Анализ стихотворения «пророк» пушкина

Тема

В русской литературе многие поэты развивали зимнюю тематику. У Пушкина она тесно связана с душевными переживаниями. Автор раскрывает две темы – красоты зимней природы и «сердечной тоски».


Лирический герой едет по зимней дороге, наблюдая за природой. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется мужчине скучной и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.

Лирический герой стихотворения прислушивается к песням ямщика. Напевы вызывают у него смешанные чувства веселья и тоски. По пути ничего не радует глаз, вокруг пустынно: ни огня, ни «хаты». Глушь еще больше угнетает героя.

Скука героя немного развеивается, когда он вспоминает о скорой встрече с Ниной. Воображение начинает рисовать прекрасные минуты в обществе девушки. Заметно, что мужчина влюблен в нее, ведь говорит: «Я забудусь у камина, загляжусь не наглядясь». Героя радует то, что полночный час не разлучит его с возлюбленной.

В последней строфе путник оставляет грезы и возвращается в реальность. Ему снова становится грустно. Мысленно обращаясь к Нине, он рассказывает о скучном пути и дремлющем ямщике.

После прочтения произведения становится понятно, какова его главная мысль: даже веселые зимние пейзажи могут превратиться в унылые картины, если рядом нет близкого человека; природа способна отражать все чувства человека.

Анализ стихотворения «Муза» Пушкина

Стихотворение «Муза» А. С. Пушкин написал в 1821 году. В тот год он еще пребывал в ссылке на юге страны. Основной темой произведения стали воспоминания поэта о том, как к нему впервые явилась Муза, как он понял, что способен и хочет писать стихи.

Автор рассказывает о том, как первые мысли о посвящении своей жизни поэзии посещали его еще в детстве. Как создавались первые, еще незрелые, наброски. Юноша воспитывал в себе искусство поэтического изъяснения. Сравнивает себя с неуверенным и неопытным музыкантом, обучающимся игре на инструменте. Этот плавный путь требует особой кропотливости и стараний, но итог его красивый и заслуженный.

Александр Сергеевич безмерно благодарен своей «очаровательной» Музе, которая вдохновила его, окрылила и дала силу воли, чтобы заниматься любимым делом.

Он видит Музу, как божественное создание, спустившееся к нему прямо с небес. Она добрая и внимательная, способная дать жизнь всему, что окружает поэта, долгую жизнь в его строках.

Пушкин намеренно не выделяет в стихотворении отдельный вид искусства, ведь своя Муза есть у каждого творца. Именно об этом и идет рассуждение. Талант, по мнения автора, – божественный дар, который нужно принять, но продолжать совершенствоваться, учиться, следовать своему призванию.

Произведение написано в жанре идиллии. Строчки чувственные и гармоничные. Романтическое описание дает образ прекрасной девушки, «тайной девы», помогавшей становлению поэта. А понять, что речь о Музе можно только из названия стихотворения.

Шестистопный ямб с точной парной рифмовкой.

Автор использует различные средства выразительности для более яркого описания дорогого ему образа:

  • Аллегория – «она меня любила». Как и любой романтик, поэт сравнивает чувства, которые приносит ему Муза, с любовью.
  • Эпитеты – «слабыми перстами», локоны на «милом челе», «божественное дыхание», «по звонким скважинам пустого тростника».
  • Метафоры – «немая тень дубов», «наполняет сердце святым очарованьем».
  • Старославянизмы – «внимать», «персты», «чело».

Муза у Пушкина уникальная и особенная, дарованная специально ему. Она вдохновляет и наставляет на верный путь. Помогает видеть окружающее ясным взглядом, словно божественное прикосновение к творчеству поэта. Она явилась ему одному, но он не хочет скрывать ее от других, ведь все его строки были ее заслугой, потому и посвящает ей такое теплое стихотворение.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину»

И.И. Пущин был лучшим другом А.С. Пушкина. Его судьбу можно назвать трагической, так как он был участником декабристского восстания, после которого был арестован. В то время Пушкин жил в селе Михайловское, куда его отправили за вольные стихи. Поэт не мог выносить одиночества и лишения свободы, поэтому он очень обрадовался, когда в январе 1825 года Пущин навестил его. Товарищ как будто предчувствовал, что они больше не увидятся. После страшных событий декабристского восстания Пущина приговорили к пожизненному заключению. В декабре 1826 года поэт написал стихотворение своему товарищу в форме дружеского письма. В 1828 году Пущин получил эти строки от верного друга.

