Арианская ересь: суть, история основания, идеология

«Обиженные епископы»

Узнав о таком «перевороте в религиозном образе мыслей» Константина, воспряли духом епископы Евсевий Никомидийский и Феогнис Никейский, сосланные императором за отказ подписать анафематизмы на арианство. Они написали и распространили «покаянную грамоту», обращенную к «главным епископам Востока», участвовавшим в Никейском Соборе: «Осужденные вашим благоговением за известную вину, мы уже должны молчаливо выполнять приговор святого суда вашего. Но так как нелепо было бы молчанием подавать повод к клевете на себя, то доносим, что мы сошлись с вами в вере и, рассмотрев значение единосущия, ни в чем не следуем ереси и совершенно склонились к миру. Для безопасности Церквей, припоминая все, представлявшееся нашему уму, и удовлетворяя тем, которые чрез нас должны убедиться в вере, мы подписали символ, а анафематствования не подписали — не потому, что осуждали веру, но потому, что не верили, будто осужденный действительно таков, ибо частным образом из его к нам посланий и из личных бесед с ним ясно видели, что он не таков. А дабы святой ваш Собор убедился, что мы не противимся вашим приговорам, но соглашаемся с ним, мы восполняем свое согласие и этою грамотою, побуждаясь к этому не тягостью ссылки, а желанием освободиться от подозрения в ереси. Так что если вы удостоите нас ныне свидания с собою, то увидите, что мы во всем согласны с вашими определениями. Когда уже вашему благоснисхождению угодно было удостоить человеколюбия и вызвать из ссылки того, кто был первый осужден в этом, то после человека, казавшегося виноватым, а потом вызванного и оправдавшегося в том, в чем был обвиняем, после этого человека нелепо было бы нам молчать и давать повод к обличению самих себя. Итак, со свойственным вам Христолюбивым благоснисхождением благоволите напомнить об этом самому боголюбезному царю и, представив ему наши прошения, произнесите поскорее благоприличное вам о нас суждение».


В принципе, всё вполне логично. Если уж был оправдан и восстановлен в сане Арий — как-то глупо и непоследовательно получается держать в ссылке епископов, вся вина коих состоит в том, что они отказались Ария осудить. Указом императора Евсевий Никомидийский и Феогнис Никейский были вызваны из ссылки.

Профессор А.А. Спасский пишет: «Восстановление обоих епископов, по свидетельству Филосторгия, состоялось осенью 328-го года, то есть, как раз три года спустя после никейского собора; занимавшие доселе их кафедры епископы — Амфион в Никомидии и Христ в Никее — подверглись изгнанию». Получив обратно свои кафедры, Евсевий и Феогнис принялись отчаянно интриговать, стремясь вернуть утраченное после Никейского Собора влияние и отомстить своим обидчикам.

Профессор А.А. Спасский справедливо замечает: «Бывшие защитники Ария ничего иного не могли принести с собой из ссылки кроме ненависти к никейскому собору и его деятелям. На никейский собор они должны были смотреть, как на свое собственное поражение и свою личную обиду». Для этих «обиженных епископов» арианские споры стали просто поводом самоутвердиться, Арий был им нужен только как знамя. Сократ Схоластик отмечает, что увлекшиеся политикой владыки «наделали миру еще более беспокойства, чем прежде» — арианские споры разгорелись с новой силой…

Продолжение следует…

Список использованной литературы:

Спасский А.А. «История догматического движения в эпоху вселенских соборов». Издание второе. — Сергиев Посад, 1914.

Эрмий Созомен «Церковная история». — СПб., 1851.

Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Электронная версия. http://www.pravenc.ru/

Бриллиантов А.И. К вопросу о философии Эригены к истории арианского спора. Происхождение монофизитства. Труды по истории древней Церкви. — Спб., 2006.

Поснов М.Э. «История христианской Церкви (до разделения церквей в 1054)». — София, 1937. (электронная версия)

Сократ Схоластик. Церковная история. — М., 1996.

