Буддизм в китае и его влияние на культуру страны

Возникновение и распространение буддизма

Существует множество преданий и легенд о том, как буддизм попал в Китай. Самая распространённая – эта легенда о Белой лошади. Она повествует о том, как первые буддийские сутры были привезены в город Лоян на белой лошади, в честь которой был основан первый буддийский монастырь в Китае – Байма-сы или Храм Белой лошади.


История буддизма в Китае тесно переплетается с историей Великого Шелкового пути. Начиная с первых веков до н.э., буддийские монахи сопровождали все торговые караваны из Индии в Западный Китай. Отсюда буддизм стал проникать вглубь Китая и стран Дальнего Востока.

Огромное влияние на развитие буддизма в Китае оказали и купцы из Средней Азии, на территории которой в период существования Кушанского царства буддизм был государственной религией. Уже к III веку буддизм становится господствующей религией в Восточном Туркестане (Синьцзянь).

В этот период начинается активное строительство буддийских храмов и монастырей, особенно на территории Восточного Туркестана. Здесь широкое распространение получили так называемые пещерные монастыри, которые представляли собой цепь выбитых в скалах небольших пещер-келий, украшенных фресками и росписями по буддийской тематике. Среди таких храмов самыми известными являются пещеры Могао (Дуньхуан) и Кызылские пещеры (Кучар). Самые большие кельи и места для молитв в них размером напоминают небольшие храмы, а статуи Будды достигают 17-метровой высоты.

Основы буддийской философии

В основе буддийской философии лежит теория о том, что люди сами виноваты в своих несчастьях и страданиях. Однако от страдания можно избавиться путём самоограничения и достижения нирваны. Одним из главных правил буддизма считается достижение просветления на основе собственного опыта.

На основе этого правила в буддизме сформировалось несколько философских школ. Одни за основу своей буддийской философии брали поклонение Будде и обрядовые церемонии, другие считают, что просветления можно достичь путем медитации и совершения благих деяний. Однако все они опираются на «Четыре Благородные Истины» и «Восьмеричный путь» — первые проповеди Будды, которые лежат в основе всех его 84 тысяч проповедей.

Четыре Благородные Истины представляют страдание и причины этого страдания. Способы избавления от причин страдания даются в канонах Восьмеричного Пути, а прекращение страдания называется в буддизме нирваной. Кроме того, различия между школами буддизма определяются еще и тем, каким путем они следуют в своём просветлении: «махаяна» — большая колесница или «хинаяна» — малая колесница. Последователи махаяны считают, что просветления должны достичь все люди. В отличие от них последователи хинаяны концентрируются на личном просветлении.

Особенности буддийского культа в Китае

Самым распространённым культом буддизма в Китае на сегодняшний день является культ Будды Амитабхи (в переводе с санскрита «амитабхи» означает безграничный свет), который основал один из основоположников буддийской философии в Китае монах Хуэюань. Считается, что Амитабха – один из пяти Будд Мудрости, который был правителем, но просветлев, отрёкся от трона и стал монахом. Очень часто Амитабху сравнивают с зороастрийским богом солнца и света Митрой, что символично, так как Амитабха в буддизме олицетворяет свет в прямом и переносном смысле.

Культ бога Амитабхи самый многочисленный и распространённый не только в Китае, но и во всей Юго-Восточной Азии. Буддисты верят, что это божество помогает в перерождении и совершенствовании. Фигура Амитабхи в той или иной степени отражена почти во всех фресках буддийских пещерных храмов Синьцзяня.

Буддизм в Китае имеет свои характерные особенности. Во многих сохранившихся пещерных храмах Синьцзяня до сих пор можно встретить фрески, где сквозь призму буддийской философии отражены другие древние религии этого региона: даосизм, манихейство и зороастризм, поэтому китайский буддизм в отличие от традиционного – это скорее воплощение нескольких религий в одной.

Основное в практике Чань-буддизма

Наша повседневная деятельность сама по себе уже лежит в рамках Пути. Существует ли где-нибудь место, которое нельзя использовать для практики Пути? Зал для занятий Чань не так уж и необходим. Более того, практика Чань — это не просто медитации сидя. Зал и медитации предназначены для людей, имеющих обусловленные кармой труднопреодолимые препятствия и не обладающих достаточной мудростью.

