Бог богатства

Славянские боги богатства

В языческой Руси считался богатым и удачливым тот человек, у которого имелся огромный скотный двор, проще говоря, богатство мерилось скотом. Для увеличения своего состояния люди молились Велесу – богу богатства, в народе его называли скотным богом.


Писание гласит, что именно Велес привел мир в движение. Появились такие понятия, как день и ночь, времена года, плохое и хорошее. Велес научил людей ценить то, что есть, и добиваться большего, преодолевая трудности.

Для привлечения удачи от бога богатства у славян было принято оставлять пожертвования ему или, можно сказать, дань от всего, что прибавлялось в их жизни. Был ли это урожай, собранный осенью или выгодная торговая сделка. Пожертвование приобретенным считалось гарантом покровительства Велеса в будущем.

Славяне представляли языческого бога богатства по одним источникам:

  • мужчиной, одетого в бычью шкуру;
  • богато одетым старцем с бородой из пшеницы.

После крещения на Руси функции Велеса были перенесены людьми на святого Николая Чудотворца, образ которого и на сегодняшний день схож с описанием в сказках и летописях с богом Велесом.

Богатство и успех в Библии

Тема успеха в Библии очень хорошо обозначена в 1 псалме Давида. Муж (человек), который не ходит (держится подальше от) нечестивых и размышляет о законе Господнем день и ночь, будет «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1:3).

В Ветхом Завете связь между успехом и достатком в сознании людей более чем прямая: богат – значит, праведен, любим Богом. Новый Завет добавляет в тему новые грани. В притче о богатом и Лазаре, согласно церковной традиции толкования, богач был осужден на муки не из-за богатства, а из-за того, что не делился своим достатком, забыв, что это тоже дар Божий.

Иногда новоначальных смущает место в Евангелии от Луки, которое в некоторых переводах звучит как «блаженны нищие» (Лк. 6:20). И далее у Луки идет обличение богатых. Хотя в других переводах этого Евангелия появляется добавление «духом», включая церковнославянский.

При этом, если мы обратимся к параллельному месту в Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея, мы встретим однозначное «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3), то есть смиренные, а не те, чей дух беден.

Так есть ли в самих деньгах грех? Разрешить это противоречие может объяснение преподобного Ефрема Сирина: ««Горе вам, богатые» (Лк.6:24). Заметь, что Господь не окончил (Своей речи) этим словом, дабы не прилагали сие (изречение) ко всем богатым. Подобно тому, как, сказав: «блаженны нищие в духе своем» (ср. Мф.5:3), прибавкой «в духе своем», указал, что это слово не должно быть распространяемо на всех (бедных); но говоря: «горе вам, богатые» (Лк.6:24), – обозначил тех, которые ничего иного, кроме богатства, не ищут».

Если вспомнить также похожие места из Евангелия, то становится ясно, что Господь призывает «Богатеть в Бога» (Лк. 12:21) и не опираться на деньги : именно надеющемуся на богатство «трудно войти в Царствие Божие» (Мк. 10:24). А притча о талантах (хотя, конечно, понятно, что она не столько о деньгах, сколько о способностях) напоминает, что каждому <дается> по силе его (Мф. 25:15), по тому, сколько человек может вместить.

Желайте людям удачи и ничего не бойтесь!

Итак, мы разобрались с несуществующими демонами, но остался основной вопрос, а можно ли желать православным удачи?

Даже Библия, если взять новый русский перевод, содержит слово удача в положительном значении:

Но давайте немного пофантазируем. Допустим, произошло такое стечение обстоятельств, что был некий демон, и сегодня его именем называют удачу. Или он сам отвечал за то, чтобы людям везло.

И вот Вы от всего сердца желаете близкому человеку удачи в каком-то деле. Вы хотите, чтобы он достиг успеха. Но одних человеческих усилий часто мало. Столько обстоятельств влияют на нашу жизнь! Всего не предугадать. Потому и говорим: «Бог в помощь» — ибо человеку такая помощь никогда не бывает лишней.

