Великое и непонятное: почему все восторгаются «черным квадратом»

Содержание

9. Почему у «Черного квадрата» две даты создания?

Полотно было создано в 1915 году, хотя сам автор на оборотной стороне написал 1913 год. Это было сделано, видимо, чтобы обойти своих конкурентов и утвердить первенство в создании супрематической композиции. На самом деле, в 1913 году художник занимался оформлением оперы «Победа над солнцем», и в его эскизах, действительно, был черный квадрат как символ этой победы.

Но в живописи замысел был воплощен только в 1915 году. Картина была представлена на авангардистской выставке «0, 10», причем художник поместил ее в красный угол, место, где в православном доме обычно висят иконы. Этим шагом Малевич провозгласил значимость полотна и оказался прав: картина стала поворотным пунктом в развитии авангарда.


Фотография, сделанная на выставке «0, 10». «Черный квадрат» висит в красном углу

Пресса

В американских журналах, например, QR-кодами снабжена большая часть рекламных модулей. Также использование QR-кода — удачный ход для синергии печатных, интернет- и планшетных версий издания: печатная статья дополняется QR-кодом, пройдя по которому читатель может посмотреть дополнительный материал к ней — например, видео или интерактивную инфографику. К таким приемам прибегает, в частности, Wired — американский журнал о гаджетах и технологиях. А первым на обложку QR-код поместил британский таблоид The Sun еще в 2007 году с выносом: «Что в руках у Кили?» В материале газеты пояснялось, что модель Кили Хейзелл держит в руках будущее мобильных технологий.

Новое понимание эмпирической реальности

Его собственные сочинения имеют сложную теоретическую базу, потому он с такой легкостью использует такой смелый абстрактный язык.

Творчество художника часто связывали с мистикой из-за его литературных интересов. Его книги часто носили философский характер. Он был очарован идеями о четвертом измерении. Однако на его восприятие искусства решающее влияние оказали воззрения российского формалиста Романа Якобсона и поэтические новации Крученых и Хлебникова. Он поделился с этими поэтами своим желанием взорвать обычную логику для того, чтобы прийти к новому пониманию эмпирической реальности.

Он был обязан также и своим коллегам — художникам Наталье Гончаровой и Михаилу Ларионову, которые разожгли в нем страсть к народному искусству и привили интерес к силе икон. Как художник, учитель и революционер, Малевич стремился опрокинуть века живописи, уходящие своими корнями в ренессансные идеалы. Это искусство, как он заявил, было просто эстетическим, в отличии от супрематизма. Утверждается, что автор черного квадрата пошел дальше, чем Пикассо или Матисс.

Казимир Малевич был основателем художественной и философской школы супрематизма. Его идеи о формах и смысле в искусстве представляют собой теоретические основы беспредметного или абстрактного искусства. Малевич работал в различных стилях, но его наиболее важные и известные работы сосредоточены на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники и круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве.

Черный замысел

В пользу того, что «Черный квадрат» возник не спонтанно, говорят как минимум три факта. Во-первых, его идея прорывалась у Малевича уже давно. Во-вторых, он использовал сложную смесь черных красок, чтобы цвет получился глубоким, бархатистым. В-третьих, художник делал замысловатые мазки разных видов, то есть действовал отнюдь не импульсивно.

В 2015 году при исследовании «Черного квадрата» современной аппаратурой под ним обнаружили две цветные композиции разных периодов, наслоенные друг на друга. Возникла гипотеза, что художник попросту замазал свои старые работы черной краской — и так родилось знаменитое полотно. Но, скорее всего, у Малевича просто не было другого холста, к тому же, супрематизм проповедовал экономию.РИА Новости / Владимир Вяткин

12. Почему я не могу нарисовать «Черный квадрат» и прославиться?

Можете нарисовать, но прославиться уже не получится. Смысл современного искусства не только в том, чтобы создать что-то совершенно новое, но и правильно это преподнести.

Например, черные квадраты рисовали и до Малевича. В 1882 году Пол Билхолд создал картину с неполиткорректным названием «Ночная драка негров в подвале». Еще раньше, в XVII веке, английский художник Флад написал полотно «Великая тьма». Но именно русский авангардист обозначил картиной новую философию и эксплуатировал ее на протяжении нескольких десятилетий. Сможете так? Тогда вперед.

Роберт Флад «Великая тьма». 1617 год.

