«двенадцать месяцев»

Содержание

Тема борьбы добра и зла в сказке «Двенадцать месяцев»

Именно она проходит через всю повесть, и это ярко демонстрирует нам краткое содержание. «Двенадцать месяцев» показывает, что автор всеми силами пытался дать ответ на вопрос: «Является ли покорность воплощением доброты или зла?» Ведь с первого взгляда кажется, что она больше относится к первому проявлению человеческого характера, но это совсем не так. В сказке мы видим, что покорность мачехи и свиты перед королевой приводит только к самодурству правительницы. Видя, что никто ей не перечит, она выдает указы один глупее другого, отчего страдают простые люди.


Та же покорность падчерицы перед мачехой тоже ни к чему хорошему не привела. Если бы не братья-месяцы, девочка бы просто замерзла в лесу и погибла. Поэтому Маршак отвечает сам на свой вопрос: покорность — не всегда хорошее качество, иногда она является проявлением слабости, что в итоге порождает зло. Он ее осуждает. Борьба добра в обличьях мудрости и трудолюбия, верности и ласки противостоит в повести злу, как воплощению покорности, жадности и эгоизма.

«Изюминка» сказки

Вы когда-нибудь замечали, как зовут героев повести «Двенадцать месяцев»? Думаю, нет. И это совсем не удивительно — автор не дал ни одного имени своим персонажам. Советник, королева, падчерица, мачеха — все они без собственного имени. Маршак хотел показать общество в целом, не переходя на личности. Каждый герой воплощает в себе один слой общества: сиротка — народ, бедный и трудолюбивый, королева — правителей, безжалостных и часто глупых, советник — чиновников, подхалимов и трусов, мачеха — управленцев, готовых ради наживы перечеркнуть все человеческое.

Имена есть только у двенадцати месяцев. Силы природы в образе братьев показаны только с позитивной стороны. И это понятно, ведь окружающий мир дарит человеку жизнь. Благодаря ему мы дышим, выращиваем урожай, продолжаем свой род. Но зачастую люди этого не ценят. Они недовольны тем, что сейчас зима, а не лето, им не нравится дождь, они разочарованы из-за сильного мороза за окном. Хотя мы знаем, что у природы нет плохой погоды. Каждое ее проявление — это обязательное звено цепочки, без которой жизнь на Земле была бы невозможной.

В чем различие историй

В сказке-прозе минимум героев — кроме двенадцати братьев-месяцев (из которых принимают участие в сюжете только трое — Январь, Февраль и Март), есть Падчерица, а также Мачеха и ее Дочь.

Развязка и сам сюжет близки к русской народной сказке «Морозко» и подобным традиционным сюжетам — героиню за трудолюбие и смирение одаривают подарками, а дочка-жадина и лентяйка получает по заслугам. Только в роли волшебной силы выступает не Дед Мороз, а двенадцать братьев-месяцев.

Гораздо более обширен список героев сказки «Двенадцать месяцев» Маршака, если говорить о пьесе. Вместе с главными и второстепенными всего их двадцать восемь.

Сюжет несколько изменен. Наряду с награждением Падчерицы в конце истории происходит и «перевоспитание» Королевы. Таким образом, в пьесе имеются как бы две самостоятельные фабулы, которые в конце сплетаются воедино.

Можно еще обратить внимание на деталь: подснежники Падчерице помогает найти уже не месяц Март, как в прозаической истории, а Апрель. К положительным качествам Падчерицы добавляется верность данному обещанию — даже когда Королева грозит ей казнью, она не рассказывает, как достались ей подснежники

К положительным качествам Падчерицы добавляется верность данному обещанию — даже когда Королева грозит ей казнью, она не рассказывает, как достались ей подснежники.

Мы рассказали об обоих вариантах произведений «Двенадцать месяцев» Маршака.

Использование фольклора в речи персонажей

Самуил Маршак использовал интересные речевые обороты, фольклорный говор в рассказе «Двенадцать месяцев».

Герои говорят яркими фразами, сказка наполнена живыми репликами. Его звери общаются, используя характерные междометия и эпитеты. Если это ворон, то обязательно его монолог украшен традиционным «Карр!».

Истинное мастерство показывает автор, слишком индивидуализируя речь своих персонажей. Это мы четко прослеживаем по монологам падчерицы. В них ярко выраженный народно-поэтический стержень. Слова льются, как песня. Фразы очень мелодичные и ритмичные. Каждый диалог в рассказе дышит народным творчеством.