Важно не что ты говоришь, а какой смысл в это вкладываешь. А можно сказать абстрактно: «Удачи тебе»

И кто вправе обвинить сказавшего в том, что он здесь приплёл какого-то демона, о котором даже не в курсе? Важно не то, что мы говорим, а какой смысл в это вкладываем

А можно сказать абстрактно: «Удачи тебе»

И кто вправе обвинить сказавшего в том, что он здесь приплёл какого-то демона, о котором даже не в курсе? Важно не то, что мы говорим, а какой смысл в это вкладываем

Мы называем заболевания венерическими, но разве мы подразумеваем при этом римскую богиню любви или вторую от Солнца планету? Нет. Слова даже с одинаковыми корнями могут иметь разные значения.

Вот и отец Владимир (Головин) на видео ниже говорит, что важна суть фразы, а не её потайные значения:

Ссылка на видео:


Но при этом батюшка предупреждает, что слово «удача» надо правильно понимать. Удача — это не тогда, когда я сижу и жду, что что-то случится за меня. Удача — это успех, который достигнут в том числе и при помощи своих усилий.

Христианин — не пассивный человек, а тот, кто действует. Тот, чьи слова и поступки не расходятся друг с другом. Он понимает удачу как дополнение к своим усилиям, некую гарантию, Божью волю на то, что всё в итоге получится самым благополучным образом.

Кроме того, удача не подразумевает судьбу. Христиане в неё не верят. Она подразумевает, что всё в руках Божьих и человечьих. Желайте людям удачи и ничего не бойтесь!

Деньги как «благодать»

Вторая ипостась: Деньги как «благодать», исходящая от бога мамоны. Эта «благодать» — также достаточно трудно постигаемое понятие. Такая «благодать» — нематериальна, подобна нисходящему с неба на поклонника мамоны «духу», «энергии». Иногда эту благодать называют «богатством». Богатство — не только сумма материальных предметов, находящихся в собственности (владении) человека. Это, в первую очередь, духовное самоощущение человека. Он обязательно должен испытывать чувство своего возвышения над остальными. И материальное имущество тут вторично, главное — ощущения! «Благодать» наполняет его невообразимой радостью, может даже приводить в состояние религиозного экстаза.

Правда, особенностью денег в этой второй ипостаси является то, что «дух» должен постоянно прибывать. Философ времен античности Сенека Младший говорил: «Условия богатства два: иметь необходимое, второе — уметь довольствоваться им». Разъясняя эту мысль, он добавлял: «Не тот беден, у кого мало, а тот, кто хочет большего». Иначе «благодать» перестает быть «благодатью». Если поток «благодати» снижается, это воспринимается как постепенная утрата благосклонности со стороны мамоны. Человек может увеличивать количество вещей, находящихся в его собственности (владении), но при этом чувствовать себя беднеющем! Таковы непростые, можно сказать, коварные законы духовной жизни последователей мамоны. Состояние эйфории кончается и сменяется тревогой. Если поток «благодати» прерывается, это уже рассматривается как страшное «наказание» со стороны мамоны. Беспокойство и тревога перерастают в истерику, беснование, ярость. Финалом такого «религиозной истерики» может стать суицид. Еще раз подчеркнем, что «благодать» не имеет ни малейшего отношения к нашему материальному миру. Это некая абстракция, имеющая числовое (математическое) выражение. Например, мы можем слышать, что на такую-то дату богатство олигарха N составляет 10 млрд. долларов. В результате падения фондовых индексов это богатство может снизиться, скажем, на 50%. Весь материальный мир (заводы, фабрики, отели и рестораны и другие объекты движимого и недвижимого имущества) никаких физических изменений при этом не претерпел. Однако, при этом нематериальная «благодать» снизилась на 5 млрд. долларов.

Или, например, имущество того же олигарха N за год увеличилось с 10 млрд. до 20 млрд. долл., т.е. в 2 раза. Можно ли считать, что он стал богаче? Трудно, сказать. Если, скажем, за тот же год имущество его конкурента олигарха Х увеличилось в 3 раза, то можно уверенно сказать: олигарх N стал чувствовать себя беднее и оставленным богом мамоной.

Поклонники мамоны страшно боятся гнева этого божества, т.к. оно может в любой момент лишить каждого из них этой «животворящей» «благодати» — не взирая на социальный статус члена церкви. Исключение составляют лишь «посвященные» члены церкви, число коих очень невелико. По своей природе это полулюди, полубоги. Они не только не могут быть лишены «благодати», но сами активно помогают мамоне распределять эту «благодать» среди рядовых («непосвященных») членов церкви. В немилости мамоны может оказаться хозяин фабрики и наемный работник, владелец мелкой лавки и топ-менеджер крупной корпорации, житель «благополучного» Запада и туземец из далекой африканской страны. Это и есть тот «страх божий», который держит в страшном нервном напряжении всех «рядовых» членов церкви мамоны. Без «благодати» мамоны (или, по крайней мере, ожидания ее) жизнь члена церкви теряет смысл, ему остается лезть в петлю или бросаться из окна небоскреба.

