Анимизм

Анимисты

Как у научной доктрины, век у анимизма оказался недолгим, тому способствовала развенчавшая анимизм как несостоятельную доктрину критика, высказываемая ученым сообществом.


Основной проблемой анимизма стало его узконаправленное видение – в процессе исследований было доказано, что религии не ограничиваются лишь верованием в существование духов, душ.

Потому современная наука обобщает под термином анимизм все верования первобытных обществ, которые и поныне существуют в разных уголках нашей планеты.

Возникший термин «анимисты» восходит к тэйлоровскому варианту понимания ранних форм религий как анимизма. Анимистами принято считать аборигенов Африки, американских континентов, Австралии и Океании, адептов местных религиозных верований.

Кроме того анимизм имеет особое влияние и в странах Азии, например, к ярко выраженной анимистической религии относят японский синтоизм или синто.

В Российской Федерации анимизм присущ многочисленным малым народам, среди которых можно выделить:

  •  народы Дальнего Востока (орочи, нанайцы, негидальцы, ульчи, нивхи, коряки, якуты);
  • народы Сибири (эвенки, юкагиры, тофалары, хакасы, ханты, манси, кеты, ненцы и др.).

По своей сути анимизм – логически выстроенная система, имеющая ряд основных идей.

Так, анимисты считают, что человеческая жизнь не прерывается после смерти, а продолжается в мире загробном, соответственно души могут, как отправиться в мир иной, так и пребывать в мире людей, перейдя в предметы, представителей животного мира и даже вселяясь в человека (так возникло понятие одержимости).

В случае вселения духа в предмет-фетиш, такой предмет приобретает сакральность, становится магическим.

Разнообразные церемонии, жертвоприношения и ритуальные действия совершаются анимистами с целью умилостивить духов, поскольку злой дух может вредить не только разозлившему его человеку, но и племени в целом.

Среди основных понятий анимизма – перевоплощение, то есть душа умершего имеет возможность впоследствии оказаться в новорожденном ребенке или детеныше.

Вся система верований, согласно которой дух может воплощаться в животных или людях – это тотемизм. Тотемизм предполагает, что каждый человек или племя могут иметь свой тотем, дух нашедший воплощение в животном. Тотем во всем оказывает помощь человеку, спасает в случае опасности.

В качестве основного догмата выступает разделение мира на духовный и физический. При этом существование мира духовного признают все эзотерики, только называется он иначе – астралом, информационным полем и пр.

Таким образом, исследование анимизма дает возможность рассмотреть, в чем лежат истоки и каковы механизмы различных эзотерических практик.


Исследователи выделяют такую характерную для анимизма черту, как схожесть анимистических верований и распространенность их среди племенных общин, никогда не имевших контактов между собой и проживающих на разных материках.

Ученые полагают, что столь широкое распространение анимистических верований произошло потому, что именно анимистическое представление о мире, окружающем человека наиболее объективно и истинно, и не зависит от географического расположения общины, практикующей анимистическое верование.

Литература

Справочники
  • Анимизм // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 25. — 840 с.
  • Анимизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Красников А. Н. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
Монографии

Тайлор Э. Первобытная культура / пер. с англ.. — 1871.

Тотемизм

Похож по своей природе на анимизм тотемизм. Людям свойственно было наделять душой не только окружающие предметы, но и животных, которые проживают рядом. Однако в одних племенах считали, что все животные обладают душой, в других же – только некоторые, так называемые тотемные животные, которым и поклонялось данное племя.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Что касается душ животных, то считалось, что они также умеют переселяться. Интересным являлся тот факт, что многие верили: души умерших людей могут переселяться не только в нового человека, но также и в тотемное животное. И наоборот. Очень часто тотемное животное выступало в роли духа-хранителя данного племени.