Многие литературные критики уверены, что именно в славянском фольклоре берет свое начало детский рассказ «Двенадцать месяцев». Сказка раскрывает нам о верованиях наших далеких предков — о том, что времена года имеют человеческий облик, что звери в лесу умеют говорить нашим языком, что силы природы являются карой за нехорошие деяния.

Основная идея автора

Тема произведения созвучна русским пословицам о лени и трудолюбии, о правде и лжи. Маршак постарался избежать навязывания морали, он в стихах дал описание природы и показал, что человек будет наказан, если попробует изменить гармоничный порядок в мире для эгоистических целей. В этом главная мысль пьесы.

В сказке «12 месяцев» персонажи помогают читателю понять, что нужно верить в чудеса, быть добрым и чутким. Человек должен бережно относиться к природе, тогда она откроет ему свои тайны и богатства.

Виктория

Справедливая сказка. Злые обманщицы наказаны. Они получили то, что заслужили за свои поступки.

Света

Отзыв о падчерице

Главная героиня сказки не может не нравиться, так как она спокойная и очень покладистая. Её жалко, так как девочка вынуждена терпеть издевательства мачехи. А ведь каждому ребёнку в таком возрасте хочется чувствовать материнскую любовь и заботу. Но девочка терпит все унижения и старается во всем угодить злой старухе и её дочери.

Эпизод, когда падчерицу в холодную стужу заставляют идти в тёмный лес, обычно вызывает слёзы. Девочку жалко, и сложно представить современного ребёнка на её месте. Ведь она могла бы потеряться или замёрзнуть. Но волшебство всё-таки случается. И девочку спасают, обогревают и помогают исполнить поручение. Падчерица никого не обманывает, честно рассказывая, как она собрала подснежники. Её открытости и честности остаётся лишь только удивляться.

И никакие другие силы на свете не смогут изменить такое искренне сердце, в котором царит любовь и доброта. Она, настрадавшись сама, готова всех простить. Но, самое главное, что всё-таки финал сказки счастливый и теперь главной героине не придётся терпеть унижения и страдать. Хочется верить, что, став взрослой, она не растеряет своё большое сердце, способное искренне любить и прощать.

Начало произведения

Сказка написана в виде пьесы, и читать ее сокращение тоже можно по действиям. Начинается произведение с забав лесных зверей. Белки и заяц солнечным зимним днем играли в горелки. А за ними наблюдала падчерица, которую мачеха отправила собирать дрова и хворост. На поляну вышел солдат с санями, и девочка рассказала ему об играх животных. Она также помогла ему найти подходящую елку для дворца королевы.

А в это время юная правительница занималась на уроке правописания. Она обращалась с профессором невежливо и грубо. В роскошный класс зашел канцлер, который попросил ее подписать указ о помиловании или казни. Королева выбрала второй вариант, так как это слово более коротко.

Профессора изумило такое решение. Но на его возмущение девочка потребовала рассказать ей что-то интересное, а не перечить. Учитель поведал ей о разных временах года. И вдруг ей захотелось, чтобы на новогоднем банкете были подснежники. Королева издала указ, пообещав щедро наградить того, кто принесет ей цветы.

Этим заинтересовалась мачеха, ей очень хотелось получить оплату. Вместе с дочкой злая женщина решила послать за подснежниками падчерицу. Девочка боялась идти в лес поздней ночью, умоляла не отправлять ее. Но жадная мачеха и слушать ее не стала, выгнала сиротку из дому в метель.

Военная сказка

«Двенадцать месяцев» написаны зимой 1942-го — ранней весной 1943 года, в раз­­­гар битвы за Сталинград. В позднейших воспоминаниях Маршак писал о том, что, создавая свою пьесу, пытался максимально отдалить ее от тревож­ных военных событий: «Мне казалось, что в суровые времена дети, да, пожа­луй, и взрослые, нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэти­ческой сказке». Однако он не скрывал, что писал свое драматургическое сочи­нение в перерывах между работой для газет, писанием листовок и плакатов и выступлениями на фронте.

На первый взгляд, в пьесе действительно нет ни войны, ни боев, ни враждую­щих стран и наций. Однако в ней есть рассказ о тяжелом труде, который выпа­дает на долю главной героини, и о лишениях, которые она претерпевает в доме мачехи. Первые читатели и зрители сказки не могли не обратить внимания на эти подробности — ведь их и без того не самые благополучные жизни пере­вернула война.

