Вы точно человек?

Продвинутые практики

Продолжая тему продвинутых знаний, на сайте я много рассуждаю об осознанности, называю ее чуть ли не главной практикой в жизни каждого. И этому есть основания, которые я регулярно озвучиваю. Осознанность повышает внимательность и чуткость к происходящему. Именно эти параметры позволяют нам чувствовать собственное присутствие в жизни, продуктивней учиться, как на чужом опыте, так и на собственных ошибках. Осознанность – ключевая практика уже потому, что она воплощает глубинную суть нашей души – существование здесь и сейчас.


Но, помимо этой глубины личного присутствия в настоящем, у нас есть множество других частностей – события, поступки, отношения, увлечения, желания – все они насыщены переживаниями, в каждом аспекте – свои радости и недовольства.

Все жизненные проблемы можно свести к недовольству собой и внешним миром. Можно даже упростить и сказать, что в жизни есть только одна проблема – недовольство. Это состояние, когда есть уверенность, что для удовлетворенности не хватает чего-то еще.

С физиологическими потребностями все просто – еда, сон, воздух. Без них нам не жить, и мы, не задумываясь, принимаем эти правила жизни как должное. А вот с желаниями все сложней – с ними у нас такого же безропотного смирения нет – их рамки размыты, а количество не поддается подсчетам, они сменяют друг друга, побуждая снова и снова чувствовать вечно проблемное недовольство жизнью.

Чего я достоин? Чего должен добиваться? По какому пути следовать? Каким знакам верить? С кем и как выстраивать отношения? На кого полагаться? Кого любить? Кого притеснять? «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Я неслучайно завернул с осознанности к этим земным вопросам

Смысл в том, что пока внимание поглощается чередой всевозможных беспокойств, оно остается рассредоточенным и уровень осознанности, как ни пытайся его контролировать, неизбежно снижается. И в таком ракурсе, порой, куда продуктивней фокусироваться на тех ключевых частностях, которые мешают прямо сейчас снять напряжение и ощутить удовлетворенность от процесса собственной жизни

Именно поэтому на progressman.ru так много статей, посвященных узким приземленным темам нашей житейской психологии. Это вовсе не значит, что осознанность надо откладывать в какой-нибудь долгий ящик до лучших времен. Эта практика актуальна всегда. По сути, в том же психологическом анализе без мало-мальской осознанности никуда не сдвинуться. Кстати, «осознанность» как профессиональный термин фигурирует и в психологии. В гештальттерапии – это вообще базовое понятие.

Осознанность влияет на восприятие стихийно и планомерно. Она повышает внимательность до уровня, где обманывать себя привычными методами становится все сложней. Анализ же позволяет работать с конкретными заморочками. По сути, психологический анализ – это такая как бы направленная осознанность, которая проясняет конкретную ситуацию.

В эзотерической среде осознанность и медитацию практикуют ради высоких целей – всевозможное прочищение каналов, раскрытие чакр, просветление. Там свою самостоятельную ценность имеет повышение уровня сознания. Большинству людей эти заоблачные материи чужды и малопонятны, а вот решение конкретных психологических проблем несет очевидную прикладную ценность, и здесь, на мой субъективный взгляд, психологический анализ не имеет аналогов.

Конечно, недовольство жизнью можно компенсировать исполнением желаний. Но вот, как ни крути, повсеместная практика показывает, что такая компенсация слишком быстро истощается, а порой и вовсе не срабатывает – не может прикрыть глубинное недовольство жизнью. Что бы ни купил, куда бы ни уехал – от себя, со всеми своими мороками, никуда не сбежать.

Казалось бы – самое время задуматься об истинных причинах собственного состояния. Но нет, чаще всего мы полагаем, что все дело в некачественном исполнении желаний – значит, надо достигать новых, более высоких пиков – покупать еще дороже, нравиться другим сильней, привязывать к себе крепче, подчинять деспотичней, завоевывать выше – в общем, неутолимая жажда «прогресса».

