День рождения далай-ламы 2021

Ламы-перевоплощенцы — тулку

Тулку — высшая иерархия лам в буддизме. Это авторитетные священнослужители, которые имеют право на высокий сан только по факту своего рождения.


В буддийской философии сказано о бодхисаттвах — великих мастерах, которые достигли высшей точки духовного развития и по праву могут отправиться в Нирвану после того, как земная оболочка отслужит свое.

Но эти люди настолько благородны и милосердны ко всем живущим на планете, что, вместо того, чтобы наконец вырваться из Колеса Сансары, они согласны добровольно воплощаться вновь и вновь для того, чтобы служить на благо всех живых существ и помогать им.

Перед тем как покинуть свое старое тело и воплотиться в новом, великие мастера оставляют своим ученикам подсказки, где искать новую инкарнацию. Если по каким-то причинам иерарх не указал место своего будущего рождения, это делает оракул, в которого вселяется божество, и указывает место нового рождения.

Иногда любимые ученики великого мастера, среди которых есть ученые ламы, составляют специальный гороскоп, что открывает, где искать новое воплощение тулку. По прошествии определенного времени (от года до трех лет) лучшие и любимые ученики высшего ламы отправляются в указанные края и начинают поиск маленьких мальчиков, которым должно быть от года до трех лет.

Они заходят в дома, знакомятся с родителями и малышами и предлагают им игрушки и предметы умершего великого мастера. Обычно это четки, колокольчик, барабан, амулет и книжка. Если мальчик берет вещи умершего гуру и не желает с ними прощаться, протестует, плачет и кричит: «Отдай! Это мое!», значит, скорее всего, новое воплощение великого мастера найдено.

Но все не так просто, ребенку нужно пройти несколько процедур признания другими высшими ламами, а в конце и самим Далай-ламой. Если Далай-лама признает тулку, он проводит обряд обрезания волос мальчика и дает ему новое имя.

После признания мальчика везут домой и спрашивают согласия родителей забрать малыша в монастырь, где он будет жить и обучаться, а впоследствии служить во благо всех живых существ.Обычно родители дают согласие, хотя это решение им дается с огромным трудом.

Подробная процедура поиска и признания тулку показана в документальном фильме «Избранный» — это подлинная история о том, как искали новое воплощение великого мастера Ламы Кончонга.

Обеты в Ваджраяне и буддисты Алмазного Пути

В данном перечислении в особую группу мы можем выделить людей, занимающихся практикой тайной (алмазной) колесницы – Нагпы. Представители данного буддийского направления (наиболее многочисленные в традиции Ньигма) помимо наличия обетов «индивидуального освобождения» и обетов бодхисаттв, дополнительно обладают специфическим перечнем обетов – Самая.

Что касается мирян-домохозяев, к ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих отказ от убийства человека, воровства, прелюбодеяния, лжи и употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличие от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, например, не с надлежащим партнером: не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, что не приводит к нарушению обета.

В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Его Святейшество Далай-лама 14й; Его Святейшество Кармапа 17- й и тд. А также и тех, кто, будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья – Сакья Тридзин Ринпоче и другие.

Мелкое воровство?

Четвёртый год обучения Санждоржа был омрачён чрезвычайно некрасивым происшествием. Его персональный наставник, лама И Самдан, в то время отвечал за сохранность монастырской кладовой, в которой хранились буддийские ритуальные принадлежности.

Санждорж, пользуясь доверием своего учителя, сумел получить доступ в эту кладовую и вечером 6 июня 1984 года вынес из неё две крупных позолоченных статуэтки, а также украшенный серебром ларец. Сделать это незаметно, однако, у него не получилось, и уже через неделю по решению заседания руководящего религиозного совета Гандана Санждорж, как грубо нарушивший дисциплину, был выдворен из университета.

6 июля – День рождения Далай-ламы.

“Вау, ничто! Это то чего я всегда хотел!”

Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю.

