Ангельские чины. небесная иерархия: 9 чинов ангелов

Третий чин ангельский Престолы

Вы, конечно, знаете, что такое престол, с каким смыслом употребляется у нас часто это слово? Говорят, например, «Престол Царский» или «Трон Царский», «Царь сказал с высоты Престола». Всем этим хотят показать достоинство, величие царское.


Престол, таким образом, является олицетворением царского величия, царского достоинства. Вот и на небе есть свои Престолы, не наши вещественные, бездушные, сделанные из золота, серебра, кости или дерева и служащие лишь символами, а Престолы разумные, живые носители величия Божия, славы Божией. Престолы, преимущественно перед всеми чинами ангельскими, ощущают, созерцают Бога, как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя Царствующих, как «Бога Великого, Крепкого и Страшного» (Втор. 10, 17). «Господи, Господи, кто подобен Тебе?» (Пс. 34, 10)… «Кто подобен Тебе в бозех. Господи, кто подобен Тебе: прославлен во святых, дивен во славе» (Исх. 15,11). «Велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца» (Пс. 144, 3)… «Велико и не имат конца, высоко и безмерно» (Вар. 3:25)! Все эти гимны величию Божию, во всей их полноте, глубине и истинности, понятны и доступны одним лишь Престолам.

Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою, и другим дают его чувствовать, переливают, как бы в сердца людские, преисполняющие их самих волны величия и славы Божественной.

Бывают минуты, когда человек как-то особенно ясно сознает умом и с какой-то особенной силой чувствует сердцем величие Божие: раскаты грома, блеск молнии, дивные виды природы, высокие горы, дикие скалы, богослужение в каком-либо великолепном большом храме – все это часто настолько захватывает душу, так ударяет по струнам сердца, что человек готов бывает слагать и петь хвалебные псалмы и песни; перед ощущаемым величием Божиим исчезает, теряется, падает ниц. Знайте, возлюбленные, такие святые минуты ясного ощущения величия Божия бывают не без влияния Престолов. Это они как бы присоединяют нас к своему настроению, бросают в сердца наши блестки его.

О, если бы чаще посещали нас Престолы, чаще бы ниспосылали нам чувство величия Божия и собственного нашего ничтожества! Тогда не возносились, не надмевались бы мы так умом своим, как нередко надмеваемся и превозносимся, цены себе не зная, чуть не богом себя почитая.

АРХАНГЕЛЫ

Архангел Михаил (Кто как Бог, Кто равен Богу). Вождь небесного воинства. Победитель сатаны, держит в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над Диаволом.

Архангел Гавриил (Крепость Божия или Сила Божия). Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путем изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Архангел Рафаил (Исцеление Божие или Врачевание Божие). Врач недугов человеческих, главный из ангелов-хранителей, изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой – стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран.

Архангел Салафиил (Ангел Молитвы, Молитва к Богу). Молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся.

Архангел Уриил (Огнь Божий или Свет Божий). Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел Огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой – огненный пламень.

Архангел Иегудиил (Хвала Божия, Славитель Божий). Архангел Божий Иегудиил изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам

Архангел Варахиил (Благословение Божие). Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей.

Какое место в небесной иерархии занимают Престолы

По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.

Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.

Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.

Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.

В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.

Власти


В обязанности Властей входит сохранение ключей от клетки Дьявола и сдерживание его иерархии. Они способны укротить бесов, отразить нападение на род человеческий, избавить от бесовского искушения. Также в их обязанности входит утверждение добрых людей за их духовные подвиги и труды, защита их и сохранение их права на царствие божие. Именно они помогают отогнать все злые помыслы, страсти и похоть, а также врагов человека отводят и помогают победить в себе Дьявола. Если рассматривать личностный уровень, то миссия этих ангелов, помочь человеку во время битвы добра и зла. А когда человек умирает, они сопровождают его душу и помогают не сбиться с пути.

