Андреева социальная психология

Групповые феномены

В результате многочисленных экспериментов[] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.

В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.

Структура современной социальной психологии

Социально-психологическая структура зависит от сфер деятельности человека, объектов и методов исследований. Один из видов структуры СП выглядит следующим образом:


  • СП индивида;
  • психология общения и отношений (межличностных взаимодействий);
  • психология маленьких групп;
  • СП между группами (межгрупповое взаимодействие);
  • психология общественных явлений и крупных публичных групп.

Кстати! От особенностей деятельности человека зависят протекание и характер любого из перечисленных видов взаимодействия.

Структура СП

Изменение государственного строя, внутренней политики и сложности на рынке труда заставили многих граждан испытывать чувство собственной ненужности и невостребованности. Консультация у социального психолога – это один из шагов для решения индивидуальной проблемы с социальной адаптацией.

История социальной психологии

Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы.

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке.

Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей).

В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903). Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов». Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее).

В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода:

  1. I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
  2. II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания ( — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
  3. III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.

Чем занимается СП и что изучает

Задачей, которую ставит перед собой социальный психолог, является изучение деятельности индивида в различных обстоятельствах и его поведенческих реакцией, в зависимости от нахождения в различных группах. Если обратиться к Г.М. Андреевой, то, по её мнению, этот подраздел науки изучает следующие объекты:

  • группы людей;
  • отдельные личности;
  • общение между индивидами.

Если обратиться к другим советским и российским исследователям в социальной психологии, это может быть другой список.

Социальная психология

На момент рождения психика человека представляет собой «тесто», из которого в процессе онтогенеза формируется личность. С личностным формированием происходят отождествление себя с окружающим миром и понимание своего места в нём. Наблюдая за поведением окружающих его родных, ребёнок может изучить правила поведения в группе. Так начинаются этапы социальной адаптации человека.

Однако не секрет, что разные люди по-разному оценивают одну и ту же ситуацию. Мало того, общаясь, люди оказывают взаимное влияние друг на друга. Почему это происходит? Как разобраться и предсказать влияние отдельных личностей на людские массы и влияние группы людей на отдельных её членов? Как правильно общаться, чтобы не попасть под чужое влияние? Как уметь отделять свои интересы от интересов общества? Как научиться избегать ссор и конфликтов?

В своём учебнике «Социальная психология» А.Л. Свенцицкий, профессор кафедры социальной психологии СПбГУ, утверждает, что все эти вопросы возникают из-за разнообразия форм людского общения. Изучением и поиском ответов на подобное занимается СП.


Кстати! СП специализируется на исследовании людских взаимовлияний и взаимоотношений. В центре её внимания находятся последствия межличностного общения: мысли, действия и чувства отдельного человека.

Основные задачи социальной психологии

Исследователи в этой области занимаются созданием методов определения того, каким образом формируются личностные мотивы, установки, и насколько это формирование зависит от условий, в которых личность находится, какое влияние на всё это оказывает социальная группа, к которой относится индивид, и каким образом изменяется его психическое состояние.

Важно! Главная задача СП заключается в построении прогнозов социального поведения отдельных личностей и социальных групп. Например, предметом работы соц

психолога на предприятии или фирме может являться изучение человеческих отношений на рабочем месте. С помощью научного подхода может быть определён тип организации коллективных отношений, который позволит работать эффективнее. Повысятся слаженность, взаимопонимание между работниками, как по вертикали управления, так и по горизонтали. Это поспособствует развитию здорового рабочего климата и повышению производительности труда

Например, предметом работы соц. психолога на предприятии или фирме может являться изучение человеческих отношений на рабочем месте. С помощью научного подхода может быть определён тип организации коллективных отношений, который позволит работать эффективнее. Повысятся слаженность, взаимопонимание между работниками, как по вертикали управления, так и по горизонтали. Это поспособствует развитию здорового рабочего климата и повышению производительности труда.

Если поставить задачи перед российскими исследователями в области социальной психологии, то допустимо изучать следующие вопросы:

  • анализировать зарубежную СП по содержанию её методов, теоретических идей и результатов, с дальнейшим рассмотрением их практического применения в отечественном социуме;
  • отрабатывать прикладную составляющую исследований к проблемам общества и находить способы их решения при помощи СП;
  • разрабатывать теорию политических, этнических, межгосударственных и других конфликтов социального плана;
  • вести подготовку теорий диагностики социально-психологических прогнозов, оказывать помощь населению в виде консультаций для решения социальных проблем и адаптации в новой общественной реальности.

