Египетские боги

Примечания

  1. ↑  (англ.). britannica.com. Encyclopædia Britannica. Дата обращения 15 февраля 2020.
  2. , III. 61.
  3. , Гера и её дети, с. 30.
  4. Гомер. Песнь пятая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 905
  5. Гомер. Песнь пятая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 722—732
  6. .
  7. , Гомеровские гимны. II. К Аполлону Пифийскому 17, с. 64.
  8. .
  9. Гомер. Песнь четвёртая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 1—3
  10. Гомер. Песнь двадцатая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 234
  11. , I. 112.
  12. ↑ .
  13. ↑ .
  14. , IV. 39, 3.
  15. Гомер. Песнь одиннадцатая // Одиссея = Οδύσσεια / Пер. В. А. Жуковского. Строки 601—604
  16. , Теогония. 950—955.
  17. , фрагмент 229, с. 162.
  18. , II. 7. 7.
  19. , IX. 399—402.
  20. .
  21. , II. 17. 5—6.
  22. , VIII. 9. 2.
  23. , I. 19. 3.
  24. , III. 30.
  25. . hermitagemuseum.org. Государственный Эрмитаж (22 августа 2019). Дата обращения 15 февраля 2020.
  26. , S. 337.

Бог Тот

Самым известным и наиболее ярким из известных лунных божеств Египта является, без сомнения, Тот. Его образ настолько впечатлителен, что даже в наше время мало кто не слышал его имени. Более того, под знаменами герметизма культ бога Тота дожил до наших дней. Это единственный древнеегипетский бог, которого в этом отношении пощадила судьба.


Но вообще-то в юрисдикцию этого персонажа входило не только ночное светило. Поэтому в первую очередь Тот – не только бог луны, но покровитель знаний и искусств, источник мудрости, изобретатель письменности, вестник богов. Он провожал душу умершего в Царство Мертвых и в качестве писца присутствовал на ее суде Осирисом.

Центром почитания Тота был город Гермополь. Традиционно этот бог Луны у египтян изображался с головой Ибиса, который считался его священным животным. А женой божественного мудреца была богиня Маат – покровительница истины и всяческого порядка.

Известные египетские богиПравить

  • Анубис: бог смерти, мумифицирования и похоронных обрядов.
  • Апофис: бог хаоса, тьмы и ночи, лорд Исфет.
  • Атум: бог первотворения.
  • Баби: бог бабуинов.
  • Баст: богиня кошек и Глаз Ра.
  • Бес: бог гномов.
  • Геб: бог земли.
  • Гор: соколиный бог войны, мести и фараонов.
  • Изида: богиня магии и материнства.
  • Мехит: малая львиная богиня войны.
  • Нейт: богиня охоты, мудрости, битвы и ткачества.
  • Нефертем: бог лечения, красоты и лотоса.
  • Нефтида: богиня рек и сна.
  • Нехбет: богиня стервятников.
  • Нут: богиня неба.
  • Онурис: бог войны.
  • Осирис: бог смерти и царства мертвых.
  • Птах: бог ремесел и создания.
  • Ра: бог солнца.
  • Серапис: греко-египетский бог подземного мира и плодородия.
  • Серкет: богиня скорпионов.
  • Сет: бог штормов и пустыни.
  • Сехмет/Хатор: Сехмет — львиноголовая богиня войны и в прошлом Глаз Ра. Ее альтернативная сторона, Хатор, является богиней любви, красоты и музыки.
  • Собек: бог воинов, силы, рек и крокодилов.
  • : богиня бегемотов и защитница беременных.
  • Тефнут: богиня воды.
  • Тот: бог креативности, знаний, ибисов и бабуинов.
  • Уаджет: царица кобр.
  • Хапи: бог Нила.
  • Хека: бог магии.
  • Хекет: богиня рождения и перерождения.
  • Хепри: бог утреннего солнца.
  • Хнум: бог плодородия, воды и порождения.
  • Хонсу: бог луны и времени.
  • Шезму: бог крови и вина.
  • Шу: бог ветра.