Херувимы — второй высший ангельский чин

Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы. Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:

В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет — «восседающий на херувимах». По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.

Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.

По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.

Читайте статью кого сейчас называют херувимами.

Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.

Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.

По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он — ангелу, ангел — архангелу, архангел — Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.

Роспись “Херувим” церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).

Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов — Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.

В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.

Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз — все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.

Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы — второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.

Седьмой чин ангельский Начала

Ангелы эти так называются потому, что Богом вверено им начальство над стихиями природы: над водой, огнем, ветром, «над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами». «Творец и Строитель мира. Бог, – говорит учитель христианский Афинагор, – поставил некоторых из ангелов над стихиями, и над небесами, и над миром, и над тем, что в нем, и над их устройством». Гром, молния, буря… всем этим управляют Начала, и направляют, как угодно то воле Божией. Известно, например, что молния нередко попаляет кощунников; град одно поле побивает, другое оставляет невредимым… Кто бездушной, неразумной стихии дает такое разумное направление? Начала делают это.

“Видел я, – говорит тайнозритель св. Иоанн Богослов, – Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце… И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими» (Откр. 10, 1–3); видел и слышал апостол Иоанн и «ангела водного» (Откр. 16, 5), и «ангела, имеющего начальство над огнем” (Откр. 14, 18). “Видел я, – свидетельствует тот же св. Иоанн, – четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево… – им дано вредить земле и морю» (Откр. 7, 1–2).

Начала имеют начальство также и над целыми народами, городами, царствами, обществами человеческими. В слове Божием есть, например, упоминание о князе или ангеле царства Персидского, царства Эллинского (Дан. 10, 13, 20). Начала ведут, вверенные их начальству, народы к высшим благим целям, которые указывает и предначертывает Сам Господь; «возводят, – по словам св. Дионисия Ареопагита, – сколько могут тех, которые охотно повинуются им, к Богу, как к своему Началу». Они предстательствуют за свой народ перед Господом, «внушают, – замечает один святитель, – людям, особенно царям и другим властителям, мысли и намерения, относящиеся ко благу народов».

Чины ангелов — что это и зачем они нужны

Царство божье подобно любой организации. Если вам эти слова кажутся кощунственными, то задумайтесь — откуда люди взяли свою структуру общества? Бог сделал человека по образу и подобию своему, а значит передал нам иерархию. Тем более вспомним, что Архангел Михаил носит звание Архистратига, то есть главнокомандующего небесным воинством. Уже одно это может сказать, что чины ангелов действительно существуют.


Старинная икона Образ Святого Михаила Архистратига предводителя воинства небесного. Россия XIX век.

Для чего же они созданы? Как в любой организации, так и на небесах, должна быть структура подчинения. Без неё в организации будет царить беспорядок, анархия. А как раз за отказ подчиняться был изгнан ангел Люцифер. И вспомним, что у каждого из ангелов есть своё, так сказать, поле деятельности. Так что без чёткой иерархии установить порядок в такой структуре просто невозможно. В общем, девять ангельских чинов были созданы Богом именно для того, что бы как можно более эффективно управлять небесным царством.

Создатель, естественно, наделён безграничной силой и возможности — как по другому он создал бы весь мир? Но стоит понимать, что даже ему иногда нужно отвлечься от одной проблемы, что бы заняться другой. Тем более реальный мир слишком хрупок, что бы выдерживать прямое вмешательство божества. Не забываем об Архангеле Гаврииле, который является Гласом Божьим. Ведь если Создатель обратится к человеку напрямую, то тот просто не выдержит силы истинного голоса и умрёт. Вот потому-то Богу и нужна помощь. Излишек силы накладывает свои ограничения.

