Календарь постов и трапез на 2020 год

Пост для тех, кто давно в Церкви

В период неофитства Бог даёт человеку ценные дары. Как путника поднимает его высоко-высоко и показывает чудесный город, до которого нужно дойти, чтобы потом он знал, что искать. А потом вновь ставит на землю: иди теперь через буреломы, овраги, колючки и кустарники. И человек начинает понимать, насколько он далёк от конечной цели.


В первый период, в период неофитского горения, Божьего аванса, мы воспринимаем себя совершенно неадекватно.  Бог покрывает, и мы не видим меру своей греховности, своего падения.

Поэтому можно сказать, что первые наши посты, которые мы вспоминаем как чудо, вошедшее в нашу жизнь, когда мы открывали для себя духовный опыт, потрясающую культуру поста, – были Божьим подарком, нами незаработанным, не заслуженным.

Теперь к такому восприятию нужно приходить самому, и на это может понадобиться много времени. Христианство – это школа.

Первого сентября в первом классе тебе подарили подарок, ничего не спрашивали первый месяц, делали максимум поощрений, и ты считал себя отличником. А потом как пошла настоящая учёба, а с ней тройки и двойки — ты понимаешь, что надо работать.

Так что ничего страшного нет, если мы перестали чувствовать «горение», которое испытывали в первые посты. Теперь нужно работать.

У Бога есть цель нашего пощения: чтобы мы смирились. У Марка Подвижника есть замечательные слова, в которых он говорит, что Бог даёт человеку благодать не за добродетели, не за труды, понесённые ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов.

Так что и результат поста будет, когда мы смиримся, то есть увидим себя немощными, такими, как мы есть на самом деле.

Бог вынужден ограничивать нас, чтобы мы трудились со смирением. И тогда, рано или поздно, то восприятие поста, которое было в начале нашей церковной жизни, вернется.

Супружеские отношения во время Великого поста

Вопрос о брачных отношения в пост…

— Вопрос этот непростой.

Одно дело, если один из супругов неверующий или, скажем так, невоцерковленный. Здесь все ясно: человек не знает, что такое пост. И требовать от него соблюдения супружеского поста в принудительном порядке – значит подвергать его (а вместе с ним и себя) испытаниям, последствия которых могут быть весьма плачевными. Апостол пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор. 7,5). А с неверующим супругом или супругой согласия в вопросе соблюдения супружеского поста достичь нелегко.

Но есть и другая сторона вопроса: а если оба супруга верующие и церковные, если оба живут христианской духовной жизнью, исповедаются и причащаются? И если они уже близки к тому «единомыслию душ и телес», о котором Церковь молится в Таинстве венчания, но одному из них захотелось нарушить супружеский пост? Дело в том, что здесь согласие уже существует заранее: оба супруга согласны, что пост нужно соблюдать во всех отношениях. Желание одного из них нарушить пост выглядит на этом фоне капризом, или искушением. Нужно ли в таком случае идти ему навстерчу? В идеале — нет. На мой взгляд, в случае, если оба супруга уже живут церковной жизнью, отказ одного из них вступить в супружеские отношения в пост послужит общей пользе, и другая половина впоследствии будет только благодарна за это.

Однако в реальной жизни не все бывает так просто, как нам хотелось бы. Поэтому универсальных правил о соблюдении или нарушении супружеского поста нет и быть не может. И если вопрос о супружеских отношениях в пост заботит вас, обсудите его с опытным духовником, мнению которого вы доверяете, — думаю, он даст вам хороший совет, как следует поступить именно в вашей ситуации.

Священник Михаил Немнонов

Допустимо ли зачатие детей в Великий пост?

Православная Церковь призывает своих чад по благочестивой традиции воздерживаться по взаимному согласию постом и в дни великих праздников от супружеских отношений. Однако ситуации бывают очень разными. Бывает, что на супружеской близости настаивает неверующий супруг, и отказ от нее приведет к распаду семьи. Бывает, что муж-моряк возвращается из длительного путешествия в период поста, а потом снова уходит в море. Поэтому данный вопрос решается индивидуально с духовником для каждой семьи. При этом Православная Церковь никогда не учила, что зачатые в пост дети будут больными или «с отклонениями». Это суеверие.

