Литература

Три классических пути саморазвития

Традиционное для оккультизма разделение путей Саморазвития на 3 устоявшихся (классических) направления: волевое развитие (путь силы), эмоционально-экстрасенсорное развитие (путь чувств) и интеллектуальное развитие (путь ума) Гурджиев спорно градуирует по-своему, называя их путями «факира», «монаха» и «йогина». После чего постулирует наличие еще одного, по его утверждению, ранее (до 1915 г) неизвестного Пути. И если 3 предыдущих пути, помимо номерной градации ещё получили и свои названия, то последний «путь» официального названия не получил, а остался в истории исключительно по своему порядковому номеру, как «Четвертый». Хотя позже Гурджиев иногда называл его «путём хитреца», но название это в среде любителей этой Системы так особо и не прижилось. Приверженцы часто называют этот путь «Работой» или «Системой».

Четвертый путь у Успенского

Петр Успенский видел Четвертый Путь, как логическую, научную систему. Он шел методом понимания. Он предлагал наблюдать себя с целью осознания положения, в котором мы находимся, и принять осознанное решение меняться. Его идеи и объяснения процессов были настолько ясны и вдохновляющи, что привлекали людей в эту работу.


Любое живое знание не остается долго в одной форме. Оставаясь тем же по сути, оно продолжает развиваться и видоизменяться в методах и особенности используемых инструментов. Передаваясь от учителей ученикам, проходя сквозь время и распространяясь в разных странах, Четвертый Путь предоставляет возможность для ищущих совершать восхождение из сна в присутствие.

Плата за осознанность: Гурджиев о деньгах

Однажды Гурджиев о деньгах сказал: «Ничто не показывает человека так хорошо, как его отношение к деньгам. Люди готовы тратить сколько угодно на свои личные фантазии, но совершенно не ценят чужого труда». Плата, будь то деньги или отказ от приятных привычек, позволяет развиваться дальше.

«Люди не ценят вещь, за которую не заплатили”.

«Плата есть принцип. Плата необходима не школе, но самим обучающимся, ибо без оплаты они ничего не получат. Идея платы очень важна, и необходимо понять, что плата абсолютно необходима. Можно платить тем или другим способом, и каждый должен узнать это для самого себя. Но никто не может получить что-то, за что он не заплатил. Вещи не могут быть даны, они могут быть только куплены. Это является магическим, не простым. Если кто-либо имеет знание, он не может дать его другому человеку, ибо только если человек платит за него, он может иметь его. Это есть космический закон.»

«Плата является наиболее важным принципом в работе, и это нужно понять. Без платы вы ничего, не можете получить. Но, как правило, мы хотим получить нечто за ничто, и вот почему мы ничего не имеем. Если бы мы реально решили стремиться к этого рода знанию — или даже к совсем небольшой вещи — и мы стремились бы к нему, не обращая внимания на все другое, мы получили бы его. Это очень важный вопрос. Мы говорим, что мы хотим знания, но мы не хотим реально. Мы заплатим за что-либо другое, но за это мы не готовы платить, и поэтому в результате мы ничего не получаем.»

Экстрасенс или гипнотизер

Многие были уверены в его сверхъестественных способностях. Согласно Успенскому, Гурджиев, благодаря определенному опыту, смог использовать науку, изученную на Востоке — и о которой Запад знает «только незначительную часть под именем гипнотизма», — чтобы отделить «сущность» от «личности».

Гурджиев довольствовался только несколькими часами сна: его называли «тем, кто не спит». Он чередовал почти спартанский образ жизни и банкеты давно ушедшего русско-восточного богатства, на которых алкоголь лился рекой.

В 1934 году автомобиль, в котором ехал Гурджиев, врезался в дерево, его выбросило из машины. Тяжелая травма головы стала причиной трехдневной комы, но, когда он очнулся, казалось, стал моложе, как будто физический шок, вместо того чтобы повредить его организм, оздоровил его.

О нем много чего рассказано. Конечно, в таких случаях процесс «мифизации» неизбежен, и нелегко отделить реальное от воображаемого.

