Ветхозаветные пророческие школы

Книга Исход

Вторая книга Моисея в Священном Писании называется начальными словами «Елле-Шемот» – «сии суть имена,» т.е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое же название этой книги – «Исход,» так как она повествует, главным образом, о последующем исходе израильтян из Египта при пророке Моисее.


Достоверность этого события подтверждается древними свидетельствами и новейшими изысканиями и открытиями в Египте. Период времени, о котором повествует книга Исход, исчисляется несколькими сотнями лет от смерти Иосифа до рождения Моисея. Моисей вывел народ израильский из Египта на 80-ом году от рождения. Затем в следующем году им устроена Скиния откровения (палатка, служившая в качестве переносного храма), чем и оканчивается книга Исход.

Здесь уместно сообщить некоторые исторические данные, относящиеся к книге Исход. Иосиф был продан своими братьями в Египет, когда там царствовала династия Гиксов или пастухов (около 2000 лет до Р. Хр.). Египет был на высокой ступени процветания и могущества. Фараоном тогда был, вероятно, Апофис. Он возвысил Иосифа, спасшего египтян от голода и оказал высокое благоволение ему и его семье. Но национальные египетские князья объединились в Фивах и постепенно изгнали Гиксов. Потом на царство вступила 18-я династия фараонов Амозиса I-го. Новые правители переменили отношение к евреям. Начались притеснения, перешедшие потом в тяжкую неволю. Новые фараоны, поработив евреев и принуждая их, как рабов, строить города, в то же время опасались, что евреи объединятся с пограничными кочевыми племенами и захватят власть в Египте. Исход евреев из Египта приходится на период 1500 – 1600 лет до Р. Хр. Вероятно тогда царствовал фараон Тотмес IV-й.

Книга Исход написана Моисеем в Аравийской пустыне (Синайский полуостров) по принятии от Бога религиозных и гражданских законов. Писалась она по мере получения Моисеем Божественных откровений.

Книга Исход имеет две части – историческую и законодательную. В исторической части описывается страдание народа Божия в египетском рабстве (гл. 1). Затем рассказывается о путях Промысла Божия в жизни Моисея, призванного Господом для спасения еврейского народа (гл. 2–4). Далее книга Исход повествует о том, как Господь готовил евреев к освобождению от рабства (гл. 5–11), рассказывает об исходе евреев из Египта, об их странствии по пустыне до Синайской горы (12–18).

В законодательной части дается общая установка Синайского законодательства (гл. 19), а также свод религиозных и гражданских законов, скрепленный вступлением евреев в завет (союз) с Богом (гл. 20–25). Далее идет свод церковно-богослужебных законов – об устройстве скинии и священства (гл. 25–31). Несмотря на прошедшие с тех пор тысячелетия, религиозные и нравственные законы книги Исход и по сей день не утратили своей силы. Напротив, Господь Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди учил нас понимать их глубже и полнее. Обрядовые же и гражданские законы книги Исход и других книг Моисея в новозаветное время потеряли свое обязательное значение и отменены Апостолами на соборе в Иерусалиме (см. 15-гл. «Деяний св. Апостолов»).

Учение пророков

Невозможно представить ветхозаветную историю религиозную жизнь израильского народа без пророков. Именно пророки Ветхого Завета предостерегали правителей от серьезных ошибок, обличали народ в грехах и преступлениях.

Учение библейских пророков сводится к трем основным составляющим: 

– монотеизм. Пророки старались оградить богоизбранный народ от языческого влияния. Ветхозаветная история повествует о многократном отступничестве израильского народа от Бога. Это красная линия исторического пути Израиля, в спасении от впадения в идолопоклонства заключалась главная «функция» пророков.

– морализм. Пророческая проповедь была направлена на обличение морального облика людей, призывала их к чистоте жизни и подлинной, не формальной, нравственности.  Пророки призывали к внутренней чистоте и святости и лишь потом к соблюдению внешних обрядов.