6 июля — день рождения Далай-ламы XIV.

Буддисты почитают Его Святейшество Далай-ламу XIV как земное воплощение Авалокитешвары (Ченрезига) — Будды Сострадания.

День рождения Далай-ламы отмечается буддистами Тибета и всеми последователями тибетского буддизма, которых объединяет признание Далай-ламы своим духовным лидером. В этот день в храмах читают молитвы о долголетии Далай-ламы, обращаются к нему с самыми наилучшими пожеланиями.

По буддийскому преданию, после своей физической смерти Далай-лама переселяется в тело одного из новорожденных. Таким образом, все жившие на земле Далай-ламы являются, по сути, одним и тем же существом, меняющим для удобства состарившиеся тела на новые, и сохраняющим при этом единую память высокоразвитого существа. Существует ряд особых признаков, по которым монахи разыскивают новое воплощение Далай-ламы, рождение которого обычно происходит на территории Тибета, Китая или Монголии.

Далай-лама XIII оставил предсказание, описывающее точное место своего следующего рождения, что затем было подтверждено традиционными методами. В 1937 году в деревню Такцэр пришла специальная группа лам, искавшая нового, переродившегося Далай-ламу. В своей книге «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV вспоминает: «Маленькие дети, которые являются перерождениями, обычно помнят вещи и людей из своих предыдущих жизней. Некоторые из них могут читать религиозные тексты, хотя их никто еще не учил этому. Все, что я говорил ламе, давало ему основания полагать, что он наконец нашел перерождение, которое искал».

После соответствующих испытаний четырехлетний Лхамо Дхондруп был признан Перерожденцем Далай-ламы XIII. Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцэр, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, в октябре 1939 года Его Святейшество покинул дом своих родителей и направился в Лхасу. 22 февраля 1940 года состоялась Церемония его возведения на престол, и 5-летний мальчик был провозглашен главой всех тибетских буддистов.

Его Святейшество Тэнзин Гьяцо обучался по традиционной системе в Потале и Нор-бу Линге — зимней и летней резиденциях Далай-ламы. В программу его обучения входили «пять больших» и «пять малых наук». Пять больших наук — это логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия. Пять малых наук — это поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность. В возрасте 24 лет Далай-лама сдавал многоэтапные экзамены.

Завершающие экзамены проходили в Джокханге — первом буддийском храме Тибета, основанном в 641 году. Экзамены были традиционно приурочены к ежегодному новогоднему Монлам Чхенмо, крупнейшему молитвенному празднику. Тэнзин Гьяцо блестяще сдал экзамены в присутствии 20 000 ученых-монахов и получил высшее звание Доктора богословия (Геше Лхарамба).

В избранное

Кто такой лама в буддизме

В переводе с тибетского языка лама означает «высочайший», «духовный наставник».

В слове «лама» заключен глубокий смысл: для исповедующего буддизм лама — человек, к которому он относится как к родному отцу, а также тот, кто помогает идти по Пути Просветления.

В тибетских храмах ламами называют священнослужителей, достигших определенного духовного уровня, которые решили посвятить свою жизнь тому, чтобы идти по Пути.


Иногда лама в буддизме не является священнослужителем или монахом в тибетском храме. Это может быть обыкновенный мирской человек, который достиг высокого духовного уровня и может стать учителем для тех тибетских буддистов, что не желают связывать себя обетами и жить в монастыре.

Духовный лидер

Достаточно долгое время Далай-лама, как было заведено испокон веков, совмещал духовную и светскую власть, являясь единоличным правителем Тибета. К сожалению, история распорядилась так, что Далай-лама XIV уже несколько десятков лет живет в изгнании. В 1950 году армия Китая, недовольного независимостью Тибета, захватила провинцию, где в 1959 году поднялось жестокое восстание против Китая. Стараясь погасить конфликт и по возможности избежать жертв, Далай-лама XIV и многие тысячи его сторонников нашли убежище в Индии, где сегодня существует так называемая «маленькая Лхаса» (название столицы Тибета). Он сложил с себя политическое руководство Тибетом, которое перешло к премьер-министру, и, насколько это известно, ведет с Китаем переговоры о предоставлении Тибету большей автономии.

