Читать книгу онлайн: царство мертвых

В культуре

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом — могучим, зрелым мужем, восседающим на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит Цербер (на одной статуе Цербер сидит). Аид — действующее лицо комедии Аристофана «Лягушки». Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление о нём.

  • Аид появился как один из главных героев в фильмах «Битва титанов» и «Гнев титанов».
  • Аид является главным злодеем в полнометражном мультфильме «Геркулес», а также в мультсериале «Геркулес».

В компьютерных играх

  • В честь Аида назван эпизод «Пытка Аида» в компьютерной игре Assassin’s Creed Odyssey. Греческий бог присутствует в нём в качестве антагониста.
  • Аид — один из девяти главных богов в игре Age of Mythology. Он является богом тьмы и способен вызывать тени умерших воинов из ада.
  • Аид — один из героев серии игр God of War.

Аид и Персефона

Персефона была любимой дочерью Деметры (богини плодородия) и Зевса. Громовержец пообещал отдать ее в жены своему старшему брату – Аиду, но Деметра так же, как и юная Персефона, не знала об этом обещании.


Когда пришла пора, владыка Царства теней поднялся на землю и похитил прекрасную Персефону. Он силой увел ее с луга, на котором девушка собирала цветы, и спустился вместе с ней в свое царство.

Узнав о случившемся, Деметра пришла в ярость, а после ее захлестнула печаль. Она позабыла о своих обязанностях, из-за чего начался сильный голод. Обратившись к Зевсу, олимпийская богиня попросила, чтобы тот вернул ей дочь.

Громовержцу не оставалось ничего, кроме как вступить в разговор с Аидом, который был очарован своей молодой женой. Зевс попросил брата отпустить Персефону, сильно тоскующую по матери и по солнечному свету. Но бог смерти отказался.

После беседы с Зевсом он накормил Персефону гранатами, тем самым лишив ее возможности вырваться из Царства теней.

Громовержец, пытаясь отыскать реальный выход из положения, обратился к Аиду и Деметре с предложением: две трети года Персефона будет проводить вместе с матерью, а одну треть года – в мире «нижнем». Поразмыслив, бог Царства мертвых согласился на такой компромисс.

С тех пор, когда Персефона возвращается к мужу, на земле наступают стужа и холода – это Деметра тоскует о своей любимой дочери.

Этимология имени и эпитеты

Аид в значении «имя бога», видимо, является вторичным по отношению к значению «название мира мёртвых». Слово др.-греч. Ἀΐδης обычно этимологизируется из *smu-id «свидание, встреча (с предками)». Также слово Аид возводится к греческому слову «невидимый» (Ἀϊδωνεύς (Aidoneús)). Сравнивают также образ шлема Аида как шапки-невидимки и отсутствие изображений Аида в древнегреческом искусстве.

  • Агесилай («Водитель народа»). Эпитет Аида.
  • Адмет («Неодолимый»). Эпитет Аида.
  • Аидоней. Имя Аида.
  • Евбулей. Эпитет Аида.
  • Келеней. Эпитет Аида (?).
  • Климен. Одно из имён Аида.
  • Плутон. Имя Аида. Статуя рядом с Эриниями. Ему посвящён XVIII орфический гимн.
  • Полидект (Полидегмон). Эпитет Аида.
  • Скотий («Тёмный»). Эпитет Аида.
  • Хрисений («Правящий золотыми вожжами»). Эпитет Аиду в гимне Пиндара.
  • Зевс Хтоний (греч. χθόνιος (hthónios) «земной, подземный»), или же это ипостась Зевса.

Асклепий

Случай, описанный выше, наглядно свидетельствует о том, что Аид не терпит, когда кто-то ставит под сомнение его могущество, решается противиться его воле. Судьба Асклепия служит тому подтверждением. Сын бога Аполлона и смертной женщины весьма преуспел в искусстве врачевания. Ему удавалось не только лечить живых, но и оживлять умерших.

Аид был возмущен тем, что Асклепий отнимает у него новых подданных. Бог убедил своего брата Зевса поразить зазнавшегося врачевателя молнией. Асклепий умер и присоединился к числу обитателей подземного царства. Однако позже ему все же удалось вернуться в мир живых.

Интересно, что оживлять умерших способен и сам Аид. Однако бог нечасто прибегает к этому дару. Он убежден в том, что законы жизни нарушать нельзя.