«Юный Фриц», режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. 1943 год

Впрочем, в пьесе можно увидеть и более глубокие связи с советской культур­ной историей военного времени. Маршак начинал в 1920-е годы как автор пьес для детского театра, однако потом надолго оставил это занятие. В «Двенадцати месяцах» он вернулся к драматургической форме и сразу стал писать текст для театральной постановки. Этому предшествовал еще один опыт — не театраль­ного, но кинематографического рода: Маршак написал стихотворный сценарий к фильму Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юный Фриц» — о немец­ком мальчике, которого воспитали в «истинно арийском духе», потом взяли на службу в гестапо, потом отправили в завоевательные походы по странам Европы и, наконец, на Восточный фронт, где он и закончил свою военную карье­ру, попав в плен. Фильм был снят, но так и не вышел на экраны. Маршак считал, что причиной тому стала слишком юмористическая и легкомысленная манера постановки. Спустя несколько месяцев после запрета фильма Маршак взялся за пьесу.

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». 1956 год

В «Двенадцати месяцах» есть отчетливые структурные переклички с «Юным Фрицем­­­», которые заставляют нас иначе посмотреть на некоторые сцены пьесы. В обоих произведениях едко высмеивается рабское послушание, в кото­ром в фа­­шистской Германии и сказочном королевстве живут подданные. Но осо­бенно яркое сходство проявляется в финалах обоих произведений. Фриц и его военный товарищ, кутаясь в женские шубы и муфты, едва не замерзают до смер­­ти зимой 1942 года в подмосковном лесу — зимний лес становится мес­том их «проверки на прочность». Точно такое же испытание проходят и отри­цательные персонажи «Двенадцати месяцев» — королева, мачеха и доч­ка. Симметричны и наказания, которые победители раздают побежденным: ма­­чеху и дочку месяцы-волшебники превращают в собак, а Фрица помещают в клетку в зоопарке и демонстрируют детям на экскурсии. Эти трансформации тел и душ должны были сообщить зрителям очевидную мораль: корыстные и глупые люди, начав служить силам зла, заслуживают исключения из мира людей.

Завязка

А дело происходило зимой, в январе месяце. Снежная выдалась пора — снегу навалило столько, что заметенные деревья в лесу качаться не могли, а бедные селяне только лопатами успевали работать, отгребая сугробы от дверей в свои избы.

Но задумала злая мачеха извести ненавистную падчерицу. Поглядев на летящие хлопья снега за дверью, приказала она той отправляться за подснежниками в зимний лес. Мол, сестра-то твоя именинница завтра, а подарок где? Иди, стало быть, в лес и без цветов не возвращайся.

Подумала девочка сначала: шутит, небось, мачеха. Не март на дворе, а январь. Трескучий мороз, снегу по пояс — какие цветочки в такое время? Но жестокая сестра добавила, полностью прояснив ситуацию:

Что было делать? Как не послушаться? О правах детей тогда еще слыхом не слыхивали — средневековье. Заплакала бедняжка, закуталась в рваный свой платочек и шагнула с порога навстречу злой, такой же, как ее семейка, вьюге.

Художественные особенности

Анализ волшебной сказки показал, что нужно всегда помогать другим людям, совершать добрые поступки. И это основная мысль этого произведения. Рассматривая поступки героев «12 месяцев», ребята понимают, что плохие люди всегда будут наказаны. Содержание сказки отражает действительность, так как есть в мире люди, которые ради золота готовы на всё. Они могут предать и обмануть.

В сказочном произведении Самуила Маршака прекрасно сочетается реальность и фантастика. Все поступки героев и их характеры реалистичны. Но, безусловно, есть в этой сказке и волшебные моменты:

  • разговоры птиц;
  • братья-месяцы предстают в облике людей;
  • резкая смена природных сезонов.

Такое необычное сочетание позволяет читателю полностью погрузиться в мир этой удивительной зимней истории. И уже с самого начала прочтения сказки хочется узнать, как закончится это произведение. Сюжет этого волшебного литературного сочинения посвящён и трудолюбию.

Читательский дневник по сказке «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака

Число страниц: 64.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: Падчерица, Мачеха, Сестра, 12 месяцев — братьев, Принцесса.


_______

Характеристика главных героев:

Падчерица — добродушная, трудолюбивая, воспитанная девочка.

Автор с одобрением относится к девочке и награждает ее за все страдания.

12 месяцев — добрые, отзывчивые и справедливые.

Мачеха и ее дочь — злые, завистливые и грубые.

За свое поведение получили урок.

___

Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев» для читательского дневника

В канун Нового Года издается указ о том, чтобы отыскать Принцессе корзину свежих подснежников за большое вознаграждение.

Злая и коварная Мачеха и ее дочь хотят получить желаемые монеты.