«Тибетский вопрос — это не вопрос о личной судьбе Далай-ламы. Это вопрос о шести миллионах тибетцев и их культуре. Я один из них». (Далай-лама XIV)

Ламы-перевоплощенцы — тулку

Тулку — высшая иерархия лам в буддизме. Это авторитетные священнослужители, которые имеют право на высокий сан только по факту своего рождения.

В буддийской философии сказано о бодхисаттвах — великих мастерах, которые достигли высшей точки духовного развития и по праву могут отправиться в Нирвану после того, как земная оболочка отслужит свое.

Но эти люди настолько благородны и милосердны ко всем живущим на планете, что, вместо того, чтобы наконец вырваться из Колеса Сансары, они согласны добровольно воплощаться вновь и вновь для того, чтобы служить на благо всех живых существ и помогать им.

Перед тем как покинуть свое старое тело и воплотиться в новом, великие мастера оставляют своим ученикам подсказки, где искать новую инкарнацию. Если по каким-то причинам иерарх не указал место своего будущего рождения, это делает оракул, в которого вселяется божество, и указывает место нового рождения.

Иногда любимые ученики великого мастера, среди которых есть ученые ламы, составляют специальный гороскоп, что открывает, где искать новое воплощение тулку. По прошествии определенного времени (от года до трех лет) лучшие и любимые ученики высшего ламы отправляются в указанные края и начинают поиск маленьких мальчиков, которым должно быть от года до трех лет.

Они заходят в дома, знакомятся с родителями и малышами и предлагают им игрушки и предметы умершего великого мастера. Обычно это четки, колокольчик, барабан, амулет и книжка. Если мальчик берет вещи умершего гуру и не желает с ними прощаться, протестует, плачет и кричит: «Отдай! Это мое!», значит, скорее всего, новое воплощение великого мастера найдено.

Но все не так просто, ребенку нужно пройти несколько процедур признания другими высшими ламами, а в конце и самим Далай-ламой. Если Далай-лама признает тулку, он проводит обряд обрезания волос мальчика и дает ему новое имя.

После признания мальчика везут домой и спрашивают согласия родителей забрать малыша в монастырь, где он будет жить и обучаться, а впоследствии служить во благо всех живых существ. Обычно родители дают согласие, хотя это решение им дается с огромным трудом.

Подробная процедура поиска и признания тулку показана в документальном фильме «Избранный» — это подлинная история о том, как искали новое воплощение великого мастера Ламы Кончонга.

Далай-лама сегодня

Как уже говорилось ранее, Далай-лама 14 родился в бедной семье. Когда ему едва исполнилось 3 года, за ним, что называется, пришли.

Во время поиска нового наставника монахи руководствовались знаками на воде, а также следовали направлению повернутой головы, умершего 13-го Далай-ламы.

Интересен факт, что отыскав нужный дом, монахи не признались хозяевам о цели своей миссии. Вместо этого, они просто попросились переночевать. Это помогло им спокойно наблюдать за ребенком, который якобы узнал их.

Далай-лама 14 в молодости

В результате, после еще нескольких процедур, мальчика официально объявили новым Далай-ламой. Это случилось в 1940 г.

Когда Далай-ламе 14 было 15 лет ему передали и светскую власть. На протяжении около 10 лет он пытался урегулировать китайско-тибетский конфликт, окончившийся его изгнанием в Индию.

С того момента резиденцией Далай-ламы стал город Дхарамсала.

В 1987 г. глава буддистов предложил новую политическую модель развития, заключающуюся в расширении «полностью демилитаризированной зоны ненасилия, начиная с Тибета и заканчивая всем земным шаром».