А потом, промаявшись лет десять, человек вдруг удивляется – а чего это мы так переживаем? Нет ведь никакой проблемы. Ну, не олигарх, ну и что? Не звезда, не гуру, не мисс вселенная, есть рядом люди, которые себя упорно губят, есть и конструктивные друзья, а где-то «там», вообще войны идут. Каждый играет в свою «игру».

“Шаг №9. Ищем связи между группами”

Мы почти закончили! Осталось понять, как группы связанны друг с другом. Для этого выпишите полученные группы в отдельный список.

Посмотрите на список групп и подумайте, как существование одной группы поддерживает существование другой? Практика показывает, что группы всегда имеют взаимоподдерживающие связи.

Приведу свой пример. В результате группировки собственных мечтаний, у меня получился следующий список:

  • Писать тексты, статьи (Писательство);
  • Психологическая помощь людям;
  • Выступления и проведение семинаров;

Я подумал и закричал: “Эврика!”. Я осознал, что помогая людям, я получаю бесценный опыт, новые идеи и осознания. Об этом опыте я могу писать статьи в блоге и рассказывать на семинарах. В свою очередь, опубликованные статьи и выступления дают новый приток людей, желающих качественно поработать над собою. Новые люди снова дают новый опыт и новые осознания для статей.

Получилась замкнутая система! Каждая часть системы поддерживает существование других частей.

Проанализируйте группы. Это поможет вам увидеть, каким образом они взаимосвязаны. Возможно, на этом этапе вы тоже воскликните “Эврика!” и увидите возможность применения своих талантов в реальной жизни.

“Шаг №1. Назови свою мечту”

Первое, что необходимо сделать, это вспомнить все свои мечты. Вы должны прояснить для себя: о чем мечтали в детстве, в подростковом возрасте, в школе, в институте, во взрослой жизни. Вплоть до настоящего момента.

На первом шаге вы задаёте себе один и тот же вопрос: “О чем я мечтал(а)?” Ответы записывайте в столбик до тех пор, пока они не закончатся.

Вспоминайте до тех пор, пока не придёт ощущение, что все мечты уже названы.

Как-то раз, я работал с одной женщиной и на вопрос: “Назови свою мечту. О чем ты мечтала?”, она ответила: “Я мечтала, чтобы все мои родственники были здоровы”. Тогда я переспросил: “Ты действительно мечтала о здоровье родственников? Ты действительно грезила об этом, визуализируя картины их здоровья?”. Конечно же, она ответила отрицательно.

Не обманитесь. Мечты должны быть мечтами, а не пожеланиями о благополучии близких или мира во всём мире.


Мечты – это моменты, когда вы визуализировали, когда грезили о чем-то хорошем для вас, испытывая при этом приятные эмоции.

История изучения

Методы анализа в психологии начали развиваться в информационную эпоху. Методики применялись еще в XVIII веке. Тогда в Швеции книги изучались на наличие еретических учений, но это были начальные попытки применения анализа.

Основные методы анализа человеческой деятельности в психологии начали применяться в 30 годах XX века в США. Их развитием занимались Тенни, Мэттью, Спиид, Уилкинс. Также у истоков этой методологии стоял Кайзер.

Изначально методика применялись для изучения пропагандистских, рекламных материалов, проведения социологических исследований. С 1960 годов начался методологический взрыв, при котором активизировались применение психологического анализа.

Анализ личности

Какой ты в постели?

Этот тест расскажет о твоих предпочтениях в сексе. Итак, что ты увидел на этой картинке? Если ты увидел кегли, то в отношениях ты предпочитаешь равноправие. Ты не доминируешь, но и не любишь когда это делает твой партнер. Ты считаешь, что власть должна переходить от одного к другому. Если же ты увидел следы, то это говорит о твоей пассивности. Ты полностью отдаешься во власть партнеру, делаешь всё, что он хочет. Это в принципе неплохо, но почему бы иногда не проявить инициативу?

Ты сумел разглядеть здесь матрешек? Значит, ты властный и требовательный в постели. Все твои желания должны быть удовлетворены. Вот только ты берешь, ничего не отдавая взамен. Ты немножко эгоистичен в сексе, может, стоит что-то изменить?

