Буддизм для начинающих что нужно знать начинающему практику?

О пути буддиста

Буддизм объединяет в себе большое количество различных независимых школ и традиций. Но все они имеют одну общую основу – в качестве трех фундаментальных религиозных ценностей все буддисты признают Будду, Дхарму (то есть учение Будды) и Сангху (духовное сообщество буддистов). Это так называемые три прибежища. Смысл буддийской практики – достижение просветления, реализация природы Будды в человеке. Именно в свете этой цели и ради нее совершаются все ритуалы, читаются мантры, практикуются медитации и так далее. Однако буддизм многолик, и его различные деноминации подчас значительно отличаются друг от друга. Поэтому и в отношении начальной практики то, что требуется от адепта японского дзен, очень далеко от предлагаемого последователю тибетской гелугпы. Мы сосредоточимся главным образом на традициях тибетского буддизма, поскольку именно они наиболее широко представлены и распространены в нашей стране, являясь традиционными для трех регионов.


Буддизм в условиях европейской цивилизации

Что же делать, если, изучив литературу, ознакомившись с понятиями и целями буддизма, выбрав традицию (направление буддизма) вы решили посвятить себя данной религии, но не имеете возможности посетить буддийские храмы?

Стоит вспомнить основную цель буддизма — достижение просветления. Вот средства, которые используются для этого:

  • Добродетельная жизнь.
  • Медитация.
  • Непричинение вреда живым созданиям.
  • Чтение мантр.

Мантры — читающийся особым образом набор слогов, считающихся священными. Можно сделать вывод, что вы вполне сумеете придерживаться всего этого самостоятельно или с группой единомышленников, разве что на чтение мантр надо получить особое посвящение.

В будущем, при необходимости, можно совершить специальную поездку в буддийские храмы либо монастыри.

Приобщение к буддийским идеям

Итак, что нужно сделать, чтобы постулаты учения стали понятны?

Будущему послушнику следует осознать, что главное отличие выбранной им религии от других заключается в отсутствии понятия Бога, грехов, вечных божественных откровений и других привычных нам религиозных атрибутов.

Основные принципы буддизма можно понять, изучая их. Начать нужно с разбора характерной для буддийской литературы лексики.

Без понимания этих особых терминов не добиться глубины и точности восприятия специфических текстов. Существует много специальной литературы, призванной помочь начинающим буддистам. Это:

  1. «Ламрим». Цонкапа.
  2. «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла». Далай-лама XIV.
  3. «Слова Моего Всеблагого Учителя». Патрул Ринпоче.
  4. «Буддизм для начинающих». Геше Джампа Тинлей.
  5. «8 дебютных ошибок». Геше Джампа Тинлей.
  6. «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон и др.

Авторы, от великих учителей древности до уважаемых современных буддийских лидеров, раскрывают историю появления учения, его базовые понятия.Они дают рекомендации для ежедневной медитации в домашних условиях и практического применения теоретических знаний в жизни.

Затем, конечно, нужно обратиться к истории жизни основателя буддийского учения – Будды Гаутамы. Это поможет проникнуть в суть религии.

Четыре благородные истины, поведанные им своим собратьям, составляют фундамент учения. Будда рассказал им о всеобъемлющем страдании, сопровождающем жизнь каждого землянина, и определил его причину: вечное «хочу», то есть, страстное желание.

Но была дана и надежда: ему можно положить конец. Сиддхартхой был указан и правильный путь, чтобы добиться этого. Информация о карме, её влиянии на перерождения, нирване помогут начинающему послушнику скорректировать своё поведение.

Випассана

Випашьяна, значит «прозрение». С ее помощью можно очистить свой ум и понять, что вещи в мире непостоянны. Это направление буддийской медитации является одним из древнейших. Она зародилась в VI веке до нашей эры.

Для начинающих йогинов випассана подходит больше всего, так как это своего рода облегченная версия обучения концентрации внимания. Начиная ее выполнять, нужно принять позу лотоса или полулотоса, оперевшись на спинку стула. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на дыхании — это самое главное.

Основной целью является наблюдение за дыханием и своим телом, в процессе вдохов и выдохов.

Нужно отстраниться от окружающих отвлекающих факторов, и направить свой ум в одно русло.

В первое время будет сложно не отвлекаться, но с каждой новой медитацией будет все проще.

