Bestiary.us

Сонник — Собаки

Если во сне вы заводите себе собаку – это предвещает разногласие с мужем в реальной жизни. Видеть щенка, оставляющего за собой лужицы по всей квартире – взвалите на себя лишние заботы, за что вам даже спасибо не скажут. Играть с собакой – наяву испытаете душевную радость. Дрессировать собаку – сумеете защитить себя в экстремальной ситуации, выгуливать – к благополучному исходу долгих хождений по многочисленным инстанциям. Убегать от нападающей на вас огромной злобной собаки – наяву вас подстерегает скрытая опасность. Укусившая вас бешеная собака – понесете убытки, поступив недальновидно. Прыгающая вокруг вас и тявкающая, как моська на слона, беспородная шавка ростом с кошку – пропустите мимо ушей ехидное замечание недружелюбно настроенного к вам человека, чем вызовете еще большее его раздражение. Поджавшая хвост убегающая от вас собака – предвестие болезни. Видеть собаку на цепи у конуры – наживете себе врагов и завистников. Охотничьи собаки означают успех, достигнутый трудолюбием и преданностью своей идее; сторожевые – будьте осторожны в выборе друзей; комнатные декоративные собаки – к семейным ссорам; белого цвета – заведете новое знакомство или жениха; черные собаки – обман и измена. Болонка во сне предвещает помощь друзей в трудной ситуации, борзая – к перемене работы или места жительства, бульдог – достигнете успеха, преодолев заблуждения. Гончая собака предвещает обиду от врага, дог – к встрече с добрыми старыми знакомыми, мопс – не оберетесь хлопот по дому, овчарка – поспешите на защиту дорогих вам людей, пудель – найдете защиту у могущественного покровителя, шпиц – обретете верного и преданного друга.


Существует ли Цербер?

В исследованиях паранормальных явлений ученые не раз наталкивались на свидетельства существования жуткого пса, который появлялся из-под земли. Места его обитания:

  1. Чертова поляна, в лесу под Псковом.
  2. Курган на берегу реки Вакш в Таджикистане.
  3. Болота Британии, в тех местах сохранилось много сказаний о собаках, в пасти которых плещется пламя.

Легенды болот Англии и подали идею Конан Дойлу о собаке Баскервилей. Что касается российских мест, то местные жители рассказывают, что и на поляне, и в кургане расположены входы в подземное царство, которые охраняют жуткие псы. На Черной поляне ученые установили аппаратуру, чтобы зафиксировать появление чудовища. Но, когда черная собака-цербер, по спине которой бегали искры, появилась из-под земли, все датчики сразу расплавились. Зверь обошел поляну, а потом резко всосался в траву. Во время этого явления люди не могли сдвинуться с места из-за странного оцепенения.

Выдвинута версия, что передвижения пса напоминают шаровую молнию, ведь они бывают и черного цвета. А грозы случаются и под землей, налицо пьезоэлектрический эффект, он проявляется, когда в деформированных кристаллах почвы возникают электрические разряды. Это объясняет, почему современный Цербер появлялся из-под земли в искрах и пламени, а иногда даже – с эффектом маленьких взрывов.

Еще? Еще!