Какой ты человек?

Этот тест немного приоткроет тайны твоей личности и поможет определить твои недостатки. Что ты увидел в первую очередь? Черный кот. Ты склонен к поспешным выводам и безрассудным решениям. Недостаток твоей личности — поверхностность. Если ты проявишь немножко внимательности к деталям и будешь чаще задумываться о последствиях, это в корне изменит твою жизнь. Мышь. В этом случае всё наоборот. Ты вдумчивый, внимательный и никогда не делаешь поспешных выводов

Вот только ты совершенно не умеешь расслабляться, а это очень важно. Старайся больше отдыхать, невозможно же всё контролировать.

Белые полосы

Ты смотришь на жизнь слишком однобоко. У тебе есть только черное и белое. Ты принципиален, не отступаешь от намеченной цели и всегда собран. Твоя главная цель — совершенство. Вот только нет ничего идеального, и если ты не примешь этот факт, тебе придется нелегко.

Что ты чувствуешь в данный момент?

Клетка. Тебя преследует ощущение, что ты потерялся и ходишь по кругу. Возможно, ты чувствуешь себя в клетке, из которой не можешь выбраться. Если это так, то сейчас самое время освободиться и разрушить всё то, что тебя ограничивает. Дровосек. Тебя не заботят последствия, ты принимаешь решения поспешно. Ты не готов к серьезной ответственности за свои поступки. Деревья. Это признак развития. Сейчас в твоей жизни период процветания и личностного роста, умело этим воспользуйся.

Тропинка. Символ пути и движения вперед. Самое время открывать себя миру и мир для себя. Путешествуй, знакомься с новыми людьми и наслаждайся каждым моментом сполна.

Как ты смотришь на мир?

Если ты увидел месяц — ты видишь только то, что бросается в глаза. Быть может, стоит заглянуть глубже и присмотреться к деталям? Так есть шанс увидеть много нового, не упусти его. Увидел белое лицо? У тебя богатое воображение, ты способен смотреть на вещи под разными углами. Это хорошее умение. Если же ты увидел черное лицо, ты способен смотреть в саму суть вещей и видеть больше, чем все остальные.

Какова твоя жизнь?

Если сначала ты увидел лицо девушки, то ты искатель прекрасного. Ты игнорируешь черные полосы и не обращаешь внимания на неприятности. Твоя жизнь красива и светла, как и лицо этой девушки.

Если твой взгляд приковали белки, то ты ищешь движения вперед. Твоя жизнь похожа на постоянное приключение. Если тебе удалось разглядеть обнаженного мужчину, то ты просто мастер подмечать детали. Ты любишь загадки и сложные задачи, твоя жизнь как самый увлекательный квест.

“Шаг №3. Что вызывало у вас внутренний отклик?”

На этом шаге мы углубимся в мечты из категории “Б”. На этом этапе вы сможете обнаружить мечты, упущенные на первом шаге

Третий шаг направляет ваше внимание на моменты, когда вы чувствовали внутренний отклик, наблюдая за профессией других людей

О внутреннем отклике я уже писал в статье “Эффективный Поиск Ваших Талантов”. Если вы не читали, рекомендую ознакомиться.

Сейчас ваша задача: вспомнить моменты, когда вы видели по телевизору, читали или слышали о человеке, который занимается определенным делом и вам тоже очень хотелось быть в этой роли.

Мне проще объяснить на своём примере

Не примите за хвастовство. Просто я считаю, что эти примеры действительно хорошо проясняют суть вопроса.

Когда я видел по телику болтливых ведущих утренних развлекательных программ на музыкальном канале, мне очень хотелось быть на их месте. Когда я видел комиков, выступающих перед большой аудиторией, я просто писал кипятком!

Когда я впервые побывал на конференции по программированию, мне очень захотелось провести свою и быть организатором.

Каждый раз, чувствуя внутренний отклик, я говорил себе: “Нет. Для меня это просто нереально! К сожалению, у меня нет к этому способностей…” или “Провести конференцию? Да у меня просто напросто нет организаторских способностей для этого, и нет денег в том числе!”

