Психологи различают потребности подлинные и мнимые раскройте на примере последствия удовлетворения

Духовные потребности

В случае, если ваша мечта – заработать большую сумму денег, поинтересуйтесь у успешных и богатых людей, чувствуют ли они себя счастливо? Вероятно большая часть этих людей ответит, что они несчастны. И причина здесь не только в том, каким способом человек добыл необходимую сумму и как использует свои накопления.


Еще с древних времен философы пытались найти истинный смысл счастья, утверждая, что оно находится ближе, чем, кажется. Природа наших истинных потребностей берет начало в духовном совершенствовании.

Основная черта духовных потребностей в том, что они представляют собой высшую потребность отдельно взятого человека и имеют большое значение для основного числа людей

Степень развитости духовных потребностей — самое важное в личности человека

Каждый из нас стремится к самореализации, определению смысла и познанию мира. Эти желания можно отнести к духовным потребностям

Очень важно, чтобы ценности, необходимые человеку, были для него достижимы

Почему духовные потребности тяжелее удовлетворить

Духовные потребности создаются самим человеком, их сложно удовлетворить, поскольку нужно предварительно реализовать остальные нужды. Например, для получения знаний надо отыскать источники (литературу, веб-сайт), выучить и законспектировать материал. Дополнительной преградой становится поиск занятий по душе. Дело должно приносить не материальную, а духовную радость.

От духовных запросов зависит вид жизнедеятельности людей. Материальные нужды не остановят развитие сильных духовных натур. Примитив, грубость, мнимая многозадачность вытесняются более изысканными и тонкими вещами. Данный принцип является базой человеческого прогресса. О душе нужно помнить и постоянно стремиться к достижению новых высот.

Психологические потребности личности

Психологические потребности индивида – это такие потребности, которые не сводятся к телесным нуждам, но и до уровня духовных не дотягивают. К таким нуждам обычно относится надобность в аффилиации, общении и др.

Нужда в общении у детей – это не врожденная потребность. Она формируется посредством активности окружающих взрослых лиц. Обычно активно начинает проявляться к двум месяцам жизни. Подростки же имеют убежденность, что их нужда в общении приносит им возможность активно использовать взрослых. На взрослых людей недостаточное удовлетворение потребности в общении влияет пагубно. Они погружаются в негативные эмоции. Нужда в принятии заключается в желании индивида быть принятым другим лицом группой лиц или обществом в целом. Такая надобность нередко подталкивает человека к нарушению общепринятых норм и может приводить к асоциальному поведению.

Среди психологических нужд различают базовые потребности личности. Это такие потребности, при неудовлетворении которых  маленькие дети не смогут получить полноценное развитие. Они как бы останавливаются в своем развитии и становятся более подверженными некоторым заболеваниям, чем их сверстники, у которых такие потребности удовлетворены. Так, например, если малыш регулярно получает кормление, но растет без должного общения с родителями, его развитие может задерживаться.

Базовые потребности личности взрослых людей психологического характера подразделяются на 4 группы: автономия – нужда в самостоятельности, независимости; нужда в компетентности; надобность в значимых для индивида межличностных взаимоотношениях; потребность являться членом социальной группы, чувствовать себя любимым. Сюда также относится и чувство собственной значимости, и нужда в признании другими. В случаях неудовлетворения базовых физиологических нужд страдает физическое здоровье индивида, а в случаях неудовлетворения базовых психологических нужд страдает дух (психологическое здоровье).

Виды потребностей личности

Потребности человека довольно многообразны и сегодня существует огромное множество их классификаций. Однако в нынешней психологии выделяют две основные классификации видов надобностей. В первой классификации потребности (нужды) подразделяются на материальные (биологические), духовные (идеальные) и социальные.

Реализация материальных или биологических нужд связана с индивидуально-видовым существованием индивида. К ним относятся – надобность в еде, во сне, одежде, безопасности, доме, интимные желания. Т.е. потребность (надобность), которая обусловлена  биологической нуждой.

Духовные или идеальные нужды выражаются в познании мира, который окружает, смысле существования, самореализации и самоуважении.

Желание личности принадлежать к какой-либо социальной группе, а также надобность в человеческом признании, лидерстве, доминировании, самоутверждении, привязанности окружающих в любви и уважении отражается в социальных потребностях. Все эти надобности разделяют по важным видам активности:

труд, работа – нужда в познании, творении и созидании;

развитие – нужда в обучении, самореализации;

социальное общение – духовные и нравственные потребности.