Но сами они ничего делать не хотят, ведь скупость и лень их главные черты.

Мачеха отправляет в лес свою Падчерицу.

Девочка в холод и стужу бродит по лесу в поисках подснежников, но внезапно натыкается на двенадцать братьев.

Их имена совпадают с названиями месяцев всех времен года, и так они и зовутся — двенадцать месяцев.

Выслушав историю Падчерицы, братья дарят ей лукошко со свежими подснежниками и помогают добраться до дома.

Когда королева увидела подснежники, то подумала, что ее хотят обмануть и приказала своим слугам казнить Падчерицу.

Но на помощь девочке явились все двенадцать братьев.

Они наказали глупую Принцессу, Мачеху и Сестру девочки.

А ее саму одарили щедрыми подарками в ответ на ее доброту и отзывчивость.

План сказки:

1. Новогодний указ Принцессы.

2. Намерения скупой Мачехи.

3. Мачеха отправляет Падчерицу в лес.

4. Встреча с двенадцатью братьями.

5. Подарок Падчерице от братьев — месяцев.

6. Обман Мачехи раскрыт.

7. Братья выручают девочку.

8. Наказание для Принцессы и Мачехи девочки.

Главная мысль:

Сказка про 12 месяцев и маленькую девочку рассказывает нам о том, как важно быть добрым и трудолюбивым. Ведь именно добро всегда побеждает и вознаграждается

Ведь именно добро всегда побеждает и вознаграждается.

А люди, которые и думают и поступают плохо, всегда получат по заслугам.

Чему учит сказка «Двенадцать месяцев»

Сказка учит нас быть добрыми и поступать правильно.

Ведь с теми, кто поступает плохо, случаются еще худшие вещи.

Писатель учит нас тому, что нельзя обманывать и выдавать чужие дела за свои.

Ведь рано или поздно обман вскроется и ничего хорошего это не даст.

Главная героиня сказки — Падчерица, была примерной, умной, доброй и отзывчивой девочкой.

И какие бы испытания ей не подбрасывала судьба, она не изменяла своим принципам, за что в итоге была щедро награждена.

Этим персонажем Самуил Яковлевич хотел показать нам, как важно оставаться собой и поступать правильно, а наше счастья и так нас найдет

Краткий отзыв по сказке «Двенадцать месяцев» для читательского дневника

Эта сказка — волшебная и поучительная.

В ней волшебниками выступают 12 месяцев, которых назвали как месяцы года.

Они помогают маленькой девочке и спасают ее от гибели.

Главным персонажем рассказа Самуила Маршака является Падчерица — маленькая девочка, которую отправляют зимой искать весенние цветы для Принцессы.

Когда Мачеха послала ее в лес, я переживал за героиню и боялся, что она никогда не найдет подснежники.

И не зря, ведь эти цветы не растут зимой.

Но как я обрадовался, когда девочка встретила прекрасных братьев — месяцев, и они помогли ей найти цветы.

Главный сюжет сказки учит нас тому, что необходимо упорно трудится и верить в чудо, и тогда все обязательно произойдёт так, как этого хочешь ты.

Принцесса — это тот персонаж сказки, который вызвал у меня отвращение.


Из-за своей прихоти она чуть не казнила невинную девочку.

Мало того, что она издала указ, который никто не смог выполнить.

Так и после получения заветных цветочков посчитала, что ее обманывают.

Глупее поступка я не встречал.

Автор в сказке пытался донести до нас еще одну мысль.

Все должно идти своим чередом и никогда не стоит торопить время или возвращать назад.

Все должно происходить так, как положено.

Пословицы:

«За добро добром платят».

«Одно приятное слово — будто сад цветет».

«Ленивому всегда тяжело».

«Злого — люди заклюют, а доброго слижут».

«Не верь словам, а верь делам».

«Цели достигает тот, кто не знает усталости».

«Правда как масло — всегда наверх вытекает».

«От плохого корня не жди доброго семени».

«На чужой труд лакомый не будь».

«Кому месяц светит, тому и звезды улыбаются».

Перина — подстилка на кровать.

Бурелом — лес после бури.

Валежник — сухие ветки деревьев, упавшие на землю.

Короткий пересказ «12 месяцев» Маршака

Краткое содержание «Двенадцать месяцев» Маршак:

В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса и что прибыл он в бор за елью во дворец. Когда лес становится пуст, являются братья-месяцы и зажигают огонь в костре.

