Коротко: карл юнг о том, почему некоторые люди раздражают нас

Символика, применяемая для трактовки архетипов

Как связал Карл Юнг архетип и символ?


Важное наблюдение: вся культура (абсолютно любая ее часть) человечества построена на основе архетипов. Они проявляются в мифах, в архитектуре и литературе, обрядах и танцах, одежде и т.д

При этом важно понимать, что архетип хотя и заключает в себе какие-либо символы, не является ни одним из них на 100%, потому что отображает лишь какое-то конкретное качество.

Последнее утверждение лучше пояснить на примере: символ огня – зигзаг. Чтобы его передать, на костюмах, использующихся для выполнения танцев, передающих страсть и бурные эмоции (сгорание человека в переносном смысле, что явно подразумевает огонь), используют воланы характерных окрасов, которые передают движение языков пламени.

Чем ближе символ к первоначальному образу, заложенному в далеком прошлом, тем более сильные эмоции он вызывает у человека.

Архетипы богинь

Женские архетипы часто обобщенно называют богинями. Но и тут выделяется несколько основных образов, каждый из которых отличается своим восприятием мира.

Источник фото: shutterstock.com

Афина

Это богиня-девственница, которая ориентирована на логическое мышление и достижения. Она не склонна к любви. Для нее эмоциональные привязанности — только помеха на пути к достижению по-настоящему значимых задач.

Гестия

К этой группе относится образ, которые олицетворяет внимание, направленное в саму глубину духовного центра. Это интроверсия

Для Гестии очень важна самодостаточность.

Артемида

Она стала воплощением женской независимости. Артемида не любит эмоциональные привязанности и проявления любви, так как это отвлекает от основных задач и значимых для нее целей. Такие девушки никогда не страдают от неразделенной любви. Их отличается максимальная самостоятельность и сосредоточенность на достижениях.

Гера

Это архетип женщины-жены. Ее роль — образ верной подруги и спутницы жизни. В таком союзе детям отводится второстепенное значение. Если женщина и рожает наследников, то только с целью угодить супругу. Муж (обязательно официальный) для Геры — центр Вселенной, а развод — недопустимая трагедия.

Источник фото: shutterstock.com

Персефона

Как и предыдущий тип, относится к уязвимым богиням. Образ считается сложным и двойственным, поскольку богиня служит царству Аида, где души превращаются в тени. Чаще всего Персефона всю жизнь мечется между матерью и мужем, не в силах выбрать определенную сторону. Представительницы этого шаблона хрупкие, уязвимые, трепетные, неспособные самостоятельно сделать выбор.

Деметра

Также в триаду уязвимых богинь входит Деметра. Забота и помощь другим людям является для нее основным способом собственной реализации. Деметра лишена амбиций. Не стремится к признанию, высокому общественному статусу, карьерному росту. Для окружающих богиня становится матерью, постоянно проявляя заботу, преданность, верность. Ей не нужна независимость. Основное, к чему она стремится, — создание крепкой семьи.

Афродита

Афродита (или Венера) — алхимическая богиня. Это архетип ощущения прекрасного, женственности и чувственности. Среди всех образов именно Афродита передает истинную женскую силу и творчество. В ней выражаются:

  • сексуальность;
  • эротическое притяжение;
  • стремление к новизне;
  • вдохновение.

Венера никогда не оказывается в роли жертвы. Всех мужчин в своей жизни она всегда выбирает сама. В таком образе тонко сочетается самостоятельность, присущая богиням-девственницам, и близость, чувственность, которая характерна для уязвимых богинь.

Что такое тень?

Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, основоположник аналитической психологии. В развитии своих идей он нередко обращался, как к различным религиям, так и к оккультным течениям. Именно он ввел такие термины в психологию как «коллективное бессознательное», «анима» и «тень».

Кто-то сказал, что заслуга аналитической психологии состояла в том, что она «открыла существование преисподней человеческого духа». Фрейд обнаружил бессознательное, в котором содержаться потаенные комплексы, скрытые травмы и сексуальные отклонения. А Юнг говорил о Тени, как о средоточии нашей демонической природы.