Амт — в египетской мифологии чудовище, пожирающее души грешников Баргест — в фольклоре северных графств Англии злой дух, предвестник смерти, преследующий обреченных жертв в облике лохматого черного пса с огромными горящими глазами Орф — в древнегреческой мифологии двухголовый пес со змеиным хвостом, порождение Тифона и Ехидны, старший брат Кербера, Лернейской Гидры и Химеры, отец Немейского льва и Сфинкса, охранник стад трехтелого Гериона Грим — в фольклоре народов Западной Европы существо, являющееся в облике черного пса Кербер — в греческой мифологии трехголовый пес, страж Аида Гарм — в германо-скандинавской мифологии хтоническое чудовище, огромный четырёхглазый пёс, охранявший Хельхейм, мир мёртвых Ку Ши — в шотландском фольклоре громадный пес с зеленой шерстью и заплетенным в косичку свернутым в кольцо хвостом; вариант адской гончей Кун Аннун — собаки владыки потустороннего мира (Аннона), встреча с которыми предвещает смерть; валлийская версия Неистового гона Дьявольские собаки Дэнди — самая опасная разновидность Неистового гона из Корнуола; под руководством самого Дьявола или одного из тех, кто стал его человеком, эти собаки охотятся за душами людей Адские гончие — собирательное наименование демонических псовых в мифологии, фольклоре, фентези, играх Кадехо — демонический пес-оборотень из мезоамериканского фольклора Гайтраш — в фольклоре Йоркшира призрачное существо, способное принимать форму собаки, лошади или козла, встреча с которым сулит смерть Скрайкер — в фольклоре графств Йоркшир и Ланкашир демонический пёс, отличающийся жутким воем, и пятящийся задом, если встретить его Церковный грим — в скандинавском и английском фольклоре дух в облике устрашающего черного зверя или карлика, следящий за благосостоянием отдельной церкви Оссхаерт — обитавший в Восточной Фландрии злой дух с длинными когтями и смрадным огненным дыханием, ночами нападавший на еретеков, дебоширов и пьяниц Песанта — согласно каталонскому фольклору, огромное лохматое черное существо с тяжелыми дырявыми ногами, которыми оно по ночам душит спящих, садясь им на грудь Луисон — один из семи легендарных монстров мифологии южноамериканских индейцев гуарани, демон смерти, впитавший в себя характеристики европейских оборотней и дьявольских псов Яли — в тамильской культуре (Юг Индии) мифический лео-грифон, полулев-полуслон-полуконь, хранитель древних храмов Олано — в баскском фольклоре, волшебные полусобаки-полукони, питомцы одноглазого великана Тартаро Порескоро — по поверьям цыган демоническая птица с торчащими из туловища кошачьими и собачьими головами и змеиным хвостом

В литературе, искусстве и науке

  • Золотой Цербер работы Гефеста стоял в городе Прас (восток Крита) (о золотой собаке см. Пандарей). Левкоком из города Лебен потребовал от влюблённого в него Евксинфета добыть эту собаку.
  • Выведение Цербера из Аида описывалось в поэме Стесихора «Цербер» (фр.206 Пейдж), сатировской драме Софокла «Цербер» (фр.327а Радт).
  • Согласно Гекатею, на Тенаре вырос страшный змей и был назван Псом Аида. По истолкованию Палефата, он на самом деле был из города Трёхглавие. По другому истолкованию, у него были два щенка, которые ходили вместе с отцом. У Фульгенция содержится истолкование трёх голов как трёх возрастов
  • В средневековье Цербер стал демоном, охраняющим выход из преисподней.
  • Карл Линней по имени этого мифологического персонажа назвал род цветковых растений, распространённых в Африке, Азии, Австралии и Океании — Cerbera (Цербера). Он выбрал такое название по причине того, что особенностью представителей этого рода является их сильная токсичность.
  • Цербер упоминался в известном подростковом сериале Волчонок. Псы «Дикой охоты» по легенде несут смерть и являются хранителями сверхъестественных существ, кем являлся один из героев сериала Пэрриш.
  • По имени цербера-охранника назван протокол Kerberos

    Цербер также упоминается в фильме — Гарри Поттер и философский камень. Именно цербер охранял проход в запретный коридор.

     — сетевой протокол аутентификации.

Цербер — мифология

Что охранял Цербер? Древние греки были уверены, что он стерег вход во владения Аида, где томились души мертвых. Усыпить зверя удалось только одному человеку – певцу Орфею, который хотел вывести из подземного царства свою жену Эвридику. В других сказаний говорится, что Цербер кусает всех новоприбывших, поэтому эллины наделяли покойника медовым пряником, чтобы было, чем угостить стража ворот. Данте писал, что в аду трехголовый Цербер мучает грешные души.