Ответвление медитации випашьяна также направлено на осознание природы мироздания: непостоянство, пустотность, привязанность. Осознав эти вещи, человек становится свободным и спокойным.

Памятование в течение дня

В течение дня мы стараемся поддерживать осознанность в отношении своих действий, слов, мыслей и чувств. В частности, мы замечаем, не закрадываются ли в наше сердце беспокоящие эмоции, такие как гнев, жадность, зависть, ревность, высокомерие и другие. Если мы действуем эгоистично, нечутко, с жалостью к себе или исходя из предвзятых суждений, то отслеживаем это. На более тонком уровне мы стремимся осознавать, не сочиняем ли мы нелепых историй – про себя, про других, о ситуациях в целом. Мы внимательны к тем моментам, когда начинаем воображать, будто длинная очередь никогда не закончится или что никто не сможет нас полюбить, – когда мы чувствуем себя бедными и несчастными.

Заметив, что под влиянием этих проблематичных эмоций мы импульсивно действуем, говорим или у нас появляются навязчивые мысли, мы практикуем другой уровень осознанности. Прежде всего, мы стараемся остановиться ещё перед тем, как сделать или сказать то, о чём мы потом пожалеем. Если мы уже что-то сделали, то немедленно останавливаемся, пока не сделали или не сказали чего-нибудь похуже. То же самое и когда мы обнаруживаем себя в круговороте негативного мышления. Мы вспоминаем о «противоядиях», помогающих успокоить ум и устранить этот ментальный и эмоциональный дисбаланс, и применяем эти техники, пока к нам не вернётся эмоциональное равновесие.

Пример, который будет понятен почти каждому: на работе или дома кто-нибудь критикует нас или делает то, что нас действительно раздражает.

  1. Мы вспоминаем, что, если накричим на него, это не поможет, и стараемся успокоиться, сосредотачиваясь на дыхании, как во время утренней медитации.
  2. Вспоминаем, что каждый хочет быть счастливым и не хочет быть несчастным, но большинство людей, заблуждаясь, совершают действия, которые только приносят больше проблем.
  3. Желаем человеку, который вывел нас из себя, быть счастливым и обладать причинами счастья.
  4. Если человек восприимчив к нашему совету, указываем на нежелательные последствия его действий.
  5. Если другой человек невосприимчив, мы молчим, относясь к произошедшему как к уроку терпения. Тем не менее, если мы в состоянии разрешить подобный конфликт, не нужно бездеятельно оставаться в стороне.

Если другие критикуют нас или пытаются с нами спорить, мы стараемся не следовать защитному инстинкту, критикуя в ответ, а сохраняем спокойствие. Лучше промолчать, а затем честно и объективно проверить, прав ли критикующий. Если критика справедлива, мы просим прощения и исправляем ошибку. Если человек сказал ерунду, мы просто забываем об этом как о чём-то несущественном

Однако когда это касается важного вопроса, можно сказать человеку, что его оценка была неверна, но только без малейшего намёка на агрессию

Буддизм для начинающих — книги

В заключение поговорим о том, что почитать тем, кто делает первый шаг в сторону буддизма. Для начала упомянем такую книгу, как «Буддизм для начинающих». Геше Джампа Тинлей — ее автор, доктор буддийской философии традиции гелуг, это очень уважаемый, заслуженный учитель Дхармы на территории СНГ. Его книжка посвящена основным, базовым вопросам, с которыми необходимо разобраться новичкам, чтобы иметь правильное представление о выбранном пути. В этом труде описана история возникновения учения, объяснены его главные аспекты, а также дан ряд практических указаний для ежедневной практики.


Следующий труд — это книга с таким же названием, что и предыдущая — «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон, ее написавшая, — это буддийская монахиня из Америки, которая много лет провела, обучаясь буддийскому пути в Непале и Индии под руководством Далай-ламы и других высоких учителей. На сегодняшний день в западном мире она является одним из самых авторитетных специалистов в своей области. В книге Тубтен Чодрон «Буддизм для начинающих» в форме вопросов и ответов даются ответы на самые популярные вопросы касательно сути учения, его приложения в различных областях человеческой деятельности и, собственно, повседневной религиозной практике. Другими словами, это своего рода катехизис тибетского буддизма.

