Сверхъестественные силы и явления

Что такое авраамические религии?

Иудаизм, христианство и ислам — главные мировые религии. Важнейшие факторы, которые объединяют их, — это Священное Писание (точнее Тора) и вера в богооткровенность своего учения.


Значение понятия

Авраамическими они называются потому, что народы, у которых они возникли, происходят от Авраама. Во всех трех религиях он почитается как праотец, но только в иудаизме — как основатель. Надо отметить, что не все представители ислама согласны с таким наименованием.

Авраамические и дхармические религии

Дхармические религии (буддизм, джайнизм, сикхизм, индуизм) в основном находят свое начало в Индии. Дхармическими они называются потому, что их объединяет вера в дхарму. Говоря простым языком, дхарма — это совокупность учений, которые помогают понять устройство жизни, вселенной, духовного мира. Их цель — совершенствование путем исполнения предлагаемых законов.

Общие черты дхармических и авраамических вероисповеданий сводятся к тому, что и те, и другие предлагают своим последователям некую концепцию, содержащую свод правил, которые помогут им достичь духовного совершенства.

Что касается их учения и философии, то отличия достаточно серьезные.

Дхармические религии исповедуют учения о множестве богов (кроме буддизма, где идея существование Бога отвергается).

Понятие о божественности у них отличается. В монотеистических учениях Богом называется только творец вселенной, а в дхармических это понятие искажено и расплывчато. Источники учения у них абсолютно разные: у одних основа — это божественное откровение, у других — философские воззрения их учителя или учителей .

Определение

Авраамические религии — общее наименование для иудаизма, христианства и ислама.

В сказаниях об Аврааме вера в исключительную связь между божеством и главой какого-либо рода, распространённая в древности среди различных племён на Ближнем Востоке, приобретает форму союза (завета) между Богом и Авраамом. Этот союз включает три основных элемента: избранность потомков Авраама по линии его сына Исаака; обещание дать землю ханаанскую этим потомкам; заповедь следовать установлениям Бога, включающим в себя и этические нормы. Эти положения легли в основу библейского мировоззрения и более позднего иудаизма. Впоследствии эти представления сыграли важнейшую роль в развитии общечеловеческой культуры, войдя в видоизменённой форме в основу христианства и ислама. В христианстве место избранного народа занимает церковь, а в исламе избранность передаётся не по линии Исаака, а по линии Измаила, считающегося родоначальником арабов.

Идея союза с Богом как результата свободного выбора легла в основу теизма, дав импульс формированию монотеистических (авраамических) вероучений. Теистические (авраамические) религии восприняли также идею отношений с Богом, выстраиваемых как личный диалог. Для последователей этих трёх религий Авраам, поверивший в единого Бога, является образцом верующего. В рамках каждой из религий верующие рассматривают себя как наследующих заключённый праотцом Авраамом завет. Евреи и основатели ислама — арабы возводят свое происхождение к сыновьям Авраама, апостол Павел называет Авраама «отцом всех верующих» (Рим. ).

В качестве авраамических религий могут рассматриваться караимизм, мессианский иудаизм, бабизм и Вера Бахаи, растафарианство, мандеизм, езидизм, религии друзов и самаритян.

Мировые религии или религии человечества?

Есть также немалое количество учёных, которые считают данный термин устаревшим, а принятые признаки мировой религии несостоятельными в условиях современности.

Наличие каких-либо критериев, позволяющих считать ту или иную религию мировой или нет, предполагает, что она статична. Однако это далеко не так. Мир меняется, и география распространения религий делается всё более причудливой. Например, в разных странах по всему миру растёт число индуистов, которые тоже являются частью индуистской общности. Также многие представители не вошедших в число мировых религий неоднократно оспаривали критерии выбора, предлагая свои и желая достойного признания своего вероисповедания мировой общественностью.

Были попытки упразднить термин «мировые религии», а также предложения ввести альтернативные, например, «живые религии» или «религии человечества» с более продуманными и разносторонними критериями. Однако согласия по данному поводу в научном мире нет, и предстоит ещё долгий путь пересмотра этой проблемы.

Общие и отличительные черты

Хотя теология данных религий развивалась в разной культуре и при разных обстоятельствах, в основе их концепций сохранились некоторые общие доктрины.

Общие черты, которые объединяют данные вероисповедания:

  1. Вера в Бога как творца, в его вездесущность и всемогущество.
  2. Один и тот же источник их основного учения и вера в божественное откровение, посредством которого он получен.
  3. Вера в ангельский мир и загробную жизнь.
  4. Учение о необходимости нравственной жизни.
  5. Почитание Авраама

Развитие богословской мысли каждой из них пошла своим путем. Появление все больших отличий между ними было неизбежно. Помимо богословия, этому способствовала история, политика и другие факторы.


