Брахман — это… за что индийцы почитали брахманов

Заноза в теории Карла Маркса

В ведические времена общество было устроено так, что каждый человек пытался понять, для чего он приспособлен, старался доводить до совершенства свои способности, и в результате черпал радость в исполнении своего долга, действуя бескорыстно. В ведическом обществе никто никого не эксплуатировал, потому что все были довольны, занимаясь своим делом.


Карл Маркс был полностью приведён в тупик ведической системой социального устройства, потому что он изобрёл свою теорию, в соответствии с которой те кто выше всегда эксплуатируют тех кто ниже, а те кто ниже ненавидят и завидуют тем кто выше. В соответствии с его теорией, эта ненависть, в конце концов, должна дойти до такого состояния, что все станут равными и никто никого не будет эксплуатировать. Иначе говоря, раньше всё было плохо, потому что зависть не была такой сильной – были сильные эксплуатирующие слабых, а у слабых не было достаточно зависти, чтобы сказать, что мы все равные. Это вкратце курс Марксизма и Ленинизма. Но даже великий Карл Маркс в своём кудрявом мозгу не мог понять, каким образом люди ведической культуры в течение тысячелетий жили без революций, потому что в соответствии с его представлениями настоящая история началась, когда рабы стали восставать против рабовладельцев.

Беда заключалась в том, что в течение тысяч лет на востоке (в Индии, в Китае) люди жили без революций и были счастливы. Почему не было восстаний? Потому что не было эксплуатации. Почему не было эксплуатации и зависти? Потому что люди занимались своим делом и старались делать его идеальным образом

Это был принцип построения общества: я делаю своё дело, и я доволен, и не важно какое положение я занимаю

Ритуалы в брахманизме

Ритуалы совершают не только жрецы в храмах, но и в каждом доме есть специальный алтарь, на котором мы можем видеть небольшую скульптуру или изображение Брахмы или Вишну и Шивы. Верующие обращаются к ним со своими мольбами и просьбами, а также совершает обряд «пуджи» — жертвоприношение, состоящее из фруктов, гирлянд цветов и благовоний.

Повсеместно построены небольшие храмы, куда также можно приносить свои жертвоприношения, часть жрец возьмет как дар Богу, а часть вернет прихожанину как освященную пищу, возвращённую богом.

Хотя в храмах нет точных служб, но можно наблюдать ритуалы по обслуживанию Святого: пробуждение, умывание, кормление и т.д. Во время этих ритуалов жрецы исполняют гимны и напевы, исполняющие желания.

Широко отмечаются религиозные праздники, собирающие множество народа. Обычно люди приходят на них в ярких одеждах, с семьями и детьми, приносят специальное угощение, поют и танцуют  на улицах перед храмом.

В дни храмовых праздников совершаются паломничество к святым местам.

Особенности религии у кшатриев

Хотя самая почитаемая каста – брахманы, к словам которых обязаны прислушиваться абсолютно все, и обязаны оказывать им всевозможные услуги. Но кшатрии – истинные правители и аристократы, олицетворяют законную власть и силу. У этой касты есть свои боги, которые помогают и в войне и в делах управления государством. Кшатрии не менее религиозны, нежели брахманы, но имеют свои особые ритуалы.

Верховный Бог кшатриев – Инрда – бог неба, бог-воитель. Он — храбрый, сильный и упорный в достижении цели. Его изображают на золотой колеснице со стрелами и копьем в руках. Он живет в самом центре земли у горы Меру.

Митра и Варуна – олицетворяют верховную абсолютную власть, величие и богатство. Они следят за соблюдением законов, клятв и обещаний, они хранят порядок в мире людей и в мире богов, достижение гармонии также в их власти. Митра – отвечает за состояние физического тела человека, он – владыка дня, тогда как Варуна – владыка ночи, он также и правитель царства мертвых.

В особые дни кшатрии – правители приносят жертвы своим богам, а на домашних алтарях всегда можно увидеть человека на белом слоне (Индру) или на драконе с бичом в правой руке (Варуна).