Пол Билхолд «Ночная драка негров в подвале». 1882 год.

Итак, собственно опус. Как оно могло быть…

1) Живешь в жопе мира, чертишь всякое чертилово в офисе, а душа просит картинки рисовать. 2) Мутишь свой кружок таких же рисовальщиков, гниешь дальше. 3) Обрастаешь женой, ипотекой, детьми и прочими прелестями, все как у всех. 4) Психанул — двинул покорять Нерезиновск, с полной уверенностью, что тут только тебя и ждут, а твои картинки шедевральны. ОБЛОМИНГО. 5) Пытаешься поступить в модный кружок рисования, типа левел прокачать, но тебе говорят — лучше иди на стройку, качать тут ваще нечего. ПООБЕЩАЛ, ЧТО ВСЕ ЕЩЕ УТРУТСЯ. 6) Живешь в Нерезиновске пока не слил все бабло. Классика. 7) Возвращаешься к себе в жопу мира, к жене, детям, ипотеке… 8) Тут тебе дико фартит, мама переехала в Москву, ну ты сразу к ней и на шею, со всей свой семьей. 9) Рисуешь картинки, даже в выставках участвуешь. поднимаешь левел у норм художника. попутно устроив цунами в графе семейное положение. Короче 8 лет занимаешься всяким рутинным. 10) 1915г. — наконец тебя осенило — художник ты говно, психуешь и закрашиваешь свою картину, ну как истинный чертежник квадратом, не успеваешь выкинуть. Тут вечеринка дома, приходят все хипстеры района, изрядно приняв всякого, чуваки замечают эту недотату земфиры, и все, залипли наглухо. Когда их немного попустило, кто-то выдавил из себя: «Казик, у меня ща был такой разрыв с предметностью. Я вышел за нуль, да тут все вышли за него. Еще рисуй» ×

11) Малевич минуты за 3 рисует крест и круг, еще у не отошедших от квадрата и веществ друзей, после просмотра в голове происходит первая мировая. Закончили обсуждать смысл увиденного к утру. Совместными усилиями придумали название этой начертательной геометрии — Супрематизм. Нормальное слово, а чо. 12) Замутили выставку, от которой ошеломительно бомбануло у всех местных художников и православных активистов. Генератором вброса говна на вентилятор был Малевич — он разместил картину»черный квадрат» в красный угол, где обычно висят иконы и назвал его в каталоге «Чёрный четырёхугольник». В остатке: 100 лет назад мужик нарисовал квадрат и заявил, что это новое направление в авангарде — Супрематизм, и что бы все поняли, что это не шутки назвал квадрат «Чёрным супрематическим квадратом» и уведомил народ о наличии скрытого глубочайшего смысла — ищите, все прониклись и начали искать. Решил, что квадрата мало — нарисовал еще крест и круг, обозвал этот урок черчения — триптих, и все поняли, что надо и тут искать смыслы. Картины есть — можно мутить выставку, собрав 10 таких же как он, замутили эвент. Всем бы было пофиг на него, но талант нашего парня кидать на вентилятор безграничен. В наши дни «Чёрный супрематический квадрат» является известнейшей картиной русской авангардной живописи, прозванной «иконой русского авангарда» и ориентировочной стоимостью 20 млн долларов. А дискуссии по ней ведутся до сих пор. Мое скромное мнение: Феномен Малевича — нарисовать хрень и выдать космическое пояснение к этому, что бы все еще больше запутались. В итоге картина рождается в голове пациента, а на бумаге просто форма которая поможет проще поймать приход. Вот люди и стоят пялясь на это часами. Круто мужик замутил, чо уж там. Дмитрий Краснов

7. Неужели только Малевич был таким умным?

Малевич был не первым художником, который начал создавать подобные картины. Многие мастера Франции, Англии и России были близки к постижению беспредметного искусства. Так, Мондриан в 1913 – 1914 годах создавал геометрические композиции, а шведская художница Хильма аф Клинт писала так называемые цветные диаграммы.

Хильма аф Клинт. Из серии SUW (Звезды и Вселенная). 1914 – 1915 годы.

Однако, именно у Малевича геометрия приобрела четкий философский подтекст. Его замысел ясно вытекал из предыдущего художественного течения – кубизма, где предметы дробятся на геометрические формы, и каждая из них раскрашена отдельно. В супрематизме перестали изображать первоначальную форму, художники перешли к чистой геометрии.

