Язычество древней руси

В ритме с природой

Древние славяне уважали время и жили в ритме с природными циклами. Каждый сезон имел для них свою функцию. Осень они посвящали почитанию матери-земли и предков. А также всему, что связано с потусторонним миром. Последний месяц этого периода считали наиболее опасным, когда людям требовалась особая помощь и защита от неведомых сил. В это время поклонялись Калите — помощнику Бога Солнца в борьбе с темными силами. Это был обрядовый праздник общины и каждой семьи. В конце ноября они поклонялись Доле. Считалась, что эта молодая Богиня ткет нить жизни каждого человека и складывает жизненный путь. Девушки собирались вместе, варили кашу и гадали на свою Долю. Все люди в этот день молились за свою судьбу и просили Богиню открыть им тайны будущего.

Зимний цикл праздников был посвящен смерти и рождению. Это время, когда старый умирающий год перерождался в новый. Главными днями зимы были Святки и Коляда. Перед приходом Коляды в каждом доме ставили в воду украшенную иву или вишню. Деревья символизировали древо рода, а сам день, который называли Сочельником — единение всей семьи. Коляда был важнейшим из рождественских праздников. В эти дни нужно было особенно следить за духовной и физической чистотой и не употреблять спиртное. После этого наступали двенадцать дней Святок. Данные дни были священными и отвечали двенадцати месяцам следующего года. Какие мечты и мысли сопровождали человека в эти дни — определяло его судьбу на последующие месяцы.

Приближение теплых дней знаменовалось еще одной чередой гуляний. Главными из них были дни Масленицы, когда зазывалось солнце и весна. Обрядовых действий в этот период проходило очень много: выпекание блинов, катание на лошадях, священные кулачные бои, помогающие Яриле победить Велеса и побыстрее вступить в свои права. Все традиции масленицы были направлены на пробуждение природы ото сна.

Языческие обряды и празднества XI—XIII вв[править]

Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных, но в равной мере архаичных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев или к ближневосточным земледельческим культам, воспринятым первоначальным христианством.

Одним из элементов были солнечные фазы: зимнее солнцесостояние, весеннее равноденствие и летнее солнцесостояние. Осеннее равноденствие очень слабо отмечено в этнографических записях.

Вторым элементом был цикл молений о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай. Третьим элементом был цикл празднеств урожая. Четвёртым элементом были дни поминовения предков (радуницы). Пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца. Шестым элементом были христианские праздники, часть которых тоже отмечала солнечные фазы, а часть была связана с аграрным циклом южных областей Средиземноморья, имевшим иные календарные сроки, чем аграрный цикл древних славян.

В результате постепенно создалась очень сложная и многоосновная система русских народных праздников.

Одним из главных элементов святочных обрядов было ряженье в звероподобные одежды и пляски в «машкерах». Ритуальные маски изображались на серебряных браслетах.

Маскарады продолжались все зимние святки, приобретая особый разгул во вторую их половину — от 1 по 6 января, в «страшные» велесовы дни.

После принятия христианства в качестве государственной религии происходило календарное замещение и столкновение древних языческих праздников с новыми, церковно-государственными, обязательными для правящих верхов. В ряде случаев христианские праздники, возникшие, как и славянские, на первобытной астрономической основе, на солнечных фазах, совпадали по срокам (рождество христово, благовещенье), нередко они расходились.

Русальские заклинательные обряды и пляски были начальной стадией языческого празднества, завершавшегося обязательным ритуальным пиром с обязательным употреблением мясной скоромной жертвенной пищи: свинины, говядины, кур и яиц.

Так как многие языческие праздники совпадали или календарно соответствовали с православными, то внешне приличия были почти соблюдены: пир устраивался, например, не по случаю праздника рожаниц, а по причине дня рождества богородицы, но продолжался и на следующий день уже как «беззаконная вторая трапеза».

Формирование славянской религии

Славянская религия формировалась на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской религии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.