Ях — Хонсу — Тот — Осирис

С этой точки зрения интересна цепочка Ях-Хонсу-Тот-Осирис, являвшихся, по-видимому, ипостасями архаического лунного духа. Взаимосвязь этих богов, принадлежность к лунным богам можно определить по атрибутам: корона в виде полумесяца с покоящимся в нем диском полной луны, проявления в виде ибиса/сокола, покровительство счету (времени или жизни) и письму, знаниям, магии, земледельческим ритуалам.

Наиболее древним в этой триаде, вероятно, является Ях, который изначально олицетворял мужское «воинственное начало».

Слово «ях», собственно, и означает по-египетски «луна», когда оно пишется с детерминативом бога, то обозначает божество Яха. Изображался он антропоморфно, либо в виде человека с головой сокола, а манифестациями (проявлениями) Яха были месяц и птицы ибис и сокол.

Эти птицы сближают Яха с другим лунным божеством — Хонсу, который также изображался с головой сокола.

Имя «Хонсу» означает «проходящий, пересекающий (имеется в виду небо) странник, путник». Часто он изображался в виде юноши, закутанного в плотно прилегающую одежду или в погребальные пелены, свободны были только его руки, целиком или частично. На голове Хонсу нередко можно увидеть особую корону, состоящую из лунного месяца, в котором покоится диск полной луны.

Упоминания о Хонсу как о боге Луны можно встретить уже в «Текстах пирамид». Однако облик его довольно своеобразен: Хонсу выступает как свирепое кровожадное божество (кровь также является символом лунных божеств), помогающее умершему царю охотиться на других богов, душить их и поедать, чтобы завладеть их силой: «Земля дрожит, небо содрогается и боги трепещут, когда поднимается этот Пепи правогласный».

Это заклинание входит в так называемый «Каннибальский гимн» «Текстов пирамид», но его уже не встретить в поздней редакции, например в «Книге мертвых». В среднеегипетских «Текстах саркофагов» Хонсу назван «яростью, сжигающей сердца».

А вот в эпоху Нового царства Хонсу выступает уже как «прекрасный ликом» юноша, дитя в фиванской божественной триаде (сын Амона и Мут). Теперь его ипостасями становятся «Хонсу-дитя», «Хонсу-проводник» и — пожалуй, главная из них, — Хонсу Хесеб Ахау («Хонсу, исчисляющий время жизни»).

Легенда о сотворении мира

Сначала ничего не существовало, кроме Нун, богини небесных вод. Ра прыгнул через Нун со словами на губах, и эти слова создали первый небосвод. Затем он создал свою дочь Тефнут из своей косы и сына Шу из своего дыхания. Они жили вместе, пока Тефнут и Шу не ушли, и Ра не заскучал по ним. Он вырвал свой глаз и послал его, чтобы найти своих детей. Затем Ра создал новый глаз для себя, чтобы он смог увидеть своих детей.

Легенда о сотворении мира


Старый глаз нашел Тефнут и Шу и вернул их Ра, который заплакал от радости. Его слезы упали и создали первых людей. Старый глаз завидовал новому глазу Ра, поэтому Ра превратил старый глаз в первую кобру и носил его на лбу. Тефнут и Шу смешались вместе и родили Геба и Нут. Шу разделил своих детей, Нут образовала небо, Геб – землю. Ра превратился в огненный шар и перекатился через Нут, создавая узор дня и ночи. После этого появились все другие существа и все растения.

В искусстве и астрономии

«Геба» Антонио Кановы 1800—1805 годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Мадам дофина Мария-Антуанетта в образе Гебы» Ф.-Ю. Друэ, 1773 год. Музей Конде, Шантийи, Франция

В античной поэзии свадьба Гебы с Гераклом была популярным мотивом, к которому обращались, в частности, Сапфо, Эпихарм, Пиндар и Овидий. Также сохранились рельефы, произведения вазописи и геммы с Гебой и Гераклом.