Когда сидишь в медитации, необходимо, прежде всего, знать, как регулировать ум и тело. Если они хорошо не отрегулированы, тогда небольшое повреждение превратится в болезнь, а большое повреждение приведет к демоническим затруднениям. Это было бы очень прискорбно. Сидячие медитации и медитации в процессе ходьбы в зале для занятий Чань предназначены для регулирования тела и ума. Существуют и другие методы для регулирования тела и ума, но я буду говорить об этих двух основных методах.

Когда вы сидите в позе лотоса, вам следует сидеть прямо и чтобы это было естественно. Не подавайте талию вперед. Поступая подобным образом, вы поднимете свое внутреннее тепло, которое позже вызовет появление песка в уголках ваших глаз, затрудненное дыхание, плохое дыхание, потерю аппетита и, в самом худшем случае, рвоту кровью.

Если появляется вялость или сонливость, откройте широко глаза, выпрямите спину и мягко подвигайте ягодицами из стороны в сторону. Вялость пройдет сама собой.

Если вы будете заниматься, находясь в беспокойном, озабоченном состоянии духа, у вас появится чувство раздражения и досады. В такие минуты вам следует все отложить, включая попытки заниматься. Отдохните некоторое время. Постепенно, после того как оправитесь, приступайте снова к занятиям. Если вы не будете делать этого, со временем у вас разовьется вспыльчивый характер, а в худшем случае у вас может наступить умопомешательство или вы можете попасть в сети дьявола.

Занимаясь Чань, вы испытаете очень многое, слишком многое, чтобы говорить здесь об этом. Однако если вы не будете привязываться к этому опыту, он не будет иметь на вас никакого влияния. Вот почему в пословице сказано: «Видьте необычное, но не думайте об этом как о необычном, и тогда это необычное отступит».

Если вы почувствуете что-то неприятное, не обращайте на это внимание и не бойтесь ничего. Если вы будете испытывать что-то приятное, не обращайте на это внимания и не давайте подняться в себе любви к этому

В Сурангама Сутре говорится: «Если человек не думает, что он достиг чего-то сверхъестественного, тогда это хорошо. С другой стороны, если он думает, что достиг чего-то сверхъестественного, тогда он привлечет демонов».

Как начинать занятия: различие между хозяином и гостем.Как следует начинать занятия? В собрании Сурангамы Благородный Каунтинья упомянул два слова: «гость» и «пыль». Это там, где начинающие должны начинать свои занятия.

Он сказал: «Путешественник, останавливающийся в гостинице, может остаться там на ночь или же просто поесть и уйти потом. Закончив есть и отдохнув, он собирает свои вещи и продолжает свое путешествие, потому что у него нет времени оставаться долго на одном месте.

Если бы он был хозяином, ему не надо было бы никуда идти. Поэтому я заключаю: тот, кто не остается, — гость, потому что отсутствие остановки — это суть гостя. Тот, кто остается, — хозяин.

И опять же, в ясный, погожий день, когда солнце восходит и солнечный свет проникает сквозь окно в темную комнату, можно увидеть летающую в пустом пространстве пыль. Пыль движется, но пространство остается спокойным. То, что чистое и спокойное, называется пространством; то, что движется, называется пылью, потому что движение — это суть пыли».

Гость и пыль относятся к иллюзорным мыслям, в то время как хозяин и пространство относятся к истинному я. То, что неизменный хозяин не следует за гостем в его приходах и уходах, показывает, что неизменная природа истинного я не следует за иллюзорными мыслями в их блошиных скачках туда-сюда. Поэтому было сказано: «Если человек не подвержен влиянию вещей, тогда у него не будет никаких препятствий, даже когда он постоянно окружен вещами».

Летающая туда-сюда пыль не заслоняет чистого, спокойного, пустого пространства, иллюзорные мысли, которые возникают и пропадают сами по себе, не служат помехой природе истинного я таковости. Поэтому было сказано: «Если мой ум не возникает, все вещи становятся безупречными». В таком состоянии ума даже гость вместе с иллюзорными мыслями остается на месте.