В первой половине 1 тысячелетие до н. э. на мифологию и религию славян оказали значительное влияние кельты и степное ираноязычное население (скифы, сарматы и аланы). По одной из версий, под воздействием кельтов находилось язычество западных (лужицких) славян, в частности формировалась архитектура культовых построек. Некоторые исследователи предполагают кельто-славянские параллели между божествами Дагда и Дажьбог, а также Маха и Макошь. У ираноязычного населения славяне видимо заимствовали само слово «бог» (которое также имело семантику «доля», ср. «богатство», «убогий»), сменившее общеиндоевропейское обозначение для божества *divъ. Вполне возможно, однако, что слово «бог» является исконно-славянским развитием пра-и.е. *bhag- «доля», испытавшим лишь семантическое иранское влияние.

Восточные славяне имели в своём пантеоне божеств предположительно иранского происхождения — Хорс, Семаргл и другие. Данные о чешских языческих богах также весьма скудны и малодостоверны. Есть свидетельства существования Перуна и Велеса, как и соответствующие топонимические факты (например., относящихся к Мокоши). Похожая ситуация характеризует и южнославянские земли. При отсутствии первичных источников оказываются (прежде всего в топономастике) следы имён Перуна и Велеса и их культа, а также некоторых других мифологических персонажей (Мокошь, Даждьбог, Троян и т. п.). При разделении праславянской общности стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия. В частности, религия западных славян, в силу исторических обстоятельств, перед началом христианизации значительно отличалась от всех прочих.

Сходная ситуация характеризует и южнославянские земли. При отсутствии первичных источников обнаруживаются (прежде всего в топономастике) следы имён Перуна и Велеса и их культа, а также некоторых других мифологических персонажей (Мокошь, Дажьбог, Троян и т. п.).

Использованные материалы

  • Проф. А.И. Осипов. Путь разума в поисках истины. VI. Язычество


  Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 674.

  Попов И.В., проф. Конспект лекций по патрологии, Серг. Пос., 1916, 38 изд., с. 34-35

  Татиан. Речь против эллинов, 29. М. 1863, с. 169.

  Татиан. Речь против эллинов, 30. М. 1863, с. 170.

  Татиан. Речь против эллинов, 2. М. 1863, с. 161-162.

  Тертуллиан. Твор. Т.1.Апология, 23. СПб. 1847. С. 56

  Булгаков С. Свет Невечерний. Сергиев-Посад, 1917. С. 323.

  Апология. 1,7 // Памятники древней христианской письменности: В 7 т. Т. 4. М., 1860-67. С. 25.

  Апология. 1,46. Там же. С. 85.

§47. Пассивное сопротивление язычества христианству

Других активных выступлений язычества мы не знаем. Но это не значит, что оно без борьбы уступило свое место христианству; только это сопротивление было не активное, а пассивное. Известно, что сторонники язычества при св. Владимире бежали из Киева в глухие места. Полагаем, что в чистом своем виде язычество долго не могло продержаться: слишком велик был пример князя и боярства, принявших новую веру. Примеру властей следовали подчиненные, примеру Киева другие города, а за ними и пригороды. Родившиеся в язычестве, те, кого крещение киевлян застало в зрелом возрасте, могли быть убежденными почитателями древних богов. Но естественно думать, что новые поколения, не порывая совершенно со старыми верованиями, ничего уже не имели против новой веры и охотно ее принимали. Тут-то и получалось двоеверие, приводившее в негодование наших христолюбцев и ревнителей правой веры. Именуясь христианами, русские люди в значительной мере оставались при своих старых взглядах и верованиях. Язычество продолжало жить, как уклад жизни. Этот полуязыческий строй жизни, это двоеверное миросозерцание особенно были крепки и живучи по украинам, в селах и деревнях, удаленных от городов. Таким пристрастием к старине особенно отличались женщины, которых наши древние проповедники усердно обличали в идоломолении и волшебстве.