За пропаганду своих идей 2 года спустя Далай-лама удостоился Нобелевской премии мира.

Тибетский наставник лояльно относится к науке. Более того, он считает возможным существования сознания на компьютерной основе.

В 2011 г. Далай-лама 14 заявил о своей отставке от государственных дел. После этого у него появилось больше времени на посещение разных стран, с целью просветительской деятельности.

В конце 2015 г. Далай-лама призвал мировое сообщество к диалогу с террористической организацией «Исламское государство». Он обратился к главам правительств со следующими словами:


«Необходимо слушать, понимать, так или иначе проявлять уважение. Другого пути у нас нет».

За годы своей биографии Далай-лама 8 раз посещал Россию. Здесь он общался с востоковедами, а также выступал с лекциями.

В 2017 г. учитель признался, что считает Россию ведущей мировой державой. Кроме этого, он благосклонно отозвался о президенте государства Владимире Путине.

Не так давно граждане Индии, наряду со многими политическими и общественными деятелями, требовали наградить Далай-ламу 14 «Бхарат ратной» – высшей гражданской государственной наградой, которая была удостоена гражданина неиндийского происхождения только дважды в истории.

Формирование ламаизма

Лишь в XV, веке благодаря реформам Цзонкабы, тибетский буддизм приобрел окончательную форму ламаизма. Подобно Атише, этот правитель боролся за восстановление норм традиционного буддизма: ввел строгое безбрачие и суровую дисциплину в монастырях, отменил монашеские послабления, за что его учение было прозвано гелукпа, что обозначает «добродетель».

Цзонкаба не собирался полностью отменять тантризм, но попытался ввести его в умеренное русло, оставив лишь символические методы и приемы обретения энергии шакти. Так, тибетские ламы выросли в глазах общества – монашество превратилось в привилегированный слой руководителей-наставников.

Со временем появилось иерархическое устроение церкви. В центре ламаизма стоят два верховных руководителя – панчен-лама и далай-лама. В их руках сосредотачивается вся власть.

Хотя, в принципе, далай-лама – это титул, который был установлен лишь в середине XVI века, а панчен-лама – в середине XVII столетия.

В XVI веке появилась теория о перевоплощении высших представителей буддийской иерархии. Согласно данным постулатам, высшие лица после смерти перевоплощаются в младенца. После того, как умирает очередной глава церкви или государства, по окрестностям раздается клич о поиске хубилгана (воплощенца), который становится сосудом для души умершего.

Если ребенок признает личные вещи умершего, его провозглашают очередным властителем или руководителем церкви. Считалось, что далай-лама – это воплощение бодисатвы Авалокитешвары, а панчен-лама – хубилган будды Амитабы.

Последующим важным событием в ламаизме считается установление теократического государства в Тибете. В середине XVIII века Тибет официально становится независимым теократическим государством, во главе которого стоит руководитель высшей церковной организации.

Китайская революция в середине XX столетия привела к уничтожению в Тибете сотен тысяч монахов и тысяч монастырей ламаизма. Это привело к тому, что Далай-лама XIV с группой в сто тысяч монахов был вынужден покинуть родину и поселиться в Индии в качестве политического эмигранта.

Важно знать: Кто такой Лама или Гуру?

Расскажи вам все и покажи! Не тут-то было! Хотя… на подобный вопрос, в силах все ж таки ответить, поэтому не могу не промолчать и расскажу, выскажу свою точку зрения по данному вопросу, который, действительно, актуальный вопрос на многие времена и даже на века.

От нескольких людей сразу поступил одинаковый вопрос, его суть можно уместить в несколько предложений:

Отвечаю, на столь явны вопрос. Так сложилось, что гуру может быть любое живое существо, даже ваш кот или пес, любой домашний любимец, папа  и мама, дедушка и бабушка может быть вашим гуру, т.е. учителем или ламой ( не путать с одноименным животным). Тык вот… но совсем другое дело, когда дело касается духовного учителя. И тут немаловажным сначала будет понять и определить что для вас настоящее, а что подделка.