Если он поймет, что такое пространство и пыль, иллюзорные мысли больше не будут служить препятствиями. Говорят, когда враг узнан, в вашем уме больше не будет врага. Если вы сумеете исследовать и понять все это перед тем, как приступить к занятиям, вряд ли вы сделаете серьезные ошибки. Хуа-тоу и сомнение.

Литература

на русском языке
  • Баялиева Е. Ф. Социально-философские аспекты китайского буддизма: дисс. … канд. филос. наук: 09.00.11 / Бурятский государственный университет. — Улан-Удэ, 1996. — 131 с.
  • Гарри И. Р. Дзогчен и чань в буддийской традиции Тибета / отв. ред. В. И. Корнев, В. С. Далыкова. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. — 2008 с. — ISBN 5-7925-0142-4.
  • Гарри И. Р. Буддизм и политика в Тибетском районе КНР (II половина XX – начало XXI в.) / Отв. ред. А. М. Донец. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009b. — 320 с. — ISBN 978-5-7925-0335-9.
  • Горбунова С. А. Китай: религия и власть. История китайского буддизма в контексте общества и государства. — М.: Форум, 2008. — 318 с. — ISBN 978-5-8199-0371-1.
  • Дальневосточная Махаяна // Онтологические и психопрактические модели в дальневосточной Махаяне и тибетской Ваджраяне: дисс. … канд. филос. наук: 09.00.14 / МГУ. — М., 2012. — С. 21—120. — 250 с.
  •  (недоступная ссылка)
  • Малявин В. В., Торчинов Е. А. // Буддизм: Словарь / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
  • Мартынов А. С. Буддизм в Китае (диалог культур) // Мир Будды и китайская цивилизация. Восточный альма­нах / Под. ред. Т. П. Григорьевой. — М.: Толк, 1996. — С. 93—136. — 432 с.
  • Торчинов Е. А. // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т / Гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Восточная литература, 2006. — Т. 1. Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. — С. 158—165. — 727 с.
  • Урбанаева И. С. Различия в процессах распространения буддизма в Тибете и Китае в свете проблемы аутентичного буддизма // Становление тибетской и китайской махаяны: в контексте проблемы аутентичного буддизма. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014. — С. 28—188. — 364 с. — ISBN 978-5-7925-0409-7.
  • Хабдаева А. К. Учение Хинаяны в китайском буддизме. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2013. — 180 с. — ISBN 978-5-9793-0618-6.
  • Чебунин А. В. История проникновения и становления буддизма в Китае: . — Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009a. — 278 с. — ISBN 978-5-89610-144-4.
  • Чебунин А. В. Учение китайского буддизма о человеке и обществе / Науч. ред. Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009b. — 274 с. — ISBN 978-5-89610-165-9.
  • Чебунин А. В. Человек и общество в китайском буддизме: дисс. … д-ра филос. наук: 09.00.11 / Бурятский государственный университет. — Улан-Удэ, 2010. — 369 с.
  • Янгутов Л. Е. Философские аспекты китайского буддизма VI-IX века: проблема истинно сущего: дисс… д-ра филос. наук: 09.00.03. — М., 1991. — 316 с.
  • Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китай­ского буддизма / Отв. ред. М. Т. Степанянц, Н. В. Абаев. — Новосибирск: Наука. Сибирская из­дательская фирма РАН, 1995. — 224 с. — ISBN 5-02-030757-2.
  • Янгутов Л. Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. — 160 с. — ISBN 5-85213-212-8.
  • Янгутов Л. Е., Хабдаева А. К. Традиции Абхидхармы в Китае. Монография / Отв. ред. И. С. Урбанаева. — Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2010. — 276 с. — ISBN 978-5-89610-180-2.
на других языках
  • Hill J. E. Through the Jade Gate to Rome: A Study of the Silk Routes during the Later Han Dynasty, 1st to 2nd Centuries CE. — Charleston: BookSurge, 2009. — ISBN 978-1-4392-2134-1.
  • Nan Huai-Chin. The Story of Chinese Zen / tr. Thomas Cleary (англ.)русск.. — Charles E. Tuttle Company, 1995.
  • Mullin G. H. (англ.)русск.. The Fourteen Dalai Lamas: A Sacred Legacy of Reincarnations. — Clear Light Publishers, 2001. — ISBN 1-57416-092-3.
  • Welch H. The Buddhist revival in China. — Cambridge: Harvard University Press, 1968. — 385 p.
  • Wright A. F. (англ.)русск.. Fo T’u Teng, a Biography (佛圖澄) // Harvard Journal of Asiatic Studies (англ.)русск.. — 1948. — № 11. — P. 312—371.