Знакомство с древней русской литературой и обличительной литературой в частности приводит нас к убеждению, что «бабы богомерзския» и вообще древне-русские люди верили и жили по-язычески не вследствие упорного нежелания жить по-христиански, а вследствие плохого знания христианского вероучения. Мы нигде не видим и следов того, чтобы древняя Русь пыталась сравнивать старую веру с новой или же сознательно отдавала предпочтение язычеству перед христианством. У нас долго держались языческих воззрений только потому, что наши предки плохо знали христианство. Язычество не выступало против христианства, а продолжало существовать прежде всего потому, что его нечем было заменить: духовенству нужно было время и способы научить население новой вере. Конечно, когда русский народ был оглашаем проповедью христианства, язычество исчезло не тотчас. Ведь и в органической природе нужно время и труд, чтобы вместо многолетних пустивших в почву глубокие корни растений, развести новые злаки. В этой пассивности была значительная сила язычества, которое было крепко тем, что народ сросся, сжился с ним в течение многих веков. Замечательно, что русские люди обыкновенно не замечали своего двоеверия: народная масса считала себя истинно христианской, что не мешало ей справлять старые праздники и чтить своих старых домашних богов. Но делалось это не вследствие предпочтения язычества христианству, а просто по незнанию нового закона. Иерархия обличала народное двоеверие, но сам народ, двоеверно живший, считал себя истинно верующим, не замечая и не зная, что в его жизни много языческого. Таким образом язычество оказывало христианству пассивное сопротивление. Сила язычества заключалась в невежестве народной массы.

Вера славян в бессмертие души и её пристанища в загробном мире


В древние времена верования и обычаи древних славян были тесно связаны с природой, но мало кто упоминает о существовании трех потусторонних миров славян, в которые они верили. Так, например, мир, в котором живут люди, назывался Явь. Мир, куда попадали истинно верующие люди, которые после смерти заслуживали вознаграждения и перерождения, назывался Правь, ну а аналогом христианского чистилища, или же ада, был Навь.

Отличие христианства от древнеславянской религии

Согласно верованиям древних славян, славянский мир Правь – это не совсем то место, которое можно назвать раем, как в христианской вере. Все это связано с тем, что у славян не было определенного деления мира на «белое» и «черное». Наши предки абсолютно по-другому представляли себе Вселенную и строение мира, что и отражалось в их религии. Чтобы разобраться поподробнее, разберем для начала явный мир, а точнее Явь.

Что такое Явь?

Явь в представлении древних восточных славян – это трехмерный мир, который разделен на физический и платоновский мир вещей. Самый близкий ему аналог – это Мидгард, загробный мир древних скандинавов. Также известно, что многие славянские племена, которые населяли побережье Балтики, часто использовали это название в своих представлениях о мире

Однако в контексте данного материала, важно совсем другое. Например, слово «Явь» произошло от славянского слова «явный», что также означает «зримый» или же «видимый»

Явь – это тот пласт реальности, на котором находятся все живые существа в своих материальных оболочках, начиная от насекомых и заканчивая людьми. После того, как человек умирал (т.е. терял свою физическую оболочку), душа меняет пласт своего бытия и переходит в иную реальность, а в какую именно это уже зависит от того, как душа себя вела в мире живых.

Что такое Правь?

Итак, после своей смерти человек попадает в загробный мир, а точнее в Правь. Аналогом Прави является Дуат – загробный мир в представлении древних египтян. Не нужно путать ад или рай с Правью. Это абсолютно разные вещи. Если сказать кратко, то Правь – это загробный мир древних славян, куда попадает душа после смерти и ждет момента перерождения в роду своих наследников.

Верование древних славян утверждали, что каждая душа – бессмертна, и она всегда перерождается. Человек, в основном, перерождается в лице своего внука или правнука, но при условии, что жил они честно и не натворил много бед другим людям. Если же душа грешна, её реинкарнация прерывалась, или же она теряла свой человеческий облик и перерождалась в теле животного. Кстати говоря, в это время, если бывшая человеческая душа переродилась в теле зверя, то и душа менялась и больше он не мог вернуться вновь после смерти к человеческому облику.

Что такое Навь?

Что касается мира Навь, так это тот загробный мир, где грешная душа находится в вечном состоянии глубокого сна. В этот мир попадают лишь те, кто умер несправедливой смертью, или же был нелюбим своими родственниками и знакомыми. В отличии от христианского ада, Навь можно сравнить с временным пристанищем, так как оттуда было реально выбраться либо в Правь, либо в мир живых – Явь. Из Нави освободить душу могли лишь наследники человека, которые тем или иным образом отмыли грехи своего предка или же отомстили за него обидчику. Тогда душа попадала в Правь и вновь перерождалась.

Что такое Славь?

Существует теория, что у древних славян было не три мира, а четыре. Четвертым был мир Славь. Это был особый мир, и не многие души могли туда попасть. Согласно поверьям, в Славь приходили души умерших в бою героев, причем героем он считался лишь при условии, что убил он инаковерующего, но не «своего». Славь – это мир, где души людей живут на равных среди богов, и наслаждаются своим покоем.