Шудры: слуги и разнорабочие

Шудры – это люди, которые находятся в подчинении. Если высшей варной считаются как представители бога брахманы, шудры занимают самую низшую ступень, и их обязанностью является служение трем более высоким варнам. Когда-то их подразделяли на чистых (брахманы могли принимать из их рук еду) и нечистых. Считается, что данная каста сложилась позже других, и состояла она из людей, потерявших землю, а также рабов и арендаторов. В наше время шудрами можно назвать практически все население Индии. Существует также каста Неприкасаемых, которые, по сути, не относятся ни к одной варне. В нее входят рыбаки, проститутки, мясники, уличные артисты и бродячие ремесленники. Отдельная джади Неприкасаемых вообще уникальна – она включает в себя трансвеститов, евнухов и т. д. Неприкасаемые почти полностью изолированы от индийцев, принадлежащих к другим кастам – они не имеют права не только разговаривать с ними, но и прикасаться к их одежде. Им также запрещается посещать государственные учреждения и ездить в транспорте. И, наконец, поговорим о брахманах, которые, в отличие от Неприкасаемых, считаются самой уважаемой кастой в Индии и пользуются особыми привилегиями.

Брахман – это представитель высшей касты в Индии, аналог европейского духовного наставника. Эти люди являются членами высшей варны. В древние времена в руках брахманов сосредотачивалась вся власть. Они были жрецами, советниками царей, хранителями старинных манускриптов, учителями и учеными. Среди брахманов встречались также монахи и судьи. Ранее в их задачи входило воспитание детей и подразделение их на варны – для этого учитель анализировал поведение ребенка. В наше время варна передается, как правило, по наследству, что не совсем правильно, ведь каждая каста обладает индивидуальными особенностями характера, о чем говорит бог в индуизме. К примеру, задача брахманов – это созидание и освобождение. Классический брахман не думает о мирских проблемах, он погружен во что-то более глубокое и настоящее. Кшатрии уверены, что главное для них – выполнение долга, для вайшьи – обогащение, для шудры – плотские наслаждения.

Откуда «родом» кастовая система

Начну с того, что кастовая система — явление, описанное еще в древних священных писаниях, шастрах (Пуранах), сохранившихся на территории Индии. В них говорится, что устройство общества, поделенного на сословия, создано самим Богом и коренится в природе человека. Однако самого термина «кастовая система» в писаниях не встретишь. На санскрите это явление называется «варнашрама-дхарма». «Дхарма» переводится как «долг» или «неотъемлемое качество объекта». Проще говоря, дхарма сахара быть сладким, а дхарма соли, соответственно, быть соленой. Если сахар перестает быть сладким, он не следует своей дхарме. Точно так же каждое живое существо во Вселенной, согласно этой науке, должно следовать своему предписанному долгу. Вообще, понятие дхармы довольно сложное, я сейчас не буду в него углубляться. Вкратце могу сказать, что есть «санатана-дхарма», или «вечный долг» каждого человека — это осознать себя душой и вернуться в духовный мир. А есть временная социальная дхарма, та, которой мы должны следовать в зависимости от тех телесной оболочки, качеств характера и окружения, которые получили в своем нынешнем воплощении.

Система варнашрама-дхармы как раз описывает этот социальный долг человека. Слово «варнашрама» состоит из двух частей — «варна» и «ашрам» — это четыре сословия и четыре ступени духовной жизни. Сразу отмечу, что большая часть из них предназначена для мужчин, о женщинах у нас будет отдельный разговор.

Сущность Бога

Главное божество брахманизма – великий исполин Брахма- бестелесное и безличное существо, которое невозможно описать словами, доступными простым людям Но главенствующая задача каждого верующего – это слиться со своим Богом и стать с ним единым целым.

В философии брахманизма много внимания уделяется пране – жизне творческому дыханию человека. Через прану любой соединяется со Вселенной и получает оттуда энергию и активность.

Закон Кармы действует через закон постоянных перевоплощений – сансару, колесо жизни. Точка соприкосновения колеса с землей и являются настоящим положением человека в сегодняшней жизни, чтобы следующее перевоплощение было более удачным, нужно отказаться от всех радостей бытия.