В европейском искусстве скульптуры Гебы создали А. Канова, Б. Торвальдсен и др. Скульптура Гебы 1800—1805 годов, экспонируемая ныне в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, — одна из самых известных работ Антонио Кановы. Особым образом обработанный мрамор создаёт иллюзию развевающегося платья, что усиливает впечатление движения. Богиня стоит на облаках, что создаёт ощущение невесомости фигуры. В XVIII веке к образу античной древнегреческой богини юности обращались в комплиментарных целях, изображая заказчицу. В данном случае женщину изображали рядом с символизирующим Зевса орлом и кувшином для вина. В музыке миф стал основой либретто ряда опер, к примеру оперы-балета Ж.-Ф.Рамо «Празднества Гебы».

В честь Гебы назван астероид (6) Геба, открытый в 1847 году немецким астрономом-любителем Карлом Людвигом Хенке. Название для космического объекта предложил Карл Фридрих Гаусс.

Предназначение

Нут — богиня неба, она олицетворяет собой небосвод, который раскинулся над землей и покрывает землю. В Древнем Египте полагали, что все звезды и планеты находятся в небе, как в воде, в свободном плаванье. Согласно верованиям, вдоль тела богини каждый день проходило солнце, вечером она его заглатывала, чтобы поутру опять родить. На рассвете же глотала луну и звезды, чтобы они появились вновь только вечером. Именно поэтому у египтян она также стала погребальной богиней, ведь каждый хотел умереть, как солнце, и потом родиться звездой и жить на небе. Со временем ее начали изображать на потолках захоронений, а также в погребальных могилах на крышках. Подобные рисунки считались свидетельством того, что богиня Нут заберет каждого умершего к себе на Небо.

Особенности богов Древнего Египта

Главной ценностью египетской культуры является маат гармония и равновесие, представленные одноименной богиней Маат с белым пером.

Египетские божества были выдуманными личностями, имели собственные имена и индивидуальные характеристики, носили разные виды одежды, занимали разные посты, руководили, индивидуально реагировали на происходящие события.

У египтян не было проблем с множеством богов. Характеристики и роли были соединены, чтобы примирить разные религиозные убеждения, обычаи или идеалы. Например, по политическим и религиозным причинам бог Амон, который считался самым могущественным божеством Нового царства, был объединен с Ра, культ которого был связан с более древним периодом Египта.

Почему египтяне почитали Амона-Ра? Бог солнца является воплощением солнечного диска, который приносил египтянам урожай. От солнечных лучей была во многом зависима вся цивилизация древнего Египта.

С этой точки зрения именно божество Солнца стало главным среди представлений населения. Кроме того, наличие единого культа божества являлось отличным рычагом укрепления власти в роли покровителя Фараона.

Как поклонялись богам Древнего Египта

Боги Древнего Египта так высоко почитались, что поклонялись им не только в стенах храма. Частные лица служили богам по-разному. Во многих частных домах были святыни, где семья поклонялась домашним богам. Эти боги защищали дом и его обитателей. Простые люди также приносили обетные приношения богам в своих местных храмах. Богам подносили статуэтки, стелы или резные таблички с молитвой или гимном, восхваляющим божество. Поклонники помещали эти подношения в главном дворе храма. Когда жрецам нужно было больше места, чтобы разместить подношения, они хоронили жертвы по обету в ямах. Эти ямы предоставили ученым информацию о поклонениях простых людей. Жертвоприношения показывают рост личного благочестия среди людей древнего Египта.


Еще одна важная часть поклонения связана с жертвами мертвых. Родственники предлагали богу Осирису хлеб, пиво, волов, птиц и одежду. Они включали молитвы в эти подношения, чтобы бог поделился ими с их мертвыми родственниками. Были специальные алтари, предназначенные для принятия этих подношений.

