Арийские языки

Сасаниды, Саманиды, Караханиды

Памятник Исмаилу Самани в Худжанде

Основателем династии Саманидов считается некий Саман-худат, представлявший интересы арабского наместника в районе Самарканда и известный тем, что был поборником ислама в стране, где господствовал зороастризм. Но все лавры в современном Таджикистане достались не ему, а Исмаилу Самани, правившему в Мавераннахре с 893 по 907 год. Это он удостоился чести обзавестись именной валютой.

Исмаил выбрал своей столицей Бухару, и во время его правления этот город переживал бурный расцвет. В этот же период здесь творил родоначальник таджикской классической поэзии Абу Абдаллах Джафар ибн Мухаммад, более известный как Рудаки (сейчас его именем назван главный проспект Душанбе), а врачевал саманидских правителей не кто иной как Абу Али ибн Сина (Авиценна) — поэт, врач, ученый, философ — человек-глыба. Сейчас его имя носит бывший пик Ленина, в том время как бывший пик Коммунизма назван в честь Исмаила Самани.

Государство Саманидов просуществовало до конца X века. Любопытный исторический факт, который любят вспоминать противники исторических выкладок Рахмона: когда перед нашествием тюрок-караханидов представитель этой династии Абд аль-Малик II обратился к народу за помощью, подданные этот призыв полностью проигнорировали, продемонстрировав абсолютное равнодушие к судьбе правящего дома.

В октябре 1996 года правительство Таджикистана впервые обратилось к наследию Саманидов и предложило ЮНЕСКО провести в 1999 году празднование 1100-летия создания упомянутого государственного образования как «первого независимого таджикского государства». ЮНЕСКО отклонило это предложение, посчитав, что такое празднование не имеет никакого отношения к интересам таджикского народа и может привести к нежелательным осложнениям между узбеками и таджиками, отношения между которыми тогда (как, впрочем, и сейчас) были далеко не идеальными. Тем более что, связывая себя с Саманидами, таджикское руководство невольно утверждало узбекскую Бухару в статусе своей бывшей столицы (в этом городе находится и знаменитый мавзолей указанной династии). Такие инсинуации Ташкент всегда воспринимал с крайним раздражением.

Но Рахмон упорствовал. В 1999 году он все же распорядился отпраздновать 1100-летия образования государства Саманидов. В России эту идею поддержали, в юбилейном параде в Душанбе приняли участие подразделения 201-й мотострелковой дивизии Министерства обороны РФ, и ее бронетехника разбавила таджикских всадников в бутафорских костюмах Х века. Впоследствии Рахмон, на саммите СНГ в Душанбе, отблагодарил российскую сторону, наградив президента РФ Владимира Путина орденом Исмаила Самани первой степени.

Одновременно с празднованием 1100-летия «первого таджикского государства» российская «Независимая газета» опубликовала статью депутата парламента республики, ректора Ходжентского университета Сайдулло Абдуллаева «Феномен Саманидов». В ней автор, в частности, утверждал, что «государство Саманидов было одним из первых государств средневековья, которые зиждились на духовности и культуре», что «именно благодаря инициативе Саманидов начался исламо-иранский ренессанс», что «Саманиды добились воспитания у населения общности исторических судеб арийских народов» и так далее.

Вообще, в этой статье, которая буквально вывела из себя узбекских историков (как наследников тюрка Тимура, видимо), было много пафоса и мало конкретики. Но она как нельзя лучше вписалась в общую канву высказываний таджикских официальных лиц. Арийцы-Саманиды-таджики — схема, предложенная Рахмоном согражданам, была настолько простой, что до сих пор вызывает изумление даже у самых заядлых фантазеров из числа современных историков. Президента республики это, впрочем, не смущает. Игнорируя критику, он выпустил в свет четырехтомный труд «Таджики в зеркале истории: от арийцев до Саманидов», уже переведенный на таджикский, арабский, русский языки и на хинди.