– ожидание Мессии. Важнейшей составляющей служения пророков  являлась проповедь о скором Пришествии Спасителя. Его Рождество, деятельность подробно и точно предсказаны во многих книгах Ветхого Завета. Например, пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от непорочной девы из рода Давида. Он также с поразительной, практически фотографической точностью предрек страдания и смерть Спасителя на Голгофе.

3 и 4 книги Царств

Печальное событие разделения избранного народа на два враждебных друг другу царства повлекло за собой не только ослабление политического могущества народа, но и падение его в религиозно-нравственном отношении; та склонность к нечестию и идолопоклонству, которая начала проявляться в еврейском народе в последние годы правления Соломона, с разделением царства получила государственное одобрение и открыто поощрялась в царстве Израильском. Израильские цари, начиная с Иеровоама, выставили идолопоклонство как знамя своей политической независимости и всеми мерами отчуждали свой народ от Иерусалимского храма. В те времена все лучшие надежды евреев сосредоточивались в Иерусалиме, «который Бог избрал Себе для пребывания там имени Его». Но «и Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего, и поступал по обычаям израильтян». И вот, чем нечестивее становился избранный народ, тем все сильнее раздавался голос Божий, будивший спящую совесть народа. В это именно время в еврейском народе один за другим выступают пламенные борцы за истинную веру, чистоту нравов. Это были пророки, посланные Богом еврейскому народу для поддержания в его среде истинной веры и благочестия. Воодушевленные Святым Духом, эти избранники Божии безбоязненно шли к израильским и иудейским правителям и обличали их в идолопоклонстве и безнравственной жизни. Они призывали избранный народ к покаянию, учили людей истинной вере, предсказывали грядущие события и совершали чудеса. Одни из них только проповедовали, а другие, помимо устной проповеди, оставили свои Писания.


Пророков, проповедовавших устно, было очень много. Из них особенно известны и замечательны два великих пророка – Илия и Елисей.

Пророков, оставивших свои Писания, шестнадцать. По величине и значимости написанных этими пророками книг они разделяются на больших и малых. К числу больших пророков относятся: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил, а к числу малых относятся: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Пророки Иезекииль и Даниил пророчествовали во время вавилонского плена, а пророки Аггей, Захария и Малахия – после плена. Все же остальные пророки жили до вавилонского плена.

Пророк Иеремия

Пророк Иеремия был сын священника. В царствование благочестивого царя иудейского Иосии Господь явился ему и возвестил, что Он еще до рождения поставил его пророком для народов. Иеремия сказал: «Господи! я не умею говорить: я еще молод». Но Господь рукой своей коснулся уст его и сказал: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Я поставил тебя над народами и царствами, чтобы губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1). С это го времени пророк Иерeмия проходил свое тяжелое пророческое служение более 40 лет. Он предсказал нападение на Иудею вавилонского царя Навуходоносора и отведение иудеев в плен вавилонский на 70 лет.

Когда благочестивый царь иудейский Иосия истреблял идолов в Иудее, в это время Иеремия обличал народ в беззакониях и предсказывал на них страшное нападение врагов с севера (Иер. 2–12).

При нечестивом царе иудейском Иoaкиме Иеремия еще с большей силой стал предсказывать погибель иудеев. Он говорил: «Так говорит Господь: за то, что вы не слушали слов Моих, Я пошлю раба Моего Навуходоносора, царя Вавилонского, и вся земля сия будет разорена, и будете служить царю Вавилонскому семьдесят лет» (Иер. 25).

Пророческие речи свои, по повелению Божию, Иеремия вписал рукой пророка Варуха в свиток и поручил ему прочитать их народу в храме. Донесли о пророчествах Иеремии царю. Он потребовал их к себе и велел читать. По причине зимнего холода в комнате перед царем горела жаровня. По мере прочтения свитка, царь отрезал ножом, что было прочитано, и бросал в огонь. Свиток был весь прочтен и сожжен. После этого Иеремия, по повелению Божию, снова написал через Варуха свои пророчества и прибавил в них, что потомки Иоакима не будут царствовать (Иер. 36).