Королева, которой всего четырнадцать лет, осталась без родителей. Профессор с седой бородой обучает ее правописанию и арифметике, но не весьма благополучно, так как молодая королева не терпит, чтобы ей указывали. Она хочет, чтобы на следующий день наступил весенний месяц апрель, и издает указ о том, что готова заплатить большое вознаграждение тому, кто отыщет ей лукошко подснежников. Слуги объявляют о том, что завтра будет весна.

Мачеха грезит получить монеты. Как только не родная дочь возвращается домой, ее посылают обратно в лес – за весенними цветами для королевы. Падчерица замерзла и находит поляну, где пылает костер, а вокруг собрались все месяца. Услышав рассказ девочки, Апрель вызывается помочь. Вдруг кругом расцветают подснежники, девочка собирает целую корзину.

Весенний месяц дарит ей перстень и обещает прийти на помощь, как только позвучат волшебные четверостишия. Братья просят добрую девушку о том, чтобы эта встреча стала тайной.

Девочка отдает подснежники своей не родной матери, а та, в свою очередь крадет даренный перстень. Не принимая мольбы падчерицы о том, чтобы вернуть кольцо, она несет цветы королеве.

В дворце не начитается пиршество Нового года до тех пор, пока мачеха не приносит желанные подснежники. Принцесса пытается узнать, где нашли мать с дочерью цветы зимой. Но услышав нелепый рассказ, приказывает слугам отвезти ее в это сказочное место.

Мать признается, что собрала подснежники ее не родная дочь. Королева грозится казнить девчонку, если та не расскажет ей, о тайном местечке, где можно найти подснежники, от злости кидает кольцо в реку. В этот момент девушка шепчет заветные слова. Сразу приходит весна, потом лето, следом осень, а за ней снова зима. Вдруг является старичок, и выполняет желания всех поочередно.

Главная мысль:

Сказка повествует о том, что доброта и трудолюбие всегда будет вознаграждаться, а люди с недобрыми участями получают по заслугам.

Еще одна «Сказка об умном мышонке» С. Я. Маршака рассказывает о мышонке с хорошо развитой интуицией, не раз помогавшей ему избежать смерти.

Образ падчерицы

Сказка «Двенадцать месяцев» тесно связана с народным фольклором. Падчерица символизирует собой все лучшие женские качества, прославляемые на Руси: доброту, трудолюбие, скромность, вежливость, честность, терпение, самопожертвование. Она тесно связана с природным началом, понимает язык животных, восхищается красотой леса. Это искренняя, открытая девушка может проявить твердость и пойти на смерть, чтобы сберечь доверенную тайну.

Именно ей природа приходит на помощь, являя настоящие чудеса. Сказка показывает, как любовь и огромное уважение ко всему окружающему способны преобразить мир вокруг и самого человека. В конце истории падчерицу наряжают в новые одежды, вышитые серебром. Но даже преобразившись, она продолжает сочувствовать своим врагам, приходит им на помощь (узнает, как вернуть прежний облик мачехе с дочкой, подвозит королеву, хотя та хотела ее казнить). Именно к этому нравственному эталону призывает нас стремиться автор.

Сюжет

В одном королевстве правила Королева – совсем еще девочка, своенравная и очень капризная. Даже старый мудрый Профессор, который занимался ее образованием, боялся ей перечить – того и гляди, Королева могла с легкостью казнить его.

Однажды, в канун Нового года, Королева отдала приказ – принести к ней во дворец корзину подснежников в обмен на корзину золота и шубу. Жадная Старуха, услышав об этом, снарядила в лес безотказную Падчерицу. Оказавшись в темном холодном лесу, девочка повстречала Двенадцать месяцев, которые решили помочь ей. Они сделали так, что на время в свои владения вступил Апрель, и поляна покрылась подснежниками. Девочка собрала их полную корзину, а на прощанье получила от Апреля волшебное колечко.

Старуха и Дочка отобрали у Падчерицы колечко и корзину с подснежниками, и отправились во дворец. Им пришлось сознаться, что подснежники собрала Падчерица. Королева приказала привести девочку, чтобы всем вместе отправиться в лес, собирать землянику.

В лесу бушевала метель, и придворные быстро замерзли. Королева бросила в прорубь волшебное колечко, и тотчас наступила весна, следом за ней – лето, осень, и вновь в свои владения вступила зима. Появился Январь и принялся исполнять желания. Профессор попросил, чтобы все шло своим чередом, Солдат захотел просто согреться. Старуха и Дочка получили в подарок шубы и тут же превратились в собак. Падчерице месяцы подарили сундук с богатыми подарками. Двенадцать месяцев пожелали счастливого пути, и все благополучно выбрались из леса.

