Великие боги неба: праотцы и творцы

Обличие


Аватарой (или воплощением бога на земле) Тота считалась птица ибис. Однако сегодня пернатых этого вида (по научному называвшихся лесными ибисами) уже не существует, так как их вытеснили другие птицы. До сих пор исследователи не могут точно ответить на вопрос о том, почему покровителем мудрости и знаний был выбран именно ибис. Возможно, древние египтяне наделили такими полномочиями птицу за какие-то черты её характера или же в связи с тем, что её перьями пользовались для письма.

Еще одним священным животным бога Тота являлся павиан. Сегодня, конечно же, мало кто согласится с тем, что эти обезьяны отличаются мудростью, однако жители Древнего Египта, впрочем, как и китайцы и индийцы, были уверены в высоком интеллекте упомянутых животных.

Как бы то ни было, бог Тот на большинстве изображений предстает с головой ибиса.

№2. Его самая важная роль была в «взвешивании сердца».

Анубис сыграл несколько ролей в древнеегипетской мифологии. Он был защитником могил и кладбищ. Поскольку мертвых обычно хоронили на западном берегу Нила, Анубиса называли хент-иментиу, что означает «передовой из западных жителей». Анубис ассоциировался с мумификацией, из-за чего его называли jmy-wt, что означает «тот, кто находится в месте бальзамирования». Анубис был наиболее заметно связан с загробной жизнью. Именно здесь затрагивается большая часть самой распространенной мифологии, связанной с ролью Анубиса. Анубис направлял людей из мира живых в загробную жизнь. Однако, его самая известная роль была в «Взвешивании сердца». Древние египтяне верили, что в вашем путешествии по подземному миру вы попадете в «Зал Маата», где ваше сердце будет измерено по шкале, противоположной «перу правды» Маата. Анубис взвесит сердце умершего человека. Если сердце взвешивания легкое, душа будет проведена в жизнь после смерти; однако, если оно окажется тяжелее, египетская демоница Аммут проглотит его, и это станет концом загробной жизни человека.

Анубис на процедуре «Взвешивания сердца»

Примечания

  1. Ellie Crystal.  (англ.). Crystalinks. Дата обращения 2 апреля 2016.
  2. Jenny Hill.  (англ.). Ancient Egypt Online. Дата обращения 2 апреля 2016.
  3. ↑ , с. 416.
  4. , Введение, с. 2.
  5. , Введение, с. 3.
  6. , Введение, с. 4.
  7. ↑ , с. 148-149.
  8. ↑ , с. 3.
  9. , Ермополь, с. 16.
  10. Тураев Б. А. Тот, древнеегипетский бог // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. ↑ , Ермополь, с. 15.
  12. ↑ , с. 147.
  13. Wolfgang Helck. Kleines Lexikon der Ägyptologie. — 4. — Wiesbaden: Harrassowitz, 1999. — ISBN 3-447-04027-0.
  14. ↑ , с. 2.
  15. ↑ , с. 148.
  16. ↑ , с. 419.
  17. , с. 151.
  18. , с. 152.
  19. Adolf Erman. Die Aegyptische Religion. — Berlin: Reimer, 1909.
  20. , с. 420.
  21. Hans Bonnet. Lexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. — 3, unveränderte Auflage. — Hamburg: Nikol, 2000. — ISBN 3-937872-08-6.
  22. ↑ , Ермополь, с. 22.
  23. , Ибис. — Тот. — Имя, с. 8.
  24. , Ибис. — Тот. — Имя, с. 10.
  25. , Ермополь, с. 23.
  26. , с. 420-421.
  27. Н. Н. Швец. Словарь египетской мифологии. — Москва: Центрполиграф, 2008. — С. 159—162. — 256 с. — ISBN 978-5-9524-3466-0.
  28. ↑ , Культ Тота, с. 112.
  29. , Культ Тота, с. 113.
  30. , Культ Тота, с. 119—120.
  31. , Культ Тота, с. 116—117.
  32. , Культ Тота, с. 118.
  33. Jaroslav Černý. Thoth as Creator of Languages (англ.) // Journal of Egyptian Archæology. — 1948. — No. 34. — P. 121—122.

Тот – бог-мудрец

В древнеегипетских текстах рассказывается мифологическая история, согласно которой бог Тот был великим правителем мира в незапамятные времена. Он правил в так называемую Эпоху Божеств, владел тайными знаниями, некоторые из которых дари людям, что служат ему. 

Порой Тота называют Атлантом, что служит прямой ассоциацией с цивилизацией загадочной Атлантиды. Если верить легендам, именно этот бог обучил народ этого таинственного края наукам и искусству, в которых атланты достигли небывалых высот.


У Тота было несколько священных животных, что повлияло и на изображения этого бога. Не секрет, что в Древнем Египте многие божества имели звериные черты, то же самое можно сказать и о Тоте. На ранних фресках он предстаёт человеком с головой птицы ибиса. Египтяне считали ибиса символом рассвета, оккультных наук, разлива Нила и новой жизни. 