Немного биографии

Никто не знает точную дату рождения Георгия Ивановича Гурджиева, но общепринятой считается 13 января. Говорили, что он намеренно путал даты, чтобы с помощью астрологии никто не мог узнать правды о нем. Гурджиев всегда был скрытен в отношении дат, мест и подробностей своей молодости. Он был загадочным человеком, несомненно, харизматичным, и говорили, что он обладает экстрасенсорными способностями. Все, кто встречался с ним, описывали его по-разному, как будто он носил отдельную маску для каждого человека, таким образом, не давая никому знать настоящего Гурджиева. Он считал себя миссией, который должен был пробудить людей.

Его отец, грек по национальности, был очень уважаемым человеком, пел старые народные песни и рассказывал истории о древности. Его влияние на музыкальный вкус маленького Георгия несомненно.  Мать была армянкой, и она оставалась с сыном до самой смерти.

В молодости Гурджиев путешествовал в поисках священных мест, утраченных знаний и тайных братств. Он отправился на поиски братства Сармунгов, тайного эзотерического ордена. Гурджиев смог найти их, изучал древнюю мудрость йогов, факиров и монахов, танцы для ума и тела. Он упоминал об этом обучении вскользь, не раскрывая места и подробностей жизни в братстве, но вскоре у самого Гурджиева стали появляться ученики.

В 1914 году Гурджиев встретил графиню Островскую, которая была членом Теософского общества России, она стала его женой.  Они оставались вместе до ее смерти в 1925 году.

У Гурджиева было много разных профессий, он был многогранной, талантливой, и столь же противоречивой личностью.

В 1917 году в Петербурге его разыскал идущий по этому же пути Петр Демьянович Успенский. Успенский уже опубликовал некоторые из своих собственных произведений, «Странная жизнь Ивана Осокина», фантастическую повесть о путешествии во времени и «Беседы с дьяволом».

Цитаты П.Д. Успенского

В своих книгах Петр Успенский поднимает множество вопросов, которые касаются развития человека. Здесь мы приводим некоторые из них:

“Эволюция человека, если таковая происходит, может быть лишь следствием знаний и усилий; пока человек знает только то, что он в состоянии узнать обычным путем, с ним не происходит и не происходило никакой эволюции”

“Психологию обыкновенного человека можно было бы назвать исследованием лжи, поскольку человек лжет больше, чем кто-либо, и , по сути дела, он не в состоянии говорить правду. Ведь не так просто говорить правду; необходимо учиться этому, что порой требует довольно много времени”

“Вспоминание себя означает то же самое, что и осознание себя. Порой это приходит само собой; это весьма необычное ощущение. Это не функция, не мышление, не чувствование; это иное состояние сознания. Само по себе оно приходит лишь на очень короткие моменты, обычно в совершенно новой обстановке, и тогда мы говорим себе: “Как странно. Я здесь.”

“То что мы именуем волей, в обычном понимании является лишь равнодействующей наших желаний. Иногда эта равнодействующая вызывает определенную линию поведения, в остальных случаях она оказывается неспособной привести к определенной линии поведения в наших действиях, поскольку одно желание направлено в одну сторону, другое – в совершенно противоположную, и мы не можем решить, что делать.”


Успенский Петр Демьянович

Система и методы

Успенский П.Д. никогда не скрывал, что за основу своей школы он взял учение Четвертого пути, которое развивал Гурджиев. Система Успенского была детищем Гурджиева.

Только Петр Демьянович смотрел на нее со своей стороны, поэтому в его интерпретации она приобрела большую точность, которая не всегда нужна для практической работы.

Гурджиев говорил, что ученики должны сами проверить все аспекты системы, вера здесь не нужна. Петр Успенский полностью поддерживал своего учителя, но порой для проверки идей Четвертого пути нужны не только желания и усилия, но и правильно подобранные упражнения и задания. Они могут быть трудными, но с их помощью вспомнить себя гораздо проще, чем просто пытаться применить теорию на практике. Основой же методов Успенского и Гурджиева было самовоспоминание себя в настоящем моменте.

Практика и упражнения Гурджиева

Метод Гурджиева основывается на самовоспоминании. Это значит, что мы должны каждую секунду осознавать свои действия, и, как бы, видеть себя со стороны.

Без беспристрастного наблюдения за собой, когда мы совершаем несознательные поступки, какая-то часть нас перестраивает настоящее так, чтобы оправдать себя и таким  образом уводит нас из действительной реальности в воображение.

Поговорите по очереди с двумя обычными людьми после ссоры. Наверняка, каждый из них изложит точку зрения, в которой он будет прав, а другой виноват. Когда мы наблюдаем за собой, нашей машине сложнее провести этот фокус, поэтому мы воспринимаем настоящее адекватнее и объективнее.