Многообразие религий в Китае

Тибетское Буддийское Молитвенное Колесо

Хотя культура Китая кажется единой и однородной, на самом деле религиозная картина Поднебесной довольно разнообразна. Среди коренного населения Китая много верующих, исповедующих основные мировые религии. Почти в каждом городе можно встретить множество разных этнических групп, практикующих религиозные и исторические традиции и обряды, от буддизма до протестантизма.

Религия и философия в Китае часто тесно переплетаются. Даосизм и конфуцианство являются примерами философских убеждений, которые, в то же время, носят и религиозный характер. Некоторые обряды и верования, связанные с загробной жизнью, не имеющие ничего общего с философией, стали важными аспектами старейших философских учений Китая.

История и описание

В китайской провинции Сычуань близ города Лэшань в толще скалы высечена гигантская скульптура Будды Майтрейи. На протяжении 1000 лет лэшаньская статуя высотой 71 метр удерживала первую позицию в рейтинге самых высоких монументов мира.

Общий вид на статую Будды с реки

По мнению древних зодчих, великое должно найти воплощение в гигантских размерах, ведь Майтрею почитают все школы буддизма. Майтрея — это грядущий Учитель человечества. Рано или поздно он появится на Земле, достигнет просветления и будет проповедовать дхарму — путь благочестия. Статуя Будды в Лэшане — одна из самых древних в мире.

Она установлена в том месте, где сливаются три реки, встречные воды которых создают опасные водовороты. Как гласит легенда, монах Хай Тун решил умилостивить стихию, вырубив в скале скульптурный образ верховного божества. Много лет монах странствовал по городам и сёлам, собирая деньги на сооружение статуи, и в 713 году начал строительство.

Вид туловища и головы статуи Будды

Хай Тун умер, когда изваяние Будды было изготовлено лишь до колен, но он успел достичь своей благородной цели. Вырубая статую в скале, рабочие выбрасывали каменные осколки в реку, вследствие чего частично засыпали водные потоки. Таким образом, получилось, что Будда укротил бурный нрав реки. По преданию, когда местный властелин потребовал от Хай Туна передать ему пожертвования, собранные на строительство статуи, тот ответил: «Лучше я выколю себе глаза, чем отдам сокровища Будды».

Вскоре правитель явился к монаху за деньгами, но он выхватил нож и исполнил клятву, лишив себя глаза. Растерянный вымогатель отступился. После смерти монаха его дело продолжили правители Сычуани, и через 90 лет, в 803 году изваяние Просвётленного было закончено.

Вид статуи от стоп Будды

Школы буддизма

Распространение буддизма в Китае произошло довольно быстро. За короткое время успели сформироваться определённые школы чань-буддизма, которые оказали значительное влияние на традиции Дальнего Востока. Все школы можно условно разделить на три группы: школы трактатов, сутр и дхьяны.

Школа трактатов основывалась на индийский учениях. Последователи этого направления больше занимались философскими вопросами, чем распространением своего учения. Обычные люди и монахи, которые принадлежали этой школе, писали философские трактаты, а также изучали материалы, которые были написаны в глубокой древности. Ещё одним направлением их деятельности были переводы писаний с индийского на китайский.

Школа сутр базировалась вокруг одного главного текста, который выбирал лидер. Именно этому писанию следовали все ученики, и именно в нем они находили высшее выражение мудрости Будды. Как мы уже поняли, школы сутр основывались на конкретном доктринально-религиозном тексте. Несмотря на это, последователи занимались и рассмотрением многим теоретических и философских вопросов. Ещё они разрабатывали сложные системы, которые трудно отнести к определенному индийскому тексту.

