5 фактов о цветовой температуре. какую выбрать?

Восприятие цвета и цветовые иллюзии

Воздействие и восприятие цвета — сложный процесс, обусловленный психологическими факторами и базирующийся на физиологии нервной системы. По мнению Иоханнеса Иттена, глаза и мозг могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью контрастов и сравнений. Он утверждал, что сам цвет и цветовое воздействие совпадают лишь в случае гармонических сочетаний, а во всех остальных случаях цвет приобретает иное измененное качество.


На этой базе и создаются разнообразные цветовые иллюзии. Один и тот же цвет может выглядеть совершенно по-разному на разном фоне или в разных контекстах. Зачастую цвет искажается из-за соседства с другим цветом. Бывает и так, что мозг видитцвета, которых нет на изображении, дорисовывая его исходя из прошлого опыта.

Ниже приведены несколько любопытных цветовых иллюзий, в которых цвет играет с нашим восприятием реальности.

Шахматная доска

Поверите ли вы, что клетки А и В одного цвета? Это становится ясно, если открыть изображение в редакторе и проверить цвета с помощью пипетки. Но из-за того что мозг не хочет нарушать предложенный узор их темных и светлых квадратов, для нас они выглядят по-разному.

Клетки А и В одного цвета

По похожему принципу работает и следующая иллюзия — нам кажется, что нижний квадрат светлее верхнего, однако, если закрыть линию их соединения, становится очевидно, что они одного серого цвета.

Оба квадрата одного серого цвета

Иллюзия несуществующих цветов

На изображении ниже кроме белого фона присутствуют только два цвета — салатовый и розовый. Они легко различимы, если между клетками разного цвета есть белый фон, но стоит только разместить их рядом, как они начинают усиливать и затемнять друг друга.

На изображении только два цвета: салатовый и розовый

Следующая иллюзия работает благодаря эффекту прошлого опыта. На изображении с клубникой нет ни одного красного пикселя, однако ягоды выглядят красными. Все потому, что, во-первых, мы привыкли видеть клубнику красной, и мозг не хочет признавать, что на изображении она серая. Во-вторых, хотя красного цвета фактически нет, красный канал на изображении наиболее сильный, что способствует тому, что мы видим красный цвет. Как утверждает автор этого фото — японский психолог Акиеши Китаока — секрет в том, что все изображение имеет ярко выраженный голубоватый оттенок, из-за чего наш мозг делает “поправку” на фон и воспринимает различные серые оттенки как цвета, противоположные этому фону.

На этом изображении нет ни одного красного пикселя

Иллюзия градиента

Замечено, что на темном фоне цвет выглядит светлее, в то время как на светлом фоне тот же цвет кажется значительно темнее. Этот эффект проиллюстрирован в следующей иллюзии. На самом деле изображения лошадей одного цвета, однако из-за разного фона они выглядят по-разному.

Изображения лошадей одного цвета

Иллюзия дополняющих цветов

В следующей иллюзии использован эффект остаточного изображения, применяемый еще Мишелем Эженом Шеврёлем при создании его цветовой полусферы. Если долго смотреть на какой-то цвет, это вызывает усталость глазных рецепторов. Для устранения напряжения и достижения гармонии требуется дополняющий цвет. В данном случае черно-белое изображение может на долю секунды показаться цветным, чтобы компенсировать усталость рецепторов после первого насыщенного изображения.


Иллюзия с платьем

И напоследок знаменитая иллюзия с платьем, взорвавшая интернет в 2015 году. По сути, это и не иллюзия, а лишь демонстрация того, насколько по-разному мы воспринимаем реальность. Изображение платья разделило интернет на два лагеря: одни утверждали, что платье белое с золотым, другие были уверена в том, что оно синее с черным. Истина же в том, где, по мнению наблюдателя, расположен источник света и как он освещает платье. Поскольку тени обычно окрашены в синие тона, то в уме мы вычитаем их из изображения, оставляя картинку в бело-золотых оттенках. С другой стороны, искусственный свет зачастую отдает желтизной, поэтому удаляя желтый оттенок, остается изображение в сине-черных цветах.