Как принять буддизм

Решение стать буддистом должно быть осознанным, нужно духовно созреть до него. Во-первых, вам необходимо самостоятельно почитать литературу об истории этой религии, направлениях и школах буддизма и т.д. Во-вторых, посетить буддийский храм – дацан, встретиться с ламой (священнослужитель), который поможет разобраться в сути буддийского учения, расскажет о традициях и правилах. Надо сказать, что не все буддисты преследуют конечную, высокую цель – достижение нирваны. Многие просто приходят в дацан помолиться, послушать молебны, сделать подношение святым, разрешить житейские проблемы и вопросы и т.д. В дацанах есть ламы-астрологи, которые предсказывают будущее и помогают людям в принятии каких-либо важных решений. Например: ехать или не ехать? Строить ли дом сейчас или подождать до следующего года? Эмчи-ламы лечат людей с помощью методов восточной медицины. Ламы-кузнецы проводят обряды с огнем.

На прием к ламе стоит идти не с пустыми руками. С собой можно взять:

  • молоко;
  • конфеты;
  • печенье;
  • чай;
  • фрукты.
  • мясо (требуется на некоторые ритуалы).

8. Это нереально – пустота

Терпение – прямое противоядие от гнева, однако самое сильное лекарство – пустота. Она помогает не только от гнева, но от всех проблем и трудностей. На самом деле, сколько бы у нас ни было терпения, если мы не поняли пустоту (пустотность), проблемы будут сваливаться на нас снова и снова, подобно индийскому муссону.

Когда вы гневаетесь, остановитесь на мгновение и проанализируйте свой ум. Вы кое-что заметите: в этот момент присутствует сильное чувство «я». «Я злюсь из-за того, что ты сказал мне. Я не могу поверить, что он сделал это со мной или моим другом. Я безусловно прав, а она совершенно точно ошибается». Я, я, я.

Когда мы злимся, у нас есть прекрасная возможность проанализировать это «я», которое кажется столь плотным

Его не существует! Речь не о том, что мы не существуем или что всё неважно. Однако если мы попробуем найти это «я», находится ли оно в нашем уме? В теле? И там, и там? Мы не можем сказать: «Вот, оно здесь!»

Понять пустоту непросто, но анализ реальности кардинально меняет наше мировоззрение. Мы видим, что не можем обнаружить ничего, на что можно гневаться: этого нет и никогда не было.

Видео: Джецунма Тензин Палмо — «Быстродействующее лекарство от гнева»Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Выбор подходящего направления

Множество самодостаточных школ и направлений объединены общим названием буддизм. Суть у них общая, но некоторые моменты могут существенно различаться. В общем, все они принадлежат двум главным ветвям: тхераваде и махаяне. Махаяна, в свою очередь, подразделяется ещё на несколько течений.

Поэтому, ознакомившись с декларируемыми постулатами, следует выбрать школу, которая близка по духу. А чтобы не запутаться в их большом количестве, можно отдать предпочтение той, которая имеет репутацию, выдержавшую проверку столетиями.

Развёрнутый анализ школ и направлений даёт известный востоковед и буддист Е.А. Торчинов в своём «Введении в буддологию». Выбор направления может зависеть также и от того, каким человеку видится дальнейший жизненный путь. Он может стремиться к нирване, и тогда следует выбирать тхераваду.

Если же начинающий буддист стремится не только спастись сам, но еще и помочь в этом другим, то вполне вероятно, что он захочет стать на путь бодхисаттвы. Тогда ему нужно будет сделать выбор из школ махаянского толка.

Обновление обетов

Вступая на путь тибетского буддизма, человек приобщается к махаяне, которая декларирует для своих последователей не только практику личного освобождения и просветления, но и так называемый путь Бодхисаттвы. Последними называются просветленные люди, которые, однако, дают обещание, что в нирвану они отправятся только тогда, когда будут освобождены все остальные существа. И их религиозная практика направлена не только на самих себя, но на благо всех живых существ. Для того чтобы начать практику, новообращенный буддист в традиции махаяны приносит обет Бодхисаттвы. Но через различные неправедные действия нарушает их. Поэтому обет Бодхисаттвы периодически нужно обновлять. Однако буддизм для начинающих бывает чрезвычайно сложен, а его требования запутаны. К примеру, монахи дают обеты, состоящие из нескольких сотен четко прописанных правил. Но для мирян более продуктивным станет другой подход.