Тень следует за нами повсюду, она подобна «длинному мешку, который мы волочим за собой».

Согласно Юнгу вовсе не Тень является местом концентрации зла в человека, а скорее то, что ее формирует: наши ожидания, отсутствие любви в отношении к самих себя, абстрактные идеалы, отрицание своего «Я».

Что же такое эта Тень? Это комплекс всех наших качеств, желаний, любых атрибутов личности, которые мы не хотим в себе признавать, которые мы подавляем и отрицаем, которые мы ненавидим.

Если мы привыкли думать о себе, как об очень харизматическом человеке, который должен нравиться всем, то все те качества, которые противоречат этому образу, начинают воплощаться в «Тени». И если мы сталкиваемся с недоброжелательным отношением людей к нам самим, если наше обаяние, наши качества не вызывают в них ожидаемого восторга, то это рождает фрустрацию, боль и страдание, которые могут проявиться в ненависти к людям («они меня не любят, потому что дураки). Мы не можем признать, что не нравимся всем людям без исключения.

Более яркий пример – это чрезмерная жестокость в отношении самих себя, а также сексуальные девиации на религиозной почве. Когда человек боится признать себя обычным человеком, а видит в себе святого, которому должны быть чужды любые «низкие» помыслы, он начинает отрицать, скажем, свою сексуальность, винить себя за нее, наказывать себя за мысли о женщинах, а это может приводить к излишней жестокости в отношении себя или других людей.

Ханжеское и агрессивное осуждение целыми религиозными общинами людей или иных религиозных организаций является, согласно последователям Юнга, следствием «вытеснения в коллективную тень». Отрицание и осуждение чего-то в самих себе может переключиться на яростную критику других, выродиться в ранг болезненного и замкнутого себялюбия, неспособности принимать критику, изощренного эгоизма, маскирующегося добродетелью.

Непризнание своей теневой стороны может стать причиной многочисленных неврозов и психологических проблем.

Архетипы по Юнгу

Архетипы, согласно трудам Карла Густава Юнга, это некая библиотека образов, которая расположена в сфере коллективного бессознательного. Ее содержимое передается из поколения в поколение. Данные образы порождают шаблонные реакции на стандартные ситуации.

Все архетипы произошли от инстинктов. Поэтому их главная задача – выживание. К примеру, архетип «врага» помогает ребенку в дикой природе распознать хищника и совершать верные действия – затаиться, спрятаться, убежать и т.д.

Юнг выделил три сферы в структуре личности:

  • личное бессознательное;
  • коллективное бессознательное;
  • сознание.

Личное бессознательное – все, что раннее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного. Коллективное бессознательное передается по наследству, словно пакет документов с готовыми образами и примерами реакций.

Развитие личности основывается на взаимодействии между собой пяти основных архетипичных фигур: самость, персона, тень, анимус и анима, эго.

  • Самость – объединение сознания и бессознательного в человеке. Самость формируется в процессе индивидуализации, когда некоторые аспекты личности должны интегрироваться. Часто Юнг изображал самость в виде мандалы, круга или квадрата.
  • Тень опирается на инстинкт размножения и жажду жизни, свободы. Существует тень как невидимая часть бессознательного, состоит из подавляемых идей, желаний, действий, недостатков и инстинктов человека.

Юнг писал, что тень может приходить в сновидения и принимать самые разнообразные формы – в виде чудовища, змеи, монстра, бабы Яги, дракона и т.д.

  • Анима – бессознательная женская сторона личности, а анимус – мужская. Это истинное «Я» – служит главным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание этих архетипов называют «божественной парой» или сизигией. Данные образы воплощают целостность, гармонию и совершенство.
  • Персона – наше идеальное представление о себе и внешний облик перед миром. В латинском языке слово персона означает «маска». Архетип Персоны – это набор социальных масок, которыми мы пользуемся в разных житейских ситуациях.