Язычество у древних славян

В течение многих веков на Руси складывалась своя самобытная система верований, в основе её лежало почитание предков и обожествление природных явлений.

Если подробно рассмотреть богов древних славян, то можно увидеть, что в большинстве своём это достаточно злобные и мстительные существа. Несмотря на то, что у разных племен был свой пантеон богов, выделялись и общие боги, признаваемые всеми. Каждый Бог олицетворял определенное природное или социальное явление. Основными считались громовержец Перун — повелитель молний и Мать-Сыра Земля, которая представала в образе кормилицы, покровительствующей простым людям.

Отличия в местных богах у восточных и западных славян объясняется различиями в погодных условиях и занятиях местных племен. Князь Владимир и его окружение поклонялись Стрибогу — командиру ветров. Также почиталась Мокошь — богиня ткачества. У кузнецов существовал свой бог — Сварог.

У западных славян выделялся Чернобог, приносящий неудачу и насылающий тяжёлые невзгоды и напасти, Святовит — бог войны и Жива — богиня, являющаяся покровительницей конкретных территорий.

Помимо высших богов существовали и низшие


Они имели лишь незначительное влияние на жизнь человека. Язычники считали, что окружающий мир населен различной нечистью: домовыми, русалками, лешими, упырями, кикиморами, водяными и прочими волшебными и мифическими созданиями. Для задабривания низших существ, им часто подносили дары, и совершали жертвоприношения животных.

Сказания об этих мифических сущностях дошли до нас в форме народных суеверий и сказок.

Особенности язычества

Язычество по праву считается одной из самых древних религией на Земле. И если многие верования со временем были забыты, то язычество популярно и по сей день.

В язычестве обожествлялся окружающий мир, его последователи поклонялись идолам, камням, земле, лесу, воде, молнии, огню и другим стихиям

Помимо этого большое внимание уделялось смене времен года. В эти периоды проходили самые значительные языческие праздники, которые сопровождались различными магическими ритуалами, направленными на задабривание божеств

Особо почиталась всегда Мать Земля. Для многих язычников она считалась священной. Ей подносили самые лучшие дары.

Огромное значение в язычестве придавалось магии и специальным ритуалам. Большинство из них использовались, чтобы умилостивить или отблагодарить богов. Другие применялись для защиты от злых духов и привлечения удачи. Были и повседневные ритуалы.

Верования восточных славян: младшие Боги

За плодородие полей, за любовь между людьми и приплод всего живого отвечали Род и Рожаницы. Считается, что Рожаниц было двое – мать и дочь (вспомним древнегреческих Деметру и Персефону). Культ Рожаниц был особо популярен, так как соответствовал земледельческим занятиям славян. Стрибог, как верили славяне, повелевал ветрами, как древнегреческий Эол.

А вот Ярило – отнюдь не бог Солнца, как ошибочно утверждается в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (да и берендеи никакие не славяне, а тюрки-кочевники). Яростный – значит «неистовый, неукротимый». Славянский бог Ярило ведал любовной страстью, всем, что связано с физической стороной любви… Но интересно, что в VIII-IX вв. у славян почитался бог солнца Хорс, культ которого явно пришел из мира иранских племен. Оттуда же появился и бог почвы, корней растений Симаргл, которого изображали в виде пса. У иранских племен он был богом плодородия, хозяином подземного царства.

Также верили славяне в особого, «скотьего» бога – Волоса или Велеса. Возможно, он и был тем Змеем, которого в незапамятные времена победил Перун-громовержец. Однако он не только был богом, охранявшим домашних животных. В нем воплощались буйные силы дикой природы.  Велес не добрый и не злой. Стихия может быть враждебна человеку, но сама по себе не несет ни добра, ни зла, она просто буйствует – без цели и смысла.

