Путеводитель по японскому искусству

Суми-э

Эта техника рисунка тушью на рисовой бумаге, привезенная в XIII веке китайскими монахами, иначе называется еще суйбоку, суйбокуга. Японские художники довели её до совершенства: монохромные пейзажи кажутся написанными акварелью. Типичные сюжеты суми-э – горы и водоемы.


Ярчайшие представители направления:

  • Дзёсецу. Монах, считающийся основоположником суми-э. Самое известное произведение – «Ловля рыбы тыквой».
  • Тоё Сэссю. Его работы – эталон этой техники, яркий образец которой – «Пейзаж в стиле хабоку».
  • Сэссон. Интересен не только творчеством, но и происхождением: он был самураем. В его пейзажах часто присутствуют животные, как, например, на картине «Обезьяны на скалах и деревьях».
  • Хосэгава Тохаку. Благодаря ему стиль суми-э приобрел необыкновенную популярность. Одна из вершин его творчества – «Сосны».

Художественная школа Кано

Её влияние выходит далеко за пределы Муромати: 300 лет род Кано почти безраздельно царил в японской живописи. Этому немало способствовала поддержка сегуната, официальными художниками которого были представители школы, начиная с основателя – Кано Масанобу (1434–1530). Он разработал собственный оригинальный стиль, взяв за основу суйбокуга и добавив легкую подсветку минеральными красками.

Создателем же фирменного стиля Кано стал сын Масанобу – Мотонобу (1476–1559). Он соединил письмо тушью и использование красок, но самое главное – в его творчестве получила развитие национальная традиция ямато-э. Мотонобу оказался ещё и удачливым предпринимателем: он открыл сеть художественных студий, которая разрасталась год от года.

Внука Монотобу – Эйтоку (1543–1590), можно, пожалуй, считать лучшим мастером школы Кано. Ширмы – неотъемлемый элемент японских интерьеров – в его исполнении стали символом изысканной роскоши Момояма и живописным стандартом на годы вперед. Сложный, тщательно прописанный на золотом фоне пейзаж насыщен множеством тончайших деталей, ускользающих от беглого взгляда, но завораживающих при внимательном рассмотрении.

Последний выдающийся представитель Кано – Сансецу (1589–1651), который работал уже в эпоху Эдо, когда модной стала строгая простота. И хотя он по-прежнему занимался золотыми росписями, славу ему принесли картины, выполненные тушью.

Школа Кано представляет собой цельное явление, несмотря на огромное количество художников, принадлежащих к ней. Тематика картин охватывает все традиционные мотивы – пейзажи, животных, бытовые сценки. Превосходны выполненные мастерами Кано монохромные росписи по шелку, для которых характерно сочетание реалистичного переднего плана и отвлеченного – второго: на нём изображались облака, волны, туман.

В XIX веке, когда Япония перестала быть замкнутой в себе и скрытой от мира, она некоторое время находилась под сильным европейским влиянием. В искусстве это проявилось конкуренцией традиционного и западного стиля. Но эта борьба довольно быстро угасла, и классическая японская живопись снова заняла центральное место в культуре страны.

Тэммёя Хисаси «Японский дух №14»


Тэммёя Хисаси — современный японский художник, который известен своими картинами в стиле нео-нихонга. Он участвовал в возрождении старой традиции японской живописи, которая представляет собой полную противоположность современной японской живописи. В 2000 году он также создал свой новый стиль butouha, который демонстрирует стойкое отношение к авторитетной художественной системе через его картины. «Японский дух № 14» был создан как часть художественной схемы «БАСАРА», интерпретированной в японской культуре как мятежное поведение низшей аристократии во время периода Воюющих царств, чтобы лишить власти возможности добиваться идеального образа жизни, одеваясь в пышные и роскошные одежды и действуя по свободной воле, не соответствовавшее их социальному классу.

Традиционный пейзаж

Если вы хотите традиционный японский пейзаж, приобретите акварельные краски и специальную бумагу для рисования ими. Бумагу можно заменить картоном. Еще понадобится остро заточенный карандаш, пастель, палитра и кисти.

Учтите, что картон хорошо впитывает воду, значит, краску нужно разводить водой сильнее, чтобы получить необходимый прозрачный тон. На бумаге, наоборот, появятся потеки. Поэтому сначала поэкспериментируйте, чтобы найти нужную пропорцию.

Создание акварели:

Те, кто умеет рисовать, изображают на листе набросок своими руками. Если вы лишены способностей, берите готовый пейзаж, копируйте на кальку и переносите на бумагу. Сильно нажимать на карандаш нельзя. Линии должны быть чуть заметными и плавными. Обозначьте только основные контуры. Все остальное нужно дорабатывать кистью.

