Богиня дике. древнегреческая богиня справедливости

Дике


Опять дочь Зевса и Фемиды, Справедливость. Богиня правды и справедливого возмездия, одна из трех Ор, которые сами — богини времен года и хранительницы небесных врат. В отличие от Немезиды — богини неотвратимого возмездия судьбы, она воплощает идею личной моральной ответственности. Однако, в Дике настолько мало живых черт, что она больше похожа на литературно-философскую иллюстрацию, довольно формальную персонификацию идеи справедливости, чем на натуральную греческую богиню во плоти и страсти.

На заглавной краснофигурной картинке

…Дике отважно стукает топором по голове своей поверженной и испуганной оппонентке. Казалось бы, вовсе не «отвлеченная идея из книги» стукает, а вполне яростная богиня! На самом деле, противник Дике — еще более абстрактная и надуманная Адике, «Несправедливость».. Рождение Зевса

Рождение Зевса

Дике так же предлагалась на место нимфы-воскормительницы Зевса. Очевидно, это должна быть другая Дике, и тут какая-то путаница.

Дике отождествлялась с Астреей и в английской Википедии описывается как «Дике-Астрея»; часто иллюстрируется образом Астреи (выше я подобрал единственную бесспорную иллюстрацию). Астрея — популярный прототип созвездия Дева, и из-за описанного смешения двух однотипных богинь, Дике саму по себе тоже иногда принимают за Деву.

Атрибут Дике весы — тоже в виде созвездия: Весы.

Астрея

Астрея — дочь Фемиды и Зевса, богиня справедливости. С ней ассоциировались или отождествлялись и другие богини справедливости.

Обитала на земле в период золотого века, а потом, разочарованная падением нравов в начале железного века, вознеслась на небо. Может быть, точнее говорят: «последняя из богов вознеслась на небо», оставив землю без всякого божественного попечения.

Эйдос

Также говорят, что последней покинула землю и вознеслась на небо Эйдос (Αἰδώς), богиня стыда и скромности. Или говорят, Астрея и Эйдос сделали это на пару. У Ричарда Аллена я встретил утверждение, что эти две богини Астрея и Эйдос (точнее, ее римский аналог Пудицития, Pudicitia) были сестрами, но тут он, очевидно, ошибся.

Быть может, на небе воплотилась в образе созвездия Дева. Из богинь справедливости, скорее всего, именно Астрея — прообраз созвездия. Остальные богини справедливости, похоже, связаны с Девой или через ассоциацию с Астреей, или через полное отождествление (как Дике).

Нужно заметить, что и сама Фемида, матушка четырех? трех? двух? сестер настолько на них похожа, что их всех можно без труда спутать друг с другом.

Давайте определимся: не смотря на схожесть матери Фемиды и четырех ее дочерей, на роль небесной Девы претендуют:

Фемида, Дике и Астрея, но НЕ Адрастея и Немезида;

Немезида и Дике связана также с созвездием Весы,

а вот Адрастея вообще непричем в этой теме;

Эйрена

Кроме того, у Дике и Адрастеи была полноюродная сестра, тоже дочь Зевса и Фемиды, Эйрена (по-простому, Ирина, «покой», «мирная жизнь»). Она не богиня правосудия, она персонификация мирной жизни: в общем-то, цели правосудия. У римлян ей соответствовала богиня мирной жизни Пакс, у которой не было ни родителей, ни потомства: по этому, предположительно, она дева. Статуя Пакс венчает купол Волгоградского Планетария; это последняя работа В. И. Мухиной, которая «Рабочий и колхозница», ВДНХ. Она (Эйрена/Пакс, а не Мухина) также упоминается среди девственных претенденток на созвездие Дева. Про девственность Мухиной мне ничего не известно

Иконография богини Дике


Скульптуры Храма Зевса в Олимпии имеют множество объединяющих иконографических концепций. Дике присутствует на многих иллюстрациях, а в поэзии о ней нередко упоминается как о помощнице Зевса. В философском климате Афин конца V столетия богиня олицетворяла моральную справедливость. Она была одним из трех хорев второго поколения, вместе с Эвномией («порядок») и Эйреной («мир»).

Эвномия в древнегреческой мифологии уверенно поддерживала смертных, покровительствовала процветающим городам. Эйрена, будучи третьей дочерью Фемиды, также охраняла главные богатства человечества – мир, лад и взаимопонимание. Она правила справедливостью на Земле, в то время как ее мать, Фемида, покровительствовала справедливости на Небе. Ее противопоставляли Адикии – богине несправедливости. В рельефах на архаичном ларце Кипсела, сохранившегося в Олимпии, присутствуют фрагменты, изображающие неприязнь друг к другу этих двух божественных существ.