В мифе об адском создании упоминается, что он имел братьев и сестер:

  1. Орф, пес с двумя головами и хвостами. Караулил коров Гериона, убил его Геракл.
  2. Лернейская гидра. Чудовище со 100 змеиными головами. Ее тоже сразил сын Зевса.
  3. Химера. Адское создание с тремя головами: львиной, козьей и змеиной. Уничтожил герой Беллерофонт.

Цербер и Аид

Аид – властитель царства мертвых, тем же именем назвали и само царство. Сын Кроноса и Реи правил там вместе с женой Персефоной. Бог счел, что адский Цербер будет лучшим стражем. Его три головы стали символом минувшего, нынешнего и грядущего времени, которое, подобно псу, встречает и поглощает всё на своем пути. Известный певец Гомер рассказывал, что вход, который караулит этот пес, находится на крайнем западе, за рекой Океан. Там очень мрачные поля, где летают души покойных.

Цербер и Геракл


Одним из самых громких подвигов сына Зевса считается, как Геракл победил Цербера. Вытащить адского пса на землю, к людям, было указанием царя Эврисфея. Аид разрешил на время взять стража, но поставил условие, что герой одолеет противника голыми руками. Перед тем, как идти в царство мертвых, сын Зевса был посвящен в Элевсинские мистерии, он смог одолеть зверя с помощью Гермеса и Афины. Геракл отвел чудовище к царю, в Микены, но тот испугался и велел вернуть стража обратно в ад.

Сфинкс и Цербер

Древние мифы сохранили имя еще одного уникального стража – Сфинкса, родственника адского пса. Если логово Цербера было у ворот ада, то Сфинкс жил на земле. О его рождении сохранилось 2 версии:

  1. Родился от Трифона и Ехидны. Это создание с женским лицом и львиным телом не впускало в Фивы тех, кто не мог разгадать его загадку. Таких жестоко убивал.
  2. Родители – Орф и Ехидна. Жил на горе Фикион, именовался Фикс. Считался олицетворением тайны и мудрости.

Мифы

Происхождение, внешний вид, функции

Фреска Луки Джордано в палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции

Первое упоминание о псе Аида без указания имени в древнегреческой литературе содержится в «Илиаде» Гомера. «Цербер» также появляется в «Теогонии» Гесиода. Там он представлен сыном Ехидны и Тифона, чудовищным псом о пятидесяти головах. В различных античных источниках количество голов может различаться от одной до ста, как и вид Цербера. На самых древних изображениях у Цербера две головы. Его образ могли дополнять змеёй вместо хвоста, змеями на спине, шее и животе. В поздней Античности установилось представление о Цербере, как о трёхглавом псе, причём средняя голова могла быть львиной.

Цербер стоял у ворот преисподней и выполнял роль стража. Мёртвых он не выпускал, а живых не впускал. Такое представление о загробной жизни в Древней Греции повлияло и на особенности похорон. В руку умерших перед захоронением вкладывали медовую лепёшку для Цербера.

Орфей и Эней


«Орфей в Аиде», Херри мет де Блес, первая половина XVI века. Музей де Янга, Сан-Франциско

В греко-римской мифологии около 15 персонажей посетили и покинули живыми Аид. В двух случаях античные писатели описали их встречу с Цербером. Орфей, пытаясь спасти Эвридику, спустился в царство мёртвых. Своим пением он очаровал перевозчика через Стикс Харона, Цербера, судей и самого бога Аида.

Кумская сивилла, выполнявшая роль проводника в царство Аида для Энея, бросила трёхглавому Церберу сладкую лепёшку со снотворным. После того, как пёс заснул, они последовали дальше.

Подвиг Геракла

«Геркулес и Цербер», П. Рубенс, 1636. Прадо, Мадрид

Укрощение Цербера из Аида первоначально воспринималось как предпоследний подвиг Геракла перед похищением яблок Гесперид, впоследствии как последнее деяние по приказу Еврисфея.

