Религии мира: джайнизм

Источники

  • Словарь «Индуизм. Джайнизм. Сикхизм». — Под редакцией Альбедиль
  • Религиоведческий словарь. К.: Четвертая волна, 1996, с. 92.
  • П. И. Пучков. Современная география религий. Москва: Наука, 1975, с. 43-44. (Рус.)
о Философия
Западная философия Восточная философия
История философии Античная ( Буддизма Китайский Греческая Эллинистическая Джайнизм Индийская Индусская Персидский) Средневековая ( Христианская Арабский Еврейская) Возрождение Новая Современная
Отрасли Эстетика Этика Эпистемология Логика Метафизика
Философия … антропологии войны географии юмора действия экономики закона информации истории литературы математики языка музыки обучение науки здравоохранения политики психологии религии сознания социальных наук техники физики Онтология Метафилософия
Школы Аверроизм Аналитическая философия Аристотелизм Ашари Гегельянство Гедонизм Герменевтика Гуманизм Деизм Деконструкция Деонтология Диалектический материализм Досократики Дуализм Экзистенциализм Эмпиризм Эпикурейство Эпифеноменализм Этика добродетели Идеализм Квиетизма Континентальная философия Концептуализм Либерализм Логический позитивизм Марксизм Материализм Монизм Мутазилиты Натурализм Неоплатонизм Нигилизм Новые философы Нью-эйдж Объективизм Пантеизм Партикуляризм Платонизм Позитивизм Постконструктивизм Постмодернизм Прагматизм Провиденциализм Рационализм Реализм Релятивизм Скептицизм Стоицизм Структурализм Схоластика Трансцендентная философия Утилитаризм Феноменология Физикализм Философия Авиценны Философия Канта Философия обыденного языка Франкфуртская школа Функционализм

Во что верят джайны: основные этические принципы

Джайнизм приписывает как монахам, так и мирянам, придерживаться основных этических принципов, несоблюдение которых сделает невозможным достижение конечной цели. Они названы «Пятью великими обетами». Строгость их выполнения зависит от принадлежности джайна к монахам или мирянам.


Ахимса

Не причинять вред всякому живому, ни в мыслях, ни в действиях. Также этот обет предписывает тщательно следить за своей речью, чтобы не допускать оскорблений других.

Все джайны вегетарианцы, они процеживают воду, которую пьют, чтобы не причинить вред незаметным живым существам.

У монахов есть особая метелка для подметания дороги перед собой, дабы обезопасить живых душ у себя на пути.

Любое живое существо, согласно этому принципу, имеет право на свой индивидуальный взгляд на мир, и джайны обязаны его уважать. Игнорирование этого может нанести косвенный вред другим, что является недопустимым.

Сатья

Воздержание от неправды. Этот принцип предписывает джайнам быть открытыми, благочестивыми и искренними.

Важно! В случае, если правдивость может повлечь за собой чье-либо страдание, джайны предпочтут промолчать, нежели говорить ложь.

Астейя

Джайнизм исключает всякие проявления воровства. Этот обет предписывает приверженцам этого учения направлять свое сознание в сторону духовности и уменьшения земных нужд.

Джайны должны быть удовлетворены исключительно тем, что достигнуто в результате личного честного труда.

Нарушением этого великого обета является:

  • присвоение чужих вещей;
  • присвоение в личное пользование вещей, которые кто-то забыл или уронил;
  • покупка вещей, стоимость которых уменьшена нечестным образом (ворованные, нелегально продаваемые).

Брахмачарья

Запрет на прелюбодействие. Этот обет означает запрет для монахов на любые контакты сексуального характера и самоудовлетворение.

Важно! Секс в джайнизме не запрещен, но энергия, потраченная на него, считается неоправданной, в то время когда она может быть потрачена на духовное развитие.

Апариграха

Этот обет предписывает воздержание от стяжательства, его принимают перед тем, как вступить в монашество. Опираясь на этот принцип, следует всецело отречься от собственности и материальных ценностей. Кроме того, следует отказаться от дома и семьи.

Считается, что собственность и привязанности отдаляют джайна от нирваны (состояния блаженства).