Теологический аспект

Потолочная мозаика Арианский баптистерий

Арианство являлось попыткой рационализировать христианскую догматику в духе субординационизма, то есть привнесением иерархичности отношений в Троицу. Сократ Схоластик называет Ария «человеком не без знания диалектики». Следует отметить, что именно споры о природе Троицы, вызванные арианством, привели к утверждению Никейского Символа веры: в течение III века субординационистские воззрения были достаточно распространены, так, например, их придерживался Ориген.

Вообще, III—IV века были временем кодификации христианства и выработки его догматики, при этом христианству, с одной стороны, было необходимо дистанцироваться от строго монотеистичных иудеохристианских течений не только в обрядовости (что уже было сделано последователями апостола Павла), но и в догматике и, с другой стороны, всячески избегать сходства с эллинским политеизмом.

Ситуация осложнялась необходимостью создать христианскую философию и теологию, согласованную, пусть и частично, с эллинским философским наследием.

Такое согласование христианства с философией давалось нелегко. Пример — знаменитое Credo quia absurdum est, парафраз Тертуллиана (De Carne Christi, 5.4):

Григорий Назианзин описал сложившуюся ситуацию с догматом о Троице таким образом (Слово 3, Защитительное при бегстве в Понт):

Борьба с арианством стала одним из главных поводов утверждения догмата Троицы, а вместе с ним — и догмата о полноте божественности в Христе как Боге и Сыне Божьем. Вместе с тем, споры о такой полноте продолжаются и поныне: отчасти они связаны с дополнением Никео-Цареградского Символа веры на Толедском соборе в 589 года положением, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына. Это положение получило название филиокве (от латинского filioque — «и от Сына») и послужило одним из формальных поводов разделения Церкви в XI веке на Восточную (православную), не принявшую филиокве, и Западную (католическую); такое несогласие продолжается и по сей день.

Детские годы Ариана

Мальчик Ариан, по национальности практически никогда не будет русским. Поэтому и выигрывают жители огромной северной страны, назвавшие так своего сына. Тезок у него в окружении не будет, уж точно.

Маленький Ариан — это непоседливое и обаятельное создание

Мальчик умненький, очень живой, чем привлекает внимание окружающих людей. Все ему нужно, все интересно

С удовольствием пообщается со старенькой бабушкой возле дома, с детской непосредственностью сделает комплимент милой соседке, подарит букетик из одуванчиков очаровательной подружке из песочницы. И все это делается абсолютно непринужденно, как само собой разумеющееся.

Взрослея, Арик сохраняет это мужское благородство. В школе учится посредственно, ибо терпения у него не хватает, учить уроки неинтересно и скучно. Но учителя любят обаятельного паренька, который никогда не откажется помочь. Завышают ему оценки. На экзаменах выясняется, что прогульщик Аран усвоил материал не хуже, чем примерные отличники. Как это происходит — непонятно. Но факт остается фактом.

Паренек добросердечный. Несмотря на склонность к проказам и озорству, его шалости беззлобны. Умеет вовремя остановится. В семье ребенок вьет веревки из взрослых. Это маленький лидер, который сам не догадывается о собственных талантах. Он аккуратно подстраивает взрослых членов семьи «под себя». И те идут на поводу у любимого сына.


В значении имени Ариан хранится какая-то притягательность. Нежное, почти мурлыкающее, оно кроет в себе умение хитрить и манипулировать окружающими. Это делается красиво, незаметно для них и абсолютно непринужденно.

Арианство после Никейского собора

Почти сразу после завершения Вселенского собора выяснилось, что далеко не все епископы поддерживают новый Символ веры. Он сильно отличался от традиций, сложившихся в восточных епархиях. Учение Ария виделось более логичным и внятным, поэтому многие выступали за принятие компромиссных формулировок.

Еще одним камнем преткновения стало слово «единосущный». Оно ни разу не употребляется в текстах Священного Писания. Более того, оно ассоциировалось с ересью модалистов, осужденной на Антиохийском соборе еще в 268 году.

