Особенности психического развития у детей-дошкольников

Становление характера в дошкольном детстве

Каковы особенности психического развития личности в дошкольном возрасте? Прежде всего, на основе взаимоотношения со сверстниками, а также с родителями у ребенка начинает формироваться самооценка, выражающая восприятие им самого себя и собственной деятельности. Именно этот фактор во многом станет определять особенности социализации ребенка в будущем, сделав ее существенно легче, либо затруднив ее.


Однако далеко не всегда самооценка ребенка формируется достаточно адекватно и зачастую она может деформироваться под влиянием таких факторов, как давление взрослых, их отказ от восприятия ребенка таким, каков он есть на самом деле. Результатом этого часто становятся повышенный уровень тревожности, агрессии, страх перед окружающими людьми.

Поскольку дошкольник имеет уже довольно четкое понимание того, что вызывает у него симпатию, а что – нет, в ответ на некоторые раздражители у него могут проявляться такие качества, как тревожность и агрессивность. Однако далеко не всегда эти качества играют в процессе его социализации негативную роль. К примеру, агрессивность, не выходящие за пределы нормы, является обязательным отличительным качеством лидера, фундаментом целеустремленности; а тревожность – качеством, формирующим наблюдательность, способность к самоконтролю и самоорганизации.

Этапы психического развития

Дети в возрасте от 3 до 7 лет относятся к категории дошкольников. Психическое развитие дошкольника условно делят на три этапа (каждый человек уникален и, даже у здорового дошкольника, могут быть незначительные возрастные отклонения):

Наименование Возраст
1 младший 3-4 года
2 средний 4-5 лет
3 старший 5-7 лет

Все три этапа оказывают свое влияние на развитие психических процессов дошкольников. Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях, похожих на возрастной кризис, когда развитие личности не соответствует физическим и психическим возможностям ребенка, и наоборот. Возрастные особенности психического развития дошкольников особенно проявляются в три года и в семь лет. В эти периоды помимо членов семьи, ежедневно окружающих дошкольника, появляются в его жизни преподаватели, ровесники и более старшие дети. Ребенок открывает для себя все возможности человеческих взаимоотношений. В зависимости от того, как он будет реагировать на происходящее (принимать участие в играх, проводить время в садике в одиночестве, капризничать или смеяться), можно оценивать его состояние психики.

В детстве дети задают множество вопросов, интересуются всем, что происходит вокруг них. В разговорах со старшими людьми младшие ребята (3-4 года) требуют, чтобы к ним относились серьезно, “на равных”. Такие разговоры принято называть познавательными процессами.

Развитие познавательных психических процессов дошкольников влияет на будущие взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми. Если дошкольник не получает ответов на свои вопросы, он становится упрямым и негативно реагирует на происходящие вокруг него события. Психическое развитие старших дошкольников основывается на активной совместной деятельности как со взрослыми, так и с ровесниками. В деятельности старших ребят (6-7 лет) появляются такие формы взаимоотношений как выполнение общего дела, контроль за действиями окружающих, помощь другим участникам игр, осознание и исправление своих собственных ошибок.

Предварительный просмотр:

Раннее детство — возраст от рождения до 3 лет — особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.

Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами.

Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи.

Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого

Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой — дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.

Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.

У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.

К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.

Особенности формирования нервной системы ребенка


Развитие психики малыша начинается за несколько месяцев до его появления на свет, еще в утробе матери. На разные звуки и другие внешние раздражители плод реагирует определенным образом: он начинает вести себя более активно или, наоборот, затихает. Происходит это благодаря его нервной системе, что, в свою очередь, отражается на психике малыша. Эти два понятия неразрывно связаны между собой.

Развитие нервной системы в первый год жизни ребенка происходит стремительно, в несколько раз быстрее, чем во все последующие годы его жизни. Так, если мозг новорожденного весит 1/8 часть массы его тела, то к годовалому возрасту его вес увеличивается вдвое. И хотя дальше темпы развития замедляются, они приобретают несколько иной характер, и направлены больше на развитие психических навыков. После появления малыша на свет, его мозг не только не перестает расти, но и продолжает активно формироваться.