Я был уверен, что никогда не смогу стать таким как эти люди. И даже поставил крест на этих мечтах.

Но прошло время. Я начал организовывать конференции по программированию и мне приходилось выступать перед аудиторией в 25, 75, 160 и даже 300 человек. При этом чувствовал я себя прекрасно! А сам процесс организации конференции приносил мне огромное удовольствие. Это было естественной мотивацией для меня.

Каждый внутренний отклик оказался моей естественной способностью. Реализовать эти способности на практике оказалось проще, чем казалось.

Опыт показывает, что у каждого человека есть в жизни моменты внутреннего отклика и неуверенности в достижении своей мечты. И эти отклики всегда указывают на врождённые таланты!

Поэтому, на третьем шаге ваша задача – вспомнить все моменты, в которых вы ощущали внутренний отклик по отношению к какой-либо деятельности, и, возможно, считали, что для вас это нереально. Выпишите их в тетрадь и переходите к следующему шагу.

Проведение исследования


Анализ включает нескольких этапов. Чтобы получить точную информацию, к исследованию нужно правильно подготовиться.

Подготовка и создание необходимых условий

Подготовка:

  1. Собрать доступную информацию об изучаемом инциденте или объекте.
  2. Найти свидетелей случившегося, провести беседу, опрос или интервью.
  3. Для анализа продуктов действий человека, явлений может понадобится специальное оборудование. Этот момент нужно продумать заранее.

Этапы

Проведение психологических анализов состоит из 5 этапов. К первому относится установка критериев:

  • время получения данных;
  • область, в которой распространялись сообщения, явления;
  • люди, которые участвовали в создании текста, предмета;
  • способы распространения информации.

Критерии подбираются заранее зависимо от ситуации, необходимого результата.

На втором этапе массив информации разбивается на отдельные группы. Постепенно лишние данные отсеиваются, чтобы не мешать проведению исследований.

На третьем этапе выделяются единицы анализа. Это могут быть отдельные:

  • явления;
  • действия;
  • сообщения;
  • предложения;
  • высказывания;
  • слова.

При этом важно учитывать требования:

  1. Число единиц анализа должно быть достаточным, чтобы их можно было распределить по отдельным категориям, разбить на группы.
  2. Каждая единица должна идентифицироваться.
  3. Единицы должны быть большими по обхвату, чтобы выражать значения.

На четвертом этапе специалист выделяет единицы счета:

  1. Размер видеозаписей, записей звука.
  2. Длительность передач вещания по радио.
  3. Число отдельных слов, строк, абзацев, страниц.
  4. Физическая протяженность сообщений, текстов, явлений.
  5. Основные характеристики продуктов действий человека.

Чтобы получать нужные данные, можно создавать собственные элементы счета.

Петый этап — процедура распределения подготовленной информации по разным категориям, выделение элементарных единиц.

Расшифровка результатов

Для расшифровки результатов могут применяться таблицы, теоретические данные. По результатам можно определить особенности развития психики человека, выявить нарушения, внутренние барьеры, скрытые страхи. На основе полученных результатов можно подобрать эффективные методы возобновления развития человека.

Анализ в психологии — набор процедур, с помощью которых можно изучать продукты действий людей с разных сторон. Они позволяют получать достоверные результаты, которые не может умышленно изменить объект исследования.

“Письма в редакцию”

Недавно к нам в редакцию пришло письмо от хорошей девочки Нади. Она перешла в 11-й класс и сейчас для неё очень актуален вопрос дальнейшего определения по жизни. Очень похвально, что она думает об этом впрок! И вот что она пишет (сокращённый вариант):

“Иван, я никак не могу проделать до конца Анализ Предназначения Человека

Сейчас для меня, как Вы поняли, эта проблема является очень важной. Запнулась на 6 пункте, группировка качеств

Вот мои мечты за всю недолгую жизнь:

  • Стать дизайнером или модельером (это было давно, у меня даже тетрадка была, где я рисовала свои смешные наряды);
  • Открыть своё дело (тоже давно, скорее свою фирму одежды);
  • Работать в NASA, изучать космос. Но, для того, чтобы работать в NASA, у меня нет способностей к физике. Я больше гуманитарный человек;
  • Стать фотографом (я даже не пробовала фотографировать, плюс самый лучший фотоаппарат, который был у меня — 6 мегапикселей 🙂 Не представляю себя фотографом, но мне интересно смотреть на фото и работать в фотошопе;
  • Стать режиссёром (ставить мюзиклы);
  • Работать в области рекламы;
  • Танцевать профессионально;

Всё что я написала вроде мечты, а вроде бы и нет. Не знаю, как объяснить. Я, наверное, просто не нашла ещё то, что мне действительно интересно”.

Такое вот письмо. Когда я его прочитал, то сразу заметил три конфеты, завёрнутые в разные фантики: одна очень явная и прячется под пятью обёртками, а ещё есть две по-меньше.

С одной стороны, действительно, профессии разные. Если пойдёшь в одну область, то автоматически отменяется достижение другой. Более того, объединить их в одну профессию никак не получится. Или получится? Посмотрим.

Сейчас наша первостепенная задача — обнаружить таланты.

Преимущества и недостатки

Положительные стороны:

  1. Получение точной информации, которую не может исказить человек, чьи продукты деятельности изучаются.
  2. Быстрый сбор требуемого количество данных с группы людей.
  3. Многократное повторение исследования, добавление новых критерий и дальнейшее распределение информации согласно им.
  4. Сохранение естественности проведения исследования без уведомления человека о том, что за ним наблюдают.
  5. Выполнение исследования без участия самого человека.

Недостатки:

  1. Чтобы получить достоверную информацию, нужно изучить умения человека. Если он слаб в каком-либо виде деятельности, проводить исследования в этом направлении бессмысленно.
  2. Чтобы обрабатывать подготовленные данные, нужно использовать сложные схемы анализа, которые требуют предварительного изучения, наличия теоретических знаний.

Группируем

В принципе, если разобраться, тут уже и так всё сгруппировано. Но есть ещё один неочевидный нюанс, который был упущен. Надя хотела открыть свой бизнес, а это организаторские качества. Режиссёру они тоже нужны. Думаете это просто совпадение? Кто его знает… Чтобы знать точно, понадобится задавать дополнительные вопросы. Но для нашего примера допустим, что такие качества у неё есть.

Итак, какие врождённые таланты мы нашли?

  • Врождённая способность работать с визуальной информацией. В том числе и с визуальной информацией в движении. Придумывать и компоновать картинки (одежда, фотографирование), обрабатывать картинки (фотошоп), работать с видео (режиссёр). Это та самая большая и заметная конфетка, о которой я говорил вначале.
  • Организаторские способности. Организация бизнеса, организация людей на съёмочной площадке.
  • Способности к исследованиям и новым открытиям. Нужны они модельеру? А режиссёру? А танцору? А фотографу?

Удивительно сколько информации нам удалось получить из, казалось бы, совершенно разрознённого списка мечтаний! Поразительно даже.

Сможем ли мы теперь найти взаимосвязь между этими тремя группами? Наверное, сможем. Эти три группы очень хорошо дополняют друг друга в самых разных отраслях. Тут можно и дизайнером одежды быть, впоследствии открыв своё производство. И режиссёром можно быть, при этом, не отменяя дизайн одежды. Вариантов масса.

Осталось только их скомпоновать в самые разные профессии, затем представить себе каждую и по ощущениям понять, какая из них наиболее приятна. То есть, мы берём все обнаруженные таланты и ищем профессию, в которой можно применить либо все, либо большинство из них. То есть, берём наши конфеты и обматываем одной обёрткой. Для поиска профессий так же можно отталкиваться от мечтаний из нашего списка. Можно брать те, которых нет в списке.

Как говорится, охапка дров и плов готов! Надеюсь, эта информация поможет вам с нахождением своего места в жизни. Так что, ищите, пробуйте, проходите самотестирование (или обращайтесь ко мне) и у вас всё получится.

С вами был Иван Пирог (яблочный). До новых встреч!