Практиковать буддизм для начинающих лучше всего не в контексте свода заповедей, а в контексте правильной мотивации. Это означает, что в своей жизни и буддист должен стремиться принести максимальную пользу как можно большему числу существ. В таком свете нарушением обета будет любое действие, слово или мысль, которые будут направлены во вред кому-либо. Также нарушением обета станет сознательное исключение кого-либо (животного, врага или просто неприятного человека и т. д.) из поля сострадания. Когда обет бывает нарушен, его необходимо принять еще раз. Впрочем, этот обет регулярно обновляется. Например, в практике простираний, которую включает в себя буддизм. Для начинающих это может быть хоть 1 поклон или же 3, 7, 21, 108. К слову сказать, в некоторых школах полная практика включает в себя 108000 простираний.

Седьмая причина вас не интересует быстрое просветление или нирвана

Вы настоящий христианин (мусульманин, иудей) и вас не интересуют чужие ложные взгляды, какими бы красивыми и логичными они бы не выглядели.  То есть вы, в полном смысле фанатик своей религии, и вам совершенно не интересны чужие истории о мире и духовном развитии или вы просто мало понимаете связь распятий и вечных страданий в аду за грехи, и вообще страдания и мучения с нирваной. Вы искренне думаете, что все представители не вашей религии попадут в вечный ад, а в своем нынешнем состоянии одержимы бесом, и только благодаря тому, что инквизиция до них еще не добралась, вы готов их пожалеть. А вообще вы серьезно думаете над тем, как привлечь их к суду по закону оскорбления чуств верующих и сослать их куда-нибудь далеко, скажем, в Магадан.

Самостоятельная вера

Некоторые люди, ознакомившись с информацией в интернете или других источниках, вдруг решают обратиться в буддийскую веру самостоятельно.

Чаще всего они начинают медитировать или выполнять какие-то другие практики. Однако если поверить в буддийские истины можно и должно самому, то стать участником буддийского сообщества можно только после принятия прибежища, как было упомянуто выше.

Начинающему буддисту важно, чтобы этот обет у него принял именно лама. При личной встрече и во время специальной процедуры он передаёт прибежище адепту

Только после этого практики послушника обретают должный смысл.

Если говорить про Ваджраяну, то ее медитативные техники очень мощны и могут быть небезопасны для неподготовленного человека. Поэтому их передача осуществляется тайным образом.

Те же, с которых предлагается начать новичку, обычно безопасны. Если строго следовать указаниям учителя и понимать, с чего начать, недобавляя от себя ничего лишнего и не пропуская главного, то и ошибки в них не допустишь.

Поэтому рекомендуется, чтобы на практику благословлял и руководил ею учитель, тот, который принял у новообращённого обет и объяснил правила школы, которую он представляет. Таким образом, самостоятельно на путь буддизма фактически не ступить.

Разновидности

Основы буддистской медитация зародились более 2,5 тысяч лет тому назад. В эти времена Будда целыми днями сидел под деревом Бодхи, концентрируя свой ум и направив свои мысли внутрь себя. Он также наблюдал за окружающим миром. С того времени в буддийской школе появилось множество направлений. Каждое из них имеет свое понимание медитативной практики.


Условно, медитации Будды разделены на випассану (лхатонг) и шаматху (шине). Випашьяна нацелена на прозрение и развитие мудрости, исследование тела и ума. Саматха ставит задачу успокоить ум, сделать его светлым и сконцентрированным. Существует совмещенная практика двух этих направлений, называемая «саматха-випассана».

Чистое видение

Основная практика буддиста должна быть направлена на развитие навыка чистого видения. Последнее подразумевает, что человек должен тотально и всецело пребывать в «здесь и сейчас», освобождая свой ум от выстраивания пространственно-временных связей. Ум не должен оказываться где-то в другом времени или размышлять о других местах. В нем должна отражаться наличная действительность — то время и то место, где человек находится в текущий момент. Когда этот навык развивается, то меняется восприятие, оно становится чистым. Именно это первый шаг к раскрытию природы Будды. Состояние «здесь и сейчас» — это и есть медитация, ее внутреннее содержание. Таким образом, буддист, чем бы они ни занимался — питьем чая, уборкой квартиры или приготовлением еды, должен стремиться пребывать в медитации через развитие ощущения «здесь и сейчас».

Кто может стать буддистом?