Можно с уверенностью сказать, что психика – это ответ на активность нервной системы человека, а психическое развитие ребенка – процесс сложный и уязвимый. Изначально на него оказывает влияние наследственно-биологический фактор. Позже подключается социальный спектр и взаимоотношения родителей в семье. Для разного возраста характерны свои особенности психического развития ребенка. На возрастных нормах остановимся более детально.

Особенности возраста

Особенности возраста 6-7 лет таковы, что дети быстро взрослеют. Психическое и личностное развитие проходит быстрее – они учатся, общаются, быстро запоминают все новое. Теперь у детей появляется ощущение, что они уже достаточно взрослые.

  1. Школьник хочет участвовать в жизни семьи, принятии решений (куда ехать отдыхать, что покупать, как проводить праздники и т.д.).
  2. Стремится скорее стать взрослым, избавиться от своего детства (часто смеется над прошлыми увлечениями, одеждой, интересами).
  3. Старается больше походить на взрослого (выбирает более взрослую одежду: например, девочкам хочется носить сумочку, туфли с каблучком).
  4. Хочет самостоятельно принимать решения (малыш борется за возможность выбора).
  5. Пытается позиционировать себя в коллективе, стремится стать популярным.
  6. Ищет похвалу взрослых. Ему необходим знать, что он нужный, ценный, что поступает правильно.

Такие особенности характерны для взрослеющих девочек и мальчиков. Сейчас у них разные интересы, потребности, но в целом возрастные особенности одинаковы для всех.

Кризис 7 лет

В 7 лет (или чуть позже) происходит кризис взросления: у детей наступает пора, когда хочется скорее повзрослеть. Они очень гордятся своим новым статусом школьника, и им необходимо чувствовать себя более самостоятельными, взрослыми.

Сильно меняется поведение детей в этот период. Они ищут себя, стараются понравится коллективу, влиться в новое общество (школа, класс). Родители отмечают, что совершенно не узнают своего ребенка после начала школьного обучения. Некоторые дети меняют свой характер, становятся более агрессивными или, наоборот, тихонями

В этом возрасте для них важно следовать общему настроению в коллективе

В кризисный период ребенку сложно, и родителям нужно это понимать. Ругать его за несвойственное поведение неправильно. Старайтесь больше говорить, обсуждать, что и зачем он делает. Так ему будет проще разобраться в себе.

Обучение и развитие

Нормальное психическое развитие невозможно без целенаправленного обучения. В 6-7 лет дети нуждаются в получении новых знаний. Детский сад и школа, общение со сверстниками, игры, занятия помогают им получить достаточно информации для развития. Ограждать детей от чего-то из этого списка нельзя – это плохо повлияет на их личность, характер, психику.

Три компонента мышления у детей

В возрасте 6-7 лет у детей отмечаются некоторые особенности мышления. Можно выделить три основных компонента мыслительной деятельности:

  1. Мотивация.
  2. Регуляция (возможность планирования, воля).
  3. Операционный компонент (сформированный план действий, занятий).

Очевидно, что психическое развитие в этом возрасте уже качественно отличается от развития ребенка еще 2 года назад. Тогда не было возможности планировать, учитывать последствия своих действий, отсутствовала воля. Теперь развитие мышления позволяет детям лучше сосредоточиться на учебе, делать успехи.

Развитие речи

Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Мышление детей стимулирует потребность общаться, обсуждать, высказывать собственное мнение. Младший школьный возраст выводит развитие речи на новый этап:

  • речь уже носит контекстный характер (малыш знает, когда и что нужно или можно говорить);
  • речь регулируется (знает, как обращаться ко взрослым, что следует говорить в конкретном случае);
  • совершенствуется произношение, уходят некоторые дефекты;
  • проявляется смысловая сторона речи, то есть речь уже гораздо осмысленнее.

Перед тем как разрешить малышу поступить в первый класс, его будет проверять логопед.

Главные функции речи

Можно выделить 3 главные функции речи для детей 6-7 лет:

Коммуникативная

Речь необходима для общения с родителями, учителями, друзьями

Важно, чтобы словарный запас был достаточно богатым – тогда возможно полноценное общение

Обучающая

Здесь играют важную роль механизмы мышления и восприятия. Малыш слышит, понимает, запоминает материал. Его речь обогащается специальными терминами.

Регулирование

Данная функция позволяет осуществлять устное планирование.