Задача Персоны заключается в том, чтобы уберечь Эго от проявления своей негативной стороны. Юнг считал, что персона тоже может проявлять себя в сновидениях, воплощаясь в положительные образы.

Карл Юнг утверждал, что в реальности архетипов больше пяти основных. Некоторые из них способны перекрываться друг другом или сочетаться между собой. Дополнительно Юнг описал следующие архетипы:

  • Мать – утешение, спокойствие;
  • Отец – мощь, сила, авторитет, власть;
  • Ребенок – невинность, тоска по детству и беззаботности, спасение, возрождение;
  • Мудрец – знания, мудрость, опыт;
  • Герой – спасатель, защитник, опора;
  • Враг – опасность, тревога.

Анализ теста и интерпретация результатов

  • Баллы 0-35 — интроверсия: сосредоточены на собственных переживаниях, малоконтактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и регидности; флегматики, меланхолики.
  • Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем.
  • Баллы 36-65 — амбиверсия: личности, в которых присутствуют слабовыраженные черты обоих типов.
  • Баллы 66-100 — экстраверсия: легки в общении, у них высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают знакомства, импульсивны, открыты и общительны, среди их знакомых могут быть и полезные люди; судят о людях «по внешности», не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники. Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.

Типология личности

Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа — экстравертов и интровертов . Интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в отличие от интровертов, и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил поведения. Если для интроверта опасность представляет полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшая опасность таится в потере себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, в то время как интроверты — фанатиками.

Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет одной из ее сторон полностью подчинить другую. Эти две части души, два типа как бы делят сферы своего влияния. Как правило, экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются другой стороной своей личности, интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараются настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и плохо знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интроверта, который исходит только из своих позиций и не может выстроить адекватную линию поведения, понять точку зрения собеседника. Он либо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности, он — мягкий, заботливый и теплый семьянин.


Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так и в описании экстра- и интровертов он, в частности, упоминал известных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толстого к типичным экстравертам, а Достоевского — к интровертам.

Типология Юнга базируется на двух основаниях — доминировании экстра-интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущений.

У каждого человека, утверждал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека. При этом он считал мышление и чувствование альтернативными способами принятия решения.

Так как мышление ориентировано на логические посылки, мыслящие люди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.

Если мышление и чувства характеризуют активных людей, способных по той или иной причине принимать решения, то ощущение и интуиция характеризуют, скорее, способы получения информации, и люди, у которых доминируют эти типы психических процессов, более созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в то время как интуитивные типы — на прошлую или будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функции присутствуют в каждом человеке, доминирует одна из них, которая частично дополняется второй функцией. Причем, чем более осознанной и доминирующей является одна из этих функций, тем более бессознательными и дополняющими — остальные функции. Поэтому данные их опыта могут восприниматься человеком не только как чуждые ему, но и как прямо враждебные.

Структура личности по Юнгу

Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания.

Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945).

Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков.

Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.

Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны).

Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью.

Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности.

Персона

Персона – это то, каким мы представляем себя миру.

Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность.

Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности.

Анимус, анима

Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого.

Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания.

Самость

Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.

Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию.

Архетипы в маркетинге

Как бы удивительно не звучали характеристики архетипов, все они реальны. Более того, с учетом их особенностей маркетологи продвигают бренды, развивают индустрию продаж и выводят на рынок товары, которые будут иметь спрос.

Об этом подробно изложено в книге Маргарет Марк «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов». Исследования автора указывают на то, что при разработке идеи бренда маркетологи должны учитывать психологические аспекты личности, исходя из ее потребностей. Таким образом, созданный брпродукт получит отклик в душе потребителя и наверняка будет пользоваться высоким спросом. Грамотно разработанная рекламная компания ставит в приоритет потребность, которую следует удовлетворить. При этом, используя теорию архетипов, маркетологи затрачивают в разы меньшие средства на исследования, которые при этом не всегда себя оправдывают.

Издание «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов» – это настольная книга маркетолога. Пользуясь ею, достаточно провести пилотное исследование, выяснить, какой архетип заинтересуется данным продуктом, затем изучить особенности архетипа и выпустить рекламу, которая максимально соответствует его запросам.