Бог Осирис

Люди также общались с богами через оракулов, молитвы и гимны. Во время шествий древнеегипетских богов люди писали вопрос на глиняной посуде или папирусе. Человек писал вопрос перед образом бога. Бог заставлял жрецов, несущих барку, двигаться вперед или назад, чтобы показать ответ «да» или «нет». Люди писали молитвы богам, чтобы попросить защиты или почтить богов. Гимны почитали богов, восхваляя их поступки или их красоту.

Конкретные люди проводили религиозные церемонии в храмах. На многих резьбах на стенах изображен фараон, который заботится о богах и проводит церемонии. В записях говорится, что фараон проводил церемонии, но он не мог служить каждому божеству. Верховный жрец храма проводил церемонии вместо фараона. Во время 21-й династии роль «жены бога Амона» стала могущественной позицией жрицы. Со временем эти женщины присутствовали при ритуалах, чтобы представить подношения богам и провести церемонии.

Происхождение

Гор родился чудесным образом от Исиды и Осириса. Убитый дядей Сетом отец явился к Гору с требованием вступить в борьбу за престол, что Гор постарался исполнить. Сводным братом Гора был бог мумификации Анубис, по одной версии, рождённый его тёткой Нефтидой от Осириса. Опасаясь гнева своего мужа Сета, Нефтида бросила младенца Анубиса в камышовых зарослях, где его с помощью собак нашла Исида и вырастила.

Разные ипостаси Хора считались по происхождению от разных богов и богинь: Гор был сыном Ра, Хор Хекенский — Нефертума и Баст.

Супруга Гора — Хатхор. В некоторых мифах богиня-скорпион по имени Селкет выступает как жена бога Гора.

У Гора есть четыре сына, которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звёзд созвездия Большая Медведица.

№3

«Око Гора» было одним из важнейших египетских талисманов и символов. Египтяне верили в то, что «Око Гора» олицетворяет королевскую власть, защиту, здоровье. Его изображали как человеческий глаз с бровью. Мы часто видели на рисунках и в кино разрисованные глаза египетских фараонов. Так вот, эти глаза рисовали по подобию «Ока Гора». В Древнем Египте верили, что носители «Ока» будут обладать магическими силами, будут исцеляться от заболеваний.

Версии о том, как Гор потерял глаз разнятся. Согласно одной версии Сет выколол глаз пальцем, согласно второй — наступил на него. В третьей версии Сет проглотил глаз. Аналогичная ситуация и с его восстановлением. В одной версии глаз восстановил Тот, согласно другой — его напоила молоком газелей Хатхор, которая приходилась супругой Гору и благодаря этому глаз восстановился.

Ограничения и слабостиПравить

  • Чтобы появиться в мире людей на какое-то время, богам нужен хозяин. В противном случае их быстро перенесет обратно в Дуат. Исключениями являются Анубис, Бес и Тот, а также Геб и Нут, так как их хозяева — земля и небо.
  • Боги сильно слабеют при пересечении движущейся воды (рек). Исключения — Нефтида, Собек и Хнум, так как они речные боги.
  • Без хозяина они не должны долго общаться с людьми.
  • Богов можно изгнать в Дуат с помощь очень сильной магии, где они будут до тех пор, пока не наберутся сил. Это может занять года, десятилетия, века и даже тысячи лет. Но с некоторой помощью боги возрождаются гораздо быстрее.
  • Боги часто повторяют свое прошлое, что часто приводит к одним и тем же конфликтам.
  • Богов можно уничтожить с помощью экзекрации, уничтожив их шеут.
  • Если Ра пропадает, боги начинают медленно терять свои силы. Более того, если он уничтожен, то и все остальные боги будут уничтожены.

Бог Луны у Египтян

Если говорить более точно, то египетская традиция знает не одного, а, как минимум, трех мужских лунных богов – Тота, Яаха и Хонсу. Обусловлено это тем, что в древнем Египте всю его историю не было единой религии. Хотя и делались попытки ее навязать, каждый ном, каждый город оставался верен своим собственным богам. Конечно, среди них были и общенациональные божества, однако их мифологическая роль, родословная, функции и практика культа могли значительно разниться от одного центра почитания к другому.