Употребление термина «арии»/«арийцы» в XIX — начале XX веков

Слово арий в трудах европейских исследователей в XIX веке (в связи с установленным в начале XIX века генетическим единством индоевропейских языков, выявлением ряда общеиндоевропейских мифов и т. п.), было ошибочно принято за самоназвание всех древних индоевропейцев. Особую известность оно получило во времена нацистской Германии, идеологи которой часто употребляли его в расовом смысле. Идеологи нацизма считали, что «северные народы» (которые также называют «германскими народами») представляют собой идеальную и чистую расу — истинных арийцев.

С конца XX века тема о «древних ариях» часто развивается в стиле фолк-хистори в рамках неакадемических исследований и неофашизма.

Расовые теории

Арийская расовая теория была разработана французским литератором Артюром де Гобино, который, выделив три основные расы по цвету кожи (белую, жёлтую и чёрную), считал высшей расой белую, а внутри неё на высшее место ставил «арийцев». Современная наука отвергает арийскую теорию как ненаучную.

Древние языки

Древнейшими дошедшими до нас образцами арийских языков являются:

  • Андроновский арийский язык — реконструируется по субстратной лексике в финно-волжских языках. Имеет общие черты как с индоарийскими, так и с иранскими языками, а также ряд собственных черт, нехарактерных для обеих указанных подгрупп. Название дано по андроновской археологической культуре, существовавшей в предполагаемом очаге субстрата.
  • Митаннийский арийский язык — древнейшая письменная фиксация (XV—XIII вв. до н. э.) одной из форм древнеарийской речи в виде имён богов в договорах хурритоязычного государства Митанни, коневодческой терминологии хурритов, заимствований в аккадский и другие древние письменные языки Ближнего Востока. Считается наиболее близким к древнеиндийскому (правда сближается в основном архаизмами, обладая собственными инновациями). Считается, что митаннийские арии были быстро ассимилированы в хурритской среде, и их язык не оставил потомков.
  • Древнеиндийский язык — литературная форма языка древних индоариев, традиционно разделяемая на ведийский язык и санскрит. Язык Вед соответствовал разговорному древнеиндийскому, бытовавшему в Пенджабе во времена составления древнейших гимнов Ригведы (1500—1300 гг. до н. э.), в поздневедийский период консервативный религиозный язык стал сильно отставать от развивающихся разговорных форм (называемых пракритами), что в итоге привело к выработке санскрита («обработанного языка») — законсервированной и упорядоченной формы литературного древнеиндийского языка, противопоставленной отошедшим от древней формы пракритам.
  • Авестийский язык — литературный язык памятников Авесты (1200—600 гг. до н. э.), наиболее близкий к древнеиранскому языку. Язык древнейшей части Авесты — Гат — особенно близок к языку древнеиндийской Ригведы.

С середины I тыс. до н. э. появляются памятники на языках, демонстрирующих отход от древнеарийской формы и всё большее расхождение между собой:

  • Индийские пракриты (пали, пайшачи, в дальнейшем шаурасени, магадхи, апабхранша и др.)
  • Мидийский язык, в дальнейшем азери, талышский, гилянский, татский, килитский (Ордубадский район Нахичеванской области Азербайджана), диалекты тати.
  • Древнеперсидский язык, а в дальнейшем и среднеиранские языки (среднеперсидский, парфянский, бактрийский, согдийский, хорезмийский, хотаносакский).

В искусстве[править]

Ярким примером постоянного ложного использования слов «славяно-русы» и «русичи», а также путаницы исторических фактов и переноса на историю славян-антов VI века некоторых событий, связанных с варягами-русью IX века (войны с хазарами, поход Святослава на дунайских булгар и др.), является знаменитый фильм:

Русь изначальная


Также фальшивая «цитата о доблести и мужестве русов и росичей», якобы принадлежащая Захарии Ритору выдумана советскими мультипликаторами и использована в качестве «эпиграфа» к мультфильму

Детство Ратибора

Подобные этому «эпиграфу» псевдоисторические фальшивки советского времени о мифических «славяно-русах» и «русичах» миллионными цитатами расходятся по современному Интернету.