В более позднем искусстве риторики, завещанном святоотеческой литературе, к олицетворению абстрактных понятий стали относиться как к художественному устройству, переходящему в аллегорию античности. В дальнейшей интерпретации, возникнувшей с приходом экуменизма, Дике рождается смертной и Зевс помещает ее на Землю, чтобы человечество проросло честностью. Но он быстро понял, что это невозможно, и определил ее место рядом с ним на горе Олимп.

Примечания

  1. Rhea // Реальный словарь классических древностей по Любкеру
  2. ↑ 904 // Θεογονία
  3. ↑ Μοῖρα // Реальный словарь классических древностей по Любкеру
  4. ↑ .
  5. Вадим Серов. Фемида // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» (рус.). — 2003.
  6. Гесиод. Теогония 135
  7. Обнорский Н. П. Фемида // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Гесиод. Теогония 901—906; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3; 3, 1
  9. Горы, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. ↑ .
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 марта 2014.
  12. Пиндар. Истмийские песни VIII 32
  13. Обнорский Н. П. Фетида // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  14. Орфические гимны LXXIX 4; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 1; Страбон. География IX 3, 11 (стр.422); Овидий. Метаморфозы I 321
  15. Стасин. Киприи, синопсис
  16. Гомер. Илиада XX 4
  17. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 67, 4
  18. Климент. Строматы I 80, 3
  19. Нонн. Деяния Диониса XXXI 93
  20. Павсаний. Описание Эллады V 14, 10
  21. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.132
  22. Фемида // Энциклопедия мифологии (рус.).
  23. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 марта 2014.

Как Дике вознеслась на небо

Если верить рассказам о происхождении созвездия Девы, богиня Дике жила на Земле во времена Золотого и Серебряного веков, когда не было войн или болезней, люди выращивали мелкие урожаи и были счастливы. Но с появлением богатств, которыми смертные не умели правильно распоряжаться, пришла и человеческая жадность. Богиня заболела. Она провозгласила: «Значит вот что на самом деле оставила после себя раса отцов Золотого Века! Люди стали суровее богов! Войны и жестокое кровопролитие придут к человечеству, его ждут тяжелые испытания». Несчастная богиня покинула Землю и отправилась на небо, и там, став созведием, она наблюдала за презренной человеческой расой. После ее вознесения смертные перешли в Бронзовый век, который принес им болезни, страдания, жестокие войны.

Итак, хотелось бы еще раз отметить, что Дике по сей день является знаменитым и всеми узнаваемым символом правопорядка и справедливости. Ее изображение используют для росписи различных зданий. Скульптуры богини изготавливают по всему миру. Образ Дике прочно закрепился в сознании современых людей, в том числе и тех, кто владеет минимальными познаниями в древнегреческой мифологии. Богиня справедливости будет жить вечно!

Прове — славянский бог правосудия

Общепринятым символом правосудия издавна стала Фемида. Но у разных народов бытовали свои символы и мифологические персонажи, олицетворяющие суд, право и справедливость.

У северных славян был свой персонифицированный символ правосудия — Прове, или Проно.


В пантеоне славянских божеств Прове занимает скромное место, и ныне мало кто знает о его мифологическом существовании. Но эта фигура весьма характерна.

Свое имя Прове получил от языкового корня (а именно от индоевропейской морфемы) «вед» — знание, видение. Вот такая обратная цепочка: Прове — проведать — ведать — знать.

Истукан Прове стоял на дубовом столбе, держал в одной руке обломок камня, в другой — копье, а на шее у него висела цепь. Прове был крайне длинноух, голову венчал венок. Столб окружали многоликие и «глазастые» идолы.

Принято было совершать у истукана жертвенное волхование, и волхв сообщал собравшимся волю этого божества.

Каково же символическое значение предметов, а также внешности истукана и его идолов?

Дубовый столб символизирует власть, крепость, благородную твердыню положения. Интересно, что родственное латинскому слову lex (закон) illex означало «падуб», «каменный дуб». Возвышенное положение (на столбе) — высота статуса и исполняемой миссии, неучастие в мирской суете.

Длинные уши говорят о том, что Прове все слышит. Его помощники — идолы — многолики и глазасты, ибо они внимательно взирают во все стороны, следя за поступками людей.


Обломок камня символизирует преступление и обвинение (сравни с библейским камнем обвинения).

Копье символизирует наказание. Причем в отличие от меча образ копья в наибольшей степени сочетается с такими понятиями, как цель, точность и неразрушительность. Этой неудачной формулировкой я хотел выразить тот факт, что меч разрубает (это символ возмездия, кары), а копье достигает (простой символ неотвратимости наказания). Кстати, топор символизировал бы здесь мстительное отмщение.