Особенности развития речи необходимо учитывать еще раньше, в 4-5 лет. Родители должны контролировать свою речь, ведь их ребенок учится, слушая самых близких ему людей, и неосознанно воспринимает их речь за образец.

Дети с психическими нарушениями развития


Каждый человек в школе или в повседневной жизни хотя бы раз сталкивался с ребенком, который по уровню развития психики сильно отличается от «нормальных» детей. Причем он может быть хорошо сложен физически, но при этом крайне медленно читает, не умеет выстраивать логические цепочки между действиями или же просто общаться со сверстниками. Таким детям специалисты нередко ставят диагноз «задержка психического развития».

Вся сложность ситуации состоит в том, что родители могут до определенного момента и не подозревать об этой особенности психического развития. Дети с таким диагнозом внешне ничем не отличаются от ровесников. Но у них часто возникают проблемы с адаптацией в коллективе и проблемы с успеваемостью в школе.

Родителей должны насторожить следующие моменты в психическом развитии ребенка:

Речь. К этому пункту относятся не только проблемы логопедического характера, но и лексико-грамматического. Невнимательность

Дети с задержкой психического развития обычно обладают повышенной двигательной активностью, они постоянно отвлекаются, не могут сконцентрировать свое внимание на каком-то одном предмете. Нарушение восприятия

Ребенок не воспринимает и не может найти знакомые ему предметы в новой обстановке, не запоминает имена людей.

Дети с нарушениями психического развития требуют повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Для изучения материала им требуется гораздо больше времени и терпения, чем одноклассникам.

Особенности

Особенности развития психических процессов дошкольников оцениваются по их поведению в различных социальных ситуациях – во время знакомства с новыми людьми, во время игр со сверстниками, в процессе обучения. Игра в психическом развитии дошкольника:

  • учит общаться с другими детьми и взрослыми жестами и связными фразами;
  • учит подчиняться установленным для всех правилам, несмотря на возникающие у каждого эгоцентричные желания;
  • формирует нравственные чувства (что можно делать, а что нельзя);
  • формирует новые потребности – лидерство, командный дух, самостоятельность.

Социальные обстоятельства

Главная характеристика психического развития дошкольника – его социализация. В возрасте от трех до семи лет сводится к минимуму совместная деятельность детей и родителей. Изучение окружающего мира и человеческих взаимоотношений происходит с помощью игр (сюжетной и ролевой ведущей деятельности), в которых малыш повторяет действия взрослых в различных бытовых ситуациях, а ровесники становятся более значимыми партнерами в игре.

Ведущая деятельность

Ребята с помощью игр учатся оценивать свое место в окружающем их социуме, свои действия по отношению к друг к другу и незнакомым взрослым (установление межличностных взаимоотношений).

Особенности психического развития детей дошкольного возраста, определяемые ведущей деятельностью (игрой):

  • мотивация и потребности – освоение функций, смысла и целей какой-либо человеческой деятельности. Пример: всем известна игра детства “дочки – матери”, игра “в семью”. Девочки выбирают себе “мужей” из мальчиков, катают кукол в колясках (или командуют детьми помладше), имитируют бытовую деятельность – совершают покупки за деньги-листики, готовят еду, обедают и т.п. Всему этому их никто не учит – они эти действия видят в своих семьях и повторяют их, “вживаясь” в выбранную роль.
  • В дошкольном детстве, играя со сверстниками на детских площадках, малыш учится предвидеть реакцию окружающих на свои эгоцентричные действия, тем самым, координирует свои дальнейшие поступки. Например, учится не брать без разрешения чужие игрушки.
  • Планирование своих и чужих действий, развитие лидерских качеств и умения играть в команде. Придумав что-то в своей голове, дошкольник начинает воплощать мечту в реальность, например, чтобы поиграть в какую-либо игру,. собирая вокруг себя необходимое количество участников.
  • Подчинение правилам. Во время игры между двумя и более ровесниками устанавливаются путем договоренности определенные правила. В дальнейшем, это умение помогает в будущем слушаться учителей в школе и не нарушать школьные правила и требования родителей.

Научившись оценивать свои желания, мотивы своих поступков, иерархию отношений между людьми, ребята быстрее осваиваются в образовательном учреждении, становятся более послушными и внимательными.