Более поздние изображения Тота показывают нам ещё одно божественное животное, павиана. Нередко бог изображался этой обезьяной, в которой сочетаются энергия и сообразительность, отвага и преданность своему семейству или хозяину. В храмах Тота священные павианы олицетворяли своего бога, получая не только пищу и необходимы уход, но и почитание людей.

Тота часто называют лунным божеством и покровителем магов

Внешность и популярность Тота

Тота изображали человеком с головой птицы ибис. В руке он держал принадлежность для письма. Кроме ибиса еще одним священным животным Тот был павиан, поэтому бога изображали также с головой мудрой обезьяны, в некоторых случаях – павиан просто сидел рядом со своим богом.

Имя Тот стало «популярным» у фараонов. В честь него называли могущественных правителей. Сразу несколько фараонов из самой знаменитой XVIII династии (Эхнатон, Хатшепсут, Тутанхамон) называли Джехутимесу. Так звучало это имя по-египетски, но более известное и привычное – Тутмос. XVIII династия насчитывает четырех фараонов с именем Тутмос, которое дословно переводится, как «рожденный богом Тот».    

Древние греки отождествляли Тота с Гермесом, в результате возник новый мифологический образ — Гермес Триждывеличайший. Все, что создавал Интеллект и Разум, приписывали Тоту. Он, создатель календаря, подсказал людям, как им пользоваться и вести счет дням. Он дал египтянам знания, научил их врачевать и покровительствовал наукам.

№10. Современные изображения Анубиса в массовой культуре не соответствуют его истинному образу.

В современных представлениях Анубис часто в лучшем случае страшная, могущественная фигура; и в худшем случае злодейская. В последние несколько десятилетий он приобрел популярность в массовой культуре. Эти современные изображения часто играют роль Анубиса как бога мертвых и загробной жизни в более агрессивной или иной злой роли, чем в египетской мифологии. Однако в классической египетской мифологии Анубис имеет гораздо более нравственную репутацию . Он является союзником Осириса, чей миф о воскрешении представляет большой интерес для ученых из-за его потенциального влияния на другие системы убеждений. Кроме того, в то время как современные живописания приписывают Анубису нечто сатанинское, на самом деле, в египетском пантеоне, его истинный расклад гораздо ближе к более разумной фигуре, которая находится в центре египетских представлений о смерти и загробной жизни; и концепции морали.

Осирис

Осирис — первый египетский бог смерти. По легендам, это было божество не только загробного мира, но и сил природы. Именно ему египтяне обязаны за навыки виноделия, добычи руды, земледелия, строительства и врачевания.


Отцом Осириса был бог земли Геб, а матерью — богиня неба Нут. По одной из легенд, он даже был фараоном Египта. Люди почитали его, ведь, прежде чем забрать кого-то в мир мертвых, он судил за все прегрешения, совершенные человеком в жизни, и славился своей справедливостью. У Осириса был злобный брат Сет — бог пустыни. Он обманом заставил Осириса лечь в заколдованный саркофаг, запер его там и сбросил в воды Нила. Но верная жена Исида отыскала его и зачала от него сына Гора, который потом отомстил за отца. Осириса собрали по частям, и бог солнца Ра воскресил его. Однако божество не захотело возвращаться на землю. Осирис отдал царствование своему сыну Гору, а сам отправился в загробный мир, где вершил правосудие.

Древние египтяне изображали Осириса в виде мужчины с зеленой кожей, фигуру которого обвивала лоза. Он олицетворял собой природу, которая умирает и возрождается. Однако считалось, что во время умирания бог не терял свою силу оплодотворения. В Древнем Египте Осириса отождествляли с греческим богом виноделия Дионисом.

№6. Его культовым центром был Синополис в Верхнем Египте.

Хотя он не появлялся во многих мифах, Анубис был чрезвычайно популярным Богом в Древнем Египте. Поскольку древний египтянин уделял много внимания смерти, Анубис собрал свою группу последователей, посвященных, в частности, поклонению ему. Поскольку именно Анубис судил в загробной жизни, вероятно, считалось, что поклонение ему приведет к тому, что тело умершего будет уважаться после смерти, а его душа будет защищена в загробной жизни. Когда Анубис подготовил мумию Осириса в мифе, он стал покровителем бальзамировщиков. Кроме того, деревянные маски, выполненные для напоминания Анубиса, использовались священниками при проведении ритуалов. Амулеты бога были также распространены. Синополис (в переводе с греческого «город собаки») в Верхнем Египте был домом для культа Анубиса. Однако в древнем Египте были святыни, и ему поклонялись по всей стране. Когда греки получили влияние в регионе, Германубису, слиянию Анубиса с греческим богом Гермесом, также широко поклонялись.

Египет

Татенен – «поднимающаяся земля», значим в древнеегипетской мифологии, демиург. Сотворивший богов, мир земли и людей из первобытного хаоса. Связывает циклы времени с земледелием. Позднее стал ассоциироваться с богом Птахом.

Нехебкау – египетский бог времени, покровитель умерших, ожидает человека у входа в царство мертвых чтобы соединить его жизненную силу, выходящую из физического тела с его вечной Душой.