Девять ангельских чинов

Да, в этой казалось бы монолитной организации есть свои проблемы. Как минимум один раз среди ангелов назревал раскол. Но случился он из-за первого падшего ангела, который смог привлечь на свою сторону немногих бунтовщиков. Отсюда можно сделать вывод, что основа проблем не в разумности иерархии, которую никто не ставит под сомнение. Проблема в том, что совершенным в этом мире может быть только сам Господь. Даже Адам и Ева, его любимые дети, поддались на соблазны Змея. Да, можно сделать скидку на подаренную им свободу выбора. Но если бы их души были полностью чисты, то льстивые речи Врага не оказали бы своего губительного воздействия.

Если просуммировать всё вышесказанное, то получается, что без иерархии на Небесах никак. Всё как у людей. Но стоит ли этому удивляться? Навряд ли. Любая организация призвана исключить, так сказать, человеческий фактор. В нашем случае — ангельский. Получается не всегда, но как может быть по другому? Даже у такого совершенного существа, как Бог, могут быть промашки.

Кратко о каждом из Архангелов

Архангел Михаил среди верховных ангелов занимает главенствующее место. В иконописной традиции принято изображать его в виде воина в полном боевом облачении, попирающего змия или дракона. Подобная традиция сложилась на основании того, что в давние времена на небесах произошло столкновение между Ангелами ― служителями Бога, и духами, отпавшими от Него. Падшие ангелы, имена которых также приводятся в Священном Писании, во главе со своим предводителем Денницей были низвергнуты с небес и стали служителями сатаны.

Архангел Гавриил часто изображается держащим в одной руке старинный фонарь, внутри которого горит свеча, а в другой ― зеркало. Это несёт в себе глубокий смысл. Свеча, спрятанная в фонарь ― символ судьбы, сокрытой до её исполнения, но и после того постигаемая лишь теми, кто глядит в зерцало своей совести.

Имя третьего Архангела Рафаила означает милосердие. Поэтому его принято изображать держащим в руках сосуд с целительным маслом, облегчающим муки страждущих.

Уриил ― покровитель тех, кто посвятил себя науке. Его изображают держащим в руке опущенную вниз молнию. Огнём божественной любви он воспламеняет людские сердца и просвещает умы к познанию истин.

Селафиила называют Архангелом молитвы. Соответственно этому для его изображения характерна молитвенная поза и чётки. Его руки в благоговейном порыве прижаты к груди, сам он погружён в общение со Всевышним.

Архангел Иегудиил представлен на иконах держащим в одной руке золотой венец ― награда для истинных служителей Божьих, а в другой ― плеть, состоящую из трёх шнуров, которой он защищает их во славу Святой Троицы.

И, наконец, Архангел Варахиил. Он несёт Божьи благословения тем, кто в своей жизни был исполнителем Его заветов. Достаточно вспомнить, что Варахиил был одним из трёх Ангелов, явившихся Аврааму и Саре под дубом в Мамре и возвестившем о скором рождении сына Исаака.

Имена этих высших Ангелов по своему звучанию можно охарактеризовать как мужские. Имена ангелов-женщин в данном контексте не встречаются.

Христианская ангельская иерархия


Рассмотрим подробно систему, принятую в христианстве. Каждая сфера (триада) представляет собой особый тип ангелов. К первой сфере относится ближайшее окружение Бога. Вторую триаду представляют существа, отвечающие за устройство Вселенной и поддержание божественного порядка. В третью группу входят ангелы, которые связаны непосредственно с людьми.

Первая сфера

В триаду входят: серафимы, херувимы и престолы.