Знаменитая иллюзия с платьем

Сонник — Белое что-то

Белая обезьяна — предвещает достижение более высокой должности. Белая крыса показывает дорогу к кладу — сотрудничество и поддержка от кого-то. Белый слон — предвещает назначение на должность. Белый дельфин — предвещает назначение на должность. Белым покрывалом укрываешь самого себя — большая удача и выгода. Красные и белые облака — счастье. Едет повозка, запряженная белыми лошадьми — большое счастье, удача. Едешь на белой лошади — заболевание. Едет повозка, запряженная белыми лошадьми — предвещает большое счастье, удачу. Простолюдин в белых одеждах приходит к тебе в качестве посланца и зовет тебя — предвещает смерть. Сам себя видишь одетым в белые одежды — против тебя кто-то что-то замышляет.

Социология : (часть II)

Медицина ДВ

Учебное пособие подготовлено на основе авторских разработок и в соответствии с программой курса «Социология» для студентов специальностей 37.05.01 — Клиническая психология, 32.05.01 — Медико-профилактическое дело Тихоокеанского государственного медицинского университета. Помимо этого, в пособии использованы материалы учебников и учебных пособий по рассматриваемой тематике, изданных в нашей стране в последние годы. В учебное пособие включены лекционные материалы, варианты самостоятельной работы, тестовые задания, список литературы. Краткое изложение изучаемых тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении следующих вопросов: формировании общих представлений о задачах, принципах и методах социологии. Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения.

В России синие воротнички в среднем могут зарабаты­ вать больше, чем белые воротнички. <…> Поясните, что означают термины «синие воротнички» и «белые воротнички»? <…> Белое свечение проверочной таблицы не превратилось в изображение поли­ тического кандидата. <…> Пустой белый экран. Ничего не произойдет. <…> Белый квадрат экра­ на, висевшего за телевизором, внезапно засветился.

Предпросмотр: Социология (часть II) .pdf (0,2 Мб)

Цветовая температура светодиодов

В светодиоде свет излучает специальное люминофорное покрытие. Традиционно все светодиодные источники освещения делят на три группы по спектру:

  • Теплый белый (до 3500К);
  • нейтральный белый (3500К – 5200К);
  • холодный белый (выше 5200К).

Условно мы имеем следующую таблицу цветовой температуры светодиодных ламп:

Что такое цветовая температура светодиодных ламп

С точки зрения физики световая температура это спектр, излучаемый нагретым телом относительно абсолютно чёрного тела. Что значит цветовая температура лампы? Это цвет свечения тела, раскалённого до соответствующей температуры.

Соответственно, цвет светодиодных ламп имеет три градации – жёлтый (до 3200К), белый (4000-5500К) и бело-голубой (выше 5500К). Чем выше температура, тем короче длинна волны излучаемого светового луча.

Существуют источники с цветом выше 9000К, но для освещения их использовать невозможно. Мы видим предметы благодаря тому, что от их поверхности отражается свет. При повышении цветовой температуры длина волны уменьшается, чем она меньше тем «хуже» свет отражается от окружающих объектов.

Если в мощный фонарь поставить светодиод на 18000К, то сторонний наблюдатель сможет заметить его за несколько километров, а вот под ногами он создаст пятно лишь в десятки сантиметров.

Индекс цветопередачи и цветовая температура

Индекс цветопередачи характеризует возможность воспринимать градации цвета. Когда температура света светодиодных ламп ниже 3200К цветовое восприятие существенно уменьшается. Попробуйте при свете свечи вытащить из коробки цветных карандашей зелёный или коричневый цвет. Поверьте, задача окажется не из лёгких.

Индекс цветопередачи очень чётко регламентируется для автомобильных светодиодных ламп, ведь при плохой цветопередаче может возникнуть ситуация, когда водитель не сможет различить полотно дороги и обочину.

Цветовая температура и качество освещения

Казалось бы для чего нужны светодиоды теплого и холодного цветов, если они не способны обеспечить нормальные условия восприятия.

Одной из основных областей применения светодиодов с низкой цветовой температурой (2400К-3000К) — освещение в «зашумленной» оптической среде. Проще говоря, освещение в условиях плохой видимости.

Возьмём автомобильную фору. При сильном тумане белый свет из-за малой длины волны отражается от водяной пыли, что существенно ограничивает дальность видимости. У желтого света длинна волны в несколько раз больше, она не отражается от мелких предметов, а огибает их. Поэтому противотуманные фары в автомобилях делают жёлтого цвета.

В то же время короткие волны распространяются без затухания дальше. В качестве аналогии рассмотрим радиоволны и жесткое коротковолновое рентгеновское излучение. Радиоволну блокирует даже тонкий лист металла, а для защиты от рентгена используют толстый свинец. Холодный белый свет используют в системах дальнего оповещения, прожекторах, сигнальных и поисковых фонарях.

