Социальные группы и их классификация. виды и характеристики социальных групп

Значение слова «действие» как акта деятельности

Чаще всего этим термином называют акт преображения субъектом, исполняющим действие, окружающей его действительности. Это происходит для достижения определенной цели или выполнения собственных обязанностей, если выполняющая их особа является чиновником либо другим представителем государственных учреждений.


Фактически действие – это любой активный, осмысленный и целенаправленный поступок человека или группы людей. Главным видом деятельности для Гомо Сапиенс является труд, который не только помогает выжить, но и способствует как физической и духовной эволюции человечества в целом, так и в частности каждому его представителю.

Но выполнение действия может преследовать цель как созидательную, так и разрушительную. Мотивация поступков определенной личности чаще всего зависит от системы ценностей и твердости моральных устоев действующей особы.

Практически каждый процесс деятельности состоит из следующих действий:

  • Принятие решения выполнить какую-то операцию.
  • Начало осуществления этого решения на практике.
  • Выбор конечной цели своей деятельности.
  • Составление плана своих поступков для достижения желаемого результата.

  • Внедрение своих планов в действительность.
  • Анализ полученных результатов, сопоставление их с целями и, при необходимости, внесение коррективов в свои операции в будущем.

Возможные причины

Взросление в неблагополучной семье может приводить к развитию асоциального поведения

Асоциальное поведение не зарождаются на пустом месте, оно является последствием воздействия определенных факторов, которые могут иметь педагогические, медицинские или социальные корни.

К медицинским причинам относят:

  • наличие психосоматических отклонений;
  • инфантилизм;
  • СДВГ;
  • инфицирование ребенка во время внутриутробного развития;
  • шизотипическое расстройство;
  • шизофрения;
  • травмирование или инфицирование головного мозга.

К педагогическим причинам относят:

  • завышенные требования к ребенку;
  • безотказность в удовлетворении всех прихотей малыша;
  • наличие отрицательного примера для подражания (родители или другие члены семьи);
  • частые, и что главное, несправедливые наказания;
  • полное игнорирование потребностей малыша;
  • наличие гипо- или гиперопеки;
  • отсутствие доверия в семье.

К социальным причинам относят:

  • желание самоутвердиться за счет другого человека;
  • социальное или материальное неравенство;
  • влияние субкультур, религиозных сект;
  • взросление в неблагополучной семье;
  • пережитое сексуальное или физическое насилие;
  • издевательства, травля, насмешки;
  • проблемы в общении с ровесниками у подростков и детей;
  • наличие зависимостей, которые провоцируют развитие девиантного поведения.

Какие бывают социальные статусы

Любой человек обладает несколькими социальными статусами. Из всех характеристик складывается единый образ индивида. Главным остается положение, наделяющее человека властью и зависящее от его достатка и финансового благополучия.

Социальный статус, которым обладает человек, появившийся на свет, называется прирожденным, определяемый родственным связями – приписанным. Они не зависят от действий человека и появятся у него в любом случае.

Из-за различий в положении при рождении люди обладают отличными правами, что определяет неравенство в обществе, делит его на классы. Зачастую это влияет на приспособленность человека к окружающей действительности, его умения и желания добиваться поставленных целей. Люди с более высоким прирожденным и приписанным статусом обычно лучше устраиваются в жизни. Но это не отменяет упорства, трудолюбия и таланта, способных изменить позицию в социальной иерархии. Навыки и умения, полученные собственным трудом, ценятся больше, чем благосостояние или манеры, приписанные семейными связями.

Прирожденный, приписанный и достигнутый – основные виды, на которые принято подразделять социальные статусы.

Основными показателями, определяющими место и роль в социуме, являются:

  • Занимаемая должность: директор или ведущий специалист, руководитель отдела, главный бухгалтер;
  • Полученное звание. В творческой профессии это заслуженный или народный артист. На службе достижения определяются воинским званием: лейтенант или подполковник. Также отмечают работников бюджетной сферы, например, заслуженный учитель;
  • Ученая степень, например, бакалавр, магистр, кандидат или доктор наук.

Магистр

Обратите внимание! Статус, полученный в результате заслуг индивида, считается приобретенным или достигаемым. Он создан собственными усилиями и является вознаграждением за работу

Главное – задать цель и идти к ней, тогда приобретенный статус заставит забыть о положении, приписанном человеку с рождения.