Тут будет размещена реклама

Коллективное бессознательное – это громадный информационный ресурс. Он безошибочно определяет, в чем нуждаются люди в соответствии с их образом мышления, требованиями и приоритетами при выборе того или иного продукта. По мнению автора книги, если маркетологи подойдут к разработке бренда, учитывая психологический аспект, компания не только выйдет на крупный рынок, но и станет непотопляемой.

Теория архетипов – удивительная психологическая структура. Ее применение дает возможность лучше понимать себя и окружающих, продвигать большой бизнес и взаимодействовать с обществом, разговаривая с каждым элементом на его языке.

Анима


Анима – это фактически архетип женщин, то есть бессознательная область женской личности, тот образ, который передается девочке от ее корней и впитывается в ее подсознание. Этот образ имеет огромное влияние на судьбу женщины, он несет определение ее сценариев поведения, общественный типаж и модель характера.

1. Амазонка

Амазонка – это женщина, которая никогда не станет домохозяйкой. Активна, самостоятельна, воинственна и смела, она знает, чего хочет от жизни, и сама к этому идет. Ничего не просит, не прощает ошибок, не боится неудач.

Бывает груба, саркастична, язвительна, но всегда получает свое. Амазонка успевает все: следить за собой, развиваться как личность и строить карьеру, а также отдыхать со вкусом.

2. Гейша

Гейша (или Гетера) – прекрасная женщина, которой восхищаются окружающие люди, и про нее говорят, что это «порода».

Не любит привязываться и быть зависимой либо управляемой, стремится к независимости. Эта женщина умеет добиться своего, однако редко ставит большие цели – в основном стремится к комфорту, роскоши и красивой жизни, однако с возрастом ее курс может поменяться.

3. Женщина Колдунья

Женщина Колдунья (или Жрица) – это личность, архетипическая психология которой очень глубока и сложна.

Она умеет проникнуть в чужое сознание и выведать все тайны, а психология для нее – не наука, а естественное знание о людях.

Учение об архетипах сильно выделяет этот вид от остальных, поскольку он может иметь разные сценарии развития. Колдунья может стать неприступной, холодной и одинокой, если ей наскучит мир, когда она его полностью поймет и в нем не останется для нее никаких загадок.

4. Архетип Матери и Жены

Он отличается от всех остальных тем, что Мать сосредоточена не на собственном счастье, а на счастье других людей. Она рождена, чтобы рожать мальчиков и девочек, любить их, воспитывать, обожать мужа и делать его счастливым, заботиться обо всех живых существах и помочь буквально каждому, причем в ущерб себе.

Такая женщина счастлива в браке, однако ей не хватает ощущения ценности собственной персоны, и от этого она часто страдает, становясь жертвой.

5. Архетип женщины Королевы

Архетип женщины Королевы – особенный, его трудно спутать с другими и очень легко узнать. Она неотразима, царственна, всегда окружена поклонниками. Талантлива, не ленива, прекрасно воспитана и аристократична, вне зависимости от воспитания и достатка.

Чувствует ложь и несправедливость, умеет побеждать зло – без борьбы и насилия, мягко, мудро и незаметно. Такая женщина счастлива в браке, находит время для карьеры и детей, окружена верными друзьями и знает, для чего живет на свете.

6. Фея

Фея (или Муза) привносит в жизнь краски, украшая наш мир. Легкая, немного инфантильная, веселая и оптимистичная женщина-муза счастлива лишь оттого, что живет и дышит, и она умеет стать источником радости для окружающих.

Часто не знает, чего хочет, однако живет, плывя по течению, и порой «приплывает» к очень яркой и интересной судьбе

Для нее крайне важно найти «соратника по духу», такого мужчину, который будет полностью разделять ее интересы и взгляды

7. Женщина-богиня

Архетипическая психология женщины Богини ставит ее на вершину женственности, она как будто является эталоном для всех женщин и примером для подражания и восхищения.