Самовоспоминание не получится сразу, поэтому практика Гурджиева начинается с небольших упражнений, которые требуют определенных усилий. Например, когда мы сидим в неудобной позе или делаем новые для нас вещи, это требует большей концентрации и постоянно напоминает о себе.

В системе Гурджиева особое место уделяется разделению внимания на несколько частей. Например, мы можем держать тело в определенной позе и внимательно слушать музыку. Попробуйте, это не так просто как кажется.

Практика и упражнения Гурджиева

Метод Гурджиева основывается на самовоспоминании. Это значит, что мы должны каждую секунду осознавать свои действия, и, как бы, видеть себя со стороны.

Без беспристрастного наблюдения за собой, когда мы совершаем несознательные поступки, какая-то часть нас перестраивает настоящее так, чтобы оправдать себя и таким  образом уводит нас из действительной реальности в воображение.

Поговорите по очереди с двумя обычными людьми после ссоры. Наверняка, каждый из них изложит точку зрения, в которой он будет прав, а другой виноват. Когда мы наблюдаем за собой, нашей машине сложнее провести этот фокус, поэтому мы воспринимаем настоящее адекватнее и объективнее.

Самовоспоминание не получится сразу, поэтому практика Гурджиева начинается с небольших упражнений, которые требуют определенных усилий. Например, когда мы сидим в неудобной позе или делаем новые для нас вещи, это требует большей концентрации и постоянно напоминает о себе.

В системе Гурджиева особое место уделяется разделению внимания на несколько частей. Например, мы можем держать тело в определенной позе и внимательно слушать музыку. Попробуйте, это не так просто как кажется.

Если вы решили для себя:

  • что не хотите быть механичной машиной,
  • что вы хотите жить, а не фунционировать по принципу стимул-реакция,
  • хотите глубже и объективнее познавать себя, свои функции и окружающий мир,
  • привнести в свое существование свет сознания и осознанность,

Практическая группа Четвертого пути – это студенты, практикующие учение Гурджиева о Четвертом пути, объективной картине мира и положения человека в нем.

Они делятся точками зрения об идеях Четвертого пути, подкрепленных личным опытом, с целью самопознания и пробуждения ото сна, складывая кусочки в одно целое.

«Вы не понимаете своего положения. Вы находитесь в тюрьме. Все, чего вы можете желать, – если вы способны чувствовать, – это бежать, вырваться из нее. Но как можно бежать? Необходимо вырыть под стеной проход. Один человек ничего не может сделать. Но предположим, что таких людей десять или двадцать – если они работают по очереди и если один прикрывает другого, они смогут закончить проход и спастись»

«Никто не сумеет бежать из тюрьмы без помощи тех, кто бежал раньше. Только они могут рассказать, каким образом возможно устроить побег, только они могут передать инструменты – напильники или что-то другое, что может понадобиться. Но один заключенный не сможет найти этих людей, вступить с ними в соприкосновение. Необходима организация. Без организации нельзя ничего добиться.»

Школа Гурджиева

Главным центром для работы по системе при жизни Георгия Гурджиева был Институт Гармонического развития человека, который он основал во Франции.

Кроме этого существовали группы Гурджиева в Америке. Жизнь студентов была подчинена строгому расписанию. Каждого ставили на выполнение тяжелой работы. Когда человек осваивал ее, его перемещали на новую должность.

После смерти мастера последователи Гурджиева организовали группы в разных частях мира, чтобы передать знание. Сейчас существует несколько школ в традиции Четвертого пути. Несмотря на разные акценты в обучении все они преследуют одну и ту же цель — познать себя.


Подойти к осознанности без поддержки других людей почти невозможно. На занятиях студенты делают упражнения и обсуждают идеи, стараясь как можно дольше находиться в настоящем.

Раньше попасть в клуб Гурджиева было непросто: он сразу же заставлял делать огромные усилия, которые многие начинающие студенты не выдерживали.

Сейчас попасть в школу проще, но ее методы таковы, что, если вы не будете работать на должном уровне и делать усилия в работе над собой, вы не сможете продвинуться по 4 пути.

Школа — это не какая-нибудь секта Гурджиева. Участники группы контролируют друг друга, и напоминают исследовательскую группу, а не религиозных людей. У студентов нет конечной истины, только точки зрения, подкрепленные личным опытом, которыми они делятся друг с другом с целью собрать единую картину мира и положения человека в нем.