У человека всегда появляются непостоянные статусы, в зависимости от его роли в жизни, обстоятельств:

  • он может быть мужем и отцом детей;
  • выступать свидетелем или зрителем;
  • оказаться пациентом или врачом.

Это все временные социальные статусы, не имеющие отношения к главному. Небольшие социальные группы, близкое окружение индивида наделяют его определенными качествами, создавая личный статус. Он отражает сформированное о человеке мнение, зависящее от поведения. Существует понятие групповой социальный статус, предполагающий принадлежность к профессии, нации.

Пожилых людей также считают отдельной социальной группой. Между тем статус пенсионеров различается. Он зависит от получаемого пособия, а оно, в свою очередь, определяется уровнем доходов и выслугой лет. Высокий социальный статус обязан обеспечить приличный доход в старости.

Структурные признаки социального института

Признаки понятия «социальный институт» характеризуют его в современном обществе.

Структурные признаки охватывают:

  • Сферу деятельности, а также социальных отношений.
  • Учреждения, которые имеют определенные полномочия для того, чтобы организовывать деятельность людей, а также выполнять различные роли и функции. Например: общественные, организационные и выполняющие функции контроля и управления.
  • Те специфические правила и нормы, которые призваны регулировать поведение людей в определенном социальном институте.
  • Материальные средства для достижения целей института.
  • Идеологию, цели и задачи.

Физкультурно-спортивные организации

Данные объединения могут относиться как к типу некоммерческих организаций, так и к типу коммерческих. Эти организации призваны развивать физкультуру и спорт среди различных групп людей, создавать все необходимые условия для укрепления здоровья лиц, участвующих в спортивных соревнованиях, обеспечивать принадлежностями, которые необходимы для тренировок.

Из-за ухудшения здоровья граждан в последнее время физкультурно-спортивные организации стали очень популярны. Они смогут поднять уровень физической культуры людей, а вместе с ним и здоровье.

Коммерческие объединения такого типа выделяют в качестве основной цели получение прибыли и могут создаваться в виде различных товариществ, унитарных предприятий и т. д.

Некоммерческие объединения не ставят цель поучения прибыли. Прежде всего, они призваны для удовлетворения потребностей граждан. Доход, который имеет такая организация, не распределяется между её членами, а идёт на выполнение необходимых задач.

Виды общественных спортивных организаций достаточно разнообразны. Среди них:

  • спортивные клубы, которые функционируют на самостоятельной основе в различных учреждениях;
  • детские спортивные школы, находящиеся в ведении государственных органов;
  • научные объединения в области физкультуры и спорта;
  • общероссийские физкультурно-спортивные организации;
  • Олимпийский комитет страны.

Человек без общества – возможно?

Естественно, личность не может полноценно существовать вне социума. Однако, при слишком сильной подверженности влиянию общественного мнения, человек становится чрезмерно зависимым от стереотипов. В случае вынужденной изоляции он неминуемо опускается на уровень животного. То есть кроме социальных навыков необходимы самостоятельность мышления и устойчивость психики. Случалось, что человека не устраивала система отношений в обществе и он, являясь зрелой личностью, это общество покидал. Такой бунтарь с течением времени формировал свой собственный круг общения, куда входили единомышленники.

На протяжении всей истории существовал такой вид наказания за определенные проступки как изгнание из общества. Это очень тяжелое испытание. Человек, даже самый замкнутый, стремится к общению с себе подобными. Отвергнутый находится непрерывно в состоянии стресса, который может перейти в тяжелую депрессию со стремлением к суициду. В подобных же обстоятельствах оказывались выжившие после кораблекрушений.

Конфликт между обществом и человеком

Если личность не желает принимать для себя правила или традиции общества, возникает конфликт между обществом и таким человеком. Но люди — существа социальные, в первую очередь сформировавшиеся при взаимодействии с другими людьми. Мы растем и развиваемся, решая свои проблемы и помогая другим решать их жизненные задачи. Ценность личности в обществе состоит во взаимном обогащении опытом: моделями поведения и навыками коммуникации и взаимодействия. Вся работа психологов и психоаналитиков сводится к адаптации уже имеющегося опыта к решению проблем в жизни конкретного человека или коллектива.


