Джордано бруно

Смерть

Вернувшись из странствий по Европе обратно в Италию, Джордано Бруно тут же попал в руки инквизиции. По мнению ряда биографов, философ мог бы избежать смертного приговора, если бы не его выступления против монастырских прибылей и имений и не требования об их конфискации. Другие исследователи считают, что высказывания мыслителя о множественности миров и бесконечности Вселенной стали основной причиной, вызвавшей гнев инквизиции.


Но ведь и теории Галилея явно противоречили церковным доктринам, почему же к нему инквизиция отнеслась гораздо мягче и терпимей? По мнению исследователей, ответ на этот вопрос кроется в методах, которыми пользовались мыслители. Галилео был классическим ученым, использовавшим математический инструментарий в разработке теорий. А Джордано, скорее, мистик, мыслитель, применявший вместо научных методов магию там, где не хватало аргументов.

Ряд биографов говорит о том, что казнь Джордано Бруно стала результатом не столько борьбы с наукой и просвещением, сколько борьбы за власть. Бруно был невероятно убедителен в своих учениях, а основные идеи его заключались в отвержении религии как таковой, что было довольно опасным вольнодумием в эпоху средневековья. Арестовали Бруно после доноса некоего Мочениго, обвинившего философа в ереси. Судебный процесс длился шесть лет, которые философ провел в заточении в римской тюрьме.

Ряд исследователей считает, что инквизиция дала возможность бывшему священнику отречься от ереси и остаться в живых, но тот отказался. Текст приговора, который вынесла инквизиция в отношении еретика Джордано, был утерян, известно лишь, что вина заключалась вовсе не в научных теориях, а в богохульстве бывшего служителя церкви. Именно угроза церковной власти стала основной причиной казни непокорного и упрямого философа.

Личность Джордано Бруно настолько неординарна, что мифов о нем ходит больше, чем фактов реальной биографии. Связано это с неоднозначным отношением исследователей к его теориям и учениям. И действительно, ряд интересных фактов имел место в жизни мыслителя. Так, еще в период жизни при монастыре брат Джордано высказывал сомнения в непорочности зачатия Девой Марией, приводя в ужас святых отцов. Этот факт потом часто припоминала инквизиция во время судебного процесса.

Длительная работа во Франции, несмотря на неприятие местными служителями церкви идей философа, объясняется феноменальной памятью

На нее обратил внимание Генрих III и просил научить его мнемонике. С той же просьбой позднее обратился к Бруно аристократ из Венеции, однако позднее именно Мочениго написал донос на своего учителя, обвиняя его в еретических высказываниях

По словам вельможи, Джордано считал Иисуса магом и утверждал, что смерть его была случайной, а вовсе не искупала грехи человечества, а человеческие души не бессмертны в том смысле, которое вкладывают в это понятие христиане, а подвергаются реинкарнации после смерти физического тела.

Приговор, вынесенный в итоге философу, звучал как «казнь без пролития крови», что означало смерть на костре. А труды Джордано Бруно значились в списке литературы, запрещенной католической церковью, вплоть до середины ХХ столетия.

Сейчас же на площади Цветов в Риме стоит памятник мыслителю, считавшему себя мучеником. Но даже открытие памятника прошло со скандалом и антикатолической демонстрацией. Еще один интересный факт заключается в том, что, вопреки желанию церкви, спустя столетия светское общество реабилитировало философа: в 1973 году в Италии даже вышел фильм с одноименным названием, и даже кратер на Луне носит имя Джордано Бруно.

Краткое жизнеописание

Родился он в Италии, близ Неаполя, в маленьком провинциальном городке Нола, за что сам дал себе прозвище Ноландец и иногда подписывал им свои труды. Детство и юные годы будущего философа прошли в благоприятной обстановке созерцания и изучения природы.

В десять лет Бруно переезжает в Неаполь к своим родственникам, которые содержали учебный пансион, и продолжает свое образование, уже опираясь на знания учителей. Затем, достигнув пятнадцатилетия, становится послушником доминиканского монастыря в надежде еще расширить границы своего образования. В это же время он пробует себя в литературе, написав комедии «Светильник» и «Ноев ковчег», высмеивающие нравы современного писателю неаполитанского общества.

Из-за своих взглядов на католицизм и несколько большую свободу действий, чем предполагалось для монаха-доминиканца, Бруно преследовался инквизицией и вынужден уйти из Неаполя. После долгих странствий по городам Италии он добрался до Женевы. Но найти там для себя работу не смог, хоть и был радушно принят кальвинистами, отчего отправился в Тулузу для преподавания философии и астрономии в университете. Из-за радикальных взглядов на учение Аристотеля, критику и открытые нападки на античного мыслителя был предан остракизму среди коллег и занимал ведущие позиции в рейтинге любви у студентов, которым понравился необычный подход к обучению.

