Религия ассирии и вавилонии

Вавилонские ритуалы

Вавилонская религия выросла из традиций шумерской цивилизации, сложившихся за 3000—2500 лет до халдейской семитской династии. Каждым шумерским городом правил монарх — представитель местного бога, который был окружен неземной свитой и контролировал определенные стороны бытия. Бог обеспечивал процветание, уравновешивая космические силы, от которых зависело плодородие земли и плодовитость ее жителей. Как именно поддерживался этот баланс в представлении вавилонян, неясно. Некоторые ученые считают, что бог делил власть с богиней-матерью, ежегодно обновляя с ней брачные узы.


На соответствующей церемонии царь с верховной жрицей играли роль божественной четы. Мифический сын, который у нее появлялся, символизировал урожай наступающего года. Осенью уборка урожая означала смерть юного бога. Его оплакивали, но признавали, что это неотъемлемая часть природного цикла.

Божества составляли обширный пантеон, поддерживая порядок в отведенных им областях мироздания. Равными считались Ану (небо), Энлиль (семитский Бел) — ветер и все от земли до неба, Энки (Эа) — океан и пресные подземные воды. Далее шли Нанна (Син) — Луна, Уту (Шамаш) — Солнце, Инанна (Иштар) — плодородие, любовь, война. Мардук был одним из молодых богов-воинов и покровителем Вавилона. Сделав свой город центром Ближнего Востока, Хаммурапи счел местный культ слишком скромным для новых политических реалий и объявил, что верховная троица назначила Мардука своим вождем.

Жрецам было велено обосновать такое новшество, и они обработали древнейшие шумерские предания о сотворении мира. Результатом стал длинный космогонический эпос о борьбе первого поколения богов, Тиамту (Тиамат, соленые воды) и ее мужа Алсу (пресные воды), со своими потомками. Тиамат (в ответ на желание богов ее убить и внести порядок в хаос) творит армию монстров с целью уничтожить богов. Мардук берется разбить врага, если его назначат главнокомандующим. Ему дают власть, он выполняет взятое обязательство и в результате подчиняет себе всех прочих богов. А из тела убитой Тиамат Мардук создал небо со звездами, землю с растениями и животными, воду с рыбами. Потом из глины и крови — человека.

Первая обсерватория в Вавилоне

Вавилоняне также смотрели на небеса и более земными глазами. Они составляли звездные карты, изучали движение планет, пытались, исходя из этого, предсказывать солнечные и лунные затмения, а заодно и все прочие события. Точные прогнозы были очень важны для путешественников и купцов, торговавших с Индией и Аравией, Сирией и Ираном (так, Вавилон вывозил ячмень, шерсть и ткани).

Астрология была на Востоке лишь одним из многих методов прогнозирования, но к концу вавилонской истории выдвинулась на первый план. Считалось, что все земные события связаны с небесными знамениями. Годами накапливались факты, и их сопоставление приводило к определенным закономерностям, позволяя предсказывать будущее. Обрабатывались данные по Солнцу, Ауне, планетам, звездам, созвездиям, погоде (всем этим заведовали соответствующие боги). Жрецы предоставляли царю прогнозы и рекомендации, как избежать неприятностей.

Висячие сады Вавилона

А еще город славился «висячими садами». В вавилонских текстах о таком сооружении ничего не говорится, но зарубежные историки, в частности Диодор Сицилийский, считали его чудом света. Сады на искусственных холмах, куда вода поступала по акведуку и поднималась водоподъемными механизмами, были разбиты ассирийским царем Синахерибом в его Ниневии. По мнению некоторых археологов, это именно их ошибочно называют «вавилонскими» и «висячими».


Другие отстаивают репутацию Вавилона, но подходящего места в нем найти не могут. Указывают на руины здания с длинными сводчатыми коридорами, которые могли проходить под озелененными террасами. Подпорной стенкой для ампельного озеленения мог служить и выходящий к Евфрату угловой бастион дворца. В любом случае роскошные сады вполне в духе блестящего правления Навуходоносора.

Персидское нашествие.

Последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н.э.), правивший совместно со своим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). Набонид был пожилым человеком, ученым и любителем древностей и, по-видимому, не обладал качествами и энергией, необходимыми для управления царством в момент крайней опасности, когда другие государства, Лидия и Мидия, рушились под натиском персидского царя Кира II Великого. В 539 до н.э., когда Кир наконец повел свои войска на Вавилонию, он не встретил сколько-нибудь серьезного сопротивления. Более того, есть основания подозревать, что вавилоняне, особенно жрецы, были непрочь сменить Набонида на Кира.

После 539 до н.э. Вавилония и Ассирия уже не могли обрести былую независимость, переходя последовательно от персов к Александру Великому, Селевкидам, парфянам и другим более поздним завоевателям Ближнего Востока. Сам город Вавилон еще многие столетия оставался важным административным центром, но древние города Ассирии пришли в запустение и были заброшены. Когда Ксенофонт проходил в конце 5 в. до н.э. в составе отряда греческих наемников по территории Персидской державы, местонахождение ассирийской столицы Ниневии, некогда цветущего шумного города, крупного торгового центра, можно было определить только по высокому холму.

Амориты основали первую династию Вавилона.

Месопотамия имела долгую историю до появления вавилонской цивилизации. Между 2900 и 2000 гг. до н.э. в регионе процветали две цивилизации, которые впоследствии были известны как Вавилония: Шумер на юге и Аккад на севере. В 24 веке до нашей эры Саргон I из Аккада объединил регион в единую империю, известную как Аккадская Империя. Тогда шумерская династия, основанная в городе-государстве Ур, также известном как Нео-шумерская империя, управляла регионом около века. Около 2000 г. до н.э. кочевые люди, известные как амориты начали мигрировать в южную Месопотамию. Они переняли большую часть шумерского и аккадского культурного наследия. Амориты начали расширять свое влияние, захватив многие города-государства и сыграв определенную роль в гибели нео-шумерской империи. Аморский вождь по имени Суму-абум освободил небольшой участок земли, ранее находившийся под управлением другого города -аморита Казаллу, в состав которого входил Вавилон, а затем небольшой административный центр. Сума-Абум рассматриваются как первый король из первой династии Вавилона. Он царствовал с 1830 г. до н.э. до 1817 г. до н.э.

Древний Вавилон

Города-государства Шумера.

Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) — в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивили­зации здесь было связано с необходимостью строительства и ис­пользования оросительных сооружений.

В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую при­надлежность которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V-IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры – народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность – клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса.

В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук. Киш. Лагаш, Умма. Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский.

В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами.

Саргон  Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XXIV в. до н.э. Саргон. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере. Сар­гон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к вос­току от Месопотамии.
 Статуэтка высокопоставленного чиновника Иби-ила из храма Иштар в Мари (ок. 2400 г. до н. э.)  В XXI в. до н. э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая III династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чиновников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. До н. э. было захвачено кочевыми семитскими племенами амореев.

Вскоре шумеры слились с семитами и другими народами Месопотамии. Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры еще на многие столетия.

Касситское правление и возвышение Ассирии.

Ранний этап вавилонской истории (Старовавилонский период) завершился ок. 1600 до н.э., когда Вавилония подверглась нашествию захватчиков с севера. Прочно обосновавшиеся в Малой Азии хетты в 1595 разорили и разрушили Вавилон, после чего из Элама нахлынули касситы, уничтожившие аморейскую династию.

После захвата Вавилонии касситами началось возвышение Ассирии как независимого государства. В годы правления Хаммурапи Ассирия была вавилонской провинцией, но касситы были не в состоянии держать Ассирию в подчинении. Так сложилась ситуация, при которой по берегам Верхнего Тигра воинственные, по преимуществу семитские ассирийцы стали закладывать основания империи, которая со временем превзошла размерами всех своих предшественников.

История Вавилона

Побережье двух крупных рек, плодородные земли и мягкий климат способствовали тому, чтобы в центральной Месопотамии жили и процветали народы. Великий шелковый путь в долине между Тигром и Евфратом сулил процветание обитателям этих мест. Пять тысяч лет назад карта Месопотамии выглядела не так, как современные территории. Тигр и Евфрат раздельно впадали в Персидский залив, да и его берега существенно отличались от современной картины. Это место называли Двуречьем. Вавилон был основан в III тыс. до н. э. на берегу одного из рукавов Евфрата – Арахту. К I тыс. до н. э. русло Арахту слилось с Евфратом и разросшийся Вавилон оказался поделенным на две части – Новый и Старый город. Вавилонское городище располагается на территории современного Ирака около г. Эль-Хилла. Расстояние до Багдада, который находится к северу от руин, составляет 90 км.

