Сочинение на тему человек и природа

Взаимодействие человека и природы философия. Взаимодействие человека и природы

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом.


Четыре типа взаимодействия общества с природой:

Присваивающий (для первобытного общества)

Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное производство)

Подчиняющий (Капиталистический строй)

НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего, производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду, которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в экологических беженцев.

Связь человека с природой примеры.

Подробное решение часть 1 Стр. 64 по окружающему миру для учащихся 2 класса, авторов А.А. Плешаков 2017

Гдз рабочая тетрадь по Окружающему миру за 2 класс можно найти

← →



1. Приведите примеры связей в природе, между природой и человеком?

В природе все компоненты связаны между собой. На деревьях и кустарниках гнездятся птицы. Таким образом, они дают им укрытие. В свою очередь, птицы защищают деревья от насекомых вредителей. Поедая ягоды и плоды, птицы способствуют расселению растений. Насекомые питаются нектаром и опыляют растения, перенося пыльцу с цветка на цветок.

Человек использует в пищу некоторые растения и животных, тем самым оказывая влияние на их численность. Древесина используется человеком как строительный материал. Происходит вырубка лесов. Возводя города, человек полностью изменяет окружающую его среду. Природные условия определяют выращиваемые человеком культурные растения.

2. Как по вине человека могут быть нарушены эти связи?

Хозяйственная деятельность человека может привести к нарушению баланса в природе. Уничтожение лесов, лугов, болот приводит к исчезновению естественных мест обитаний многих редких видов. Это влечет за собой сокращение их численности. Так с лица земли исчезли многие виды. Распашка полей часто становится причиной эрозии (разрушения) почв. Выбросы различных веществ в атмосферу заводами могут привести к образованию кислотных дождей. Загрязнение водоемов влечет за собой гибель рыбы.

Сравнение природы человека и животных

Основная статья: Физическая антропология

С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ, несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества:

  • разум,
  • воля к самосовершенствованию,
  • духовность,
  • высокий уровень абстракции,
  • совесть,
  • эстетические чувства,
  • религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум)

Жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его схожесть с животными. Другие считают, что животные не могут быть злыми, а жестокость у них проявляется только от жестокого обращения или только при определенных условиях.

В то же время есть основания полагать, что животным свойственны мышление, взаимовыручка, чувство справедливости, красоты, и даже аналог суеверий.

Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек — животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице.

С подобных позиций некоторые этологи связывают религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и тому подобное, сводя религиозность у людей к атавизму, инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.

То, что для некоторых людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами, этологи объясняют действием механизма этологической изоляции близких видов. Отличия человека от животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками.

Природа это. Что такое Природа?

Часто мы произносим слово «природа» , когда собираемся отдохнуть за городом или пытаемся охарактеризовать среду своего обитания.Иногда мы сожалеем, что человечество не может покорить природу, или радуемся, осознавая, что она еще не уничтожена окончательно. Что же означает это слово? Определений ему множество. Самое простое гласит, что природа – это объект изучения естественных наук. Но оно вовсе не раскрывает сущность понятия. Так что же такое природа?

Что означает слово «природа»?

Термин «природа» имеет древнерусские корни. По сути, понятие состоит из двух слов – приставки «при» и корня «род», что означает «при Роде». Род – это божество в древнерусской мифологии, выступавшее воплощением рода, единства потомков от общего предка. Именно от имени этого бога произошли такие понятия, как «родиться», «новорожденный», «роженица».

Некоторые историки связывают термин с латинским словом natūra , указывающим на рождение или миропорядок, то есть на внешний мир, который существует многие миллионы лет и не может изменяться в результате человеческой деятельности.

Что такое природа?

Современная трактовка слова «природа» подразумевает естественную среду обитания человека или биосферу Земли, то есть оболочку нашей планеты, охваченную жизнью. Иными словами, природа – это всё, что нас окружает, за исключением вещей, созданных человеческими руками.К ней можно отнести леса, моря, поля, речные русла, цветы и, в конечном счете, самого человека. Существует множество наук, которые занимаются изучением всего, что относится к природе. Это и география, и биология, и астрономия , и даже физика с химией.

Из чего состоит природа?

