Проекция

Факторы восприятия

Внешние

  • размер
  • интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
  • контрастность (противоречие с окружением)
  • движение
  • повторяемость
  • новизна и узнаваемость

Внутренние

  • стереотипность восприятия, установка восприятия: ожидание увидеть то, что должно быть уви́дено по прошлому опыту
  • потребности и мотивация: человек видит то, в чём нуждается или что считает важным
  • опыт: человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом
  • я-концепция: восприятие мира группируется вокруг восприятия себя
  • личностные особенности: оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном

Три механизма селективности восприятия:

  • принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее
  • принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже
  • принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего

Различные трактовки восприятия

Согласно философии эмпиризма, восприятие состоит из ощущений или, в более поздней версии этой философии, из так называемых чувственных данных (Дж. Мур, Б. Рассел и др.). Трактовка ощущений как элементарных «кирпичиков» психического получила особое распространение в ассоциативной психологии. Философская критика тезиса о возможности построения восприятия из ощущений или чувственных данных была осуществлена, в частности, Г. Райлом и М. Мерло-Понти. В психологии XX века произошёл отказ от трактовки восприятия как соединения атомарных чувственных содержаний (ощущений); восприятие стало пониматься как целостное и структурное. Согласно современному психологу Дж. Гибсону, восприятие — это активный процесс извлечения информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по обследованию того, что воспринимается. Понятое таким образом восприятие презентует субъекту те свойства внешнего мира, которые соотносятся с потребностями субъекта и выражают возможности его деятельности в данной реальной ситуации. Согласно У. Найссеру, извлечение информации происходит на основе имеющихся у субъекта схем различных предметов и мира в целом. Большинство из этих схем приобретается в процессе опыта, но есть и исходные схемы, которые являются врождёнными. Подобные идеи были высказаны также представителями когнитивной психологии, которые полагают, что восприятие — это процесс категоризации воспринимаемого, то есть отнесения воспринимаемых предметов к тому или иному классу (категории) объектов, начиная с таких категорий, как стол или дерево, и заканчивая такими, как предмет, причинность и так далее. Некоторые из этих категорий являются продуктом опыта, другие являются врождёнными.

Часть психологов продолжает рассматривать восприятие как синтез ощущений, при этом ощущения трактуются как возникающие в результате непосредственно чувственного познания субъективные переживания силы, качества, локализации и других характеристик воздействия стимулов на органы чувств.

Определение слова «Проекция» по БСЭ:

Проекция — Проекция (от лат. projectio — бросание вперёд, выбрасывание)геометрический термин, связанный с операцией проектирования (проецирования), которую можно определить следующим образом (см. рис. 1): выбирают произвольную точку S пространства в качестве центра проектирования и плоскость П, не проходящую через точку S, в качестве плоскости проекций (картинной плоскости). Чтобы спроектировать точку A (прообраз) пространства на плоскость П, через центр проекций S(«глаз») проводят прямую SA до её пересечения в точке А с плоскостью П. Точку А (образ) и называется проекцией точки A. Проекцией фигуры F называется совокупность П. всех её точек. Прямая линия, не проходящая через центр П., проектируется в виде прямой. Описанная П. носит название центральной или конической. Она существенно зависит от выбора центра проекций S. При проектировании точек данной плоскости П на плоскость П (см. рис. 2) встречаются следующие затруднения. На плоскости П имеются такие точки, для которых не существует образов на плоскости П. Такова, например, точка В, если проектирующая прямая SB параллельна плоскости П. Для устранения этого затруднения, происходящего от свойств евклидова пространства, последнее пополняют бесконечно удалёнными элементами (несобственными элементами).Именно, принимают, что параллельные прямые BS и РА пересекаются в бесконечно удалённой точке B. тогда её можно считать образом точки В на плоскости П. Аналогично бесконечно удалённая точка C является прообразом точки C (см. рис. 2). Благодаря введению бесконечно удалённых элементов, между точками плоскости П и точками плоскости П устанавливается взаимно однозначное соответствие, осуществляемое при помощи центральной П. Такое соответствие носит название перспективной коллинеации.Большое практическое значение имеет вид проектирования, при котором центром П. является бесконечно удалённая точка пространства S&infin. (см. рис. 3). При этом все проектирующие прямые параллельны и П. называется параллельной или цилиндрической. Взаимно однозначное соответствие между точками плоскостей П и П, установленное при помощи параллельного проектирования, называется перспективно-аффинным или родственным (см. Аффинные преобразования).В черчении широко применяется частный вид параллельного проектирования, когда плоскость П. расположена перпендикулярно (ортогонально) к направлению проектирования. П. в этом случае называется прямоугольной или ортогональной.Центральные и параллельные (в частности, ортогональные) П. широко используют в начертательной геометрии, причём получаются различные виды изображений (перспективные, аксонометрические и др.). Специальные виды проектирования на плоскость, сферу и др. поверхности применяются в географии, астрономии, кристаллографии, топографии и т.д. Таковы Картографические проекции, гномонические проекции, стереографические проекции и др. Об ортогональной проекции направленных отрезков (векторов) см. в ст. Векторное исчисление.Н. Ф. Четверухин.Рис. 1.Рис. 2.Рис. 3.