Описание бога Аида

Древние греки со страхом и уважением, с настороженностью относились к богу, заведующему Царством теней (Загробным миром). Долгое время Аид ассоциировался только с упадком и смертью, однако с ходом времени представление о нем немного изменилось.


Несмотря на то, что в греческой мифологии есть несколько сказаний и легенд, в которых фигурирует бог Аид, владыку Подземного мира относят к числу божеств «второго плана». О нем не принято было рассказывать истории, его имя люди старались лишний раз не произносить, боясь накликать на себя беду.

Образ божества окутан мраком, но важно понимать, что Аид – не сама страшная Смерть, он не Дьявол, не Сатана. Он тот, кто правит в «нижнем» мире, охраняет свои территории, следит за порядком и за тем, чтобы тени (души умерших) не вернулись в мир простых смертных

В свою власть Царство мертвых получил Аид благодаря жребию. Произошло это после того, как он вместе с Зевсом и Посейдоном одолел Кроноса, победил титанов. С тех пор, спустившись под землю, Аид старается не покидать своих владений.

К тому же, олимпийские боги настроены к нему недружелюбно. В мифах он лишь дважды надолго выходил за пределы Загробного мира.

Семья и родственные связи

  • Родители: Рея, Кронос. Аид их старший сын.
  • Братья и сестры: Зевс, Посейдон, Гестия, Деметра, Гера.
  • Жена: Персефона, дочь Деметры и Зевса.
  • Дети: в большинстве источников говорится, что бог смерти был бесплоден и потомков не имел. В Суде (Свиде) указано, что Персефона родила на свет Макарию – единственную дочь Аида, которая стала божеством блаженной смерти.

Сердце на весах

Древние египтяне почитали Анубиса, бога, которого изображали в виде человека с головой шакала. Интересно, почему именно шакал стал символом подобного божества? Шакал — мелкий хищник, по внешнему виду напоминающий волка. Нельзя сказать, что это очень опасное для человека животное. Однако есть особенности, делающие этого зверя одним из символов смерти. Во-первых, в рационе шакала заметное место занимает падаль, во-вторых, этот зверь издаёт резкий вой, напоминающий вопль отчаяния, а в-третьих, шакал необыкновенно хитёр и дерзок. Анубис — проводник душ умерших в загробный мир, а также участник суда Осириса. Именно Анубис держит в своих руках весы Истины, на одной из чаш которых лежит сердце покойника, а на другой — перо богини Маат, символ справедливости. Если сердце человека столь же лёгкое, как и перо, то умерший отправляется в рай — прекрасные и плодоносные поля Иару. Если же сердце тяжелее пера Маат, то покойника ждёт незавидная участь — его пожрёт Амат, чудовищный лев с головой крокодила, т.е. Случится смерть после смерти, на этот раз окончательная и бесповоротная.

Сине-белая Хель

У древних скандинавов миром мёртвых правила Хель, дочь коварного бога Локи и великанши Ангробды из Железного леса. Выглядит Хель весьма непрезентабельно — высокого роста, половина тела — черно-синяя, половина — мертвенно-бледная. В некоторых версиях мифа есть упоминание о том, что бедра и ноги Хель покрыты трупными пятнами. Очевидно, внешний облик Хель — как и, например, представление смерти в виде скелета — это перенесение черт трупа на образ самого бога смерти. Царство Хель — Хельхейм — место довольно унылое: там темно и холодно. Правда, не все умершие попадают в царство сине-белой Хель. Скандинавская мифология создала образ так называемой Валгаллы — своеобразного рая для доблестных воинов. Под руководством Одина они каждый день сражаются, убивая друг друга. Но лишь завершается битва — и павшие воскресают, чтобы, сев за один стол со своими победителями, начать пир. Воины — люди, несущие смерть, но и сами рискующие своей жизнью, — в итоге как бы побеждают смерть, вечно умирая и воскресая.

Внешний вид, атрибуты власти

Как выглядит правитель мрачного королевства? Древние греки не приписывали богу Аиду сатанинских черт. Он представлялся им как зрелый бородатый мужчина. Самый известный атрибут правителя царства мертвых – шлем, благодаря которому он мог становиться невидимым, проникать в различные места. Известно, что этот дар преподнесли Аиду циклопы, которых он освободил по распоряжению Громовержца.