Пабло Пикассо «Три женщины». 1908 год. Пример кубизма. Здесь художник еще не отказывается от формы-прототипа – человеческого тела. Фигуры похожи на работу скульптора-плотника, который как будто создал свое произведение с помощью топора. Каждый «срез» скульптуры закрашен оттенком красного цвета и не выходит за границы.

«Битва негров ночью»

Вообще-то, нарисовать обычный черный четырехугольник и придать этому смысл догадались задолго до Малевича — еще в XVII веке, о чем теперь помнят только искусствоведы. Но тогда черный квадрат был не самостоятельным произведением, а частью книги, где иллюстрировал первозданную темноту Вселенной.

А за 33 года до основания супрематизма французский писатель-хулиган Альфонс Алле продемонстрировал на юмористических выставках три монохромные картины — черную, белую и красную.

С сайта arthive.com

Малевич об этом, конечно, знал и даже прямо сослался на Алле, оставив на белых полях своего «Квадрата» надпись «битва негров ночью» (а непроницаемо черное полотно француза называлось «Битва негров в пещере глубокой ночью»). Эта надпись, расшифрованная при исследовании 2015 года, добавила козырей ненавистникам Малевича — мол, чем не доказательство, что все эти сто лет художник водил ученый мир за нос.

Но в отличие от Алле, который придумал своим одноцветным картинам откровенно шутливые названия («Анемичные девушки идут к первому причастию в снегопад», «Апоплексичные кардиналы собирают помидоры на берегу Красного моря»), Малевич не заигрывал с публикой и не пытался внушить наличие сюжета там, где его нет. Он изобразил черный квадрат, назвал его «Черным квадратом» и был в этом первым.

Казимир Малевич, снимок 1900 года. Из коллекции РИА Новости И хотя художественная ценность картины, несмотря на все объяснения, остается неочевидной, то материальная — бесспорна. Конечно, «Черный квадрат» не продается, так как входит в коллекцию Третьяковской галереи, но после всех сенсационных открытий оценивается в 20 миллионов долларов.

Сервисы

В начале мая 2012 года правительство Москвы объявило о намерении разместить на объектах культурного наследия около 200 QR-кодов. С помощью них владельцы смартфонов смогут получать текстовую и графическую информацию о культурных памятниках. QR-коды на городских объектах присутствуют в ряде стран, например, в Японии и в США. Но они используются не только для передачи информации, но и для оказания ряда услуг и предоставления сервисов. Нью-йоркская организация Notify NYC расположила в городе QR-коды, считав которые, можно автоматически вызвать экстренные службы. Компания — владелец дорог American Roads запустила приложение, позволяющее водителям оплачивать с помощью QR-кодов пошлину. В отелях сети Radisson они позволяют зарегистрироваться. Также QR-коды используются при регистрации на рейсы некоторых авиакомпаний.

6. Что такое супрематизм и как его понять?

Малевич основал в середине 1910-х годов новое направление в искусстве. Он назвал его супрематизмом, что в переводе с латыни означает «наивысший». То есть, по его мнению, это течение должно было стать вершиной всех творческих поисков художников.

Супрематизм легко узнать: различные геометрические фигуры объединены в одну динамическую, обычно асимметричную композицию.

К.Малевич «Супрематизм». 1916 год. Пример одной из многих супрематических композиций художника.

Что это значит? Подобные формы зрителем обычно воспринимаются, как разбросанные по полу детские разноцветные кубики. Согласитесь, нельзя две тысячи лет рисовать одни и те же деревья и дома. Искусство должно находить новые формы выражения. И не всегда они понятны для обывателей. Например, полотна малых голландцев когда-то были революционными и глубоко концептуальными. На натюрмортах через предметы отображалась жизненная философия. Однако сейчас они воспринимаются, скорее, как красивые картинки, современный зритель просто не задумывается над глубоким смыслом произведений.

Ян Давидс де Хем «Завтрак с фруктами и омаром». Вторая четверть XVII века. Каждый элемент в голландских натюрмортах несет определенный символический смысл. Например, лимон – символ умеренности.

Эта стройная система рушится при знакомстве с картинами авангардистов. Здесь не работает система «красиво – не красиво», «реалистично – не реалистично». Зрителю приходится думать, что же могут означать эти странные линии и кружочки на полотне. Хотя, на самом деле, в лимонах на голландских натюрмортах смысла не меньше, просто посетителей музея не заставляют его разгадывать. В картинах XX века надо сразу понимать идею произведения искусства, что намного сложнее.