Ребенка супругам посылает Господь, без Его воли зачатие не совершится. Поэтому я бы советовал в период поста воздержаться от близости и сугубо молиться в это время о даровании ребенка после поста.

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Вспомнить о близких

Протоиерей Александр Балыбердин, благочинный церквей г. Кирова:

Если мы правильно понимаем смысл поста, то тогда мы понимаем и всевозможные пищевые, бытовые ограничения. Смысл поста в самом его слове – мы стоим на посту. Какой же пост мы держим? Мы, христиане, живем в присутствии Христа. Смысл нашей веры именно в этом, жить в Его присутствии. Для святых это становиться жизнью во Христе. Как апостол Павел говорит: «И уже не я живу, но живет во мне Христос (Галатам 2:20). Мы, конечно, этого о себе сказать не можем. Мы только учимся жить в Его присутствии.

Поэтому самая главная задача поста – быть в эти дни особенно бдительными к себе, чтобы ничто не разлучало нас со Христом. Чтобы мы были с ним и во дни отдыха, и летом в том числе.

Если кто-то отправляется в дни Петрова поста, допустим, в санаторий, в поездку, то, понятно, это предполагает изменение бытовых условий. Если мы дома раньше сами готовили, то теперь полагаемся на ту кухню, которую предлагают в том же санатории или на те продукты, которые можем купить по дороге. И понятно, никто за это нас не осудит. Тем более, если мы едем в санаторий специально поправлять здоровье, и врач нам настоятельно рекомендует скоромную пищу, что ж, нужно отнестись к ней как к лекарству.

Самое главное все-таки, чтобы тот образ жизни, который мы ведем летом, во время отдыха, не отдалял нас от Христа. А удаляет нас от Него не колбаса, а прежде всего – грех. Наше раздражение, недобрые мысли, гнев…


Если наша поездка предполагает какую-то развлекательную программу, то просто не стоит участвовать в тех мероприятиях, которые смущают нас. Например, что помешает нам встать и уйти, если мы слышим какие-то шутки, которые связаны с нелюбовью к вере, к ближнему?

Всегда, а особенно в дни поста надо помнить слова апостола Иоанна о том, что всякий «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:20)

Румыния

Румыны держат пост ревностно.

В 2007 году, по сообщениям СМИ, в Румынии православный епископ предписал священнослужителям строже соблюдать правила Великого поста из опасения, что лишний вес священнослужителей у верующих вызывает подозрения в их излишней привязанности к мирским благам.

«Слишком большие животы лишь поселят в людях уверенность в том, что священнослужители хорошо живут вместо того, чтобы сосредоточить усилия на их святой миссии», – заявил епископ Арджешский и Мусчелский Калиник.

Среди традиционных блюд – мамалыга, тыква, постные виды чорбы (супа). В пост румыне причащаются чаще всего, стараются причаститься каждую неделю.

Мамалыга – это круто заваренная каша из кукурузной муки.

Фото: m.moldovenii.md

Великопостное богослужение

Нужно ли вставать на колени во время пения «Покаяния отверзи ми двери…»?

— Коленопреклонение во время исполнения данных песнопений зависит от местных традиций того прихода, который Вы посещаете, и не является обязательным.

Священник Михаил Самохин.

Когда необходимо преклонять колени на Пассии (служба, совершаемая вечером в воскресенья Четыредесятницы) и на службе Похвала Пресвятой Богородице (утреня субботы пятой седмицы Великого поста)?

По уставу, на Пассии принято преклонение колен во время коленопреклоненной молитвы священника после сугубой ектении, а также земные поклоны после пения молитвы «Богородице Дево, радуйся…», «Предтече Христов, всех нас помяни…», «Молите о нас, святи апостоли, святи вси…» и при чтении молитвы Ефрема Сирина. По субботам земные поклоны отменяются. А поскольку церковный день начинается с вечера предыдущего дня, то и на вечернем богослужении в пятницу, когда читается акафист Пресвятой Богородице, поклоны не совершаются.

Однако могут существовать еще какие-то приходские традиции, например, часто на чтении 13-го кондака Акафиста верующие встают на колени. Но эти традиции могут различаться в разных приходах, поэтому тут можно ориентироваться на поведение молящихся или священника.