Сам император Константин, увидев, что раскол церкви после изгнания ариан лишь усилился, высказывался за смягчение формулировок Символа веры. Он возвращает изгнанных епископов и отправляет в ссылку уже сторонников никейства. Известно, что под конец жизни он даже принял крещение от одного из самых преданных арианских священников Евсевия Никомедийского.

Сыновья императора поддерживали разные христианские течения. Поэтому на западе процветало никейство, а на востоке — арианская ересь, но в более умеренном варианте. Ее последователи называли себя омиями. Даже сам Арий был помилован и уже готовился к возвращению ему пресвитерского сана, но внезапно умер.

В сущности, арианство было главенствующим направлением вплоть до созыва Вселенского собора в Константинополе. Этому способствовало еще и то, что к племенам варваров в Европу отправлялись миссионерами в основном представители восточной церкви. Многие из вестготов, вандалов, ругов, лангобардов и бургундов обращались в арианство.

Семья и брак

В значении имени Ариан сокрыта поздняя женитьба. Не лежит душа у этих мужчин к раннему браку. Женщина для молодого Арика — игрушка. Красивая игрушка, которая готова на все, стоит только поманить ее пальцем и задобрить льстивыми речами.

Отношения с представительницами прекрасного пола — игра для Арана. Но в какой-то момент к нему приходит понимание: игры надоели. Хочется простого семейного тепла и счастья. Начинается поиск избранницы. Той самой, настоящей, перед которой не нужно врать. Она полюбит Ариана такого, какой он есть.

Мужчине везет, свой самородок он находит. Будущая жена его может быть не особо красивой внешне. Но душа у нее золотая. Это практически бесконфликтная женщина, всю себя отдающая мужу и детям. Крайне редко между Ариком и нею происходят споры из-за обильной щедрости по отношению к его родителям. Жена и дети не голодают, но маме и папе — все самое лучшее.

Отец из Ариана отличный

Детей любит, успевает уделять им внимание. И не пять минут перед сном, а полноценно общаться, гулять, помогать с уроками

Когда дети вырастают, папа для них — непререкаемый авторитет и первый помощник.

Позднейшие варианты

См. также: Антитринитаризм

В отличие от несторианства, арианство считается полностью исчезнувшим в раннем Средневековье.

В то же время отдельные позднейшие теологи возвращались к нему: так, свою приверженность к арианству в XVIII веке утверждал и пропагандировал Уильям Уистон. Близкие к арианству воззрения обнаруживаются у многих верующих учёных XVII—XVIII веков, в том числе у Ньютона.

Социнианство

В средневековой Речи Посполитой под именем «арианства» в XVII веке широкое распространение получило социнианство. По одной из версий, будущий Лжедмитрий I с 1601 по 1603 год, обучался польскому языку и латыни в «арианской школе».

Исаак Ньютон

Горячим сторонником арианства являлся Исаак Ньютон. В ходе методичного изучения библейских текстов Ньютон пришел к выводу, что Афанасий совершил подлог, умышленно вставив в текст Священного Писания важнейшие слова, подкреплявшие его доводы о том, что Христос является Богом. В этом деянии Афанасия поддержала римская церковь, и это искажение священных текстов стало причиной искажения христианского вероучения. Ньютон считал, что чистота веры, свойственная раннехристианской церкви, была подменена иллюзией Троицы, или Триединого Бога. Поддерживая Ария, Ньютон объявил, что священники и епископы церкви в своем поклонении Христу занимаются идолопоклонством. Ньютон писал:

Россия

В 2006 году в городе Орле в соответствии с действующим законодательством была зарегистрирована местная религиозная группа «Арианская община города Орла» (прекратила существование в 2012 году).

Свидетели Иеговы

Элементы арианства содержатся в учениях некоторых антитринитарных религиозных организаций, например, свидетелей Иеговы.

Гороскоп имени

Каждый знак Зодиака влияет на характер человека по-своему. Именно поэтому обладатели одного и того же имени, несмотря на общие черты, зачастую сильно отличаются друг от друга.