Все тайное становится явным

Почему настолько загадочной является работа, которую написал Казимир Малевич — «Черный квадрат»? Смысл картины для некоторых кажется бесконечно глубоким, а кто-то его вообще там не видит. Оказывается, целых два изображения скрыты под знаменитым шедевром. В ноябре 2015 года стало известно, что не только одна, как считалось ранее, но целых две цветные картины скрываются под черным квадратом.


Ученые расшифровали надпись, которая, как полагают, была оставлена Казимиром Малевичем. Там были такие слова: «Битва негров в темной пещере.» Удивительно, но факт, картина с таким названием уже была написана французским художником Альфонсом Аллаисом (1854-1905). Вполне вероятно, что Малевич нарисовал свое творение поверх других изображений, но «Черный квадрат» был, скорее, манифестом, нежели живописью, поэтому все, что с ним связано, выглядит как одна большая и темная тайна.

Почему появляются черные квадраты на экране ноутбука и компьютера

Как уже было сказано, чёрные квадраты напрямую связаны с рекламой на сайтах. В последнее время всё чаще реклама из интернета преподносится пользователям не в виде статичных картинок, а в виде так называемых Flash-баннеров, которые оказывают достаточно сильную нагрузку на видеокарту и FlashPlayer. Если вы обладатель не самого мощного ПК, то наверняка вы и раньше замечали, что одни сайты загружаются и работают быстрее, чем другие, это и есть последствия перегруженности ресурса рекламой.

Но почему на экране ноутбука появляются чёрные квадраты? В какой-то момент “объединившись с другими неисправностями вашего ПК” это переходит в более серьёзные проблемы, такие как появление чёрных квадратов. Таких неисправностей может быть четыре:

  1. Неисправность в работе FlashPlayer.
  2. Перегрев компьютера.
  3. Устаревшие видео-драйверы.
  4. Поломка видеокарты.

Наиболее частым являются первые три причины, поломка видеокарты крайне редко проявляется себя таким образом, однако рассмотреть её как одну из причин всё же стоит.

На выставке футуристической живописи

Когда Малевич представил свой черный квадрат на выставке футуристической живописи, которая состоялась в Петрограде в декабре 1915 года, он был заинтересован в том, чтобы продемонстрировать супрематизм и свою новую идею. Работа была помещена высоко на стене в углу комнаты, где картина «Черный квадрат» Малевича означала нечто большее, чем просто картину. Это было самое священное место, куда вешали православную икону в традиционном русском доме, люди в Петрограде были не исключением. Малевич хотел придать своей работе особое духовное значение, сделать ее центром экспозиции и важнейшей эмблемой своего нового стиля.

В своей дальнейшей деятельности художник не раз возвращался к фигуративной живописи, многие свои работы он подписывал небольшим черным квадратом. На его похоронах скорбящие держали в руках флаги, украшенные этим символом. Один из флагов был закреплен в супрематическом стиле на гробе покойного. На его памятнике недалеко от утраченного места захоронения изображен черный квадрат.

Черный квадрат стал не только визитной карточкой своего создателя, но и иконой искусства ХХ века.

Огромное влияние на жизненное пространство

Создав супрематизм, Малевич делал все, чтобы тот не пылился в музеях, а шёл в массы.

Он рисовал эскизы платьев. Но при жизни смог их “надеть” лишь на героев своих картин.

Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1934 г. Русский музей. Wikiart.org

Еще он расписывал фарфор. Создавал рисунки для тканей.

Слева: сервиз Ленинградского фарфорового завода, созданный по эскизам Малевича (1922 г). Справа: образец ткани с рисунком Малевича (1919 г.).

На языке “Чёрного квадрата” заговорили сторонники Малевича. Самый известный из них — Эль Лисицкий, который изобрёл печатные шрифты, а также новый дизайн книг.

Вдохновлялся он теорией супрематизма и “Чёрным квадратом” Малевича.

Эль Лисицкий. Обложка книги Владимира Маяковского “Хорошо!”. 1927 г.

Подобное оформление книг нам кажется естественным. Но лишь потому, что стиль Малевича прочно вошел в нашу жизнь.

Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича. Среди них — один из самых известных архитекторов, Заха Хадид (1950—2016 гг.).

