http://opus.lingfil.uu.se/OpenSubtitles2016.php, http://stp.lingfil.uu.se/~joerg/published/ranlp-V.pdf
Namo Amitabha.   Намо Амитабха. Форма — это пустота. Намо Амитабха. источник пожаловаться     Corpus name: OpenSubtitles2016. License: not specified. References: http://opus.lingfil.uu.se/OpenSubtitles2016.php, http://stp.lingfil.uu.se/~joerg/published/ranlp-V.pdf
I mean, Guantánamo bay… yeah, that’s great.   То есть залив Гуантанамо это хорошо. источник пожаловаться     Corpus name: OpenSubtitles2018. License: not specified. References: http://opus.nlpl.eu/OpenSubtitles2018.php, http://stp.lingfil.uu.se/~joerg/paper/opensubs2016.pdf
Namo Amitabha.   Намо Амитабха. Намо Амитабха. Намо Амитабха. источник пожаловаться     Corpus name: OpenSubtitles2016. License: not specified. References: http://opus.lingfil.uu.se/OpenSubtitles2016.php, http://stp.lingfil.uu.se/~joerg/published/ranlp-V.pdf

Карьера в кино

Амитабх Баччан дебютировал в кино в 1969 году в фильме , однако фильм не имел коммерческого успеха. Незамеченным остался и его следующий фильм Parwana, где он сыграл влюбленного, который становится убийцей. Для него это была первая отрицательная роль в кино. Однако за следующий фильм, , где он сыграл врача, который пытается вылечить главного героя, сыгранного Раджешем Кханна, ему была присуждена Filmfare Award за лучшую мужскую роль второго плана.

В 1972 году вышел фильм в жанре боевика и дорожной комедии Bombay to Goa, который стал первым успешным в кассе фильмом с его участием. Однако настоящий успех пришёл к Баччану лишь после исполнения в 1973 году главной роли в боевике «Затянувшаяся расплата», в котором он впервые выступил в амплуа «сердитого молодого человека» (англ. angry young man), самостоятельно противостоящего злу.

Среди его фильмов, вышедших в 1975 году, два стали классикой Болливуда. Первый из них — «Стена», где он сыграл преступника, которому противостоит его брат-полицейский. Второй — «Месть и закон», где он снялся вместе с Дхармендрой, Хемой Малини и его женой Джайей, получил в прокате статус «блокбастер» и стал фильмом Болливуда всех времён. В 1976 году вышел фильм «Любовь — это жизнь», в котором Баччан сыграл молодого поэта Амита Мальхотру, влюблённого в девушку Пуджу, несмотря на то что она замужем.

В 1982 году на съёмках фильма во время исполнения одного из трюков Баччан получил тяжёлую травму. Сильный удар об угол стола при съёмке сцены драки закончился для него разрывом селезёнки. В результате он несколько недель пролежал в коме. Это происшествие заставило создателей изменить сценарий фильма, в соответствии с которым герой Баччана должен был погибнуть. В изменённой версии герой остался в живых.

Возвращение на экраны после политики

В 1988 году вышел фильм , который стал для него возвращением на экраны и имел коммерческий успех, однако несколько его следующих фильмов проваливалось в прокате. В 1990 году в фильме «Огненный путь» он сыграл Виджая Чаухана, который мстит за смерть отца, заработав благодаря своему исполнению Национальную кинопремию за лучшую мужскую роль.

После выхода фильма Khuda Gawah, он решил снова взять перерыв, но на этот раз ради продюсерской карьеры.

В 1997 году Баччан вновь вернулся на экраны в качестве героя боевика в фильме Mrityudata, который стал первым фильмом выпущенным под его собственным баннером ABCL, но к несчастью с треском провалился в прокате и получил негативные отзывы критиков.

Успешным для него стал 2005 год: фильм «Последняя надежда», где он сыграл старика, помогавшего слепой девочке учиться, принёс ему множество наград. Ещё несколько фильмов: «Наперегонки со временем», «Банти и Бабли», «Загадка», «По стопам отца», «Найти справедливость» и «Как сердце подскажет», имели коммерческий успех, а фильм «Телохранитель», где главный герой защищает сироту от бандитов, получил статус «среднее».