Проекция — в психологии, восприятие собственных психических процессов как свойств внешнего объекта в результате бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств. П. играет большую роль в процессе формирования психики в раннем детском возрасте, когда отсутствует чёткая дифференциация между«Я» и внешним миром, и лежит в основе архаичных, антропоморфных представлений о мире, характеризующих ранние стадии развития человеческого сознания (см. Анимизм, Антропоморфизм). С патологическими формами П. связано возникновение ряда психических заболеваний (Паранойя, фобия, Мания), когда резко искажается восприятие внешнего мира при сохранении иллюзии контроля над собственным поведением. Механизм П. используется в диагностических целях в т. н. проективных Тестах (тест Роршаха и др.) для выявления скрытых мотиваций и побуждений.

Выход из тела в реальном времени

Практика ментальной проекции происходит в режиме реального времени. Если при обучении осознанным сновидениям, эфирной и астральной проекции изучается техника которая должна выполняться самостоятельно в течение ночи (или днем) при засыпании и пробуждении. То при обучении ментальной проекции ваш опыт происходит непосредственно под моим руководством, прямо на наших занятиях. Вместе мы контролируем его от начала и до конца. И это самое главное преимущество ментальной проекции перед осознанными сновидениями, эфирной и астральной проекцией.

Также особое внимание я уделяю подлинности получаемого опыта. Ментальная проекция может быть как воображаемой так и реальной

На наших занятиях вы научитесь отличать подлинный опыт от воображаемого. Это самый важный момент в этой практике. Научившись этому вы откроете в себе безграничные возможности по применению ментальной проекции. Смотрите материал — «Интервью с Региной после окончания курса внетелесной практики».

Комментарий. Вы знаете, что меня удивляет больше всего, когда обучаешь духовной практике? Большинство людей, которые приходят ко мне учиться, даже не подозревают о тех способностях которые спрятаны внутри них самих. И в этом прелесть наших занятий. Ни ученик, ни я не знаем к каким открытиям мы придем во время учебы. Это тайна, которая разгадывается во время обучения.

Друзья, вы можете раскрыть свой потенциал и кардинально изменить свою жизнь. У каждого из вас есть возможность научиться этой духовной практике. Смотрите материал — «Обучение осознанным сновидениям и внетелесному опыту».

Формы и виды проекций

Согласно теории З. Фрейда, виды проекций можно классифицировать следующим образом:

  1. Атрибутивная проекция. Человек приписывает мотивы своего поведения окружающим. Как правило, это неприемлемые и отрицательные черты поведения – жадность, злость, ложь.
  2. Комплементарная проекция – некая противоположность атрибутивной. В этом случае человек приписывает себе определенные качества, награждая другого им противоположными. Я – хороший, ты – плохой, я – добрый, ты – злой. То есть, если человек чувствует себя храбрым, других он будет воспринимать трусами. А если ему страшно – окружение будет агрессивным и угрожающим.
  3. Рациональная проекция – очень удобный способ оправдания своих ошибок с помощью других. Человек обвиняет окружающих, в том, что у него что-то не получилось. «Я бы успел вовремя закончить работу, если бы со мной не работали такие непрофессиональные сотрудники».
  4. Аутистическая проекция. Это перенос своих потребностей и переживаний во внешний мир. Например, пострадавший когда-то в ДТП, всегда будет видеть вокруг его возможность. А человек, переживший измену, будет видеть в окружающих потенциальных предателей.