Описанные выше надобности или нужды имеют социальную направленность, поэтому носят название социогенные или социальные.

В другом виде классификации все потребности разбивают на два типа: нужда или потребность роста (развития) и сохранения.

Нужда сохранения объединяет в себе такие потребности (надобности) – физиологические: сон, интимные желания, голод и др. Это базовые потребности личности. Без их удовлетворения индивид просто не способен выжить. Далее нужда в безопасности и сохранении; изобилие – всесторонность удовлетворения естественных потребностей; материальные потребности и биологические.

Потребность роста объединяет в себе следующее: желание любви и уважения; самоактуализация; самоуважение; познание, в том числе и жизненного смысла; потребности в чувственном (эмоциональном) контакте; социальные и духовные (идеальные) потребности. Вышеперечисленные классификации позволяют выделить более значимые потребности практического поведения субъекта.

А.Х. Маслоу выдвинул концепцию системного подхода к исследованиям психологии личности субъектов, основываясь на модели потребностей личности в виде пирамиды. Иерархия потребностей личности по А.Х. Маслоу представляет собой поведение индивида, напрямую зависящее от удовлетворения его любых потребностей. Это означает, что потребности, находящиеся вверху иерархии (реализация целей, саморазвитие), направляют поведения индивида в той степени, в которой удовлетворены его потребности, находящиеся в самом низу пирамиды (жажда, голод, интимные желания и др.).

Также различают потенциальные (неактуализированные) потребности и актуализированные. Основным двигателем личностной активности является внутренний конфликт (противоречие) между внутренними условиями существования и внешними.


Все виды потребностей личности, находящиеся на верхних ступенях иерархии имеют разный уровень выраженности у различных людей, но без социума ни один человек не сможет существовать. Полноценной личностью субъект может стать только тогда, когда он удовлетворит свою нужду в самоактуализации.

Понятие эффективности. Экономическая и социальная эффективность

В общем виде эффективность означает результативность деятельности. В экономике под эффективностью понимают такое использование ресурсов, которое дает максимальное удовлетворение безграничных потребностей. Поэтому понятие «эффективность»включает не только соотношение затрат и результатов, но и степень удовлетворения потребностей людей, уровень благосостояния, возможности реализации своих способностей.

Различают следующие виды эффективности:

— производственная;

— экономическая;

— социальная.

Производственная эффективность (Э) – это соотношение результатов производства с затратами всех факторов производства, выраженное формулой

Так как продукт – это результат затрат нескольких факторов производства, то рассчитывают показатели, отражающие эффективность отдельных факторов. Все основные показатели можно разделить на две группы: показатели отдачи и показатели емкости.

Показатели отдачи (производительность труда и фондоотдача) есть количество продукции (экономический результат), приходящееся на единицу используемого фактора производства. Данные показатели определяются по следующим формулам:

;

.

Важным показателем условий труда является фондовооруженность труда, которая измеряется соотношением стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников.

Вторую группу показателей эффективности производства образуют показатели емкости (трудоемкость и фондоемкость продукции), которые по сути являются обратными показателям отдачи и рассчитываются как соотношение количества факторов производства, приходящихся на единицу продукции, по формулам:

.

Под экономической эффективностью понимают такое состояние экономики, при котором наиболее полно удовлетворяются потребности всех членов общества при наличии ограниченных ресурсов, при этом невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая положения другого человека.

Это означает, что ресурсы рационально задействованы в производстве, а весь продукт распределен между членами общества (эффективность по Парето, или Парето-эффективность). Достижение Парето-эффективности означает, что точка состояния национальной экономики находится на кривой производственных возможностей.

Социальная эффективность – это такое состояние экономики, при котором обеспечивается реализация социальных целей общества. Показателями социальной эффективности являются уровень заработной платы, доступность и качество образования, здравоохранения, состояние окружающей среды и т. д.

Производственная, экономическая и социальная эффективность связаны между собой.