Группы, связанные с Четвертым путем, существуют почти в любом крупном городе на всех континентах. Среди них есть, те, кто практикует только танцы Гурджиева, есть те, кто подходят к идеям в основном с интеллектуальной стороны, есть и группы, которые составляют единое целое по всему миру. Центр Гурджиева в Москве один из них.

Наследие

После смерти Гурджиева его ученица Жанна де Зальцманн (Jeanne de Salzmann) объединила учеников различных групп, что положило начало сообщества, известного как Фонд Гурджиева (Gurdjieff Foundation — название в США, в Европе то же сообщество известно как Gurdjieff Society, «Гурджиевское общество»). Также активным распространением идей Гурджиева занимались Джон Г. Беннетт, П. Д. Успенский, Морис Николл (Maurice Nicoll), Родни Коллин и лорд Пэнтланд.

Среди известных учеников Гурджиева были: Памела Трэверс, автор детской книги о Мэри Поппинс, французский поэт Рене Домаль, английская писательница Кэтрин Мэнсфилд и американский художник Пол Рейнард, Джейн Хип, Маргарет Андерсон и многие другие. Уже после смерти Гурджиева у его учеников обучались известные музыканты Кит Джарретт и Роберт Фрипп. В настоящее время гурджиевские группы существуют во многих городах мира.

Гурджиев говорил, что главная идея учителя — разбудить спящую мысль и ощущение истинной реальности в человеке. Опасаясь, что последователи быстро утонут в абстракциях вместо реальных практик, он решил сделать ставку на искусство (сакральные танцы) и практическую работу в группах, где единомышленники могли помогать друг другу осознать себя. Краткий материал отрывков его лекций своим «студентам» свидетельствует о простоте его языка, тяготеющего скорей к Ходже Насредину или Эзопу. Наиболее чёткое изложение некоторых гурджиевских идей можно найти в книге П. Д. Успенского «В поисках чудесного», где автор систематизирует его основные концепции. Сам Гурджиев избрал для изложения своих идей совершенно другой стиль — стиль легомонизма (англ. legomonism), дабы читатель постигал писания не просто логикой, как у Успенского, а интуицией. Сегодня книги Гурджиева издаются и на Западе, и в России большими тиражами, и его идеи находят отклик в сердцах читателей.

Путь Гурджиева: Четвертый путь: что это?

«Оглянитесь на только что прошедший час, как если бы он был для вас последним часом на земле, и вы только что осознали, что умерли. Спросите себя, довольны ли вы последним часом своей жизни?» – спрашивал у своих учеников Георгий Гурджиев. Цитаты и афоризмы, принадлежащие ему, заставляют нас задуматься о том, как мы живем.

А понимает ли человек, зачем вообще живет? Вряд ли можно быть довольным или не довольным по этому поводу, не имея конкретного представления о том, что для него реально означает жить. Неужели суета сует повседневности с ее требованиями борьбы за «место под солнцем» – это и есть жизнь в человеческом смысле? Посмотрите на себя и свое окружение. Многим ли людям хочется, чтобы смысл их существования отличался от смысла существования растений и животных? Существует целый ряд причин, почему это так волнует именно Вас, и никак не волнует кого-либо из Вашего обычного окружения.

Четвертый путь — это эзотерическое учение об эволюции человеческого существа от уровня удовлетворения необычных желаний и интересов «белых ворон человеческой стаи» до уровня формирования в человеке высших тел, способных жить после смерти физического тела.

Случайно или намеренно кем-то сформированное в детстве Гурджиева неуемное желание понять смысл жизни человека вылилось в годы его путешествий по востоку в поисках знания, которое ответило бы на этот вопрос. Путь Гуржиева требовал полной самоотдачи и нечеловеческих усилий.

После многих лет странствий он вернулся в Европу, чтобы донести людям учение, принадлежащее эзотерическим школам. При этом со слов Гурджиева, «Четвёртый путь невозможен без какой-то работы определённого значения, без какого-то начинания, вокруг которого и в связи с которым он только и существует. Когда эта работа окончена, т.е. поставленная цель достигнута, четвёртый путь исчезает, т.е. исчезает в данном месте, исчезает в данной форме, продолжаясь, может быть, в другом месте и в другой форме».