Богиня ничего не делает, ни за чем не гонится, не борется, однако всегда побеждает, получает желаемое и живет в полнейшей гармонии как со своей сущностью, так и с миром.

Что такое архетип в психологии и философии

Архетип – это сумма врожденных пластов бессознательного, содержащих предрасполагающие факторы, которые заставляют человека выбирать конкретные виды реакций на происходящее. Архетипами обусловлены отдельные эмоциональные переживания личности.

Юнг полагал, что врожденные психоструктуры есть у каждого, их содержание передается по наследству. В психологической литературе, посвященной архетипической психологии, встречаются краткие объяснения мотивов поведения человека архетипами людей. Так, психологи сформулировали определение, что такое архетип.

Однако не только психологи пытались найти ответ на вопрос о том, что такое архетип. В философии архетипом в период поздней античности называли прообразы чего-либо, а также описание повторяющихся элементов в последовательности событий. Архетип – это в философии одно из понятий, связанных с культурологией.

Дополнительная информация. В разных философских школах исследователи высказывали идеи о том, что эмоциональные реакции, познавательные способности, поведенческие стереотипы, стиль мышления имеют генетические корни. В психологии теория архетипов это подтверждает.

Архетипы в брендинге.

Времена могут меняться, а архетипы остаются на подкорке и вызывают все те же ассоциации: Творец, Правитель, Бунтарь, Романтик. Компании осознанно или неосознанно эксплуатируют эти образы, выстраивая отношения с покупателями. Более того, бренды, которые последовательно эксплуатируют удачный архетип, увеличивают свою долю рынка.

Архетипы, как универсальный способ общения с подсознательным, помогают распознать цели популярных брендов:

Coca-Cola (Ребенок+Славный Малый): транслирует ощущение праздника, сопричастности к искренним и теплым взаимоотношениям. Детское питание Nestle (Ребенок+Мать): транслируется забота о здоровье малыша, бескорыстная любовь, гармония и умиротворенность. Косметика Lancome (Персона+Дива): транслируется сопричастность к высокой моде, образ королевы. Gillette (Мачо+Герой): транслируется образ супермена, способного взглядом поразить женщину, отважного героя в сопровождении прекрасной спутницы.

Теория полезности архетипов эксплуатируется не только в рекламе. Ее используют при создании личного бренда: в подборе одежды, макияже, прическе.

Архетипы Возвращения

Герой возвращается домой, пройдя все испытания, поэтому достоин быть Правителем, а его характеризует Предсказуемость. Он отчасти похож на того Опекуна, которым уходил, но на совершенно новом уровне. Правитель это продолжение Творца, только создаёт не какой-то объект, а целый мир. Хороший, справедливый, лучше прежнего.

Правда, не всё могут короли, поэтому рано или поздно герою хочется быть Магом. Чтобы управлять не только людьми, но и силой природы; его призвание — Могущество. Маг умеет многое, но не понимает, почему. В желании разобраться он становится Мудрецом, кредо которого — Разум. Ведь Бог разумен, поэтому таким же должен стать и человек.


Познавшему законы мира Мудрецу уже не столь интересны наши земные блага. Он понимает, что всё тлен — и превращается в Шута, девиз которого Игра. Если всё не имеет значения, то надо хотя бы весело провести время. На этом путешествие героя завершается. Хотя кто его знает? Мудрость и веселье приводят к безмятежности. Поэтому почему бы Шуту не вернуться в облик Простодушного?

Все архетипы стадии Возвращения характеризуются тем, что Юнг называл самостью — единством сознания и подсознания. Ближайшим аналогом является диалектика Гегеля, которая также предусматривает три этапа развития — тезис, антитезис и синтезис. На этапе Возвращения человек стремится уподобиться Богу.

Архетипы мужчин

Существует целое множество архетипов мужчин, так же как и женских. Здесь представлены четыре типа: Вечный Мальчик, Воин, Отец, Мудрец.

Вечный Мальчик

Он находится в вечном поиске себя и того, как себя реализовать. Он всегда открыт новым идеям, проектам и приключениям. У него есть свой собственный путь, но он не всегда постоянен, в том числе и во взаимоотношениях с людьми.