«И.И. Пущину» – это лирическое стихотворение, в составе которого два пятистишия. В нем нет определенного сюжета, лишь слова лирического героя, который является прообразом самого Пушкина. В первой части герой говорит о своих чувствах, испытываемых к лучшему другу Пущину. Поэт ценил дружбу и дорожил ею, друзья для него были как родные люди.

Во втором пятистишии лирический герой желает своему товарищу только всего хорошего. Он искренне переживает за судьбу Пущина и надеется, что стихотворение поднимет ему настроение и боевой дух. Пушкин даже обращается к Богу, так как понимает, что только он может спасти и уберечь товарища.

В стихотворении есть определенный ритм, благодаря которому передается настроение лирического героя. Произведение написано ямбом. Во второй строфе используется такой художественный прием как анафора («да голос… да озарит»). Мотив дружбы является основной темой стихотворения. Пушкин дорожил друзьями и искренне переживал за каждого из них.

напишите анализ стихотворения Пушкина (любое).

Антонина Шамарина Ученик (96), на голосовании 2 месяца назад

По следующему плану:1)дата написания и публикация2)место, занимаемое в творчестве поэта3)творческая история (жанр, традиция, цензура)4)тема5)смысл названия6)лирический сюжет и его движение7)композиция8)настроение и тональность9)лирический герой10)можно ли положить на музыку (этот стих)11)ритм, размер12)лексика13)идея14)рифмовка и рифма15)критика16)звучание стиха в наши дни

辶CS1.6首 Оракул (87633) 2 месяца назад


нахлобучушка Гуру (4209) 2 месяца назад

Анализ стихотворения Пушкина А. С. «Пророк»pushkin_prorok«Пророк» — стихотворение А. С. Пушкина, написанное им в Михайловском, в 1826 году. Эта работа — важная поэтическая декларация, которая прямым образом отражает представление, взгляд автора на призвание поэта.

Главная тема стиха – это тема поэта и поэзии, тема высокого назначения поэта. Жанр поэтической работы – легенда. В основе стихотворения лежит аллегория: поэт – пророк.

В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкина говорится о качествах, свойствах, которыми должен обладать поэт в сравнении с обычным человеком, чтобы полностью оправдать высокое назначение поэта. Если в других поэтических работах, говоря о миссии поэзии и поэта, Александр Сергеевич использует аллегорически образы античной мифологии (Аполлон, Парнас…), то здесь он обращается к библейской мифологии. В этом произведении: не поэт, а пророк, не Аполлон, а бог, не муза, а шестикрылый серафим (то есть ангел). Посланник бога, серафим, преобразует природу человека, чтобы сделать из него поэта (пророка). И открываются у человека глаза («зеницы») – он способен всё видеть и понимать, глядеть на солнце, подобно орлу. Он способен узреть, как в небе летают ангелы, и растёт трава. Всё это чуткое и мудрое понимание и осознание реальной действительности невозможно передать обычной речью – «и празднословной и лукавой». И серафим вручает поэту вместо языка жало мудрой змеи; а вместо обыкновенного «трепетного сердца» он вкладывает ему в грудь «уголь, пылающий огнём».

Ведь только в изменённом состоянии, на накале чувств поэт готов творить, способен создавать высокие произведения. Но дело не только в полном преображении. Должна быть цель, высокая цель, во имя чего творит поэт, которая придаст смысл работе, и истинное содержание всему тому, во что он так глубоко верит; и верно видит, слышит, чувствует, и умеет передать словом. Такая «цель» обозначена, как «бога глас», обращенный к «пророку» и призывает его «жечь сердца людей» своим мудрым словом («глаголом»). И демонстрировать людям подлинную, без украшательств, правду жизни.

