Психология жестов и язык тела человека

Содержание

Мимика и жесты, присущие людям с обонятельным вектором

Численность людей с обонятельным вектором — всего лишь 1%. Можно сказать, редкий тип людей. Заметить его крайне трудно. Он ничем не приметен. Когда обонятельник входит в помещение или выходит из него, никто не замечает, как и когда он это сделал. Отвернулся, а его уже нет. Повернулся, а он стоит и смотрит на тебя пристальным взглядом. В одежде предпочитает серый, незаметный цвет. Вы не увидите особой жестикуляции. Черты лица застывшие, невыразительные. Тем не менее, есть в его внешности то, что отличает от всех. На лице вы можете заметить недовольную гримасу «лицо старой девы». Его взгляд внимательный, проницательный, колючий, пронизывающий и пугающий.


Взгляд такого человека на бессознательном уровне вызывает страх. Тенденциозно у него большой нос и скошенный подбородок. Речь такого человека неразборчива, невнятна, его трудно услышать и все, что он скажет, будет двусмысленно. Обладатель обонятельного вектора не склонен демонстрировать как радость от жизни, так и плохое настроение. Он бессознательно «чует» состояния и мысли людей, поэтому на его лице маска постоянного отвращения.

Люди, которые умеют «говорить» глазами

Обладатели зрительного вектора — люди, мимика и жесты которых очень ярко выражены. Эмоциональная амплитуда огромная, и вся палитра эмоций видна на их красивом лице. Большие, широко распахнутые глаза, обрамленные пушистыми ресницами. Разговор «глаза в глаза» для них — обычный способ общения.

Даже выходя из автобуса, постучав по плечу впереди стоящего, они непременно будут пытаться заглянуть в глаза, спрашивая: «Мужчина, вы выходите?» Про обладателей зрительного вектора также говорят, что у них «умные» глаза. Яркий экстраверт, демонстративная личность, сложно такого человека представить без жестов и мимики. Речь такого человека красивая, грамотная, с придыханием.

Часто использует слова «как красиво», «посмотри», «представь себе», «ужасно», «страшно красиво».

Системно-векторная психология дает возможность за внешними проявлениями видеть внутренне содержание, то есть психику человека. Обладательницы зрительного вектора добрые, отзывчивые, сопереживающие, влюбчивые. У них хорошо развито воображение. Самые обучаемые и наблюдательные, ни одна мелкая деталь не ускользнет от их внимательного взгляда. Им же присуща совестливость и стыдливость. Про них говорят: «делают из мухи слона». Склонные преувеличивать. Они так чувствуют, со всей своей огромной эмоциональной амплитудой переживают любую ситуацию. Вот далеко не полный перечень качеств и свойств психики человека со зрительным вектором.

Вывод из всего сказанного

Несомненно, когда мы читаем жесты и мимику человека, невербальные сигналы имеют огромное значение. Они придают нашему общению особую окраску, делают его живым и интересным. А при наличии знаний по системно-векторной психологии, видении полной картины психического состояния окружающих, любой человек может научиться идеальной коммуникации. С системными знаниями общение станет легким и предсказуемым, так как человек будет вам понятен с первых слов и жестов. Ведь недаром говорят: «Счастье — это когда тебя понимают». После тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы будете легко понимать людей.

Чтобы лучше понимать себя и окружающих вас людей, видеть мотивы их действий, приглашаем вас присоединиться к циклу бесплатных онлайн-лекций «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Автор Наталья СеменякаКорректор Елена Лавецкая

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана


29 мая, 2018

Просмотров:

2130

Теги: психология эксклюзив

История исследования

Наукой о языке тела принято считать кинесику, хотя в последнее время принято более узко специализировать объекты её исследования: учение о жестах рук, мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения. Все эти единицы невербального общения объединяются в понятии «жест» — от лат. gestus, означающего делать, носить, нести ответственность, контролировать, выполнять, исполнять и др. Известный исследователь языка жестов А.Кендон, исследуя эволюцию этого термина, отмечал, что в римских трактатах о поведении ораторов, например у Цицерона и Квинтилиана, «жест» определялся как правила использования возможностей своего тела, значимые движения рук, ног, корпуса и лица, что сближает данный термин с современным его употреблением — интерактивный знак повседневного невербального человеческого поведения.

Язык тела, занимая важную позицию в истории культуры, является предметом исследования риторики, медицины, психологии, педагогики, искусства, хирологии (язык линий и бугорков рук), хирономии (искусства мануальной риторики) и физиогномики, учения о проявлении внутренних качеств человека в чертах и выражениях его лица[источник не указан 716 дней].