Этимология


Индоиранцы (Арии)

Индоиранские (арийские) языки
Нуристанские

Индоарийские · Дардские · ИранскиеДревние: Митаннийско-арийский Древнеиндийский (Ведийский · Санскрит)Древнеиранский (Авестийский · Древнеперсидский)

Этнические группы
Индоарийцы · Иранцы · Дарды · Нуристанцы
Религии
Праиндоиранская религия · Ведийская религия · Гиндукушская религия · Индуизм · Буддизм · Зороастризм
Древняя литература
Веды  · Авеста

Для этнонима *a/āri̯a- предполагается возведение к индоевропейской форме *ar-i̯-o-, отражённой, по всей вероятности, также в др.‑ирл. aire «знатный», «свободный» и др.-сканд. (рунич.) arjōstēR «знатнейшие». Последние слова, однако, никогда не использовались в качестве этнонима, в то время как в языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный» слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев («своих людей») окружающим чужим народам — др.-инд. anā́rya-, авест. anairya- «не-арий», «чужак».

Предлагались различные версии происхождения *ar-i̯-o-, начиная от уже оставленных в академических кругах версий XIX века: от глагола «передвигаться» (то есть «кочевник») или от глагола «пахать» (то есть «земледелец»). В 1938 году Паулем Тиме была выдвинута получившая в своё время широкое распространение и критически переосмысленная Э. Бенвенистом этимология *ar-i̯-o- как «проявляющий гостеприимство» по отношению к *ari (др.-инд. arí «друг», «враг», «чужестранец»).


Данная гипотеза подтверждается наличием др.-инд. aryá- (←*ari̯a-) «господин», «хозяин дома», прямо соответствующего иранским вариантам этнонима (с кратким а-). При этом древнеиндийский вариант с долгим ā- (ā́rya-) можно трактовать как вриддхи-форму от aryá-, то есть «член союза домохозяев-aryá, в котором проявляется взаимное гостеприимство»

С этим соотносится и такое важное общеарийское обожествляемое понятие как *ari̯aman- (др.-инд. aryaman-, авест

airyaman-) — Арьяман, букв. «арийство», божество дружбы, гостеприимства и свадьбы.

Др.-инд. arí «друг» (но и «враг» как «чужак»), по всей видимости, имеет параллели в хетт. ara- («товарищ») и с арм. ari («ари» — «мужественный»). Для этого слова Семереньи предполагал ближневосточный источник (ср. угар. ′arj «родственник», «товарищ»).

Между тем, Иллич-Свитыч, опираясь на то, что сама морфология слова не соответствует индоевропейской структуре (начальное a- вместо ожидаемого ларингала *He-, наличие двух сонантов подряд), выводил пра-и.е. *ar-i̯-o- напрямую из семитских языков (ср. др.-евр. ḥōrim «знатные», «свободнорождённые» и др., корень ḥ-r-r «освобождать»).

В иранском мире

В древнеиранскую эпоху

В Авесте широко используется имя (airya-) в качестве этнической самоидентификации создателей памятника: airyanąm «из ариев» (о стрелке Эрехше), airyå daiŋʹhāwō «арийские страны», airyābyō pāδaēbyō «от арийских мест», airyō.šayanəm «обиталище ариев» и др., а также легендарный airyanəm vaējō «Аирьяна Ваэджо», «Эранвеж» (ср. также название горы airyō.xšuθa- «арийское удовлетворение»).