Отличительные черты:

  1. Исповедание Бога в трех ипостасях присуще только христианам.
  2. Отношение к личности Христа. Для мусульман он — пророк, для иудеев — самозванец, для христиан — сын Божий.
  3. Культ. Во всех трех случаях он различается. Разные праздники, обряды, другое время для поста и пр.
  4. Хотя все верят в загробную жизнь, представления о ней разнятся.
  5. Иконы разрешены только в христианстве.

Сходства и различия

В иудаизме к Священному Писанию относится еврейская Библия (Танах). В христианстве к Священному Писанию относятся Ветхий Завет (Танах и дополнительные священные книги в православии и католицизме) и Новый Завет, составляющие Библию. В исламе в качестве Священного Писания признаётся только Коран, причём он, в отличие от Библии, считается не словами вдохновлённого Богом человека, а прямой речью Бога.

Откровение

См. также: Откровение

Иудаизм, христианство и ислам называются «религиями Откровения» из-за того, что ядро их учений основано на Откровении — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку». В данном контексте Священное Писание является записью, фиксацией божественного откровения. Тем не менее, первой «религией Откровения» является зороастризм, не входящий в группу авраамических религий.

В отношении к Откровению видны и различия между иудаизмом, христианством и исламом. Для иудаизма уникальное место занимает Синайское откровение, в котором была выражена воля Творца, не подлежащая отмене или изменению. В христианстве утверждается о Новом Завете, дополняющем Синайское откровение. В Новом Завете зафиксированы слова Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. , ). Ислам воспринимает пророчество Мухаммада, последнего из пророков, как самое главное, завершающее все остальные пророчества.

Иисус Христос

Основная статья: Иисус Христос

Различия выражаются и в восприятии личности Иисуса Христа и Евангелия. Вопрос его историчности и божественности имеет разные толкования в христианстве, иудаизме и исламе.

Иудаизм не признаёт Иисуса Христа (Иешуа) как Мессию (Машиаха), тем более не признаёт его божественность. Соответственно, Новый Завет также не почитается как священная книга. Однако в современном Израиле существуют верующие, которые считают себя иудеохристианами, почитают Новый Завет священной книгой, а Иисуса Христа — Мессией (царём Израиля). Они носят название мессианские иудеи.

В христианстве Иисус Христос почитается воплощённым Богом-Словом, Сыном Бога, Мессией (Христом), Искупителем, Спасителем человечества, первым Богочеловеком и вовеки веков единственным Богочеловеком по своей природе. Иисус Христос понимается ими как основатель и глава христианской церкви. Евангелие почитается как Слово Божие. Православные христиане считают, что церковь могут образовывать только верующие в Пресвятую Троицу.

Ислам признаёт Иисуса Христа (по-арабски: Иса) посланником Аллаха, одним из величайших пророков, а также соглашается с некоторыми пунктами Писания Нового Завета, включая тезис о непорочном зачатии Иисуса Марией (по-арабски: Марьям), но отрицает, согласно Корану, «возможность придания единому Богу сотоварищей», из чего постулируется, что Иисус не может быть воплощенным Богом или равным Ему. Пророк Иса, согласно верованию мусульман, не был распят на Голгофе, а его образ добровольно принял на себя один из юношей, пойдя на мученическую смерть. Ису же забрал к себе Бог, с тем чтобы в конце времён явить на Землю для спасения человечества от даджаля (Антихриста). По представлениям мусульман, Иисусу была ниспослана священная книга Евангелие (по-арабски: Инджиль), смысл которой, по мнению мусульман, был утрачен до начала пророчества Мухаммада.

Какая религия появилась одной из последних?

Понятие «молодая» весьма относительно, ведь когда счет идет на тысячелетия, несколько веков большого значения не имеет. Именно поэтому самая ранняя вера — «ислам» кажется нам уже давно известной и распространённой.

В основе верования лежит служение Аллаху, мусульманин ставит учение бога выше собственных пожеланий. В наше время ислам довольно популярен, мусульмане проживают в 50 странах мира. Почти четверть всего населения земного шара являются приверженцами мусульманства. Это вероисповедание появилось в седьмом веке нашей эры, когда пророк Мохаммед получил первые аяты Корана. Распространенному учению уже больше тринадцати веков, но более молодые религии современности не известны.

Популярность этого верования обусловлена строгими правилами и праведным образом жизни. В мусульманских семьях рождается много детей, отчего приверженцев ислама становится все больше. Для общения между богом и человеком служит мулла. Он проводит обряды и читает молитвы, будь то никах, аят или другие церемонии.

Буддизм

Буддизм – древнейшая из мировых религий. Она получила своё название по имени своего основателя Будды, который жил в 5-4 веке до н. э. Буддизм зародился в северо-восточной части Индии – на тот момент самом развитом её регионе.