Еще одна проторелигия, остатки которой можно обнаружить в наши дни в особенностях религиозных верований отсталых племен – тотемизм. Рассмотрим определение, особенности этого представления и сравним тотемизм и анимизм. Можно выделить такие отличительные черты:

  • Древние люди верили в то, что каждый человек (а также племя, род) имеет некоего предка – животное или растение, которое именуется тотемом.
  • Чаще всего тотемом становился тот представитель флоры или фауны, который обитал на территории проживания племени.
  • Между племенем и тотемным животным существовала мистическая связь.
  • Тотем оказывал покровительство своему племени.
  • Наличие системы табу – запретов. Так, тотемное животное нельзя было убивать на охоте или употреблять в пищу.

Появление этой проторелигии, как полагают исследователи, было связано с тем, что в жизни древних людей животные и растения были очень важны, служили основным источником пищи, без них было бы невозможным само существование человечества.

Виды проторелигий

Наверное, никогда не удастся выяснить, что именно стало причиной возникновения в первобытном сознании стремления верить в существование высших – божественных сил. Вероятнее всего, сталкиваясь с могучими силами природы – грозами, снегопадами, ураганами, ливнями – и будучи не в силах объяснить их природу, наши далекие предки стали считать, что каждым явлением управляет собственный дух.

Духи пока не имели какого-либо материального воплощения. Позднее, когда человек научится строить города и займется земледелием, скотоводством, ремеслами, его зависимости от сил природы снизится. Поэтому и боги, пришедшие на смену духам, приобретут человеческий облик.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Итак, первые религиозные верования – анимизм, тотемизм, фетишизм – появились еще в эпоху первобытнообщинного строя, когда люди занимались охотой и собирательством, жили в пещерах или примитивных землянках, уже создавали себе примитивное оружие и орудия труда. Вероятнее всего, огня в тот период они еще не знали.

Самые древние формы религиозных верований принято называть проторелигиями, то есть примитивными, упрощенными формами религиозных представлений, свойственных нашим далеким предкам. Именно они и стали основой, благодаря которым развилось язычество, а позднее – три ведущие мировые религии.

Исследователи религии и историки выделяют 4 проторелигии:

  • Анимизм.
  • Фетишизм.
  • Тотемизм.
  • Магию.

В страхе перед мощными и непонятными явлениями природы, древние люди начали обожествлять их. Анимизм – это вера в существование души и духов, которые пронизывают все, что есть в мире. Молнии и гром, солнце и луна, дождь, снег и град – человек, настолько маленький и беззащитный перед стихиями, начинает задабривать сильных духов и приносить им жертвы пытаясь умилостивить.

Наблюдая за рождением и смертью, человек предположил, что во время рождения ребенка в него входит душа, а во время смерти она покидает тело вместе с дыханием. Древние верили, что дух покойного остается существовать в бесплотной оболочке и не покидает род соплеменников. Культ поминовения и почести душ преследовал цель сделать дух соплеменника защитником и покровителем от злых потусторонних сил.


Анимизм в мифах Древней Греции помогает историкам изучить мышление людей того периода. Яркие образы богов, сформировавшиеся со временем из понимания характера и функций, которые несут природные явления:

  1. Зевс – управляет громом и молниями, проливается на землю дождем.
  2. Гея (земля) – рождает огромных каменных великанов (землетрясения, камнепады).
  3. Аид (Танатос) – властелин подземного царства, забирающий души.

Например, синто (или синтоизм), традиционная религия в Японии, которую практикуют более 112 миллионов человек.

В основе этой религии лежит вера в ками — духовное начало, которое присутствует во всех неодушевлённых предметах. Это убеждение объединяет синтоизм с анимизмом.

В религии коренных народов Австралии очень сильна культура тотемов.

Тотем — живое существо — обладает сверхъестественными способностями. Он является символом или эмблемой общины.

Зачастую в общинах накладывается табу: к тотему нельзя прикасаться, его нельзя есть или повреждать.

Тотем — это всегда живой предмет — растение или животное.

Вера в духовное начало у эскимосов более глобальна. Так как не зависит от живого существа. А наоборот, предмет или вещь зависят от души, которая в них обитает.

Узнайте также, что такое Каббала.