Не совсем ясно, какой именно круг народов включался в ариев. Михр-яшт, 13-14 включает в Аирьошаяну (обиталище ариев) шесть стран: Ишкату и Поуруту (в горах Гиндукуша), Моуру и Харою (Мерв и Герат), Гава-Сугду и Хваиризем (Согдиана и Хорезм). Видевдад 1 перечисляет 16 «наилучших стран», начиная с Аирьяна Ваэджо, не именуя правда их прямо «арийскими». В них включаются и некоторые области Западной Индии. С другой стороны, в Авесте уже встречается перечисление пяти «народов»: ариев (airya-) — самоназвание создателей Авесты — и противопоставленных им туирьев (tūirya-), саиримов (sairima-), саини (sāini-) и дахов (dåŋha-), при этом последние четыре также относятся к ираноязычным (то есть арийским) народам. Из этого авестийского концепта в дальнейшем выросло противопоставление Ирана (то есть земли ариев, см. ниже) и Турана.

В древнеперсидских надписях этноним ariya- используется в трёх контекстах:

  • арийский — название языка надписей Дария I в Бехистуне (древнеперсидского)
  • «арий» (ariya), «арийского рода» (ariya-čiça) — этническое происхождение Дария (Накш-е Рустам)
  • Ахура Мазда, бог ариев — в эламской версии Бехистунской надписи.

Древним грекам также было известно общее название иранских народов: «арии» (ἄριοι) — о мидийцах, «арийский (ἄρειον) род» — о магах и их пастве. Из греческих источников известно также прилагательное *aryāna- (авест. airyana-) «арийский», «ариец»: Ἀρειανοί— народ, к которому принадлежал Зороастр, Ариана (Ἀριανή) (страна ариев, Иран), например у Страбона: «Название Ариана распространяется на часть Персии и Мидии, а также на бактрийцев и согдийцев на севере; ибо они разговаривают на почти одном и том же языке, однако с небольшими различиями».

В среднеиранскую эпоху

Кушанский царь Канишка в составленной на бактрийском языке Рабатакской надписи называет сам язык надписи «арийским» (αριαο).

Представление об ариях как этнической общности пережило парфянский период (династия Аршакидов), что видно из парфянских версий надписей Сасанидов, где царь именуется šāhān šāh aryān «царь царей ариев (MLKYN MLKʾ ʾryʾn)», хотя сведений, что так себя называли сами Аршакиды, нет.

В среднеперсидском языке этноним ариев развивался с эпитезой: *arya- > *airya- > ēr (ʾyr), множ. числ. ērān (ʾyrʾn) «иранцы», «благородные». При этом к этнической коннотации добавляется религиозная, ēr по сути становится синонимом слову weh(dēn) «следующий Благой (Вере)», «зороастриец», противопоставленным термину anēr «неарий», «незороастриец». Ранние Сасаниды именуют себя ēr māzdēsn (ʾyr mʾzdysn) «арий, почитатель Мазды».

При этом Сасаниды выносят вперёд политическое значение этнонима и впервые формулируют идею «Иранской империи» — парф. aryānšahr (ʾryʾnḥštr), ср.перс. ērānšahr (ʾylʾnštr) < др. иран. *aryānām xšaθra- «Царство ариев», именуя себя «царь Эрана и Анерана» (ариев и неариев) — ср.перс. šāhān-šāh Ērān ud Anērān (MLKʾn MLKʾ ʾyrʾn W ʾnyrʾn), др.-греч. βασιλεύς βασιλέων ἀριανων. Термин Эран (совокупность ариев, арийские земли) широко используется в новой титулатуре чиновничества, в топонимах, в религиозной и политической пропаганде.

В эту эпоху на другом конце ираноязычного мира, в южнорусских и северокавказских степях, «ариями» именует себя другой иранский народ — аланы (*alān < др.иран. *aryāna-). Подобно тому, как сасанидские иранцы не считали «ариями» незороастрийские иранские народы, в частности, аланов, сами аланы также распространяли этот древний этноним только на самих себя.

История[править]

Понятие «славяно-русы» впервые появилось в России, в период её активной территориально-политической экспансии и активно пропагандировалось с целью укрепления единства государства Российского, а по сути — для сокрытия от народа факта разного этнического происхождения рядовых славян и их властителей — потомков варягов-русов, а также их изначальную принадлежность к совершенно противоположным сословиям в иерархии древней Руси.