Отличительная особенность буддизма заключается в его этической и практической ориентированности

Он выступает против того, чтобы придавать избыточное значение внешним проявлениям религиозной жизни – институтам, обрядам, духовной иерархии, и сосредотачивает своё внимание на проблеме бытия человека

В буддизме, в отличие от христианства и ислама, нет института церкви. Религиозная жизнь формируется вокруг монастырей и храмов, где консолидируется общность верующих, и каждый может получить поддержку и наставления.

Это очень гибкая религия. За время своего существования она впитала в себя множество традиционных представлений тех народов, которые ее исповедовали, говоря с ними на языке их культуры. Изначально буддизм был распространён среди народов Азии: преимущественно Южной, Центральной и Восточной, в России – среди тувинцев, калмыков и бурят. По настоящее время он продолжает распространяться, и его последователей можно найти в Европе, Америке, Африке, Австралии, а также в тех частях России, где ранее его не было.

Анимизм

Первобытные религии не обошлись без участия человеческой души. Древние люди думали над такими понятиями, как смерть, сон, переживание и так далее. Вследствие подобных размышлений и появилось верование в то, что у всех есть душа. Позже оно дополнилось тем, что умирают только тела. Душа переходит в другую оболочку или самостоятельно существует в отдельном потустороннем мире

Именно так появляется анимизм, представляющий собой веру в духов, причем неважно, относятся ли они к человеку, животному или растению

Особенностью данной религии являлось то, что душа могла жить бесконечно долго. После того как тело погибало, она вырывалась наружу и спокойно продолжала свое существование, только уже в другой форме.

Анимизм тоже является предком большинства современных религий. Представления о бессмертных душах, богах и демонах — все это является его основой. Но анимизм существует и отдельно, в спиритизмах, вере в приведения, сущности и так далее.

Магия

Магия занимает важное место среди архаических верований. Она включает в себя комплекс обрядов, цель которых – воздействие на сверхъестественные силы, чтобы добиться желаемых результатов


Первобытные люди посредством ритуалов старались привлечь на свою сторону потусторонние силы. Но исполнять магические ритуалы могли только привилегированные группы людей: шаманы, колдуны, волхвы. Даже в наши дни люди, неуверенные в эффективности обычных методик, иногда прибегают к магии.

Видео о магии — одном из видов архаических верований

Сравнивая архаические верования и обряды, этнографы пытаются классифицировать магию по разным признакам. Например, её можно различить по целям воздействия на:

  • лечебную;
  • любовную;
  • военную;
  • вредоносную;
  • хозяйственную.

Профессиональные маги, колдуны, шаманы выполняли в племенах роль духовных лидеров и занимали второе место после самих вождей.

Тотемизм

К архаическим верованиям относится и тотемизм, развивавшийся одновременно с анимизмом и магией. Это убеждение в том, что между родом или племенем и каким-либо животным, растением, элементом ландшафта существует сверхъестественная связь.

В основе тотемизма вера в кровную близость и сверхъестественную связь конкретного племени со своим тотемом, который выступал не как божество, а как старший друг или родич.

Каждому роду присваивалось имя их тотема. Первыми тотемами были животные (медведи, волки, львы, орлы, змеи и т.д.). Выбрав в качестве тотема какое-либо животное, всё племя воспринимало его как ближайшего родственника, с которым существует кровное родство. На него нельзя было охотиться и есть его. Тотемные племена убеждены, что их соплеменники после смерти превращаются в животное тотема, поэтому и все эти звери – бывшие родственники племени.

Фетишизм

Формирование архаических верований завершается фетишизмом – очень распространённой формой племенных религий, заключающейся в поклонении определённым вещам. Фетишизм не является разновидностью анимизма, поскольку между ними существенная разница.

Соответственно масштабу было и отношение к фетишу: если он помогал, то был почитаем, а если нет – то его «наказывали» или просто заменяли другим. Фетишем мог стать любой неодушевлённые предмет, почему-либо поразивший человеческое воображение: необыкновенного цвета или формы камень, ветка дерева, зуб животного. Чтобы предмет стал фетишем, он должен «проявить» чудодейственную силу.

Пережив свою историческую эпоху, фетишизм жив и поныне. Рыцари брали с собой в крестовые походы платок дамы сердца, студенты перед экзаменом кладут в карман счастливый талисман. Уважение государственного флага, знамени полка, чести мундира – это также отголоски фетишизма. К фетишизму некоторые относят также идолопоклонство.