Этот образ пушкинского поэта-пророка восходит к поэтике декабристов. Безусловна и связь между состоянием Пушкина, горестно пережившего в Михайловском весть о казни своих друзей и товарищей, и его работой «Пророк». Ведь это стихотворение увидело свет осенью 1826 года, после безжалостной расправы над декабристами.

Проводя анализ стихотворения «Пророк» и сравнивая его с другими поэтическими декларациями, можно сказать, что это творение автора крайне принципиально, так как в нём Пушкин отстаивает ведущую роль искусства. «Жечь глаголом» сердца людей – вот истинное предназначение поэта-пророка, не оставаться в стороне, реагировать на происходящее в обществе.

Быть настоящим поэтом – это значит нести людям подлинную, верную, неприкрашенную правду жизни, откликаться на злобу дня, понимать, что происходит в жизни и что тревожит людей. Поэт-пророк – выше обыденного.

Какие средства поэтической выразительности использует автор? Метафоры – «неба содроганье», «глаголом жги сердца людей»; эпитеты – «жало мудрыя змеи», «язык празднословный», «духовной жаждою томим»; сравнения – «как сон», «как труп в пустыне я лежал», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы»; старославянизмы – «зеницы», «персты», «внял».

Образ пророка связан и с господством библейского стиля в стихотворении «Пророк»: «божественный глагол», «шестикрылый серафим», «персты легкие» и т. д. Такого обилия церковнославянизмов мы не обнаруживаем ни в одном из стихотворений Пушкина. В этой поэтической работе главенствует не только библейская образность и лексика, но и торжественно-суровая интонация речей пророка, а также небогатый библейский синтаксис малых предложений. Список признаков и свойств ясновидения пророка построен по принципу на

«Дар напрасный, дар случайный…» А.Пушкин

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум.

Анализ стихотворения Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…»

Стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…» Пушкин написал двадцать шестого мая 1828-го – в не самое лучшее для себя время. Казалось бы, остались в прошлом ссылки на юг и в Михайловское, декабристское восстание и последовавшие за ним трагические события. В мае 1829-го Пушкин получил долгожданное разрешение поселиться в Петербурге. Вот только столица ему довольно быстро наскучила. Ее шум и суета оказались чужды Александру Сергеевичу. Нельзя тот период назвать и творческим подъемом. Из-под пера Пушкина зачастую выходили лишь изящные безделушки. Особняком стоят два стихотворения – «Воспоминания» и «Дар напрасный, дар случайный…». Во втором произведении перед читателями предстает лирический герой, охваченный отчаянием. Глубокое чувство разочарованности в жизни охватило его. Он пытается отыскать смысл существования, ответить на вечные философские вопросы. Вывод получается неутешительным, что отражено в финальном четверостишии – цели нет, сердце пусто, ум празден. Стихотворение носит богоборческий характер. По мнению лирического героя, именно Господь его «воззвал из ничтожества», «взволновал ум сомненьем». Творца он винит во всех произошедших бедах.

На мысли, высказанные в рассматриваемом тексте, Пушкин получил ответ. В качестве автора выступил митрополит Московский и Коломенский Филарет. Он написал стихотворение «Не напрасно, не случайно…». В нем один из главных людей в русской православной церкви говорил о том, что жизнь не просто так дается Богом, что человек сам вызывает зло из темных бездн, сам наполняет «душу страстью» и волнует «ум сомненьем». Сочинение митрополита – ненавязчивый, невраждебный, максимально тактичный призыв к Александру Сергеевичу пересмотреть свои философские и религиозные взгляды, изменить жизненную позицию. Через два года Пушкин посвятил митрополиту стихотворение «В часы забав иль праздной скуки…». По словам лирического героя, Филарет способен «силой кроткой и любовной» смирять буйные мечты. Примечателен финал: Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт.