  • Первые письменные источники, в которых упоминается Вавилон, датируются XXII в. до н.э. Тогда еще существовало Аккадское царство. Основатель города Нимрод приходился внуком библейскому Ною. Вавилон строился на месте Шумерского поселения Кадингира, в переводе это значило «Врата бога». Вавилон переводится так же.
  • Расцвет Вавилона пришелся на правление Хаммурапи, правившего 43 года (1793 — 1750 гг.) Он не только захватывал новые территории, расширяя старые, но и создавал новые законы, строил города, развивал культуру, искусство. В дальнейшем Вавилону не так везло с правителями.


    Под предводительством царя Мурсилиса I в 1595 г до н. э. военные успехи сошли на нет, город рушили и грабили.

  • В XVI-XII вв. до н. э. Вавилон был захвачен касситской династией правителей. Они поклонялись божеству Мардуку. В Вавилоне царило язычество.

    Захват Вавилона ассирийцами в 1155 г до н. э. положил конец правлению III Вавилонской, или касситской династии. Последний царь касситов Эллиль-надин-аххе был захвачен в плен, а во главе Вавилона оказался ставленник Ассирии. Следующие 600 лет в Вавилоне царили войны и разрушения.

    В 626 году до н.э. против гнета Ассирии поднялось восстание. Начался период истории Нового Вавилона и новый расцвет.

В 605 году до н.э. правил Навуходоносор II. Именно он сделал Вавилон величайшим городом древнего мира — покорил Аравию, дважды завоевал Иерусалим, уничтожил Иудейское царство и расселил иудеев по всей Азии.

В 331 г до н. э. Александр Великий Македонский вошел в Вавилон и провозгласил себя «царём Вавилона и четырёх сторон света», он хотел развивать город и дальше, лишь внезапная гибель помешала планам полководца.

Исламизация Передней Азии стала периодом, когда Вавилон стал двигаться от расцвета к закату и, в конце концов, Вавилон пал.

Литература

  • Лопухин А. П. Вавилония // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Егер Оскар. Всемирная история. — Т. 1. Древний мир. — СПб.: Полигон; М.: ООО «АСТ», 2010. — 672 с.: ил. — ISBN 978-5-17-050157-1, 978-5-89173-401-2.
  • Заблоцка Юлия. История Ближнего Востока в древности. От первых поселений до персидского завоевания / Пер. с пол. Д. С. Гальпериной. Под ред. В. А. Якобсона. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. — 416 с. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — Ч. I. Месопотамия. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы издательства, 1983.
  • Кленгель-Брандт Эвелин. Путешествие в древний Вавилон / Пер. с нем. Б. С. Святского. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979. — 260 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Кленгель-Брандт Эвелин. Вавилонская башня. Легенда и история / Пер. с нем. И. М. Дунаевской. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. — 160 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Кривачек Пол. Вавилон. Месопотамия и рождение цивилизации. MV-DCC до н. э. / Пер. Л. А. Карповой.— М.: ЗАО «Центрполиграф», 2015. — 352 с.: ил. — Серия «Memorialis». — ISBN 978-5-227-06261-1.
  • Курт Амели. Вавилония от Кира до Ксеркса // Кембриджская история Древнего мира. — Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525—479 гг. до н. э. / Пер. А. В. Зайкова. — М.: Ладомир, 2011. — С. 143—176.
  • Кьера Эдвард. Они писали на глине. Рассказывают вавилонские таблички. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. — 136 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика / Пер. с англ. А. А. Пономаренко, И. С. Клочкова. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1992. — 368 с., ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Ллойд Сетон. Реки-близнецы. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1972. — 240 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. — Ташкент: ФАН, 1967. — 344 с.
  • Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. — 320 с.: ил. — 2-е изд. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Паннекук, Антон. Часть 1. Астрономия в Древнем Мире // История астрономии / Перевод с английского Невской Н. И., под редакцией Кукаркина Бориса Васильевича и Куликовского Петра Григорьевича. — М.: Наука, 1966. — С. 28—36 и 49-65.