Многие ошибочно считают, что философия йоги появилась в Буддизме, но она зародилась еще в индуизме и уже тогда проповедовала аскезу и подчинение физиологических законов тела высокой душе.

История появления варн и каст в Индии

Ведийская цивилизация возникла в результате завоевания персидскими народами коренных племен полуострова Индостан. Персы проникали волна за волной с приграничных, северо-западных территорий, оседая в долине Инда и его притоков. Их самоназвание – «арии» – в переводе с санскрита означает «благородный». Оно упоминается в Ригведе – древнейшем религиозном тексте в мире, который составлялся в период с 1700 по 1100 г. до н.э.

К тому же браки заключались и с правителями туземцев, которых причисляли к высоким сословиям. Эти союзы нужны были для установления власти на местах.

Кастовый строй общества был установлен правящей элитой и преследовал следующие цели:

  • обеспечение выживания населения в условиях агрессивного тропического климата и высокой плотности населения;
  • трудоустройство 100% населения;
  • культурная и профессиональная преемственность;
  • консервация неравенства на законодательном и идеологическом уровнях;
  • сохранение чистоты высших сословий;
  • мотивация к труду для всех слоев населения, ощущение значимости своей дхармы и ответственности перед обществом;
  • оптимизация управления разрозненными народами на большой территории и создание единой культурной целостности.

Термин «варна» переводится с санскрита как «качество, цвет, категория» и обозначает 4 основных социальные группы традиционного индийского общества. Это понятие впервые встречается в Ригведе. В сцене жертвоприношения боги расчленяют на жертвенном костре первочеловека Пурушу. Разные части тела имеют метафорическое значение в соответствии со своими функциями. Рот первочеловека становится жрецами (брахманами), руки – воинами (кшатриями), бедра – земледельцами и ремесленниками (вайшьями), ноги – слугами (шудрами).

Три высшие варны были сформированы из арийцев, покоренное местное население дало человеческий ресурс для низшего сословия. Ключевым визуальным различием был цвет кожи: светлокожие завоеватели противопоставляли себя темнокожим туземцам.

По мере формирования варн внутри них началось деление на более мелкие замкнутые группы – касты, или джати. В каждой из них действовали свои правила. Каста человека определяла всю его жизнь. Она характеризовалась в первую очередь наследуемой профессиональной деятельностью. Например, в семьях ремесленников мальчики с раннего детства познавали родовое дело, помогая отцу в работе. Уже в 10 лет они делали простые вещи на продажу, а в 15 были готовы сменить старшее поколение. Профессиональная преемственность обеспечивала бесперебойное появление новых мастеров.


Ведическая философия, лежавшая в основе древнеиндийского общества, претерпела ряд изменений и постепенно превратилась в брахманизм, а затем и в индуизм в его современном виде. Помимо самих Вед, священную литературу брахманизма составляли написанные жрецами комментарии к ним: брахманы (для жрецов), араньяки (для отшельников) и упанишады (для учеников).

Некоторые классические положения были изменены для обоснования социального неравенства. Согласно Ведам, душа может воплотиться только в человеке, причем преимущественно той же касты. В брахманизме же она может оказаться не только в ином сословии, но и вовсе утратить человеческий облик: телесные грехи приводят к возрождению в растении, словесные – в теле животного, а умственные – в представителе более низкой касты. Эта вера помогла сформировать общество, обеспокоенное судьбой своей бессмертной души и стремящееся исполнять дхарму – универсальный закон бытия.

Концепция дхармы подкрепляла значение кастовой системы на идеологическом уровне. Согласно ей, человеческое общество – естественный компонент мироздания. Каждый член социума должен направлять усилия на его поддержание и выполнять обязанности, закрепленные за ним с рождения. Регламентировалось все, включая одежду, тип жилья, пищи, сосудов для ее приготовления.