Обычно конфликты в обществе происходят в определенных рамках, внутри которых и развивается ситуация. При этом инициатор конфликта может стремиться к компромиссу, а может и покинуть общество. Уехать из города (страны), постараться сформировать свою среду обитания. Также возможно игнорирование инициатора. Узнайте подробнее об игнорировании в другой нашей статье.

Выросшие вне социума

А как быть с теми, кто вырос вне общества? Например, если ребенок с раннего возраста воспитывался животными. Существует около тридцати случаев, когда ребенка выкормили и вырастили хищники. При этом общей особенностью оказывалась почти полная неспособность таких детей привыкнуть к обществу себе подобных. Если индивидуум вырос и созрел как личность в диких условиях (так называемые дети- «маугли»), у него практически нет шансов научиться человеческому языку и нормально общаться. Нередко такие дети сбегали обратно в свои изначальные условия обитания

Это еще раз доказывает важность именно первых лет жизни для формирования личности

Напротив, если у ребенка был хотя бы небольшой опыт общения до одичания, для него остается возможность войти в социум.

Итак, видимо, человеческий мозг только обладает задатками речи и мышления. Развитие же личности возможно лишь при правильном «запуске» механизмов формирования всех тех связей, необходимых для нормальной жизни в обществе.

В случае же длительной изоляции взрослого человека, будь то тюрьма или необитаемый остров, полное одичание невозможно. Такой «Робинзон», конечно может утратить некоторые навыки общения или элементы мастерства в каком-либо виде практической деятельности. В некоторых случаях вынужденная изоляция могла довести, например, заключенного, до расстройства психики. Но большое количество исторических свидетельств указывают на то, что такие люди сохраняли интеллектуальные способности и не утрачивали речевые функции.

Выводы

Каков же будет ответ на вопрос о возможности существования человека вне социума? Ответ зависит от многих факторов. Здесь имеют значение конкретные условия, в которых личность формировалась, собственное отношение человека к изоляции от общества, а так же состояние общества. Обособленное существование человека возможно, очевидно, в том случае если личность самодостаточна и способна к саморазвитию. Однако, полная изоляция от общества в любом случае будет трудным испытанием для индивидуума.

Признаки социальной группы

Существуют определенные признаки, по которым можно охарактеризовать и выделить определенную социальную подгруппу.

К ним относятся:

  • взаимозависимость;
  • членство;
  • наличие ролей и структуры;
  • наличие определенных социальных норм;
  • цель существования;
  • ролевые ожидания членов образования по отношению друг к другу;
  • распределение ролей в объединении;
  • модели поведения;
  • наличие определенной внутренней организации.

Следует учесть: признаки могут быть как совместно друг с другом, также может выступать лишь два — три средних признака, по которым можно будет выделить тот или иной объект.

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек — биосоциальное существо. Баскакова Елизавета 10 А класс

Слайд 2

Биологическое в человеке

Слайд 3

Социальное в человеке

Слайд 4

Вывод: Биологическое- Социальное- Анатомия и физиология человека заложена природой. Может развиваться только в обществе.

Слайд 5

Теории возникновения человека на Земле: Креационизм. Эволюционная теория Дарвина. Гипотеза панспермии.

Слайд 6

КРЕАЦИОНИЗМ- Рассматривает возникновение жизни как проявление воли Бога; об этом говорится в Библии и в других священных книгах. Священники полагают , что верующие постигают истину через Божественное откровение и веру, а по этому им не нужно доказательство Божественного возникновения жизни. Но с научной точки зрения гипотезу Божественного возникновения живого нельзя ни доказать , ни отвергнуть.

Слайд 7

ТЕОРИЯ ДАРВИНА – Теория естественного отбора включает в себя следующие положения : Организмы изменчивы. Различие между организмами , хотя бы частично, передаются по наследству. Любой организм может размножаться до бесконечности , но из-за естественного отбора этого не происходит. Организмы имеющие полезные свойства , имеют большую вероятность выжить по сравнению с другими.