Реклама

Креативщики, конечно, не ограничились простым нашлепыванием черно-белого квадрата куда попало, а стали придумывать неординарные способы для реализации технологии.

В апреле 2011 года бельгийская организация «Репортеры без границ» выпустила рекламную кампанию, которая позволяла дополнять плакаты с портретами современных политиков фрагментами их высказываний: при считывании кода на экране смартфона появлялись губы, которые произносили речь.

В ноябре 2011 года корейский продуктовый ритейлер HomePlus расположил изображения полок супермаркета со своими товарами на стенах метро, снабдив каждый товар QR-кодом. Пассажиры метро получили возможность совершать покупки в таком виртуальном супермаркете во время ожидания поездов. Проект оказался весьма прибыльным: за три месяца рекламной кампании виртуальный магазин привлек более 10 тысяч клиентов, а онлайн-продажи HomePlus возросли на 130 процентов. Идею виртуального супермаркета в метро подхватило правительство Москвы, но пока она так и осталась нереализованной.

В начале 2012 года сеть южнокорейских супермаркетов Emart разместила на улицах Сеула устройства, которые отбрасывали на землю тень в виде QR-кода, когда солнце находилось в зените. Эта акция была направлена на то, чтобы привлечь покупателей в супермаркеты в непопулярное дневное время. При считывании «теневого» QR-кода прохожие получали скидочные купоны супермаркета и могли совершить покупку онлайн. В результате акции количество покупателей в Emart возросло на 58 процентов, а продажи в дневное время увеличились на 25 процентов. Всего было продано 12 тысяч купонов.


Самой богатой на идеи по использованию QR-кодов оказалась букмекерская контора Betfair. Она выбривала QR-код своего сайта на головах футболистов, размещала его на бикини спортсменок, играющих в пляжный волейбол, а также на трусах боксера. Логика этих рекламных компаний проста: спортсмены во время состязаний находятся в центре зрительского внимания, так что код не только не ускользнет от глаз болельщиков, но и сподвигнет их перейти на сайт букмекера — просто из интереса или из-за желания сделать ставку.

PS.

Малевич был известен при жизни. Но материальной выгоды он от этого не получил. Отправляясь в 1929 году на выставку в Париж, он просил власти отпустить его туда … пешком. Потому что денег на дорогу у него не было.

Власти поняли, что пришедший на своих двоих в Европу товарищ Малевич подорвёт их авторитет. Поэтому 40 рублей на поездку выделили.

Правда, через 2 недели он был срочно вызван телеграммой обратно. И по приезде сразу арестован. По доносу. Как немецкий шпион.

Больше никаких выставок. Никакого супрематизма. В СССР возможен только соцреализм.

Художник умер от рака в 1935 году.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Автор о своем произведении

Малевич говорил, что в 1913 году, в отчаянной попытке освободить искусство от балласта объективности, он укрылся в квадратной форме и показал картину, которая состояла только из черного квадрата на белом холсте. Критики и публика только вздохнули, ведь все, что они любили, утрачивается, они чувствовали себя в пустыне… Перед ними был только черный квадрат на белом фоне!

Малевич сокрушался, что квадрат оказался непонятным и опасным для критиков и публики… Но он этого ожидал: контуры объективного мира исчезали все больше и больше, и так далее, шаг за шагом, пока, наконец, мир и все, что любили и чем жили, потерялось из виду. Но пустыня наполнена духом необъективного ощущения, которое пронизывает все. Блаженное чувство освобождения необъективности привлекло художника обратно в пустыню, где нет ничего реального, кроме чувства… Так чувство стало главным в его жизни.

Как убрать черные квадраты на экране компьютера в браузере

Первое, что стоит сделать, если у вас появились чёрные квадраты в браузере — это проверить драйвера на видеокарте и версию флеш-плеера.

Самый простой способ узнать, нужно ли вам обновить флеш-плеер — это сверить версию программы, установленной у вас на ПК, с версией, доступной для загрузки из интернета. Для этого сделайте следующее:

  1. Запустите панель управления Windows.
  2. В правом верхнем углу измените вариант отображения на мелкие значки.
  3. В появившемся списке найдите и выберите пункт “Программы и компоненты”. Если у вас на ПК установлена ОС Windows 10, есть ещё более быстрый способ попасть сюда, достаточно открыть меню пуск, выбрать любую установленную вами программу или игру, нажать правой кнопкой мыши и выбрать “Удалить”.
  4. Теперь среди всех установленных программ вам нужно найти Adobe Flash Player. Чтобы ускорить процесс можно включить отображение по алфавиту, и тогда плеер окажется в самом начале списка.
  5. После того как вы найдёте его, справа от названия будет указана вся информация о приложении. Запомните или запишите версию, после чего в интернете наберите “загрузить adobe flash player” и выберите страницу с аналогичным названием. Здесь сразу под логотипом будет написана версия плеера, если она такая же как и у вас, то просто выключите вкладку, если нет — то следуйте инструкциям инсталлятора и установите новую версию на свой ПК.