Миряне, соблюдающие Апариграху, отрекаются от накопительства, довольствуются малым и устремляют все силы на духовный рост и развитие.

Среди распространенных практик йоги следует назвать Айенгара, Анулома-Вилома, Мула бандха, Джаландхара бандха, Уддияна бандха, Агни-йога, Каула-йога, Хатха-йога, йогалатес, Бхакти-йога, флай-йога, Атма Крия Йога, Крийя-йога,акройога, капалабхати.

Шивалингамы во всем мире

В конце прошлого века и до сегодняшнего дня, проводятся раскопки старых разрушенных церквей на территории Англии. Археологи часто испытывают удивление, когда находят шивалингамы. Это очередное доказательство того, что поклонение шивалингаму существовало не только в религии индусов. Но на сегодняшний день, только индусы сохранили значение этого поклонения в своей религии.

Как известно, шивалингам представляет собой овальный, вытянутый вверх камень. Для представителей учения Шивы, он является символом духовной силы, которая стремится вверх к небу. Самым удивительным является то, что его овальность имеет полностью природный характер. Его никто не вырезает вручную и не подпиливает. Эти камни бывают самых разных размеров, от нескольких сантиметров до нескольких метров. Камни находят у берегов реки Нармада. Это единственное место на Земле, где их можно найти. Все найденные камни устанавливают в храмах Шивы.


Геологи и ученые, которые изучали происхождение этого камня, утверждают, что особенный состав камня образовался на дне реки Нармада. Есть предположения того, что более 10 млн. лет назад, в реку Нармада упал огромный метеорит. Этот случай послужил сплаву метеорита с разными земными минералами, в результате чего появилась новая порода кристалла. Этот кристалл обладает сильными и уникальными энергетическими свойствами, которые не имеет ни один другой камень на Земле.

Как описывалось выше, они бывают разных размеров. Сильное течение реки Нармада, способствует тому, что камни разбиваются на мелкую гальку и полируются с помощью воды, создавая идеальную овальную форму. Поиски камней доступны только в засушливое время года, когда река мелеет. Их собирают без особого труда. После этого они проходят небольшой процесс конечной полировки. В большинстве случаев этим занимаются специально обученные мастера, которые полируют камни с помощью воска и натуральных масел.

Warcraft III: Reign of Chaos

Расследование Плети

Антонидас стремясь узнать больше о чуме, которая начала разрушать Лордерон, в конечном итоге встретился с Медивом, а затем замаскировался под Пророка, который призвал Антонидаса увезти своих магов в Калимдор. Джайна которая наблюдала за встречей на расстоянии, полагала что Пророк имел некоторую правду в своих словах, и Антонидас послал Джайну вместо него, чтобы встретиться с Артасом и исследовать чуму в Бриле в Тирисфальских лесах.

Во время расследования в Бриле Джайна и Артас обнаружили несколько точек сосредоточения на чуме, включая зернохранилище, в котором находилось зерно зараженное чумой, бывшим членом Кирин-Тора Кел’Тузадом, ныне он некромант. Джайна и Артас сражались с силами нежити Кел’Тузада, и Артас в конце концов убил магов.

После этого Джайна и Артас направились в Очаг, в центральном Лордероне, где они узнали, что зараженное зерно прибыло туда и распространилось среди горожан. Люди которые ели зерно, понесли ужасную смерть и были превращены в зомби. Джайна поспешно телепортировалась в Даларан, чтобы попытаться связаться с Утером и Орденом Серебряной Руки, в то время как Артас остался в Очаге. Когда Джайна наконец вернулась с Серебряной Рукой, Очаг был уничтожен, и Артас был один в проигранном сражении. Благодаря помощи Утера им удалось отбросить силы нежити, но это привело Артаса в ужас и моральное опустошение.