Литература

  • Амельченко В. В., Глинка Г. А., Максимов С. В. Вера и верования русского народа. — М.: Воениздат, 2003. — 256 с. — (Редкая книга). — ISBN 5-203-01928-2.
  • Афанасьев А. Н. Славянская мифология. — М.: Эксмо; Мидгард, 2008. — 1520 с. — (Гиганты мысли). — ISBN 978-5-699-27982-1.
  • Гаврилов Д. А., Наговицын А. Е. Боги славян. Язычество. Традиция. — М.: Рефл-бук, 2002. — 464 с. — ISBN 5-87983-054-3.
  • Гаврилов Д. А., Ермаков С. Э. Древние боги славян. — М.: Вече, 2014. — 320 с. — (Неведомая Русь). — ISBN 978-5-4444-2245-8.
  • Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси (Репринтное издание). — М.: Индрик, 2000. — 700 с. — (Памятники древней письменности. Исследования. Тексты). — ISBN 5-85759-108-2.
  • Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. — М.: Центрполиграф, 2003. — 254 с. — (Загадки древних цивилизаций). — ISBN 5-9524-0357-3.
  • Грашина М. Н., Васильев М. С. Языческий календарь. Миф, обряд, образ. — М.: Вече, 2013. — 384 с. — (Неведомая Русь). — ISBN 978-5-4444-1031-8.
  • Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. — 512 с. — (Этнографическая библиотека). — ISBN 5-02-0165700-0.
  • Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа. — М.: Астрель, 2000. — С. 442—445. — 528 с. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-002811-3.
  • Ловмянский Г. Религия славян и её упадок / Пер. с пол. М. В. Ковальковой. — СПб.: Академический проспект, 2003. — 512 с. — ISBN 5-7331-0045-1.
  • Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. — М.: Вече, 2017. — 368 с.: ил. — (Неведомая Русь). — ISBN 978-5-4444-6039-9.
  • Славянская мифология и религия славян // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Слухай Н. В., Мосенкіс Ю. Л. Мовна символіка і міфопоетика текстів Тараса Шевченка. — К.: Видавничий дім А + С, 2006. — 164 с. (укр.)
  • Сперанский Н. Н. Русское язычество и шаманизм. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. — 608 с. — ISBN 5-88230-195-5.
  • Язычество / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 616—619. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Боги / Топоров В. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 204—215. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Фаминцын А. С. Божества древних славян. — СПб.: Алетейя, 1995. — 362 с. — (Славянские древности). — ISBN 5-85233-003-8.
  • Шеппинг Д. О. Мифы славянского язычества. — М.: Академический проект, 2014. — 216 с. — (Технологии культуры). — ISBN 978-5-98426-141-8.

Основные черты язычества

Картина мира

Среди древних язычников преобладало мифологическое мировоззрение. В древности человек не отделял себя от природы и одновременно обожествлял её, придавая элементам окружающего мира человеческие черты. У греков обожествлялись человеческие страсти, у славян — природные явления, у индейцев — духи предков. Процесс простой — в суровом и недружелюбном мире человек искал себе союзников и покровителей, которые по характеру походили бы на людей и могли бы помочь им.

Многобожие


Вера во множество разных сверхъестественных сил тоже отражает человеческое сознание древних времён. Боги, объединённые в пантеон, над которым стояло одно верховное божество, повторяли строение общества. Один правитель и множество различных по силе и знаниям людей, которые составляли определённую  структуру, позволяющую управлять населением и государством.

Количество и характер богов в пантеоне постоянно колебалось, изменяясь в соответствии с внешними факторами — политикой, экономикой. Например, язычники нередко перенимали веру в божеств народа-завоевателя. Или, наоборот, завоёванного, но находящегося на более высоком культурном уровне»племени.

Роль человека

Современные неоязычники позиционируют человека как часть природы, изначально идеальное существо. Единственной целью человека называется удовлетворение его естественных потребностей. По их утверждениям, в природе изначально все равны.

Древнее язычество было совершенно иным Да, человек был частью природы, но его целью являлось выживание. Он должен был становиться сильнее, богаче и могущественнее. А уж о равенстве и говорить не приходилось. Человек был букашкой перед богами, его жизнь ничего не стоила. Только удача помогала людям, а эту удачу можно было заслужить только милостью богов. Милость богов, духов и сил природы могла быть получена либо жертвами, в том числе человеческими, либо особыми магическими ритуалами.

Нравственные идеалы

В древние времена язычество было синонимом жестокости. И только мировые религии смогли смягчить нравы людей. Большей частью эта заслуга принадлежит христианству. Во времена, на которые пришёлся расцвет этой религии, правила сила и жестокость. Человеческие жертвоприношений в те времена не были чем-то необычным. Во время засухи или неурожая, чтобы умилостивить богов, в жертву приносили детей. После удачного похода — пленных. Во время ежегодных праздников — сильных воинов. При погребении вождей — их жён и наложниц.