Геракл спустился в подземное царство. В Греции имелось несколько мест, где согласно местным мифам Геракл вошёл и вывел из подземного царства. Страбон передаёт версию о расположении связанной с подземным царством пещеры на мысе Тенарон на юго-западе Пелопоннеса. Павсаний описывает два таких места — позади храма Хтонии в Эрмиони и в Короние в Беотии. Ксенофонт приводит версию о расположении пещеры в Малой Азии. Подобные места предполагаемого спуска Геракла в Аид существовали и в Иераполе, Теспротии и около Микен.

Подойдя к самому входу в Аид, он обнаружил прикованных Тесея и Пирифоя, которые умоляли их освободить. Гераклу удалось освободить только Тесея. Когда он увидел бога Аида, то стал просить отдать ему Цербера. Тот разрешил взять собаку при условии, если Гераклу удастся одолеть «аидова привратника» голыми руками. Геракл, будучи защищён панцирем и шкурой немейского льва, обхватил шею пса и душил чудовище, пока не укротил.

Когда Цербер увидел солнечный свет, то стал упираться. Из пены трёхглавого пса выросла ядовитая трава аконит. Её впоследствии использовала для приготовления ядов Медея. Геракл, показав чудовище Еврисфею, отвёл Цербера обратно в Аид.

Античные попытки рационального трактования мифа

Античные писатели пытались найти историческую подоплёку внешне невероятных историй о Цербере. Первые попытки рационализации греческих мифов датируют VI веком до н. э. Ещё Гекатей Милетский (550—490 годы до н. э.) делает предположение о том, что Цербер был ядовитой змеёй на Тенароне. Её называли «псом Аида», так как укус был смертельным. Подобные версии высказывали и другие авторы античных произведений, которые просуммировал во II веке н. э. Павсаний. В его представлении «пёс Аида» впервые встречается у Гомера, который не приводит его имени. При этом сам Гомер в его понимании мог подразумевать не обязательно пса, но и любое другое существо.

Палефат передаёт историю о двух псах Орфе и Цербере из города Трикрания («трёхглавого»), которые охраняли стада Гелиоса. Во время их похищения Геракл убил Орфа, а Цербер последовал за скотом. Впоследствии собаку украл у Еврисфея некий микенец, который поместил его в пещеру. По заданию царя Геракл проник в пещеру и вывел оттуда пса, откуда и возникла легенда.

Ещё одну версию приводят Филохор и Плутарх. В ней Цербер представлен псом царя Эпира Аидонея, с которым он заставлял сражаться всех женихов своей дочери Коры (один из эпитетов Персефоны). Когда Тесей с Пирифоем прибыли в Эпир, то пёс растерзал Пирифоя, а Тесей оказался в темнице. Впоследствии Геракл убедил Аидонея отпустить царя Афин домой.

Гераклит-парадоксограф и вовсе высказывает простое предположение, что у обычного пса по кличке Цербер было два щенка, которые постоянно ходили за ним, отчего тот и казался трёхголовым.

Литература

Античные источники

  • Вергилий. // Буколики. Георгики. Энеида. — М.: Художественная литература, 1979.
  • Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В.Н.Ярхо. Комментарии О.П.Цыбенко и В.Н.Ярхо. — М.: Лабиринт, 2001. — 256 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-087-8.
  • Гораций. Собрание сочинений (рус.). — СПб.: Биографический институт, Студия биографика, 1993.
  • Еврипид. Трагедии в 2 томах (рус.) / пер. И. Ф. Анненский ; отв. ред. М. Л. Гаспаров ; вступит. ст. В. Н. Ярхо ; Российская академия наук . — М.: Ладомир, 1999. — ISBN 5-86218-157-1.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах (рус.) / Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова.. — второе. — М.: Наука, 1994.
  • Софокл. Трагедии (рус.) / Перевод с древнегреческого С. В. Шервинского. — М.: Художественная литература, 1988.