Зачастую, чтобы найти себя как личность, ему нужно научиться лишь самодисциплине.

Воин

Он не только не боится борьбы и соперничества, ему даже это нравится, ведь в процессе проявляются его самые лучшие качества. У Воина есть хватка, обычно он добивается своего.

Ему нужно научиться развивать собственные личные ценности (и уважать чужие). В противном случае он будет идти к своим целям «по головам».

Отец

Его слово — закон. Отец реализует себя в обеспечении защиты и средств к существованию. Он искренне заботится о людях.

Он умеет быть настоящим лидером. Однако существует риск быть высокомерным и авторитарным лидером, если у него не получится стать мудрым.

Мудрец

Мудрец находит себя в философии, в поиске смысла (для себя и помогает это сделать другим), он ориентирован на внутренний мир. Он может поменять мнение по поводу того, что именно для него имеет смысл, но смысл для него будет существовать всегда. Он больше ориентирован на идеи и концепции, чем на людей.

Главная опасность для Мудреца — это не стать мудрым (как бы странно это ни звучало), но мудрость приходит только со временем и опытом. Ещё он может превратиться в «рассеянного профессора», если его теоретические идеи не найдут отражение в практическом мире.

Путь героя

Сначала безмятежно живущий герой получает призыв к странствиям. Если он не отвергает зов, то получает от волшебника дары, которые должны помочь в пути. Затем герой обязан преодолеть границу, за которой находятся неизвестность и опасность; для этого следует победить стража ворот. Дальше героя ждут открытия и испытания. Всё преодолев, он получает подарок — брак с богиней. Перед возвращением домой герой должен ещё получить просветление, для чего нужно преодолеть ограничения своего тела. Герой проходит через смерть, в которой останется его старая личность, подверженная влечениям и себялюбию, и возродится в новом облике орудия Бога. Наконец, путешественник возвращается домой с каким-нибудь эликсиром, спасающим мир.

Впрочем, кому-то может показаться более понятным другой пересказ идеи Кэмпбелла, обнаруженный в довольно необычном источнике: знаменитом российском рэп-баттле между Oxxymiron’ом и Гнойным.

Джозеф Кэмпбелл не первый, кто попытался раскрыть формулу универсального сюжета. Возможно, пионером был советский филолог Владимир Пропп в «Морфологии волшебной сказки» (1928 год). Американец не стал и человеком, сказавшим последнее слово: действующие сценаристы пользуются более поздними разработками Сида Филда (1979 год), Линды Сегер (1981), Роберта Макки (1983), Кристофера Воглера (1992), Джона Труби (2007)

Однако для нас важно то, что Кэмпбелл переосмыслил некоторые положения теории Юнга

Во-первых, Карла Густава критиковали за то, что слишком много значения он придаёт врождённому в человеке (то есть биологическому) в ущерб социальному. Американец довольно остроумно снимает это возражение, показывая, что учение об архетипах — как раз про социальное. Есть система — общество; есть элементы системы — отдельные люди; и есть ключевые правила взаимодействия системы и элементов — архетипы:

Во-вторых, после такого ответа Кэмпбелл обязан был недвусмысленно определиться: архетипы это всё-таки про высшее (как считали древние философы и богословы) или про низшее (как считал Юнг). Разумеется, про высшее! Но вопрос о Боге остаётся всё-таки открытым, поэтому учение американца является незавершённым.

Понять его можно: американский филолог успел застать кризис не только религиозного мировоззрения, но и материалистического тоже. Книга написана сразу после Второй мировой войны, ужасы которой заставили многих усомниться в силе человеческого разума («то, что было тьмой, обернулось светом, но и свет обернулся тьмою»). Впрочем, с точки зрения Кэмпбелла, ещё не всё потеряно, у человека пока остаётся шанс занять место Бога. Только для этого человечеству придётся эволюционировать. Что потребует от нас познания своих архетипов и соответствия им (привет Иосифу Вриеннию):

Архетипы, сознательное, бессознательное: связь терминов

Каким же образом архетип связан с понятиями сознательного и бессознательного?