Проверить версию видео-драйверов куда сложнее и вовсе невыполнимо, если вы до этого ни разу не работали с ними. К счастью, существуют специальные утилиты, которые самостоятельно проверят и обновят драйвера на вашем ПК. Сегодня огромное количество таких программ можно бесплатно скачать в интернете, вы можете выбрать ту, которая понравится вам, однако наиболее популярными на данный момент являются Driver Booster и Driver Scanner.

Если обновление драйверов не помогло, и всё ещё у вас по экрану прыгают черные квадраты, то скорее всего проблема в аппаратной составляющей. Прежде всего попробуйте вновь зайти на сайт, где у вас появляются чёрные квадраты и понаблюдайте за температурой вашего ПК, а также за шумом кулера (делать это можно как с помощью специального софта, так и вручную, так как обычно нагрев очень сильный).

Если компьютер сильно нагревается и громко шумит, то обязательно почистите его от пыли и замените термопасту, хотя сделать это можно и в профилактических целях. Если и после этого чёрные квадраты на экране компьютера никуда не исчезли, то скорее всего проблема в видеокарте. В таком случае компьютер нужно отнести в ремонт и попросить проверить вашу видеокарту. Либо проделайте это самостоятельно, если ваши знания и ресурсы позволяют, но будьте осторожны, не навредите вашему ПК ещё больше, ведь и без того неисправная видеокарта может полностью перегореть при сильных нагрузках.

Как убрать черные квадраты в браузере Google Chrome

Нередко черные квадраты появляются в браузере Google Chrome, что доставляет массу неудобств пользователям. Квадраты могут иметь разные размеры, появляться в разных частях страницы. Для того чтобы избавиться от черных квадратов в хроме необходимо зайти в настройки, найти пункт «использовать аппаратное ускорение» и отключите его. После этого перезагрузите компьютер. Проблема исчезнет.

«Чёрный квадрат» не так прост, как кажется.

Это только на первый взгляд кажется, что такой шедевр мог бы создать каждый. И ребёнок, и взрослый без художественного образования.

Ребёнку не хватило бы терпения закрасить одним цветом такую большую поверхность.

А если серьёзно, то и взрослый вряд ли смог бы повторить «Чёрный квадрат», потому что не все в этой картине так просто.

Черный квадрат на самом деле НЕ чёрный

«Чёрный квадрат» на самом деле квадратом не является. Его стороны НЕ равны друг другу. И противоположные стороны НЕ параллельны друг другу.

К тому же «Чёрный квадрат» НЕ совсем чёрный.

Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая — жженая кость. Вторая — чёрная охра. А третья — ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.

То есть художник не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил начерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку материалов.

Существует четыре «Чёрных квадрата»

Если бы это была случайно написанная картина, художник не стал бы ее копировать. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 «Чёрных квадрата».

Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна — в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание на то, насколько они НЕ похожи. Да-да


Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый «Квадрат» 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок

Да-да. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый «Квадрат» 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.

Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из «Квадратов» больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой — намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке).

Ниже — все четыре “Квадрата”. Разницу по репродукциям сложно понять. Но вдруг это вдохновит вас посмотреть их вживую!

Слева направо: 1. Чёрный квадрат. 1929. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея. 2. Чёрный квадрат. 1930—1932. 53,5 х 53,5 см. Эрмитаж. 3. Чёрный квадрат. 1923. 106 х 106 см. Русский музей. 4. Чёрный квадрат. 1915. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея.

«Чёрный квадрат» закрывает ещё две картины

На «Квадрате» 1915 года вы наверняка заметили трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний слой краски. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде «Дамы у фонарного столба».

Казимир Малевич. Дама у фонарного столба. 1914. Городской музей Стеделек, Амстердам

Это ещё не все. Под ней — другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит.