Кто такой Авалокитешвара

Будучи монахом, Авалокитешвара очень сострадал всем живым существам, он поклялся будде Амитабхе, что готов пожертвовать своим личным покоем, радостью и миром, лишь бы освободить всех живых существ из уз Сансары. А если это не удастся, то пусть его разорвет на много частей.

Авалокитешваре удалось это. Но на Земле родились новые люди. Он и их освободил из пут Сансары. А потом родились новые. Бодхисаттва и их привел к Нирване. Но потом стали рождаться новые, новые и новые люди, много людей…

Тогда Авалокитешвара осознал, что он не в состоянии сдержать свой обет, и от великой скорби его голова раскололась на одиннадцать частей, а тело — на тысячи.

Будда увидел это и сказал: «Не скорби, ведь главное — твое намерение — это и есть заветное желание всех будд». И вернул его к жизни. С тех пор у Авалокитешвары было 11 голов, чтобы он мог видеть все части света и тысяча рук, которыми он способен донести сострадание и любовь до каждого живого существа.

Учителя Ламы Жанга

Га Лоцава Шённу Пал

Га Лоцава был также одним из важных учителей Первого Кармапы, который получил от него Шесть йог Наропы. Жанг, кроме этих поучений, получил медитацию на Будду Высшей Радости, на Колесо Времени (санскр. Калачакра, тиб. Дюкхор), а также на одну из форм Махакалы. С этим Ламой у Жанга в первый раз установилась настоящая связь учителя и ученика, он переживал сильные эмоции, поскольку Лама показал ему его гордость. Его преданность была настолько велика, что часто в присутствии учителя он непроизвольно начинал плакать.

Мал Йерпава

Ла Гоцава ушел в долгий ретрит, и, когда у Жанга возникли трудности в практике внутреннего тепла, он стал искать учителя, чтобы получить совет. Ему было 28 лет. Говорили, что в этой практике хорош Мал Йерпава. Он, подобно Миларепе, жил как йогин в горах и был учеником Речунгпы и других непосредственных учеников Миларепы. Мал Йерпава сумел помочь Жангу; он дал ему необходимые объяснения и пригласил странствовать вместе в горах, ведя йогический образ жизни.

Однажды во время сильной метели его хижину для медитаций занесло снегом. При этом практика внутреннего тепла была настолько успешной, что тепло его собственного тела растопило весь снег вокруг, и водоотводные канавы в деревне под горой переполнились. По этой причине крестьяне попросили его покинуть местность. Именно тогда Лама Жанг в первый раз оставил отпечатки ступней на камне.

Среди многих обширных передач, которые Лама Жанг получил от Мал Йерпавы, была «Махамудра Громового Удара». Эта особая техника подходила не всем и позволяла в один прием ввести ученика в состояние Махамудры без долгой ступенчатой подготовки. Эта и похожие практики позднее сформировали своеобразный стиль поучений Ламы Жанга, который сильно выделял его среди других известных учителей его времени, принадлежавших к школам Кадам и Сакья и делавших упор на изучение. Кроме того, эти практики благодаря Ламе Жангу и Гампопе стали своего рода визитной карточкой линии Кагью, что вызвало позже довольно сильную критику со стороны ученых, особенно Сакья Пандиты.


Олкава и Вайрочанаваджра

Будучи учеником Олкавы, Жанг смог развить сильное сочувствие. Учителями Олкавы были Гампопа и Речунгпа, но он был также держателем передач линии Сакья. Олкава был известен тем, что знал практику пховы дронгджуг, которую Марпа принес из Индии. В этой медитации можно было поместить свой ум в тело недавно умершего и даже управлять им. Вокруг этой практики, безусловно глубокой и имеющей огромное значение, неизбежно скапливалось множество забавных историй. Так, например, рассказывают о йогическом соревновании между учителями Ламы Жанга Га Лоцавой и Олкавой, когда Олкава вошел в тело только что умершего гуся и начал летать.