Впрочем, о том, что такое «благодать» мамоны, прекрасно знают и христиане. Из Евангелия и творений Святых Отцов Церкви. Это посылаемые лукавым мамоной искушения, которые могут распалять разные страсти в людях. Как правило, все начинается со страсти сребролюбия и любостяжания. Впрочем, мамона всегда работает в «команде», и его инфернальные «партнеры» помогают ему, разжигая в жертве другие страсти: чревоугодие, тщеславие, властолюбие, зависть, лихоимство, сластолюбие и т.п. А кончается все унынием, отчаянием, злобой, а иногда и добровольным уходом поклонника мамоны из жизни. Христианам прекрасно известно, что мамона — такой же «человекоубийца от начала» как и его начальник — дьявол.

Легкомысленная богиня – Фортуна

Фортуна была богиней с переменчивым и легкомысленным нравом. Она не отличалась верностью тем, кто почитал её. Сегодня она могла одарить человека всевозможными благами, а на следующий день и вовсе забыть о нём. Случалось и иначе: совершенный неудачник вдруг становился баловнем судьбы, и здесь римляне тоже видели проделки Фортуны. 

Поскольку выбор богини ничем не обусловлен, её порой изображали с завязанными глазами. Мне это напомнило изображение Фемиды, покровительницы правосудия. Вот только Фортуна была менее серьёзна и ответственна. По сути, благосклонность богини – это лишь вопрос удачливости, не более.

Интересно, что в Средние века Фортуну было принято изображать в откровенных нарядах. Такая одежда означала легкомыслие и безрассудство богини. Тогда символом Фортуны становится образ девицы лёгкого поведения, что не умеет дорожить хорошим отношением, не задумывается о будущем, а своих избранников постоянно меняет.

Мантры

В русской транслитерации звучат следующим образом:

Ом Якшьяя Куберая Вайшраваная Дхана-дханьяди падайе

Дхана-Дханья самриддхих ме дехи дапайя сваха

Английская транлитерация:

Om Yakshyaya Kuberaya Vaishravanaaya Dhanadhanyadi Padayeh

Dhana-Dhanya Samreeddhing Me Dehi Dapaya Swaha

Переводится так: «О Кубера, Вайшравана, каждому, помнящему эту мантру, даруй богатство и процветание».

Русская транслитерация:

Ом Шрим Ом Хрим Шрим Хрим Клим Шрим Клим Виттешварая намаха

Английская транлитерация:


Om Shreem Om Hreem Shreem Hreem Kleem Shreem Kleem Vitteswaraya Namah

Перевод толкования:

– биджа-мантра Шрим — мантра богини Лакшми (богини богатства и процветания), – биджа-мантра Хрим — это мантра, посвященная богине Бхуванешвари, которая несет мощную энергию Солнца. С помощью нее избавляются от негативных проявлений в жизни и усиливают молитву. Биджа-мантрой Клим призываются Кама и Кришна, которые исполняют материальные и духовные желания. Эта мантра упоминает второе имя Куберы –  Виттешвару.

Справка! Ведическая астрология гласит, что мантры, посвященные Кубере, нужно читать 108 раз, перебирая бусины на четках (рудракши). При этом тело и лицо произносящего должно быть обращено на север (в сторону Куберы).

Мантры можно сочетать с мудрой Куберы.

Историческая справка

Культ Фортуны считается одним из самых старых в Риме. Есть данные, подтверждающие, что подобные верования были позаимствованы у народов италийского происхождения. С другой стороны, она очень похожа на древнегреческую богиню Тюхе (Тихе).

Введение и популяризацию культа приписывают Сервию Тулию. Бывший раб сбросил оковы, добился успеха и стал царем благодаря покровительству богини удачи.

Культ пользовался популярностью — божеству поклонялись люди разного сословия, а алтари для женщины, приносящей успех, строились практически в каждом доме. Расцвета данное верование достигло во времена правления императора Августа — именно в тот период в честь Фортуны возводились храмы, проводились праздники. Богиню изображали на монетах, предметах домашнего обихода, лампах, резных камнях. Кстати, чаще всего Фортуну рисовали вместе с Меркурием, который также был богом материальных благ и успеха.