Религия Вавилона

Религиозные языческие взгляды определили и характер вавилонской культуры. Основной идеей было бессилие человека перед божественными силами и порядком мирового устройства, установленным однажды и навеки. Познание мира и воздействие на него со стороны человека решительно пресекалось. Пантеон богов шумерско-аккадского общества сохранял свое значение.

Также поклонялись местным богам, отождествляя их с планетами:

  • Большую силу имел культ бога Таммуза (Димуз), который олицетворял ежегодно умирающую и вновь воскресающую растительность.
  • Северные районы, где для хорошего урожая были важны атмосферные осадки, особенно почитали Адада (Ишкура) — бога дождя и грозы.
  • Богиня Урука Иштар соответствовала Инанне у шумеров. Она была воплощением планеты Венеры и возлюбленной бога Таммуза, богиней плодородия и любви.
  • Нергал, верховный бог города Куту, олицетворение красного Марса, был покровителем войн, болезней и смерти.
  • Нинурта, воплощение Сатурна, обеспечивал победу в военных походах.
  • Большую роль вавилоняне отводили Солнцу и Луне, которых представляли в виде богов Шамаша и Син.
  • Один из верховных богов Мардук, был олицетворением самой большой планеты Юпитера и покровителем Вавилона.
  • Воплощение Меркурия — бог мудрости Наби (в семитском языке «набу» — пророк) — покровитель счета и письма.
  • Кроме семи астральных богов, большое значение имела Вавилонская триада — Эа (Энки) — бог воды, Ану — бог неба, Бел (Энлиль) — бог воздуха. Именно в честь этих божеств строили трех- и 7-этажные башни-зиккураты. Наследие шумерско-вавилонских культов — семь дней в современной неделе. Некоторые языки в наименовании дней сохранили имена семи вавилонских астральных божеств.
  • Религия Вавилона высоко превозносила царей, ставя правителей выше обычных людей, провозглашая священность царской власти и всех, совершаемых ими деяний. Был развит культ умерших царей. Простой народ должен был покорно принимать все тяготы рабовладельческого уклада жизни.
  • Служители культа в древнем Вавилоне широко использовали магию и колдовство для воздействия на простых людей. Вавилонские пророчества (по звездам и планетам, внутренностям животных, полету птиц) во многом определили религию соседних месопотамских государств, оказали влияние на религию греков, а в дальнейшем многие элементы попали в культуру средневековой Европы.

Отдельно нужно сказать о покровителе Вавилонского царства боге Мардуке. Возвышение Вавилона над прочими государствами Двуречья не могло не отразиться на вавилонской интерпретации мифа о сотворении мира, где Мардук играл главную роль.

Политическая подоплека была очевидна — все города должны безоговорочно подчиниться победившему Вавилону, на что указывало и главенство его покровителя:

  • Мардука объявили царем всех существующих богов.
  • Более поздние толкования сливают в одном образе Мардука всех астральных богов Вавилона.
  • Большого внимания заслуживает текст о страстях бога Мардука, который рассказывает о его казни и воскрешении. Отдельные фрагменты этого повествования перекликаются с историей о воскрешении Христа, описанной в Евангелие.

Первая династия Вавилона достигла своих самых больших высот под Хаммурапи.

О правлении первых пяти правителей аморитов известно немногое. Они победили некоторые близлежащие города и, пятый царь, Син-Мубаллит, работал над укреплением Вавилона против его соседей. Шестой правитель Первой династии Вавилона, Хаммурапи, провел крупные строительные работы в Вавилоне, превратив его из маленького города в большой город. Хаммурапи начал серию завоеваний, чтобы расширить свою империю. Сначала он совершил набег на ряд городов и поселков; а затем победил основные державы на севере, востоке и юге Вавилона. К концу своего правления он привел всю южную Месопотамию и часть Ассирии под вавилонское правление. Хаммурапи был очень эффективным правителем. Он установил бюрократию с налогообложением и централизованным управлением. Первая династия Вавилона или Старо-Вавилонская империя достигла своей наибольшей высоты, с точки зрения территории и власти, под Хаммурапи. Тем не менее, он наиболее известен своим юридическим кодексом, Кодекс Хаммурапи, который был одним из самых ранних и полных правовых кодексов в истории. Именно во время правления Хаммурапи южная Месопотамия стала известна как Вавилония, и Вавилон затмил Ниппур как его священный город.