Психические новообразования

Основные новообразования возрастной категории от 3 до 7 лет – это улучшение ориентации, исследовательской деятельности, памяти и образного мышления. Ребенок учится рассказывать о происходящем вокруг него, появляется самооценка и эмоциональная стабильность, формируется его психологический портрет, увеличивается продуктивная деятельность (появляется интерес к спорту, музыке, литературе, рисованию).

В современном обществе у родителей есть потребность в том, чтобы ускорить или даже перескочить дошкольное детство. В таких случаях, дети с трех лет занимаются по типу школьного образования (уроки, перемены, строгие учителя). Данное новомодное вмешательство в особенности психического развития ребенка дошкольника, может негативно сказаться на его будущем – пробелы в становлении умственных и личностных качеств, односторонность развития.

Мир психологии

В современной психологии существует очень много подходов к изучению Личности, каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах, структуре, о развитии и о периодизации. Хронологически этапы практически одинаковы, но объяснения разные.

Личность – понятие, введенное как объяснительная категория. Впервые поставил проблему Личности Фрейд. Он впервые вскрыл механизмы развития человека и его становление Личности. Источник развития Личности – потребности, без которых человек не может выжить. Секс – потребность продолжения рода. Если секс потребности не удовлетворяются, появляется либидо.

Адлер и Юнг – аналитический подход. Адлер – власть – потребность. Юнг – коллективное бессознательное, архитипы.

Карен Хорни – базальная тревога. Человек должен жить среди близких людей, без них нарушаются привязанности, без них не может быть сформированной Личности.

Маслоу –потребности.

Эриксон – стадии до смерти.


Гуманистическая психология (Роджерс, Фромм) – поменяли направление Личности. Человек – самая большая ценность.

Франкл – у Личности должны быть смыслы, акценты.

Факторы, влияющие на развитие Личности:

1. Биологические:

  • наследственные – особенности человека присущие виду;
  • врожденные – условия внутриутробной жизни.

2. Социальные – связаны с человеком как общественным существом:

  • косвенные – окружающая среда;
  • прямые – люди, с которыми человек общается, социальная группа.

3. Собственная активность – реакция на раздражитель, простые движения, подражание взрослым, самостоятельная Деятельность, способ к самоконтролю, интериоризация – переход действия во внутренний план.

Движущие силы – разрешение противоречий, стремление к гармонии:

  1. Между новыми и имеющимися потребностями.
  2. Между возросшими возможностями и отношением к ним взрослых.
  3. Между наличными умениями и требованиями взрослых.
  4. Между растущими потребностями и реальными возможностями.

Развитие Личности – процесс закономерного изменения Личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая анатомо-физиологическими предпосылками к развитию Личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в Деятельности (управляемой системой мотивов, присущих данной Личности) при посредстве взрослых.

В отечественной психологии существует проблема соотношения психического развития и развития Личности.

Божович не разделяет эти два пути.

Теория Ананьева основана на принципе разведения на онтогенез:

  • развитие человека как индивида – генетическая персоналистика, формой которой является жизненный путь человека;
  • развитие как субъекта – производственная Деятельность. Этапы: игра, обучение, высшие достижения, финиш. Феномен инфантильности – пример гетерохронности.

Петровский. Личность – системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной Деятельности и общении, и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Общее психическое развитие – развитие как Личности. Источник развития и утверждения Личности – возникающее в системе межиндивидуальных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью Личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной общности, референтной для индивида, принимать лишь те проявления ее индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этого общества.

В контексте этого необходимо включить этапы вхождения в группу:

  1. Адаптация.
  2. Индивидуализация.
  3. Интеграция.

Весь период от рождения до института – эра восхождения к социальной зрелости: эпоха детства, эпоха отрочества, эпоха юности.

Периоды эпох (макрофазы):

  1. ранний детский, дошкольный, младший школьный;
  2. средний школьный;
  3. старший школьный.

Микрофазы: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Вывод: Личность формируется и развивается в условиях конкретно-исторического существования человека, в Деятельности (трудовой, учебной и т.д.).

Ведущую роль в формировании Личности играет обучение и воспитание.

Схему вхождения в референтную группу можно перенести на всю жизнь. Суть подхода к периодизации – повторяющиеся этапы.


С этим читают