Характер

Джайна, обладая светлым и пытливым умом, постоянно стремится к новым знаниям в области арканы. Поскольку отец Джайны, Делин Праудмур – герой Второй Войны, волшебницу несколько тяготит её обязывающая ко многому фамилия. Хотя она этого и не показывает, Джайна тяжело пережила смерть своего отца и до сих пор винит себя за то, что не сумела остановить те события, равно как и за то, что не сумела остановить Артаса на пути к безумию. Она надеется, что, когда придёт время, она сама положит конец Королю Мёртвых — и своим собственным кошмарам. Впрочем, любовью всей жизни молодой волшебницы остаётся магия и обучение. Окончание романа с принцем оставило глубокий след в её душе, но она никогда не позволяла своему разочарованию мешать её тщательным исследованиям.

Сторонние наблюдатели часто принимают независимость и силу духа Джайны за опрометчивость и своеволие. На самом деле, правда в том, что она развила в себе необыкновенную способность видеть истинные мотивы и намерения людей. Являясь настоящим лидером своего народа, она готова на всё, что в её власти, чтобы обеспечить выживание человечества – даже отдать жизнь. Джайна уважает жизнь во всех её проявлениях и не потерпит насилия над невинными в своём присутствии. Предпочитая словам действия, она восхищается успехами Тралла по освоению Дуротара, с негодованием вспоминая бесконечные и бесплодные споры членов Верховного Совета Лордерона.

Жизнь на Тераморе весьма способствует сдержанности и замкнутости, но Джайна тепло приветствует посетителей, всегда готовая обеспечить тёплой комнатой и сытной едой за истории об окружающем мире. Известно, что в обмен на информацию или артефакты, способные улучшить жизнь тераморцев, Джайна, бывает, помогает своим гостям магией – например, телепортируя их на большие расстояния, призывая элементалей, которые будут направлять их в пути, или защищая их с помощью зачарования. Если Терамору случится столкнуться с очень опасной угрозой, Джайна без сомнения поддержит или даже будет сопровождать тех, кто разделяют её цель – защиту острова.

Warcraft III: The Frozen Throne

Союз с Траллом

Прибыв в Калимдор, Джайна заметила присутствие орков, и хотя ее экспедиция шла от Лордерона. Столкнувшись с силами Грома Адского Крика, Джайна почувствовала огромную силу в Горе Каменного Когтя и возглавила там экспедицию, чтобы найти способ победить Орков.

Добравшись до центра горы, она наткнулась на Тралла и Кэрна Кровавое Копыто. Когда все трое собирались сражаться, они снова столкнулись с Пророком, который умолял их объединиться, чтобы выжить против мощи Пылающего Легиона. Джайна неохотно последовала просьбе Пророка и объединила свои силы с силами Тралла, против Адского Крика и армии орков хаоса. Джайна дала Траллу Камень Души, который использовался для захвата сущности Грома в начале вторжения в Калимдор. Затем Джайна помогла Траллу очистить Грома Адского Крика от его демонического проклятия.

Хотя их силы были недовольны этим, Джайна и Тралл продолжили свой Союз, даже после смерти Адского Крика. Их силы были терроризированы атаками как нежити, так и ночных эльфов, и этот союз поддерживал их жизнь, хотя он был очень слабо завуалированным.

Битва за гору Хиджал

Получив видение, Тралл и Джайна пошли дальше, чтобы встретиться с лидерами Ночных Эльфов, Малфурионом Яростью Бури и Тирандой Шепотом Ветра в Хиджале. Затем появился Пророк, в конце концов он оказался Медивом, последним Хранителем, который вернулся чтобы исправить старые ошибки. Он умолял людей, орков и союзников ночных эльфов, иначе они все пали бы одни. Все они решили защищать гору Хиджал вместе.

Джайна исследовала область своими заклинаниями телепортации и обнаружила, что Архимонд, командующий Пылающим Легионом, быстро пробирается к вершине горы Хиджал. Группа создала три базы, чтобы наполовину сократить усилия Архимонда через гору, и база Джайны была первой, кто отправился в путь. Джайне удалось избежать смерти от рук Архимонда путем телепортации, а затем база Тралла была уничтожена, ей тоже удалось телепортировать Тралла, чтобы прожить еще один день. В конце концов, Архимонд потерпел поражение на вершине горы Хиджал, благодаря нападению ночных эльфов.