Анимизм — интересные факты

Анимизм — вера в духов и сущностей, как древняя религия оставила огромный культурный след в истории человечества. Возникшие древние мифы Скандинавии, Греции, Египта – это мировая копилка знаний мирового человеческого наследия. Анимизм, выросший из примитивных представлений человека о душе, перетек в более совершенные формы верований, но в некоторых своих аспектах сохранился и по сей день в языческих праздниках.

Интересные факты, связанные с анимизмом:

  1. Великий математик Пифагор — первый вегетарианец, запрещал есть ученикам животных, в силу наличия у них души точно такой же, как у человека.
  2. Маленький ребенок в своих ранних анимистических представлениях, думает что когда он идет, луна «бежит» за ним вдогонку.
  3. Коряки (коренной народ Камчатки) убив на охоте волка или медведя, надевают шкуру на одного из охотника, вокруг него водят пляс и поют песню, в которой уверяют, что они не виноваты в смерти животного, а вина в этом «какого-то русского». Цель обряда – переадресовать гнев души убитого зверя.
  4. Народы острова Фиджи верят, что души сломанных орудий труда (топоры, ножи) отлетают к богам для дальнейшего служения.

Влияние на последующие религиозные учения

В тотемизме, как в зародыше, заключаются главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком (божество — отец своих поклонников), табу, запретные и не запретные животные (позднейшие чистые и нечистые), жертвоприношение животного и обязательное вкушение тела его, выделение из тотемного класса избранного индивида для поклонения и содержание его при жилищах (будущее животное — божество в храме Египта), отождествление человека с божеством-тотемом (обратный антропоморфизм), власть религии над социальными отношениями, санкция общественной и личной морали (см. ниже), наконец, ревнивое и мстительное заступничество за оскорбленное тотемное божество. В настоящее время тотемизм является единственной формой религии во всей Австралии. Он господствует в Северной Америке и найден в широких размерах в Южной Америке, в Африке, среди неарийских народностей Индии, а пережитки его существуют в религиях и поверьях более цивилизованных народов. В Египте тотемизм процветал ещё в историческое время. В Греции и Риме, несмотря на антропоморфный культ, встречаются достаточные следы тотемизма. Многие роды имели героев-эпонимов, носивших имена животных, например, κριό (баран), κῠνός (canis, собака) и, т. д. Мирмидоняне (древние фессалийцы) считали себя потомками муравьёв. В Афинах воздавали культ герою в форме волка, и всякий, убивший волка, обязан был устроить ему похороны (см. также — капитолийская волчица). В Риме поклонялись дятлу, который был посвящён Марсу, и не употребляли его в пищу. Римские патриции использовали в своих родовых гербах семейные тотемы — изображения различных животных (быков, львов, рыб и т. п.). Черты тотемистических церемоний заметны в тесмофориях, имевших целью гарантировать плодородие земли и людей. В древней Индии черты тотемизма достаточно явственны в культе животных и деревьев и запретах на употребление их в пищу (см. Теротеизм). Тотемизм — не только религиозный, но и социально-культурный институт. Он давал высшую религиозную санкцию родовым учреждениям. Главнейшие устои рода — неприкосновенность жизни сородича и вытекающая из неё обязанность мести, недоступность тотемного культа для лиц чуждой крови, обязательная наследственность тотема в мужской или женской линии, устанавливавшая раз навсегда контингент лиц, принадлежащих к роду, наконец, даже правила половой регламентации — все это самым тесным образом связано с культом родового тотема.

Только этим можно объяснить крепость тотемных уз, ради которых люди часто жертвовали самыми интимными кровными узами: во время войн сыновья шли против отцов, жены против мужей и т. д. Фрейзер и Джевонс считают тотемизм главным, если не единственным виновником одомашнивания животных и культивирования растений.