Александр Сергеевич понял, что хотел сказать митрополит стихотворением «Не напрасно, не случайно…» и по достоинству оценил его точку зрения. Поэт увидел в Филарете не просто служителя церкви, пусть и высокопоставленного, но настоящего посланника Господа на земле.

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина

Первые строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье» известны практически каждому. Это одно из самых известных лирических произведений Пушкина. Поэт был очень влюбчивым человеком, и многие свои стихи посвящал женщинам. В 1819 г. он познакомился с А. П. Керн, которая на долгое время захватила его воображение. В 1825 г., во время ссылки поэта в Михайловском, состоялась вторая встреча поэта с Керн. Под влиянием этой неожиданной встречи Пушкин и написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Короткое произведение является образцом поэтического признания в любви. Всего в нескольких строфах Пушкин разворачивает перед читателем долгую историю взаимоотношений с Керн. Выражение «гений чистой красоты» очень емко характеризует восторженное преклонение перед женщиной. Поэт влюбился с первого взгляда, но Керн во время первой встречи была замужем и не могла ответить на ухаживания поэта. Образ прекрасной женщины преследует автора. Но судьба на несколько лет разлучает Пушкина с Керн. Эти бурные годы стирают из памяти поэта «милые черты».

Ссылка за недозволенные стихи в Михайловское тяжело действует на поэта. Его угнетает не отрыв от столичной жизни, к которой он испытывал только презрение. Главной проблемой Пушкина «во мраке заточенья» был отрыв от привычного творческого общества, отсутствие возможности поделиться с кем-нибудь своими замыслами. Внезапно он узнает, что в соседнем Тригорском поместье находится А. Керн. Александр спешит к ней. Женщина потеряла мужа и на этот раз благосклонно встречает поэта. Для Пушкина эта встреча стала спасительным лучом надежды. В его душе вновь просыпаются «и жизнь, и слезы, и любовь».

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин показывает себя великим мастером слова. Он обладал удивительной способностью сказать о бесконечно многом всего лишь в нескольких строках. В небольшом стихе перед нами предстает промежуток в несколько лет. Несмотря на сжатость и простоту слога автор доносит до читателя перемены в своем душевном настроении, позволяет пережить радость и печаль вместе с ним.

Стихотворение написано в жанре чистой любовной лирики. Эмоциональное воздействие усилено лексическими повторами нескольких фраз. Их точная расстановка придает произведению свою неповторимость и изящество.


Творческое наследие великого Александра Сергеевича Пушкина огромно. «Я помню чудное мгновенье» — одна из самых дорогих жемчужин этого сокровища.

Южный цикл

Любовная лирика Пушкина пополнилась во время нахождения его в ссылке на юге. Исследователи включили избранные стихи в список «южного периода» творчества поэта. К этому времени относят стихотворение «Талисман», хотя фактически оно было написано уже по возвращении в Петербург.

Сюжет стихотворения связан с кольцом с сердоликом, который подарила поэту при встрече графиня Екатерина Воронцова, жена губернатора. Удивительная мелодика стиха сродни восточной сказке, где таинственный оберег олицетворен, и способен хранить от измен и коварства любви, зла и забвения. Однако не помог бы чудесный талисман, подаренный восточной красавицей, умчать из теплых южных краев на родной север.

Не менее таинственна и судьба талисмана. После гибели поэта, кольцо перешло к его учителю, Жуковскому. Затем его владельцем стал писатель Тургенев. В годы революции реликвия затерялась.

Другое стихотворение, посвященное Воронцовой — «Сожженное письмо». Листок бумаги – единственное, что осталось напоминанием о пережитых чувствах. Но письмо было предано огню. Благородный и любящий человек способен не только хранить чувства, но думать о чести женщины, с которой волею судьбы ему не суждено было быть вместе. О мимолетном призрачном счастье оставил воспоминания лишь «милый пепел», а печать, оставленную заветным перстнем, безжалостный огонь превратил в сургуч.