Переход от гипотез к социально-психологическим теориям в современном обществе в связи с большими переменами очень востребован.

Задачи СП

Предмет социальной психологии

Социальная психология по Б. Д. Парыгину, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • общественные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Исследования, которыми занимается социальная психология:

  • социальное восприятие (Андреева Г. М. и другие);
  • психологический климат коллектива (Парыгин Б. Д. и другие);
  • стиль руководства (Журавлёв А. Л. и другие);
  • восприятие и понимание людьми друг друга (Бодалёв А. А. и другие);
  • эффективная групповая деятельность (Обозов Н. Н. и другие)

В социальной психологии в настоящее время рассматриваются и изучаются:

  • понимание и восприятие людьми друга друга;
  • межличностные (интерперсональные) отношения (классификации человеческих отношений, а также специфика и факторы, от которых они зависят);
  • социальные установки (изучаются разновидности этих установок, устойчивость, структура, изменчивость и закономерности возникновения и изменения их под влиянием средств массовой информации, а также их влияние на социальное поведение);
  • явления, которые характеризуют взаимодействие и общение людей;
  • поведение людей в социуме;
  • имеющие отношение к малым социальным группам феномены;
  • имеющие отношение к большим социальным группам явления психики (массовидные явления, например общественное мнение, массовое сознание, слухи, мода, религия и тому подобное);
  • вопросы взаимовлияния и взаимодействия личности и группы;
  • межгрупповые взаимоотношения;
  • лидерство (изучается отличия лидера от руководителя, изучаются различные стили лидерства, создаются научные модели, теории лидерства).

Биография

В 1982 г. закончила психологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности «психолог, преподаватель психологии». Основное направление исследований связано с изучением различных аспектов психологического развития дошкольников, в частности, проблемы социализации детей раннего и дошкольного возраста.

Является членом авторского коллектива цикла учебных пособий по психологии для школьников 3–11-х классов (под ред. И.В. Дубровиной), удостоенного премии Правительства РФ в области образования в 2006 г., руководителем экспериментальной площадки по преподаванию психологии как учебного предмета в средней школе в ЮАО г. Москвы. Лауреат премии Президента РФ в области образования (1996).

Определения

  • Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.
  • Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
  • Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
  • Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.
  • Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
  • Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
  • Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.
  • Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.

Основные результаты

Основная статья: Антисоциальное наказание

В начале XXI века британский учёный Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности.

Методы социальной психологии

Если углубиться в соц. психологию, то можно узнать, что ее методология тесно связана с общими методами, применимыми к психологии.  Однако у способов исследования в СП есть свои особенности, они имеют следующий краткий перечень:

  • эмпирические исследования;
  • моделирование;
  • социально-психологическое влияние;
  • управленческо-воспитательное воздействие.

К сведению! Г.М. Андреева так разделяет способы: сбор информации, её обработка и методы воздействия.

Эмпирические исследования включают в себя следующие методы:

  • наблюдение – регистрация событий социально-психологического характера в естественных и лабораторных условиях;
  • анализ документов – изучение любых данных, заключённых на бумажных, электронных, плёночных и иных носителях;
  • опрос – интервьюирование, анкетирование и электронное голосование по поставленным темам;
  • тестирование – ограниченные временным интервалом испытания в виде выбора правильного ответа на заданные вопросы;
  • социометрия – социограммы или социометрические матрицы, несущие результат исследования структурного состава маленьких групп и отдельных лиц, туда входящих;
  • ГОЛ (групповая оценка личности) – составление характеристики индивида из группы по сведениям, представленным членами этой группы о качествах характеризуемого.

К сведению. Сюда же относится и эксперимент – выявление закономерностей и взаимосвязей между определённой ситуацией и субъектом воздействия. При этом искусственно создаются определённые условия. Метод эксперимента хорош тем, что можно моделировать обстановку, воздействовать на неё в процессе, исследовать реакции и снимать результаты.

Что касается моделирования, то можно отметить, что его допустимо воспроизводить по двум направлениям:

  • моделирование психики – копирование процессов психических функций;
  • создание психологической модели – воспроизведение деятельности путём воссоздания условий подобной деятельности.

Интересно! Смоделировав ситуацию возникновения пожара или любого другого опасного события, включив кнопку «Тревога», можно, наблюдая за действиями сотрудников, определить «слабые места» в характере коллег.