Интересно, что часто встречается изображение этого божества с головой задом наперед. Это связано с тем, что Аид никогда не смотрит в глаза собеседнику, так как они у него мертвые.

Также брат Зевса и Посейдона владеет скипетром и трехглавым псом. Цербер стережет вход в подземное королевство. Еще один знаменитый атрибут Аида – двузубые вилы. Передвигаться древнегреческий бог предпочитал на колеснице, запряженной черными конями.

Некоторые места в Загробном мире:

  1. Стигийские болота, где утопают грешные души;
  2. Река Лета, в ней течет вода забвения;
  3. Равнина Леты;
  4. Флегетон – подземная река;
  5. Амсанкт – озеро, через которое, как говорится в преданиях, появлялась возможность проникнуть во владения бога смерти;
  6. Амелет – одна из центральных рек Загробного мира;
  7. Река Воплей или Какит;
  8. Огненная река Пирифлегетон;
  9. Асфоделивые луга (поля, равнины), по которым, не зная горя и печали, бродят светлые тени, испившие воды из реки забвения.

Кроме упомянутых персонажей древнегреческих мифов и самого хозяина мира теней, в «нижнем» царстве обитают различные существа.

Здесь живет Аскалаф, присматривающий за полями и лугами.

Гигантская страшная Гидра, у которой пятьдесят ртов, обитает возле Тартара. Поселились в мрачном мире Танатос – божество смерти, Гипнос – божество сна, различные нимфы и иные волшебные создания.

Волшебные предметы

  1. Золотой трон, стоящий в центральном зале «нижнего» мира. В легендах упоминается, что его выковал для Аида сам Гермес.
  2. Гигантская колесница, запряженная четырьмя черными скакунами. На ней правитель «нижнего» мира путешествует по своим владениям или выезжает за пределы своих земель.
  3. Магический шлем или шапка, созданная из шкур животных. С помощью этого предмета можно стать невидимым. Аид получил вещь в подарок от циклопов после того, как по приказу Зевса освободил их. Примечательно то, что шлем-шапка входит в число тех атрибутов, которые фигурируют в различных сказаниях и которыми пользуются другие боги, герои мифов.
  4. Длинный скипетр или жезл, увенчанный фигуркой трехголового пса.
  5. Внушительных размеров рог «изобилия», наполненный или драгоценными камнями и золотыми монетами, или фруктами, злаками и овощами.
  6. Двузубец.

Окружение Аида


Геракл облачённый в львиную шкуру, совершив 11-й подвиг, приводит трёхглавого пса Цербера к царю Арголиды Еврисфею, который от страха спрятался в кувшине. Чернофигурная вазопись

  • Аскалаф — садовник Аида.
  • Ахеронт.
  • Гелло — некое чудовище, живущее в подземном мире.
  • Гидра — с 50 пастями, сторожит порог Тартара в Аиде.
  • Горгира — мать Аскалафа.
  • Евклей (Эвклей). На орфических золотых пластинках имя некоего подземного бога.
  • Еврином. Согласно эксегетам в Дельфах, демон в Аиде, пожирает мясо умерших, оставляя им одни кости. Ни «Одиссея», ни «Миниада», ни «Возвращения» в рассказе об Аиде не упоминают его. Изображён на картине Полигнота в Дельфах.
  • — чудовище, страж циклопов в Тартаре. Убита Зевсом..
  • Цербер — трёхглавый пес, на шее которого находятся змеи. Сторожит выход, не позволяя умершим возвращаться в мир живых.
  • Левка.
  • Минфа.
  • Оркус — божество, порождено Эридой. Наказывает лгущих при клятве. На пятый день месяца Эринии пестуют его. Орк — также эпитет самого Аида.
  • — нимфа из Аверна, родившая Ахеронту сына Аскалафа.
  • Харон — перевозчик душ умерших.
  • Эмпуса.
  • Танатос — бог Смерти.
  • Макария — богиня Блаженной Смерти, дочь Аида и Персефоны, согласно Суде.
  • Минос и Радамант — судьи, сидят у трона Аида.
  • Гипнос — бог Сна.

Характер бога царства мертвых

Божество из Древней Греции наделено противоречивым характером. С одной стороны, Аид – суров и непреклонен. С ним невозможно договориться, он не идет на уступки, не чувствует сострадания или жалости. С другой, этот бог тепло и радушно встречает новые души, а также готов помогать людям, даруя плодородие из глубины земли.