Автор книги: Георгий Гурджиев

Жанр: Эзотерика, Религия

Серия:Классика мыслиВозрастные ограничения:Язык:русскийИздательство:Издательство «АСТ»Город издания:Год издания:ISBN:978-5-17-105090-0Размер:

  • Комментарии |
  • Просмотров: 513 |
  • 0 Оценок: 0

Скачать книгу бесплатно в форматах: (фрагмент)

Внимание! Вы скачиваете отрывок, разрешенный законодательством и правообладателем (не более 20% текста).После ознакомления вам будет предложено перейти на сайт правообладателя и приобрести полную версию произведения. Описание книги

Георгий Иванович Гурджиев – одна из самых выдающихся и загадочных личностей ХХ века. Философ-мистик, писатель, композитор, путешественник, основатель Института гармонического развития человека, он известен в первую очередь как создатель эзотерического учения Четвертого пути, оказавшего колоссальное влияние на многие духовные школы по всему миру.

В данный сборник вошли четыре книги программного цикла Гурджиева «Всё и вся», в котором изложены история и основы его учения: «Человек – это многосложное существо», «Встречи с замечательными людьми», «Жизнь реальна только тогда, когда ”Я есть”» и «Взгляды из реального мира». В них описаны три традиционных пути человека – «путь факира», или путь тела; «путь монаха», или путь веры; «путь йога», или путь ума; а также универсальный Четвертый путь, сочетающий в себе физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы. Сутью последнего является трансформация человеческого сознания, включающая достижение гармонии и состояния просветления.

Последнее впечатление о книге

  • NameForest:
  • 17-07-2016, 23:03

Книгу Гурджиева «В поисках бытия» я могу назвать: «Одна сплошная большая цитата» :D. В книге я нашёл для себя немало интересных, очень метких высказываний о человеческой жизни, которыми хотел бы поделиться, но одна цитируемая часть связана с другой, другая — с третьей и так далее.

Ещё В итоге я понял, что не так уж просто выписывать из книги отдельные короткие цитаты, и лучше предлагать людям эту книгу для прочтения целиком :). Эта книга, возможно, подойдёт не каждому и стоит начинать читать её людям, уже имеющим некоторый опыт духовных практик, чтобы иметь реальное представление о написанном, а не просто увидеть интересную и увлекательную точку зрения автора. Но товарищи, стремящиеся к поиску и познанию себя, должны оценить по достоинству этот духовный путеводитель по самоисследованию. Также рекомендую перед прочтением книги ознакомиться с творчеством такого философа и мистика, как Ошо :). Простой и понятный стиль написания, очень точные наблюдения Георгия Гурджиева относительно природы человека, последовательное изложение материала — всё это оставляет устойчивое положительное впечатление и мотивирует работать над собой! :)Свернуть

Учение Гурджиева

«Начинающий пианист никогда не может научиться иначе, нежели понемногу. Если вы хотите играть без предварительной практики, вы никогда не сможете играть подлинную музыку. Мелодии, которые вы будете играть, окажутся какофонией, заставят людей страдать и ненавидеть вас» — говорил Гурджиев. 4 путь тоже начинается с маленьких упражнений.

Система Гурджиева помогает человеку находиться здесь и сейчас. Сначала вы должны работать с маленькими вещами, и постепенно увеличивать нагрузку.

Начинать следует с простых упражнений: например, не скрещивать ноги во время еды, стараться смотреть в глаза человеку, который говорит с вами, затем уровень сложности увеличивается.

Делая маленькие усилия, и одерживая первые победы, постепенно мы становимся способны отказаться от бесполезных мыслей, бросить дурные привычки, усердно работать в течение дней и недель.

Мы как бы накачиваем мышцы внимания и осознанности, подготавливая свое тело и ум к более сильным упражнениям.

Идеи

В философской концепции Гурджиева эннеаграмма — фундаментальный символ ряда скрытых мистических мировых законов.

По Гурджиеву, человек не является завершённым. Природа развивает его только до определённого уровня. Дальше он должен развиваться сам, своими собственными усилиями. Чтобы развиваться, надо знать себя. Но человек не знает себя и использует лишь малую часть своих способностей и сил. Наблюдая за собой, человек может заметить, что в его природе проявляются четыре независимых друг от друга функции: интеллектуальная (мышление), эмоциональная (чувства), двигательная (движения) и инстинктивная (ощущения, инстинкты, внутренняя работа организма). Также человек может заметить, что он осознаёт действительность по-разному: он то спит, то бодрствует. Однако состояние бодрствования тоже не однородно.