Основные работы по исследованию языка тела

Дж. Балвер одним из первых написал книгу о языке тела в 1644 г., где язык рук рассматривался как природное естественное образование, в отличие от искусственного придуманного языка слов. И. Каспар Лафатер, пастор из Цюриха, в 1792 г. опубликовал «Эссе по физиогномике», первое систематическое изучение движений тела, где подробно описано соотношение между выражениями лица человека, конфигурациями его тела и типами личностных свойств человека.

Г. К. Лихтенберг, выдающийся немецкий ученый и писатель, основной оппонент Лафатера, в 1765 г. написал книгу, в которой критиковал его за слишком упрощенный подход к физиогномике: за стремление объяснить мир, исходя только из сознания, в отрыве от реального мира, от практической деятельности человека Ч. Белл, анатом, нейрофизиолог, художник и хирург, одним из первых заинтересовался выражением эмоций на человеческом лице. В 1844 г. занимаясь исследованием в области функционального анализа нервной системы, он сделал вывод, что все сильные чувства сопровождаются изменением в дыхании и мускульной активности лица и корпуса под действием изменившихся моделей дыхания. Ч.Дарвин и Э. Кречмер в  гг. проводили исследования по описанию связей между эмоциями человека, его характером и типом телосложения, связей между выражениями человеческого лица и смыслами данных невербальных единиц. Д. Бонифацио, Д. Батиста дела Порта и Ф. Бэкон в эпоху позднего ренессанса, время расцвета изучения языка тела, в 1616 г. в своих трактатах о невербальной коммуникации утверждали, что существует универсальный язык жестов, понятный всем народам, язык тела, который также говорит о характере и темпераменте отдельного человека. А. Кендон, Д. Моррис, Г

Крейдлин, современные исследователи языка жестов, которые уделяют больше внимание взаимодействию вербальных и невербальных кодов, а также особенностям языка тела отдельных культур.

Открытые и закрытые позы

При общении человек может использовать открытые и закрытые позы, которые по-разному влияют на отношение собеседника.

Открытая поза – это поза, которая не предполагает скрещенных рук. Ладони же должны быть обращены к партнеру или открыты. Тело не согнуто и развернуто в сторону собеседника.

Важно! Все процессы в организме человека взаимосвязаны, поэтому если собеседник не доверяет кому-либо, он зажимается, его конечности прижимаются к телу, руки скрещиваются в кистях или в локтях, жесты рук и ног скованы. Доверяющий человек, который чувствует себя комфортно, не зажимается и ведет себя открыто

Это не зависит от пола: мужчина и женщина проявляют агрессию и грусть одинаково.

Закрытая поза – поза, при которой человек как бы отгораживается от людей или защищается. Проявляется это чаще всего в скрещивании рук и ног, а также отвороте тела и опущении глаз, прикосновении к пальцу, разным предметам, упоре в пол.

Вербальные средства общения людей: что это такое, чем отличается от невербального?

Вербальные средства общения людей

Содержание и речевое выражение мысли является главным — это вербальная коммуникация. Приемы вербального средства общения людей объединяют следующими факторами:

  • Соблюдение коммуникативной нормы — речевого этикета и культуры речи
  • Установление контакта посредством бесконфликтного общения
  • Содержания речи и стиля общения
  • Объем и расположение информации

Невербальное общение, как и вербальное, это средство передачи информации. Чем отличается вербальная коммуникация от невербального общения?

Разница между данными видами контакта в их средствах. Невербальные средства общения без помощи слов дополняют, а иногда и заменяют речевой обмен информацией. Вербальные средства общения это устная и письменная речь. К средствам невербального общения относятся:

  • Окулесика. Передача информации взглядом, который способен сократить психологическую дистанцию — направление движения глаз, частота визуального контакта, длина паузы.
  • Кинесика. Сочетает экспрессивно-выразительные движения — мимика, походка, поза, жесты.
  • Тактильное поведение. Этот метод общения построен на рукопожатии, похлопывании, поцелуях.
  • Хронемика. Использование времени при общении (опоздания).
  • Проксемика. В общении учитываются расстояние и территориальное расположение — ориентация и дистанция.
  • Сенсорика. Восприятие органами чувств — ощущение звука, вкуса, тепла собеседника.
  • Паравербальное общение определяется проксодическими и экстралингвистическими средствами: интонация, громкость, пауза, вздох, плач, кашель, тембр, смех.