Четыре ступени духовной жизни – ашрамы

В индуистской философии духовный путь человека состоит из 4 ступеней – ашрамов, связанных с его возрастом и зрелостью. Буквально «ашрам» переводится как «духовное убежище». Таким убежищем для хрупкой души, оказавшейся в материальном мире, должна быть вера в бога и следование дхарме. Относительно каждого из ашрамов в Ведах даются необходимые для данного периода жизни наставления. Согласно этой системе, переход на следующую ступень должен происходить мягко, когда на предыдущей закрыты все вопросы и не осталось нерешенных проблем.

Получать знания о духовных процессах позволено было членам 3 старших варн. Мальчики из семей брахманов, кшатриев и вайшьев проходили обряд посвящения, упанаяна. В ходе ритуала они получали священный шнур, материал и цвет которого символизировали их принадлежность к варне (у брамина был белый хлопковый шнур, у кшатрия – красный шерстяной, у вайшьи – желтый льняной).

Упанаяна завершает детство и приглашает молодого человека к изучению Вед. Посвящение считалось вторым, духовным рождением, поэтому все прошедшие обряд получали статус двиджа (дваждырожденного) и ученика – брахмачари.

Брахмачари

Первый ашрам ученика начинается с посвящения и продолжается до 25 лет. Минимальный возраст для посвящения в разных варнах отличался: для брахмана это 7 лет, для кшатрия – 13, для вайшья – 17. Эта разница характеризует представления о возможностях и потребностях в духовном развитии членов различных варн.

Брахмачари – период образования, изучения Вед и шастр под руководством гуру, соблюдения аскез, обучения самоконтролю. При этом каждый выбор, сделанный учеником в пользу самоограничений и простоты, должен быть осознанным и приносить ему удовлетворение, иначе процесс духовного развития будет нарушен.

Полная преданность гуру должна замещать у ученика привязанность к материальному. Обучение продвигалось от постижения таких глобальных явлений, как устройство мира, божественный пантеон, законы мироздания, к собственному миру: профессии, своему месту на земле.

Грихастха

Термин «грихастха» означает «тот, кто живет дома». Семейный период жизни человека продолжается до 50 лет. После изучения Вед мужчине следует жениться и завести детей. В ведической культуре только в этот период человек может общаться с противоположным полом. Невесту выбирали родители жениха в пределах своей касты.

Главная задача для мужчины в этот момент – стать гуру для своей семьи, передать жене и детям ведическую мудрость, обеспечить их всем необходимым в материальном плане. Женщине следовало посвятить себя служению семье и дому. Сексуальные желания нужно было контролировать с помощью медитаций, молитв, чтения священных текстов. Интимные отношения были регламентированы, как и все остальные аспекты бытия, и имели единственную цель – рождение детей.

Совместно с женой мужчине следовало выполнять 3 священных долга: перед богами – совершение ритуалов, перед предками – рождение сыновей, ублажение и угощение гостей, преимущественно брахманов. Считалось, что недовольный гость заберет с собой благополучие.

Ванапрастха

Ванапрастха – период отшельничества, удаления от мирского. В 50 лет, когда дети уже выросли и создали собственные семьи, благочестивому индусу пристало удалиться в лес, чтобы практиковать аскезу, изучать священные тексты и медитировать. Жена может последовать за мужем и принять ванапрастху, но ей тоже следовало вести аскетичный образ жизни. Между супругами в этом периоде не должно быть сексуальных отношений, мужу пристало воспринимать жену как мать.

В третьем ашраме человек путешествует по святым местам и делится мудростью с другими, совершенствуясь духовно и готовясь к следующей ступени – санньясе.

Санньяса

Последний период жизни человека – с 75 до 100 лет – предполагает полный отказ от материального в пользу духовного развития. Санньясины живут на подаяние, занимаются миссионерской деятельностью. Для практики непривязанности странствующий отшельник должен постоянно перемещаться, не задерживаясь ни в одном месте дольше 3 дней. Высшая цель этого духовного процесса – освобождение из сансары, круговорота рождений и смертей.