Популярные темы сообщений

  • Профессия программист Программист – это человек, который пишет компьютерное программное обеспечение. Термин программист может относиться к специалисту в одной области компьютерного программирования или к специалисту широкого профиля,
  • Дерево (Хвойное) Многим деревьям необходимо разное количество тепла. Хвойные деревья не требуют особого тепла. Они растут в северной холодной части и образуют хвойные леса, обозначающие тайга. Хвойные деревья называются так,
  • Норвегия Много легенд и рассказов ходит про Норвегию. Что-то из этого правда, а может быть и вовсе вымысел. Хоть и считается что это северная страна, она почти не отличается во многом от других стран. Здесь большое изобилие различных курортов,

Проявления

Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются личностью в мотивах, побуждающих ее к деятельности. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью.

Основные потребности личности

Основные (ведущие) потребности нужды личности могут  различаться не только по содержанию, но и по уровню обусловленности социумом. Независимо от пола или возраста, а также от социальной принадлежности любой человек имеет основные потребности. Более подробно в своем труде их описал А. Маслоу. Он предложил теорию основанную на принципе иерархической структуры («Иерархия потребностей личности» по Маслоу). Т.е. одни потребности личности являются первичными в соотношении с другими. Например, если человек испытывает жажду или голод, его не особо будет волновать, уважает его сосед или нет. Отсутствие предмета нужды Маслоу называл дефицитными или дефицитарными потребностями. Т.е. при отсутствии еды (предмета нужды), человек будет стремиться любыми путями восполнить такой дефицит любым возможным для него способом.

Основные потребности подразделяются на 6 групп:

1. К ним относят в первую очередь физическую нужду, включающую в себя необходимость в еде, питье, воздухе, сне. Сюда же относится и нужда индивида в близком общении с субъектами противоположного пола (интимные отношения).

2. Нужда в похвале, доверии, любви и др. называется эмоциональными потребностями.

3. Нужда в дружеских отношениях, в уважении в коллективе или другой социальной группе называется общественной потребностью.


4. Нужда в получении ответов на поставленные вопросы, удовлетворении любопытства называются интеллектуальными потребностями.

5. Вера в божественную власть или просто потребность верить называется духовной потребностью. Такие потребности помогают людям обрести спокойствие, переживать неприятности и др.

6. Необходимость самовыражения посредством творчества называется творческой нуждой (потребностями).

Все перечисленные потребности личности – это часть каждого человека. Удовлетворение всех основных нужд, желаний, потребностей человека способствуют его здоровью и позитивному настрою во всех деяниях. Все основные потребности обязательно обладают цикличностью процессов, направленностью и напряженностью. Все потребности в процессах их удовлетворения закрепляются. Вначале удовлетворенная основная потребность временно притихает (угасает) для того, чтобы со временем возникнуть с еще большей интенсивностью.

Потребности, выраженные более слабо, но многократно удовлетворенные, постепенно становятся более устойчивыми. Существует определенная закономерность в закреплениях потребностей – чем многообразнее средства, используемые для закрепления нужд, тем более прочно они закрепляются. В этом случае потребности делаются основами поведенческих действий.

Нужда определяет весь адаптирующий механизм психики. Предметы реальности при этом отражаются как вероятные препятствия или условия для удовлетворения нужд. Поэтому любая основная потребность оснащена своеобразными эффекторами и детекторами. Возникновение основных потребностей и их актуализация направляет психику на определение соответственных целей.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Удовлетворение духовных потребностей

Духовные потребности начинают формироваться уже в детском возрасте. В этот период события воспринимаются более ярко и красочно детским сознанием

Именно поэтому для родителей особенно важно закладывать эстетические и духовные качества еще с раннего возраста

В подростковом возрасте ему будет намного легче пережить кризис, установить правильные моральные устои. Духовное развитие придает личности силы для преодоления трудностей и невзгод.

Удовлетворить духовные потребности можно различными методами:

  1. Общаться с природой. Для некоторых выезд на дачу воспринимается как мучение, не приносящего удовлетворения. Попытайтесь отдохнуть от городской суеты и отправиться на природу, расслабьтесь и полюбуйтесь закатом, вдохните чистый лесной воздух, пройдитесь по вытоптанным тропкам.
  2. Окунитесь в мир искусства. Определите для себя интересующее направление и попробуйте изучить его с разных сторон. Для удовлетворения духовных потребностей посетите театр, концерт любимой группы, отправьтесь в галерею или сходите в кино.
  3. Слушайте себя. Прислушиваясь к внутреннему голосу можно получить много полезной информации. Найдите время на диалог с собой, окунитесь собственные мысли. Постарайтесь ответить себе на вопрос: «Что я хочу?».
  4. Проводите время с животными. Общение с живой природой способно поднять настроение и зарядить позитивными эмоциями.