Еще больше ощутимы смутные тревоги поэтической души в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Любовь сопряжена с философскими мотивами. Автор рассуждает о Любви, как о Благе, о великом смысле жизни. Ему противопоставлена Ненависть, которая рождена Злом. Чувство любви дано человеку, чтобы жить. Ненависть ведет к смерти.

Южная лирика Пушкина стихи, в которых наряду с искренним восторгом и задушевностью, звучат мотивы грустного разочарования, неясной тоски, одиночества.

Структурный анализ стихотворения

По своему содержанию и стилю написания стихотворение имеет сходство с другим произведением Пушкина «На холмах Грузии». Это позволяет обоим стихам легко ложиться на музыку.

Художественные приемы, использованные автором, это инверсия и принцип аллитерации. Инверсия присутствует практически в каждой строке, отражаясь в следующих фразах: «быть может», «печалить вас ничем», «в душе моей». Аллитерация используется поэтом для большей насыщенности эмоций. Если первая часть произведения переполнена буквой «Л», которая проводит параллель с такими чувствами как любовь, нежность, то вторая часть акцентируется на звучной букве «Р». Она отождествляется с расставанием. Размер стиха – пятистопный ямб. Автор нарочито чередует женские и мужские рифмовки для эмоциональной окраски. Используются яркие метафоры и синтаксический параллелизм, то есть повторение идентичных словесных фраз.

Нет, бил барабан перед смутным полком

Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: То зубы царёвы над мёртвым певцом Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям — Нет места. В изглавьи, в изножьи, И справа, и слева — ручищи по швам — Жандармские груди и рожи.

Не диво ли — и на тишайшем из лож Пребыть поднадзорным мальчишкой? На что-то, на что-то, на что-то похож Почёт сей, почётно — да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки, Монарх о поэте печётся! Почётно — почётно — почётно — архи- Почётно, — почётно — до чёрту!

Кого ж это так — точно воры вора́ Пристреленного — выносили? Изменника? Нет. С проходного двора — Умнейшего мужа России.

Анализ стихотворения «Признание» Пушкина

А. С. Пушкин посвятил женщинам большое количество произведений. Поэт влюблялся очень часто и полностью отдавался возникшей страсти. Это чувство всегда вызывало у него мощный прилив вдохновения. В 1826 г. Пушкин написал стихотворение «Признание», посвященное приемной дочери П. Осиповой – Александре. Имение Осиповой находилось недалеко от Михайловского, и поэт был ее постоянным гостем. Чувство приличия не позволило Пушкину передать свое стихотворное послание молодой девушке. При жизни поэта оно так и не было опубликовано.

Далеко не все увлечения Пушкина заканчивались романами. Ему часто приходилось страдать от неразделенной любви. Эти переживания он описывает в «Признании». Поэт понимает всю безнадежность своей любви. Он осужден властью и обществом, многие люди испытывают к нему презрение. Финансовое положение Пушкина оставляет желать лучшего. А молодая девушка находится в самом расцвете сил, ей на роду написано найти достойного и богатого мужа. Поэтому свое чувство поэт откровенно называет «глупостью несчастной».

При этом он понимает, что вновь попал во власть непреодолимой страсти, которую сравнивает с болезнью. Воображение поэта полностью захвачено любимой девушкой, от нее зависит его физическое и душевное состояние. Поэт из последних сил сдерживается от страстного признания. Даже звук шагов или «голос девственный» производят в душе автора мгновенную перемену. Он признается, что сразу же «теряет весь свой ум».

Автор подмечает все перемены в поведении и выражении лица своей возлюбленной. Для окружающих они не имеют значения, а для него оборачиваются или «отрадой» или «тоской». Душа поэта постоянно мечется между состояниями огромного счастья и глубокой печали. «Золотой середины» просто не существует.

Пушкин перечисляет обычные будничные занятия девушки, которые имеют для него глубокое значение: вязание, прогулки, музыка. Поэт счастлив просто молча присутствовать при этом и «в умиленьи» наблюдать за любимой.

В качестве последнего средства Пушкин просит хотя бы пожалеть его и притвориться в несуществующей любви. Поэт заверяет, что сделать это будет нетрудно, так как он «сам обманываться рад».