Дополнительно, использование термина «славяно-русы» позволило правящей верхушке умалить роль балтийских и финно-угорских племён в формировании смешанного «русского народа», а также переложить с правителей-русов и германцев на славян всю ответственность за последующее порабощение других народов в процессе экспансии Российской империи.

Академик А.А.Зализняк в своей известной лекции «О Велесовой книге» указывает на то, что вопрос о смешении понятий «славяне» и «русы» является не только лингвистическим, но «сам по себе существенен и он существенен даже намного шире чем вопрос о Велесовой книге». А.А.Зализняк приходит к недвусмысленному выводу об искуственности и намеренности смешения понятий «славяне» и «русы» с явными политическими целями. Так, проводя профессиональный лингвистический анализ содержания «Велесовой книги», он указывает на то, что существующее в ней смешение понятий «славяне» и «русы», «которые уже сами по себе практически несовместимы», фактически является «абсолютно центральным» для содержания этой фальсификации и «ради этого явно и создано всё это сочинение».

Примеры раннего употребления термина «славяно-русы»:

  • Егор Классен. «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и Славяно-Руссов до рюриковского времени в особенности с легким очерком истории руссов до Рождества Христова».
  • Василий Татищев. «О древности письма славянов». Цитата: «Подлинно же славяне задолго до Христа и славяно-руссы собственно до Владимира письмо имели…»

Снова термин «славяно-русы» стал активно возрождаться на закате существования СССР, когда в недрах советского КГБ с целью укрепления дряхлеющей государственной власти стало создаваться так называемое «славяно-русское неоязычество». Существуют предположения, что в советское время импульс популяризаторам мифа о «славяно-русах» дала так называемая «Русская партия» — националистическая группа в руководстве КПСС под руководством А.Н.Шелепина.

Результатом такой деятельности в последующие годы стало появление псевдоисторических «славяно-русских» хроник, таких как:

  • «История Русского народа»
  • «Славяно-Арийские веды»
  • «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее»
  • «Кощуны Финиста Ясного Сокола России»

и др.,

а затем на их основе началось содание многих псевдоязыческих, псевдодревнерусских и псевдославянских религиозных организаций.

Апофеозом всего этого мракобесия в наше время стал массовый выпуск на просторы интернета псевдодокументальных роликов, таких как «Великая Тартария — Империя Русов»

Современные языки

Социолингвистическая ситуация


Соотношение численности носителей индоиранских языков (в миллионах)

Современные индоарийские языки насчитывают более различных 300 идиомов, включая крупные языки с десятками (иногда и сотнями) миллионов носителей и языки межнационального общения. При этом более 75 % числа носителей приходится на индоарийскую группу, на языках которой разговаривают прежде всего в густонаселённых областях Южной Азии. Относительно меньшинство говорит на иранских языках, количество носителей которых, однако, достигает около 150 млн человек. Дардские языки довольно немногочисленны (в пределах 5—6 млн). Нуристанские языки насчитывают около 120 тыс. чел.

Некоторые языки издавна выполняют роль языка межнационального общения, а также доминирующего языка литературы и науки, преимущественного языка государства и СМИ. К ним относятся хинди, урду и фарси. Статусом государственного языка в настоящее время обладают:

  • хинди (Индия, Фиджи)
  • урду (Пакистан)
  • бенгальский язык (Бангладеш)
  • фарси (Иран), а также его разновидности:
    • дари (Афганистан)
    • таджикский (Таджикистан)
  • пашто (Афганистан)
  • сингальский (Шри-Ланка)
  • непальский (Непал)
  • осетинский (Южная Осетия).

Помимо этого ок. 20 индоиранских языков (включая некоторые из вышеперечисленных) являются официальными языками тех или иных автономных образований или штатов в Индии, Ираке, России и частично признанном государстве Косово.