В представлении древних греков старший из сыновей Кроноса и Реи был отстраненным, холодным, погруженным в свои мысли. Но, несмотря на мрачный образ, Аида не считали воплощением зла, коварства, хитрости. Ему чужда ненависть, но он знает, что такое любовь.

Во многом характер Аида смягчился после того, как произошло его слияние с другим божеством – Плутосом. Этот древнегреческий бог олицетворял богатство, достаток и не был связан с темными эмоциями.

Когда два персонажа соединились, про Аида стали говорить, что он владеет несметными сокровищами, запрятанными в Подземном мире. При этом он был готов поделиться ими с теми, кто искренне обращается к нему за помощью.

Королевство

Что можно рассказать о царстве бога Аида? Древние греки не сомневались в том, что это очень мрачное и темное место, находящееся глубоко под землей. На территории этого королевства много пещер и рек (Стикс, Лета, Коцит, Ахерон, Флегетон). Лучи яркого солнца никогда не проникают туда. Над заросшими полями носятся легкие тени умерших, и стоны несчастных напоминают тихий шелест листьев.

Когда человек готовится распрощаться с жизнью, к нему отправляют вестника Гермеса в крылатых сандалиях. Он проводит душу к берегам мрачной реки Стикс, которая отделяет мир людей от царства теней. Там умерший должен терпеливо дожидаться лодки, находящейся под управлением демона Харона. Он представляется как седой старец со всклокоченной бородой. За переезд необходимо заплатить монету, которая традиционно клалась под язык покойника в момент погребения. Того, у кого нет денег для оплаты проезда, Харон беспощадно отталкивает веслом. Интересно, что грести умершие, переправляющиеся через Стикс, вынуждены самостоятельно.

Какие еще подробности о королевстве мертвых известны из мифологии? Бог Аид принимает своих подданных в главном зале своего дворца. Он восседает на троне, который изготовлен из чистого золота. Некоторые источники утверждают, что создателем трона является Гермес, другие же опровергают этот факт.

Царство бога Аида

«Нижний» таинственный мир носит имя своего владыки – Аид. Он располагается глубоко под землей, живому человеку попасть в него непросто. Души умерших ко входу на территорию бога смерти обычно провожал Гермес.

В редких случаях их могла сопровождать Ирида – радужная посланница богов. Она также имела право спускаться в Подземный мир и некоторое время безнаказанно находиться там.

Во владениях бога смерти есть реки и болота, озера, пустоши, равнины и луга. В одних местах здесь царят тишина, покой и забвение, в других – холод, темнота, слышатся стоны и крики страдающих после смерти грешников.


Ступить на земли Аида можно, только перебравшись через черные бурные воды реки Стикс (в другой версии – реки Ахерон – реки смерти).

Старый Харон на своей лодке переправляет с одного берега на другой тени, однако на борт он пускает лишь тех, кто готов заплатить. Ворота в Загробное царство охраняет свирепый, преданный Аиду демонический пес с тремя головами – Цербер.

Есть также предположение, что существует три незримых двери, ведущие в Аид:

  • Первая находится в Пилосе: в храме, выстроенном в честь божества;
  • Вторая – на Тенарском мысе;
  • Третья – на берегу озера Аверн.

Страшный суд над душами вершится за воротами царства. Оценивают прижизненные поступки такие древнегреческие персонажи, как Радамант, Минос и Эак.

Если человек совершал лишь благие деяния, ему дают испить волшебной воды из реки забвения. После этого тень забывает о прошлом. Грешников же обрекают на муки и страдания.

Персефона

Бог Древней Греции Аид женился на прекрасной Персефоне. Юную дочь Зевса и Деметры он заметил тогда, когда она бродила по лугу и собирала цветы. Аид влюбился в красавицу и решился на ее похищение.

Расставание с дочерью стало настоящей трагедией для богини плодородия Деметры. Утрата оказалась столь велика, что она забыла о своих обязанностях. Громовержца Зевса всерьез встревожил голод, охвативший Землю. Верховный бог распорядился, чтобы Аид вернул Персефону матери. Правитель подземного мира не пожелал расставаться с супругой. Он вынудил жену проглотить несколько гранатовых зерен, в результате чего она уже не могла покинуть царство мертвых окончательно.