В 2009 году вышел фильм «Папочка», в котором он сыграл мальчика, имеющего редкое заболевание, в то время как в роли отца его героя выступил его сын Абхишек. Ради съёмок Амитабху делали специальный грим. Его актёрская игра получила множество похвал от критиков и несколько наград, в том числе Национальную кинопремию.

В 2013 году Баччан дебютировал на международном экране в фильме «Великий Гэтсби», где сыграл персонажа Мейера Вольфшейма. В 2018 году на экраны вышел фильм 102 Not Out в котором актёр снова разделил экранное пространство с Риши Капуром. Амитабх сыграл 102-летнего старика, который хочет побить рекорд, став самым старым человеком на планете. Фильм имел коммерческий успех. Последней работой актёра на данный момент является фильм Thugs Of Hindostan, в котором он разделил экранное пространство с Аамиром Ханом. Актёры никогда не снимались вместе ранее, хотя в 1990-х годах оба были приглашены принять участие в фильме режиссёра Индры Кумара, съёмки которого так и не состоялись

Сейчас Амитабх снимается в фильме Brahmastra, первая часть которого выйдет в конце 2019 года. Также он снимается в фильмах Badla и Sye Raa Narasimha Reddy, в последнем из которых он сыграет небольшую роль[источник не указан 642 дня].

Святые буддизма

Будда Шакьямуни. Или просто Будда. Именно в этом перерождении Будда познал Истину и создал свое учение. Учение Будды (буддизм) – важнейшая часть японской культуры.

Будда Мироку. Санскритское имя – Матрейя. Будда будущего. Когда он спустится на Землю, наступит Конец Света.

Будда Амида. Санскритское имя – Амитабха. Главный объект поклонения одной из ветвей северного буддизма – амидаизма. Будда Западного Края. Согласно легенде, в одном из своих перерождений он, постигнув учение Будды и изучив множество земель и стран, дал 48 обетов, один из которых был построить для всех, обратившихся к нему за помощью, СтрануЧистой Земли (“Дзёдо”) на Западе – лучший в мирах край для жизни людей, своего рода буддийский Рай. Через множество новых перевоплощений он исполнил этот обет. Его любимое животное – белый Лунный Кролик (“Цуки но усаги”).

Бодхисаттва Каннон. Другое произношение имени – Кандзэон, санскритское имя – Авалокитешвара (“Внимающий звукам мира”). Бодхисаттва сострадания, давший клятву спасать везде и всюду живые существа, и за это получивший возможность проявляться в “тридцати трех обликах”. Ближайший сподвижник Амиды. В Китае и Японии почитается в женском облике. В Индии и Тибете – в мужском облике (Далай-лама считается его воплощением). В японском христианстве в XVI веке отождествлялась с девой Марией. Управляет миром животных. Часто изображается с множеством рук – символом возможности спасать неисчислимые множества существ.

Бодхисаттва Дзидзо. Считается покровителем детей и мучающихся в аду, а также путешественников. Маленькие статуи Дзидзо часто ставят у дороги, и на шею им иногда повязывают кусок материи в знак жертвоприношения.

Пять будд сострадания (Го-Ти). Именно эти пять божественных существ больше всего помогают людям в достижении Нирваны. Их имена: Якуси, Тахо, Дайнити, Асукуки и Сяка.


Двенадцать богов-хранителей (Дзюни-Дзинсё). Двенадцать богов-охранников великого Якуси-Нёрая – Лекаря Душ в буддийской мифологии. Их число соответствует числу месяцев, а потому родившиеся в соответствующий месяц часто считают себя под покровительством соответствующего божества.

Патриарх Дарума. В России Дарума известен как Бодхидхарма, создатель школы Дзэн и основатель китайского монастыря Шаолинь – будущего центра боевых искусств. Его самоотверженность в достижении избранной цели вошла в поговорку. Согласно легенде, когда его веки от долгого неподвижного сидения в позе медитации стали слипаться, он их вырвал, негодуя на свою слабость.