Даже в удовлетворении простых потребностей может скрываться путь к гармонии и душевному равновесию. Удовлетворение духовных потребностей поможет открыть личностный потенциал, отвлечет от обыденности, поможет справиться со стрессом.

Потребности и интересы личности

С категорией потребность неразрывно связана и категория интересов. В основе зарождения интересов всегда лежат потребности. Интерес – это выражение целенаправленного отношения индивида к какому-либо виду его потребностей.

Интерес человека не столько направлен именно на предмет потребности, сколько направлен на такие общественные факторы, которые делают более доступными этот предмет, в основном это различные блага цивилизации (материальные или духовные), которые и обеспечивают удовлетворение таких потребностей. Интересы также определяются конкретным положением людей в обществе, положением социальных групп и являются мощнейшими побуждающими стимулами к любой деятельности.

Интересы также можно классифицировать в зависимости от направленности или по носителю этих интересов. К первой группе относят социальные, духовные и политические интересы. Ко второй – интересы социума в целом, групповые и индивидуальные интересы.

Интересы личности выражают ее направленность, которая определяет во многом его путь и характер любой деятельности.

В общем своем проявлении интересом можно назвать истинную причину общественных и персональных действий, событий, которая стоит непосредственно за побуждениями – мотивами индивидов, принимающих участие в этих самых действиях. Интерес бывает объективным и объективным социальным, осознанным, реализуемым.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей называется объективным интересом. Такой интерес объективного характера, не зависит от сознания индивида.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей в общественном пространстве называется объективным социальным интересом. Например, на рынке очень много ларьков, магазинчиков и определенно существует оптимальный путь к лучшему и самому дешевому товару. Это и будет проявлением объективным социальным интересом. Существует множество способов совершения различных покупок, но обязательно среди них будет один объективно оптимальный для конкретной ситуации.

Представления субъекта деятельности о том, как все-таки лучше удовлетворить свои потребности называется осознанным интересом. Такой интерес может совпадать с объективным или немного отличаться, а может иметь абсолютно противоположную направленность. Непосредственной причиной практически всех действий субъектов является именно интерес осознанного характера. Такой интерес основан на персональном опыте человека. Путь, которым идет человек для удовлетворения потребностей личности называется реализуемым интересом. Он может полностью совпадать с интересом осознанного характера, так и абсолютно противоречить ему.

Существует еще одна разновидность интересов – это товар. Такая разновидность представляет собой и путь к удовлетворению потребностей, и способ их удовлетворения. Товар может быть оптимальным способом удовлетворения потребностей и может казаться таковым.

Виды духовных потребностей

Главные нужды в духовной сфере условно разделены на 2 части: одна – связана с накоплением духовного потенциала, вторая – его проявлением в обществе.

Первую группу составляют:

  1. общение и наблюдение за подлинными и вымышленными героями из книг, спектаклей, кино;
  2. эстетическое удовлетворение от красивых пейзажей, художественных работ, музыкальных композиций;
  3. научно-познавательная деятельность, расширяющая границы мировоззрения;
  4. поддержание здоровья как фундамента для новых начинаний.

Ко второй группе относят потребности социального характера:

  1. Трудовая деятельность, способствующая материализации духовных запросов.
  2. Нравственные ориентиры, используемые для сопоставления собственных взглядов на ситуацию с общепринятыми идеалами;
  3. Патриотическая составляющая поступков, ориентирующая индивида на защиту и любовь к отечеству.

Последовательность реализации запросов обеих групп нельзя назвать линейной. Чаще она сопряжена с материальными нуждами и внутренним миром субъекта.

Потребность в познании


Человек, чувствующий необходимость узнавать новое, стремится разнообразить будни, расширяет кругозор через курсы, мастер-классы, литературные произведения. Природный интерес к внешним факторам побуждает людей принимать активные действия для повышения уровня знаний и способностей. Если потребность не удовлетворяется, личность замыкается и может отрицательно относиться к переменам.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – способность самостоятельно развивать разум, заботиться о личностном росте, воспитывать положительные качества личности. Процесс саморазвития является интеллектуальным, предполагает осознанность человеком собственного места в мире, мотивов, результатов деятельности. Одновременно процесс является волевым, зависит от конкретной ситуации и образа жизни индивида.