Когда санньясин чувствует, что его время в материальном мире подошло к концу, он медитирует и впадает в нирвикальпа самадхи – высшее состояние покоя и блаженства, предшествующее освобождению.

Запреты

Варна брахманов очень почитаема, потому что — как считают индуисты — эти люди приблизились к абсолюту и вышли из-под бремени сансары. Но это не значит, что представители касты автоматически сливаются с Абсолютом. Они должны избегать осквернения. А таковые подстерегают на каждом шагу. Начнем с того, что брахману нельзя есть блюда, приготовленные представителями других варн. Обязанность куховарить и шить одежду для жрецов возлагается на женщин высшей касты. Ведь, согласно индуистским верованиям, последним прибежищем атмана перед слиянием с Абсолютом должно быть тело мужчины-брахмана. Но в пище жрецы должны придерживаться умеренности, чуть ли не аскетизма. Они строгие вегетарианцы, поскольку отвергают всякое насилие, а поедающий мясо – соучастник убийства животного. Они не пьют напитки, вызывающие привыкание. Из животных продуктов им разрешены лишь молочные. Корове в индуизме отведено почетное, чуть ли не святое место. Поэтому брахмана не может осквернить молоко, даже надоенное шудрой.

Удивительные ритуалы

Сегодня, в ХХ1 веке, религия уже не имеет такого влияния на души людей, но многие традиционные страны стараются сохранить свои особые ритуалы и обряды и донести их до следующих поколений в неизменном виде. Мы уже говорили, что брахманы, говорящие и читающие на санскрите, выполняют необходимые действия, непонятные непосвященным, и в наши дни.

По старым обычаям младший брат не может заключить брак, если старший брат еще не женат. В таком случае, старший брат может заключить брак с деревом (обычно для этих целей выбирают платан), а потом счастливый молодожен объявляет себя вдовцом. После чего младший брат может вступить в брак не нарушая запретов предков.

Истоки и бесчеловечный обряд сати существовал  в Индии до середины ХХ века. По этому закону женщина обязана следовать за своим умершим мужем. А поскольку по законам религии тела умерших сжигали, чтобы затем развеять прах над священной рекой Ганг, то живая женщина должна была подняться на погребальный костер ее мужа, чтобы заживо сгореть вместе с ним.

Понимаясь на костер, вдова должна была одеть свои лучшие наряды и улыбаться от счастья. Если женщина постарается спастись из пламени, то «добрые» родственники палками и камнями, а то и силой заставят ее вернуться в огонь.

Вдова – женщина, пережившая мужа, считается в брахманизме нечистой, она обязана всю жизнь носить белую одежду без всяких украшений и молить богов простить ей грех долгой жизни без мужчины, с которым ее соединили.


Многим известно, что в Индии корова – священное животное, индуизм запрещает есть говядину, а также гнать коров с полей и огородов. Во многих зеленых лавках можно купить бутылки с коровьей мочой, которая считается целебной, а также в ней рекомендуется купать младенцев.

В храме Гишневорш проводят опасный ритуал: с пятнадцатиметровой высоты сбрасывают детей в возрасте 1-2 года вниз головой, в то время как отцы должны их поймать на растянутую простыню. Считается, что после такого обряда ребенок станет умным, смелым и ловким.

Индия – удивительная страна, родина первых религий и высочайшей цивилизации, она и в ХХ1 веке не перестает удивлять весь мир своей уникальностью и экзотичностью.

Касты в Индии

В средневековом обществе Европы также существовало деление на сословия. Были «те, кто молится» (то есть монахи и священники), «те, кто воюет» (аристократия) и «те, кто работает» (крестьяне и ремесленники). Но первое сословие — клирики — всегда пополнялось за счет двух других. К тому же христианское учение о создании Богом каждой индивидуальной души отрицало веру в реинкарнацию. А вот понятие Брахмана, наоборот, обосновало веру в некую общественную пирамиду, нерушимую и статичную. Индуисты считают, что все люди появились из плоти первочеловека Пуруши. Его уста, славящие Бога, стали брахманами. Руки, держащие меч и щит, превратились в касту воинов-кшатриев. Из ног, твердо стоящих на земле, произошла варна ремесленников и земледельцев вайшьи. Ну а стопы Пуруши, месящие грязь, — это шудры, слуги и батраки. Кроме этих четырех варн, в Индии существуют еще и «далиты», неприкасаемые, которые, кстати, сейчас составляют около 17 процентов всего населения страны. Они вообще не имеют отношения к Пуруше и считаются нечистыми. Даже тень далита, брошенная на брахмана, может его осквернить.