Слайд 8

ГИПОТЕЗА ПАНСПЕРМИИ — Жизнь занесена на нашу планету извне , т.е. споры бактерий и других микроорганизмов могли быть занесены на неё с помощью метеоритов. Однако, гипотеза панспермии не предлагает никакого объяснения первичного возникновения жизни, она лишь пытается объяснить появление Жизни на Земле. Она не отвечает на вопрос , как возникла жизнь , а переносит эту проблему в какое-то другое место Вселенной.

Слайд 9

ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК Общество – это отношения между людьми в процессе или в деятельности, организации человеческой жизни.

Слайд 10

ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА Экономическая : производство, торговля и т.п. Духовная : наука, религия, культура и т.п. Социальная : семейно – бытовые, национальные отношения. Политическая : государство, право, отношения людей по поводу власти.

Слайд 11


ИГРА Духовная Экономическая Социальная Политическая библиотека завод церковь мораль торговля магазин семья Дет. сад государство Правительство ярмарка

Слайд 12

Индивид Значения термина «ИНДИВИД» (через взаимоотношения человека и общества) От общего к частному От частного к общему

Слайд 13

Индивидуальность отличия 1.внешние. 2.психологичес- кие 3.социальные 4.духовно- культурные

Слайд 14

Индивидуальность БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ (ВНЕШНИЕ) 1.цвет кожи 2.антропо- метрия. 3.группа крови и др. Специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приоб- ретенных свойств

Слайд 15

Индивидуальность СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ 1.отношение к собственности 2.место в соци- ально-классовой структуре и др.

Слайд 16

Индивидуальность ФИЛОСОФСКИЕ ОТЛИЧИЯ Неповторимое своеобразие Неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные

Слайд 17

личность Подходы к изучении личности Личность проявляется через сущностные ,наиболее значимые характеристики и оценивается относи- тельно принятых в обществе норм.

Слайд 18

Подходы к изучении личности Личность проявляется через набор функций или ролей

Слайд 19

Мы написали , что знали сами

До свидания , спасибо за внимание =)))))))). Слайд 20

Слайд 20

ХОТЯ………….

Слайд 21

А ТЫ СДЕЛАЛ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ?

Признаки социальных институтов: примеры

Подытожим изложенную здесь информацию. К признакам социального института относятся:

  • набор социальных ролей (например, отец/мать/дочь/сестра в институте семьи);
  • устойчивые модели поведения (например, определенные модели для преподавателя и учащегося в институте образования);
  • нормы (например, кодексы и Конституция государства);
  • символика (например, института брака или религиозной общины);
  • базовые ценности (то есть мораль).

Социальный институт, признаки которого были рассмотрены в данной статье, призван направлять поведение каждого конкретного человека, непосредственно являясь частью его жизни. В то же время, например, обычный страшеклассник относится как минимум к трем социальным институтам: семьи, школы и государства. Интересно, что, в зависимости от каждого из них, ему принадлежит и роль (статус), которую он имеет и согласно которой он выбирает свою модель поведения. Она, в свою очередь, задает его характеристику в обществе.

Сущность и содержание социального статуса

Определение 1

Социальный статус – это то положение, которое отдельная личность занимает в общественной среде, по отношению к другим гражданам социума..

Социальный статус отличается мобильностью. Это проявляется в его ролевом аспекте. При этом, содержание и значение социального статуса является стабильным процессом.

Сущность и содержание социального статуса отражается следующими чертами:

  1. Социальной системой взаимоотношений, в которую лаконично включен конкретный социальный субъект.
  2. Местоположение социального субъекта в обществе, отличительные черты этого места, его характеристика и специфика образования.

Общественная жизнедеятельность предполагает функционирование отдельных людей и социальных объединений, которые вступают в систему взаимодействия и построения социальных контактов, в зависимости от их местоположения и роли в обществе, социального положения. Это отражает содержание социального статуса человека.

Социальный статус и социальная среда способствуют становлению и развитию личностных интересов, общественных взаимоотношений, между отдельной личностью и той социальной средой, в которой она развивается и функционирует, формированию трудовых и бытовых условий, поддержанию здоровья и развитию досуговых направлений деятельности.