Освещение светодиодами как проблема фотометрии и колориметрии [Электронный ресурс] / Гомбош, Шанда // Светотехника .— 2009 .— №2 .— С. 11-19 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/262906

М.: ПРОМЕДИА

Основные функции фотометрии и колориметрии неточны

Это не очень важно в случае «традиционных» источников света, но ощутимо в случае «современных» (включая как их самих, так и их применение). В настоящей статье рассматриваются две стороны этой проблемы


Первая — это явные расхождения по яркости освещаемых поверхностей при измерениях современными яркомерами, при определении по стандартизированным фотометрическим и колориметрическим таблицам и по некоторым усовершенствованным таблицам. И вторая — это влияние размера объекта на его эквивалентную яркость. Эксперименты показывают, что различия, возникающие при использовании соответствующих зрительно точных и указанных стандартизированных функций, достаточно сравнимы с погрешностями, вызываемыми спектральной долей погрешности фотометрических и колориметрических (трехцветных) приборов. Измеренные фотометрические характеристики объектов неодинакового размера не соответствуют их зрительному восприятию.

Сонник — Белье нижнее

Будьте осторожнее в своих интимных связях. Видеть нижнее женское белье — ваше недоверие и ревность приведут к ссоре с дорогим вам человеком. Видеть развешанное на веревке нижнее белье — ваши отношения с любимым человеком, выставленные напоказ, приведут к разлуке с тем, кто вам дорог. Стирать нижнее белье — ваши необдуманные шаги заставят вас испытывать стыд, который вы захотите скрыть от окружающих. Вы в нижнем белье — к болезни мочеполовых органов. Представьте, что вы прикрыли нижнее белье одеялом (см. Одеяло). Грязное белье — вашей карьере угрожает опасность. Видеть грязное нижнее белье — ваше необдуманное поведение приведет к слухам и сплетням. Носить грязное белье — сон предупреждает о близкой опасности позора. Вы можете попасть в неловкую ситуацию из-за своих амбиций. Видеть в грязном белье другого человека — вам предстоит узнать о недостойных поступках обладателя грязного белья. Чтобы избежать огласки, хозяин белья постарается всячески очернить вас или втянуть в дело, которое может вас скомпрометировать. Купить грязное женское нижнее белье — вы окажитесь в центре скандала, который выбьет у вас почву из-под ног. Мысленно продлите сон и представьте, как обладателя грязного белья встали под душ и большой поток воды смывает все проблемы (см. Душ). Продавать женское белье — вы станете причиной ссор и разладов в семье ваших родственников. Постарайтесь отказаться в ближайшие дни от посещения своих близких, как бы они ни настаивали на вашей встрече.

Для чего нужен

Для полноценного развития растениям необходимо основное освещение, обеспечиваемое солнечным светом или лампами накаливания. Дополнительное применение досветки обеспечивает хорошее прорастание семян, укрепление корневой системы и нарастание зеленой массы.

Чем мельче семена, тем меньше должна быть глубина заделки их в грунт. В естественных условиях тонкий слой земли пропускает к семенам большую часть красного спектра, что стимулирует их к прорастанию. Размещение емкостей с посажеными семенами под красные светильники обеспечит стимуляцию корневой системы. Рассада будет крепкой и менее подверженной заболеваниям.

Использование светодиодных фитоламп в качестве досветки позволяет не только получать в условиях закрытого грунта крепкую рассаду, но и добиваться раннего плодоношения растений.

Красная часть спектра солнечного света, в диапазоне 600–700 нм, воздействуя на растения, стимулирует:

  • развитие корневой системы;
  • быстрое и большее появление соцветий;
  • раннее наступление созревания плодов.

Синий спектр с диапазоном от 400 до 500 нм стимулирует развитие зеленой массы растения.

В зарубежных лабораториях [Электронный ресурс] / Химия и жизнь ХХI век .— 2015 .— №4 .— С. 6-7 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/514332

Салат, этот непременный компонент разрекламированной средиземноморской кухни, бывает с зелеными, желтоватыми, красными или красно-зелеными листьями. Значим ли цвет с точки зрения диетологии, или же это чисто декоративный эффект? Ответить на такой вопрос попытались исследователи из университета Страны басков во главе с Усуэ Перес-Лопесом. Методом электронного парамагнитного резонанса они с коллегами из университета Пизы исследовали кинетику реакций с участием различных компонентов листьев зеленого салата сорта «Батавия», красно-зеленого «Чуда четырех сезонов» и красного «Дуболистного». Как и положено салатам, в их листьях содержалось много антиоксидантов.