Варна-санкара – нежелательное потомство

С ведической точки зрения, сам факт смешанных варн указывает на нарушения в порядке зачатия ребенка, в результате которого он получил смешанную природу. Перед зачатием ребенка принято было совершать очистительные обряды и этот обряд, гарбхадхана-самскара, считается первым обрядом в жизни человека. Гарбхадхана-самскара – это определенная духовная практика проводимая родителями для того, чтобы зачатие ребенка происходило в чистом сознании, без примесей похоти или вожделения. Целью такого зачатия становится не ублажение чувств, а появление на свет добродетельного и достойного человека.

Веды не ограничивают предписания относительно зачатия ребенка только очистительным обрядом. Помимо очистительного обряда, существует ещё два условия возникновения на свет человека, обладающего чистой варной – правильный брак и  целомудрие женщины. Если с целомудрием женщины все кажется понятно, учитывая общее понимание ведической культуры, то правильный брак вызывает вопросы.

Правильным браком считается брак между представителями одной и той же варны. Браки между представителями разных варн называются анулома и пратилома. 

Это благоприятный брак, хотя брак между представителями одного сословия предпочтительнее. Лома, в общем, переводится как «дурное качество» или нечто дурное. Ану означает «немного», «мало». Таким образом, брак анулома можно перевести как «допустимый брак».

Такой брак считался нечистым и порочным, так как именно мужчине было отведена роль наставника семьи и того, кто определяет что хорошо, а что плохо, получив это знание от учителей. Прати означает принятие, согласие. Лома все также означает нечто дурное. Пратилома – «согласие на порок». Из такого брака возникает варна-санкара.

Если мужчина был менее разумным чем женщина – это приводило к раздору в семье, отсутствия уважения к отцу, а соответственно и к неуважению других мужских авторитетов, таких как царь и духовный учитель. В нашей стране это особенно ярко выражено и есть даже анекдот на эту тему:

При таком раскладе воспитать достойных членов общества невозможно.

Итак, очистительный обряд духовной практики, целомудрие женщины и правильный брак являются теми условиями, при которых рождается человек с чистой варной. В таком случае, варна-санкара крайне маловероятно, практически невозможна. В наше время очень редко рождаются такие люди и без соблюдения этих условий, но это встречается настолько редко, что это скорее подтверждение принципа о том, что из неблагоприятного зачатия возникает неблагоприятные условия для жизни.

Влияние нежелательного потомства на общество

Варна-санкара означает нежелательное потомства, потомство, которое не следует правилам и предписаниям, тем самым увеличивая беспокойство в обществе.

Нежелательное потомства является фактором приостановления благоприятной деятельности и исполнения долга на благо общества. Когда каждый член общества исполняет свои обязанности в соответствии с нормами предписаний – такая деятельность считается чистой и идет на благо не только этому человеку, но и всему обществу в целом. Нежелательное потомство отказывается от исполнения такой деятельности. Таким образом, рост числа нежелательного потомства приводит к деградации общества, которое начинается с искоренением религии и развращением женщин. Влияние представителей смешанных варн заключается в том, что они подают негативный пример и их неуклонно становится больше и больше. В один момент, их становится настолько много, что норма теперь определяется не законом и правилами, а тем, как поступают все. Так общество деградирует окончательно как в общем, так и в лице каждого отдельного человека, который потакает своим чувствам, вместо исполнения долга.