Цепь символизирует, с одной стороны, причинно-следственные связи и «кармические» последствия поступков, а с другой — процесс расследования с его последовательностью в распутывании деяний, ибо, перебирая одно звено за другим, Прове добирается до истины и виновника.

Богиня правосудия

Мифология античных времен не избежала этой тенденции и также сделала богиню символом правосудия. Женский образ правды и справедливости присутствует и у более поздних религий. Фемида — это богиня пантеона древней Греции, олицетворявшая право и законный порядок во всех земных делах. Она происходила из Титанов и была дочерью Геи и Урана. Богиня Фемида – первая жена Зевса. От брака с владыкой Олимпа родились мойры — вершительницы судеб. Фемида всегда сидит по правую руку Зевса, дает ему советы, оглашает приговор.

Конечно, такое важное божество не обходилось без собственных символов. Главными атрибутами правосудия являлись весы и меч

Весы Фемиды – это эмблема справедливости, взвешенного решения. Меч – символ неотвратимости наказания. Эти символы и доныне используются в судейской символике разных стран.

Немезида

Немезида — богиня неотвратимого наказания, крылатая дочь богини ночи Никты. Справедливость по Немезиде — это неотвратимость наказания за преступления закона, она больше богиня мести, чем справедливости. Атрибутом ее были весы (а также меч, уздечка, плеть… ошейник, наручники, черный латекс…), ассоциируемые с небесными Весами. Немезиду также изображали с согнутой в локте рукой: Я, Немезида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что напоминаю всем, что не надо превышать меру.

По альтернативной версии происхождения Диоскуров их матерью была именно Немезида. Это ею овладел Зевс в виде лебедя, она снесла яйцо, которое потом или нашла Леда, или оно ей было принесено пастухом, или, наконец, было подброшено Гермесом. Версия ненадежная, а подробности — на странице Любовные утехи Зевса.

И уж совсем глупо верить, что Немезида — обожествленная Леда!

Есть мифологическая традиция, считающая Немезиду дочерью Фемиды и Зевса, и в этом случае она отождествляется с Адрастеей.

Символы Фемиды

Атрибутика богини выбрана неспроста и имеет глубокое сакральное значение:

  1. Повязка Фемиды – беспристрастность. Перед богиней порядка все равны и боги и люди. Не имеют значение ни статус, ни социальные различия. Закон един для всех.
  2. Мантия – ритуальная одежда для вершения правосудия. Для Древних греков все процессы были священными и ритуальными, поэтому выбору одежды придавалась большое значение.
  3. Весы Фемиды – мера, равновесие, баланс и справедливость. Весы – очень древний архитепический образ, который является мерой не только конкретных вещей, которые можно взвесить, но и таких понятий как «добро» и «зло», «вина» и «невиновность». Какая чаша перевесит? Фемида держит весы в левой руке, что тоже символично, левая сторона тела – воспринимающая.
  4. Меч Фемиды – духовная сила, воздаяние или возмездие по поступкам, совершенными людьми. Первоначально, богиня держала рог изобилия, но затем римляне внесли свое представление и поместили в правую руку богини меч (правое дело), на их взгляд, более отражавший суть Фемиды (Юстиции). Изображения богини, держащей меч острием вверх указывает на божественную волю небес. Позднее, Фемида все чаще стала изображаться с мечом, опущенным острием вниз. Такое положение трактуется как опора на силу.

Последние статьи

  •   В чём секрет 200-летнего моста в Дагестане, который построен без единого гвоздя, но способен выдержать автомобиль сегодня, 20:42
  •   Как художник Войнарович возглавил борьбу с эпидемией, о которой нельзя было говорить сегодня, 18:18
  •   Чем прославился Гонконгский балет, и Почему его называют одной из самых уникальных трупп в мире сегодня, 16:35
  •   Откуда пошли древние русские выражения, которые употребляют и сегодня: Почему вид затрапезный, какой сокол гол и др сегодня, 14:26
  •   Почему в Стране Советов девочек стали называть Даздрапермами, а коллектив стал выше семьи сегодня, 11:52
  •   Почему Ия Саввина устроила скандал Андрею Кончаловскому из-за съёмок в фильме сегодня, 10:50
  •   Жизнь после «Санта-Барбары»: Как сложились судьбы трех самых красивых звезд культового сериала сегодня, 09:11
  •   Какие тайны хранит самое загодочное полотно Босха: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» 22.08.2020, 23:25
  •   20 знаменитостей, которые учились в одной школе и дружат до сих пор 22.08.2020, 19:08
  • -1   Что узнали учёные об эпичecкой битве христиан и мусульман, или Как Саладин захватил Иерусалим 22.08.2020, 16:45

Все статьи


С этим читают