В процессе реализации моделей получают достоверные сведения о коллективе в целом и его отдельных представителях.

К методу социально-психологического воздействия относятся способы психического воздействия на людей и их поступки в социуме. Они реализуются посредством следующих технологий:

  • информация в СМИ;
  • публичные выступления;
  • реклама;
  • агитация;
  • сеансы терапии.

Используя подобные способы, изменяют социальные установки граждан в нужную сторону.

Важно! С помощью данного способа можно не только влиять на людские нужды и мотивацию человека, но и настроение и жизненные ориентиры. Это психологическая манипуляция членами социума, она может быть как созидающей, так и разрушающей

Например, в настоящее время посредством подобного влияния в мире происходит феномен подмены моральных ценностей и понятий. Разрушается институт семьи и брака путём навязывания терпимости к однополым бракам и секс меньшинствам. Умаляется важность победы в войне с фашизмом, и в Европе повсеместно пропагандируется «героизм» нацистов и их пособников

Это психологическая манипуляция членами социума, она может быть как созидающей, так и разрушающей. Например, в настоящее время посредством подобного влияния в мире происходит феномен подмены моральных ценностей и понятий. Разрушается институт семьи и брака путём навязывания терпимости к однополым бракам и секс меньшинствам

Умаляется важность победы в войне с фашизмом, и в Европе повсеместно пропагандируется «героизм» нацистов и их пособников

Примером управленческо-воспитательского воздействия может служить воспитание ребёнка в семье, где родители путём личного примера, доверительных бесед и обучения формируют сознание чада, при этом не забывая учить, хвалить за успехи и объяснять неудачи.

Воздействия на индивида при таком способе включают в себя:

  • убеждения;
  • угрозы или поощрения;
  • наказания;
  • личный пример.

Кроме того, можно влиять через мнение общества, образование, воспитание и общую деятельность.

Методы, применяемые в СП

Специфика предмета


СП, как самостоятельная дисциплина, обозначилась в 1908 году. В одно и то же время два учёных издали свои труды: социолог Э.А. Росс выпустил в Америке книгу «Социальная психология», а в Европе ознакомились с трудом психолога У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию».

Кстати! Доктор философских наук, российский психолог Г.М. Андреева, отмечала, что выделению СП в отдельную отрасль психологии послужили причины теоретического и социального характера.

Две книги, стоящие у зарождения СП

Г.М. Андреева в своём учебнике «Социальная психология» (2001 г.) отмечает специфику при исследованиях в СП. Получение данных для изучения в других сферах выстроено на логических законах физики и других точных наук, в СП это не работает. Исследователи сталкиваются со следующими препонами:

  • проблема эмпирических данных (тип и объём);
  • объединение полученных данных в единую систему с принципами и выдвигаемыми теориями или гипотезами.

До сих пор среди специалистов-социологов не прекращаются споры, какие виды данных и в каком объёме допускать в процесс исследования.

Если рассматривать данные для изучения в области СП, то они могут иметь следующий вид:

  • сведения о поведении отдельных людей в группах;
  • информация, характеризующая параметры сознания этих людей;
  • данные о психологических оценках групп, куда помещаются индивиды.

Что касается объёма информации для обработки, то неоднозначны мнения учёных, какому его виду следовать. Работы в социально-психологическом изучении можно вести, используя два типа объёма:

  • корреляционный – используется большой массив информации, где установлены всякого рода корреляции;
  • экспериментальный – объём данных ограничен, но в него добавляют новые переменные и ведут за ними наблюдение.

К сведению! Корреляция – это зависимость (взаимоотношение) между двумя или несколькими случайными величинами. При этом за изменениями, происходящими с одной (несколькими), следуют изменения другой с определённой систематичностью.

Интеграция полученных данных в СП представляется в специфической форме. Выдвигать теорию и работать с ней в СП не представляется возможным. Теории социально-психологического плана совсем иные, нежели в точных науках. В них отсутствует дедукция. Поэтому изначально выдвигается гипотеза, как теоретический вид знаний, по ней ведутся исследования. Далее в результате обработанных гипотез делаются теоретические обобщения.

В СП разрабатываются теории, охватывающие лишь узкие сферы, – отдельные стороны жизни людей.

Отличительной специфической особенностью можно выделить обязательную проверку сформулированных гипотез и, как результа, – построение предсказаний.


С этим читают