Функции деятельности человека

Понятие деятельности человека

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом.


Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игрыявляется сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением.  — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Функции государства

Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан, функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

К внутренним функциям государства относятся:

  • экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
  • социальная, выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная, направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
  • охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
  • природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.

К внешним функциям государства относятся:

  • оборона страны;
  • взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
  • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
  • культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

К ним относятся:

  • Реализация государственного управления на соответствующей территории
  • Обеспечение обороноспособности государства и внешней безопасности
  • Обеспечение внутренней безопасности и правопорядка
  • Социальная защита населения
  • Поддержание макроэкономической стабильности
  • Реализация межгосударственного сотрудничества
  • Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов

К данным функция относятся:

  • Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
  • Развитие инфраструктуры
  • Общедоступное и профессиональное образование
  • Социальное обслуживание населения
  • Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
  • Развитие науки и инноваций

Функции государства осуществляются его органами. Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды:

  • органы государственной власти;
  • органы государственного управления;
  • суды.

Орган государства выступает составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

Общие сведения

В деятельности, как положительной, так и отрицательной, можно выделить (предполагается наличие) следующие, выполняемые в общем случае, процессы:

  1. процесс принятия решения
  2. процесс вовлечения в деятельность
  3. процесс целеполагания
  4. процесс проектирования плана (программы) действий
  5. процесс осуществления плана (программы) действий
  6. процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями
  7. процессов организационных, в том числе создание структур, процессов управления и планирования

Возможно использование других оснований для структурного представления деятельности, определяемых задачами и целями исследования. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Г. В. Суходольским был М. Я. Басов.

Случаи из моей практики

Публикуя свои статьи, я сохраняю ссылки на них в нескольких сервисах Закладок. Кроме этого, информация о новых статьях и новых сообщениях на Форуме попадают в соцсети.

Переписка со службой поддержки

Один из сервисов Закладок стал блокировать мои ссылки по непонятным для меня причинам. Привожу нашу переписку со службой поддержки:

Служба поддержки: Здравствуйте, наши модераторы посчитали, что ваши закладки являются рекламными, поэтому закладки на ваш сайт можно видеть только в собственных закладках.

Я: Здравствуйте! Я понимаю «рекламные закладки» — это когда что-то рекламируешь

Что я могу рекламировать, добавляя в закладки сны и их значения? Мои намерения — чтобы как можно больше людей стали обращать внимание на свои сны. И все

Форум платный — это да. Платным форум сделала с целью ограничить общение со случайными и нехорошими людьми. Потому что сны — это не развлечение, а серьезная работа с собой, со своим окружением, со своей реальностью. Где здесь рекламные намерения?

Служба поддержки: Уважаемая Светлана, именно такая ваша деятельность на нашем портале расценивается, как рекламная.

Так я и не поняла, в чем заключается моя рекламная деятельность с точки зрения модераторов сервиса Закладок? В том, что я рекламирую сны? Призываю людей прислушиваться к себе, своей интуиции, к своим снам?

Если это рекламная деятельность, то я должна быть уже давно миллионершей.

Переписка с клиентом

С другой стороны, — недавно получила «проповедь» от одного из клиентов.

Вот наш диалог:

Я: Здравствуйте. Я консультирую в разделе… Вопросы про отношения рассматриваю исключительно в контексте работы над собой, а не над изменением мировоззрения обожаемого объекта.

Клиент: бесплатно вы бы это делали… а вот услуги по обрядам платно … и то кто сколько даст… Раньше настоящие маги и ведьмы только так и делали.. сделали бизнес и в магии…

Я: Это вопрос?

Клиент: это послание…

Я: Откуда вы знаете, что было в прошлом? Во все времена магия была платной.


Получается так: не берешь деньги – тебе не верят, берешь деньги – тебя ругают. И так плохо, и так нехорошо. Как в том анекдоте про обезьяну:

Умные – налево, красивые – направо. Обезьяна осталась посередине. Ее спросили – «Почему?», она ответила – «Не могу же я разорваться!»

Верность своим принципам

Когда сталкиваешься с такими противоположными мнениями и рекомендациями, поневоле посещают греховные мысли: «А не бросить ли мне все и не перейти ли полностью на монетизацию своей деятельности и услуг?» Окружающие откровенно подталкивают к тому, чтобы я пренебрегла своими принципами.

Грустно смотреть и наблюдать за тем, что человек разграничил свое материальное и духовное. Как можно отделить свою душу от тела и жить благополучно? Одни настаивают на первозначимости физического, другие – хотят, чтобы кто-то жил по правилам искаженной духовности, но только не они сами.