Ну и как же это все совместить?

Во-первых, не удваивайте какой-либо эффект. Если у вас желтые стены, не нужно оборудовать комнату лампами теплого света, лучше остановите свой выбор на лампах нейтрального света. И наоборот, если ведущий цвет у вас – голубой, то не стоит покупать лампы температурой 6000–6500 К, вы психологически «замерзнете».

Во-вторых, выстраивайте свой свет в соответствии со временем года: зимой будет лучше добавить немного тепла в освещение, а летом – немного прохлады.

В-третьих, возьмите на заметку, что природные материалы (кожа, дерево) всегда лучше смотрятся с теплым светом. Металл и пластик любят нейтральное и холодное освещение.

В-четвертых, применяйте фантазию! Хоть подбор цвета и подчиняется определенным законам, иногда импровизация подходит как нельзя лучше. И помните, главный критерий – ваш личный комфорт.

Теперь поговорим о цвете

Цвет – это наше настроение, ни больше ни меньше. Мы выбираем цвет неосознанно, интуитивно, и от этого выбора во многом зависит наш психологический комфорт

При создании проекта интерьера важно руководствоваться не сиюминутным желанием а-ля «покрашу потолок в розовый!», а четко взвешенным решением

Комната в бирюзовом или зеленом цвете настраивает на отдых

При планировании дизайна помещения советуем проконсультироваться со специалистом-цветоведом, ну а пока что предлагаем краткий путеводитель по основным цветам в интерьере:

  • Теплые цвета. Красный, оранжевый, желтый. Символизируют активность, жизненные силы, позитив. Красный, например, издавна считался «цветом жизни» за счет его отождествления с цветом крови. С помощью этих цветов помещение выглядит теплее. Хороши в интерьерах кухонь, детских.

    Плюсы: заряжают энергией, держат в тонусе, повышают аппетит и «температуру» комнаты.

    Минусы: избыток желтого и оранжевого чреват переутомлениями, стрессами, перееданиями, а злоупотребление красным может даже повысить кровяное давление. Дизайнеры не советуют использовать красный как базовый цвет.

  • Нейтральные цвета. Зеленый, коричневый. Это естественные, природные цвета – цвета гармонии. Часто используются как базовые в интерьере. Впишутся в любое помещение, особенно если это спальни или гостиные.

    Плюсы: успокаивают, тонизируют, освежают, помогают сконцентрироваться.

    Минусы: их практически нет, но лучше остерегаться, например, избытка зеленого в интерьере (особенно его кричащих тонов), словосочетание «тоска зеленая» возникло явно не на пустом месте.

  • Холодные цвета. Голубой, синий, фиолетовый. Цвета спокойствия, интеллекта, восстановления. Голубой дарит ясность мысли, несет прохладу – дизайнеры любят выбирать его для спален. Синий и фиолетовый будут «потяжелее» – их лучше использовать в качестве акцентов. Очень стильно смотрятся в ванных комнатах.

    Плюсы: голубой и синий снижают давление, помогают восстановить силы, фиолетовый настраивает на лиричный, романтический лад.

    Минусы: избыток синего и фиолетового может привести к потере концентрации, депрессии, унынию, а слишком много голубого создаст ощущение холода в комнате.

    Следующие два цвета нельзя отнести ни к теплым, ни к холодным, во всех цветовых классификациях они идут отдельно:

  • Белый. Цвет чистоты, символ обновления. Имеет свойство отражать солнечные лучи, что можно использовать как дополнительную подсветку, особенно в маленьких комнатах.

    Плюсы: лучший способ расширить пространство и придать помещению особую ауру.

    Минусы: без разбавления другими цветами будет выглядеть скучно.

  • Черный – элегантный и загадочный цвет. Имеет свойство поглощать свет и зрительно уменьшать пространство – помните об этом при планировке.

    Плюсы: многим дает чувство защиты. В умеренных количествах придает дизайну стиль и изысканность.

    Минусы: при избытке могут возникнуть апатия, напряжение. Цветоведы не рекомендуют его в качестве ведущего цвета.


Гостиная в спокойных тонах

Цветовые модели

Цветовая модель — это изображение цветового спектра в виде объемной фигуры. Поскольку большинство современных цветовых моделей имеют три измерения (как например модель RGB), то они могут быть изображены в виде трехмерных фигур.