Какие главные обязанности брахмана

Высокое положение в обществе требовало соответствующего поведения и следования многим правилам. Брахманам или браминам, как иногда их называют, необходимо было строго придерживаться своего предназначения и исполнять 6 обязанностей, определить которые мы можем из священных писаний, где точно прописано, чем занимались эти мудрецы.

6 обязанностей брахманов

Санскрит:

Патхана-патхана, йаджана-йаджна дана-пратиграх

  1. Изучение Вед является основой занятости брахмана и первым правилом.
  2. Следующий вид деятельности – передача полученных и освоенных знаний последователям и всем, кто в них нуждался.
  3. Также брахман обязан поклоняться и проводить ягьи (ритуалы) от себя лично Богу.
  4. Обучать поклоняться и проводить ягьи (жертвоприношение) Богу от других, так как только он обучен всем таинствам и тонкостям этого ритуала.
  5. Более того, еще одно основное занятие заключалось в том, что ему необходимо принимать дары от других.
  6. И кончено же раздавать пожертвования всем нуждающимся вместе со своими благословением.

С самых ранних лет, мальчики из семей брахманов отправлялись в школу духовного учителя, гурукулу. Там они под руководством гуру изучали все тонкости Ведической философии и постигали духовную науку служения Богу, Бхагавата дхарму.

Уникальным термином, наилучшим образом определяющим смысл служения брахмана является дхарма. Она подразумевает совокупность всех правил, которые обеспечивают жизнь в служении Богу.

Индийская философия объясняет ее, как единственный путь к достижению высшего совершенства. Они строго— настрого исполняли свой религиозный долг, поддерживая нравственные и духовные устои на высоком уровне.

ЭМИГРАНТЫ КАСТОВОЙ СИСТЕМЫ

Надары — небольшая тамильская каста, традиционное занятие которой, самогоноварение, веками надежно держало их в числе неприкасаемых. Еще в конце XIX века надарам это надоело. Правдами и неправдами выклянчив кусок земли у британской администрации, надары занялись земледелием. На этих землях они возвели храм и школу, забросили свой пальмовый самогон, стали вегетарианцами и в качестве обязательных кастовых правил ввели ежедневные омовения утром и вечером, очень чистую накрахмаленную одежду, безупречные прически и маникюр. Кроме того, надары не поленились создать свой мини-эпос, повествующий о происхождении надаров от Маходара — одного из упоминаемых в «Рамаяне» военачальников при дворе Раваны. Сейчас надары считаются безусловно «чистой» кастой, внушающей почтение окружающим своей гордостью, религиозностью и благородным происхождением. Тем же, у кого нет в запасе лишней сотни лет, приходится пользоваться иными методами.

Одним из самых распространенных является переход из индуизма в другую религию — буддизм, ислам или христианство, которые не признают кастовых систем. Эти религиозные общины часто поддерживают таких беженцев, подыскивая им места работы и жительства и защищая от возможного насилия. Впрочем, индийским христианам и мусульманам, увы, идея каст тоже не слишком чужда. Местные обычаи нередко берут верх над религиозными предписаниями, и в мусульманском Раджастхане, например, нападений на бывших далитов происходит не меньше, чем в традиционно индуистских штатах.

А еще можно всеми правдами и неправдами убежать в Лондон или, скажем, в Лос-Анджелес и забыть свою родину как страшный сон. Что многие и делают. Некоторые почтенные брахманы и кшатрии именно по этой причине брезгуют ездить в западные страны, потому что там кишмя кишит неприкасаемыми, в то время как тупые европейцы даже не догадываются, среди какого ужаса они живут.

ФОТО: GETTY IMAGES

Другие Варны

Шудры

Когда племена ариев захватили долини, большинство жителей сделали рабами, в то время как остальные стали сельскохозяйственными рабочими. Из них постепенно и образовалась варна шудр.

Шудры являются низшим и многочисленным сословием. Тысячелетиями они выполняли тяжелейшую и грязную, преимущественно физическую, работу. Шудры не проявляют инициативу, им комфортно в роли наемных работников.


Шудре запрещено даже смотреть на Веды. Брахман, который дерзнет читать закон шудре, после смерти понесет тяжелое наказание.