В конце концов ему приходится уехать в Париж

Там Джордано Бруно занимается научной и литературной деятельностью, чем привлекает внимание короля Генриха III. Последний за исключительные заслуги назначает философа экстраординарным профессором и поощряет его на продолжение научных изысканий

Несмотря на все радушие, оказанное монархом, радикальность взглядов и сложное положение еретика в глазах католической церкви вынуждают Бруно покинуть Францию и уехать в Англию. Но там его тоже преследует инквизиция, хоть и не в той мере, как на материке. В конечном итоге он все-таки возвращается в Италию, живет спокойно некоторое время, издавая свои научные и литературные труды. Однако в 1600 году церковная «полиция» арестовывает Бруно, предъявляет ему обвинение и приговаривает к сожжению. Философ воспринял решение о казни стоически и 17 февраля был публично казнен на площади Цветов в Риме.

Космология

В эпоху Возрождения было мало исследователей, столь сильно переосмысливших космологию и строение вселенной, как Джордано Бруно. Открытия ученого по этим вопросам изложены в трудах «О безмерном и неисчислимых», «О бесконечном, Вселенной и мирах» и «Пире на пепле». Идеи о натурфилософии и космологии Бруно стали революционными для современников, из-за чего их и не приняли. Мыслитель исходил из учения Николая Коперника, дополнив и усовершенствовав его. Основные космологические тезисы философа были таковы – вселенная бесконечна, далекие звезды – аналоги земного Солнца, мироздание представляет собой единую систему с одинаковой материей. Самой известной идеей Бруно стала теория гелиоцентризма, хотя предложил ее еще поляк Коперник.

В космологии, как и религии, итальянский ученый исходил не только из научных соображений. Он обращался к магии и эзотерике. Поэтому в будущем некоторые его тезисы были отвергнуты наукой. Например, Бруно считал, что вся материя одушевлена. Современные исследования опровергают эту идею.


Также для доказательства своих тезисов Бруно часто прибегал к логическим рассуждениям. Например, очень показателен его спор со сторонниками теории о неподвижности Земли (то есть геоцентризма). Свою аргументацию мыслитель привел в книге «Пир на пепле». Апологеты неподвижности Земли часто критиковали Бруно с помощью примера о камне, сброшенном с высокой башни. Если бы планета вращалась вокруг Солнца и не стояла на месте, то падающее тело упало бы не прямо вниз, а несколько в другом месте.

В ответ на это Бруно предлагал свой аргумент. Он защищал свою теорию с помощью примера о движении корабля. Люди, прыгающие на судне, приземляются на одну и ту же точку. Если бы Земля была неподвижна, то на плывущем корабле такое было бы невозможно. Значит, рассуждал Бруно, двигающаяся планета тянет за собой все, что на ней находится. В этом заочном споре со своими противниками на страницах одной из своих книг итальянский мыслитель очень близко подобрался к теории относительности, сформулированной Эйнштейном в XX столетии.

Другим важным принципом, высказанным Бруно, была идея об однородности материи и пространства. Ученый писал, что, исходя из этого, можно предположить, что с поверхности любого космического тела, вселенная будет выглядеть приблизительно одинаково. Кроме того, космология итальянского философа прямо гласила о действии общих законов в самых разных уголках существующего мира.

Жизнь и деятельность Джордано Бруно

Он родился в 1548 году в городке Нола, в семье обедневшего дворянина. При рождении получил имя Филиппо. Атмосфера, в которой он рос и воспитывался, была весьма фривольной и легкомысленной по отношению к религии. Ребенок был смышленым и любознательным. Многие его вопросы ставили взрослых в тупик. В 14 лет Бруно переезжает в Неаполь. Там он посещает университетские лекции по философии и словесности. Денег катастрофически не хватает. Поэтому 17-летний юноша становится послушником монастыря святого Доминика. Он меняет имя на Джордано.

В монастырской библиотеке Бруно усердно штудирует труды и Аристотеля, а также Фалеса и Гераклита, изучает работы польского кардинала Николая Кузанского. Он воистину ошеломлен откровениями древних философов, а еще больше — идеей о вращении Земли с других планет вокруг Солнца. Суммировав все накопленное знание, Бруно создает свою концепцию, в основе которой лежит представление о всеобщей одушевленности материи.