Основание Терамора

После поражения Архимонда на горе Хиджал, Джайна со своими беженцами отправилась на восточное побережье Калимдора, где она заняла форпост острова и создала город под названием Терамор.


Терамор, город, основанный Джайной и калимдорскими беженцами.

Джайкс обратился к Рексару с рассказом о покушении людей на Дуротар и на него, хотя Джайна не знала о таких поступках. Когда Джайна помогла Рексару и Мок’Наталу провести расследование, они узнали, что форпост атаковали Наги. Найдя умирающего морского пехотинца, Джайна с ужасом поняла, что ее отец посещает город. Джайна умоляла Даэлина остановить штурм Орков, но лорд-адмирал ничего не услышал. Рексар сумел убежать и вместе с Траллом планировал штурм Терамора.

Смерть Дэлин Праудмур

Джайна была очень противоречивой. Хотя она понимала, что предана своему отцу и нации Кул Тираса, она поняла, что благодаря таким вещам как Плеть и Пылающий Легион, кровная вражда в конечном итоге были бесполезна. В итоге Джайна помогла Орде получить корабли у гоблинов и приказала своим войскам отступить, когда орки вторглись в Терамор.

В итоге Рексар убил Даэлина Праудмура. Последние слова Джайны отцу были ее просьбой о том, чтобы он не слушал ее. Когда Кул Тирасцы узнали о смерти Даэлина, они обратились к Альянсу с призывом отомстить, но другие фракции Альянса на самом деле не были заинтересованы, так как у них были большие проблемы, такие как чума, распространяющаяся вокруг Лордерона. Это привело к тому, что Кул Тирас изолировал себя от Альянса, а фракция в целом обиделась на Джайну за то, что она допустила смерть своего отца.

Морские трущобы Кул Тираса, относятся к предательству Джайны, когда она позволила своему отцу умереть. Первоначальная версия трущоб была замечена в игре во время квеста Xibala, когда Моряк Боралуса поет ее, переправляя игрока на аванпост Xibala в Зулдазаре.

Значение слова

Мантра – это своеобразная вибрация, создаваемая с помощью сочетаний определённых звуков. Это священное слово, текст или слог из древних индийских писаний, излучающие космическую энергию и благотворное влияние на тело, сознание и душу. В течение нескольких тысячелетий используется в буддизме, джайнизме и индуизме. Звуковые вибрации мантр – мощная сила, способная сдвинуть препятствия, противодействующие достижению желаемого. Не менее интересна и техника випассана.

Буквальное значение и перевод слова «мантра» с санскрита, то его можно истолковать в трёх ракурсах:

  1. «Заклинание», «стих», «волшебство».
  2. «Орудие осуществления психического акта».
  3. «Освобождение, спасение ума».

Мантры и их значение можно в некоторой степени сравнить с молитвами, представленными в привычной нам форме в религиях православия, католичества, мусульманства. Люди молятся, чтобы избавиться от болезни, заручиться духовной поддержкой, преодолеть тяжёлый жизненный этап, найти любимого человека, познать счастье материнства. Но в отличие от молитв мантры обладают нестандартной структурой. Это не обращение, а своеобразная формула, состоящая из нескольких слов. Произносятся они на санскрите и каждое из них имеет определённое значение. Буддисты и индуисты верят, что мантры не просто привлекают то, что прославляется в священном тексте, а устраняют препятствия на пути к тому, что медитирующему человеку нужно. Считается, что такой путь гораздо эффективнее. Но буддийские мантры не подходят для начинающих и мы рассмотрим их в другой статье.

Как они работают

Что такого особенного в наборе звуков? Прежде всего, они способствуют расслаблению, достижению чувства умиротворения и гармонии. Приняв удобное положение, закрыв глаза и повторяя нараспев много раз одну и ту же мантру, вы будете всё глубже погружаться в духовный транс. В таком состоянии нас способны полностью покинуть все мысли, заботы и тревога. Также помогает релаксации и асана шавасана.