Вайрочанаваджра

Индийский учитель Вайрочанаваджра, который был также учителем Первого Кармапы, посвятил Жанга в индийскую традицию доха – песнопений великих тантрических мастеров. Эти песни (по-тибетски «гур», что часто переводят как ≪ваджрная песня≫) как форму выражения мысли прославил Миларепа своими поэтическими произведениями. Так просветленные учителя спонтанно выражали свои постижения – при помощи поэзии и волнующих мелодий.

Лама Жанг (слева) и Гомцул, самый главный учитель Ламы Жанга

Гомпо Цультрим Нингпо

Главный учитель Гомцул, племянник Гампопы, для Ламы Жанга стал самым важным учителем. Когда Жангу было 32 года и он уже несколько лет усердно и плодотворно практиковал, он  услышал о Гомцуле, который, как говорили, обладал особенной нетантрической передачей Махамудры.

Когда Жанг, отыскав, увидел этого человека, волосы встали дыбом, а тело онемело – такую преданность он ощутил. Гомцул дал ему очень простое прямое поучение по Махамудре, и понимание ученика было настолько велико, что позже он говорил: «Вся моя предыдущая медитация была лишь поверхностным знанием. Я думаю, только сейчас я стал настоящим практикующим!» 

Гомцул сказал ему: «В нашей линии Кагью медитация основывается не на интеллектуальном анализе, но на благословении. Неустанно проси благословения у лам линии и упражняйся в Махамудре». Когда Лама Жанг получил полную передачу Махамудры, он познал природу ума.

Новый буддийский центр и старая Ассоциация буддистов Монголии

Буддийские храмы, монастыри и организации Монголии не представляют из себя единой структуры и не подчинены какому-то одному административному центру. Крупнейшей, безусловно, является «Ассоциация буддистов Монголии» с центром в Гандане, хотя как в Улан-Баторе, так и в аймаках имеется целый ряд монастырей, которые существуют и управляются независимо от неё. Эта ситуация не вызывала особого беспокойства со стороны Гандана, носящего титул «центрального буддийского монастыря Монголии», и он спокойно отнёсся к появлению очередного независимого храма. Однако в 2008 году, когда Санждорж решил пойти дальше и зарегистрировал организацию «Новый буддийский центр», назвав её так явно в противовес «старому», хамбо-лама Гандана Чойжамц попытался оспорить правомочность такого названия, и порвал и без того не самые лучшие контакты с Санждоржем. С этого времени началось их открытое противостояние. Именно тогда администрация Гандана сделала достоянием общественности старое постановление от 1984 года об исключении Санждоржа из Буддийского университета (которое сам Санждорж называет подделкой).

Работа для мира

В преддверии Олимпийских игр 2008 года в Пекине В Тибете начались беспорядки в ожидании внимания средств массовой информации и усиления репрессий со стороны правительства Китая.Далай-лама призвал к спокойствию и осуждению насилия со стороны Китая. Это вызвало разочарование у многих в Тибете, которые сочли его комментарии неэффективными, и заявления китайцев о том, что Далай-лама подстрекал к насилию — обвинение, которое он решительно отвергает. Хотя Организация Объединенных Наций приняла несколько резолюций по Китаю, в которых содержится призыв к соблюдению основных прав человека и прекращению нарушений прав человека, и выразила обеспокоенность по поводу продолжающихся нарушений прав человека в Тибете, мало что было сделано для решения этой проблемы. В последние годы предлагаемые резолюции по защите прав человека в Тибете были отложены или переформулированы, чтобы ослабить любое давление на правительство Китая.

В последние годы президент Китая Ху Цзиньтао не проявлял никаких признаков движения к миру и примирению. с тибетом.Некоторые говорят, что китайское правительство просто ожидает, что Далай-лама, которому сейчас 74 года, умрет и тем самым окончательно развеет любые давние надежды на автономный, демократический Тибет. В декабре 2008 года Далай-лама объявил о своем уходе на пенсию после операции на желчном пузыре.