Школа дхьяны – это школа практиков. Здесь последователи занимались йогой, медитацией, молитвами и тренировали психотехнику. Они несли своё знание в народ, обучали его простым способам контролировать свою энергию и направлять её в правильное русло. Также сюда относят школу монашеских заклинаний и школу монашеской дисциплины.

Что такое буддизм?

Буддизм – это религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии (территория современного Непала и северо-восточной Индии). Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни, Будда переводится буквально как «пробудившийся». Просветления Гаутама достиг в возрасте 35 лет.

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты. Будда утверждал, что его Учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.

За многие века буддизм широко распространился в Азии и стал одной из главных религий этого региона. Последователи буддизма широко распространены во всем мире, трудно говорить о конкретном числе сторонников этой религии, так как много азиаты исповедают больше, чем одну религию, а также трудно предположить сколько верующих в коммунистическом Китае. Чаще всего называют цифру 350 млн, что дает основание называть Буддизм четвертой религией мира.

Династия Лян

Влияние даосизма и буддизма на культуру Китая сделало своё дело. Уже в VI веке буддизм становится официальной религий и господствующим течением. Однако, как мы уже знаем, случиться такое без поддержки верховной власти не могло. Кто же этому поспособствовал? Поднял буддизм на новый уровень император У-ди из династии Лян. Он провел довольно заметные реформы. Буддийские монастыри стали крупными собственниками земель, они начали приносить доход императорскому двору.

Если вы спросите, какой буддизм в Китае, то однозначного ответа вам никто не даст. Именно во времена императора династии Лян сформировался так называемый комплекс трех религий, или сан цзяо. Каждое учение из этой тройки гармонично дополняло другое. Считалось, что буддийское учение отражает внутреннюю и сокровенную мудрость китайских мудрецов. Также в это время буддизм получил свою нишу, которая заняла достойное место в обрядности китайского народа, – речь идет о заупокойных обрядах.

Этот этап характеризовался тем, что китайцы начали праздновать молебнами день поминовения усопших и отмечать день рождения Будды. Все большее распространение набирал культ, который сводился к освобождению живности. Этот культ возник из учения о том, что всё живое имеет в себе частичку Будды.

Время смуты

Буддизм в Древнем Китае был воспринят отлично, но время шло вперед, менялись люди и власть. Заметное изменение произошло в IV веке, когда это течение стало завоевывать верховных властителей. Почему новая религия резко стала так популярна?

Особенности буддизма в Китае заключаются в том, что он приходит во времена кризисов, когда народ недоволен и растерян. Так случилось и на этот раз. В государстве началось время смуты. Буддийские проповеди посещало много людей, ведь эти речи успокаивали людей и приносили умиротворение, а не злость и агрессию. Кроме того, такие отрешенные настроения были весьма популярны среди аристократического общества.

Аристократы Южного Китая любили отгораживаться от происходящих событий, и обычный народ перенял эту способность, только в несколько ином виде. Именно в период кризиса люди захотели окунуться в свой внутренний мир, найти себя настоящего и понять окружающих. В этом и состоят особенности буддизма в Китае – он давал своим последователям ответы на все волнующие вопросы. Ответы были ненавязчивые, каждый свободно выбирал свой путь.

Судя по достоверным источникам, можно сказать, что в это время в стране процветал буддизм переходного типа, в котором значительное внимание уделялось медитации. Именно из-за этого некоторое время народ воспринимал новое течение как модификацию уже известного даосизма


Такое положение вещей привело к созданию некоего мифа в народе, который гласил о том, что Лао-Цзы покинул родные края и отправился в Индию, где стал учителем Будды. Доказательств эта легенда не имеет, но даосы часто использовали её в своих полемичных речах с буддистами. По этой причине в первых переводах очень много слов заимствовано из даосской религии. На этом этапе буддизм в Китае характеризуется тем, что складывается определённый Китайский буддийский канон, в который входят китайские переводы, тексты с санскрита и сочинения из Индии.