Египтяне имели лишь общую культуру, в рамках которой теплилось множество независимых религиозных школ. Поэтому и бог Луны у каждого крупного города был свой.

Изображение

Как же представляли данное божество египтяне? Как правило, богиня Нут изображалась обнаженной, что нечасто можно встретить в египетской мифологии. В основном она представляла собой женщину с вытянутым и изогнутым в виде небосвода телом, опирающуюся руками и ногами на землю. Так жители представляли себе небеса, на которые ежедневно поднимается солнечный бог Ра. Стоит отметить, что, несмотря на то, что ее ладони на рисунках как бы сжаты, она каждым своим пальцем на руке и ноге должна показывать на четыре разные стороны света. Если посмотреть на гробницу Рамсеса VI, фараона Египта, то там богиня Нут изображена одновременно в двух обличьях — ночном и дневном. Эти тела расположены спиной друг к другу, одно покрыто звездами (ночное), а другое украшено двенадцатью солнцами — по одному на каждый дневной час.

Реже Нут изображается в позе стоя или сидя, в таком случае у нее на голове находится большой кувшин. Тогда она может быть как обнаженной, так и в обтягивающем платье. Иногда богиня изображалась в виде дерева сикоморы (очень часто подобные рисунки можно увидеть на погребальных гробницах: египтяне верили, что умерший может испить воды в загробном мире) или свиньи, которая пожирает своих детей — солнце, луну и звезды. Изображение коровы (что также характерно для данной богини) считалось весьма ценным в символическом плане именно в Древнем Египте. Так, после расшифровки текстов на стенах пирамид, стало ясно, что фараоны — это сыны священной коровы, которых она рождает. А находится сама богиня далеко за пределами осязаемости обычного человека, защищая всех от злых сил хаоса.

Мужское и женское начало в язычестве

Последователи современного паганизма и реконструкторы-энтузиасты языческих культов, вдохновляясь древними образами, воссоздают систему почитания природы, описывая ее на языке мифологии как комплекс сложных взаимоотношений между различными силами мироздания и человеком. Ортодоксальными и универсальными в большинстве этих построений являются типологические фигуры бога солнца — архетипического божественного Отца Вселенной — и богини земли — Великой Матери. Последнюю чаще всего также ассоциируют с луной, что обуславливает в различных контекстах появление устойчивой пары солнце-земля или солнце-луна как мужского и женского проявления высшего божественного принципа. Истоки этих образов чрезвычайно древние, насчитывающие не менее десятка тысяч лет и уходящие корнями в седые времена матриархата. В целом они представляют собой канонические образы в западной культуре, хотя также имеют прототипы во многих религиозных традициях мира. Тем не менее, существуют и обратные примеры. Так, например, божественная египетская сизигия Геб и Нут представляют собой инверсию универсального архетипа. Богиня Нут — является богиней Неба, а бог Геб заведует землей. Аналогично и лунная символика иногда присваивается мужским персонажам. Так дело обстоит, например, в тенгризме — шаманской религиозной системе, в том же Египте (в лице богов Тота и Яаха), в ведической культуре (под ликом бога Сомы). К ним же относится и Син — бог луны древнего Шумера.

Богиня Луны у кельтов

Древние кельты заметили сходство между циклом луны: рост, полнота, убывание с циклом развития женщины. Великая Богиня, так почитаемая кельтами являлась и лунной богиней в 3 ипостасях: Дева, Мать и Старуха. Четвертая форма богини – Чародейка, была известна только посвященным в культ Луны. Кельтская богиня луны в разные периоды олицетворяла лунные фазы:

  1. Новолуние – время лика Искусительницы. Магические обряды. Дар людям способности к ясновидению.
  2. Растущая Луна – Дева. Символизирует начало, рост, юношество.
  3. Полнолуние – Мать. Зрелость, сила, беременность, плодородие, сексуальность.
  4. Убывающая Луна — Старуха. Увядание, покой, мудрость, смерть как окончание цикла.