В Японии есть такой обычай: когда начинаешь делать сложное дело (или просишь у богов чуда), покупаешь статуэтку Дарумы и закрашиваешь ей один глаз, а когда заканчиваешь дело (или получаешь просимое) – второй глаз.

Амитабха в религиозном искусстве

Иконография Амитабхи почти не различается с иконографией Будды Шакьямуни, так как оба они изображаются с одинаковыми атрибутами «достигшего Пробуждения» и не имеют каких-либо отличительных черт. Однако, Амитабха традиционно изображается с дхьяни-мудрой (мудрой медитации, как на статуе Большого Будды в Камакура) или с витарка-мудрой, и только Шакьямуни присуща бхумиспарша-мудра.

Также в иконографии Амитабхе обычно сопутствуют его помощники — Авалокитешвара (справа) и Махастхамапрапта (слева).

Изображают Амитабху обычно в красной гамме цветов — в тибетском буддизме красный цвет олицетворяет любовь, сострадание и эмоциональную энергию. Из сторон света Амитабхе «принадлежит» запад, в связи с чем он символизирует закатное солнце. Он олицетворяет высшую мощь природы, излитую на землю, доступную всем разумным существам. Уникальным атрибутом и символом Амитабхи является лотос, олицетворяющий чистоту, открытость и мягкость.

Медитация

Медитативная практика на Будду Амитабху в первую очередь предполагает, что нужно думать о нем, направлять собственное сознание на единение с буддой. При такой сознательной медитации также произносится его имя, покаум молящегося не соединится с умом Амитабхи.

Кроме того, каждый, кто взывает к Амитабхе, должен изучать его сутры, обеты и жить правильно, как положено настоящему буддисту, действуя только из благих намерений. Тогда поступки помогут попасть в будущем в западный рай Сукхавати.

Его мантра по-тибетски произносится так: «Ом ами дэва хри». Это одна из вариаций имени Амитабхи, которая несет такое значение как «бесконечное божество». Во Вьетнаме текст мантры меняется и заключается в том, чтобы постоянно повторять имя Амитабхи: «Нам-мо-а-зи-да-фат».

В других странах тоже есть свои особенности обращения к Будде Мудрости. Так, например, в Китае и на Тайване буддисты здороваются, называя имя Амитабхи. На Тибете есть обряды, которые проводятся для переноса сознания усопшего в Чистую землю Сукхавати. А японские и корейские буддисты используют молитву Амитабхи, когда вспоминают умерших и молят об их упокоении.

Как его изображают

На изображениях и тханках Будду Будущего могут рисовать в разных позах. Иногда он сидит на каком-то возвышении вроде стула, временами он изображается верхом на лошади белого цвета. Но чаще всего он принимает привычную буддийскую позу: падмасану, позу лотоса, или лалитасану – положение, в котором божество сидит в полулотосе со свешенной вниз ногой.

Майтрейя щедро усыпан украшениями, в том числе короной на голове. Его кожа сияющая, с золотистым оттенком, а одежда – обычное одеяние монаха.

Встречаются трехликие и четырехрукие изображения Майтрейи. В этом случае он в левой руке сжимает веточку шафрана, правой рукой выражает дарование блага в виде варада-мудры. Другие две ладони сложены в дхармачакра-мудре, которая символизирует выражение Закона дхармы.

Нередко Майтрейя изображается в статуях, некоторые из которых датируются 350-м годом до нашей эры. Одна из самых знаменитых скульптур находится в Китае, а именно в Лэшане. Она входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Высеченная в скале, статуя поражает размерами:

  • общая высота – 70 метров;
  • голова – 14 метров;
  • плечи – 29 метров;
  • нос – 5 метров;
  • палец на руке – 8 метров;
  • палец на ноге – 1,5 метра.

Большой вклад в изучение Майтрейи внес наш соотечественник, художник и исследователь Николай Рерих. В 20-х годах прошлого столетия он находился в Центрально-Азиатской экспедиции, где изучал культурное наследие буддизма и воплощал их в живописи.