Современная литература

  • Браво Б., Випшицкая-Браво Е.  (рус.) / Науч. ред. М. В. Белкин. — СПб.: Лань, 1999. — 448 с. — (Мир культуры). — 3000 экз. — ISBN 5811401043.
  • Данте Алигьери. Божественная комедия. Новая Жизнь (рус.) / Перевод с итальянского, вступительная статья и комментарии к «Божественной Комедии» Михаила Лозинского. — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2019. — 768 с. — (Иностранная литература. Большие книги). — ISBN 978-5-389-06131-6.
  • Клейн Л. С. Анатомия Илиады. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. — 560 с. — ISBN 5-288-01823-5.
  • Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян / сост. А. А. Тахо-Годи; общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1996. — 975 с. — ISBN 5-244-00812-9.
  • Николай Петрович Обнорский. Цербер, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1903. — Т. XXXVIII. — С. 50.
  • Тахо-Годи А. А. // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 524.
  • Mallory J. P., Adams D. Q. The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2006. — ISBN 978-0-19-928791-8.
  • Moog-Grünewald Maria. Mythenrezeption. Die antike Mythologie in Literatur, Musik und Kunst von den Anfängen bis zur Gegenwart (англ.). — Stuttgart • Weimar: Verlag J. B. Metzler, 2008. — ISBN 978-3-476-00080-4.
  • Room Adrian. Who’s Who in Classical Mythology (англ.). — Gramercy, 2003. — 352 p. — ISBN 0517222566.
  • Kretschmar, Freda. Hundestammvater und Kerberos, Bd 1-2. — Stuttgart: Strecker und Schröder, 1938. (нем.)

Сонник — Огромный пес

Сновидение выписано как из толкования Миллера. Очень красочный и прозрачный для толкования сон. Совсем недавно у вас появился влиятельный друг. В некоторых случаях размер пса может говорить о степени Вашей привязанности, а не о влиятельности. В таком случае сновидение несёт информацию о Вашем желании угодить этому новому появившемуся знакомому. Необходимо также отметить, что этот друг может быть не такой уж и новый, но его амплуа в ваших глазах сменилось совсем недавно. Вы слегка опасаетесь его, хотя возлагаете на отношения большие надежды. Примерять одежды — это иметь виды на него как на партнёра или даже спутника. И самый интересный аспект. Его ошейник порван, — это может говорить, о том, что он разведён или о том, что сегодня его сердце находится в поиске. Иное трактование этого момента говорит о том, что Вы можете потерять его, если в ближайшее время не предпримете меры по восстановлению паритета в отношениях. Это значит, что вы должны стать нужными для него также как он для Вас. Сновидение говорит о том, что боятся срочных изменений не стоит, но и проволочки в этом деле чреваты потерями. Разберитесь с собой на едине, кто он этот большой и мохнатый пёс и готов ли он примерять сшитые вами одежды? Удачи! С Уважением Дайвер. Толкование снов из Сонника Дома Солнца

Цербер — кто это?

Кто такой Цербер в греческой мифологии, известно многим, он стал одним из популярных персонажей греческих мифов, благодаря Гераклу, который одолел жуткое чудовище. Историю о происхождении пса поведали миру сказатели Эллады. Современные ученые представляют несколько трактовок возникновения имени охранника ада:

  1. Цербер родился у монстров Трифона и Ехидны, пес о трех головах с ядовитой слюной. Не позволяет мертвым вернуться в мир живых, тех, кто пытается сбежать, пожирает. Встречая новые тени, прибывшие в царство Аида, ласково виляет хвостом.
  2. Второй вариант имени – Кербер, соответствует санскритскому имени одного из псов бога Ямы. «Керберос» переводится с праиндоевропейского, как «пятнистый».
  3. Третий вариант имени – Гарм, собака-охранник дома мертвых в мифах скандинавов, лингвисты уверяют, что на праиндоевропейском оба прозвища имеют общий корень слова.

С этим читают