  • Серафимы являются наиболее приближенными к Господу созданиями. Название произошло от древнееврейского слова «пламенеющий». Именно такими увидел их библейский пророк Исаия. По словам пророка, серафимы имели шесть крыльев. Святой Дионисий Ареопагит поставил серафимов на первое место в иерархии и указал на их пламенную любовь к истине и свету.
  • Херувимы стоят на второй ступени после серафимов. По мнению богословов, херувимы воплощают в себе божественную мудрость. Их цель – передавать эту мудрость другим. В тексте Ветхого Завета встречается херувим с огненным мечом, охраняющий вход в райский сад. Израильский царь Давид упоминает, что херувимы служили Господу средством передвижения. Поэтому в Библии по отношению к Всевышнему часто встречается фраза «сидящий на херувимах». По поводу происхождения слова существуют разногласия. Согласно Талмуду, название происходит из арамейского языка и означает «подобный юноше». Другие исследователи склоняются к ассирийской версии, по которой херувим означает «молящийся, благословляющий».
  • Престолы – это ангелы, окружающие Бога, восседающего на троне. В православии их также называют Богоносные. Впрочем, это выражение следует понимать не буквально, а в переносном смысле. Они несут Бога внутри себя, служат ему верой и правдой. Кроме того, эти создания несут в себе эволюционное начало, выражая промысел Божий.

Мистик Ян ван Рюйсбрук, живший в Средние века, писал, что ангелы высшей триады никогда не вмешиваются в конфликты, возникающие между людьми. Но если верующий обращается к Творцу с молитвой, пребывает в состоянии благодати, стремится к Истине, то в эти моменты рядом с ним пребывают серафимы, херувимы или престолы. Именно они вселяют высшую любовь в людские сердца.

Вторая сфера

В состав второй сферы входят: господства, силы, власти.

  • Господства. Взаимодействуют с земными правителями, которые должны быть выразителями воли Всевышнего. Ангелы наставляют представителей власти, учат их мудрому управлению, помогают сдерживать гнев и другие греховные чувства. Господства также являются выразителями свободной воли. Именно они отвечают за воспитание ангелов, находящихся на более низких ступенях.
  • Силы представляют собой разряд ангелов, которые могут наделить праведного человека сверхъестественными способностями, например даром ясновидения или исцеления больных. Именно они помогали Иисусу Христу творить чудеса, чтобы явить славу Бога-отца. Также в задачу этих созданий входит поддержка человека в момент отчаяния и энергетическая подпитка для преодоления житейских невзгод.
  • Власти занимают особое положение в триаде. На них возложена важная задача: противостоять дьяволу и его свите. Власти могут предотвратить бесовские козни и оградить людей от влияния темных сил. Эти создания помогают бороться с различными искушениями и подавлять в себе греховные побуждения. Они ограждают праведников от нападок бесов, указывая путь в царство Божье. В момент, когда человека одолевают соблазны, эти ангелы приходят на помощь в борьбе со злом.

Третья сфера

Третий круг представлен началами, архангелами и ангелами.

  • Начала – так именуют ангелов, отвечающих за управление Вселенной и сохранение всего, что было создано Творцом. У них обширный круг интересов, начиная с движения планет и заканчивая погодными явлениями. Помимо этого, они посылают людям божественные откровения, способствуют развитию религий и духовному росту человечества.
  • Архангелы, иначе главные ангелы. Их можно назвать небесными наставниками, поскольку они передают людям знания, полученные непосредственно от Бога. Благодаря архангелам до нас дошли великие пророчества и тексты Священных Писаний.
  • Собственно ангелы ближе всего стоят к нам. Они всегда находятся рядом и направляют на путь добродетели. Ангелы этой триады выступают в качестве ангелов-хранителей. Они всегда готовы прийти на помощь, только обратись к ним с молитвой. Ангелы внимательно следят за поступками человека, оберегая его душу от нападок темных сил и поддерживая тех, кто случайно оступился.

Ангелы Небесные

Чтобы увидеть все 9 чинов ангельских, стоит обратить внимание на «Успению» Боттичини. На ней располагаются три триады ангелов

Прежде чем сотворить наш мир, видимый и физический, Бог создал небесные, духовные силы и назвал их ангелами. Именно они стали выполнять посредническую роль между Творцом и людьми. Перевод этого слова с еврейского дословно звучит, как «посланник», с греческого — «вестник».