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Поминовение усопших Великим Постом

Как поминать усопших, если день памяти (9-й или 40-й дни, годовщина…) приходится на Великий пост?

Для поминовения усопших во время Великого поста Церковь отвела специальные дни – это вторая, третья и четвертая субботы поста. Поминки можно приурочить к первой из таких суббот – 19 марта. Записку об упокоении можно подать и в первую субботу и воскресенье поста (12 и 13 марта), однако о возможности отслужить в этот день панихиду необходимо заранее спросить в том храме, куда Вы собираетесь пойти. Дата поминальной трапезы особого значения не имеет, поскольку усопшему важнее всего наши молитвы о них.

Польза поста для человека или «зачем поститься»

Питаться в пост по всем правилам весьма полезно для здоровья человека. Разрешённая пища даст организму необходимые вещества, а отсутствие продуктов, которые находятся под запретом, не даст организму тратить силы на борьбу с токсинами и т.п.

Постное питание по своей сути нормализует работу всего организма, но основная его польза вот в чём:

  • Улучшение пищеварения;
  • Избавление от дисбактериоза;
  • Очищение печени и нормализация её работы;
  • Полное очищение организма. Шлаки и токсины выводятся полностью;
  • Питание по дням предотвратит набор лишнего веса.

Некоторые люди, опасаясь лишнего веса, не притрагиваются, к примеру, к пирогам с картофелем, жаренным в масле, пусть и растительном

Если же обратить внимание на постные дни, то в выходные эта пища вполне дозволяется и совершенно не вредна для здоровья

Почему так происходит? Всё просто. Даже если в выходной день позволить себе полакомиться любимыми пирожками, все ненужные организму вещества выведутся из организма за следующие пять будних дней.

МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ ПОСЛЕ ПОСТА

Только те люди, кто действительно держал Великий пост, после его окончания могут в полной мере прочувствовать наслаждение от повседневной еды. В первые дни, по прошествии сорокадневного воздержания, обычная пища воспринимается на вкус необыкновенно «сладкой».

Те продукты, которые до поста казались обыденными, кажутся нежнейшим нектаром. Испытать подобные ощущения может не каждый. Лишь те, немногие, кто истинно воздерживался от запретной еды, способны на такое.

Ведь уже не нужно задавать себе вопрос, можно ли мне это сегодня, сейчас. Ведь как бы человек не старался, для приготовления пищи не всегда найдётся достаточно времени, а в постные дни завтра будет нельзя то, что ели сегодня.


Потому и получается, что всё питание нередко состоит из воды, орехов да сухофруктов.

Буду поститься и приду к вере?

Что такое пост духовной точки зрения жизни человека? Вспомните, как вы пришли к вере в сознательном возрасте? После поста?

Представить себе мысленно, что человек озабочен своей религиозностью. У него есть тяга, поиск Бога, и вот он решает: «Буду поститься 40 дней, и потом, что придет мне на душу, то и приму». Я таких историй не слышал никогда. В обретении веры пост в большинстве случаев, по крайней мере, из известного мне опыта, никакой роли не играл. Упражнение в посте человек верующий начинает после обретения веры, а не до.

Когда человек начинает свое движение к традиции Церкви, нередко пост является первым, с чем он сталкивается или, по крайней мере, первое, что он сам для себя выбирает. И нередко действительно многие люди приходят в церковь в Великий Пост и говорят: «Я в церковь не ходил, а вот теперь хочу». В этот Пост я услышал опять несколько подобных намерений и историй, когда люди говорили: «Все, с этого Великого Поста и я начинаю поститься, я хочу воцерковляться с этого Великого Поста». Почему?

Начало Великого Поста может оказаться точкой отсчета, с которой начнется его новая религиозная жизнь, духовная жизнь. Но чем сама важна эта точка? Но, я думаю, что все-таки в этом есть определенный резон. Мне сдается, что этот резон находится вовсе не в кругу религиозных тем. Это аскетическая тема, но она еще имеет антропологический характер.

И Пасха, и Рождество, и Великий Пост — это все части годового круга. Годовой круг — это некая кольцевая структура нашей жизни. Вся же наша жизнь представляет собой движение во времени. С христианской точки зрения время линейно. Только христианская история построила линейную картинку времени от начала бытия к концу света. Ни в какой другой культуре это линейное изменение человечества не существует, потому что в христианстве, вообще, в монотеистическом представлении есть начало и конец света.