Характеристика героев

В сказке много различных персонажей. Всех героев сказки «12 месяцев» можно разделить на положительных и отрицательных. К добрым можно отнести следующих действующих лиц:

  • падчерица;
  • солдат;
  • братья-месяцы;
  • профессор.

Главная героиня — падчерица, которая с утра до вечера трудится, но всё равно мачеха ею недовольна. Девочка очень добрая и отзывчивая, скромная и спокойная. Она по сюжету встречается в зимнем лесу с братьями-месяцами, которые по характеру отражают то время года, которое они представляют. Март — это мальчишка, задорный и весёлый. И совсем другое дело Декабрь, который и внешне выглядит старше всех и рассуждает правильно. Он готов помочь девочке.

Многие персонажи сказки «12 месяцев» не имеют имени, так как автор хотел показать общество в целом. К отрицательным можно отнести следующих героев:

  • мачеха;
  • дочка;
  • королева.

История создания

«Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака в обоих вариантах создавались в 1942-1943 году. Это было очень тревожное для страны время. Шла Великая Отечественная война. Маршак тогда посвятил себя созданию военных очерков и стихов. Но посчитав, что люди даже в трудное время нуждаются в отдыхе и веселье, написал все-таки две эти истории — сначала небольшую прозаическую с подзаголовком «Славянская сказка», затем театральную версию под общим названием «Двенадцать месяцев».


Сюжет текстового варианта был навеян одной из богемских историй-легенд. Тогда же, созданная специально для МХАТа, появилась и театральная пьеса с тем же названием. Правда, постановку удалось осуществить лишь после войны: сначала в 1947 году в ТЮЗе, затем в Художественном театре, в 1948 году.

При этом состав героев пьесы «Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака был значительно расширен и несколько изменена развязка. Она содержит четыре действия.

Это одна из самых популярных и по сей день новогодних театральных сказок. Вместе с прозаическим вариантом они пережили множество книжных изданий. В 1956 году по пьесе был снят мультфильм, в 1972-м, благодаря режиссеру Анатолию Гранику, в прокат вышла ее экранизация.

В 1980 году свое «анимэ» по сказке выпустили даже японские мультипликаторы. Еще при жизни Маршака наметилось было создание по этому произведению ленты самим Уолтом Диснеем, но из-за проволочек советских бюрократов дело сорвалось.

И все это — не считая многочисленных постановок драматической сказки как профессиональными, так и самодеятельными театральными коллективами (в том числе детскими).

Анализ волшебного произведения

Сказка учить детей совершать лишь только хорошие и добрые поступки. Главная героиня постоянно терпит унижения и обиды, но не становится злой, поэтому ее и награждают богатыми подарками в конце.

Другое дело ее сестра и мачеха, которые злые и жадные, поэтому они в сказке и превращаются в собак.

Интересным фактом является и то, что в этой сказке для детей есть фольклорные элементы. В тексте очень много живых фраз и народный говор

В речи зверей очень много эпитетов, но особенно интересна речь главной героини, которую читатель не знает, как звать, но это оказывается совсем неважно. Речь падчерицы льётся, словно речка, она идеальная, мелодичная и плавная

Когда читал эпизод про шубы, смеялся до слёз. Так им и надо злым и жалким!

Костя, 10 лет

Да, сложно поверить, что девочка столь капризна, что придумала такой приказ. А ведь королева должна быть рассудительной и мудрой!

Настя, 6 лет

Запоминающийся эпизод про братьев-месяцев. Никогда не представлял, как могут они выглядеть!

Игорь, 8 лет

Предыдущая Краткое содержание«О чем плачут лошади» — краткое содержание рассказа Ф. Абрамова Следующая Краткое содержание«Тринадцатый подвиг Геракла» — краткое содержание рассказа Ф. Искандера

Анализ 2

Сказку «Двенадцать месяцев» знают не только дети, но и взрослые,  это любимая сказка многих людей. После прочтения остается ощущение того, что добро всегда побеждает зло и справедливость восторжествовала, не смотря на интриги злых людей.

В этом произведении на стороне добра выступает Падчерица, она умна, проста, послушна и всегда готова помочь. Мачеха и ее дочь, совсем злые и ненавистные люди, они не любят никого на этой земле кроме себя.

Поэтому всю самую грязную и тяжелую работу они поручают Падчерице, которая в свою очередь все выполняет и ни разу не пожаловалась на свою судьбу. Однажды зимой в самый лютый мороз, мачеха послала падчерицу идти в лес за подснежниками.