К природе можно отнести любые явления и объекты, не созданные человеком. В первую очередь, земной шар. На сегодняшний день Земля является единственной известной планетой, на которой существует жизнь. Появившись 4,54 миллиарда лет назад, она претерпела значительную эволюцию, превратившись из газопылевового облака в живую планету со своей атмосферой, водной средой и твердой земной оболочкой, состоящей из тектонических плит. Биологические и геологические процессы, происходившие на Земле, и сформировали ту природу, которую мы знаем сегодня.

Неотъемлемыми составляющими природы являются погода и климат, различающиеся в зависимости от региона и высоты над поверхностью планеты. К природе относится вода – химическое соединение, без которого не может существовать ни одно живое существо. Вода наполняет озера, моря, океаны, течет в реках и ручьях, в твердом состоянии покрывает горные склоны, а в парообразном содержится в атмосфере.Кроме того, природа – это почвы, растительный и животный мир, околоземное пространство, пустыни, горы, атмосферный воздух и многие другие компоненты, которые в совокупности создают наиболее оптимальные условия для существования жизни на Земле.

Что такое живая и неживая природа?

Все нерукотворные явления нашей планеты подразделяются на живую и неживую природу. К первой относятся живые существа, то есть флора и фауна. В понятие живой природы входят человек, животные, птицы , насекомые, грибы, вирусы и бактерии, растения всех видов и родов.

Неживой природой называют всевозможные вещества и поля, наделенные энергией. Она представлена целым рядом организационных уровней – от элементарных частиц до планет и Вселенной в целом. На Земле к этому понятию можно причислить камни, воду, вулканы, ледники, острова, континенты и многое другое.

Важное отличие между живой и неживой природой состоит в том, что объекты первой имеют короткий срок жизни, неустойчивы и изменчивы, тогда как объекты второй могут существовать миллиарды лет, при этом меняются очень медленно

Что такое природные явления?

Все природные объекты на Земле подвергаются определенным явлениям, которые также называют природными. Дождь, снег, ветер, течение воды в реке, затмение Солнца или звездопады – эти события относятся к природным явлениям, а их перечисление можно продолжать до бесконечности. Они могут быть как позитивными, так и достаточно негативными, наносящими существенный урон и разрушения.В числе последних смерчи, наводнения, извержения вулканов, лавины, землетрясения, цунами. Но независимо от их проявления, в природе всё находится в гармонии и равновесии.

Человек это природа или рукотворный мир. Урок «Природа и рукотворный мир»

Дудалова Екатерина Урок  «Природа и рукотворный мир»

План-конспект урока

Учитель: Наш с вами урок я хочу начать со стихотворения В. Кривошеева «Доброе утро» :

Придумано кем-то


Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро!

Солнцу и птицам.

Доброе утро!

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

Давайте встанем ровненько, настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Так, молодцы! Присаживайтесь.

Учитель: Ребята, сегодня я на урок принесла с собой различные предметы. Ребята, попробуйте разделить эти предметы на двегруппы: с левой стороны стола расположите одну группу, а с правой стороны стола вторую группу. Итак, кто хочет попробовать?

(Обучающиеся предполагают, как разделить на группы, затем делят и раскладывают на столе две группы)

Объясните, почему вы именно так разделили? (Можно еще как-нибудь разделить)

(Обучающиеся: К первой группе относится природа , а ко второй то, что сделал человек своими руками).

Учитель: Молодцы! Вы правильно разделили предметы!

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке ? Кто сможет сформулировать тему нашего урока ?

(Обучающиеся: Тема нашего урока « Природа и рукотворный мир » .)

Учитель: Абсолютно верно. Ребята, мы с вами определили тему нашего урока , давайте теперь попробуем определить задачи нашего урока . Что вам будет интересно узнать? (Мотивировать вопросами)

Учитель: Ребята, давайте посмотрим вокруг. Назовите мне предметы, которые нас окружают в классе? Так, что из названных предметов можно отнести к природе ? Так. Ребята, а как вы понимаете слово « природа » ? Что это?

Учащиеся: (Предполагают и дают определение) Природа — это то , что нас окружает, не созданное человеком.

Учитель: Так, молодец! Кто еще как думает? Смелее ребята! Проверим свои предположения. Я вывела на экран определение природы . Кто хочет озвучить нам его? Итак, ребята, ваши предположения оказались верны (или неверны) .