Запрет на употребление в пищу тотемного животного крайне благоприятствовал этому, потому что удерживал жадного к пище дикаря от легкомысленного истребления ценных животных в период приручения. Ещё до настоящего времени пастушеские народы избегают убивать своих домашних животных не по хозяйственным соображениям, а в силу религиозного переживания. В Индии убиение коровы считалось величайшим религиозным преступлением. Точно так же обычай хранить из года в год колосья, зерна и плоды тотемных деревьев и растений и периодическое вкушение их для религиозных целей должны были привести к попыткам насаждения и культивирования. В то же время, дидух сжигался после проведения праздников. При переселении на новые места, где не было тотемных растений, их приходилось разводить.

О природе

Анимизм – религия, которая наделяет душами все окружающее. Так, например, жители Андаманских островов верили в то, что огромную силу имеют природные явления и сама природа (солнце, море, ветер, луна). Однако согласно их мнениям, такие духи чаще всего были злыми и все время старались нанести увечья человеку. Например, дух леса Эрем-чаугала способен ранить человека или даже убить невидимыми стрелами, а злой и свирепый дух моря может поразить его человека неизлечимой болезнью. Однако в это же время духи природы считались и покровителями отдельных племен. Так, одни считали своим покровителем солнце, иные – ветер и т.д. Но остальных духов также нужно было уважать и поклоняться им, хотя для конкретного селения они могли быть менее значимыми.

Литература

  • Семёнов Ю. И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Скепсис. № 3/4. Весна 2005. С. 74-78.
  • J. F. M’Lennan, «The worship of Animals and Plants» («Fortnightly Review», окт. и нояб. 1869 г. и февр. 1870 г.), также в «Studies in Ancient history» (1896); W. Robertson Smith, «Religion of the Semites» (нов. изд. Лонд., 1894);
  • J. G. Frazer, «Totemism» (1887); его же, «The golden hough»; его же, «The origin of Totemism» («Fortnightly Review», апрель и май, 1899); его же, «Observations on Central Australian Totemism» («Journal of the Anthropological Institute for (Great Britain etc.», февраль и май, 1899);
  • В. Spencer, «Remarks on Totemism etc.»; E. Tylor, «Remarks on Totemism» (там же 1898 г., август и ноябрь);
  • A. Lang, «Mythes, Ritual and Religion» (2 изд., 1899); его же, «М. Frazer’s theory of totemism» («Fort. Review» LXV);
  • F. B. Jevons, «Introduction to the history of Religion»; его же, «The place of Totemism in the evolution of Religion» («Folk-Lore», 1900, X);
  • В. Spencer и Gillen, «The native tribes of Central Australia» (1899);
  • J. Pikler u. F. Somlo, «Der Ursprung des Totemismus» (Берл., 1900);
  • Kohler, «Zur Urgeschichte der Ehe, Totemismus etc.»;
  • Гёффлер-Гёльц, «Der medizinische Dämonismus» («Centralblatt für Anthropologie etc.», 1900, вып. I),
  • G. Wilken, «Het Animisme bijde Volken wan den indischen Archipel» (1884);
  • E. S. Hartland, «The legend of Perseus»;
  • Staneley, «Totemism», «Science», 1900, IX);/
  • Л. Штернберг, сообщения в географ. обществе (краткие отчеты в «Живой Старине», 1901).

Формы тотемизма

Даже в наш век высоких технологий в отдаленных районах Австралии и Африки популярен тотемизм. Его разновидности могут существовать параллельно в одном племени. Как ранняя форма религии тотемизм, так и современные течения можно разделить на следующие подвиды:

  1. Индивидуальный – вид тотемизма, предполагающий личные отношения индивидуума с конкретным животным или природным явлением, которого наделяют особенными свойствами. Тотем может передаваться по наследству, такой амулет становится настоящим защитником, наделяя хозяина сверхспособностями, присущими животному.
  2. Половой – вид тотемизма, при котором происходит разделение внутри племени по гендерному признаку, представители каждого пола имеют свой собственный тотем. Это разделяет племя на две половины, женщины и мужчины могут даже враждовать между собой.
  3. Понятие клановый тотемизм – вид религии, который подразумевает наличие одного или нескольких тотемов у целого клана. Такие защитные обереги передавались из поколения к поколению, не могли изменяться, и с возрастом только увеличивали свое значение в жизни рода.