Шестой правитель Первой династии Вавилона, Хаммурапи

Прочее

  • Абзу — воплощение мировых вод, «подземный пресноводный океан», обиталище Энки. В аккадских текстах — Апсу; в «Энума элиш» персонифицированное божество
  • Арали — пустынная степь между городами Бад-Тибира и Урук, где Думузи пас овец; также — эпитет подземного мира
  • Аратта — страна из шумерских легенд, расположенная за «семью сверкающими горами»
  • Ганзир — дворец подземного мира, местопребывание хтонических божеств
  • Дильмун — остров блаженных в шумерской мифологии
  • Мэ — божественные законы, предписания, идеи мира
  • Потоп — глобальное наводнение в шумеро-аккадской мифологии; лежит в основе или перекликается с библейским мифом
  • Священный брак — важный ритуал в месопотамской традиции, моделирующий брак царя или верховного жреца с божеством
  • Таблицы судеб
  • Эбех, Эбих — страна или гора, фигурирующая в ряде шумер-аккадских поэм

Упадок Вавилона

Однако сияние Вавилона вскоре померкло. В 556 до н.э. вавилонский трон захватил Набонид, попытавшийся провести религиозную реформу в пользу бога Луны Сипа, поставив его выше всех остальных. В результате царь поссорился с жрецами Мардука. Сын и соправитель Набонида Валтасар не поладил с торгово-ростовщической верхушкой Вавилона, которой мерещились блестящие перспективы от присоединения к державе Ахеменидов, и евреями, угнанными в «Вавилонский плен» еще Навуходоносором II после взятия им в 587 (или 586) до н.э. Иерусалима.

Так что многие в Вавилоне желали прихода Кира, царя персов и мидян. В 539 до н.э. иранская армия вошла в город (ворота открыла «пятая колонна»), когда Валтасар якобы наслаждался пиром. Сражение велось только за цитадель, где Валтасар был убит, а его отец Набонид взят в плен. Впечатляет картина Валтасарова пира, нарисованная библейским пророком Даниилом: « вышли персты руки человеческой и писали… на извести стены чертога царского… и вот что начертано: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН… Ты взвешен на весах и найден очень легким… разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».

Кир мудро воздал почести богу Мардуку и отпустил на родину евреев, планируя использовать их и против Египта. Иранцы не разрушали Вавилон, но независимости он лишился навсегда. Спустя два века Александр Македонский, строя свою ближневосточную империю, захотел возродить город в прежнем блеске. Однако эту идею похоронили вместе с ним. Вавилон утратил свое значение, большую часть его жителей после 312 до н.э. переселил в Селевкию Селевк, и почти на 2000 лет город остался только в сочинениях древних авторов.

«Мене, Мене, Текел, Упарсин… Ты взвешен на весах и найден очень легким… разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».

Мифические существа

  • Анзу(д) — мифическая птица, существо, изображавшееся в виде львиноголового орла
  • Зу — см. Анзу
  • Имдугуд — см. Анзу
  • Кингу — хтоническое чудовище, порождение Тиамат, согласно «Энума элиш»
  • Лаббу — чудовище с львиными и змеиными чертами, созданное Энлилем для истребления людей и убитое Тишпаком
  • Мушхуш(шу) — дракон Мардука
  • Нети — стражник входа в дворец Ганзир
  • Оан — культурный герой, полурыба-получеловек, представленный в труде Бероса; очевидно ипостась Адапы
  • Сагбурру — хищное существо, нападающее на скот; фигурирует в поэме «Энмеркар и Энсухкешданна»
  • Тиамат — хтоническое существо, женское олицетворение первобытного океана-хаоса солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги)
  • Умаль, Умуль — мифическое существо с обликом новорожденного ребёнка, связанное с темой сотворения человека; фигурировало в мифе «Энки и Нинмах»
  • Шальту — мифический противник Иштар в «Гимне Агушайи»
  • Хувава, Хумбаба — чудовище или великан, противник Гильгамеша и Энкиду

Глоссарий

НОМ (от греч. nomos — область — округ), административный округ в Др. Египте. Каждый ном имел политический и религиозный центр, войско, герб, богов-покровителей. Количество и их площадь менялись.