Пророчество Иеремии исполнилось. Царь Вавилонский Навуходоносор взял Иакима в плен, а на его место поставил царем брата его, Седекию.

Когда Седекия с соседними царями задумал отложиться от царя вавилонского, Иеремия возложил себе на шею ярмо, по такому же ярму послал Седекии и соседним царям и сказал: «Так говорит Господь: Я отдаю все земли эти рабу Моему Навуходоносору, и все эти народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придет время и его земле, и ему самому. Народ и царство, которое не захочет служить ему, Я истреблю рукою его» (Иер. 27). Седекия не послушал пророка. Навуходоносор осадил Иерусалим, чтобы наказать Седекию за непокорность себе. Иеремия несколько раз убеждал Седекию спасти себя и город от погибели добровольной сдачей Навуходоносору и предсказывал в противном случае сожжение города, плен царя и народа. За эти предсказания пророка били, сажали под стражу, в подземелья, бросали в ров с тиной (Иер. 21:30–38). После взятия Иерусалима, Навуходоносор дозволил Иеремии жить, где он хочет. Он остался в отечестве. В это время из растерзанной души его излился горький плач о разоренном, Иерусалиме (кн. Плач. Иерем.). Когда Годолия, поставленный от Навуходоносора начальником Иудеи, был убит, многие иудеи, боясь гнева Навуходоносора, убежали в Египет и увлекли туда с собой Иерeмию и его сподвижника Варуха (Иер. 41–43). Здесь они побили его камнями за обличения в беззакониях (Терт., Епиф., Иерон.).

Установление Пасхи

Прежде чем последняя казнь постигла египтян, Моисей начал подготавливать евреев к исходу из Египта. Народ должен был запастись всем, что могло понадобиться в пустыне.

Живя в Египте четыреста тридцать лет, израильтяне познакомились с различными ремеслами этой цивилизованной страны, так что они в культурном отношении стояли гораздо выше кочевников, и поэтому могли сразу основать благоустроенное государство в Палестине. Но рабская жизнь, естественно, не могла способствовать их хорошему экономическому состоянию. В течение многих лет они были превращены в рабов, не получавших за свой труд никакой платы. Теперь, перед уходом из страны, народ должен был, в качестве компенсации, выпросить у знакомых египтян все, что могло оказаться необходимым в пустыне, – одежды, украшения, сосуды и тому подобные вещи. Шло время. Наступил весенний месяц Авив (Нисан), заколосились нивы. «И сказал Господь Моисею и Аарону: «месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года» (Исх. 12:2). Господь открыл Моисею, что в ночь на пятнадцатое Нисана Он пройдет по Египту и поразит всех первенцев египетских, и над всеми их богами произойдет суд. В эту роковую для египтян ночь Господь выведет потомков Авраама из страны рабства. Свое освобождение от рабства евреи должны были в эту ночь отпраздновать достойным образом. По повелению Божию каждое семейство должно выбрать из своего стада однолетнего агнца, мужского пола, непорочного, т.е. без физических недостатков. Вечером четырнадцатого Нисана каждая семья должна заколоть агнца, а его кровью помазать косяки дверей своих домов. Жертвенное мясо агнца они не должны варить, а испечь на огне. Причем, агнца надо было испечь целым, с головою, ногами и внутренностями.