Приступайте к нанесению краски. Начните с фона (небо, вода) и самых крупных деталей (горы, зелень). Используйте толстую кисть. Помните, что цвета используются легкие, полупрозрачные. От верхнего края листа двигайтесь к нижнему. Оставьте рисунок до полного высыхания.

Затем самой тонкой кистью начинайте прорисовывать мелкие детали – стволы и ветви деревьев, дома на горном склоне, птиц в небе, вершины гор в снегу, бабочек на цветках. Линии должны быть четкими и плавными. Не старайтесь быть фотографически точными. Главное – передать впечатление. Легкое ощущение незавершенности и размытости идеально подходит для картины в японском стиле.

Пастельными мелками изобразите тени на склонах гор и на земле, блики на воде. Но совсем немного.


Последний штрих – стихотворение, отвечающее теме и настроению пейзажа. Их вы найдете на тематических интернет-сайтах. Предварительно потренируйтесь в написании иероглифов, чтобы добиться требуемой легкости и изящества росчерков. Чтобы создать впечатление старины, смешайте черную гуашь или тушь с коричневой или темно-синей.

Лоскутная живопись в технике кинусайга

Японцы – люди очень практичные. Именно поэтому старые, не пригодные для дальнейшей носки кимоно они разрезают на мелкие кусочки и создают замечательные лоскутные картины.

Чтобы своими руками создать шедевр, вам понадобится следующее:

  • Лист плотного картона;
  • Тонкий лист пенопласта (подойдет квадрат потолочной плитки);
  • Лоскутки ткани одинаковой толщины;
  • Синтепон или вата;
  • Клей-карандаш;
  • Зубочистка или тонкая спица;
  • Принадлежности для шитья – нитки, игла, портновские булавки, ножницы;
  • Краски (лучше всего акриловые).

Этапы работы:

Проще всего приобрести готовый шаблон в магазине рукоделия. Там уже намечено, как именно разрезать его. В комплект входит два одинаковых рисунка. Иначе вам придется создавать его своими руками.

Перенесите рисунок на кальку и разрежьте на фрагменты. Чтобы не запутаться, каждый кусочек пронумеруйте.

Вырежьте детали из ткани подходящего цвета. Со всех сторон добавьте минимум 2 мм для припуска.

Пенопласт наклейте на картон. На него приклейте второй экземпляр шаблона и острым ножом прорежьте линии контуров. Желобки должны быть примерно той же глубины, что и припуск на ткани.


Края желобков промажьте клеем. Зубочисткой или иглой аккуратно заправляйте каждый лоскуток на свое место. Оставляйте небольшое отверстие, чтобы набить его ватой или синтепоном.

Прорисуйте краской мелкие детали. Также для отделки можно использовать тонкие шнуры. Японская картина готова.

Объемные произведения в технике осиэ

Картины в технике осиэ – это объемные аппликации из бумаги. Этот вид декоративно-прикладного искусства напоминает предыдущий вариант, но техника требует большей усидчивости, аккуратности и кропотливости. В Японии эти картины своими руками делают даже маленькие дети.

Вам понадобится:

  • Лист плотного картона и лист ватмана;
  • Японская бумага-васи;
  • Тонкий поролон или ватин;
  • Клей;
  • Ножницы.

Вам нужна именно бумага-васи, так как по текстуре она напоминает ткань. Обычная цветная бумага не имеет необходимой эластичности, легко мнется и рвется по сгибам.

  • Лист картона аккуратно промажьте клеем и приложите к нему мягкую подкладку. Подождите, пока клей высохнет.
  • Сделайте на ватмане две копии выбранного рисунка – одну в нормальном виде, другую в зеркальном отражении. В магазинах для рукоделия продаются соответствующие шаблоны. Или делайте все своими руками.
  • Зеркальную копию приклейте на картон и разрежьте рисунок на части по линиям. Пронумеруйте каждую деталь.
  • Снова вырежьте те же самые кусочки, но уже из цветной бумаги-васи. Не забудьте о припусках – 05,-1 см.
  • Приложите деталь из бумаги к мягкой подкладке, загните припуски и приклейте их к картону с обратной стороны. В углах и на длинных округлых линиях, чтобы было легче клеить, можно сделать несколько перпендикулярных надрезов.
  • Все кусочки по порядку приклеивайте на первую копию рисунка.

Видеогалерея

https://youtube.com/watch?v=NZah5aIom84


С этим читают