Наиболее крупными индоиранскими языками являются:

Язык Число носителей Официальный статус Сфера использования Письменность
Хинди (включая бихари и раджастхани) 258 млн государственный в Индии и на Фиджи, официальный язык 11 штатов и территорий Индии (Раджастхан, Дели, Хариана, Уттаракханд, Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Чхаттисгарх, Химачал-Прадеш, Джаркханд, Бихар, Андаманские и Никобарские острова). национальный язык, доминирует во всех сферах, развитая литература с IX в., СМИ, наука, межнациональное общение (второй язык для около 200 млн чел.) деванагари
Бенгали 230 млн государственный в Бангладеш, официальный язык 2 штатов Индии (Западная Бенгалия, Трипура) национальный язык, литература с X в., СМИ, межнациональное общение бенгальское письмо
Пенджаби 105 млн официальный язык штата Пенджаб (Индия), язык пакистанской провинции Пенджаб (статус официально не закреплён). литература с XV в., СМИ, религиозная литература сикхов. гурмукхи, арабское письмо
Маратхи 70 млн официальный язык штата Махараштра (Индия). литература с IX в., СМИ деванагари
Урду 65 млн государственный язык Пакистана, официальный язык союзной территории Джамму и Кашмир (Индия), широко распространён в Северной Индии. национальный язык, литература, СМИ, межнациональное общение (второй язык для около 150 млн чел.) арабское письмо
Фарси (включая дари и таджикский) 56 млн государственный в Иране, Афганистане, Таджикистане национальный язык, развитая литература с X в., СМИ, наука, межнациональное общение (второй язык для около 60 млн чел.) арабское письмо, кириллица (таджикский)
Гуджарати 46 млн официальный язык 3 штатов Индии (Дадра и Нагархавели, Даман и Диу, Гуджарат) литература с XII в., СМИ письмо гуджарати
Синдхи 37 млн один из официальных языков Индии (без территориальной привязки), язык пакистанской провинции Синдх (статус официально не закреплён). литература с XIV в., ограниченно в СМИ арабское письмо, деванагари
Пашто 36 млн государственный в Афганистане, язык пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва и Зоны племён (статус официально не закреплён). национальный язык, литература с XVII в., СМИ, в меньшей степени межнациональное общение арабское письмо
Ория 35 млн официальный язык штата Орисса (Индия) литература с VIII в., СМИ письмо ория
Курдский 26 млн официальный язык автономии Иракский Курдистан литература с XV в., СМИ арабское письмо, латиница

Примеры употребления

В договоре между хеттским царём Суппилулиумой I и митаннийским царём Мативаца ок. 1380 г. до н. э. упоминаются божества Митра, Варуна, Индра и Насатья (Ашвины). В тексте Киккули об обучении лошадей упоминаются такие термины, как aika (санскр. eka, один), tera (санскр. tri, три), panza (pancha, пять), satta (sapta, семь), na (nava, девять), vartana (vartana, круг). Числительное aika (один) — особо важный указатель на то, что митаннийский арийский язык был ближе к , чем к другим языкам .

Ещё в одном тексте упоминаются слова babru (санскр. babhrú, коричневый), parita (palita, серый) и pinkara (pingala, красный).

Отдельные заимствования из митаннийско-арийского проникли в середине 2-го тысячелетия до н. э. даже в аккадский язык: babrunnu «масть лошади» (ср. выше), magannu «дар» (др.-инд. maghá), susānu «тренер лошадей» (др.-инд. aśvá sani), mariannu «колесничий» (ср. др.-инд. márya «молодой человек»). Последняя этимология, однако, оспаривается рядом исследователей, в частности, И. М. Дьяконовым и С. А. Старостиным. Согласно их работам термин марианна — чисто хуррито-урартский (северокавказский), а не происходит от древнеиндийского марья — «муж, юноша», доказывая это не только наличием хорошей северокавказской этимологии этого слова, но и тем, что институт марианна существовал не только у митаннийцев, испытавших индоиранское влияние, но и у всех хурритов вообще, включая Алалах и Аррапхэ.


С этим читают