До сих пор неплохо сохранился храм богини в Пренесе. На Капитолии Рима была сооружена гигантская статуя Фортуны. Согласно имеющимся данным, после переноса столицы Римской империи в Константинополь на территории города начали возводиться языческие святилища, и самым большим и роскошных был именно храм богини удачи.

И по сей день имя богини ассоциируется с удачей, счастливым случаем, неожиданным, но приятным стечением обстоятельств. Человек способен практически на любое свершение, когда ему улыбается сама Фортуна.

Хотей, или Смеющийся Будда

Смеющийся Будда (Хотей) стирает культурные различия между китайцами, японцами, индийцами, а теперь и западным миром, поскольку миллионы поклонников фэншуя на западе уже успели полюбить этот веселый символ удачи.

В любой индийской тканной лавке его знают как «счастливого человечка» — на протяжении долгих лет носил он это имя, а в настоящее время даже полуграмотный уличный торговец скажет вам, что упитанный весельчак — это не кто иной, как Смеющийся Будда (на китайском 笑佛 xiào fú). Китайцы, зовущие его «Хотей» или «Будай», верят, что весельчак на самом деле жил в Китае более тысячи лет назад и являлся реальным буддийским монахом.

Весёлый, вечно смеющийся монах Хотей стал своеобразным символом хорошего настроения: любой унылый серый день становится светлей от одного только взгляда на блестящее шарообразное пузо, лысину и веселое пухлое лицо, всеми своими морщинками излучающее искреннее веселье.

Считается, что происхождением Смеющийся Будда, или Хотей, обязан буддийским и синтоистским религиозным верованиям, истоки его появления можно проследить еще со времен китайской династии Поздняя Лян. Давным-давно жил буддийский монах, известный под именем Цицы (契此 qiècǐ), он и послужил прототипом для всем известного Хотея, Смеющегося Будды, «счастливого человечка» или Майтрейи.

Цицы рассматривался в качестве Будды Грядущего (Майтрейя), но из-за своего большого выступающего живота, он был карикатурно изображен как «Смеющийся Будда».

С 15 века Хотей также является одним из семи японских синтоистских богов удачи.

В древности буддийские монахи проповедовали свою религию в Японии, пытаясь найти верный путь к сердцам местного синтоистского населения. Декларируя буддистские принципы на примере синтоистских ками, монахи преуспели в представлении буддизма, как такой же безусловной истины. Ками рассматривались синтоистами как боги и объекты поклонения. Буддийские монахи использовали это верование для демонстрации общей буддийской практики, таким образом возымев большое влияние на местное население. Впоследствии, буддизм стал широко распространён в Японии. Однако ей одной дело не ограничилось – буддизм стал частью еще и китайской культуры. У входа в любой китайский буддийский храм обычно находится статуя Смеющегося Будды, которому поклоняются, как богу удачи и процветания.

О Хотее так же известно, что он постоянно ходит с мешком, доверху наполненным сокровищами, конфетами для детей, едой и подарками для бедных. Иногда его изображают сидящим на повозке, запряженной юношами, а иногда — размахивающим веером, исполняющим желания. Огромный толстый живот Хотея — это символ счастья, удачи и щедрости.

Другой предмет, который часто можно видеть вместе со Смеющемся Буддой — это миска для подаяния, символ, отсылающий к буддийской философии.


Интересно, что на китайском и на японском языках название весельчака пишется одинаково и переводится схоже: 布袋 — «холщовый мешок», а в японском еще и «обжора», однако на японском эти иероглифы звучат как «Хотей», китайцы же произносят их как «Будай» bùdài.

Считается, что если потереть живот Хотея, то удача и богатство неизбежны. Хотей украшает множество домов, храмов и ресторанов. В качестве одного из семи счастливых богов он стал символом довольства и процветания.

Одним из главных заблуждений западного человека относительно Хотея является отождествление Смеющегося Будды с Буддой Гаутамой, основателем буддизма. Будда Гаутама (настоящее имя Сиддхартха) родился в Лумбини (Непал) около 2500 лет назад. Смеющийся Будда является одним из буддийских монахов, последователем религии, основанной за 1500 лет до его рождения.