Любой человек, независимо от возраста, пола, происхождения и текущего вероисповедания может принять буддизм. Не требуется никаких специальных обрядом для того, что отрекаться от прежних убеждений. Единственное ограничение которое мне вспоминается, связано с профессиями, имеющими дело с убийством, свежеванием, забоем скота и т.д. но относительно этого вопроса лучше уточнить у монахов разных традиций.

А есть ли дорога назад?

В любой момент вы можете изменить свои убеждения без каких либо последствий со стороны других буддистов.

Что необходимо для того, что бы «быть буддистом»?

Под принятием буддизма обычно подразумевается:

— согласие с основными идеями буддизма в виде 4 Благородных Истин

— принятие буддийского прибежища в 3 драгоценностях: Будде, Дхамме (проще говоря само учение) и Сангхе (община монахов).

— принятие 5 правил обучения.

Что за 5 правил обучения?

Коротко своими словами:

Искренне стремиться к…

— воздержанию от вранья

— от лишения жизни

— от половой распущенности

— от воровства

— от употребления веществ приводящих к беспечности ( алкоголь, наркотики)

Я не случайно написал «искренне стремиться». Миряне МОГУТ нарушать правила. Акцент делается на ответственность за свои решения прежде всего перед сами собой.

Где и как можно принять прибежище?

Это зависит от традиции буддизма, которую вы выберите. На нем есть разделы разных традиций и всегда есть люди из разных городов и регионов, которые смогут дать более конструктивные ответы на этот вопрос.

Какие есть традиции?

Их много, однако все они делятся на 2 основных направления — тераваду (она же хинаяна) и махаяну. Махаяна в свою очередь делится на еще ряд традиций.

Подробно о том, почему так получилось, и в чем особенности традиций можно почитать здесь: Торчинов: Школы и направления буддизма. Хинаяна и Махаяна


РЕКОМЕНДАЦИИ

Критично относитесь к выбору источников информации

В сети очень много нелепостей, начиная от просто коммерческих статей, которые написаны с целью привлечения трафика людьми не очень радеющими за их качество, заканчивая откровенно сектантской литературой, призванной под видом «буддизма» манипулировать людьми.

В качестве действительно хороших источников я рекомендую Торчинова: курс лекций «Введение в буддологию».

Этот источник хорош и тем, что дает комплексное представление о ключевых вопросах с т.з. разных традиций -вы имеете лучшую возможность сравнить традиции и их подходы.

Мне кажется более правильным подход, когда люди ждут, полгода-год, прежде чем принять прибежище, изучают основы буддизма, сравнивают разные традиции. К слову, это не только мое мнение, его разделяют множество монахов. Даже на бытовом уровне — лучше принимать хорошо взвешенные решения, нежели делать что-то впопыхах.

 596 total views,  2 views today

Поделится

  • 1 Поделиться

Медитация на священные тексты

Открывает глубокие познания в духовной жизни, дает ясность, мудрость и глубокое понимания вселенских процессов. Позволяет на уровне понятийного ума и интеллекта прояснить духовные опыты

Важно практиковать наряду с сидячими ментальными медитациями

Техника выполнение: откройте священный текст, представьте что перед вами проявленное божество. Поклонитесь ему, выразите свое почтение и благодарность, попросите чтобы текст благословил вас мудростью и позволил осознать все его тайны на практике. Читайте Священный текст с интересом, верой и преданностью, концентрируйтесь на каждом слове, старайтесь детально разбирать всю его суть. Подробней читайте в статье: 5 священных текстов о недвойственности, что усмиряют ум и ведут к Богу

Медитация на дыхании

Большинство людей сначала осваивают медитацию, во время которой нужно просто спокойно сидеть, сосредоточившись на дыхании. Это особенно полезно, если вы чувствуете сильный стресс.

  • Дышите через нос, естественно – не слишком быстро и не слишком медленно, не слишком глубоко и не слишком поверхностно.
  • Сосредоточьтесь на одном из двух участков тела. Если вы чувствуете сонливость и хотите взбодриться, сосредоточьтесь на ощущениях в ноздрях, когда воздух входит и выходит через них, а если ваш ум блуждает и его нужно сделать более устойчивым – сосредоточьтесь на ощущениях в животе, который движется вперёд и назад.
  • Дышите внимательно, подсчитывая циклы вдохов и выдохов, считая от одного до десяти. Когда ум начинает блуждать, мягко возвращайте его к дыханию.