Но обычный годовой круг — это просто круг, круговое движение времени. Очень многие культуры, многие народы, многие религии жили и живут в этом кольцевом движении времени. Церковь тоже живет в этом круговом, кольцевом движении времени. Но это и понятно, потому что сама природа жизни Земли имеет такую структуру. Это задает определенную ритмику нашей жизни. Наша жизнь опирается на это кольцо, на это годовое движение. Венец лета — так называется по-славянски «колесо времени». У кольца же где-то должно быть начало? Поэтому мы придумали Новый год. В Византии было начало индикта. В иудаизме тоже есть Новый год, в буддизме есть Новый год и так далее. Все-таки человеку нужно какие-то реперные точки, как мы сейчас говорим. Для нас неверующих Новый год является такой реперной точкой.

Начало Великого Поста, вполне возможно, стало в нашем сознании такой реперной точкой годового круга времени. И не просто годового круга, а событийного, смыслового круга. Человек вступает в круг священных событий-воспоминаний, евангельский, исторический. Но в Евангелии нет точки «Великого Поста». А в современной практике, в годовом круге, такая точка есть! Может быть, особое отношение к Великому Посту у огромного числа людей связано именно с таким отношением?

Пост и нецерковные родственники и знакомые

Родители моей невесты очень негативно настроены по поводу поста и постной пищи. С каждым днем ее родители давят на нее и заставляют есть мясо. Я уже стал причастен к этому, так они заботятся о нашем здоровье. Мы далеко не толстые и занимаемся интеллектуальным трудом. Дошло до того, что они сказали, что свадьбы не будет, если мы продолжим наши посты. Что сделать: есть мясо ради них и сохранит мир или идти на все более растущую конфронтацию и продолжать поститься по уставу?

К сожалению, в Вашем письме не отражены мотивы, побуждающие родителей Вашей невесты столь ревностно охранять ее здоровье. Если это антирелигиозное предубеждение – молитесь за них, поминайте церковно. Например, закажите сорокоуст об их здравии. Мир семейный пока лучше предпочесть посту. Но на исповеди обязательно каяться в нехранении поста, поясняя его причины. Возможно на исповеди священник, вникнув в ситуацию, даст Вам более конкретный и действенный совет.

Священник Михаил Самохин.

Можно ли во время поста отпраздновать с неверующими членами семьи юбилей отца?

Ваш отказ участвовать в семейном торжестве огорчит Ваших близких. На мой взгляд, нужно поддержать этот праздник, от всей души поздравить близкого Вам человека. Чтобы не нарушить поста, старайтесь кушать постные блюда.

Священник Александр Ильяшенко

Когда идешь в гости во время поста или постного дня что делать, если на столе почти нет постных блюд? Хозяйка может обидеться, что мы ничего не едим. Лариса

Чтобы не обидеть хозяйку, которая старалась и готовила для Вас, либо ешьте те блюда, которые являются постными, либо просто воздержитесь в пост от посещения этих людей, навестите их в другое время.

Священник Александр Ильяшенко

Скажите, пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают)

Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост.

Священник Михаил Немнонов

Великая весна церковного года — о происхождении и смысле Великого поста.

Пост – это время меняться по–настоящему Беседа священника Александра Волохова

Таинство Причащения — как к нему подготовиться, что можно кушать?


Самая меньшая длительность поста перед Причастием составляет три дня. Бывает, что человек не может выдержать эти ограничения по причине болезни или даже тяжёлой, изматывающей работы, тогда как организму требуется много калорий.

В таком случае на исповеди, которая обязательно имеет место перед причащением, нужно покаяться батюшке и в этом грехе. Чего нельзя делать, так это говорить батюшке, что постился, если пост не выдержан.

Так что же можно принимать в пищу в этот пост? Разрешается практически то же, что и в дни других постов:

  • Можно питаться овощами и фруктами;
  • Кашами из круп;
  • Варёной или запеченной рыбой;
  • Хлебом;
  • Орехами.