«Будда», что значит «просвещённый», не единственный в своём роде — считается, что существовало 7 будд. Шесть предшественников Гаутамы были затворниками, уединённо медитировали и ушли из мира так и оставшись неизвестными

Гаутама Будда был седьмым, он же привлек внимание общественности, основал буддизм и широко проповедовал своё учение

Первое предварительное замечание: о «богословии» денег.

Небольшое отступление. Учебников и монографий с названиями «Богословие денег», «Богословие религии денег», «Теология денег» и т.п. вы не найдете ни в книжных магазинах, ни в библиотеке, ни в Интернете. Но это не значит, что нет религии денег, нет богословия денег, нет догмата о «божественной» природе денег. Все это вытекает из того факта, что религия денег — эзотерическая. То есть религия денег (как совокупность догматов, систематически изложенных и обоснованных в «богословии денег») имеет две версии: одну — для «посвященных», «избранных», «высших»; другую — для «профанов», «плебса», «низших». Версия для «профанов» выходит под другими названиями и другими вывесками. Идеологи капитализма прекрасно понимают, что «подсадить» человека на «опиум» религии денег легче, если ему не говорить, что это опиум и наркотик. А назвать его, например, «вкусной конфетой». При этом предварительно завернув начинку с «опиумом» в красивую обертку.

Сегодня в наших книжных магазинах — широкий ассортимент таких «конфет» в разных ярких обертках. На обертках написано: «Экономика», «Экономическая теория», «Деньги», «Банковское дело», «Финансы», «Социология», «Философия» и т.д. и т.п. Но почти у всех этих «конфет» — одинаковая начинка — «опиум» религии денег. Подобного рода книги (учебники и монографии) написаны на «птичьем» языке, разработанном специально для «плебса», «непосвященных», «профанов». Такой язык позволяет эффективно и быстро внедрять в сознание (вернее — в подсознание) «профана» догматы религии денег и превращать его в убежденного последователя и даже фанатика этой религии.

Богословие религии денег для «посвященных» скрыто за семью печатями от глаз и ушей «профанов». Но мы можем понять духовную сущность капитализма лишь тогда, когда увидим обе стороны «монеты» под названием «религия денег». Для получения доступа к «тайному знанию» религии денег совсем не обязательно искать в потаенных сейфах какие-то рукописи или книги типа «Протоколов сионских мудрецов», вербовать своих агентов в масонских ложах или самому с риском для жизни проникать в тайные общества «избранных». Для понимания этих тайн можно пользоваться работами Святых Отцов христианской Церкви. Обладая «духовным зрением», они проникали в секреты «тайного знания» и вскрывали планы «отцов-основателей» религии денег. Опираясь на мудрые советы и подсказки Святых Отцов, можно научиться постигать тайный смысл «птичьего языка» современной «научной» и «учебной» литературы и расшифровывать эзотерические догматы религии денег.

Деньги и успех: зло или добро?

Стремление к успеху — это заложенное Богом движение к совершенствованию. Деньги часто, хотя и не всегда, выступают мерилом успеха. Достигать вершин в профессиональной деятельности – хорошее стремление, лишь бы оно не обладало человеком. Но при этом Господь не дает никаких гарантий. Можно стремиться к достатку и карьерным вершинам, но деньги и успех так и не будут приходить.

Верующему человеку важно разобраться с целью своих стремлений. Если деньги и высокое положение ему важны из тщеславия и превозношения над ближними, то, конечно, это не христианский подход

Но если человек своей деятельностью хочет прославлять Бога, думать о служении Ему, то, конечно, Господь благословит такое намерение. А для некоторых людей успех и богатство могут стать испытанием… В определенном смысле христианское понимание успеха — это святость. Святые были успешны, потому что достигли вершин духовной жизни, тесного единства с Богом.

Конечно, и деньги сами по себе не являются ни добром, ни злом. Они всего лишь инструмент. Другое дело, как мы будем их использовать. Если достаток нажит греховным трудом — это одна ситуация, а если заработан честно и уходит в том числе и на добрые дела — это другой случай. Как таковое стремление заработать и обеспечить себе достойное существование не является грехом. Деньги нужны для того, чтобы поддержать свое здоровье, обеспечить себе необходимый отдых, заняться саморазвитием, помочь детям встать на ноги.