Не пытайтесь выключить ум

Основная задача в том, чтобы как можно быстрее замечать, когда внимание начинает блуждать, и возвращать его обратно. Почувствовав вялость и сонливость, постарайтесь взбодриться

Это непросто! Мы привыкли не замечать притупленность и блуждание ума, особенно если возникает беспокоящая эмоция, например, мы думаем о человеке, на которого злимся. Но дыхание всегда с нами: это надёжный объект, к которому мы можем возвращать внимание.

Медитация на сакральный слог АУМ (Нада-йога)

Предполагает пение или концентрацию на звуке АУМ. Что исходя из ведических текстов, является изначальной вибрацией из которой происходит Вселенная. АУМ очищает грубое и тонкое тело, приводит в баланс правое и левое полушарие, направляет ум в возвышенное состояние.

Техника выполнения: сядьте в удобную позу, сделайте глубокий вдох и на выдохе пропойте АУМ. Можно петь высоким или низком голосом, коротко или протяжно. Старайтесь максимально сконцентрироваться на звуке, как будто бы вы и есть этот звук. Более детально о медитации на слог Аум, смотрите в мастер классе инструктора йоги Ольги Бедунковой:   

Примечание: нада-йога – это так называемся йога звука. В этот раздел можно добавить лечебные медитация исцеления звуком, которые широко применяются по всему миру психологами, йога-терапевтами, шаманами, целителями, как средство от депрессии, беспокойства и стресса. Они успокаивает ум и нервную систему, очищает тонкое тело. Для таких медитаций  используют различные инструменты (флейты, барабаны, поющие чаши, гонги, бубны, варганы, этнические инструменты). Выполняют в группе от 2-х до нескольких тысяч человек, ведущий (музыкант или несколько музыкантов) играют на инструментах, участникам нужно просто лежать или сидеть, слушать музыку и расслабляться. Пример звуковой медитации с помощью гонга:

6. Помните о смерти – непостоянство

Вы умрёте, я умру, все мы умрём

Поэтому, когда человек, которого вы не можете терпеть, делает что-нибудь, что вас раздражает, остановитесь и задумайтесь: «Будет ли это важно, когда я окажусь на смертном одре?» Скорее всего, ответ будет отрицательным, если только этот человек не одержим желанием завоевать и уничтожить мир. Этот очень простой совет помогает не замечать раздражающих мелочей

Все мы знаем, что умрём, но, очевидно, не осознаём этого до конца. Смерть кажется абстрактной, отдалённой концепцией, чем-то, что происходит с другими людьми – старыми, больными, попадающими в аномальные происшествия. Но в реальности это не так. Молодые люди умирают раньше пожилых, а здоровые – раньше больных. Это происходит каждый день.

Когда мы думаем о смерти, которая неизбежно придёт (завтра? через год? через 50 лет?), многие вещи, которые обычно выводят нас из себя, становятся буквально ничем. Они необязательно перестают нас раздражать, но мы видим, что не имеет смысла тратить на них драгоценное время и силы.

2. Будьте героями – терпение

Беспокоящие эмоции лучше всего преодолевать с помощью их противоположностей. Если сражаться с огнём с помощью огня, это не поможет. Почему? Наш ум не может удержать две противоположных эмоции в один момент. Нельзя кричать на кого-либо и одновременно быть терпеливым – так не бывает. Многие считают терпение признаком слабости: мы позволяем другим переступать через нас и соглашаемся со всем, что они хотят. Однако на самом деле всё совершенно наоборот. Трудно ли нам закричать, когда нам плохо? И насколько труднее сохранять спокойствие и владеть своими эмоциями? Если мы следуем за своими чувствами, куда бы они нас ни вели, это не делает нас героями. Напротив, мы становимся слабее. В следующий раз, собираясь закричать на кого-нибудь во всё горло, вместо этого достаньте меч терпения и перережьте горло своему гневу.

Как? Заметив напряжённость, можно начать глубоко дышать: это будет прямой противоположностью коротким вдохам и выдохам, сопровождающим гнев. Можно медленно досчитать до ста, не давая себе сказать того, о чём мы потом безусловно пожалеем. Оказавшись в конфликтной ситуации, возможно, имеет смысл выйти из неё, пока всё окончательно не пошло под откос. Все ситуации разные, поэтому наблюдайте, что лучше всего работает для вас.


С этим читают