Следует отметить монаха Даоань, который внес наибольший вклад в развитие буддизма в Китае. Он занимался миссионерской и комментаторской деятельностью, создал монастырский устав, а также ввел культ будды Майтреи. Именно Даоань начал добавлять к фамилиям всех буддийских монахов приставку «Ши» (из-за того, что Гаутама Будда происходил из племени Шакья). Ученик этого монаха активно доказывал и защищал тезис о не подвластности религии правителю, а также именно он создал культ Амитабхи, который стал самым известным и популярным божеством на Дальнем Востоке.

Буддизм в Китае

Буддизм является древнейшей религией в Китае. Буддизм был объединён даосизмом и народной религией. Сегодняшние буддисты можно и считать даосами. В древнем индуистском буддизме поощряли достигнуть просветления с помощью медитацию. Но что такое медитацию и как достигнуть просветления пока поняться по-разному.

Когда древний буддийский канон был переведён на китайский язык, большое количество даосских терминологий было употреблено. В отличие от ислама и христианства на Среднем Востоке и в Европе, которые имеют свои устойчивые каноны и чёткое объяснение истории канонов, китайцы понимают и объясняют буддийский канон по-своему.

На Среднем Востоке и в Европе, обряды,обычаи и толкования Священного Писания хорошо объясняются. Хотя даосская концепция повлияет на отдельные убеждения китайских христиан и мусульман, но китайский буддизм редко извлекли концепцию из христианства и мусульманства. Буддизм имеет длинную историю в Китае, и разные местные направления буддизма приняли буддисты.

Философия Древнего Китая: буддизм, даосизм, конфуцианство

Три названные течения являются фундаментальными в философии Китая. Религиозная система страны полностью построена на этих трех учениях, которые очень схожи между собой. Почему три? Дело в том, что территория Китая очень большая, и найти общий язык разным религиозным общинам было довольно трудно. Именно поэтому в разных окрестностях формировались отдельные течения, но через время все они трансформировались в какую-то из трех названных религий.

Что же общего у этих течений? Важной особенностью является отсутствие божества, которому необходимо поклоняться. Это очень важный момент, который отличает буддизм от других религий мира, в которых всегда есть верховный Бог

Также этим учениям свойственна философская оценка мира. Другими словами, здесь вы не найдёте четких указаний, заповедей или приказов, потому что у каждого человека есть свобода выбора. И третьей важной особенностью является то, что эти три направления в одинаковой степени направлены на развитие человеческого потенциала и самосовершенствование.

Конфуцианство, даосизм, буддизм в Китае зарождались не одновременно. Первой массовой религией стал буддизм, который насчитывал с каждым годом всё большее число последователей. При этом следует отметить, что китайский буддизм (чань-буддизм) несколько отличался от того учения, которое было популярно в Индии. На смену ему постепенно пришел даосизм, который популярен и по сегодняшний день. Это учение рассказывает о духовном пути и помогает правильно его отыскать.

И завершающим было конфуцианство, которое основывалось на утверждении, что цель жизни любого человека заключается в творении блага для окружающих, гуманизме и справедливости. Конфуцианство, буддизм в Китае распространены больше всего. Даже на сегодняшний день эти две религии имеют самое большое число верных последователей на территории Китая.

Буддизм и культура

Бесспорно, что буддизм в культуре Китая играет значительную роль. Влияние этой религии наиболее ярко видно в литературе, архитектуре и искусстве страны. Во времена буддийских монахов было построено огромное количество монастырей, храмов, пещерных и скальных комплексов. Они отличались архитектурным великолепием.

Строение этих времен характеризуются изящностью и ажурностью, что показывает неконсервативный характер буддистов. Новые религиозные сооружения буквально обновили старые и некрасивые постройки Китая. Они выделяются многоярусными крышами, которые символизируют небеса. Все построенные здания и подземные комплексы являются ценнейшей исторической памяткой. Очень органично в архитектурный ансамбль вписываются фрески, барельефы и характерная округлая скульптура.