Ребята, мы с вами выяснили, что такое природа . Теперь скажите, какая бывает природа ? Ребята, почему, есть живая и неживая природа , по каким признакам можно отличить живую природу от неживой природы ? (Движение, рост, питание, размножение, смерть) .

Ребята, давайте выполним задание на определение живой и неживой природы . На слайде я разместила картинки, а перед вами лежит листочек, на котором написано « Природа » и разделено на живую и неживую природу . Объединитесь в пары, подпишите свои фамилии. Определите и запишите те предметы, которые относятся к живой природе , и те предметы, которые относятся к неживой природе . (Пройти по рядам, смотреть) . Как обменяться?*

Ребята, теперь я предлагаю Вам обменяться своими работами по партам и проверить друг друга. (Критерии оценивания) . В конце урока сдадите мне свои работы, чтобы я выставила оценки.

Ребята, мы с вами определили, что есть живая и неживая природа , а как вы думаете, есть ли между ними связь? Влияет ли неживая природа на живую ? Если да, то как? Сможете привести пример? *Солнце служит источником тепла и света для всего живого. Осенью оно поднимается над землей не так высоко, как летом. Чем ближе к зиме, тем ниже Солнце. Продолжительность дня уменьшается, холодает. Все меньше тепла и света достается Земле. *

Давайте теперь поговорим о рукотворном мире . Ребята, как вы понимаете словосочетание « рукотворный мир » ? Почему « рукотворный » ? Как образовано это слово? Какие слова спрятались с этом слове?

Так, давайте теперь сформулируемопределение: «Что такое рукотворный мир ?»

Ребята, мы с вами выяснили, что такое « рукотворный мир » , теперь давайте выполнимзадание: перед вами листочек, на котором представлены объекты природного и рукотворного мира . Подумайте, какая может быть связь между этими объектами, и составьте пары. Подпишите цифру объекта рукотворного мира к объекту природы или соедините стрелочками. (Пройти, посмотреть)

Давайте проверим, что у вас получилось. (Проверить со слайдом)


Ребята, теперь выполните самостоятельнуюработу: перед вами лежит табличка, которую нужно заполнить предметами, которые относятся к природе и к рукотворному миру , опираясь наописание: Например,светит: солнце (относится к природе , лампочка (относится к рукотворному миру ) . Все справились? Или кто-то затрудняется?

Ребята, кто хочет показать заполненную табличку и рассказать, какие примеры вписал? Смелее! (Поставить оценку)

Ребята, хотели бы попробовать превратить объект природы в объект рукотворного мира ?

Для работы нам понадобятся следующиематериалы:

— семена тыквы;

— пластилин;

— тонкие веточки;

— немного фантазии и усидчивости.

Человек и природа обществознание. Общество и природа

Одна из актуальных тем современного обществознания — взаимоотношения общества и природы. И природа, и общество всегда вызывали интерес у философов. В отечественной науке примерно до середины XX в. эти объекты рассматривались, преимущественно, в двух аспектах: историческом и экономическом. Исторический аспект означает анализ условий и путей возникновения и развития общества. Экономический аспект подразумевает изучение ресурсов природы и возможности их использования для удовлетворения потребностей людей.

Но во второй половине XX в

заметно усилилось внимание к негативному для человека воздействию промышленного производства на природную среду. В этой связи становится все более актуальным третий — природоохранительный аспект

Разумеется, эта проблема существовала и раньше, но она не носила столь острого и повсеместного характера (аварии трубопроводов, танкеров, химических и других опасных производств и т. и.) Поэтому и возникла острейшая глобальная проблема: «Возможно ли выживание человечества в современных условиях?». Прежде чем рассматривать эту проблему, определим основные понятия.

В научной литературе понятие «природа» используется в нескольких смыслах.

Природа (в широком смысле) — это весь мир, Вселенная.

Природа (в узком смысле) — это весь материальный мир, за исключением общества.

Существует ещё более узкое понятие.

Природа — это часть мира, с которой вступает во взаимодействие общество, в этом смысле говорят об окружающей среде.

Понятие «общество» также употребляется в узком и широком смысле.

Общество (узкий смысл) — это совокупность людей, объединенных многообразными связями (материальными и духовными).