Ярким примером могут служить жертвоприношения индейцев майа в Доколумбовой Америке. Майа сбрасывали жертв в карстовые воронки, к моменту обнаружения их исследователями буквально заваленные  человеческими костями. Также широко известные кровавые ритуалы другой индейской цивилизации,  ацтеков. Этот народ считал, что для движения солнца по небу нужно приносить в жертву человеческие сердца. Ацтеки ежегодно убивали тысячи людей. Другой пример — африканские племена, которые приносили в жертву альбиносов, останки которых потом разбирались на амулеты. В истории любого народа можно найти подобные кровавые пятна.

Магические ритуалы

Основа язычества — магические ритуалы. Любой обряд — это некий ритуал, а заговор — заклинание. Любой ритуал или заклинание — это, по сути, сделка с богом. «Я тебе, Велес, принесу в жертву трёх быков, а ты увеличь мне поголовье скота» или «Я знаю твоё истинное имя, бог-громовержец, исполни мою волю, или я прокляну имя твоё».

Даже идолы, которых вытачивали из дерева и камня древние язычники, служили не только и не столько для поклонения богам. Создавая для бога материальное вместилище и как бы перемещая туда само божество, язычники обретали власть над ним. И уже могли шантажировать его отказом приносить жертвы. 

Значение

Однозначного общепринятого определения язычества не существует, термин может обозначать:

  1. Религиозные представления, обряды и праздники первобытных племён (анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.), а также религиозные системы цивилизованных народов древнего мира: индо-иранцев, египтян, ассиро-вавилонян, евреев, греков, римлян, кельтов, скандинавов, тюрков, славян и так далее.
  2. С точки зрения авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) — все остальные, не авраамические религии.
  3. Политеистические религии вообще.
  4. Идолопоклонство, поклонение творению (созданию), а не Творцу (Создателю), то есть почитание или поклонение кому-либо или чему-либо, кроме единого Бога. Идолопоклонство, по-еврейски — עבודה זרה (авода зара) — «чуждая служба», то есть поклонение чужому, с точки зрения иудеев и христиан, не существующему богу.
  5. Новые религиозные движения неоязыческого толка (родноверие, ромува, асатру, викка, сейд), реконструирующие верования и возрождающие обряды разных народов, существовавшие у них до распространения всемирных монотеистических конфессий.
  6. Иноверие[неизвестный термин], в том числе «монотеистическое».
  7. Обрядоверие, когда некоторые православные с жадностью запасаются множеством свечей, святой воды, верб, просфор и других предметов внешнего религиозного культа, не зная, при этом, даже основных принципов христианских вероучения и нравственности.

Славяне не язычники, а люди Слова

Давайте обратимся к беспристрастному свидетелю былого – русскому языку. Его тоже исковеркали и продолжают размывать глупыми заимствованиями изрядно. Но он стоит, потому как в нём заложена великая божественная природа.

Язык указывает на двух, самых почитаемых божеств у древних славян.  Это Ра и Род. Первый образовал группу слов, таких как Ра-дость, Ра-свет, к-Ра-мола и так далее. За вторым стоит не менее внушительная группа слов – Род-ина, Род-ственник, Род-ители и иные. Раньше нам уже встречался Бог Добра – как истинный Бог славян. Начетчик старовер Катар пришёл к проницательному выводу, что Бог Род и Бог Добра ода и та же божественная сущность. Вот что он говорит:

Схожая точка зрения у богумила и на Бога Ра:

Жрецы[править]

Языческие жрецы — волхвы — совершали обряды в святилищах, изготавливали идолов и священные предметы, используя магические заклинания, они просили Богов об обильном урожае, общались с ними. Славяне долго хранили веру в волков-облакогонителей, которые превращались в волков, в таком облике поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи. Другим магическим воздействием на погоду было — «чародейство»- заклинательные действия с чарой (чашей), наполненной водой. Водой из этих сосудов окропляли посевы, чтобы увеличить урожай.

Волхвы также изготавливали амулеты — женские и мужские украшения, покрытые заклинательными символами.


С этим читают