Пушкин покинул Михайловское, так и не сделав признания А. Осиповой. Спустя много лет, когда она уже была замужем, он хотел встретиться с ней и передать бывшей возлюбленной свое стихотворение, но не получил ответа.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 21.

“Цветы последние милей” – одно из тех стихотворений, которые не публиковались при жизни Пушкина. Поэт посвятил его Прасковье Александровне Осиповой, которая была его близким другом, и записал произведение в ее альбом. На уроке в классе стоит упомянуть, что именно эта женщина впоследствии организовала похороны “сына своего сердца”. Читать стих “Цветы последние милей” Пушкина Александра Сергеевича нужно, зная, что помещица часто посылала цветы в соседнее Михайловское, что и навело творца на создание этих шести строк.

Да, всего шесть, но сколько в них смысла – скачать стихотворение недостаточно, необходимо понять, что это органичная часть философской лирики Пушкина. Даже если читать его онлайн, легко увидеть, что цветы – это художественный образ, передающий размышления поэта о быстротечности жизни.


Текст стихотворения Пушкина “Цветы последние милей” проникновенно-нежен, наполнен теплой грустью и очарованием осени – как известно всем знатокам литературы, это было его любимое время года. Это полностью гармоничное произведение, которое учит, что зрелость ценит радости жизни более молодости. Оно наполняет душу не сожалением об увядании, но ощущением ценности каждого момента, предчувствием счастья.

Цветы последние милей Роскошных первенцев полей. Они унылые мечтанья Живее пробуждают в нас. Так иногда разлуки час Живее сладкого свиданья.

Пафос

В стихотворении слышится горечь, недовольство сложившейся ситуацией.

Однако Пушкин тут не выступает ярым бойцом, разгневанным вестником правды. Нет, он просто горько рассуждает о неправедности. Чувствуется, что поэт устал и где-то в душе почти смирился с положением вечного изгнанника.

Так же и герой произведения не ропщет, а покорно идет и приносит яд, хоть и знает, что погибнет.

Складывается горькое ощущение, что автор повзрослел и понял бесплодность активного противостояния. Это неудивительно, ведь к тому времени Пушкин уже дважды побывал в ссылках, пережил наказания друзей-декабристов, не раз сталкивался с цензурой, не дающей ход его произведениям.

Ранняя лирика

Годы, проведенные в Царскосельском лицее, способствовали не только развитию поэтического дара юного лицеиста. Идеи свободомыслия, царившие в старых лицейских стенах, оказали влияние на формирование:

  • личности;
  • мировоззрения;
  • отношения к литературному искусству.

Отношение Пушкина к любви еще не так ярко отражено, чем в более поздние годы.

Стихи, рожденные в эти годы, показывают, как раскрывается тема любви в лирике Пушкина в начальный период становления поэта, как постепенно оттачивается его перо.

Важно! Ранняя юношеская лирика Пушкина – это своего рода обобщение и собственный анализ поэтических творений классиков русской и мировой литературы.

В послании «К Наталье» поэт обращается к крепостной актрисе. Стихотворение написано в стиле классицизма. Юноша говорит о своих первых пылких чувствах, которых он еще стыдится, восхищается красотой молодой девушки.

Анализ стихов лицейского периода, написанных о любви, дает основание исследователям считать Пушкина последователем греческого поэта Анакреонта, автора гимнов и легких стихов о любви за «полной чашей вина». Юный поэт пишет о первых любовных радостях и разочарованиях, верности дружному лицейскому братству. Отдавая дань модному в то время увлечению, он часто оставляет эпиграммы в дамских альбомах и шутливые стихи. В арсенале поэта их целый список: «Красавице, которая нюхала табак», «В альбом Голициной», «Монах». Они наполнены легким юмором, неожиданными парадоксами, забавной игрой слов.

Внимание! Литературоведы отмечают, что на раннем этапе для пушкинского стиля характерны две черты. С одной стороны, творческий, смелый подход к задачам литературного искусства, неприятие отживших стереотипов, с другой – многообразие жанровых мотивов.