Невербалика отражает характеристики личности человека: настроение, эмоциональный фон, отношение к окружающим. Эту непроизвольную коммуникацию можно поделить на элементы (позы, жесты, мимику, взгляды), которые трудно изучить. Их воспринимают интуитивно.

Человек приспосабливается вербальным общением и поведением к жизненным обстоятельствам. Невербальное общение раскрывает внутренний мир человека и формирует психическое состояние.

Литература

  • Реформатский 1963 — Реформатский А. А. О перекодировании и трансформации коммуникативных систем // Исследование по структуре типологии. М.: Изд-во АН СССР, 1963, 208—215.
  • Kendon A. 1981b. Introduction: current issues in the study of .nonverbal communication.. In Nonverbal Communication Interaction and Gesture, ed. A Kendon, pp. 1-53.
  • Крейдлин 2002 — Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика // М.: «Новое литературное обозрение», 2002.
  • Morris D. People watching: A guide to body language. London: Vintage, 2002.
Документальные фильмы

Профайлеры / Язык тела / Body Language (2013, 2016) — канадский документальный телесериал (реж. Шанталь Лимож / Chantal Limoges)

Жесты руками и их значение

Руками люди пользуются чаще всего. Жестам рук и их значению в психологии придается большое значение. С ними существует огромное количество поз, означающих те или иные переживания. Вот некоторые из них:

  • Открытые ладони означают открытость и правдивость сказанного, доверие;
  • Закрытые ладони (повернутые к себе) означают приглашение к взаимопониманию и даже телесному контакту;
  • Жест «Ок». Здесь он означает не согласие, а признак педантичности и морали;
  • Развернутые ладони с согнутыми пальцами – стремление к власти и владычеству;
  • Сцепленные руки на ногах и у лица показывают неоправдавшиеся надежды;

Психология жестов


Алана Пиза, известного психолога, называют «мистером языка телодвижений». Автор выпустил свои произведении миллионными тиражами. Алана Пиз задался целью не только научить читателя «расшифровывать» язык тела, но и применять приобретенные знания на практике. Не ускользают от его внимания даже малейшие изменения, вплоть до расширения зрачков и смежевания век.

Автор, анализируя мельчайшие детали, выделяет 2 важных приоритета.

Во-первых, появляется возможность наладить коммуникации.

Во-вторых, можно с большой долей вероятности просчитать дальнейшие действия человека.

С позиций психологических знаний Алан акцентирует внимание на отличительные особенности поведения и жестикуляции у женщин и мужчин. Помимо гендерных различий, резко разнятся телодвижения руководителей и подчиненных

Наблюдая беседу, можно зафиксировать быструю смену эмоций

Помимо гендерных различий, резко разнятся телодвижения руководителей и подчиненных. Наблюдая беседу, можно зафиксировать быструю смену эмоций.

Использование мимики

Актерское искусство

Мимика в театре, наряду с речью и жестикуляцией, является одним из основных средств выразительности актера. Она разрабатывается актером в гармонии с общим пластическим решением персонажа. Если существует смысловое или ритмическое противоречие мимики и пластики, это может служить дополнительным средством выразительности, придающим психологическому состоянию героя дополнительный объём и многогранность. В этом отношении, К. С. Станиславский подчеркивал, что мимика неотделима от строя мыслей, чувств и действий человека и является зримым отражением внутренней жизни персонажа. Однако писал: «Учить мимике нельзя», но «можно ей помочь упражнением и развитием подвижности лицевых мускулов и мышц». Выбор того или иного вида мимики обусловливается жанром и общей стилистикой спектакля. В тех случаях, когда мимика актера не соответствует общему решению спектакля, возникает проблема неудачной трактовки образа. Про актера, использующего неоправданно преувеличенную мимику, на театральном жаргоне говорят, что он «наигрывает» или «хлопочет лицом». Мимика становится основным средством выразительности в тех театральных жанрах, где не используется актерская речь: пантомима, балет.