Изображался в образе змеи или человека с головой в виде змеи, двух змей.


Считался богом-защитником Ра, в других источниках, наоборот, врагом бога Солнца. Его культ был связан с празднованием Нового года и обрядом коронации фараонов.

Культ и места почитания

Основным центром почитания Тота был Шмун, или Эшмунен (Гермополь Великий). Именно в этом городе находился главный храм Тота.

Однако, его почитали в той или иной степени и по всему Древнему Египту. Храмы Тота также были в: Бахе, Пер-абе, Урите, Та-уре, Талмисе, Пселкете, Сепе, Хате, Иа-джа-Мутете, Имен-хери-ибе, Та-кенсе, Рехуи, Хесерте и Абидосе.

В эпоху Третьего переходного периода и Позднего Царства Гермополь становится столицей Египта, что позволяет культу Тота выйти на новый уровень. В честь Тота в Гермополе миллионы ибисов были подвержены мумификации.

Культ в Гермополе

Поскольку египетская религия всегда сохраняла определённую региональность поклонений, наиболее торжественным и глубоким был культ Тота в Гермополе. О его глубине, в частности, говорит то, что первым в списке жреческих титулов Тотготпа I, местного номарха, значится «великий пяти в храмах Тота юга и севера», и спустя два тысячелетия в списке номов из Идфу гелиопольский жрец назван «великим пяти, первым обоих престолов, совершающим обряды ка его» (подразумевается Тот). Под «пятью» подразумеваются Тот и ещё 4 члена гелиопольской огдоады божеств, аналогично в других городах верховные жрецы носили титулы, отождествлявшие их с местными верховными богами: у главного жреца в городе Мемфис был титул «великий руководитель работ», а аналогичное лицо в городе Танис имело звание «владыка правды».

Считается, что Тоту был посвящён целый квартал в Гермополе, названный в честь священного «огненного озера», вероятно, там также находился и некрополь.

Общеегипетский культ

О почитании Тота фараонами немало говорит Папирус Харриса (завещание фараона Рамсеса III): сразу после перечисления даров Фивам, Мемфису и Гелиополю идёт описание поклонений богу Шу, а следующим в списке является уже Тот. Согласно тексту, Рамсес построил ему огромный храм, который снабдил множеством даров, включая рабов. Из папируса можно заметить, что Тоту посвящён более подробный текст, и даны более щедрые дары, чем другим региональным богам, таким как Хнум или Хатхор.

Мифология

Осирис под опекой Анубиса и Гора. Фрагмент росписи гробницы Хоремхеба.

Жена Сета по имени Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его супруги Исиды, зачала от него сына. Опасаясь гнева мужа, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его с помощью собак нашла Исида и вырастила. После Анубис вместе с Исидой ищет тело Осириса, охраняет его от врагов, в некоторых версиях мифа — погребает его, присутствует на суде Осириса.

Осуждённого Сета, обернувшегося в пантеру, боги решили сжечь, а Анубис снял шкуру с Сета и надел на себя. Затем он отправился в святилище Осириса и калёным железом выжег на шкуре свой знак. В память об этой легенде жрецы Анубиса-Имнута набрасывали шкуру леопарда на правое плечо.

Жрецы Гелиополя считали Анубиса последним из числа Эннеады, сыном Нефтиды и Сета. Женой Анубиса считалась богиня Инпут, которая иногда почиталась женской формой Анубиса. Его братом был Бата, что отразилось в «Сказке о двух братьях». Дочерью Анубиса была Кебхут.

В глубокой древности Анубис был космическим богом и олицетворял какую-либо фазу ночного мрака, отчего запад — обиталище мёртвых — был его царством.

В поздний период с Анубисом стали отождествлять чёрного пса (одного из богов Дуата) Исдеса., кто в Легенде об Осирисе помогал искать Сета. Греки отождествляли Анубиса с Гермесом (как проводник мёртвых в Загробный мир), иногда с Кроном.

Анубис

Анубис — еще один бог смерти у древних египтян. Он был сыном Осириса и его помощником. Анубис провожал души умерших в подземное царство, а также помогал отцу вершить суд над грешниками.

До того как в Древнем Египте появился культ Осириса, именно Анубис считался главным богом смерти. Его изображали в виде человека с головой шакала. Это животное было выбрано не случайно. Египтяне считали, что шакалы — предвестники смерти. Эти хитрые животные питались падалью, а их вой напоминал крики отчаянных.

В руках у Анубиса были весы Истины. Именно они решали судьбу душ умерших. На одну чашу весов клали перо богини Маат, которое было символом справедливости, а на другую — сердце покойного. Если сердце было таким же легким, как перо, то человек считался чистым духом и попадал в райские поля. Если же сердце было тяжелее, то умерший считался грешником, и его ждала ужасная кара: чудовище Амат (существо с головой крокодила и телом льва) поедало сердце. Это означало, что существованию человека пришел конец.

Анубис считался также покровителем некрополей и создателем погребальных ритуалов. Его называли богом бальзамирования и мумификации.


С этим читают