Большой Энциклопедический словарь

Фараон  (фр. faraon, еврейск. paroh царь)— обозначение древнеегипетских царей, позднее титул царя. Термин фараон происходит от древнеегипетского большой дом. Первоначально обозначал царский дворец, а позднее с 16 в. до н.э. самого царя. Фараон носил различные короны: белую — как царь Верхнего Египта, красную — Нижнего Египта, двойную — соединение белой и красной — как символ власти над объединённым государством. Фараон считался сыном бога солнца, земным воплощением бога Гора и наследником бога Осириса. Он был верховным распорядителем земельных, сырьевых, продовольственных ресурсов и населения Египта. Исторический словарь

МОТЫГА — ручное орудие для рыхления земли. Состоит из каменного, костяного или металлического наконечника и деревянной рукоятки, перпендикулярной ему. Известна с каменного века. Большой Энциклопедический словарь

ПЛУГ — сельскохозяйственное орудие для вспашки почвы. Деревянный плуг известен в Китае ранее 1-го тыс. до н. э.; в России — с 8-9 вв. Первые металлические конные плуги появились в кон. 18 в. Современные плуги — тракторные (навесные, полунавесные и прицепные) и конные по числу основных рабочих органов (плужных корпусов) делят на одно-, двух- и многокорпусные, а по их типу — на лемешные и дисковые. В России преимущественно тракторные навесные лемешные плуги общего назначения (для пахоты на глубине 20-35 см) и специальные (кустарниково-болотные, плантажные, садовые, лесные, ярусные и др.). Большой Энциклопедический словарь 

ДЕСПОТИЯ (греч. despoteia — неограниченная власть) — форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия — государства Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.). Большой Энциклопедический словарь 

Гиксосы —кочевые азиатские племена, около 1700 до н. э. захватившие Египет. Поселившись в Дельте, гиксосы основали свою столицу Аварис. В начале XVI в. до н. э. господство гиксосов было ликвидировано египтянами. Энциклопедический словарь 

ПУРПУР, (лат., от греч. porphyra багрянка, улитка, дающая багряную краску)- природный краситель, получаемый из раковин небольших морских моллюсков (Murex brandaris, багрянок). Раковины дробят и выдерживают на свету, затем размалывают и порошок используют для окрашивания тканей. Первоначально пурпур вырабатывался финикийцами из средиземноморских скальных моллюсков. В силу сложности изготовления и редкости он был чрезвычайно дорог, отсюда старинное выражение «царственный пурпур». В настоящее время аналогичную окраску дают синтетические красители. Считается, что делать пурпурный краситель научились впервые в древнем городе Тире, отчего его иногда называют «тирским пурпуром».

Научно-технический энциклопедический словарь

КОЛОНИЯ (от лат. colonia — Поселение) -1) страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), лишенная политической и экономической самостоятельности и управляемая на основе специального режима.2) Поселение, основанное древними народами (финикийцами, греками, римлянами) в чужих землях.3) Поселение переселенцев из другой страны, области.4) Сообщество земляков в чужом городе, в чужой стране; землячество.5) В биологии — совокупность колониальных организмов. Иногда колонией называются также временные совместные поселения птиц.

Большой Энциклопедический словарь

Рабианум в Древнем Вавилоне: по одним источникам – староста земельной общины, глава общинного совета, назначаемый царем, по другим – царский чиновник, осуществлявший административную и судебную власть в общине. К ведению общинного совета относились вопросы управления общинной землей, водой, сбор налогов, а также исполнение полицейских функций. В отдельных случаях община на основе круговой поруки несла ответственность за преступления, совершенные на ее территории.

Террористические методы.

Ассирийцы были мастерами психологической войны. Они намеренно распространяли истории о собственной безжалостности в бою и жестоких расправах, которые ожидают тех, кто окажет им сопротивление. В результате их враги нередко пускались в бегство, не вступая в бой, а подданные не решались на мятежи. Официальные ассирийские надписи полны рассказов о кровопролитных сражениях и суровых наказаниях. Достаточно привести несколько строчек из Анналов Ашшурнасирпала II, чтобы представить себе, как это выглядело: «Я вырезал всех до одного, и кровью их я выкрасил горы… Головы их воинов я отсек и насыпал из них высокий холм… а юношей и их девственниц я сжег в огне… я истребил неисчислимое количество их жителей, а города предал огню… У некоторых я отрезал кисти рук и пальцы, у других отрезал носы и уши».


С этим читают