Ангелами называют бесплотных существ, у которых есть высший разум, свободная воля и большое могущество. Согласно информации из Ветхого и Нового Заветов в Ангельской Иерархии существуют определенные ангельские чины, так называемые ступени. Большинство иудейских и христианских богословов занимались созданием единой классификации этих чинов. На данный момент больше всего распространилась ангельская иерархия Дионисия Ареопагита, которая была создана в пятом веке и названа «девятью чинами Ангельскими».

Ангельские чины в православии

Между православной и католической культурой есть разница. Коснулась она и тех ролей, которые отводятся ангельским чинам. Да, если взглянуть в общем, то различия не будут бросаться в глаза. Всё таки пусть и разные конфессии, но одной и той же религии. Чем же отличаются ангельские чины в православии?

Все 9 ангельских чинов изображены в “Успении” Франческо Боттичини.

Во первых — в православной религии нет триад. Тут существуют степени. Их тоже три, и называются — Высшая, Средняя, Нижняя. Различаются между собой «отдалённостью» от божественного престола. Это ни в коем случае не говорит о том, что Бог меньше любит Нижнюю степень, чем Высшую. Конечно нет. Просто если первая напрямую контактирует с людьми, совершая волю Божью, то вторую смертные почти не видят.

Следующее большое различие — степень персонализации. В православии чаще появляются отдельные ангельские личности. Им отдаётся честь, как заступникам и хранителям. В католицизме такое случается намного реже. Хотя тут, как у католиков, существует 9 ангелов, 9 ангельских чинов. Обе конфессии пользовались одними и теми же текстами, а небольшие различия можно списать на счёт разной трактовки. Ангелы-херувимы, например, отображают скорее мудрость, чем стражу. Они обладают высшей духовной мудростью, могут пользоваться ею. Во благо, разумеется, подсказывая своим собратьям, как лучше совершить то или иное повеление Господа.

Остановимся на последней степени, нижнем ангельском чине, их описанию и значению. В православии им уделяется больше всего внимания, ведь они чаще показываются людям. Некоторым высшим архангелам даются имена, такие как Михаил, Гавриил, Рафаил. Обычные ангелы наиболее плотно общаются с людьми, даже становятся личными хранителями и заступниками. Ангелы-хранители берут опеку над каждым смертным, наставляя его и помогая, подталкивая по пути Божьего Замысла, так называемого Великого Плана.

Ангелы невидимы, бессмертны, но настолько же, насколько невидна и бессмертна человеческая душа. То есть настолько, насколько отпускает им этого благоденствия Бог. В православии ангелов соотносят с двумя стихиями — огнём и воздухом. Огнём они очищают грешников, несут божественный гнев, возмездие. А подобны ветру, потому что переносятся по земле с огромной скоростью, дабы как можно быстрее совершать высшую волю.

Ангельские чины — важная часть небесного царства, ведь без них не будет порядка, дисциплины. Именно с их помощью становится понятно, как работает иерархия божественных сущностей. Именно с них человечество получило понимание о том, как должно работать их собственное общество.

Покровители народов и царств

На низшем уровне иерархической лестницы ангельских чинов находятся последние три разряда бесплотных духов, старшими из которых являются начала. Они являют собой непобедимый легион защитников веры. Своё название начала получили ввиду возложенной на них миссии руководить оставшимися двумя категориями ангелов и направлять их труды на исполнение воли Божьей.

Кроме того, у начал есть ещё одно важное предназначение ─ управлять построением иерархий среди людей. Считается, что не кто иной, как начала, незримо помазывают на царство земных монархов и благословляют правителей иных рангов

В связи с этим принято считать, что каждому народу Господь посылает ангела этой категории, призванного защищать его от бед и потрясений. Основанием для такого суждения могут быть слова ветхозаветного пророка Даниила об ангелах Иудейского и Персидского царств, следящих за тем, чтобы помазанные ими правители ревновали не о личном богатстве а о приумножении славы Божьей.


С этим читают