В этом смысле понятие «общество» имеет синоним «антропосфера».

Общество (широкий смысл) — люди и часть природы, с которой они взаимодействуют. Здесь синоним — «социосфера».

В понятие «социосфера» включаются предметы как естественной, так и искусственной природы. Таким образом, общество одновременно и включено в природу, и противостоит ей. Это противоречивое положение явилось источником различных позиций человека по отношению к природе.

В философских воззрениях на природу, на ее сущность можно выделить две крайние, противоположные точки зрения. Одна из них рассматривает природу лишь как хаос, царство слепых стихийных сил, случайности. Другая исходит из того, что в природе господствуют строгие закономерности.

Эволюция философских представлений о взаимоотношениях общества и природы определялась степенью развития самого общества, а также господствовавшими в то или иное время экономическими, политическими, религиозными и иными воззрениями. В античности природа рассматривалась как образец совершенства, как образование более высокое, превосходящее человека и его творения. Естественная гармония природы вызывала восхищение и желание во всем подражать ей. Человек и природа мыслились как единое, гармонически взаимосвязанное целое. Идеалом общества было познать природу и стремление жить в согласии с ней (эпикуреизм, стоицизм). В Средние века взгляды поменялись. Природа и человек, рассматривались как творения Божьи. Человек, как высшее существо, созданное Богом по своему образу и подобию, наделенный бессмертной душой, начинает противопоставляться более «низкой» греховной природе. И речь идет уже не о слиянии человека с природой, а об их противопоставлении и возвеличивании человека над природой. Падает и не поощряется интерес к изучению материального мира. В эпоху Возрождения природа рассматривается как источник красоты, радости и вдохновения и противопоставляется разрушающей и порочной цивилизации. В XVII-XV1I1 веках начинают бурно развиваться науки, ставятся и проводятся многочисленные опыты и эксперименты, направленные на становление и развитие производства. В философских воззрениях Нового времени, и в практических действиях всё более отчетливо обозначается новый тип взаимоотношений человека и природы. Центральная идея — человек должен покорить природу, овладеть ею, стать господином. Появлению и доминированию таких идей способствовала все увеличивающаяся техническая и энергетическая мощь общества.

Отношение человека к природе

Отношение человека к природе менялось в зависимости от целей и потребностей общества. В прошлом столетии как никогда наблюдались разрушительные последствия для природы со стороны людей. Развитие промышленности привело к значительному снижению природных ресурсов, загрязнению природы. Из-за строительства железных дорог, авиаперелетов, увеличения количества автомобилей повысился уровень загрязнен ия воздуха, изменился рельеф земли.

Однако в настоящий момент все больше людей задумываются о последствиях жизнедеятельности. Природоохранные вопросы обсуждают в общественных организациях, государствах.

По данным ООН, примерно третью часть всех пищевых продуктов, которые производят в мире, люди выбрасывают.

Причины утилизации продуктов питания:

  • избыточное потребление;
  • неправильное хранение;
  • изначально некачественные продукты.

Разработано множество способов экономии и грамотного потребления (бережное хранение, покупки по спискам и т. д.). При этом множество из них не требуют дополнительных усилий, финансовых затрат. Можно сдавать старые вещи (одежду, бытовую технику) в магазины Second Hand.

Примеры влияния общества:

  1. В Нью-Йорке и Сан-Франциско запрещено изготавливать упаковки из пенопласта. Это связано с длительным разложением этого материала.
  2. В Нидерландах граждане и приезжие передвигаются на электромобилях.
  3. В Токио значительно экономят воду. Для этого используют систему водоснабжения и водоотвода, в которой установлены прогрессивные методы контроля утечек, система интеллектуальной диагностики состояния водопровода.
  4. В Париже на смотровой площадке Эйфелевой башни установлены возобновляемые источники энергии — несколько небольших ветрогенераторов.
  5. В Гонконге используют экологически чистое топливо. Все автомобили в стране — с низким уровнем вредных выбросов.

В Ванкувере приняты меры для использования ветровой, солнечной и волновой энергии. В Копенгагене разбиты так называемые «карманные парки», благодаря которым почти все жители ежедневно ходят пешком или проезжают на велосипеде через зеленую зону.