Параллельно Джордано много занимался наукой о развитии памяти — мнемоникой. Его слава достигает Рима. Тогдашний папа Пий V лично приказывает зачислить Бруно в число учеников высшей богословской школы. В 24 года Бруно становится доктором философии, получает священнический сан, однако в христианскую веру не переходит. Он считает, что владеет истинным знанием и теперь его миссия – донести свет правды людям. Особенно достается схоластике Фомы Аквинского. Монахи и их начальство в ужасе. Ввиду начавшегося расследования Бруно спешно оставляет монастырь.

Долгие годы он странствует по разным странам Европы, на некоторое время оседает в Женеве, увлекается протестантскими идеями. Однако вскоре Бруно понимает, что кальвинизм тоже не свободен от догматов. За публичную критику церкви он попадает в тюрьму и чтобы освободиться вынужден изобразить раскаяние.

В возрасте 36 лет Бруно попадает во Францию. Здесь он преподает, обучает короля мнемоническому искусству, становится широко популярен. Тем не менее, слава эта – слава мага и чародея, а не ученого. Он искал и не находил единомышленников. Трудами по мнемонике восхищались многие, а вот идеями мировой души и бесконечности Вселенной – почти никто. Бруно часто бывал неосторожен на язык, саркастичен и резок в оценках конкретных личностей, поэтому многие его откровенно ненавидели и боялись.

В 1584 году главная книга Бруно — «О бесконечности Вселенной и мирах» — увидела свет. В нем развиты идеи Коперника и выстроена собственная, пантеистическая концепция мироздания. Вселенная Бруно – это бесконечность, состоящая из беспредельного множества миров, а Бог растворен в этой бесконечности. Все попытки Бруно обрести единомышленников заканчиваются ничем. Попытка занять кафедру математики в Падуанском университете также терпит наудачу. Репутация еретика и чернокнижника закрывала перед ним двери учебных заведений.

Бруно снова скитается по Европе, проповедует свое учение, становится автором философских сонетов, сочиняет антирелигиозную комедию «Подсвечник», а также дает частные уроки. В 1591 году, по доносу одного знатного венецианца, начинается долгое расследование по делу Бруно, которое ведет католическая инквизиция. 8 лет судьи безуспешно пытались добиться покаяния Бруно. 17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен на площади Цветов в .

Спустя три века на месте казни был установлен памятник Джордано Бруно.

ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600)

Джордано Бруно — великий итальянский ученый ученый, философ, поэт, пламенный сторонник и пропагандист учения Коперника. С 14 лет обучался в доминиканском монастыре и стал монахом, сменив подлинное имя Филиппо на Джордано. Глубокие знания получил путем самообразования в богатой монастырской библиотеке. За смелые выступления против догматов церкви и поддержку учения Коперника Бруно вынужден был покинуть монастырь. Преследуемый церковью он долгие годы скитался по многим городам и странам Европы. Везде он читал лекции, выступал на публичных богословских диспутах. Так, в Оксфорде в 1583 г. на знаменитом диспуте о вращении Земли, бесконечности Вселенной и бесчисленности обитаемых миров в ней он, по отзывам современников, «раз пятнадцать заткнул рот бедняге доктору» — своему оппоненту.

В 1584 г. в Лондоне вышли его основные философские и естественнонаучные сочинения, написанные на итальянском языке. Наиболее значительным был труд «О бесконечности вселенной и мирах» (миром называли тогда Землю с ее обитателями). Вдохновленный учением Коперника и глубокими общефилософскими идеями немецкого философа XV в. Николая Кузанского, Бруно создал свое, еще более смелое и прогрессивное о мироздании, во многом предугадав грядущие научные открытия.

Идеи Джордано Бруно на целые столетия обогнали его время. Он писал «Небо… единое безмерное пространство, лоно которого содержит все, эфирная область, в которой все пробегает и движется. В нем — бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли… разумом мы заключаем о бесконечном количестве других»; «Все они имеют свои собственные движения… одни кружатся вокруг других». Он утверждал, что ни только Земля, но и никакое другое тело не может быть центром мира, так как Вселенная бесконечна и «центров» в ней бесконечное число. Он утверждал, что изменчивость тел и поверхности нашей Земли, считая, что в течение огромных промежутков времени «моря превращаются в континенты, а континенты — в моря».

Учение Бруно опровергало священное писание, опирающееся на примитивные представления о существовании плоской неподвижной Земли. Смелые идеи и выступления Бруно вызывали ненависть к ученому со стороны церкви. И когда в тоске по родине Бруно вернулся в Италию, он был выдан своим учеником инквизиции. Его объявили в богоотступничестве. После семилетнего заточения в тюрьме его сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Теперь здесь стоит памятник с надписью «Джордано Бруно. От столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер».