Есть мясо они должны с пресным хлебом (опресноками) и горькими травами (лук, чеснок). Костей агнца не разрешалось ломать, а останки от него сжечь на огне. Израильтяне должны были есть агнца стоя, в дорожной одежде, готовыми в любой момент покинуть Египет. Это событие Господь назвал Пасхой, что значит «проходить мимо». «…Я в сию самую ночь, – говорит Господь, – пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота… И будет у вас кровь знаменем на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во роды ваши…» (Исх. 12:12–14). Вместе с Пасхой Господь повелел соединить праздник опресноков. В продолжение семи дней (с 14 до 21 Нисана) евреи должны есть только опресноки. В это время ничего квасного они не должны иметь в своих домах. Праздник опресноков должен сохраниться как установление вечное, в воспоминание о выходе евреев из Египта. Ветхозаветная Пасха является прообразом Новозаветной Пасхи, а Ветхозаветный агнец – прообразом Новозаветного Агнца – Господа нашего Иисуса Христа. Закланный ветхозаветный агнец является умилостивительной жертвой Богу за еврейский народ. Его мясо предлагается евреям для трапезы, а его кровью еврейские первенцы избавляются от смерти. Подобно этому в Новом Завете Христос, Агнец Божий, приносит Себя на Кресте в умилостивительную Жертву Богу Отцу за грехи всего человечества. Кровью Его мы все избавляемся от рабства диаволу. За Божественной Литургией он предлагает всем верным в снедь Свое Тело и Кровь «во оставление грехов и жизнь вечную». В ночь празднования Пасхи еврейский народ как бы воскрес для новой, свободной жизни, ибо в эту ночь он покинул страну рабства. Подобно этому в День Воскресения Христова Господь призывает нас покинуть мир рабства диаволу и перейти в мир истинной свободы и счастья, который может осуществиться только с Богом и в Боге.

Пророк Исаия

Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия. Он был потомком царя Давида и находился в родственных отношениях с иудейскими царями. Исаия пророчествовал при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии. В год смерти царя Озия, в 740 году, Бог призвал Исаию к пророческому служению особым явлением. Исаия видел Господа в небесном храме на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестикрылые серафимы и взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» Пораженный видением, Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:3:5). Один из серафимов взял клещами уголь с небесного жертвенника и коснулся им уст Исаии со словами: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». После этого Исаия услышал вопрошающий голос Господа: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» Исаия ответил: «Вот я, пошли меня!» Тогда Господь повелевает ему: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули…» (Ис. 6:7–10). Исаия спросил: «Надолго ли, Господи?» Господь ответил ему: «Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет» (Ис. 6. 11).


Видение окончилось, и на святом пророке почил Дух Божий, Который звал его на борьбу с пороками и религиозным заблуждением еврейского народа. Исаия громко и пламенно призывал еврейский народ к покаянию, обличал его нечестие. В словах, полных апокалипсического ужаса, он призывал жителей Иудеи отказаться от чужих богов и обратиться к Истинному Богу. Пророк клеймил ханжество богачей, которые строго постились, совершали жертвоприношения в Иерусалиме и одновременно угнетали бедняков, обижали вдов, сирот и маленьких детей. Впервые в истории Израиля и Иудеи он проповедовал, что религиозные обряды не имеют никакого значения, если их не совершать с чистой и справедливой совестью. Но духовно оглохший и ослепший народ не мог слышать спасительных призывов Божьего избранника. Видя окаменение сердец еврейского народа, пророк Исаия возвещает своим соотечественникам наказание Божие через ассирийцев и халдеев. Он говорит о грядущей гибели Самарии, о разрушении Иерусалима и храма вавилонянами и о плене вавилонском. Возвещая наказание Божие нечестивому народу, пророк Исаия вместе с тем говорит, что Господь простит иудеев и освободит их из плена, если они искренне раскаются в своих грехах.

Но особенно много пророчествовал Исаия о грядущем Спасителе мира – Мессии. В своих пророчествах он называет Мессию Богом и человеком, Учителем всех народов, Основателем царства мира и любви. Пророк предсказывает, что Мессия родится от Девы, приимет Дух Божий, будет совершать чудеса, пострадает и умрет за грехи людей, воскреснет на небо. Основанная Им Церковь распространится по всей вселенной. Будущие страдания Спасителя Исаия описывает так ясно, как будто он видел их своими глазами (Ис. 53).