Девушка думала, что мачеха шутит, но когда поняла, что нет, очень расстроилась, ведь понимала, что цветов зимой в лесу нет. Но послушав задание, одела свое тонкое пальто и шапку, взяла корзину и пошла  лес.

Погода была настолько суровая, что не видно было ничего, только снег и метель. Так бродила девушка по лесу, ужасно замерзла, но не нашла никаких цветов. Когда девушка уже стала почти замерзать, она увидела среди деревьев огонь, пошла на этот свет и встретила 12 месяцев.

Они сидели возле огня и просто разговаривали друг с другом, когда пришла к ним девочка они сразу ее узнали. Так как в любую погоду и зимой и летом, девочка всегда работала и все месяцы ее хорошо знали.

Они спросили девочку, зачем та пришла  лес, она им и рассказала о своей беде. Вот после долгого совещания месяцы решили на несколько  минут дать апрелю прийти, чтобы девочка собрала на поляне подснежников.

Вот когда один месяц сменялся другим, вскоре пришла весна, снег растаял, и расцвели цветы, девочка набрала полную корзину подснежников. Месяцы предлагали забрать ее мачеху и сестру, но девочка не согласилась, сказала, что ей нужно отнести домой цветы и жить дальше.

Но вскоре вернувшись, домой, девочка опять оказалась в немилости у семьи. Ведь королева написала приказ, кто принесет корзину подснежников тому и даст много денег, вот корзину во дворец понесли мачеха и ее дочь.

После того как королева получила цветов, она предложила всем вместе поехать в лес, и рассказать на какой поляне есть такие цветы. Но мачеха с дочкой тут же признались, что это падчерица их принесла. Вскоре ее опять заставили идти в лес, только в сопровождении стражи и королевы.

В итоге добро победило зло, 12 месяцев проучили мачеху, королеву и сестру,  в сказке восторжествовала справедливость, а злые мачеха и сестра были превращены в собак.

Сюжет

Профессор учит своенравную девочку — Королеву (14 лет). Когда речь заходит о Новом годе, она желает, чтобы завтра на праздничном столе были подснежники, чтобы она могла посмотреть, что же это за цветы. Профессор уверяет её, что это невозможно, однако Королева издаёт указ — тот, кто принесёт во дворец корзину этих цветов, получит такую же корзину золота. Мачеха и её родная дочь мечтают об этой награде, и как только возвращается падчерица с хворостом, они посылают её обратно в лес — выполнять королевский приказ.

Замёрзшая падчерица выходит на поляну, на которой горит костёр, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Они внимательно слушают главную героиню, и Апрель просит братьев уступить ему часок, чтобы помочь ей. Она возвращается домой счастливая с подснежниками и волшебным колечком, подаренным Апрелем. Если же случится беда, нужно бросить колечко и сказать волшебные слова, и все месяцы придут на помощь.

Пока уставшая падчерица спит, её сводная сестра крадёт это колечко. Мачеха с дочкой идут с подснежниками в королевский дворец, оставив падчерицу дома. Обрадованная Королева приказывает им рассказать, где же они нашли цветы зимой. Те выдумывают небылицу о чудесном месте, на котором зимой растут не только цветы, но даже грибы и ягоды.

Королева сама решает поехать в это чудесное место вместе с придворными. Мачеха с дочкой наперебой повторяют, что его уже замело снегом, и признаются, что цветы рвала падчерица. Королева берёт их и падчерицу в лес. Главная героиня жалуется, что они отняли у неё колечко, на что Королева приказывает вернуть его. Получив кольцо, она требует, чтобы падчерица рассказала, где нашла подснежники. Получив отказ, она велит снять с неё шубу, грозит казнить и бросает её колечко в прорубь. Падчерица произносит волшебные слова и убегает.

Сразу же наступает весна, а затем лето. Рядом с Королевой становится сухо и тепло, и появляется медведь. Он пугает королеву, но, не сделав ей ничего дурного, уходит в лес. Затем наступает осень. Королева, насквозь промокнув под сильнейшим осенним ливнем, замерзает, так как внезапно наступила зима. Метель уносит все шубы, которые сбросили с себя придворные. Им становится холодно, и, покинув Королеву, они бегут обратно во дворец. С ней остаются только старый солдат и профессор. Ехать в санях невозможно, поскольку лошадей распрягли, и на них ускакали придворные.

Из леса выходит старик в белой шубе (это Январь) и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева желает вернуться домой, профессор — чтобы времена года вернулись на свои места, солдат — просто погреться у костра, а мачеха с дочкой — шубы, «хоть бы и на собачьем меху». Старик начинает с последней просьбы и даёт им шубы. Они ругают друг друга, «лаются», что не попросили собольих, и превращаются в собак. Их запрягают в сани — королеве есть на чём ехать обратно во дворец.