Овен, Телец, Близнецы, Рак

Ариана, рождённая под знаком Овна, дружелюбная, энергичная, никогда не сидит на месте. Больше любит развлекаться, а не работать. Яркие впечатления, приключения — вот то, чего она ищет каждый день. Даже преклонный возраст ей в этом не помеха.

Телец отличается инфантильным характером, она открыта и наивна, трудности выбивают её из колеи. Девушка нуждается в людях, которые будут её направлять и оберегать.

Близнецы удивительно искренни. Ариана этого знака обаятельная и привлекательная. Доверяет только близкому кругу друзей. Знакомые отмечают присущую ей элегантность.

Рак слабохарактерная, легкомысленная, действует импульсивно. Нуждается в поддержке и внимании, уважении. Любимый человек является для неё центром мира.

Лев, Дева, Весы, Скорпион


Лев честная, прямолинейная, принципиальная. Она всегда готова постоять за правду. Свои тайны поверяет лишь самым близким друзьям.

Дева резка в суждениях, непредсказуема, остроумна, хотя порой её шутки бывают обидными, грубыми.

Весы — мечтатели. Внутренний мир для них часто намного важнее окружающей действительности. Девушка, находящаяся под влиянием Весов, легко располагает к себе людей. Она заядлая театралка, обожает комедийные, фантастические фильмы и сериалы.

Ариана-Весы старается не пропустить ни одной театральной премьеры

Скорпион крайне требовательна к себе, целеустремлённа, упряма, не приемлет притворства. Она проста в общении, добра, стремится помогать другим. Мужчины от неё без ума.

Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы

Стрелец непостоянна, ничего не доводит до конца, во всём зависит от других, нуждается в постоянной поддержке. Все эти качества мешают женщине построить успешную карьеру.

Козерог чувствительна, ревнива, неуверена в себе, обидчива. Пытается казаться сильнее, чем есть. Не разбирается в людях и доверяет не тем, кому надо. В супруге ищет опору и понимающего друга.

Водолей тактичная, очень редко идёт на конфликт. Она интересный, умный собеседник. Возлюбленному прощает всё, кроме измены и грубого обращения.

Рыбы — Ариана этого знака романтичная, рассеянная, мечтает о всевозможных приключениях, верит, что встретит свой идеал. Отношения с возлюбленным может испортить необоснованной ревностью.

Таблица: астрологическая символика

Символ Соответствие
Благоприятный день Воскресенье
Время года Осень
Дерево Рябина
Знак Зодиака Лев
Камень-талисман Янтарь
Металл Золото
Планета-покровитель Солнце
Растение Багульник
Стихия Огонь
Счастливые числа 4, 6, 15, 19
Счастливый цвет Малиновый
Тотемное животное Корова
Число имени 1
Цвет имени Жёлтый

Кто избавил Ария от ссылки?

Арий, сосланный решением Собора в Иллирию, был возвращён из ссылки стараниями Флавии Юлии Констанции, сестры императора Константина.

Флавия Юлия Констанция

Констанция, напомним, покровительствовала архиепископу Евсевию Никомедийскому, по её протекции Евсевий и получил кафедру в Никомедии. А Евсевий был одним из самых авторитетных покровителей Ария. Ключевую роль в оправдании Ария сыграл пресвитер Евтокий, приближённый Флавии Юлии Констанции. Сократ Схоластик повествует: «Констанции же знаком был один пресвитер, державшийся Ариева учения и живший в ее доме. Наущаемый Евсевием и его соумышленниками, этот пресвитер при случае закидывал женщине слово об Арии, говоря, что собор обидел его, что он мыслит не так, как сказывают. Слыша это, Констанция хотя и верила пресвитеру, однако же царю говорить не смела. Случилось ей впасть в тяжкую болезнь, и царь стал непрестанно навещать больную. Когда же болезнь ее все более усиливалась, и она ожидала уже смерти, то начала рекомендовать царю своего пресвитера, свидетельствуя о его ревности, набожности и преданности престолу. Женщина вскоре потом умерла, а пресвитер был принят в число самых близких к царю лиц. Через короткое время, получив больший доступ к Константину, он стал и ему высказывать те же слова об Арии, которые прежде говаривал его сестре, и прибавлял, что мысли Ария нисколько не отличаются от положений Собора, и что, если бы он предстал сам, то согласился бы с ними и не был бы поносим без вины. Слова пресвитера показались царю странными. Если Арий, сказал царь, соглашается с Собором и мыслит, как он, то я допущу его к себе и с честью отправлю в Александрию».