За ясность пророчества о Христе Исаию называют пророком-евангелистом. Существует древнее предание, что святой пророк принял мученическую смерть. За обличение царя Манассии в идолопоклонстве он был перепилен деревянной пилой.

Понятие пророчества

Христианство рассматривает такие пророчества как те, что уже исполнились, либо же как те, что должны исполнится, что говорит о непогрешимости и целостности Великой Библии.

Пророчества можно классифицировать следующим образом:

  • предсказательные и не предсказательные;
  • условные и безусловные;
  • символические и не символические.

В большинстве случаев пророчества касались жизни конкретных государств, народов, отдельных личностей. Особое место в них отведено Мессии, к приходу которого готовился весь верующий люд.

Тематику пророчеств условно можно поделить на такие виды:

  • мессианские пророчества Ветхого Завета – о приходе Мессии;
  • эсхатологические пророчества Ветхого и Нового Завета – о различных важных событиях, начале Последнего Суда, втором пришествии Иисуса, Армагедоне.

Пророки же в Библии рассматриваются как посредники между Божьим словом и народом. Это простые люди, которые были избраны Всевышним лично для пророческого служения. И причина такого выбора была известна лишь Ему.

Во время жития и служения первых библейских пророков народ переживал тяжёлый духовный упадок. И главным их заданием было возвращение истинно верующего народа к Богу. Именно поэтому пророки очень строго обличали грешников (в независимости от их статуса), предупреждали людей об обозримом будущем с помощью глубоких изречений.

Запрет на любые связи с языческим населением и повеление об искоренении заимствованных у них обычаев

К запретам этого рода относятся:

• запрещение браков с язычниками (см.: Втор. 7:3) – этот запрет становится основанием для послеплен-ных реформ Ездры (см.: 1Езд. 9:2; Неем. 10:30);

• запрет оставлять в живых язычников, культовые места которых также должны быть уничтожены (см.: Втор. 7:1 – 26);


• запрет любых священных изображений, которые пренебрежительно называются чурбаками и булыжниками (ср.: Втор. 4:28). В Синодальном переводе: боги, сделанные руками человеческими из дерева и камня;

• запрет любого участия в хананейских культах – астральных (см.: Втор. 4:19), погребальных (см.: Втор. 14:1), земледельческих (см.: Втор. 14:21), а также связанных с культовой проституцией (см.: Втор. 22:5; 23:17);

• запрет на существование многих культовых мест, кроме одного: в месте, которое изберет Господь (ср.: Втор. 12:14). Это повеление имело целью не только искоренение языческих культов, но и устранение их влияния на служение Богу Израилеву на «высотах», совершавшееся в допленные времена во всех коленах Израилевых и перенимавшее со временем черты земледельческих культов соседних языческих народов.