Про духовность

Почему я написала «искаженная духовность». Потому что святым духом сыт не будешь. Не будешь питать свое тело, душа в нем зачахнет. Получается, что я должна тратить свои духовные силы на чужие проблемы без вознаграждения. То есть, купить покушать, оплачивать квартиру мне не надо.

Вспомните редкие картинки прошлого: что подносили тем же ведьмам и магам в благодарность за их работу. Горы еды, одежду, предметы быта. Ну, не было в то время банковских карт, чтобы маг мог купить себе ту же одежду, еду, мебель. А придворные астрологи? Они же вообще ни в чем нужды не знали! Настолько высоко был оцениваемым их труд. И мне сейчас говорят о бесплатности в работе с энергиями, тонкими мирами.

Пропаганда и популяризация сновидений в плане облегчения жизни самого сновидца обзывают рекламной деятельностью. Уже представляю рекламные плакаты, развешенные по городу и ролики на ТВ: «Сны – наши друзья!», «Измени свою реальность во сне!». По-моему, смахивает на сумасшествие, а не на рекламу.

Основные формы деятельности человека

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Единство материального и духовного

Люди установили границу между материальным и духовным, только бестолку это все. Потому что эти вещи изначально неразделимы. Одно без другого существовать не может: изгони душу, и тело умрет. И наоборот.

Недавно отвечала на такой вопрос: «Реально ли переселить душу в другое тело?». Это реально, но смертельно. Или для души, или для тела.

Очень хочу, чтобы окружающие жили в мире с самими собой. Ухаживали за собой: за душой и телом. Сейчас же есть много людей, придерживающихся здоровому образу жизни (спорт, правильное питание, режим…). Другие соблюдают духовную чистоту. И очень мало тех, кто занимается собой в комплексе. И духовные упражнения делают, и физические. Поэтому спорить и переубеждать кого-то считаю бессмысленным: каждый волен видеть в моих поступках то, что хочет видеть. А я такая, какая есть. По-моему, очень симпатичная и умная!

Литература

  • Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. — 2-е изд. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 168 с.
  • Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  • Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. — 1982. — 255 с.
  • Социальная деятельность как высшая форма самоорганизации материальных систем // Подолец В. В. Самоуправление в обществе: происхождение, сущность, развитие. Дис. …канд. филос. наук. — Л.: ЛГУ, 1988. — 179 с.
  • Подолец В. В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека//Новое понимание философии: проблемы и перспективы. — М.: РАН. −1993. — С. 116—118.
  • Подолец В. В. Российская идея и идея глобализации//Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Часть I. — Саратов: ООО издательство «Научная книга». — 2004. — С. 171—175.

Типы и виды деятельности

Психологами выделяются[источник не указан 366 дней]:

  1. Игровая деятельность
  2. Познавательная деятельность, включая учебную
  3. Трудовая деятельность
  4. Деятельность общения
  5. Творческая деятельность как когнитивно-преобразовательная и как создание принципиально нового, социально значимого продукта
  6. Другие виды деятельности (основная, второстепенная, террористическая и так далее).

Профессиональная деятельность

Профессиональная деятельность — любая сложная деятельность, которая предстаёт перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения.

Дружилов С. А., Психология профессионализма

Профессиональная деятельность традиционно рассматривается как вид трудовой деятельности.

Словосочетание «профессиональная деятельность» употребляется в двух вариантах:

  • как обозначение трудовой деятельности, характеризующейся высокими показателями качества и эффективности;
  • как обозначение сложной продуктивной деятельности в рамках профессии.

Виды деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту

Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

  • Практическая деятельность направлена, прежде всего, на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
  • Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
  • Эстетическая деятельность — понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, детерминированые эстетической потребностью, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, определяемых ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.
  • Управленческая деятельность, направленная на управление организациями.

Виды деятельности человека

Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.

Основные виды деятельности

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

1. Общение

 Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.


По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.

При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).

Подробнее читайте в конспекте  «Общение: содержание, субъект, средства, виды»

2. Игра (игровая деятельность)

 Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.

3. Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.

4. Труд (трудовая деятельность)

 Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.

Труд имеет свойственные только ему черты: — целесообразность; — нацеленность на достижение запрограммированных результатов; — наличие умений и знаний; — практическая полезность; — наличие результата; — развитие человека; — преобразование внешней среды обитания человека.

Творческая или продуктивная деятельность

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.

 Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.

 Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Другие виды деятельности

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

 Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Это конспект по математике на тему «Виды деятельности человека». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Общение
  • Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
  • Проверить знания по Обществознанию.

С этим читают