Культ


Статуя Гора эпохи Птолемеев, Лувр

Гор считался покровителем царского дома и фараона. Имя Гора входило в царскую титулатуру. Живого древнеегипетского фараона представляли воплощением бога Гора.

Гора почитали в Летополисе, недалёко от Мемфиса, и в Эдфу. Гора Двух Глаз почитали в Шедену (Восточная Дельта).

Образ Гора имел несколько ипостасей:

  • Харвер (греч. Хароерис: «Хор Старший» или «Хор Великий») — слияние культа Хора-сокола с культом Вера; бог, от которого произошли все прочие разновидности Хора;
  • Гарпехрути (егип. hr-p3’´hrd «Младенец Гор»; греч. Гарпократ);
  • Хоремахет, также Гармахис («Хор на небосклоне»)  — бог неба, царственности и солнца;
  • Хорахти («Хор небосклонный»).

Хармахис и Хорахти отождествлялись с Хепри, а к концу Древнего царства считались ипостасями Ра. К концу Среднего царства с культом Хора сливается культ Херишефа.

В античности

Гор упоминается рядом греческих авторов как сын Осириса, египетское божество. Геродот отождествлял его с Аполлоном. Созвездие Гора греки называли Орионом.

Гор в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с Ра — в форме Ра-Горахти. Это сопоставление было достаточно распространено.

В позднейшие времена Гор также отождествлялся с Аресом и тем самым с Марсом.

Бог Яах

Вероятно, Яах — это самый древний лунный бог египетского пантеона. Первоначально его культ зародился в Фивах, где ему поклонялись просто как Луне, как явлению астрономического характера. Собственно, само имя «Яах» означает просто «луна» или «месяц».

Культ Яаха быстро расцвел, а потом столь же быстро пришел в упадок, оказавшись не способным конкурировать с другими лунными божествами. Тем не менее, узкий круг почитателей у Яаха всегда сохранялся. Об этом говорят распространенные, хотя и редкие изображения этого божества, а также древнеегипетские ритуальные тексты

Из последних самым главным свидетельством важной роли Яаха является небезызвестная Книга Мертвых

О мифологии и прочих деталях жизни и почитания этого божества известно очень мало. На сегодняшний день культ Яаха остается одним из наименее исследованных аспектов древнеегипетской религиозности. Некоторые ученые, однако, предполагают, что у него и у еврейского бога Яхве имелся единый прототип, связующий оба божества и послуживший источником возникновения их почитания.

Мифология

Гелиопольский миф об Осирисе включает историю зачатия и рождения Гора.

С помощью Анубиса или Тота Исида собрала воедино разрубленное Сетом тело супруга Осириса, а Анубис забальзамировал его, сотворив первую мумию. Согласно одной версии, Гор рождён или зачат до смерти своего отца; по другой — Исида забеременела от плода древа судьбы (обычно виноградной лозы). Превалировала теория, что Исида забеременела чудесным образом от воскрешённого ненадолго Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. От этого действа родился слабый второй сын Гарпократ (по незнанию Плутарх форму Гора выделил в отдельное божество).

Исида бежала из заточения в болота Нижнего Египта и в виде коровы спряталась от преследователей Сета на плавучем острове Хеммис (егип. Akh-bity «папирусовые заросли фараона Нижнего Египта»), где родила Гора. Согласно грекам, это место лежит неподалёку от Буто, хотя для египтян расположение его не считалось важным и понималось как некое священное уединение. Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал). Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца».

Уаджет — глаз Гора

Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником Осириса. Гор идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, — единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет (по одному из вариантов мифа), Гор признаётся правомочным (по-египетски — «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.

Победив Сета, Гор воскрешает отца, дав ему проглотить своё око уаджет (wɟt). Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мёртвых — Аменти, предоставляя Гору править царством живых.