В настоящее время взаимоотношения людей с природой меняются в лучшую сторону. Уже наблюдается черта, когда человечество не только активно пользуется благами природы, но еще и поддерживает, охраняет ее богатства.

Природа это люди. Профессии типа «Человек — Природа»


Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы

Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде

Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа»

Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде

Природа и общество

Природа представляет собой естественную среду обитания живых организмов. Между обществом и природой происходит обмен веществ: люди выделяют углекислый газ при дыхании, растения поглощают его, выделяя кислород. В свою очередь деревьям, кустарникам, траве необходимы минеральные вещества из почвы, часть из которых образуют живущие в земле бактерии.

С течением времени отношение человека к природе изменялось. Этапы взаимодействия были разными. Взгляды и цели людей обуславливали и различную зависимость человека от природы.

Так, в античные времена относились к природе уважительно, считая ее верхом гармонии. Этап Средневековья характеризовался тем, что на первом месте существования была религия, природа же воспринималась как среда для добывания необходимых ресурсов. В эпоху Возрождения человечество уже с большим уважением относилось к природе. Люди стремились к грамотному использованию ресурсов.

В новое время господствовать стала наука. Люди в первую очередь использовали блага природы для удовлетворения своих потребностей, проводили научные опыты над растениями, животными.

В настоящее время, с учетом осознания ограниченности ресурсов и необходимости бережного отношения к природе, люди стремятся к мирному взаимодействию. Окружающую среду уже воспринимают как необходимую жизненную основу. Разрабатываются и совершенствуются законодательные акты по охране природы.

Географическая среда

Географическая среда — это часть природы, которая включает в себя растения, животных, водные, почвенные ресурсы, а также атмосферу. Она в большой степени влияет на изменение и развитие производственной сферы.

Человеческое развитие повлияло на изменение географической среды. Были выведены новые виды растений, животных. Особенно сильно такое воздействие стало заметно в прошлом столетии. Люди меняли природные ландшафты, выстраивая жилые и офисные здания, предприятия промышленности.

В настоящее время люди также меняют географическую среду. Это связано с развитием технологий. Большую роль стало играть качество жизни, поэтому все чаще стали задумываться о бережном отношении к природе.

Окружающая среда

Окружающая среда — место жизнедеятельности людей, созданный ими материальный мир, а также текущее состояние экологии.

Элементы окружающей среды:

  • атмосфера;
  • гидросфера;
  • литосфера;
  • биосфера.

Общество оказывает значительное воздействие на окружающую его среду. Добыча ресурсов истощает их запасы, загрязнение вод ухудшает ее качество, но использование различных водоочистительных систем помогает справиться с негативным влиянием. В настоящее время с учетом понимания необходимости защиты природной среды люди организуют мероприятия по охране и сохранению природы.

Антропогенные ландшафты

Антропогенный ландшафт представляет собой тот ландшафт, который создан людьми в собственных целях. К ним относятся городские и сельские поселения, дороги, производственные, агропромышленные комплексы и др. Вопросами антропогенного ландшафта начали активно заниматься в конце XIX — начале XX вв.

Ландшафты, которые были использованы нерационально, считают акультурными. Крайностью являются деградированные.

Многие люди в настоящее время живут в городах, где большая часть ландшафтов представлена антропогенными. Для того чтобы быть в гармоничных взаимоотношениях с природой, людям нужно осуществлять разумную деятельность при проектировании и организации ландшафтов.

Ресурсы

Природные ресурсы — это множество объектов живой и неживой природы, которые используют люди для удовлетворения потребностей и жизнедеятельности.

Основные виды природных ресурсов:

  1. Водные . Включают в себя воды Мирового океана, моря, озера подземные и другие источники.
  2. Лесные . К ним относятся деревья, кустарники, растения лесных зон.
  3. Земельные . Включают сельскохозяйственные угодья, территории, которые можно использовать для строительства зданий, сооружений и т. д.
  4. Минеральные . Сюда относятся полезные ископаемые земной коры. В частности: нефть, природный газ, уголь, руды цветных и черных металлов и др.
  5. Ресурсы энергии солнца и ветра . Считаются возобновляемыми, их использование не наносит вред природе.

Природные ресурсы в мире распределены неравномерно. Так, на территории России содержится более трети всех запасов. В Германии отличные агропромышленные условия. Во Франции, Китае, Африке, Канаде, Мексике множество полезных ископаемых.