Можно так же кушать и сладости, такие как горький шоколад, козинаки, но потребление этих продуктов лучше ограничивать. Главное – это помнить, что в употреблении даже тех продуктов, которые разрешены, необходимо знать меру, не переедать.

Особый мир Великого Поста

Великий Пост всегда требует к себе особого отношения, особого обращения к себе требует и наша тема.

Протоиерей Андрей Лоргус

Мы можем поговорить о том, что представляет собой современная практика Великого Поста русской Церкви. Удивительно, вопросов много не только у тех, кто живет внутри Церкви, но и у тех, кто смотрит на Церковь извне, относятся к ней критично, критически относятся к сложившейся традиции и которым интересна современная жизнь русского христианства в целом, русского Православия, в частности.

Я хочу использовать свой церковный опыт, который стал складываться, когда я пришел в Церковь сразу после окончания университета.

Мое воцерковление началось в 1982 году, в обычном московском храме, достаточно многолюдном и достаточно древнем, чтобы иметь особые свои традиции. Но все-таки это происходило задолго до перестройки, и церковь жила тогда своей особенной скрытной жизнью, которая никому не была известна. Люди, которые жили рядом с храмом, проходили мимо него ежедневно на работу и с работы, не имея представления о том, что происходит внутри.

Затем я учился в семинарии. Потом служил диаконом в Николо-Кузнецком храме, намоленном храме. Храме древних московских традиций. Священником я начал служить с 1993 г. в одном из наиболее древних храмов города Москвы — Илии Обыденного. Кроме того, я служил 13 лет в психоневрологическом интернате, и это совсем иной опыт. 6 лет я служил в Высоко-Петровском монастыре, и теперь служу в храме Святителя Николая на Трех горах. Таков мой опыт. Именно им я хочу с вами поделится.

Я недаром говорю о традиции, потому что для осознания того, что такое Великий Пост, очень важно понятие «традиция». Традиция, устав или канон — это разные вещи

Когда говорим «устав или канон» — понимаем что-то обязательное. Традиция — необязательное, но это то, чем мы живем и без этого жить не можем. Без традиции жизни в Церкви нет, как нет и любой жизни. Нет семьи без традиции, нет города, ни поселка, ни деревни. Всегда, везде и всюду традиция очень важна.

Что же разрешено кушать в строгий пост

В христианстве дни поста различаются по степени строгости. В один из дней может быть разрешено одно, на второй – другое. А бывают дни, в которые совсем нельзя кушать. Самый строгий пост у христиан – Великий.

Он длится 40 суток, в которые запрещены любые развлекательные мероприятия. К тому же, есть некоторые каноны, которых необходимо придерживаться:

  • Запрещено принимать любую пищу по пятницам, а так же в день начала Великого поста;
  • Первая и последняя седмица знаменуется разрешением приёма в пищу овощей, фруктов и хлеба. В качестве питья разрешается вода.
  • В остальные дни разрешено питание мёдом, орехами и любой растительной пищей.

Что можно кушать во время поста в нестрогие дни:

  • Баклажан;
  • Кабачки;
  • Рыбу;
  • Чечевицу;
  • Овсянку;
  • Любые фруктовые салаты, конечно, не заправляя их сметаной.

Основной пищей в пост становятся растительные продукты. В основном это крупы (лучше всего конечно гречневая, пшеничная, ячневая и овсяная, так как это исконно русские виды злаков, к тому же они богаты клетчаткой, минералами).

Конечно не стоит забывать и про витамины, содержащиеся в овощах и фруктах. Главное, чтобы пост не стал причиной нарушения режима питания. Не стоит пропускать завтрак, а так же нужно помнить о том, что в пост желательно чаще перекусывать.

По причине того, что  в постном рационе отсутствует животный белок, который даёт ощущение того, что человек сыт надолго, хочется наесться чего-то существенного, особенно в первые дни. Но в таком случае об очищении можно забыть.

Наилучший вариант здесь регулярное питание, а так же включение в рацион именно крупы цельных злаков, ну и конечно бобы.

Важно помнить, что к любому ограничению в пище необходимо готовить свой организм. Для него станет жесточайшим стрессом вариант, при котором человек переедая ежедневно, вдруг резко перестанет кушать

Пользы от такой попытки очищения не будет.


С этим читают