Константин по-видимому был совершенно убеждён пресвитером Евтокием в невинности и праведности Ария, поскольку лично отправил ересиарху несколько весьма тёплых писем и пригласил его явиться в Константинополь, причём даже дорожные расходы относил на счёт казны: «Давно уже объявлено было твоей крепости, чтобы ты прибыл в наш стан и мог насладиться лицезрением нас; но мы очень удивляемся, почему ты не сделал этого немедленно. Итак, теперь возьми общественную повозку и постарайся приехать в наш стан, чтобы, получив от нас милость и удостоившись снисхождения, тебе потом можно было возвратиться в отечество. Бог да сохранит тебя, возлюбленный. Дано за пять дней до декабрьских календ».

Константин Великий

Как можно видеть, император чуть ли не уговаривает мятежного пресвитера! А ведь Константин отнюдь не был мягкотелым и добреньким либералом, он был отважным и суровым воином. Очевидно, император ни на секунду не сомневался в том, что пишет хорошему, благочестивому человеку, пострадавшему за правду.

Византийская эпоха

Следующий исторический эпизод рисует дальнейшее распространение христианства на «варваров» в Крыму. Около 527-528 гг. вождь части гуннов, господствовавшей над Боспором Киммерийским, Горд решил принять крещение и для этого съездил в Константинополь. Его крестным отцом стал сам император Юстиниан Великий. Этот акт означал признание гуннским вождём вассальной зависимости от Византии.

Но по возвращении Горда на Боспор его соплеменники подняли мятеж. Когда же Горд с помощью византийских послов попытался окрестить свой народ, гунны убили его. Вслед за тем они обрушились на византийский гарнизон на Боспоре и истребили его. Посланная в ответ византийская карательная экспедиция оккупировала Боспор и присоединила его, уже без всякой тени автономии, напрямую к православной Империи.


В VIII веке Крым стал убежищем для многих монахов, спасавшихся от политики императоров-иконоборцев. Последние равнодушно относились к тому, чтобы почитатели икон селились на окраинах Империи. Этот массовый приток православного духовенства в Крым способствовал дальнейшему распространению православия на полуострове. Правда, христианизированными оставались только обжитой южный берег и горы, где жили готы. Попытки окрестить хазар успехом не увенчались. Последняя неудачная попытка проповеди христианства среди хазар была предпринята свв. Кириллом и Мефодием во второй половине IX века.

Второй Вселенский собор

Император Феодосий, сменивший на престоле Юлиана Отступника, выпустил постановление, согласно которому все, кто откажется принимать Никейский символ, были объявлены еретиками. Для окончательного утверждения единого учения церкви в мае 381 года в Константинополе был созван Второй Вселенский собор.

К этому времени позиции последователей Ария уже значительно ослабли даже на востоке. Давление императора и никейцев было слишком сильным, поэтому умеренные омии либо переходили в лоно официальной церкви, либо становились выраженно радикальными. В их рядах остались лишь самые ярые представители, которых народ не поддерживал.

В Константинополь прибыло около 150 епископов из разных регионов, в основном восточных. На соборе понятие арианства было окончательно осуждено, а Никейский сивол веры принят как единственно верный. Он, однако, подвергся небольшим правкам. Например, пункт о Святом Духе был расширен.

После окончания слушаний епископы отправили соборные постановления на одобрение императору Феодосию, и тот уравнял их с государственными законами. Но борьба с арианством на этом не закончилась. Среди восточногерманских и североафриканских варваров это учение оставалось господствующим вплоть до VI века. К ним римское антиеретическое законодательство было неприменимо. Точку в арианском споре поставило лишь обращение лангобардов в никейство в VII веке.