В свою очередь, в гештальт-терапии Жан Мари Робин описывает 5 форм проекции:

  1. Самая миролюбивая форма проекций – зеркальная. В этом случае человек видит в другом черты, которые он хотел бы видеть в себе, или считает, что они у него есть. «Я брюнетка, значит, я умнее блондинок. Ты брюнетка тоже, значит ты тоже умная». Односторонний формат, но безобидный и неагрессивный.
  2. Проекция-катарсис. В этом случае человеку необходимо избавиться (катарсис = освобождение) от некой постыдной собственной черты, и он приписывает ее окружающим. «Все люди вокруг меня – злые и несправедливые» – нет, это сам человек агрессивен и асоциален, это раздражает и тревожит, от этого нужно освободиться.
  3. Дополнительная проекция. Весьма изысканный вид. В этом случае человек ищет в окружении что-то, что способно оправдать его ощущение сейчас. «Ты меня постоянно запугиваешь», – на самом деле никто не пугает, страх уже есть и его надо себе объяснить.
  4. Творческая проекция позволяет прочувствовать другого человека и «продумать» последующие ситуации, исходя из опыта и реальных фактов. Такая форма проекции продуктивна и налаживает контакты. Также интересны и продуктивны психологические проекции в художественном творчестве. Автор часто использует метод проекции, чтобы стать тем, про кого он пишет, проникнуться своим героем, слиться с ним. Но в отличие от патологической проекции, в творческой форме остается адекватное восприятие себя. Автор осознает где «заканчивается» его герой и «начинается» он, даже если в процессе границы были стерты.
  5. Патологическая проекция, наоборот, разрывает любые контакты. С таким защитным механизмом связано множество психических отклонений: паранойя, фобии, мании. Реальный мир воспринимается в искаженной форме, при этом человек уверен в своей адекватной оценке намерений и в контроле за своим поведением. При патологической проекции ответственность за все, что происходит с человеком, лежит исключительно на окружающей действительности. Человек стремится избавиться от собственных чувств, желаний и намерений, сдвигает границы между собой и всем миром. Вместо участия в своей собственной жизни человек видит себя жертвой обстоятельств и предпочитает роль пассивного наблюдателя.

Литература

  • Гусев А. Н. Общая психология: в 7 т.: учебник для студентов высш. учеб. заведений. / Т.2: Ощущение и восприятие. — Издательский центр Академия Москва, 2009. — 415 с.
  • Любимов В.В.  Психология восприятия: учебник  – Москва: Эксмо : ЧеРо : МПСИ, 2007. – 472 с. – ISBN 978-5-699-24619-9 . – ISBN 978-5-88711-278-7
  • Шиффман Х. Ощущение и восприятие. — СПб.: Питер, 2003.- 928 с. – ISBN 5-318-00373-7
  • Организационное поведение / Громова О. Н., Латфуллин Г. Р.. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с. — ISBN 978-5-91180-873-0.
  • К. Прибрам. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии / А. Р. Лурия.. — М.: Прогресс, 1975. — 464 с.

Проекция в Энциклопедическом словаре:

Проекция — (от лат. projectio — букв. — бросание вперед), изображениепространственных фигур на плоскости (или на какой-либо другойповерхности). Центральная проекция: из определенной точки О (центрапроекции) через все точки данной фигуры проводятся лучи до пересечения сданной плоскостью (плоскостью проекции). Точки пересечения образуюттребуемое изображение фигуры, ее проекцию. Центральная проекцияприменяется, напр., в перспективе. Параллельная проекция: через все точкиданной фигуры проводятся прямые, параллельные данному направлению, допересечения с плоскостью (прямой) проекции. В частности, эти прямые могутбыть перпендикулярны плоскости проекции, тогда проекцию называютортогональной. Ортогональная проекция имеет особое значение вначертательной геометрии.

Что делать?

Один из способов обхождения с проекциями – это присвоение себе тех качеств, которыми мы наделяем других. Если вам кажется, что вам завидуют, спросите себя: «А кому завидую я? Для чего я обнаруживаю зависть в других людях, что мне это дает?» Или, если у вас есть ощущение, что вас все используют, ответьте себе, как вы используете других или что для вас значит использовать человека. Поразмышляйте, почему то или иное явление вас так сильно волнует, что оно говорит о вас.