Социальный статус определяет позицию человека в социальной среде, которое отражается в виде формирований отношений равенства и неравенства. По сути, социальный статус развивает социальное неравенство. Оно влечет за собой развитие отношений сотрудничества и борьбы в обществе. Если интересы различных субъектов оказываются идентичными, то начинают развиваться сотруднические взаимоотношения. И, напротив, если интересы оказываются абсолютно различными, то начинают развиваться отношения борьбы.


Социальный статус ориентирован на сравнение позиций отдельных индивидов в обществе. Тем самым, происходит отражение местоположения каждого человека в иерархической структуре социума. Если социальный статус, занимаемый человеком располагает его на более высокой ступени, то он оказывается способен к изменению общества, оказанию воздействия на социальное развитие. Кроме того, он обладает определенными привилегиями данного социума и занимает особое место в нем.

Виды групп

Классификация социальных групп очень большая, благодаря многообразию их видов и форм. В первую очередь, среди них выделяют первичные и вторичные, формальные и неформальные группы.

Первичная социальная группа – это люди связанные друг с другом межличностным взаимодействием, объединенные эмоциональным или кровным родством, совместным проживанием, общими интересами. Примеры первичной социальной группы: родственники, друзья.

Вторичная группа — люди, выполняющие в обществе определенную функцию, объединенные общим признаком или совместной целью. Ее члены относятся друг к другу без излишних эмоций, по-деловому. К вторичным социальным группам относят производственный коллектив, профсоюз.

Формальная группа — создается по инициативе руководства, социальные роли ее членовзакреплены в официальных документах. Люди, входящие в ее состав должны строго следовать правилам и предписаниям, выполнять свои обязанности, соответствовать требованиям коллектива. Примеры формальной группы: коллектив завода, школьный класс, сотрудники банка.

()

Неформальная группа – создается стихийно, на основе взаимных интересов людей, входящих в ее состав. Отношения в ней не подчинены строгим правилам и распорядку. К неформальным группам относят друзей.

Так же социальные группы и общности подразделяют в соответствии с разными признаками:

По численности

Выделяют малые и большие группы. Малые отличаются немногочисленным составом участников, которые знают друг друга лично. Они насчитывают от 2 до 30 человек. К малым социальным группам относится: семья, школьная команда, школьный класс.

Большие группы и социальные общности отличаются многочисленным составом участников, которые могут не знать всех членов в лицо. К ним относится: народ, последователи одной религии, представители определенной профессии, люди одинакового возраста.

По демографическим признакам

Социальные группыподразделяют в соответствии с полом (мужчины, женщины) и возрастом (младенцы, дети, подростки, пожилые люди). Принадлежность к определенному полу остается на всю жизнь, но возраст на протяжении жизни меняется. Поэтому человек постепенно переходит из одной возрастной группы, в другую.

По территории проживания

К таким социальным общностям относят: горожан, сельчан, население определенного государства, области, региона.

()

По сфере профессиональной деятельности

Это большие социальные группы, ккоторым относятся представители разных профессий. При этом одна такая группа, может подразделяться на десятки подвидов.

Пример. Группа врачей объединяет представителей одной профессии, при этом, в этой группе существует классификация. Среди врачей выделяют кардиологов, стоматологов, педиатров, эндокринологов, хирургов, ортопедов и многих других.

По религиозной принадлежности

Принято выделять социальные общности людей, исповедующих одну религию: христианство, католицизм, ислам, иудаизм, буддизм. Групп людей, объединенных одной религией много, так как в мире насчитывается более 5000 различных религий.

По национальной принадлежности

Это большие социальные общности: народы, нации, этносы. Их объединяет единая культура, язык, традиции, история.

Один человек одновременно может относиться к нескольким и даже десяткам социальных групп.

Пример. Вася Смирнов с рождения относится к социальным общностям: русские, россияне, младенцы, мальчики, горожане. По мере взросления он входит в состав других социальных групп: школьный класс, ученики, меломаны, туристы, спортсмены, друзья, буддисты.

Определение и формы

Преступные действия также относятся к асоциальному поведению

Асоциальный человек — это индивид, имеющий извращенное (отсутствующее или слабо развитое чувство ответственности), оперирующий низкими моральными ценностями, не проявляющий никакого интереса к другим членам общества.

Асоциальное поведение — это такое, которое противоречит общепринятой морали, социальным нормам.