Византия становится центром христианства

Император Константин принял важное решение сделать христианство официальной религией, перенеся одновременно столицу из приходившего в упадок Рима в античный Византий, переименованный в Константинополь. Этот город был расположен неподалеку от местонахождения христианских общин, что стало дополнительным подспорьем для расцвета новой государственной религии

Вскоре после перемещения императора и его аппарата власти на Восток, в зону наибольшего и наиболее раннего распространения христианства, вся империя вплоть до ее далеких западных окраин стала христианской. Более того, христианство начало проникать и в соседние государства, а после крушения Рима в V в. оно постепенно становилось религией возникших на его земле варварских государств. В этой ситуации центром западного христианства стал, как известно, все тот же Рим, а главой его — римский епископ, или Римский Папа, чья роль (не только духовно-религиозная, но и политическая) в истории средневековой Европы постоянно возрастала.

На Востоке же, под властью римского императора, христианство не имело единого главы, но оказалось раздробленным на епископаты, причем все они подчинились власти византийских императоров, которые провозглашали именно себя если и не формальными, то всегда фактическими главами христианской церкви.

После перемещения на Восток император был правителем всей империи, однако в 395 г. Рим окончательно разделился на Западную и Восточную империи. Восточным Римом продолжала именоваться Византия

Важно, однако, прибавить к сказанному, что в годы правления императора Юстиниана (527-565) была ненадолго завоевана часть Западной империи, включая и Рим. Видимо, это способствовало проникновению в Рим созданного Юстинианом кодекса права — наивысшего достижения древних в области частного права

В Риме, где к праву относились с гораздо большим вниманием, чем в Византии, которая в этом плане была ближе к Востоку, нормы этого кодекса сыграли существенную роль

Характеристика имени по буквам

А – активность, тяга к начинаниям, желание достичь успеха в жизни, стремление к комфорту. Носитель имени с этой буквой обладает силой и стойкостью духа, самостоятельностью, внешней яркостью, лидерскими качествами. Поступает по-своему, не любит подстраиваться под других людей. Буква «А» в начале имени символизирует трудолюбие, упорство в достижении целей, инициативность. В любовных отношениях такой человек стремится к лидерству и разнообразию. Повтор буквы в имени говорит о чрезмерной открытости, пустом расходовании энергии.

Р – смелость, стремление к активным действиям, ответственность, умение вникать в суть происходящего, уверенность в своей правоте. Носитель имени с этой буквой – оптимист. Не унывает и не сдается при неудачах. Склонен к риску. В качестве спутника жизни выбирает сильного духом, верного и способного поддержать в трудную минуту партнера.

И – богатая фантазия, проницательность, живой ум, практичность, внимательности к деталям. Носитель имени с этой буквой стремится к гармонии с собой и окружающим миром. Обладает хорошим чувством юмора, наделен чувствительностью, добротой и мягкостью. Это честный и прямолинейный человек. В любви романтичен, долго ищет свой идеал.

Характеристика имени

Девочки, получившие в награду от своих родителей имя Ариан, наделены мудростью и прозорливостью. Помогает им в этом колоссальная интуиция в сочетании с гибкостью ума. Осознание ситуации никогда не оставляет Ариан в бездействии. Носительница такого имени — настоящий боец с отточенной волей и завидным запасом внутренней мощи. Характеристика этого имени такова: умный и волевой харизматичный лидер. Связанные со звуками имени свойства личности помогут девочке строить успешный бизнес, карьеру госслужащего или ученого. Легко ей будет и в любой экстремальной деятельности. Это может быть медицина катастроф, географические экспедиции в самые суровые дали, участие в боевых действиях. В семье Ариан может быть счастлива лишь рядом с исключительно сильным мужчиной, лидерство которого она признает безоговорочно. Тогда страстная и яркая обладательница этого имени станет замечательной помощницей и надежной опорой любимому человеку. Иначе традиционное распределение ролей между супругами исказится. Это, скорее всего, приведет к глубокому конфликту. Ариан свойственна внутренняя порядочность и чувство душевной чистоты. В быту она – перфекционист, стремящийся абсолютизировать внешний порядок и аккуратность. Обладает развитым чувством стиля. Ценит изысканность

При этом совершенно не важно, в какой сфере. Но это имя наделяет своих носительниц и прагматичной жесткостью.