Стороны вынуждены были прийти к соглашению. Зевс рассудил, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а оставшуюся часть времени – с мужем.

Мифология Править

Согласно Гесиоду, когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех своих детей (по версии Гигина, он был сброшен отцом в Тартар).

Памятник Аиду

По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека. В олимпийской мифологии Аид является одним из двенадцати олимпийцев, а также входит в число трёх основных богов, поделивших между собой мир после войны с титанами.

Миф Аида, как бога нежеланного, страшного, небогат подробностям

Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти и представляет его лично стерегущим врата своего царства (πυλάρτης).

Аид в мультепликации

В различных сказаниях упоминается волшебная шапка (шлем) Аида (Ἄϊδος κυνέην — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего её невидимым (аналогично «шапке-невидимке» из русских и немецких сказок). Она была подарена Аиду циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их. Этой шапкой пользовались также Зевс — во время битвы с титанами; Персей, убивая Медузу Горгону; Афина, помогая Диомедупротив Арея, чтобы не быть узнанною последним; в гигантомахии эта шапка покрывает голову Гермеса.

Скипетр Плутона изображает трёх псов. У Гераклита Аид отождествлялся с Дионисом.

Аид и Персефона Править

Аид похищает Персефону

Мрачный Аид — олимпийский бог, хотя и находился постоянно в своих подземных владениях. Поднимался наверх он только по делам, или же когда не мог побороть в себе очередное любовное увлечение. Аид царствовал вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Похищая Персефону, он появился на запряжённой четвёркой лошадей колеснице Миф этот у Гомера не упоминается и локализовался в различных местах древнего мира, особенно в Элевсине и на острове Сицилия, где, как считалось, и произошло похищение.

Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире. Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом

Прочие Править

Геракл

Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея, но был ранен Гераклом(слово Пилос созвучно «вратам»). За это в Пилосе поклонялись Аиду и был его храм. По описанию «Илиады», Геракл ранил Аида в плечо, бог должен был покинуть своё царство и отправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону.

Существует мнение, что это место из «Илиады» относится к другому мифологическому эпизоду: Геракл сразился с ним у врат преисподней, когда отправился похитить для Еврисфея из царства мёртвых стража Аида — адского пса Цербера.

Тесей и Пейрифой

Пейрифой, в ответ на помощь в похищении Елены, попросил Тесея помочь похитить жену Аида Персефону, чтобы жениться на ней самому. Герои спустили с царство мёртвых и потребовали от Аида отдать Персефону. Аид не показал гнева, но предложил героям присесть на трон у входа в царство. Оказавшись на троне, они тут же приросли к нему (по другой версии — их опутали змеи). Тесею удалось освободиться, когда в Аид спустился Геракл, а Пейрифой навсегда остался в царстве мёртвых, наказанный за своё нечестивое желание.

Сизиф

Аид никому из своих подданных не разрешал покидать его царство, однако он был обманут хитрецом Сизифом, ускользнувшим однажды из царства мёртвых.

Орфей и Эвридика

Аид упоминается в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей умершей женой Эвридикой. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, и они согласились отпустить Эвридику. Однако, выводя её из царства мёртвых, Орфей по пути оглянулся на неё, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась там.

Асклепий

Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвлённый Аид заставил Зевса убить Асклепия молнией.

Смерть и сон

Поскольку древнегреческая мифология хорошо известна современному человеку, мы коротко расскажем о её богах смерти. Это властелин царства мёртвых Аид, проводник душ в загробный мир Гермес (он же — бог торговли, плутовства, обмана, воровства и красноречия, в общем, довольно многофункциональное божество), а также непосредственно бог умирания — Танатос. Среди прочих богов Танатос не пользуется уважением, кроме того, считается, что он равнодушен к жертвам, приносимым человеком, ибо смерть, как известно, неумолима. Танатос — брат Гипноса, бога сна. Греки часто изображали их — смерть и сон — рядом, в виде белого и чёрного юношей. Чёрный держал в руке погасший факел, символ закончившейся жизни. «По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела, носятся бесплотные лёгкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали», — так описывает царство Аида Николай Кун в книге «Легенды и мифы Древней Греции». Малоприятное место, в которое жизнелюбивые греки совершенно не хотели попадать.


С этим читают