Китайская богиня Луны

Первоначальное и более древнее имя богини луны в Китае – Чанси, который в последующем сменился на Чан Э. Китайцы очень любят рассказывать легенду об этой прекрасной богине. Очень давно, когда Земля находилась под палящим действием десяти солнц, растительность начала гибнуть, реки пересыхать, а люди умирали от жажды и голода. Взмолились, оставшиеся в живых и услышал их мольбы, стрелок Хоу И. Великий герой стрелами из лука сбил 9 солнц, но одно оставил, приказав ему на ночь прятаться. Так появились день и ночь.

Император Поднебесной наградил стрелка эликсиром бессмертия. Хоу И отдал его на хранение своей любимой жене Чан Э. В отсутствие мужа некто Пэн Мэн ворвался в дом и хотел забрать эликсир, но Чан Э выпила снадобье, чтобы оно не досталось грабителю. Ветер подхватил ставшую легкой Чан Э и унес на небо в Лунный дворец. Хоу И очень горевал, но однажды увидел лик жены на Луне и понял что она стала лунной богиней. Интересные факты:

  1. 15-е сутки 8 лунного месяца считаются днем Чан Э. В этот день люди приносят в дар, выставляют на столы различные фрукты.
  2. Символ богини – заяц Юйту. По легенде животное предложило себя в жертву, за что Небесный владыка поселил ушастого в Лунном дворце вместе с Чан Э, чтобы ей не было так одиноко. Заяц в ступке толчет корицу для зелий.

Служители богини луны Чанси каждую осень празднуют лунную мистерию. Лунные мифы рассказывают, что в песках Великой пустыни есть гора Солнца и Луны, где по поверьям они заходят и восходят, каждое светило в свой черед. Богиня Луны Чанси, является самым древним, упоминаемым в мифологических источниках лунным божеством китайцев. Ван-шу (персонаж, о котором мало что известно) возит Чанси по небу в колеснице, освещая путь запоздавшим в ночи путникам. Лунная богиня часто предстает в образе трехлапой жабы.

Поклонение богу земли

Существовал культ Геба. Ему поклонялись все, кто работал на полях и занимался возделыванием почвы. Бедняки обращались к этому богу в конце осеннего сезона и отмечали праздник «рыхления земли». В это время начиналась распашка земель, и необходимо было сохранить живительное семя. Ведь от этого зависела жизнедеятельность страны в течение всего года. По окончании принятого сева зерна присыпали землей, а урожаи почти всегда удавались богатыми. Геба благодарили за плоды: овощи, зерновые культуры, фрукты.

Оказывали почтение за то, что подземные рудники были полными, а край имел изобилие золота. Во время опасных экспедиций на земли Синая щедро одаривал египтян добычей полудрагоценных камней: малахита, бирюзы, сердолика. Удавалось добывать медь, серебро на побережье Леванта и даже на греческих островах.

Кроме того, называли «проводником жителей земли», поскольку создавал приют уходящим из жизни. В его теле египтяне выкапывали себе могилу. Мастерили дом вечности, соответствуя положению в обществе и состоянию.

Бог Геб был незаметным и одновременно всевидящим.

Список общих символов

  • Животные: головы животных, данные божеству, часто были связаны с его/ее ролями (например, головы ястреба для богов солнца)
  • Анкх: иероглиф на всю жизнь, который бог держал в одной руке
  • Корона или головной убор Атеф: корона в форме белой короны с небольшим солнечным диском сверху и перьями по бокам
  • Двойная корона: объединенная корона Верхнего и Нижнего Египта, что означало его объединение
  • Скипетр Бога: скипетр, увенчанный головой животного Сета с раздвоенным дном
  • Скипетр Богини: лотос скипетр или папирус скипетр
  • Красная корона: корона Нижнего Египта с длинным завитком, она символизировала стервятника и богиню Нехбет
  • Солнечный диск: эмблема солнца, которую носят различные божества, которых мог окружить Урей
  • Урей: божественная кобра, которая была символом богини Буто
  • Головной убор богини-стервятника: напоминал стервятника, лежащего на голове
  • Белая корона: корона Верхнего Египта, похожая на митру с уреем спереди

С этим читают