Асоциальный — это далеко не всегда негативное понятие. Так, например, интровертов тоже можно называть асоциальными, потому как они не принимают активное участие в жизни общества. И если их можно рассматривать, как самое минимальное проявление подобного поведения, то максимальным является шизофреническое поведение, которому характерно отсутствие сопереживания, невозможность взаимодействия с другими людьми.

Различают четыре формы асоциального поведения: аморальная, аддиктивная, преступная и противоправная.

  1. Аддиктивное поведение — это такое, которое характеризуется потребностью ухода от жизненных проблем. Человек зацикливается на себе, избегает общения с окружающим миром, уходя с головой в какую-то зависимость. Зачастую это игровая, компьютерная, алкогольная или наркотическая, но также может иметь место религиозный фанатизм или трудоголизм. Зачастую аддиктивная асоциальность проявляется у подростков и людей до 25 лет.
  2. Аморальная форма — наличие поведения, которое неприемлемо в обществе с точки зрения нравственности. Сюда относят проституцию, попрошайничество, нежелание работать и учиться.
  3. Противоправная форма включает в себя регулярное совершение асоциальных действий, которые нарушают нормы современного социума. Сюда относят драки, хулиганство, вандализм, кражи.
  4. Преступное асоциальное поведение — это однократное или постоянное совершение действий, за которыми следует уголовная ответственность. Сюда относят мошенничество, кражи с взломом, бандитизм, изнасилование, убийство.

Функции социальных групп

Для того, чтобы научиться взаимодействию с обществом, человек с раннего детства, даже с младенчества начинает познавать его через понятие и принятые нормы поведения в первичной социальной группе.

Сначала он действует так, как показывают ему на своем примере родители, далее, по мере взросления, он начинает адаптироваться в школе или университете и поступает так, как принято в других социальных группах, к которым он себя относит.

Американский социолог Смелзер предложил выделить следующие функции:

  • важнейшая функция социализации, помогающая индивиду обрести свой статус и научиться взаимодействовать в обществе,
  • инструментальная, которая состоит в определении деятельности индивида,
  • экспрессивная, состоящая в том, чтобы человек удовлетворял свои потребности в общении, помощи, одобрении,
  • поддерживающая, когда люди стремятся объединяться в определенных ситуациях.

Любой человек подсознательно или сознательно стремится отнести себя к тому или иному образованию потому, что по природе он социальное существо. И роль социальных групп нельзя недооценивать.

Любой индивид чувствует себя более защищенным, если имеет отношение к определенной подгруппе как к части общества.

Структура социальных групп

Структура группы — способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: «ядро» (а в некоторых случаях — ядра) и «периферию» с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию.

Конкретные индивиды могут и обладать всеми сущностными чертами субъектов данной общности, они постоянно переходят в своем статусном комплексе (репертуаре ролей) с одной позиции на другую. Ядро же любой группы относительно устойчиво, оно состоит из носителей этих сущностных черт — профессионалов символического представительства.

Другими словами, ядро группы — это совокупность типических индивидов, наиболее постоянно сочетающих присущие ей характер деятельности, структуру потребностей, нормы, установки и мотивации, отождествляемые людьми с данной социальной группой. То есть занимающие позицию агенты должны сложиться в качестве социальной организации, социальной общности, или социального корпуса, обладающего идентичностью (признанными представлениями о себе) и мобилизованного вокруг общего интереса.

Поэтому ядро — концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих её качественное отличие от всех иных. Нет такого ядра — нет и самой группы. В то же время состав индивидов, входящих в «хвост» группы, непрерывно меняется вследствие того, что каждый индивид занимает множество социальных позиций и может переходить с одной позиции на другую ситуативно, из-за демографического движения (возраст, смерть, болезнь и т. п.) или как результат социальной мобильности.

Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию).

Композиция (лат. compositio – составление) – организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы – это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.

Декомпозиция — противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путём проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных её параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть «размытой» или поглощенной другими позициями.

Что касается членства в группе конкретного индивида как элемента композиции, то действительно он сталкивается с окружающим миром, который окружает его и позиционирует его как члена группы, т.е. его индивидуальность в этой ситуации становится «несущественной», в нем как в личности, как члене группы, видят прежде всего целую группу.


С этим читают