Мимические изменения лица больных

Учение о мимике в программе подготовки врача является прикладным аспектом общего учения о физиогномии. Наверное, не следует отвергать этот термин только потому, что в прошлом с ним связаны псевдо- и антинаучные направления. Современная физиогномия располагает полезной информацией, раскрывающей структуру и функции мимики, её типы и их связь с психической и эмоциональной сферой. Естественно, что молодые врачи критически, даже со значительной долей скептицизма отнесутся к диагностическому использованию мимики, если её интерпретация будет лишена научных основ. Следовательно, прежде чем рассматривать конкретные подходы к оценке лица больного, необходимо ознакомиться с типичными формами выразительности лица, с принципами её описания, с критериями душевных переживаний, фиксирующихся на лице. Основываясь на этих общих положениях, врач сможет приступить к тренировке своих способностей. Именно таким путём развивается врачебная интуиция как совокупность опыта и знаний, как высший уровень профессионализма. Взаимоотношения врача и пациента сложны и деликатны. Они относятся к области деонтологии. Однако, составляя по лицу больного представление о его эмоциональных и интеллектуальных качествах, врач обязан помнить, что его собственная мимика, как и его поведение, находятся под контролем пациентов. Врачебная физиогномия не конкурирует с другими современными методами определения психического и физического состояния больного. Она, как и всякое научное направление, имеет свои задачи, свои преимущества. Конечно, врач не полагается в своих заключениях только на субъективный анализ объективных физиогномических данных. Стремясь максимально избежать возможных ошибок в диагнозе, врач синтезирует показания, полученные при помощи различных методов. Вместе с тем врачебная физиогномия безусловно помогает постановке клинического диагноза, дает возможность установить фазы болезни

В этом заключается её непреходящая ценность, и отказ от неё не облегчил бы работу врача, а способствовал бы упущению возможности контактов с больным, имеющих важное значение для установления взаимного доверия.

Основы понимания мимики

Этимология

О происхождении термина «мимика» ничего неизвестно. Однако, по утверждению И. А. Сикорского (1904), раньше сформировалось понятие «физиогномика», а «впослѣдствiи установился и другой терминъ: «мимика», «мимическiй», отъ слова: μιμοζ = подражатель, актеръ <…> Такимъ образомъ, терминъ: «мимическiй» имеѣтъ иное значенiе, чѣмъ терминъ: «физiогномическiй»; но эта разница не принималась въ разсчетъ въ словоупотребленiи».

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики

Внешние изображения

Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, очень ценный источник информации. По ней мы можем определить, какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, горе, отвращение, радость, удовлетворение, удивление, презрение), а также силу их проявления. Но несмотря на выразительность лица человека, именно оно часто вводит нас в заблуждение. Тем не менее, выразительность, выражение или мимика лица и внутренние переживания человека очень тяжело отделить друг от друга, отчего его концепция включает в себя следующие компоненты:

  • обозначаемое (десигнат) — основная характеристика воспринимаемой личности;
  • обозначение — визуальная конфигурация, которая представляет эту характеристику;
  • средства — физические основы и проявления (кожа, мышцы, морщины, линии, пятна и др.);
  • интерпретация — индивидуальные особенности восприятия, с чем необходимо быть осторожным и внимательным, так как от рождения мы привыкаем к шаблонам и стереотипам поведения, где формальная улыбка или наоборот выражение грусти становятся частью повседневной жизни.

Мышцы и топографические области головы

Особенности мимических мышц: 1) прикрепляются к коже 2) располагаются поверхностно, под кожей 3) не покрыты подкожной фасцией 4) сосредоточены вокруг естественных отверстий черепа

Культурно обусловленные различия в мимике

Эмоциональная мимика персонажей манги

В разных культурных и этнических группах мимика может выражать различные значения, несмотря на то, что многие проявления мимики являются универсальными. В этнографии это тесно взаимосвязано с «культурой» народа (племени), которая состоит из системы многих характерных особенностей, в частности, способа коммуникации (язык, жесты, мимика).

Психология мимики и жестов, виды и значение

Мимика лица психология жестов насчитывает множество описаний того, что они обозначают. Положение тела и рук в пространстве во время общения, особенности рукопожатий, движений головой и мимики – это часто используемые эмоции жесты и люди наблюдают их в процессе межличностного общения каждый день.

Наклоны туловища

Внимание! В межличностном общении наклон туловища – это всегда телесная реакция на сигнал от мозга. Так мозг подает импульс о необходимости обезопасить себя

Поэтому такие реакции не могут быть наигранными.

Положение туловища стоя

Если люди общаются стоя, то можно заметить многократные изменения положения туловища собеседников. Когда человек сидит, облокотившись на спинку стула или кресла, его корпус не подает столько невербальных сигналов.

Если слова собеседника вызывают у человека неподдельный интерес, он будет время от времени наклоняться вперед, опасаясь пропустить что-то важное. Когда человек рассказывает о своих успехах, он непроизвольно расправляет плечи, и его туловище прогибается вперед

Горд собой


Находясь в большой компании, человек бессознательно наклоняет туловище в сторону того, кто ему наиболее симпатичен. Если он оказался в незнакомой компании или чувствует прохладное к себе отношение со стороны большинства присутствующих, его туловище будет сжиматься (он будет втягивать голову в плечи, сутулиться) – ему хочется стать меньше, незаметнее. Так организм старается защитить себя от потенциальной угрозы.