Слышите чье-то мнение (то есть чью-то проекцию) о себе? Не спешите моментально реагировать и принимать все за чистую монету. Не отождествляйтесь сразу же с чужой картиной мира. Возьмите паузу и попробуйте отделить, где тут «ваше», а где «его», свойственное собеседнику.

Делая суждение о другом человеке, также не торопитесь. Даже если вы наложили призму своего опыта на него и вам кажется, что она пришлась ему почти впору, стоит проверить свою проекцию, задав прямой вопрос. Потому что непроверенная проекция – причина многих казусов. Чем меньше люди разговаривают о внутреннем, о том, что происходит между ними, тем больше они фантазируют друг о друге. И тогда проекция занимает все пространство отношений. Вплоть до того, что другому там может просто не остаться места.

По мере продвижения учебы диалоги в нашей психотерапевтической группе строились примерно так: «Я молчу? Что ты хочешь мне этим сказать? Почему тебя это цепляет?» И выяснялось, что у одного молчание вызывает страх, отвержение, у кого-то стыд, тревогу, а у кого-то уважение, в зависимости от проекций, эмоционального состояния и опыта.

Постепенно мы учились важному навыку – брать «ответственность за свое восприятие» (как говорил психиатр Фредерик Перлз) и возвращать проекции себе: говорили не о том, что другой молчалив, а о том, какие чувства это вызывает в нас. Например: «Мне очень жаль, что ты ничего не говоришь, потому что ты мне интересна и мне тебя не хватает!» Или: «Когда ты молчишь, я испытываю тревогу и чувствую себя менее безопасно и уверенно»

И подобное построение беседы, с уточнениями и высказываниями о себе и своих чувствах, помогало нам лучше понять самих себя и друг друга, узнать истинные мотивации и увидеть за пеленой своих собственных проекций другого человека – такого особенного, неповторимого и такого, на самом деле, другого.


Здесь вы можете задать вопрос психологу.

Фото: Unsplash.com

Уровни восприятия

Выделяются четыре операции или четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат её — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие восприятия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Ментальная проекция наш путь во Вселенную

Ментальная проекция это самый легкий способ выйти из своего тела. Однако у нее есть одна особенность. Чтобы научиться ментальной проекции необходим учитель. С этим я столкнулся, когда стал обучать осознанным сновидениям и внетелесному опыту. Чтобы ее реализовать, сначала нужно научить человека входить в транс, предварительно активировав энергетическое (эфирное) тело. Если этого не сделать, то осуществить ментальную проекцию будет очень трудно.

Когда я только стал обучать осознанным сновидениям и внетелесному опыту мне казалось что ментальная проекция это удел избранных. Тех, у кого уже сильно развито энергетическое тело и третий глаз. Но как оказалось на самом деле, большинство людей может освоить эту практику. Для этого нужен учитель.

На сегодняшний момент обучение ментальной проекции (помимо эфирной и астральной) является моей самой любимой практикой. Видеть, как в ученике постепенно раскрывается духовный потенциал и являться катализатором этого процесса дорого стоит.

Каждый раз, когда этот опыт происходит у моих учеников, меня переполняют сильные эмоции и радость от того, что я являюсь тем кто помогает реализовать человеку его духовный потенциал. Ведь для ментальной проекции нет преград. Можно путешествовать куда захочешь и когда захочешь. На первых же занятиях я стараюсь отправить ученика в путешествие на планеты нашей солнечной системы. Да, знаю это кажется фантастикой, то что вы сейчас прочитали. Я бы и сам этому не поверил раньше, не столкнись на практике с теми возможностями которые дает человеку ментальная проекция.

Примечание. Посещать различные места Вселенной можно и через осознанные сновидения и внетелесный опыт. Но используя ментальную проекцию это сделать гораздо проще.

Кратко:

  • Проекции — это психический механизм, часто используемый человеком как в личной, так и в профессиональной жизни.
  • Конфликты часто вызываются (взаимными) проекциями.
  • Наличие проекции у нас означает, что в другом человеке есть то, что есть в нас и что у нас вытеснено.
  • Наличие проекции по отношению к нам означает, что в нас есть некий «крючок», который вызывает проекцию.
  • Избавиться полностью от проекций нельзя, но те, которые мешают, можно снять.
  • Помочь снять их может самоанализ, психотерапевт и объективное мнение сторонних людей.
  • Нельзя заставить другого человека поменять своё мнение, пока он находится в проекции. Но можно изменить себя, сняв свою проекцию.
  • Особенно много проекций возникает у людей с сильной социальной ролью: учителей, врачей, чиновников и пр. Здесь нужно очень внимательно контролировать ситуацию.