Вряд ли вы будете спорить, что сегодня жизнь человека насыщенна, трудна и «богата» стрессами. Наша нервная система нуждается в полноценном отдыхе, свободном от потока ненужной информации. А действительно ли мы отдыхаем? Шумные посиделки с друзьями, просмотр фильмов, компьютерные игры, общение в чате и прочие способы «расслабиться» – это мнимый отдых. Во время выполнения подобных действий и нахождения в такой обстановке, мы ещё интенсивнее загружаем свой мозг. Усталость и беспокойство никуда не деваются. А вот функция мантр – как раз избавить разум от лишнего, настроить нас на достижение желаемого. Сочетая её с негромкой, приятной, ненавязчивой музыкой в абсолютной тишине, вы сможете релаксировать по-настоящему.

Мантру выбирают не только в зависимости от того, что означает она и на что направлена, но также – от характера, настроения, темперамента. Всё потому, что такие молитвы – взывание к богам, которые также, как и люди, имеют разные характеры. Из этого следует, что два человека с определёнными особенностями характера могут использовать отличающиеся друг от друга мантры, даже если цели у них одинаковые.

И всё же: для чего нужны мантры и что они дают? Ответ в самом определении этого санскритского слова. Они освобождают ум, очищается тело и душа. Многие уже не удивляются тому, что значительная часть всех человеческих болезней провоцируется негативными мыслями, переживаниями, стрессами (наверняка вы слышали о психосоматике – направлении, изучающем связь психологических факторов и телесных заболеваний). Благодаря мантрам мы получаем удивительную возможность избавляться от последствий не только тревожных ситуаций, но и кармических, произошедших в прошлых жизнях.

Чтобы практиковать мантры, важно научиться специальной технике дыхания, которая позволит менять в организме соотношение кислорода и углерода. При грамотном выполнении методики мозг и все органы начинают буквально обновляться

В йоге для этй цели также используются пранайямы.

Религиозное наследие

Ядром литературы джайнизма является канон шветамбаров (санскр. श्वेताम्बर, śvetāmbara IAST, «облачённые в белые одежды»), одного из направлений джайнизма, составленный в конце IV века до н. э. и приобретший окончательную форму в X — XI веках.

Более ортодоксальные дигамбары (санскр. दिगम्बर, digambara IAST, букв. «одетые в воздух») признают аутентичными только древнейшие части этого канона. Среди неканонической литературы наибольшее значение имеют сочинения первого систематизатора джайнизма Умашвати (IV—V века), в частности его «Татгвартхадхигама-сутра», Сиддхасены Дивакара (VI век), Гамачандры (XI—XII века) и особенно знаменитое изложение учения джайнизма «Йогашастра».

Тамильские джайны почитают как священную книгу Тируваллувара «Тируккурал», однако религиозная принадлежность автора книги остаётся предметом споров — в равной мере его почитают тамилы-индуисты.

2. Деноминации

На рубеже новой эры джайны разделились на два главных направления: шветамбары («одетые в белое) и Дигамбар («одетые воздухом»). Дигамбар-монахи практикуют полный отказ от одежды, потому одежду (как и любая собственность) привязывает человека к материальному миру. Отсюда вытекает невозможность для женщин достичь спасения в этой жизни (то есть надо сначала переродиться в лицо мужского пола), потому нагота женщин считается недопустимой. Шветамбары вместо считают достижение нирваны для женщин вполне возможным.


Джайны делятся на монахов — аскетов и торговцев-мирян (заниматься сельскохозяйственной деятельностью нельзя, поскольку при обработке земли можно убить живые существа — червей, насекомых).

Джайнские мифологии известно огромное количество божеств, распределенных на классы и подклассы, однако нет поклонения им. Центральным пунктом учения является признание двух начал — духовного и телесного. Считается, что душа есть все предметы, но преодолеть карму, что привязывает душу к телу, может только человек.