Тотемизм – примеры

Явления природы, части растений и зверей, целые группы животных – люди поклонялись всему. Разбираясь в вопросе, что это тотемизм, необходимо вспомнить примеры, которые существуют до сих пор в некоторых удаленных странах.

  1. В Северной Америке жили племена, которые состояли из родов, каждый из которых поклонялся одному животному.
  2. Люди, населявшие золотые берега Африканского континента, в качестве тотемов использовали растения – смоковницу и маис.
  3. Племена рода буйволов хоронили своих родственников обернутыми в шкуры животных, считая, что в следующей жизни они превратятся в рогатых зверей.

Тотемизм в первобытном обществе

Вера в таинственные связи, существующие между людьми и природой, отличает многие виды религий. Что такое тотемизм в истории, можно рассмотреть на примере жизни первобытного клана. Животное, которому поклонялись, считалось родоначальником всего рода. Все такие звери, обитающие на территории, где жили люди, становились членами племени. Поедание тотемного животного было ритуалом, который проводился для того чтобы повадки зверя перешли к людям. Позже в роду создавали эгрегор тотемного животного, который содержал информацию о всех членах клана, передаваемого потомкам.

Тотемизм в современном мире


Современный мир меняет представление о классическом тотемизме. Понятие знака клана, предмета защиты, как в стародавние времена, для тотема уже не актуален. Исторический тотемизм в наши дни принимает другие формы, на первый план выходят личностные, человеческие формы. Символом тотемизма в последнее время становится лидер, главное лицо государства, глава значимой партии в стране. Примерами тотемизма в современном мире можно считать:

  1. Интернетные прозвища и никнеймы, которыми люди называют свои профили в соцсетях, пытаясь выделиться и подчеркнуть свои особенные качества.
  2. Подвески, талисманы, обереги, которые выполняются в форме частей тел тотемных животных, или в виде всего зверя целиком.
  3. Тематические татуировки – изображение на теле знаков, орнаментов, несущих определенный смысл, наделяющих своего хозяина какими-то сверхъестественными способностями, помогающих в сложных ситуациях.

Основное в теории Тейлора

В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин «анимизм» термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы — все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм — веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм — это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм — это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.

Особенности тотемизма

Трудно представить предмет, который не мог бы выполнить роль тотема, люди поклонялись священным животным, наделяя их сверхъестественными качествами. Тотемы животных считались одушевленными и полноценными представителями фауны наравне с человеком. Мистическое, эмоциональное, культурное взаимоотношение с природными явлениями было присуще племенам, которые признавали тотемизм. Особенностями данной религии можно считать:

  1. Тотем – хранитель души человека, ее помощник и покровитель. Тотему поклонялись, его оберегали, перед ним благоговели.
  2. Тотем способен влиять на сознание, внушать страх и уважение.
  3. Тотемизм имеет систему имен и символики, все рисунки и изображения в этой религии наделены определенным смыслом.
  4. Люди, исповедующие тотемизм, уподобляются своему тотему, мечтают стать похожими на него, считают его примером для подражания.
  5. Ритуалы в жизни людей, исповедующих данную религию, играют большое значение.

Теория возникновения религий Тайлора

Первоначально термин “анимизм” ввел в науку и использовал в первой половине XVIII века немецкий врач и химик Георг Эрнст Шталь. В своей работе он характеризовал анимизм как верование о душе, как основе всего сущего, без которой никакие жизненные процессы невозможны.

Он считал, что анимизм является ранней формой религии, то есть стадией развития религии, присущей первобытно-племенным общинам.

Одновременно он работал над отслеживанием эволюции анимистической системы уже в религиях народов, обладающих высокой культурой.

Основным в теории Тайлора являлась идея, гласящая, что все ныне существующие религии, от наиболее примитивных и до высокоразвитых мировых религий, в своей основе имеют воззрения анимистические, потому он называл анимизм «религиозным минимумом».