Закончить я бы хотел цитатой из той же книги Марии–Луизы фон Франц:

Что почитать по теме:

  • Мария–Луиза Фон Франц. Проекция и возвращение проекций в юнгианской психологии.
  • Карл Густав Юнг. Психологические типы.

Другие статьи — см. в моём блоге.

Эмпатия и интуиция

В психологии проекция является основой эмпатии. Способность к ней у психологов считается нормой. Эмпатия – это сопереживание другому человеку с помощью проецирования своего же личного опыта.

Так же обстоят дела и с интуицией. Это тоже проекция переживаний и чувств на другого человека.

Рекомендуем: Понимание и взаимопонимание

Не раз удивлялись, как это мама может почувствовать на расстоянии ваше состояние? Как человек, находясь за тысячи километров, может знать, что происходит в твоей душе? Так же можно объяснить и связь влюбленных душ. Чувствуют друг друга, будто бы одно целое, – удивительно, верно?

Работа с проекциями

Психологические проекции – это бессознательный механизм. По тому, что человек проецирует на других, можно определить его черты характера и испытываемые чувства

Для человека крайне важно обладать умением распознавать свои эмоции и чувства. Именно тогда он сможет освободится от ненужных и часто травмирующих проекций

Осознавая границы между своими чувствами и чувствами других, человек сможет правильно их выразить и дать понять окружающим, что он хочет. В противном случае, обвиняя и подозревая других в том, что они не делали, человек разрушает все контакты и делает так, чтобы люди в нем разочаровались.


Главное в работе с проекциями – это возврат собственных чувств, ощущений, стремлений и желаний, которые проецируются на других. Проекция будет считаться возвращенной, когда человек без стыда и угрызений совести принимает в себе отторгнутое и изгнанное.

Зачем нам это?

Механизмы психологической защиты помогают нам решать внутренние конфликты и справляться с тревогой, напряжением, стыдом и другими эмоциями. Так, благодаря проекции, человек может переносить ответственность и вину за некоторые свои постыдные (в его понимании) наклонности на другого человека, приписывать ему свои качества или чувства.

Почему мы не видим эти явления в себе сами? Мы можем увидеть их, но столкнуться с ними порой бывает болезненно. А все наше существо запрограммировано на стабильное и спокойное существование, и все волнующие нас события вытесняются психикой в подсознание.

Механизм проекции можно сравнить с работой кинопроектора – он помогает нам увидеть частички собственной личности, все то, что мы в ней отрицаем. Не только увидеть, но и обрести. Любая сущность стремится к целостности, и при помощи проекции мы можем вступить в диалог с теми частями собственной личности, с которыми диалог внутри невозможен

Станет ли этот диалог дружеским – не важно, главное, что он состоится. А значит, наша личность, возможно, подобно мозаике, соберет несправедливо отвергнутые части и станет наконец цельной

Способы защиты личности

Этот термин, как и многие аспекты рассматриваемого вопроса, ввел и осветил Зигмунд Фрейд. Он полагал, что личность уязвимая начинает искать защиту при давлении, оказываемом на нее. Призванная защищать, проекция искажает реальность, делая ее менее болезненной для индивидуума. Фрейд также выделил и способы, которые защищают нас от неприятного нам внешнего воздействия со стороны окружающего мира:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Отрицание.
  • Подавление.
  • Вытеснение.
  • Замещение.
  • Ирония.
  • Сновидения.
  • Мечта.
  • Перенос.
  • Сублимация.
  • Проекция.

Мы уже сказали, что проекция является механизмом. Давайте теперь поговорим о том, как этот самый механизм работает. Разберем все ее стадии:

  • Вы становитесь охвачены безумным переживанием. Это переживание убирается из сознания – зачем вам снежный ком плохих мыслей и ощущений в голове, который только мешает?
  • Постепенно это самое переживание переносится на другой объект (личность). Да что теперь волноваться, это же не твои мысли, а его!
  • А теперь держимся от него подальше. Зачем рядом с таким стоять? С его-то мыслями и чувствами!

Все мы прибегаем к этой защите. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но пользуются ею все без исключения! Это происходит бессознательно.