По принципу действия цветовые модели бывают субтрактивными и аддитивными, они описывают поведение цвета в разных средах. Аддитивные модели (RGB) основаны на сложении цветов и характеризуются тем, что соединяя разные оттенки света, в результате получится белый свет. В основе субтрактивных моделей (CMYK) лежит принцип вычитания, характерный для пигментов, при смешении которых образуется черный цвет. Так, например, в принтерах используются краски трех цветов — голубой, пурпурный и желтый — из которых смешивается приемлемое количество цветов. Черный цвет зачастую используется в целях экономии, так как не может быть эффективно получен из трех красок. В цифровых же устройствах, воспроизводящих изображение с помощью света, используется три основных цвета на пиксель — красный, зеленый и синий. Хотя обе эти модели основаны на разных цветах, дополняющие цвета у них одинаковые.

Для корректной цветопередачи важно использовать правильную цветовую модель. При подготовке макета для печати предпочтительной будет модель CMYK, что сократит искажения цвета и конечный результат будет максимально близок к оригинальному изображению

Субтрактивная и аддитивная модели

RGB — цветовая модель, которая имеет три измерения: красное, зеленое и синее. Ее зачастую изображают в виде куба с красным, зеленым и синим цветами на осях x, y и z. Определяя конкретный цвет, мы задаем его координаты в трехмерном пространстве RGB, где 0% каждого цвета дадут черный, а 100% каждого из основных цветов дадут белый цвет.

Модель RGB

HSV (HSB) — цветовая модель, которая перераспределяет основные цвета RGB модели в виде цилиндра. Эта модель имеет такие же измерения, как в цветовом дереве Манселла:

  1. Оттенок (hue) — измерение, расположенное по окружности, где 0° дает красный цвет, 120° — зеленый и 240° — синий цвет.
  2. Насыщенность (saturation) — отвечает за количество цвета, при этом 100% насыщенности даст самый чистый цвет, а 0% уйдет в шкалу серого.
  3. Яркость (value или brightness) — отвечает за наличие белого в цвете. При этом 0% яркости даст черный цвет, а при 100% яркости цвет будет максимально ярким.

Следует учесть, что измерения в модели HSV взаимозависимы. То есть, если, например, яркость выставлена на 0%, то насыщенность и оттенок не будут иметь значения, так как 0% яркости дает черный цвет.

Модель HSV (HSB)

HSL — цилиндрическая цветовая модель, похожая на HSV, но вместо яркости третье измерение в ней отвечает за светлоту цвета (количество белого).

  1. Оттенок (hue) — так же как в модели HSV определяет положение цвета по окружности.
  2. Насыщенность (saturation) — также отвечает за чистоту цвета
  3. Светлота (lightness) — отвечает за количество белого в цвете. 100% светлоты дают белый цвет, 0% — черный, а 50% — наиболее чистый насыщенный цвет.

Модель HSL

LAB — обладает самым широким цветовым диапазоном (охватом) за счет того, что в ней, хоть и не явно, используются не три, а четыре базовых цвета. Эта модель состоит из трех каналов:

  1. L (lightness) — светлота, устанавливает координаты света (100) и тени (0)
  2. a — спектр от зеленого через серый к пурпурному
  3. b — спектр от синего через серый к желтому.

Параметры a и b имеют по 256 значений от -128 до 127. При этом их отрицательные значения соответствуют холодным цветам, а положительные — теплым. Нулевые значения каналов a и b дают ахроматическую гамму

Модель LAB

CMYK — четырехмерная цветовая модель, используемая в печатном деле. На печати используют всего четыре цвета для получения других цветов: голубой, пурпурный, желтый и черный. Каждое из чисел, которые определяют CMYK цвет, представляет собой процент содержания каждой краски в определенном цвете.

Модель CMYK

В графических редакторах зачастую можно встретить настройки цвета по нескольким цветовым моделям. Так, например, в Adobe Photoshop можно настраивать цвет по моделям RGB, HSB, CMYK и LAB. Изменение параметров в одной из них влечет к изменению показателей в других моделях.

Настройка цвета в Adobe Photoshop

Приложение Colorizer позволяет настроить цвет по всем выше описанным моделям и нескольким дополнительным. При этом так же как в Photoshop легко проследить взаимосвязь всех цветовых моделей. К тому же Colorizer предоставляет целый набор гармоничных сочетаний с выбранным цветом: комплиментарные цвета, триадные, аналогичные и другие сочетания цветов.


С этим читают