10 марта 2011 года, в 52-ю годовщину своего изгнания из Тибета, Далай-лама объявил, что он оставит свой роль тибетского политического лидера. Он сказал, что решение пришло из давней веры в то, что тибетцам нужен свободно избранный лидер. Представитель министерства иностранных дел Китая назвал его отставку «уловкой».

В сентябре 2015 года Далай-лама отменил несколько выступлений в Соединенных Штатах, которые были запланированы на октябрь по совету его врачей. После обычной ежегодной проверки,80-летнему духовному лидеру велели отдыхать в течение нескольких недель и он оставался в клинике Майо в Рочестере, штат Миннесота, для дальнейшей оценки.

Естественные враги лам

Фото: Лама в Андах

Самые главные враги лам – это те животные, которые на них охотятся.

Среди них:

  • снежные барсы;
  • пумы;
  • гривастые волки.

Именно они делят с ламами ареалы обитания. Эти животные охотятся на лам, так как это их способ выживания и пропитания. Причем опаснее всего приходится детенышам ламы, так они маленькие по размеру, слабые и поэтому самые беззащитные перед хищниками. Если детеныш отходит от стада он сразу становится привлекательной добычей. Но обычно взрослые ламы следят, чтобы детеныши оставались вблизи них и не отставали.

Еще один опасный враг лам – это человек. Люди активно охотились на эти животных ради шерсти, мяса и шкуры. Шубы из лам очень дороги и теплы, более того, они считаются очень красивыми. Также производится много других вещей из меха ламы, и не только в одежде, но и в дизайне интерьеров, а также для теплых ковров.

Мясо у лам вкусное, причем самым деликатесным считается у годовалых самцов. Домашних самок обычно на мясо не используют, зато отстреленных диких едят без разбора.

Богдо-гэгэн IX и буддизм без Далай-лам

В 2011 году, когда по инициативе хамбо-ламы Чойжамца тибетец Богдо-гэгэн IX был провозглашён главой буддистов Монголии, Санждорж даже пытался подать в суд на главу Гандана. Причиной он называл то, что Чойжамц провёл её самовольно, не посоветовавшись с главами буддийских организаций, не входящих в Ассоциацию, а значит — нарушил религиозное законодательство страны, попытавшись навязать его руководство стороннему религиозному объединению. Не решаясь напрямую оспаривать авторитет Далай-ламы, с санкции которого был в своё время опознан Богдо-гэгэн IX, Санждорж аккуратно намекает, ссылаясь на посвящённую предыдущему Богдо монографию О. Батсайхана, что настоящий девятый Богдо родился и был опознан в Монголии в к. 1920-х годов.

Богдо-гэгэн IX — глава буддистов в Монголии

Будучи не самого лестного мнения о роли тибетцев в истории буддизма в Монголии, Санждорж питает большое уважение к фигуре первого монгольского Богдо Занабазара, и считает его, а не Далай-ламу Cонама Гьяцо, настоящим основоположником монгольского буддизма. В течение маньчжурского периода истории страны, по его словам, тибетские религиозные власти превратили Монголию в финансовый придаток своих собственных монастырей, всячески препятствуя тому, чтобы в Монголии возник самостоятельный, полноценный центр буддизма.

Соответственно, критически отзывается он и о современных тибетских тулку и ринпоче, к которым в силу одного только своего титула относятся в стране с неимоверным пиететом. Эти убеждения Санждоржа отчасти напоминают позицию его давнего товарища по учёбе, бурятского хамбо-ламы Аюшеева, который приложил немало усилий к тому, чтобы сформировать некоторым образом самодостаточный бурятский буддизм, и также объявляет БТСР «афтокефальной» организацией, которая не должна административно зависеть от Далай-ламы.


С этим читают