Сравнительный анализ стихотворения «Я вас любил» Бродского и Пушкина

Относительно творчества Бродского имеются два противоположных мнения. Согласно первому поэт является несомненным светилом русской поэзии, «вторым Пушкиным», который продолжил лучшие традиции великого предшественника и внес значительный вклад в национальную культуру. Другая группа исследователей полагает недопустимым сравнение Бродского с Пушкиным. Его творчество они считают никак не связанным с классической литературой. Бродский опошлил и исказил русский язык. К тому же, в отличие от Пушкина, он отрицал свою связь с Россией, что и подтвердил своей эмиграцией.

В этом смысле очень интересен анализ произведения Бродского «20 сонетов к Марии Стюарт», особенно шестой сонет, который прямо перекликается со стихотворением Пушкина «Я вас любил»

Лирический герой Бродского обращает внимание на каменную статую Марии Стюарт. Шестой сонет представляет собой признание в любви исторической личности, в котором проглядывает личная любовная история поэта

Бродский использует знаменитое стихотворение Пушкина, но значительно искажает его смысл и общее настроение. Сразу же бросается в глаза намеренное «приземление» языка. Поэт использует грубые, близкие к нецензурным, выражения: «разлетелось к черту», «вдарить», «пломбы в пасти». Рядом с ними находятся и торжественные «высокие» фразы: «дай Вам бог», «жар в груди». Возникшая «мешанина» слов производит огромное эмоциональное впечатление.

Создается чувство, что Бродский просто пародирует и издевается над пушкинскими строками. Но это не совсем так. «Я вас любил…» — знаменитое, ставшее классическим, признание в любви к женщине. Бродский использует его в качестве образца. Но, принадлежа к совершенно другой эпохе, поэт понимает, что такое признание выглядит неуместным. Поэтому он пропускает его через себя и изменяет в соответствии с требованиями времени.

Бродский иронизирует над самим собой и над своей бездушной эпохой. У Пушкина любовь трогательна и возвышенна. Влюбленный покорно принимает утрату, он стремится избавить любимую от беспокойства и желает ей найти свое настоящее счастье. Любовь у Бродского становится физическим плотским чувством. На смену покорности приходят мысли о самоубийстве, но и они заканчиваются насмешкой автора. Героя останавливают размышления над выбором виска для рокового выстрела. Его любовь эгоистична. Он считает, что Бог не способен создать такое же чувство в другом мужчине. Крайним выражением низменности современной любви являются последние строки. Автор намеренно оговаривается. Романтический поэт мечтал коснуться «уст» возлюбленной. Заветная мечта героя Бродского – «бюст».

Бродский, безусловно, не может равняться с Пушкиным. Он сам это прекрасно понимает. Используя бессмертные строки, он показывает, насколько изменился мир. Подражать Пушкину просто бесполезно, так как культурный уровень человечества значительно понизился.

Образы и символы

Центральный образ Анчара олицетворяет собой гибель всего живого. Человек не способен быть столь же устрашающим, как подобное создание природы. Владыка вынужден идти к древу, чтобы подчинить себе человеческое общество. Анчар же — тоже своего рода владыка, но такой, который не нуждается в посторонней силе для утверждения собственной.

Образ монарха – это пример тирании, господства сильного над слабым. Раб – собирательный образ безвольных людей, готовых отдать жизнь за малейшую прихоть владыки. Он – часть слепой силы, которую тирания обретает в лице последователей.

Лирический герой бесстрастно рассказывает историю, и все в строках сквозит его неодобрение и сожаление. Он сетует на «послушливость» стрел, а раба называет «бедным». Владыку он не уважает, так как демонстративно называет его человеком, как и того посланника, который умер, принеся яд. Так он подчеркивает равенство всех людей и тем самым лишает правителя исключительных прав на жизнь его подданных.

Это интересно: 9,«Валерик» анализ стихотворения М, лермонтова


С этим читают