Майтрейя Победитель. Н. Рерих

Известна серия картин Рериха, которая так и называется – «Майтрейя». Самая известная из них – «Майтрейя Победитель», сейчас она хранится в Московском Международном центре-музее Рериха. Остальные семь картин представлены в Художественном музее Нижнего Новгорода.

Происхождение

Существует несколько версий того, как появился Махакала в философии буддизма. Одни считают, что изначально он был демоническим божеством, но позже перешел на добрую сторону, признал три драгоценности и принял прибежище в Будде, дхарме и сангхе, а затем вовсе стал защитником Учения. Другая версия гласит, что он пришел из тантры, распространенной в Индии, как противоположная сущность Шивы – Бхайрава, что значит «Нагнетающий ужас».

Третьи вовсе считают Махакалу злобной эманацией Авалокитешвары. Легенда об этом является продолжением сказания о том, как у Авалокитешвары – бодхисаттвы Сострадания – появилось 11 голов. 7 лет он поддавался грусти, а затем принял решение обрести злобный лик.

Авалокитешвара — Будда сострадания

Тогда его сердце образовало священный слог «хум», превратившийся позже в Махакалу. После этого события шесть раз сотрясалась земля. Будда Амитабха и другие дхьяни-будды поняли, что новое божество настолько сильно, что способно претворять в жизнь мечты и стремления человека, если тот живет честной и праведной жизнью.

После появления этих мифов образ Махакалы постепенно проник в Ваджраяну как существо, защищающее дхарму, в злобном обличии. Особенную любовь он приобрел среди приверженцев школы Сакья, где нашел отражение во множестве форм, самая главная из которых – Дордже Гур. Однако и в других традициях тибетского буддизма защитник имел большой вес.


Новый виток популярности начался в конце X столетия, когда влияние буддизма в Тибете вновь стало усиливаться. Веком позже здесь появилась Махакала-тантра, которую перевел с санскрита Ринчен Сангпо. Позднее великий Цонкапа стал продолжать эту практику, и 5 форм Махакалы превратились в главных хранителей традиции гелуг.

Позже Махакала стал известен и некоторым китайцам в эпоху Сун. А с приходом монгольской династии в Китай он вовсе завоевал огромную популярность. Так, к примеру, он был персональным защитником правителя XIII века Хубилай Хана.

Сюжет

Сюжет игры и аниме-сериала основывается на персонажах буддийской мифологии и описывает её основных божеств, задачей которых является очищение существ от мирских пороков. В неком японском городе в храме Боннондзи проживает будда Сяка Нёрай, являющийся Сиддхартхой Гаутамой. Заскучав после отъезда одного из божеств, Сяка Нёрай решает призвать с небес себе в помощь Тайсякутэна и Бонтэна. Прибыв на место, боги обнаружили, что будда обманул их и вместо того, чтобы искоренять пороки на земле, предложил жить жизнью простых смертных. Тайсякутэн и Бонтэн очень давно не были в мире людей и испытывают огромные трудности, пытаясь приспособиться к реалиям мира XXI века. Постепенно к ним присоединяются и бругие буддийские божества, однако вскоре об этом узнаёт , который замышляет план с целью навредить друзьям Тайсякутэна.

Отображение в искусстве

Изображение Амитабхи часто используется в картинах, на тханках, в скульптурах. Внешним видом и атрибутикой он имеет много общего с Буддой Шакьямуни, ведь они оба достигли пробуждения и вели довольно скромный образ жизни.

Главный атрибут Амитабхи – лотос, чистый, мягкий и открытый символ, который также указывает на нематериальную сущность разума. Руки будды сложены в мудрах дхьяни и витарка.

Тело имеет красный оттенок, причем совершенно неспроста. Во-первых, в буддизме в целом он символизирует милосердие и любовь. Во-вторых, применительно именно к Амитабхе он указывает на его готовность помочь всему сущему, а также на 4 разные кармы:

  • очищение грехов;
  • распространение добродетели;
  • покорение сердец;
  • действие тантры.