Стратегия саморазвития

На этапе самосовершенствования важно проводить аналоги со вчерашним существованием. Осознание личностного развития положительно отражается на новых сферах жизни

Мечты становятся смелее, планы далеко идущими, появляется надежда на будущее. Для идеального самосовершенствования нужно четко определить цели.

Важно! Неуверенность и страх разрушительно действуют на исход событий. Не стоит оглядываться на других, люди свободны в выборе действий и желаний

Любимое дело

Любимое дело заряжает энергией для самореализации, придает смысл действительности, вдохновляет на подвиги, помогает выразить индивидуальность. На пути к цели индивиды используют собственный талант, умственные и физические способности. Человек, посвящающий большую часть времени творчеству или бизнесу, по доброй воле не откажется от любимого дела.

Любовь и счастье

Любовь – доброта, дарующая людям положительные эмоции, и потребность осчастливить всех вокруг, наслаждаясь чужим счастьем как олицетворением собственных чувств. Потребность излучать любовь сильнее материальных нужд, статуса в обществе и успеха в бизнесе. Каждый человек желает чувствовать себя нужным и востребованным окружающими людьми. Одиночество наводит тоску и скуку, создает, прежде всего, ощущение внутренней пустоты.

Понятие

Социальные потребности человека указывают на то, что индивид не может жить один. Он жаждет любви, дружбы, других положительных чувств, которые появляются при общении двух и более лиц.

Нереализованные социальные потребности не приводят к смерти, но могут серьезно снизить качество жизни. Поэтому необходимо задумываться над тем, как их реализовать.

Под термином «социальные потребности» психологи понимают такой вид нужды, который удовлетворяется не только общением

Индивиду важно получать оценку своей деятельности, обратную связь от других людей

Происходит этому, потому что человек – это не только единица биологического вида. Его психика представлена сложным и многокомпонентным механизмом, который отличается от животного.

Индивид хочет делать нечто значимое для коллектива, что даст ему признание и похвалу. Если он однажды получил это, то стремится повторить опыт. Именно нужда в положительных эмоциях служит толчком для осуществления полезной деятельности.

Психологи считают, что именно социальные потребности могут способствовать развитию личностной сферы индивида. В нее входят поступки человека, его мотивация, особенности восприятия информации и т.п.

Психологи уверены, что именно социальные потребности вынуждают индивида активно действовать. Ради получения признания он трудится, участвует в общественной жизни.

Для полноценного существования человеку нужно удовлетворить две группы потребностей. Первая – это нужда в еде, питье, отдыхе и т.п. Вторая – потребность в общении и признании.

Возможности удовлетворения духовных потребностей

Потребность в чувстве прекрасного закладываются в человека с самого раннего детства. Именно в это время индивид переживает все формы окружающего миры, как нечто яркое и красочное. Поэтому психологи отмечают, что детский возраст – это идеальный период, когда в будущую личность можно заложить эстетические и духовные качества, которые позволят ей раскрыться в полном объеме при взрослении. Дети, воспитанные на любви к природе, на добрых сказках с моральным подтекстом, на нежных колыбельных, спетых матерью, в будущем менее подвержены стрессовым расстройствам и способны самостоятельно справиться с жизненными кризисами.

Человек, который столкнулся в зрелом возрасте с тем, что ему трудно удовлетворять свои духовные потребности, может прибегнуть к следующим советам психологов. Они могут показаться довольно банальными на первый взгляд, одна это ни в коей мере не умаляет их эффективности.

Итак, жажду реализовать свои духовные качества можно с помощью:

  1. Выезды на природу и путешествия. Каждому знакомо чувство умиротворения, которое возникает у человека, гуляющего в лесу или смотрящего на то, как мирно бежит вдаль река. Не уставайте любоваться на красоту окружающего мира и восхищаться его многогранностью. Позволяйте себе хотя бы раз в две недели выехать за пределы города и посмотреть на закат, прикоснутся к шершавой коре сосны или дуба, послушать пение птиц. С помощью такого нехитрого метода можно всегда оставаться в гармонии с самим собою.
  2. Полюбите искусство. Архитектура, музыка, литература, танец, живопись – существует масса путей для того, чтобы выражать свои духовные потребности и удовлетворять их с помощью культуры. Выберите направление себе по душе и посещайте концертные залы, оперу, художественные выставки или театральные постановки. Читайте книги и слушайте симфонии, придуманные великими композиторами. Психологи уверены, что индивиду не грозит никакой стресс, если он надежно защищен своей приверженностью к миру искусства.
  3. Научитесь слушать самого себя. Выделяйте в день хотя бы 10 минут на то, чтобы послушать свой внутренний голос, ведь ему известно очень многое. Для этих целей идеально подойдет спокойная прогулка в безлюдном парке или медитация. Не бойтесь задавать своему внутреннему «Я» интересующие вас вопросы, это вовсе не признак раздвоения личности или шизофрении, а попытка познать самого себя, которая поможет достичь гармонии.
  4. Заведите домашнее животное. Анималотерапия – это эффективная форма психотерапии, когда человек активно взаимодействует с пушистым питомцем. Она позволяет снизить напряжение, вернуть улыбку на лицо и расслабиться. К тому же защищая и оберегая более слабое существо, человек стает сильнее.
  5. Не бойтесь творить. Даже если у личности нет никаких талантов, это не означает что нужно лишать себя удовольствия создавать что-то новое. Творить можно только для себя: писать «в стол» рассказы или стихотворения, неумело рисовать цветочные натюрморты, перебирать струны гитары, лепить из глины горшочки. Пускай это будут неуклюжие поделки, но зато они помогут удовлетворить духовный голод, а значит, личность станет более счастливой.

Напоследок хочется сказать, что духовные потребности удовлетворяются тяжелее потому, что они безграничны и требует к себе трепетного внимания и долгой подготовки. Однако методом проб и ошибок, обучаясь и обжигаясь, личность способна найти дорогу к тому, как их реализовывать. А это способно привести ее к устойчивой гармонии и ощущению, что она живет в этом мире не напрасно.

Личностные потребности и мотивация

Мотивационный процесс человека характерен тем, что он представляет собой совокупность различной направленности деятельности индивидуума. Она может заключаться как в стремлении достижения определенной цели, так и в попытках любым способом избежать ее, выражаться в решении вопроса о том, должно быть реализовано определенное действие или же нет.

Характерным является то, что данные сложные процессы в сознании сопровождаются определенным эмоциональным всплеском, который может найти свое проявление в возбуждении, волнении, радости или страха. Также мотивационные процессы нередко сопровождаются субъективным ощущением внезапного роста или упадка сил.

Можно утверждать, что личностные потребности и мотивация связаны между собой, поскольку именно она определяет целенаправленность действий индивидуума, являясь движущим механизмом в принятии решений, собранности, преодолении возникающих преград и трудностей. Дело в том, что под мотивацией подразумевают не только совокупность конкретных мотивов, подталкивающих к достижению целей.

Мотивация – это набор психофизиологических процессов, влияющих на целенаправленность действий и уровень внутренней энергии, которая является необходимой для выполнения этих самых действий.

Следует отметить, что мотивация является своеобразным следствием возникающих у индивидуума потребностей. По сути, она представляет собой своеобразный «посредник» между возникающей потребностью и реальными физическим активными действиями, выражаясь в виде психического «побуждения к движению». Этим также объясняется тот факт, что за, казалось бы, одинаковыми действиями разных индивидуумов, стоит совершенно разная мотивация и причина.

Связь с другими понятиями

Есть мнение, что понятие потребности, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии:

  • с культурным уровнем и личностью индивида
  • с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Врождённый драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма.

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага.

Степенью удовлетворения определённых потребностей человека является благосостояние.

Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение.

Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений).

Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение.

Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация.

Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека.

Потребность — состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности.

Потребности растительных форм жизни минимальны — для жизнедеятельности и построения своих тел им, в большинстве случаев, необходимы — свет, вода и минеральный субстрат.

Потребности животных более сложны. Однако в большинстве случаев, биологическую основу потребностей животных можно свести к базовым инстинктам живой материи — питание, сон, размножение, страх (или замещающие в его отсутствие другие чувства).

Потребности человека представляют собой самую неоднозначную категорию исследования и обуславливаются, помимо общей с животными первой сигнальной системой, наличием сложной психической организации, представленной второй сигнальной системой — мышлением и речью.


С этим читают