Положение рук

Если человек скрестил руки на груди, это говорит о его потребности в сохранении своей энергии. Эта поза будет называться закрытой. Психологическая наука говорит о том, что, оказавшись в незнакомом месте, человек чувствует себя неуютно, поэтому обхватывает плечи руками. Кроме того, скрещивание рук на груди является признаком негативного отношения к собеседнику или сомнения.

Внимание! Использование этого жеста может быть признаком обмана. Если обманывает взрослый, схема использования данного жеста может быть стертой: потирание запястья, прижимание к груди книги

О враждебности или разочаровании говорит вид сцепленных в замок пальцев рук. При этом степень выраженности негативных чувств напрямую связана с тем, насколько высоко расположены сцепленные кисти рук. Кроме того, если человеку есть, что скрывать, то во время общения он может держать руки глубоко в карманах.

Когда человек чем-то обеспокоен, старается сдерживать одолевающую его бурю чувств, он обхватывает одной рукой предплечье или запястье другой руки за спиной. Пряча руки, индивид старается спрятать стресс.

Жесты головы

Мимический кивок головой расценивается как альтернатива положительному ответу. Покачивание головой означает несогласие и отрицательный ответ.

Внимание! Вербальный ответ может не соответствовать движениям головы. Если человек соглашается с собеседником, но при этом покачивает головой из стороны в сторону, верить нужно не словам, а невербалике

Мимика лица

Мимика лица, психология эмоций, настроение тесно взаимосвязаны. Наблюдение за изменением выражения лица в процессе разговора позволяет понять, как партнер относится к беседе.

Дополнительная информация. Человек может сдержать смех или слезы, то есть скрыть от окружающих радость или обиду, разочарование. Но вот контролировать движения бровей люди не могут, поэтому скрыть удивление, страх или злость не удается.

Страх

Рукопожатия

В России рукопожатие используется при встрече в качестве приветствия, при завершении общения – в качестве прощания. Также этот жест используется в официально-деловой сфере при поздравлении с тем или иным профессиональным достижением.

У обладателя сильной воли рукопожатие крепкое, руку для этого действия он подает ладонью вниз. Неуверенные люди используют вялое рукопожатие, подавая руку ладонью вверх. Слабое рукопожатие говорит о том, что собеседник старается держать дистанцию в отношениях.

Что значит язык тела?

Язык тела психология, как наука придает большое значение этому феномену. В ходе эволюции человечества язык тела видоизменялся в зависимости от этноса, но многие жесты, мимика являются общехарактерными для людей всего Земного шара. Как называется язык тела? Психологи дали название этому феномену – невербальная коммуникация. Язык тела – это передача информации с помощью невербальных знаков: жестов, мимики, походки.

Отличие языка тела от вербального языка

Невербальный язык тела – это честный и открытый язык, его сложно подделать в полной мере, и если простой человек, обладая минимальными знаниями может и не заметить подвоха, то отсутствие синхронности не останется незамеченным специалистом. Отличие невербальной знаковой системы от вербальной:

  1. Язык тела и жестов более древний.
  2. Вербальная коммуникация использует звук, речь, а невербальная содержит богатый спектр и включает в себя:
  • мимика;
  • жесты;
  • пантомимика;
  • визуальный контакт;
  • плач;
  • тональность, тембр, диапазон голоса (паралингвистика);
  • паузы в разговоре, смех, плач (экстралингвистика).

Язык тела и жестов – психология

Язык тела и жестов взят на вооружение психологами, специалисты по НЛП ориентируясь на невербальную информацию исходящую от человека «читают» личность как карту. Знаменитый цыганский гипноз и удивляющие правдивостью предсказания основаны на том, что цыгане – мастера считывать язык тела. Такого рода знания нужны для каждого человека, который стремиться познать себя и других, это может помочь избежать ошибок, «пролить свет» на многие вещи.

Историческая справка научных исследований

С давних пор человечество знакомо с физиогномикой. «Физиогномика — это исследование устойчивых соматических конфигураций как отличительных признаков сферы психического. Мимика — это исследование соматических движений как проявлений психической жизни. В физиогномике отсутствует принцип, обеспечивающий понятность отношения между телом и душой и способный служить нам в качестве методически надежного критерия. Что касается мимики, то здесь такой принцип присутствует. В отличие от физиогномики, мимика является областью интуиций, которые вполне можно обсуждать с научных позиций». Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах.


С этим читают