“Шаг №5. Отбрасываем всё лишнее”

Сейчас самое время применить фильтр актуальности к списку мечтаний из категории “быть”. Например, в раннем детстве я мечтал стать водителем автобуса “Икарус”, но сейчас я четко осознаю, что это не по мне 🙂

Есть простой способ определиться с мечтами, которые действительно важны для вас. Проверка на прочность, так сказать. Её мы будем делать через эмоциональный отклик в момент визуализации.

Для этого последовательно визуализируйте каждый пункт, помеченный буквой “Б” и прислушайтесь к возникающим ощущениям и эмоциям. Визуализировать нужно от первого лица. Войдите в желаемую роль, о которой мечтали. Представьте, что эта роль уже является вашей действительностью. Что вы делаете в этот момент? Чем занимаетесь? Что видите и слышите? И, наконец, что чувствуете при этом?

Например, вы мечтали стать писателем. Войдите в эту роль. Представьте, что это уже свершилось. Что бы вы делали в момент написания книги? Визуализируйте это от первого лица: вы видите свои руки, экран компьютера (или лист бумаги) перед собою. Сейчас вы обдумываете дальнейшее развитие событий романа? Может быть, в этот момент вы яростно строчите текст?

Как только вы вошли в роль, обратите внимание на эмоции и ощущения. Затем оцените силу эмоций от 0 до 10

Ноль означает, что эта визуализация вообще не вызывает никаких эмоций. Ноль — это полное равнодушие. Десятка – это высокая степень позитивности ощущений. Это радость, наслаждение и ощущение счастья.

Поставьте оценку эмоциональной силе напротив пункта меню

После этого оцените важность этой мечты для вас по шкале от 0 до 10. Если оценка “ноль”, значит мечта абсолютно неважна

Оценка “десять” говорит о наивысшей степени важности и актуальности для вас.

Пройдитесь по каждому пункту и поставьте оценку по эмоциональной шкале и по шкале важности

“Шаг №8. Даём названия группам”

Посмотрите на сгруппированные пункты и дайте названия каждой группе. Название группы должно говорить о вашем врождённом таланте, который породил целую цепочку связанных между собой мечтаний.

Допустим, вы сгруппировали пункты: “Всегда мечтал быть детективом”, “Мне нравится общаться с людьми, узнавая у них важную информацию”, “Я хорошо справляюсь с анализом разрознённых фактов” и “Всегда любил разгадывать головоломки”.

Как можно назвать эту группу? Можно так: “Объединение разрознённой информации и выстраивание её в цельную картину”. А можно и так: “Способность к поиску информации, нахождению ответов и разгадке тайн”.

Вы сами почувствуете, как необходимо назвать ваши группы. Как показала практика, у людей это обычно не вызывает затруднений.

Методы

Выбор метода проведения психологического анализа зависит от возраста исследуемого объекта. При изучении детей и взрослых изменяется процесс сбора и расшифровки информации.

Для детей

Чтобы понять особенности развития детской психики, выявить внутренние страхи, мешающие малышу нормально общаться со сверстниками, успевать в развитии, психологи изучают рисунки. Психологи оценивают:

  • размеры, расположение объекта на листе;
  • преобладающие цвета;
  • количество геометрических фигур;
  • форму рисунка, наличие дополнительных элементов.

Помимо изображений изучаются и другие продукты деятельности — тексты, написанные в свободном стиле, музыкальные произведения, поделки.

Исследование детей подразумевает изучение:

  1. Продуктов, получаемых в результате учебных занятий — домашний задания, черновики, контрольные, тесты.
  2. Поделки, рисунки.
  3. Песни, сочинения, стихи, аппликации.

Дополнительно психологи могут изучать поведение детей, их действия во время игр.

Для взрослых

Исследование взрослых может проводиться в разных условиях:

  1. Естественных. Психологи наблюдают за рабочим процессом человека его увлечениями. Ему могут не сообщать о проведении исследований.
  2. Искусственно созданных. Объекту сообщают о проведении исследования. Могут указываться действия, которые он должен выполнить.

С этим читают