Солдат заходит погреться у костра братьев-месяцев. Там он встречает падчерицу, во всём новом и с упряжкой прекрасных белоснежных коней. На собаках далеко не уедешь, и солдат просит Королеву, чтобы та попросила падчерицу подвезти. Как только она не пробовала — и приказывать, и богатство сулила — главная героиня отказывалась. Солдат объясняет надменной Королеве, как нужно просить «по-доброму», и та подчиняется, может быть, впервые в жизни произнеся слово «пожалуйста». Падчерица с радостью сажает всех в сани и даёт каждому шубу. Все едут домой, оставив братьев-месяцев у новогоднего костра.

Театральная версия произведения

Во дворце молодая неумная Королева издала указ о том, чтобы во дворец к Новому Году доставили корзину подснежников. Обещана щедрая награда тому, кто выполнит высочайшее пожелание.

А тем временем в одной деревенской избушке сидят Дочь и ее Мать, которым очень хочется во дворец и получить награду, но искать подснежники зимой не хочется. И тогда они отправляют в лес за подснежниками Падчерицу.

В чудесном зимнем лесу живут говорящие звери. Белки с зайцем играют в горелки и болтают со старым вороном.

Падчерица бредет по лесу и понимает, что скоро просто замерзнет. Она забирается на ветку дерева, чтобы не стать добычей волка и дремлет.

Ей снится сон, что умершая мать идет ей навстречу с горящей лампой. Просыпается, глядь — а впереди, среди чащи, и в самом деле сверкает огонек.

Падчерица слезает с дерева и выходит к костру, у которого разговаривают братья-месяцы. Тронутый ее историей, Апрель просит час у своих братьев, чтобы девушка успела набрать цветов и вернулась домой, не замерзнув в лесу.

Они помогают девушке, а Апрель преподносит ей свое кольцо, которое, случись трудная ситуация, поможет из нее выбраться. Месяцы строго-настрого наказывают девушке никому не говорить о встрече с ними. Она клянется.

Падчерица приносит домой корзину с цветами и тут же засыпает, уставшая. Родная дочь старухи крадет у нее кольцо. Затем они отправляются во дворец с подснежниками. Проснувшаяся Падчерица умоляет мачеху с сестрой вернуть ей кольцо, но ее не слушают.

Во дворце королеве очень хочется узнать, где же эти двое — женщина и девочка — умудрились отыскать цветы в зимнем лесу. Те сочиняют историю о чудесном месте, где прямо на снегу можно собирать и грибы, и ягоды, и подснежники.

— Отправляемся туда все вместе! — решает Королева. Испуганные неминуемым разоблачением, старуха и ее дочь признаются, что цветы принесла из лесу Падчерица.

Но Королева не меняет своего решения и вместе с придворными отправляется в лес, приказав Мачехе, ее родной Дочери и Падчерице сопровождать их.

В лесу Королева требует у Падчерицы показать, где она собирала подснежники. Та отказывается. Тогда разгневанная, она отбирает у Падчерицы шубку, угрожает казнить и швыряет ее кольцо в прорубь. Девушка успевает лишь произнести волшебные слова и тут же исчезает.

И сразу приходит весна, а следом — лето. На Королеву вдруг выходит из лесу медведь. Придворные разбегаются, только Старый Солдат и Профессор, ее учитель, защищают ее.

Далее наступает осень, льет дождь, налетает холодный ветер. Придворные, бросив Королеву и забрав лошадей, возвращаются во дворец. С ней остаются только Профессор, Старый Солдат да Мачеха с Дочкой. И вновь приходит зима со снегом и стужей. Можно бы ехать домой на санях, но лошадей-то нет. Королева мерзнет.

Профессор – Николай Волков-старший

Актер появился на свет 3 октября 1934 года. Он активно играл на театральной сцене и с удовольствием снимался в кинолентах: в фильмографии Николая Волкова-старшего – более 50 картин. В 1989 году он получил звание Народного артиста России.

К сожалению, Николай Волков уже не порадует зрителей новыми ролями – в 2003 году его не стало.

Несомненно, фильм «12 месяцев» – сокровищница мировой кинематографии. Также радует, что не теряют своей популярности и мультики времен СССР. Любимые герои дедушек и бабушек находят живой отклик и в сердцах их внучат. Познакомьтесь с новыми интересными фактами про «Союзмультфильм»: вы узнаете, как на самом деле создавались советские мультики.


С этим читают