1 мая 2000 года

См. также:  Орбитальный Космический телескоп Хаббла  Спиральная галактика NGC 2997 в телескопе VLT  Трехмерная карта Вселенной по данным SDSS  Анизотропия микроволнового фона во Вселенной  Каким будет конец Вселенной  Глубокий обзор: происхождение галактик  Медленный взрыв  Возраст Вселенной по микроволновому фоновому излучению  NGC 3621: за пределами местной группы галактик  Слухи странной Вселенной

См. также в новостях:  11-07-2005 14:59 | «Кризис в космологии»: а был ли Большой взрыв?  07-12-2003 16:19 | Создана трехмерная карта Вселенной  09-10-2003 15:21 | Ученые установили, какой формы Вселенная

| Версия для печати | Ключевые слова | Оглавление

Жизнь и открытия Джордано Бруно

Конец семнадцатого века ознаменован трагическим уходом Джордано Бруно. Рожденный в 1548 году, один из самых ярких последователей учений Коперника прожил 52 года, развивая его теорию о бесконечности Вселенной во времени и пространстве.


Подвергшись смерти от рук инквизиции, даже сегодня философ не вошел в пересмотренные взгляды католической церкви относительно ряда казненных инквизицией ученых средневековья. Церковь до сих пор придерживается мнения о верности решения, принятого в отношении естествоиспытателя.

Рождение и юные годы

При рождении мальчик получил имя Филипп, лишь годы спустя он будет наречен именем, ставшим известным для всего мира.

Семья, в которой родился Филипп, была не богата, отец служил наемным солдатом, мать была крестьянка.

За последующие полвека философ проделает большой путь от рождения до смерти от рук инквизиции.

  • В возрасте одиннадцати лет ребенок отправляется постигать науки в Неаполе. Там он наравне с диалектикой изучает литературу и логику.
  • Получив прекрасные рекомендации учителей, пятнадцатилетний Филипп переезжает в монастырь, где проводит последующие 10 лет своей жизни. Именно в монастыре молодой итальянец и будет наречен именем Джордано.
  • Живя в монастыре, юноша тщательнейшим образом изучает книгу Николая Коперника, посвященную небесным телам, что провоцирует его на выступления против идей Аристотеля. Не согласен юноша с учениями столь великих людей из-за несоответствия увиденного на практике с представленными данными.
  • В 1572 году молодой человек проводит первую службу в сане священника. Уже тогда, будучи знакомы с мятежными высказываниями собрата, служители церкви объявляют монаха еретиком.  Помимо Распятия в монашеской келье Бруно нет икон, он читает запрещенные книги и поведение молодого монаха мало соответствует правилам монастыря.
  • Через четыре года после проведения первой службы Джордано Бруно вынужден покинуть место служения и податься в бега. Выйдя из доминиканского ордена в двадцать восемь лет, он уезжает в Рим. Дальнейший путь философа проходит через Швейцарию и Францию в Англию. В Париже молодой итальянец пользуется покровительством Генриха III, который приглашает его ко двору для обучения искусству хорошей памяти. Так проходят два года безопасной жизни бунтаря. Получив королевские рекомендации, молодой человек уезжает в Англию.
  • Жизнь в Лондоне принесет мыслителю написание ряда трактатов, оставивших след в истории, один из которых прославил его имя в веках.
  • В возрасте тридцати восьми лет Джордано уезжает в Германию, где получает запрет на чтение лекций в Марбурге и начинает преподавательскую деятельность в другом месте.

Философ и наука

Главной идеей в учении итальянского мыслителя было саморазвитие природы. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а не замкнута.

Читая свои трактаты и лекции, Бруно не заручался поддержкой и вынужден был прекращать пропаганду своих идей. Однако, участник вынесения приговора философу признал его как человека, обладающего выдающимся умом и крайне начитанного.

Высказывания Джордано о вреде религии и, в частности, церкви и умение доносить мысли в массы стало главной причиной жесткого решения суда в отношении обвиняемого. Называя церковь основным препятствием для развития науки, философ не оставил себе шансов на более мягкий приговор инквизиторов.

В тридцать шесть лет Бруно пишет очередную работу, которую периодически рассматривают в качестве основы современной науки о природе. Тогда же он пишет пять диалогов, пропагандируя теории Коперника в астрономии, упоминая свои суждения по этому вопросу. Именно в данный период улавливается вера в сверхчеловека, миссию которого примеряет на себя философ.

Являясь ярым сторонником Коперника, мыслитель высказывает мнение о едином начале, дающем продолжению всему, что имеет Вселенная.