Амитабха, являясь покровителем западной стороны, олицетворяет солнце в закате. Он облачен в одеяния монаха без каких-либо украшений.

Будду на изображениях сопровождают его помощники. Справа находится Авалокитешвара – Будда Сострадания с двумя руками: в левой он сжимает лотосный бутон, а правую опустил вниз, показывая щедрое подаяние.

Слева встал Ваджрапани, или Махастхамапрапта, который воплотил силу других будд. Правой ладонью, поднятой кверху, он защищает остальных, а пальцы левой руки так же, как у Авалокитешвары, держат лотос, но на раскрытом бутоне расположилась ваджра.

Изо лба, гортани и сердца всех трех изображенных будд льется особый свет: от Амитабхи – белый, от Авалокитешвары – красный, а от Ваджрапани – синий.

По всему буддийскому миру можно встретить также статуи Будды Амитабхи. Одной из самых интересных и любимых среди туристов можно назвать скульптуру, находящуюся во Вьетнаме, в провинции Кханьхоа, недалеко от Нячанга.

Эта статуя расположилась на территории пагоды Тонг Лам. Ее особенность состоит в том, что это высочайшая статуя во Вьетнаме – 44 метра. На ней изображен стоящий Будда Амитабха, выполненный из бетона.

Скульпторами был Туи Лам, а на весь проект было потрачено 300 000 долларов. Статую открыли в 2012 году – тогда это был настоящий праздник, на который собралось полтысячи монахов и порядка трехсот тысяч приверженцев буддийского учения со всего Вьетнама и стран-соседей.

История

Гигантская статуя Будды Амиды (Дайбуцу). Котоку-ин, Камакура, Япония

Тибетская танка Амитабхи

Археологические исследования позволяют предположить, что культ Амитабхи, вероятно, получил развитие на протяжении I и II веков н. э. Некоторые ученые выводят связь культа Амитабхи с иранским культом Митры.

Первые известные свидетельства об Амитабхе восходят к II веку н. э. — это надпись на основании изваяния, найденного вГовиндо-Нагаре, хранящегося в музее Матхура. Скульптура, посвящённая Амитабхе купеческой семьёй, датируется «28-м годом правления Хувишки», что относится ко второй половине II века, периоду Кушанской империи. Первая сутра, в которой упоминается Амитабха — китайский перевод Пратьютпанна-сутры, сделанный кушанским монахом Локаксемой около 180 года. Считается, что этот монах стоял у истоков Буддизма Чистой Земли в Китае. Традицию почитания Западного рая в Китае можно проследить до периода Шести Династий (317—589 годы).

Япония

В Японии поклонение Амиде достигает благоволения правящего двора в Хэйанский период (794—1192 годы), в особенности в виду распространения веры в приход эпохи «Умирания Учения».

С началом периода Камакура, культ будды Амиды перестал быть прерогативой узкого класса придворных и начал получать все большую поддержку широких масс в связи с популяризацией амидаизма среди неграмотных обывателей. Школы Буддизма Чистой Земли озаботились идеей спасения обычного, рядового члена общества и подчеркивали превосходство простой и чистойверы над замысловатыми доктринами. Духовный наставник Хонэн Сёнин и его ученик Синран учили, что каждый может обрести спасение через искреннее повторение мантры «Наму Амида Буцу» («Почтение будде Амитабхе!»).

Тибет

В начале XIV века глава школы карма-кагью Кармапа III Рангджунг Дордже дал своему ученику Кедрупу Драгпе Сенге титул «Шамарпа» и объявил его проявлением ума Амитабхи, положив тем самым начало линии перерождений (тулку), существующую по сей день. В начале XVII века монгол Далай-лама IV даровал титул «Панчен-лама» своему учителю Лобсану Чогьялу, ламе из монастыря Ташилунпо, также объявив его воплощением Амитабхи. Лобсан Чогьял был сочтён четвёртым в линии перерождений Панчен-лам; первым же был назван монах школы сакья Кедруб Дже, поступивший в ученики к Цонкапе и ставший одним из первооснователей школы гелуг.


С этим читают