Полученная в процессе исследований информация дала толчок для развития доанимистических течений, последователи которых полагают, что у анимизма есть предшественники, например:

  • магия (теория британского религиоведа, антрополога, культуролога Дже́ймса Джо́рджа Фрэ́зера)
  • аниматизм (теория российского этнографа Льва Яковлевича Штернберга и английского антрополога и религиоведа Роберта Рэйналфа Маретты)
  • дологический мистицизм, характерный для первобытных культур (теория философа и этнолога Люсьена Леви-Брюля).

Анимисты

От тайлоровского (Э. Тайлор) понимания анимизма как самой ранней формы религии происходит обозначение анимисты. К этой категории относят коренных обитателей Африки, Северной Америки, Южной Америки, Океании — приверженцев традиционных местных религий; также анимизм относительно влиятелен в Азии, в частности синто — развитая форма анимизма (японского).

На территории России, в большинстве, к анимистам относятся:

  • нанайцы, живущие на Дальнем востоке в бассейне Амура и на Сахалине;
  • негидальцы, живущие на Дальнем Востоке, в низовье рек Амгунь и Амур;
  • орочи, Дальний восток, Хабаровский край;
  • саамы, Кольский полуостров;
  • тофалары, к северу от Монголии, вдоль верхнего течения реки Енисей;
  • удэгейцы, Дальний Восток между рекой Амур и Японским морем;
  • ульчи, Ульчинский район Дальнего Востока;
  • хакасы, Республика Хакасия;
  • ханты (остяки), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа;
  • шорцы, живущие на Юге Кемеровской области и по отрогам Кузнецкого Алатау;
  • эвенки (тунгусы), Эвенкийский автономный округ, Сибирь;
  • юкагиры, живущие на Северо-Восточной Сибири, в низовьях Колымы, в низовьях Яны и Индигирки;
  • якуты, Якутия;
  • буряты (частично, большинство бурят придерживаются буддизма) Бурятия, район озера Байкал;
  • кеты, Сибирь, таёжная часть бассейна реки Енисей;
  • коряки, Камчатский край, полуостров Камчатский;
  • манси (вогулы,), Ханты-Мансийский автономный округ.
  • ненцы, живущие на северо-западе Сибири и на полуострове Таймыр;
  • нивхи, живущие на Дальнем Востоке и острове Сахалин.

Анимизм скандинавских саамов

Для самобытной религии саамов характерны три её признака: магия, фетишизм, анимизм.

Смысл подчёркивания в верованиях анимизма в том, что он не усложнён мифологией, не прикрыт философией, а выступает во всей первобытной простоте.

Анимизм индийских аборигенов

Племена адиваси являются меньшинством в современной Индии, сохраняющие этническую обособленность, социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные верования, обрядность. Согласно переписи населения 2001 года, к племенному населению Индии относится 8,1 %.

Роль Анимизма в становлении современных религий.

Данная концепция играет важнейшую роль во многих «примитивных» духовных практиках, таких как шаманизм. Следует понимать, что анимизм является корнем большинства современных религий. Христианство не является исключением, так как понятие наличия бессмертной души, которая в свою очередь направляется высшей силой, занимает центральное место в самой концепции верований.

Большинство «истинных» анимистов предполагают наличие души во всех природных объектах. К примеру, горы или реки, содержат в себе души различных божеств. Эти верования находят отражение во многих древних легендах, где различные стихии или природные явления трактовались как изъявления воли богов.

Многие анимистические верования включают в себя идею, что душа не привязана к телу. В соответствии с этими убеждениями предполагается возможность переселения души или реинкарнация в том или ином виде. Некоторые шаманы утверждают, что во время ритуальных трансов их дух покидает физическое тело и путешествует в другие места.

В культурах, которые практикуют анимизм, существует огромное количество праздников и торжеств посвященных удовлетворению воли духов. Лучшим примером могут послужить различные языческие праздники наших предков.


С этим читают