Казимир Малевич. Точильщик. 1912. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.

Поэтому кракелюры и появились. Слишком толстый слой краски.

Зачем же такие сложности? Целых три изображения на одной поверхности!

Возможно, это случайность. Так бывает. Художника осеняет идея. Он хочет ее выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут малозначимые картины. Или те, которые художник считает неудачными.

Получилась этакая живописная матрёшка. Эволюция. От кубофутуризма к кубосупрематизму и к чистому супрематизму в «Чёрном квадрате».

Казимир Малевич: человек, который освободил живопись

Знаменитый художник был рожден на Украине, но имел польское происхождение. В подростковом возрасте он сам научился рисовать, примеряя на себя методы народного искусства. В 1907 году он переехал на постоянное место жительство в Москву. Изучал реализм, импрессионизм и символизм, постепенно вникая в историю искусства.

Важное значение для его развития имели две коллекции произведений искусства с запада. Работы Моне, Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо еще больше воодушевляли его в погоне за авангардным стилем, особенно его привлекали кубизм и футуризм

Затем последовал период изоляции, который дала ему Первая мировая война. Именно тогда, отрезанный от внешнего раздражения, он смог сделать большой шаг, который вылился в появление нового направления — супрематизма.

«Черный квадрат» — икона русского авангарда

Супрематизм был одним из самых влиятельных направлений в абстрактном искусстве ХХ века. Для него были характерны простые геометрические формы: прямая линия, прямоугольник, круг, квадрат на светлом фоне означали бесконечность пространства. Идеи супрематизма успешно были воплощены в архитектуре, сценографии, графике и промышленном дизайне. В отличие от многих других «…измов», названия для которых были изобретены постфактум искусствоведами, супрематизм обязан своим рождением, существованием, развитием, теоретическим обоснованием, продвижением в массы и даже спекулятивно-космическим перспективам всего одному человеку — Казимиру Севериновичу Малевичу.

Супрематизм — это искусство, которое изо всех сил пытается вырваться из естественных форм в направлении геометрической абстракции. Рождение «Черного квадрата» не было актом рационального сознания или результатом тщательно спланированной стратегии — его появление было неожиданным и мистического даже для самого художника. Как вспоминает один из его учеников, он не мог ни есть, ни спать целую неделю с тех пор, как написал картину.

Такую простую картину смог бы написать и ребенок, хотя детям не хватило бы терпения, чтобы заполнить такую большую площадь одним цветом. Эту работу мог выполнить любой чертежник, но рисовальщики не заинтересованы в простых геометрических формах. Аналогичная картина может быть выполнена душевнобольным, но если бы он и сделал это, то маловероятно, что у него был бы малейший шанс попасть на выставку и оказаться в нужное время и в нужном месте. Именно Малевич стал автором «Черного квадрата», одного из самых знаменитых, таинственных и пугающих произведений искусства в мире.

Обратить внимание

Когда самим QR-кодом уже не удивишь, приходится удивлять местом и способом размещения. Так, офис Facebook в Калифорнии разместил гигантский QR-код на всей поверхности своей крыши. В Дубае существует проект отеля, все поверхности которого представляют собой QR-коды. В Нидерландах QR-код разместили на монетах, а в Сиэттле — на надгробиях. Надгробные QR-коды содержали информацию о погибшем и историю его семьи. Что характерно, эта противоречивая, на первый взгляд, задумка оказалась популярной.

Многие дизайнеры пытаются экспериментировать с изображениями QR-кодов, существует даже несколько агентств, специализирующихся именно на дизайне QR-кодов. Иногда их работы оказываются успешными, но нередко из-за дизайнерских красот страдает «читаемость» кодов (для этого случая у программы существует собственная система коррекции ошибок, которая в некоторых случаях может помочь). Возможно, дизайн небольших квадратиков — просто не та сфера, в которой стоит развиваться этой технологии.

Большая часть обладателей смартфонов и людей, так или иначе интересующихся технологиями, конечно же, знает, что такое QR-код и зачем он нужен. Но даже эта аудитория еще не приобрела привычку использовать технологию в своей повседневной жизни, даже когда это может быть полезно. Так когда-то старшему поколению не всегда приходило в голову обратиться за информацией в интернет. Но примеры показывают, что в ближайшем будущем именно QR-код станет для потребителей доступным и интерактивным справочником к каждому предмету, который он видит.


С этим читают