Округлые здания были популярны в Китае давно, но во времена буддийских монахов они распространились в огромном количестве. На сегодняшний день, буквально в каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, восходящие к индокитайской культуре. Вместе с религией в страну также пришло и новое животное, которое очень часто можно встретить на различных скульптурных произведениях, – лев. До момента проникновения верования Гаутамы, это животное было практически неизвестно китайскому народу.

Именно буддизм привил китайской культуре некую любовь к художественной прозе, которая до этого была совершенно не распространена там. Новеллы со временем стали самым дорогим для китайского человека видом художественной прозы. В то же время, возникновение художественной прозы в Китае повлекло за собой создание более крупных жанров, таких как классический роман.

Именно чань-буддизм занимает важное место в формировании китайской живописи. Для художников сунской школы присутствие Будды во всем сущем отыграло особенную роль, благодаря чему их картины не имели линейных перспектив

Монастыри стали богатым источником информации, так как именно здесь собирались, размышляли и писали свои труды великие монахи, художники, поэты и философы. Эти люди приходили именно в монастырь для того, чтобы отрешиться от внешнего мира и следовать своему внутреннему творческому пути. Стоит отметить, что китайские монахи первыми изобрели ксилографию, то есть книгопечатание при помощи размножения текста посредством матриц (досок с зеркальными иероглифами).

Китайская устная культура очень пополнилась благодаря буддийским легендам и мифам. Философия и мифология тесно сплелись в сознании людей, что породило даже некоторую привязку к реальным историческим событиям. Большое влияние на философскую мысль Китая имели буддийские идеи о внезапном просветлении и интуиции.

Удивительно, но даже известная чайная традиция Китая также берет свое начало в буддийском монастыре. Считается, что искусство чаепития зародилось именно тогда, когда монахи искали способ медитировать и не засыпать. Для этого и был изобретен полезный и бодрящий напиток – чай. По легенде, один монах заснул во время медитации, и чтобы больше такого не происходило, он обрезал свои ресницы. Упавшие ресницы дали ростки чайного куста.

Немного о буддизме

Прежде чем перейти к основной теме статьи, следует разобраться с тем, что же такое буддизм. Бесспорно, каждый из нас слышал это слово много раз и имеет примерное понятие о том, что это такое. Но эти знания могут быть разрозненными или даже ошибочными, если их черпали из непроверенных источников. Именно для этого следует хотя бы кратко узнать историю и суть буддизма.

Где же возник буддизм как учение? Появился он на севере Индии, именно там, где располагались такие древние государства, как Магадха и Кошала. Зарождение данной религии произошло в I тысячелетии до н. э.

К сожалению, информация ученых очень скудна об этом периоде, но даже из имеющихся данных можно сделать определенные выводы. Так, на указанное время приходится кризис ведийской религии, а как мы знаем, подобные ситуации всегда способствуют возникновению чего-то нового, появлению альтернативных учений. Создателями нового направления стали обычные путешественники, странствующие старцы, шаманы и монахи. Среди них нашелся лидер буддизма Сиддхартха Гаутама, который признан его основателем.

Кроме того, в это время происходил политический кризис. Властителям нужна была сила, помимо армии, которая помогала бы держать народ в повиновении. Такой силой и стал буддизм. Он по праву считается царской религией. Замечено, что он развивался только в тех государствах, правители которых разделяли буддистские взгляды.

Буддизм в Китае

Храм Нефритового Будды в Шанхае

Буддизм пришел в Китай из Индии около 2000 лет назад. Китайский буддизм может быть классифицирован на три группы по языковому признаку. Это китайский буддизм, тибетский буддизм и буддизм бали. Последователями китайского буддизма являются представители основной этнической группы Китая – ханьцы.

Тибетский буддизм, который также называется ламаистским буддизмом, исповедуют тибетцы, монголы, уйгуры, а также представители народов лоба, моинба и туцзя. Буддизм бали распространён среди таких этнических групп, как дай и булан. Эти народы в основном проживают на территории провинции Юньнань (Yunnan).

Буддисты считаются самой многочисленной религиозной общиной в Китае. Однако при подсчёте последователей различных религий в Китае нужно учитывать тот факт, что довольно большое количество представителей народа хань не являются явными приверженцами буддизма.