Закон запрещал им получать какое-либо образование и даже разговаривать с представителями более высоких каст. Шудре так же могли жениться на разведенных женщинах. И это несмотря на то, что в Индии такой поступок является серьезным грехом. Любой из них может стать неприкасаемым.

Неприкасаемые (далиты)

Они убирают мусор и мертвых животных, чистят туалеты. Неприкасаемых презирают и боятся, ведь они могут осквернить людей из высших сословий. Их поселения расположены на окраинах.

Далиты составляют большую часть безработных. А тем, кому все-таки удалось устроиться на работу, платят в разы меньше, чем представителям других каст. Среди неприкасаемых есть миллионеры и политики, но их очень мало.

Вырваться из касты неприкасаемых возможно, для этого нужно сменить религию.

Вайшьи

Вайшьи – торговое сословие, оно состояло из ремесленников, фермеров, ростовщиков. Они фактически кормили остальные варны. Прежде они участвовали в жертвоприношениях и имели право читать Веды, но брахманы добились, чтобы вайшьи утратили эти преимущества.

Уважались права вайшьи на собственность. Их земли были неприкосновенны. Вайшьи стремятся к независимости и самостоятельно выбирают род занятий. Представители этой касты издревле не имели веса в высшем обществе, но их не призирали, как шудр.

Кшатрии

Царей Древней Индии, как правило, выбирали из этой касты. Кшатрии – воины, защитники, основа общества.

Представителям сословия прощались гнев и жестокость, ведь это часть их природы. Им разрешено изучать Веды, назначать наказания другим людям. Основная задача кшатрии – защищать брахманов и всех, кто просит о помощи.

Кшатрии хотели стать высшим сословием. По этой причине развязалась война между войнами и брахманами. Жрецы одержали победу благодаря помощи богов, а кшатрии были подвергнуты жесточайшим наказаниям.

Современные кшатрии – военные, государственные деятели, руководители крупных предприятий.

Кто они – брахманы?

Несколько слов из истории

В Древней Индии существовало распределение на сословия общества. Ранее я об этом уже писал в статье — как понять свою природу. Брахман служил храму, кшатрий посвящал всю жизнь армии и военному делу и чаще всего это были правители страны, а вайшья торговал и занимался разнообразными ремеслами. На последней ступеньке этой лестницы находился шудра – слуга или наемный работник, который служил высшим классам общества, а те в свою очередь заботились о нем.

Варна брахманов

Варна — социальное положение, определялась качествами человека, но чаще всего ее также определяли по рождению. Система варн существовала с самого начала творения и об этом можно прочитать в Бхагавад Гите как она есть:

Бг 4.13

чатур-варнйам майа срштам

гуна-карма-вибхагашах

тасйа картарам апи мам

виддхй акартарам авйайам

В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия. Но знай, что, хотя Я создатель этой системы, Сам Я, будучи неизменным, непричастен к какой-либо деятельности.

Каста брахманов

В более позднее время зародилась специфическая система разделения общества на касты. Каста это переродившаяся система варн. И она определяла род занятия человека, объясняла, кто такой каждый ее член только исходя из рождения и не учитывала качества человека. Родившись в определенной касте человек вынужден был быть всю свою жизнь в этой социальной среде.

Отдельно от всех существовали неприкасаемые, в их число входили кожевники и собакоеды (чандалы), которые даже своим присутствием могли осквернить других.

Женщины занимались исключительно хозяйством и детьми. Стоит отметить, что корова также занимала особое место в обществе, ведь она была кормилицей семьи.

Постепенная революция понятия

В современном мире брахманами называют членов наивысшей варны индийской системы социальной сегрегации, что— то на подобии нашего духовенства, действующего при церквях и монастырях.

Но изначально брахманами были религиозные жрецы, отвечающие за проведение ритуалов в храмах. Они владели санскритом, изучали наизусть Веды и передавали эти бесценные знания из поколения в поколение совершенно без изменений. В Древней Индии они считались олицетворением наивысшей духовной силы в человеческом облике.


С этим читают