Гурджиев различал четыре состояния сознания: «сон» (обычный ночной сон, в котором человек осознаёт только свои сны), «сон наяву» (в котором восприятие действительности смешано с иллюзиями и грёзами, и в котором человек не осознаёт ни последствия своих слов и действий, ни самого себя), «относительное пробуждение» (в котором человек осознаёт себя, но не осознаёт объективные взаимосвязи всего со всем), полное пробуждение (в котором человек осознаёт и себя и окружающую действительность объективно). Человек в состоянии «сна наяву» — это машина, управляемая внешними влияниями. Он ничего не может «делать». С ним всё случается. Чтобы «делать», необходимо «Быть», быть пробуждённым.

Также Гурджиев говорил, что у человека есть сущность (всё то настоящее, с чем он рождается) и личность (всё то искусственное, что он приобретает путём имитации и подражания). В процессе воспитания человек приобретает много искусственных и даже противоестественных привычек и вкусов, которые формируют в нём «ложную личность». Ложная личность подавляет развитие сущности. Человек не знает своей сущности, то есть своих природных предпочтений и вкусов. Он не знает, чего он на самом деле хочет. Ложное и настоящее смешаны в нём. Поэтому человеку, прежде всего, необходимо отделить настоящее от ложного в себе. Необходимо пройти через внутреннюю борьбу между «да» и «нет» (трансформация страдания). Это помогает пробуждению и выходу из состояния «сна наяву».

Одними из главных инструментов в работе над собой являются разделённое внимание, самовоспоминание и трансформация страдания. Самовоспоминание накапливает тонкие материи внутри организма, а трансформация страдания кристаллизует их в тонкое тело (или Душу)

Гурджиев говорил, что «душонка есть у каждого, а вот Душа есть только у тех, кто её заработал сознательным трудом и добровольным страданием».

Пробудить спящих

Главная идея Гурджиева сбивает с толку, если не сказать больше: немногие люди «существуют», немногие имеют бессмертную душу. Только у некоторых есть семя, которое можно развивать. В общем, у человека нет «эго» при рождении: оно должно быть приобретено. Те, кто не достигают этой точки, растворяются после смерти. Человек — просто машина. Он живет в состоянии сна, как будто загипнотизирован. На него действуют импульсы, рефлексы, всевозможные влияния. У него нет «бытия». Он действует, чтобы среагировать, чтобы «проснуться». Тогда родится «Я», которого до этого момента не существовало. Тогда он научится быть, быть во всем, что он делает и чувствует, а не тенью самого себя. Гурджиев называет реальными мысли, чувства, которые проявляются в соответствии с абсолютно новым пространственным измерением, которое большинство людей даже не могут себе представить.

Он также разделял «сущность» от «человека». Сущность составляет подлинное качество человека, тогда как человек — это лишь поверхностный социальный индивид, построенный из разных частей.


У нас нет задачи выяснить методы, которыми мистик побуждал своих адептов «проснуться», закрепить себя в своей «сущности» и стать «бытием». Но деликатными их не назовешь.

Некоторые из тех, кто последовал за Гурджиевым, столкнулись с чрезвычайно серьезными кризисами, нарушениями психического равновесия до такой степени, что сбежали, или вспоминали с ужасом переживания «пробуждения».

Музыка в жизни Гурджиева

Перед революцией Гурджиев основал в Петербурге небольшую школу по эзотерическому танцу. Он написал балет под названием «Борьба магов».  Это был рассказ о добре и зле, в котором сражались темный маг и маг света.

Музыка была очень важна в жизни Гурджиева. Во время путешествий в одной из школ ему показали семя, которое было посажено в горшок, рядом с которым играла музыка, и по мере развития музыки семя начинало расти так, что в течение короткого времени превращалось в зрелое растение.

Вибрации музыкальных нот связаны с вибрациями в человеческом теле, Гурджиев знал это, потому включил танец и музыку в свое учение, он учил священным танцам, которые были упражнениями для ума, тела и души.