Грех же связан с чрезмерной надеждой на деньги, когда человек прилепляется к деньгам, постоянно думает о приумножении или боится что-то потерять. «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.61:11). Другой вопрос, что малоимущие тоже очень привязаны к деньгам, внутренне зависимы от них, постоянно считают свои расходы. Поэтому хорошо, конечно, как и везде в жизни, чтобы в материальных вопросах был баланс. Чтобы человеку хватало на насущные нужды и он мог не переживать о заработке на необходимое.

При этом история знает хорошо обеспеченных святых: святители Василий Великий и Григорий Богослов, великомученица Екатерина, преподобномученица Евгения, которые происходили из знатных семей. Богатство — дар Божий (даже в языке это видно, что слова «Бог» и «богатство» однокоренные), поэтому в вопросе денег и достатка все зависит от отношения человека

Так можно ли православному быть успешным и богатым? На мой взгляд, можно и нужно. Счастливый, обеспеченный христианин – хороший миссионер. Он занимается любимым делом, помогает нуждающимся, заражает окружающих счастьем и показывает на своем примере, что православие — живая вера, которая преображает людей.

Дзюродзин

Дзюродзин считается богом долголетия. Дзюродзин чаще всего сравнивают с богом Фукурокудзю, совпадает и внешность, и происхождение, а также атрибутика. Иногда поговаривают, что два божества живут в одном теле. Старца могут изображать с посохом, иногда с музыкальным инструментом, от звука которого человек, по легенде, молодеет, или черепахой, которая является символом долголетия в Японии. Разница богов между собой лишь в том, что отличается форма головы у них. Бог дарует не только долголетие, но и обучает людей почестям к старости.

Подаренная фигурка божества Дзюродзин на день рождения пророчит долголетие имениннику.

За что любили и проклинали богиню?

Ещё одним символом богини было Колесо Фортуны. Я думаю, вам приходилось слышать это словосочетание и, как уже было сказано, богиня не раз изображалась рядом с колесом. Согласно поверьям, оно могло поднять вверх несчастливых людей, подарив им счастье и богатство. 

Не менее быстро Колесо Фортуны низвергало тех, кто уже насладился успехом и материальными благами. Кстати, нередко рядом с богиней и её колесом стоит Меркурий, что также являлся покровителем благосостояния и процветания.

Фортуну почитали многие римляне, однако особенно пылко молили её о благосклонности земледельцы. Богиня могла послать им щедрый урожай, порадовать хорошей погодой, что приносила удачу в делах. Праздник Фортис Фортуна в Древнем Риме отмечали 24 июня и изначально он был посвящён силам плодородия и земледелию. 

Несмотря на то, что в Римской империи было построено много тысяч алтарей и капелл Фортуны, Плиний Старший писал, что лишь её одну народ и воспевает в гимнах, и обвиняет, лишь к ней возносятся слова благодарности и жестокие проклятия. Как мне кажется, с тех пор мало что изменилось, только Фортуну мы стали звать удачей.

Богиня Фортуна и её символы

Фортуну нельзя назвать типичной богиней римского пантеона. Её главная особенность – непостоянство. Вряд ли римляне могли позволить себя проклинать богов, однако Фортуна и здесь была исключением. Легкомыслие и ветреный нрав богини не давали людям уверенности: вчерашний счастливчик мог сегодня остаться “за бортом” жизни, а сущий неудачник в мгновение становился любимцем Фортуны. Но именно это и добавляет её той самой роковой привлекательности.

Эбису

Бог удачи и счастья Эбису единственный из семерки счастья японского происхождения, считающимся богом трудолюбия. По легенде мальчик по имени Хируко родился без рук, ног и костей. В возрасте года его унесло на лодке в море, где ему пришлось выживать в нечеловеческих условиях. Судьба подвергла его страшным испытаниям. Долго он плыл, пока не прибило его к острову. Спас его рыбак по имени Эбису Сабуро, который впоследствии растил и воспитывал как родного сына. Когда мальчику исполнилось три года, боги смилостивились над малышом, учитывая все пройденные трудные испытания. Так и выросли у Хируко руки и ноги, и стал он божеством по имени Эбису.

Бог Эбису изображен веселым старичком с рыбой в руках и удочкой либо веером. Чаще всего богов Эбису и Дайкоку ставят вместе, по легенде их сила вместе мощнее и обязательно принесет счастье.


С этим читают