Способы объяснения пророчеств

Пророчества даны были для евреев. Поэтому при объяснении пророчеств надо иметь в виду, прежде всего, буквальный смысл их, т. е. понимать так, как понимали сами пророки и их современники, и относить их к Ветхому Завету. Буквальный смысл пророчеств определяется лексикографическим и психологическим образом. Первый способ состоит в правильном переводе слов и выражений при помощи основательного знания Еврейского языка. Второй, психологически, состоит в объяснении текста через знакомство с жизнью писателя; так как в пророчествах всегда отражается личность писателя. Есть много пророчеств с историческим характером, которые можно объяснить лишь при знакомстве с биографией писателя и современным состоянием народа, так как откровения давались по нужде и соответственно состояние народа. Затем нужно обращаться к под тексту речи и к параллельным местам. Контакт бывает близкий (предыдущие и последующие стихи) и отдаленные, обнимающие всю речь и даже целое миросозерцание пророка. Благодаря контексту, можно лучше объяснить некоторые темные места. Параллельные места имеют еще больше значения: тогда у одного пророка ясно то, что у другого не так ясно. Пример параллельных месте: «в последние дни», буквально значит: в последующие дни, а на основании параллельных мест: окончательное осуществлены «во времена Мессии». После объяснения пророчеств нужно указать их исполнение. Так как пророчества были даваемы преимущественно для Еврейского народа, то и исполнение их надо искать, прежде всего, в судьбе этого народа; так как, с другой стороны, пророчества касаются и времен Мессии, то для правильного объяснения их нужно смотреть, все ли черты пророчества укладываются в событиях ветхозаветного времени и если не все, то относить их к Мессии. Те пророчества, которые относятся и к Ветхому Завету и к Новому, называются типологическими, а те, которые относятся только к Мессии – мессианскими. Так, напр., пророчество об освобождении из плена Вавилонского – типологическое, так как указывает и на имевшее быть освобождение от греха и смерти; напротив, пророчество о рождении Еммануила от Девы есть мессианское, так как относится к Мессии. Итак, чтобы правильно объяснить пророчество, надобно после раскрытия буквального смысла обратиться к Ветхому Завету и посмотреть, нет ли в нем исполнения пророчества, а после уже обращаться и к Новому Завету.

Исход из Египта

Предсказание Господне свершилось. Заря засиявшая в ночь на пятнадцатое Нисана для израильтян лучами свободы, осветила для египтян то ужасное бедствие, которое разразилось над ними в эту ночь. Еще евреи у своих очагов праздновали Пасху Господню, а Ангел смерти прошел по всему Египту и поразил всех египетских первенцев. Ужас напал на египтян «и сделался великий вопль Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца» (Исх. 12:30). В самом дворце фараон оплакивал своего наследника. Последнего удара не выдержало высокомерие фараона. Узнав о страшном бедствии постигшем страну и его собственный дом он еще ночью призвал Моисея и Аарона и с отчаянием сказал им: «Встаньте, выйдите из среды народа моего как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу … и благословите меня» (Исх. 12:31–32). Египтяне, жившие поблизости с евреями, также просили евреев покинуть их страну и давали им золотые и серебряные вещи.

Рано утром в 15 день месяца Авива (Нисана) евреи вышли из домов с такой поспешностью что не успели заквасить теста. Они несли его в квашнях на плечах своих и уже в дороге напекли себе опресноков. Народ собирался под знамена своих старейшин и большими группами евреи направлялись в Раамсес где их ожидал великий вождь и освободитель Моисей. Когда все были в сборе, заиграли серебряные трубы и колонна израильтян покинула землю Гесем направляясь на восток. Колонна состояла из шестисот тысяч вооруженных мужчин, не считая женщин и детей Во главе колонны двигался катафалк с деревянным гробом, в котором покоились набальзамированные останки патриарха Иосифа, а шествие замыкали бесчисленные стада овец, коз и вьючных ослов.

В пустыне беглецы, к радости своей, убедились, что ими предводительствует Господь (Иегова

Пророки. Понятие о пророках

Бог издревле говорил людям слово Свое через пророков. Пророки были святые люди, которых Бог исполнял Духом Своим и посылал возвещать прочим людям волю Свою. Они прорекали, предсказывали будущее, учили людей вере в Бога и закону Божию, обличали нечестивых людей, умоляли их обратиться к Богу, угрожали им бедствиями, а благочестивых людей утешали предсказаниями о Спасителе, и в подтверждение того, что их послал и через них говорил Бог, творили знамения и чудеса. Чем более усиливалось нечестие в народе Божием, тем чаще являлись пророки. Поэтому особенно много являлось пророков в период разделения царства еврейского на Иудейское и Израильское. Люди, которые распространяли между другими людьми слова пророков, назывались учениками пророческими, Из пророков времен царей особенно знамениты: Самуил, Давид, Илия, Елисей, Иона, Исаия, Иеремия и Иезекиль.