Возникновение «Чётвертого пути»

Точные истоки «Чётвертого пути» всё ещё вызывают горячие споры (хотя немало и  предположений), так как сам Гурджиев не спешил ни с кем особо делиться этой информацией. Но по его оговоркам, можно предположить, что «фрагменты» этого Пути проистекают из каких-то тайных суфийских орденов. Хотя главный специалист «суфизма для Запада» — Идрис Шах (опубликовавший немало профессиональных трудов в этой отрасли), признавая факт посе-щения Гурджиевым некоторых суфийских монастырей и даже частичному в них обучению, тем не менее отрицал факт передачи суфиями последнему некоего «особого пути», тем  более, «Мандата на право обучения» (что практикуется у суфиев). Кроме того, Шах озвучивал версию, что якобы «путь Гурджиева — это его субъективная авторская система, к тому же потерявшая силу со смертью ее основателя» в 1949 г. (книжка Шаха «Учителя Гурджиева», изданная под псевдонимом Рафаэля Лефорта).

Справедливости ради нужно отметить, что сам термин «Чётвертый путь» больше использовался сподвижником Гурджиева П. Д. Успенским в его лекциях и изложениях, так как сам Гурджиев, особенно при работе в Европе, называл свою «методологию саморазвития» то «путём Хитреца«, то «Айда-йогой«, да и вообще не сильно корпел над ее логичностью и непротиворечивостью. По сути «ментальный блеск» Системы был явлен миру лишь после смерти её второго соразработчика, некогда отошедшего от Гурджиева и четверть века её шлифовавшего в своих полузакрытых группах. Одна из учениц Успенского, при жизни не разрешавшего разглашать СВД (Структурированную Версию Доктрины), после его смерти (1947), нарушила былой запрет и передала рукопись «лекций по Системе» её первому прародителю — Гурджиеву. Последний, несмотря на былые разногласия с уже почившим Успенским, по слухам прослезился, говоря, что это блестящая и безусловно лучшая форма изложения Принципов Саморазвития человека на основе его московско-петербургских лекций 1915-1917 гг, В последний год своей жизни (1949), в память об «отступившем от него», но не отступившем от Учения Успенском, а также для целей укрепления «Работы» он распорядился опубликовать рукопись Успенского. И хотя исходное название рукописи было «В поисках чудесного: фрагменты неизвестного Учения», издатели вдвое сократили её название и в свет она вышла как «В поисках чудесного» (ВПЧ).

Гурджиев: техники развития

Все эзотерические, в отличие от религиозных учений, стремятся к той же цели, что и Четвертый путь – эволюционного развития человеческого существа, но они работают по другому принципу.

Георгий Гурджиев аллегорически сравнивал человека с повозкой. Он считал, что человек разделен на части.

Согласно системе Гурджиева, в человеке находятся четыре центра: интеллектуальный, эмоциональный, двигательный и инстинктивный. Они должны выполнять свои функции, но часто они пытаются взять на себя чужие обязанности.

К примеру, мы часто пытаемся оценить произведения искусства только умом, хотя это надо делать и умом и чувствами. Упражнения Гурджиева помогают наладить связь между разными частями человека.

В различных учениях люди работают только с одним центром, осознавая в полной мере лишь его работу, а потом им приходится проделывать ту же работу с другими центрами.

Например, настоящий монах может развить свой эмоциональный центр с помощью искренней веры, обретая единство и волю, властвующие над его эмоциями.

Но его физическое тело и умственные способности могут остаться неразвитыми. И чтобы воспользоваться для своей эволюции тем, чего он достиг, ему придется развивать свое тело и способность мыслить. Отношение к своему телу у монаха при этом меняется диаметрально противоположным образом – с представления он нем как о причине стремления к грехопадению на представление как о дарованном богом божественном сосуде, в котором может расцвести душа.

Что значит Четвертый путь по Гурджиеву?

Георгий Гурджиев считал, что человек не способен эволюционировать до тех пор, пока использует лишь крохи своих возможностей, находясь в обычном состоянии, подобным «сну»

Внимание человека постоянно притягивается разными мелочами, и он не может контролировать себя. Поэтому планы постоянно меняются – то он хочет реально жить, а не функционировать в виде животного, то вдруг забывает, или даже если и помнит, то уже ничего не хочет, то вдруг в нем снова просыпаются желания и он готов ставить перед собой цели и т.д

И поэтому невозможно понять суть учения Гурджиева без глубокого изучения себя и обретения контроля над самим собой.