Рекомендуемые достопримечательности, связанные с буддизмом:

  • Храм Нефритового Будды в Шанхае
  • Ламаистский храм Юнхэ в Пекине
  • Большая пагода Диких Гусей в Сиане
  • Комплекс древних наскальных рельефов в Дацзу, город Чунцин (Chongqing)
  • Дворец Потала в городе Лхаса (Lhasa), Тибетский Автономный Район
  • Гора Эмэйшань (Emei) в провинции Сычуань (Sichuan)

Буддизм в Китае

Буддизм настолько отличен от других религий, что некоторые люди задаются вопросом, является ли буддизм вообще религией.

Буддизм пришёл в Китай из Индии около 2000 лет назад, во времена глубоко укоренившегося конфуцианства.

Буддизм в Тибете

История буддизма в Тибете начинается с шаманской религии Бон, чьи элементы и по сей день присутствуют в тибетском буддизме.

Христианство в Китае

Православная Церковь Святой Софии в Харбине

Католицизм и другие ветви христианства начали распространяться в Китае довольно рано. В 635 году один из миссионеров несторианской секты прибыл в Китай из Персии. В целом можно сказать, что в ранние периоды истории христианству так и не удалось завоевать хороших позиций в Китае.

Другая волна распространения христианства пришлась на период окончания опиумной войны между китайцами и британцами в 1840 г. Китайские католические и протестантские сообщества пошли по пути независимости и автономного управления. В настоящий момент в Китае насчитывается более 3,3 млн. католиков и почти 5 млн. протестантов.

Основные направления буддизма

Около 2 тыс. лет назад буддизм разделился на две основные школы: Махаяна и Тхеравада. Веками Тхеравада была доминирующей школой буддизма на Шри-Ланке, в Таиланде, Камбодже, Мьянме и Лаосе. Махаяна является основным направлением в Китае, Японии, Тайване, Тибете, Непале, Монголии, Корее и Вьетнаме. Последнее время все больше сторонников Махаяны появляется в Индии. Махаяна в свою очередь делится на под школы, такие как Дзен и Буддизм Чистой Земли.

Самое первое различие, которое обращает на себя внимание, это понятие бодхисаттвы. Если в школах махаяны бодхисаттва это пробужденный человек, давший обед привести все живые существа к пробуждению и сознательно не уходящий в окончательную нирвану, то в тхераваде бодхисаттва — это человек, практикующий Дхарму, но еще не достигший просветления, никаких обетов по спасению живых существ не дает.. Второе, это статус архатов

В махаяне нирвана архатов считается не полной по сравнению с буддами, в тхераваде же нирвана архатов и будд совершено одинакова.

Второе, это статус архатов. В махаяне нирвана архатов считается не полной по сравнению с буддами, в тхераваде же нирвана архатов и будд совершено одинакова.

В связи с этим, в махаяне целью практики считается достижение состояния бодхисаттвы, а в тхераваде — архата.

Конфуций и Конфуцианство

Формально конфуцианство никогда не считалось религией, так как в нём отсутствует институт церкви

И хотя это этико-философское течение и нельзя причислить к 4 основным религиям Китая, всё же важно учесть, что значимость, степень проникновения в образ мысли, воспитание и поведение китайского народа, позволило конфуцианству на протяжении долгого времени успешно выполнять роль религии

Конфуций и конфуцианство

Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период Чуньцю — время глубоких социальных и политических потрясений.

Распространение конфуцианства

В середине XVII века в Западной Европе возникла мода на всё китайское. Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию.

Основные понятия конфуцианства

Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь (гуманность 仁) как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье.

Мы организуем индивидуальные туры по всему Китаю!

Напишите нам и наши русскоговорящие эксперты будут рады помочь организовать Ваше путешествие. Мы максимально быстро предоставим Вам выгодное предложение туристической программы, отвечающей Вашим пожеланиям, и ответим на все интересующие вопросы.

Тел.: 86-773-2865612

  • Маша
  • Стелла
  • Елизавета

С этим читают