При подавлении шаблонов архетипов коллективного бессознательного по Юнгу, фантазии или желания ищут способ стать осознанными, проявиться хотя бы где-то. В частности, удается им это во снах благодаря образам и различной символике.

Часть образов и символических обозначений в тех же снах нельзя трактовать буквально. Отсюда и появились различные вариации сонников.

Образы и символы, в свою очередь, это проявление бессознательной части структуры психики. Соответственно, через архетипы личности Юнга взаимодействуют друг с другом сознательное и бессознательное.

Почему эта связь трех терминов важна в учении Юнга?

У людей в глубокой древности бессознательная и сознательная часть не различались от природы. Это не актуально для современного человека, у которого степень дифференциации достигла довольно высоких показателей. Тем не менее ее все равно не хватает для того, чтобы люди могли пренебрегать бессознательной частью как балластом (про пользу бессознательного написано далее) и принимать решения исключительно на основе сознательной части.

Каждый же конкретный архетип выражает в себе бессознательное содержание, которое под действием временных изменений стремится превратиться в нечто осознанное.

Из этого можно сделать вывод, что архетипам необходима актуализация, они подстраиваются под текущее время, чтобы люди могли их превращать из бессознательного в осознанное. Именно поэтому постоянная эволюция (актуализация) архетипов необходима человеку.

Архетипы Путешествия

Высшая степень заботы о близких — это выйти за границу, в неизвестность. Необходимо разведать и доставить ресурсы, выявить планы врагов. Так Опекун становится Искателем, а того влечёт Тайна.

Завершив разведку местности, надо научиться видеть суть. Сперва герою дают познать, что такое хорошо. Так в его жизни появляется любовь, а герой становится Любовником, символом которого выступает Гармония.

Но мир не всегда хочет быть гармоничным, и это обстоятельство вынуждает героя превратиться в Бунтаря, которого наиболее правильно ассоциировать со словом Сила. Сила есть — ума не надо? Надо, ибо эта сила психическая, гораздо более опасная. Научившись владеть своей силой, герой готов к тому, чтобы обратить её на созидание. Так Бунтарь становится Творцом, а муза его — Бессмертие.

В этот момент заканчивается второй этап развития героя — путешествие или инициация. Все архетипы стадии Путешествия отличает то, что их представители стремятся к абстрактному — истинному или красивому (уровень души или подсознания). Проще говоря, на этой стадии осуществляется познание: окружающего мира, добра, зла и, в конце концов, себя.

Итог

В результате стоит уяснить следующие важные моменты:

  1. Архетип – это понятие, зародившееся в рамках школы аналитической психологии. Ее основал Карл Густав Юнг, когда обнаружил разногласия с учениями своего ментора Зигмунда Фрейда.
  2. Ближайшее понятие к архетипу – инстинкт.
  3. Архетип – это связующее звено между сознательным и бессознательным.
  4. Нельзя позволить, чтобы сознательная и бессознательная части психики абсолютно дифференцировались, а также чтобы архетипы сильно влияли на жизнь человека.
  5. Архетип – это основа мировой культуры. Все символы и образы возникли в результате воздействия архетипов, характеризующихся как бессознательные проявления, стремящиеся стать осознанными.
  6. Архетипы стремятся стать осознанными, реализоваться в жизни, если их подавлять, то они станут реализовываться в сновидениях, например.
  7. Существуют различные виды архетипов. Карл Юнг составил для них собственную классификацию и каждый из видов охарактеризовал. Стоит заметить, что описанием архетипов занимались и другие психологи.

Важно знать, каким архетипом обладает тот или иной человек, какой архетип в конкретной личности преобладает. Это позволит понимать сильные и слабые стороны личности

Как определить свой архетип? Можно, например, пройти один из онлайн-тестов. Для того чтобы получить максимально достоверные результаты, стоит пройти данные тесты на разных сайтах.


С этим читают