Для начала движения к этому пониманию он предлагал своим ученикам специальные упражнения, в том числе движения – сакральные танцы Гурджиева, разъяснял идеи эзотерического учения на практических примерах, не позволяя превращать их лишь в материал для размышлений.

Водороды и октавы в системе Гурджиева

Октава — это линия развития любого процесса во Вселенной: от рождения новой планеты до появления человеческой души. Чтобы процессы протекали намеренно, нужно знать, что в любом деле есть точки, которые изменяют направление движения. Чтобы начатое дело успешно завершилось, нужно делать дополнительные усилия. Теоретические уроки Гурджиева включали эти темы.

Иногда, чтобы удачно завершить октаву, нам нужна особого рода тонкая материя, которую автор системы называл водородом. Это не водород в научном значении слова.

Чтобы тонкие материи образовывались в наших телах, придется прекратить утечки энергии и обеспечить приятные впечатления.

Письмо Гурджиева дочери

Душка Ховарт, дочь Георгия Ивановича, сделала многое, чтобы передать архивы отца следующим поколениям и сохранить его музыкальные произведения. В 70 лет она научилась пользоваться компьютером, чтобы опубликовать книгу воспоминаний о нем.

Всю свою жизнь ей помогали советы Гурджиева. 63 коротких указания, которые способны изменить жизнь любого при правильном применении.

Концентрируй своё внимание на себе. Осознавай в любой момент то, что думаешь, чувствуешь, желаешь или делаешь. Всегда завершай начатое тобой. Делай, что делаешь настолько хорошо, насколько возможно. Не привязывайся к тому, что может впоследствии разрушить тебя. Проявляй свою щедрость без свидетелей. Обращайся с любым человеком, как со своим ближайшим родственником. Исправь всё испорченное тобой. Учись получать и благодарить за каждый дар. Останови своё самозащищающееся поведение. Не обманывай, не кради — поступая так, ты будешь обманывать и красть у себя. Помогай тем, кто рядом с тобой, но не делая их зависимыми от тебя. Не занимай слишком много пространства. Не шуми и не делай излишних жестов. Если в тебе нет ещё веры, имитируй её. Не впечатляйся легко от воздействия сильных личностей. Не хватай ничего и никого. Распределяй справедливо. Не соблазняй. Ешь и спи ровно столько, сколько необходимо. Не говори о своих личных проблемах. Не суди и не делай различия, пока не узнаешь все основные факты. Не заводи бесполезной дружбы. Не следуй общим тенденциям. Не продавай себя. Уважай подписанные тобой соглашения. Будь пунктуальной. Не завидуй чужой собственности и достижениям. Говори только о том, что необходимо. Не думай о выгодах, которые могут принести тебе твои действия. Не угрожай. Держи свои обещания. В споре всегда ставь себя на место других. Признавай, когда кто-то превосходит тебя. Преодолей свои страхи. Помогай другим стать способными помочь себе самим. Преодолей своё чувство неприязни и будь рядом с теми, кого желаешь отвергнуть. Меняй свою гордость в чувство собственного достоинства. Меняй свою злость в креативность и созидание. Меняй свою жадность в почитание красоты. Меняй свою зависть в восхищение достоинствами других. Меняй свою ненависть в милосердие. Не восхваляй, но и не оскорбляй себя. Заботься о том, что тебе не принадлежит, также как о своём собственном. Не сетуй, не жалуйся себе. Развивай своё воображение. Не давай другим указаний только ради удовольствия подчинения. Плати за работу и услуги, которые тебе оказывают. Не пропагандируй свою работу и идеи. Не пытайся пробудить в других по отношению к себе такие чувства как: жалость, симпатию, восхищение, соучастие. Не пытайся выделиться своим внешним видом. Никогда не противоречь, просто храни молчание. Не залезай в долги, покупай и плати немедленно. Оскорбив публично, приноси извинения публично. Заметив свою ошибку в разговоре, не настаивай на своей правоте из чувства гордости и немедленно откажись от своих прежних намерений. Не отстаивай свои прежние идеи только из-за того, что они тобой уже провозглашены. Не храни бесполезных вещей. Не украшай себя чужими идеями. Не фотографируйся со знаменитостями. Будь своим судьёй. Не характеризуй себя по тому, чем обладаешь. Осознавай, что всё принадлежит тебе. Если ты медитируешь и к тебе явился Дьявол, заставь и Дьявола медитировать.


С этим читают