Художник тоже проецирует для своих картин. Писатели тем и живут, что представляют себя на месте героев, а как иначе, ведь по-другому ты хорошо не напишешь!

Рекомендуем: Механизмы психологической защиты личности

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Здесь нужна оговорка. Писатель и художник не невротики. Они прекрасно знают, где начинаются их герои и где начинаются они сами

Важно уметь четко провести линию между собой и ими


Невротик же не знает и не понимает этого. Он становится пассивным ко всему происходящему вокруг. Он жертва – все вокруг мучители, те, из-за кого ему приходится страдать.

В проекции мы стираем обычную «нормальную» границу между собой и внешним миром, рисуя новую. И будет она в нашу пользу сдвинута. Теперь ответственность за все ложится не на нас.

В чём практическая польза?

Банальная фраза, которую часто можно услышать в разных источниках: хотите изменить других — начните с себя. В своём обычном понимании мне она кажется не совсем корректной, так как содержит в себе чрезвычайно опасную идеи инфляции эго (инфляция — состояние, в котором человек испытывает либо манию величия, либо депрессию; иными словами, эго впадает в когнитивное искажение относительно собственного положения).

Человек хочет избежать в конфликт и считает себя настолько могучим/мудрым, что способен через жертву какими-то своими частями исправить ситуацию. Тут слово жертва — ключевое, так как именно так многие оценивают попытку решить проблему: второй человек, конечно, неправ, но я мудрее, поэтому сделаю вот так.

Это — опасная история, исходящая, как мне кажется, из неверных предпосылок. С другой стороны, если мы рассмотрим это в терминах проекции, то увидим следующее:

  • мы видим нечто в другом человеке, что нас раздражает, будь то личностные качества или поступки;
  • мы понимаем, что то, что видим, — это не сам человек, а наша проекция на него;
  • мы осознаём, что фактически нас раздражает наша же проекция, а, следовательно, это качество — неотъемлемая черта нас самих;
  • мы исправляем это качество в себе, тем самым убирая проекцию и, как следствие, раздражение.

Разумеется, эта схема не может быть универсальной, так как в каждой ситуации — свои причины и свои движители. Необходимо всегда помнить и о рациональном методе анализа фактов, и о факторе объективности, который, согласно словам фон Франц, как раз способен определить, имеем ли мы дело с проекцией или же нет.

Всегда исходить из предположения, что ты находишься в проекции

Принимая идею проекции, можно сделать следующие выводы:

  • мы постоянно видим проекции других людей;
  • люди постоянно в нас видят свои проекции.

До тех пор, пока нас всё устраивает, мы вполне спокойно можем жить. Однако когда возникает проблема, то первичный анализ нужно начинать именно с этих предпосылок: либо в нас есть какой-то «крючок», за который «зацепился» другой человек, либо в нас есть то качество, которое способствует развитию конфликта.

Это — та же логика, что и с когнитивными искажениями: вы не можете их избежать, даже зная о них, однако наличие постоянно действующего предположения об их наличии, способствует более грамотному разрешению ситуации.

Сюда же идёт известная тема о «штампах». Если в нас есть некоторый вытесненный фактор, то нам достаточно малейшего повода, чтобы увидеть это в других. Соответственно, со временем образуется штампы вида «все мужики — козлы», «все американцы — плохие» и пр.

Штамп — первый признак сильнейшей проекции.

Особенно внимательно относиться к ситуациям с сильной персоной

Некоторые социальные роли обладают собственной сильной архетипичной историей. Например, профессии учителя, врача, чиновника в силу истории, традиции и других факторов обладают крайне сильной способностью притягивать проекции. Именно люди этих профессий получают множество штампов, из которых им сложно «вылезти».

Опасность проекции заключается не только ведь в том, что она искажает наши представления о реальности, но и в том, что она меняет нас. Если обычный человек становится учителем, то коллективная проекция архетипа учителя на него начинает воздействовать, что изменяет психику индивида.

Именно поэтому либо когда мы сами принадлежим к числу людей с такими социальными ролями, либо когда мы взаимодействуем с такими людьми, следует особо внимательно следить за своими мыслями и эмоциями, так как, повторюсь, малейший крючок вызывает реакцию «а, он(а) — такой(-ая) же как и все» — и всё, связь с реальностью потеряна.


С этим читают