Значение Халкидонского собора для христианства

Халкидонский собор сыграл важную роль в истории христианства. Во-первых, он признал формальное верховенство Папы (вторым в христианском мире стал считаться Константинопольский патриарх). А во-вторых, он привел к первому в истории церкви серьезному расколу. Если ариане и несториане были осуждены как еретики и фактически просто отринуты ортодоксальной церковью, то с многочисленными монофизитами так поступить было невозможно.

В итоге произошло нечто вроде разделения ряда уже сложившихся и явно претендующих на самостоятельность в основном восточных христианских церквей на халкидонские и нехалкидонские (монофизитские). При этом в числе последних оказались египетская, сирийская, позже также армянская и эфиопская. Неудивительно, что после судьбоносного Халкидонского собора византийские императоры на протяжении V-VII вв. стремились к компромиссу. Наиболее полно условия компромисса были изложены императором Ираклием в 638 г.: у Христа признавалось наличие двух природ — божественной и человеческой, но при одной божественной воле. Этот тезис положил начало так называемому монофелитству, которое, впрочем, тоже со временем было объявлено ересью.

Надо заметить в заключение истории богословских споров в рамках ортодоксального восточного христианства, что на этом практически они и закончились. Зато именно с этого времени на передний план вышли разногласия между греко-византийской православной церковью и римско-католической. Получив формальное первенство на все том же Халкидонском соборе, Римский Папа обрел в Европе огромную силу, как религиозную, так и политическую. Здесь имеет смысл напомнить, что западно-христианское богословие, не слишком вникая в содержание развернувшихся в Византии христологических споров, интересовалось преимущественно антропологическими проблемами, в частности отношениями между свободой воли и божественным провидением. Постепенно христианство на Западе и на Востоке все дальше отходило друг от друга, что и привело в конечном счете не только к расколу, но и к резкому противостоянию между греко-православным и римско-католическим христианством.

Чтобы поставить точку на этой проблеме, заметим, что обрядово-литургических и догматических различий между обеими церквами было не слишком много. Православие отвергает западное filioque и считает, что Бог Святой Дух исходит только от Бога Отца, выступает против идеи чистилища и возможности откупа от грехов (индульгенций). В православии нет такой степени жесткости централизованной иерархии с единым главой, к тому же признанным непогрешимым, а церковные соборы оно ставит выше патриархов

Очень важно отсутствие в нем целибата (запрета на брак) для так называемого белого духовенства, т. е

обычных рядовых священников. Можно упомянуть и о некоторых других различиях, в частности в причащении. Но, пожалуй, из всех них на первый план выступают иконы, присущие только православию.

Профессия и бизнес

Ариана с особой ответственностью подходит ко всему, что связано с работой. Коллеги уважают ее за креативное мышление, готовность помочь в сложных ситуациях. Для начальника такие сотрудники как Ариана – пример упорства и преданности своемуделу. Развитый интеллект, сообразительность и хорошая память открывают перед ней массу возможностей для профессиональной самореализации. Однако наибольший успех ждет эту девушку в сферах, которые связаны с частыми командировками. Из нее выйдет грамотная журналистка, толковый юрист, перспективный торговый агент, приветливая стюардесса или мудрый политик. Наличие творческих задатков нередко приводит ее на поприще актрисы, певицы или художницы. При своей подвижности не боится монотонного труда. В этом случае процесс построения карьеры займет несколько больше времени. Умение быстро принимать решения и действовать нестандартно делает из Арианы хорошего руководителя.


С этим читают