Божественная человеческая природа

Люди «божественной» природы обладают качествами, которые способствуют духовному возвышению их самих и других людей:

Верховный Господь в Бхагавад-Гите рассказал о качествах божественной человеческой природы: «

  • Бесстрашие,
  • очищение своего бытия,
  • совершенствование в духовном знании,
  • благотворительность,
  • владение чувствами,
  • совершение жертвоприношений,
  • изучение Вед,
  • совершение аскезы,
  • простота,
  • отказ от насилия,
  • правдивость,
  • негневливость,
  • самоотречение,
  • спокойствие,
  • отсутствие стремления злословить,
  • сострадание ко всем живым существам,
  • отсутствие алчности,
  • мягкость,
  • скромность,
  • решимость,
  • целеустремленность,
  • способность прощать,
  • стойкость,
  • чистота,
  • отсутствие зависти и стремления к почестям

Человек и природа философия. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Происходящее на наших глазах становление нового мирового порядка идет под знаменем зашиты прав человека. И хотя этот лозунг во многом лишь идеологическая оболочка национальных и транснациональных интересов ведущих западных стран, само его использование является убедительным свидетельством все усиливающегося внимания к человеческой личности и, соответственно, к проблеме человека в целом. Это объясняется рядом причин. Нарастающая критика науки и естественно-научного подхода к изучению человеческого мира, осознание его ограниченности привели к переориентированию философии с науки на культуру. Осуществляемый в настоящее время цивилизационный поворот, трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество резко повышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке, в развитии всех сфер общества. Еще одной причиной является уход с исторической сцепы доминировавших в недавнем прошлом тоталитарных режимов, прошедшая и проходящая деколонизация, тенденция перехода к социально ориентированному, демократическому и правовому обществу. В этом ряду стоит и вызванное успехами в развитии генной инженерии и совершенствовании информационных технологий опасение относительно возможностей изменения природы человека, формирования того, что Ф. Фукуяма в последний год XX в. назвал «запрограммированным недочеловеком». Немаловажную роль играет сохранившееся представление о философии как о «науке наук», понимание ее как основы наук, особенно тех, которые непосредственно имеют дело с человеком. В рамках этого подхода сформулированы специфические характеристики философского знания, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой нами теме.

Понятие человека в культуре

Часть послания Аресибо.

После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону.

Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Максим Горький — «На дне»
Идеал земного человека строился в течение тысячелетий на опыте предков, на опыте самых различных форм живого нашей планеты. Идеал человека галактического, по-видимому, следует строить на опыте галактических форм жизни, на опыте историй разных разумов галактики. Стругацкие — «Малыш»

Примечания

  1. Хомич Е. В. Человек // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — С. 1247
  2. Buller, David J. (2005). Adapting Minds: Evolutionary Psychology And The Persistent Quest For Human Nature. MIT Press: 428.
  3. Бертран Рассел — История западной философии — Глава XXII
  4. Человек //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Человек // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  6. И. Кант — Собрание сочинений, т. 6, М., 1966, с. 351
  7. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3
  8. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
  9. Институт философии АН CCCP — Диалектический материализм ** Госполитиздат ** 1954, Глава 8 — Материальность мира и объективность закономерностей развития материи«Марксистский философский материализм отметает лженаучные построения идеализма, показывая, что многообразные явления в мире есть различные виды и проявления движущейся материи.»
  10. Человек // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 апреля 2009.
  12. Эзотеризм: Энциклопедия.- Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.(Мир энциклопедий)
  13. Русский перевод В. В. Латышева
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 января 2009.
  15.  (недоступная ссылка). Дата обращения 25 декабря 2016.
  16. Человек // Символы, знаки, эмблемы
  17. Человек // Энциклопедия социологии
  18. Цицерон М. Т. Об обязанностях // Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 61.
  19. Гараджа В. Религиоведение Глава IV. Психология религии
  20. Этологи указывают на соотношение между вооружением вида и т. н. «естественной моральностью». Впервые эту связь выявил Конрад Лоренц. См. также, например:

  21. Представление о Боге связывается с понятием сверхдоминанта.

  22.  (недоступная ссылка). Дата обращения 22 января 2009.

С этим читают