Краткий обзор исторических книг Библии

Исторические книги Ветхого Завета охватывают жизнь еврейского народа со времени его вступления в Обетованную Землю при Иисусе Навине (1451 лет до Р. Х). до периода Маккавеев (150 лет до Р. Х.). В частности, книги Иисуса Навина и Судей охватывают ранний период жизни еврейского народа, когда еврейские племена, населявшие Обетованную землю, еще не были объединены в одно государство, но жили более или менее обособлено друг от друга. Книги Царств и книги Паралипоменон охватывают монархический период в жизни еврейского народа, длившийся около пятисот лет. Заканчивается этот период падением Иудейского царства и вавилонским пленением, за 586 лет до Р. Х. Книги Ездры, Неемии, Иудифь, Есфирь повествуют о событиях после вавилонского плена и о восстановлении Иерусалима. Наконец, Маккавейские книги охватывают последний период ветхозаветной истории еврейского народа во времена его борьбы за независимость, за несколько столетий до Р. Х.

На протяжении своей многовековой истории еврейский народ прошел через многие фазы политического и духовного развития. Бог избрал еврейский народ, чтобы через него принести спасение всем народам земли. По планам Божиим, из среды еврейского народа должен был произойти Спаситель мира – Христос, а также первые граждане Царства Божия и распространители христианской веры. Посылаемые Богом ветхозаветные пророки подготавливали духовную почву в еврейском народе для создания Царства Божия среди людей. Путь духовного развития еврейского народа не шел гладко, он имел периоды духовного подъема и расцвета, чередующиеся с периодами религиозного охлаждения и даже отступления.

Конечно, далеко не все, записанное в священных книгах, имеет для нас одинаковое значение. Читая ветхозаветную историю, нельзя забывать, что в ней описано дохристианское время. Высокие христианские принципы любви к врагам, всепрощения и воздержания были неизвестны и фактически недоступны людям в то далекое доблагодатное время. Евреи жили в окружении агрессивных языческих народов – хананеев, моавитян, эдомлян, аммонитян, филистимлян, потом – сирийцев, ассирийцев, вавилонян и других, которые своими суеверными верованиями и грубыми языческими обычаями тянули евреев по духовной плоскости вниз. Учиться доброму было не у кого. Получив малейшую возможность, эти язычники беспощадно порабощали и угнетали евреев. Борьба за сохранение чистоты веры и за физическое существование проходит через всю историю еврейского народа. Чтобы правильно понять эту историю, ее надо читать в контексте нравов и обычаев того времени. В исторических книгах Библии ценны правдивость и объективность этой Священной книги. Она не идеализирует людей или события, но всему дает строгую и нелицеприятную оценку – даже великим национальным героям – и поэтому помогает читателю учиться, как на положительных, так и на отрицательных примерах: что нужно делать и чего следует избегать.

Но, несмотря на неблагоприятные внешние условия, многие сыны еврейского народа достигали большой духовной высоты и на все времена оставили примеры, достойные подражания. И хотя евреи порой грешили не меньше соседних языческих народов, однако они умели и искренне каяться. За эти их свойства, думается, они удостоились Божьего избрания. Им, по Евангельскому слову, много было дано и поэтому часто с них много и спрашивалось.

Исторические книги Библии ценны еще тем, что они наглядно показывают, что не слепой случай, но Бог направляет и решает судьбу каждого человека и каждой нации. Библия приводит яркие примеры промысла Божия, показывая, как Он возвышает и награждает праведников за их добродетель, милует кающихся грешников, и одновременно, как праведный Судья, наказывает упорных беззаконников. В конкретных жизненных событиях Библии читатель видит свойства Великого Бога, Которого милость неисчерпаема, мудрость непостижима, сила бесконечна, правосудие неотвратимо. Подобной духовной перспективы жизненных событий не может передать никакая другая светская историческая книга, только Библия!


С этим читают