Помимо того, что идеи итальянца являлись лишь продолжением учения Коперника, Бруно первым предположил гипотезу о движении континентов, упомянул он и идею о том, что существуют далекие планеты, которые не видны человеку.

Смерть от инквизиции

Вернувшись на родину и приняв предложение обучить одного из представителей знати искусству хорошей памяти, Джордано попадает в руки инквизиции. Его арестовывают по доносу ученика, заявившего о богохульстве идей учителя и в течение шести лет держат в тюрьме Ватикана.

Отказавшись признать свои идеи неверными, Джордано Бруно был сожжен инквизиторами на костре. Философа признали еретиком, лишили сана и привели наказание в исполнение.


Биографы считают смерть мыслителя результатом крайней опасности вольнодумных учений Бруно.

Человек и Вселенная

Зарабатывал беглый монах лекциями и преподаванием

Его лекции привлекали повышенное внимание

Бруно был активным сторонником гелиоцентрической системы Николая Коперника и смело отстаивал её в диспутах. Но сам он пошёл ещё дальше, выдвинув новые тезисы. Он заявлял о том, что звёзды — это далёкие солнца, вокруг которых тоже могут существовать планеты. Джордано Бруно допускал наличие в Солнечной системе планет, о которых ещё неизвестно. Монах заявлял о бесконечности Вселенной и множественности миров, на которых возможно существование жизни.

Принято считать, что именно бесконечность Вселенной и множественность миров разгневали инквизицию до такой степени, что она начала охоту на Джордано Бруно.

На самом деле всё не так просто. Разумеется, святые отцы не были в восторге от того, что брат Джордано рушит до основания освящённые церковью канонические представления об окружающем мире.

Но если бы Бруно, как впоследствии Галилео Галилей, базировал свои выводы на чистой науке, к нему бы отнеслись мягче.

Однако Джордано Бруно был философом, базировавшим свои идеи не только на логическом мышлении, но и на мистике, при этом покушаясь на основополагающие постулаты католицизма — мы уже приводили в пример сомнения в непорочности зачатия Девы Марии.

Наука

Джордано Бруно писал философские трактаты, выступал на диспутах, читал лекции, но везде в итоге его вынуждали прекратить пропагандировать свои идеи. Сановник, который позднее участвовал в вынесении смертного приговора мыслителю, писал о том, что Джордано – это выдающийся ум, философ незаурядных знаний и начитанности.

Бруно решительно выступал против католической церкви и вообще против любой существующей на тот момент религии, называя их наиболее серьезным препятствием, которое предстоит преодолеть науке на пути своего развития. В 1584 году вышла в свет его работа «О бесконечности, вселенной и мирах».

Страница из рукописи Джордано Бруно

Эту его работу иногда рассматривают как основу современного материалистического природоведения, включая учение о материальном единстве мира и пространственной и временной бесконечности Вселенной.

В тот же период вышла работа «Пир на пепле», состоящая из пяти диалогов, посвященных пропаганде астрономических теорий Коперника. Наряду с ними автор высказывает свои идеи о бесконечности Вселенной и множественности миров. В этой работе впервые проявляется та вера в себя как сверхчеловека, мессию, которую часто приписывают философу современные исследователи.

https://youtube.com/watch?v=uXO4_KlBCq8

Продвигая идеи Коперника о вращении Земли и других планет по орбитам вокруг Солнца, Бруно не достиг успеха даже у просвещенных умов вроде Бэкона и Шекспира. Разочаровавшись в государствах центральной Европы, Бруно отправился в Прагу. Там вышли в свет еще несколько книг, посвященных магии.

В целом, философия Бруно основывалась на неоплатонизме – он полагал, что есть некое единое начало, давшее продолжение всему во Вселенной. Но не только первоначало называл мыслитель богом, а и природу, и даже человека – этого-то церковь стерпеть и не смогла.

Выступление Джордано Бруно

Сегодня исследователи утверждают, что существенного научного значения идеи Бруно не имели, поскольку лишь продолжали учение Коперника, расширяя его, но не подтверждая доказательной базой. Все основные идеи и открытия Джордано лежали в плоскости мистики или психологии, а вовсе не астрономии.

Однако полностью отрицать значение открытий Бруно для современной науки неверно: философ первым выдвинул гипотезу о движении континентов, наличии далеких планет, невидимых человеку и т.д.

Космология[править]

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной, утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, — земля, вода, огонь, воздух и эфир), учил о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, считал он, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т. п.

В космологии Бруно высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о бесконечности Вселенной, о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о вращении Солнца и звезд вокруг оси, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу, и др. Бруно опроверг средневековые представления о противоположности между Землей и небом и выступал против антропоцентризма, говоря об обитаемости других миров.


С этим читают