Большинство архаических религий были вытеснены более поздними мировыми религиями, но некоторые сохранились и видоизменились. Например, во многих странах Африки до сих пор очень сильна магия вуду, фетишизм, тайные союзы и вера в духов. Жители тихоокеанских островов Полинезии и Меланезии до сих пор прибегают к магическим ритуалам и обрядам. Тотемизм также дожил до наших дней в переплетении с христианством. У эскимосов до сих пор существует шаманизм и анимистические верования.

А Вы замечаете отголоски архаических верований в современной жизни? Расскажите об этом в .


Видео об архаическом веровании — тотемизме

Зороастризм

Как мы упоминали в начале, религия древних людей приписывала могущественные свойства разным стихиям и предметам. Эта вера сохранилась у древних персов. Соседние народы называли их «огнепоклонники», так как они особенно почитали это явление.

Это одна из первых мировых религий, которая имела свое Священное Писание. Ни в Шумере, ни в Египте такого не было. Там существовали только разрозненные книги заклинаний и гимнов, мифы и рекомендации по мумификации. В Египте, правда, была книга мертвых, но ее нельзя назвать Писанием.

В зороастризме есть пророк — Заратуштра. Он получил писание (Авесту) от верховного бога Ахура Мазды.

В основе этой религии лежит свобода нравственного выбора. Человек ежесекундно колеблется между злом (его олицетворяет Ангро Манью или Ариман) и добром (Ахура Мазда или Ормуз). Свою религию зороастрийцы называли «Благая вера», а себя «благоверными».

Древние персы считали, что человеку даны разум и совесть, чтобы верно определить свою сторону в духовном мире. Основными постулатами были помощь другим и поддержка нуждающихся. Главные запреты — это насилие, разбой и воровство. Цель любого зороастрийца заключалась в достижении благих мыслей, слов и дел одновременно.

Как и многие другие древние религии востока, «Благая вера» провозглашала в конце концов победу добра над злом. Но зороастризм — это первое вероучение, в котором встречаются такие понятия, как рай и ад.

Огнепоклонниками их называли за особое почтение, которое они оказывали огню. Но эта стихия считалась самым грубым проявлением Ахура Мазды. Главным же символом верховного бога в нашем мире благоверные считали солнечный свет.

Бог в авраамических религиях

Иудаизм

В еврейском богословии Господь строго монотеистичен. Божество ― это абсолютная, нераздельная и несравненная сущность, главная причина всего существования. Еврейское вероисповедание учит, что бог непостижим и непознаваем. Связанный взаимодействием со Вселенной, он проявляется в физическом мире и обозначает справедливость Господа. Звезда Давида становится общепризнанным символом современной еврейской идентичности.

Христианство

Христианский крест ― наиболее известный религиозный символ христианства. В христианском богословии Господь есть вечное существо, которое творит и сохраняет мир. Христиане считают Господа преходящим и имманентным (вовлеченным в мир). Большинство верующих считают догмат Троицы основным принципом своей веры.

Ислам

В исламской теологии Аллах предстает всезнающим и единственным Богом. Перед мусульманами он предстает в образе милосердного и справедливого создателя. Он вездесущ, но никто не познает его. Исламская вера отличается тем, что Аллах не имеет потомков.

О сверхъестественном

Сверхъесте́ственное — мировоззренческая категория, которая определяет то, что находится «над» физическим миром измерений и действует вне влияния законов природы, выпадает из цепи причинных связей и зависимостей, нечто первичное по отношению к реальности и воздействующее на неё, что не может быть проявлено в материальном мире. В религиозном смысле сверхъестественное раскрывается через понятия сверхчувственного, не телесного, не протяжного существования, которое невозможно обнаружить внешними органами чувств человека и приборами. В более узком смысле сверхъестественное также может рассматриваться как некое измерение иного, метафизического пространства — загробного мира, в котором душа, по мнению верующих, может обитать без физического тела.Супранатурали́зм (от лат. suprа — сверх, и naturalis — природный, естественный) — мировоззренческая концепция, утверждающая существование особого духовного мира; вера в особый духовный мир.В отличие от антропопатизма и антропоморфизма, одушевляющих предметы и явления природы, супранатурализм представляет фантастический мир сверхъестественных образов, обитающих за пределами чувственного мира. Например, солнце или река как живые, разумно и целесообразно действующие существа есть реальные объекты анимизма; боги Гелиос или Варуна как личности, стоящие выше человека, как божества есть мифические образы супранатурализма.

  • В гносеологических характеристиках сверхъестественное — непознанное;
  • в онтологических — запредельное обыденной действительности;
  • в психологических — опыт таинственного;
  • в феноменологических — необыкновенное;
  • в аксиологических — экзистенциально значимое.

В понятие сверхъестественного вкладываются также такие значения, как гротескное, фантастическое. В средние века схоластика в терминах сверхъестественного, взятого в значении супранатуралистического, сверхприродного, описывала божественное.


С этим читают