1. Основные принципы

Основателем джайнизма считается проповедник Вардгамана (VI в. до н. н.э.), называемый Джиной (победителем — традиционное звание буддийских и джайнские святых), а также Магавира ( санскр. महावीर , Что можно перевести как «очень храбрый» или «великий герой»), однако кодификация джайнистського канона состоялась через шесть веков. Считается, что Вардгамана победил карму сам и указал путь к преодолению, а, следовательно, к спасению, другим людям. С другой стороны, сами джайны считают, что джайнизм существовал вечно, как вечно существует сам Вселенная, а Магавира был двадцать червертим в ряде 24 просветленных, тиртханкара, существующих в каждом цикле перерождения мира.

Основой джайнизма как дгармичнои религии является вера в ряд перерождений (дхармачакра), возможность освобождения от сансары ( мокша), строгий аскетизм, неизменная ценность жизни в любом его проявлении и, как следствие, нечинення вреда живым существам — ахимса. Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину представителям всех варн. Новым в джайнизме является принцип собственных усилий, собственного праведной жизни, собственной аскезы — эти условия в брахманизме не были решающими и приближают джайнизм в буддизма. Но в отличие от буддизма джайнизм утверждает, что не всякая жизнь есть зло и страдания — таков лишь плохой жизни. Отсюда нирвана в джайнизме — это достижение душой вечного блаженства, в котором джайны видят смысл человеческого существования. С целью достижения нирваны приверженцы джайнизма обязаны верить в своих пророков и строго соблюдать их предписаний.

Найголовнийшою мантрой джайнизма (махамантры) является навкармантра, которая прославляет тиртханкара и монахов ( садху). Каждый джайн ее повторяет ежедневно.

Шивалингам и философия шиваизма

Если заглянуть вглубь санскрита, то есть изучить саму его философию, то можно заметить очень интересную вещь. Термин «лингам» обозначает некое всепроникающее, невидимое для человеческого глаза, бесформенное, но существующее состояние.

Многим творческим личностям не составит труда описать или изобразить это состояние. Это как эмоция. По сути, она невидима, но все же имеет свою форму. Если вы испытываете на себе ту или иную эмоцию, тогда вы ее чувствуете. Если вы не испытываете эмоций, тогда вы не можете их почувствовать, в то время, когда их чувствуют другие люди. Так же можно и описывать сознание. Оно абсолютно бесформенно, но может быть максимально абстрактным для человека.

Тот человек, который решил достичь абсолютной реальности, имеет всего один путь – стать этой реальностью. Это сознание воспринимается только через его символ – лингам. Так указывается в санскрите. Это вовсе не символ, которому дали ошибочное название мужского органа. Этот символ называется шивалингам.

Шива имеет значение как абсолютное, космическое создание. Одним из символов этой тотальной сущности является шивалингам. Для индусов шивалингам имеет особое значение и носит сильный священный характер. Они ему поклоняются и проводят возле него медитации.

Но, если больше окунутся в историю цивилизации, то можно найти немало доказательств того, что шивалингаму поклонялись почти во всем мире. В философии ацтеков, в их культуре, было замечено явное поклонение Шиве. Нашлось немало доказательств поклонения у инков, краснокожих индейцев и даже на территории Мексики.

Назначение сакрального камня

Внешний шивалингам служит для пробуждения в человеке внутреннего шивалингама. Наука йоги, кундалини и тантры объясняет то, что в человеческом теле есть двенадцать мест с шивалингамами, которые такой же формы, как и внешние шивалингамы. Эти науки рассказывают о том, что в каждом из нас есть тончайшая субстанция – шива. И на развитие человека влияют не внешние факторы, которые носят социальный характер, а именно этот внутренний фактор, который находиться внутри каждого человека.

Для последователей учения шиваизма, Шива является абсолютным и вездесущим Богом. И их символ, шивалингам, имеет значение единого и непроявленного Бога. Как утверждает шиваизм, тот, кто будет почитать шивалингам, будет освобожден от всех жизненных трудностей.

Многие представители шиваизма говорит о том, что одна мысль о шивалингаме с утра способствует успеху на весь предстоящий день. Почитание шивалингама приносит огромный поток творческой энергии, процветания души, исполнения заветных желаний, здоровье и гармония внутри человеческого тела, мистическое воссоединение с Богом, исцеление и общую гармонию человеческой души.


С этим читают