Супер-эго — это составная часть личности. что оно собой представляет? как формируется и проявляется? методика «супер-эго»

Саморазвитие через осознанность

Итак, что мое «я» возомнило о себе? «Я» — не тело и не сознание. «Я» — это «точка», где центрируются все мысли, оценивающие реальность. Чем сильней и живей оценка, тем более солидным кирпичиком она становится в теле «я». Все это мысли, которые выражают отношение к жизни. Относиться к чему-то каким-то образом означает непрерывное самовозрождение «я».


Из одной секунды в другую «я» переносится без критических психических «потерь», когда сохраняет в целостности комплекс оценок о происходящей жизни. «Я» стремится сохранять оценки-отношения, как частицы собственной структуры. Разрушение оценок, из которых состоит «я», приводит к страданию.

Страх как сильнейшее страдание возникает вследствие разрушения структуры «я». Но именно такое неполное разрушение «я» может стать сильнейшим катализатором самовосстановления и эволюции «я» на более тонком уровне.

Освобождаясь от грубых оценок (частиц своей структуры), «я» заменяет их на более утонченные и приспособленные к выживанию на новом уровне самосознания. Чем выше уровень самосознания, чем активней проявляется сознание в психических процессах, тем активней растворяются все заблуждения ума. Осознанность как бы вскрывает структуру очередной мысли-оценки, и распознает ее как иллюзию.

Новый уровень осознанности убивает текущий уровень «я», чтобы «я» возродилось более утонченным, сильным и приспособленным к этому уровню осознанности. Это болезненный, но очень быстрый способ саморазвития.

Когда чуешь пятой точкой, чем сулит новый уровень сознания, эволюционировать уже как-то не спешишь. Все происходит не торопясь, шаг за шагом, не забегая вперед паровоза, «с расстановкой»… Но иного выхода уже не видишь. Саморазвитие — единственный верный путь. А тропинок много.

Эго

Эго — компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире. Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании. Эго действует на основе принципа реальности , который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения — Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте. Эго также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями — через вторичный процесс, в ходе которого Эго уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу, созданному Ид в первичном процессе.

Три психических примера теории Фрейда

Психодинамический подход, который родился с психоанализом Фрейда, основан на идее, что психические процессы, которые происходят в каждом человеке, определяются существованием конфликта , Отсюда и происходит термин «динамический», который выражает постоянную последовательность событий, посредством которых одна сторона пытается навязать себя другой. Концепции ид, эго и суперэго образуют раздел теорий Фрейда, в котором эта идея столкновения между различными психическими структурами является более очевидной.

Но давайте избавимся от таких абстрактных терминов. На чем основывается эта борьба, которая, по мнению Фрейда, ведется в нашей голове совершенно бессознательно? Какие интересы и цели поставлены на карту в соответствии с отцом психоанализа? Чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего необходимо определить, что такое Ид, Эго и Супер-Эго, три сущности, которые для Фрейда объясняют личность людей посредством того, как они сражаются между собой.

1. Это

Фрейд предположил, что Id или Id — это структура человеческой психики, которая появляется первой , В отличие от того, что происходит с эго и суперэго, оно присутствует с рождения, и, следовательно, в течение первых двух лет нашей жизни именно оно управляет всем этим периодом времени.

Элло движется от начала немедленного удовольствия и именно поэтому он изо всех сил пытается заставить первичные импульсы управлять поведением человека, независимо от последствий в среднесрочной или долгосрочной перспективе, которые это может повлечь. По этой причине обычно считается, что идентификатор — это «животная часть» или «инстинкт» человека.

2. Самость

Этот экстрасенсорный случай возникнет через два года и, в отличие от ид, будет регулироваться принципом реальности. Это означает, что Я больше сосредоточен на внешней стороне и это заставляет нас задуматься о практических последствиях того, что мы делаем, и о проблемах, которые может вызвать слишком сдержанное поведение. Это заставляет его противостоять ид, чтобы успокоить исходящие от него импульсы, для чего он использует защитные механизмы.

Короче говоря, я, согласно теории Зигмунда Фрейда, является психическим агентом, который ответственен за создание силы. Он не берет под контроль тело, приводящее к катастрофическим ситуациям в краткосрочной перспективе, а у Superyo не получается задыхаться. из-за его ограничительного характера. Это не просто сущность, которая ограничивает влияние двух других, но имеет свою собственную повестку дня и интересы и руководствуется другой логикой: прагматической и выживающей.

3. Суперэго

Суперэго появится в соответствии с Фрейдом с 3 лет жизни, и это следствие социализации (в основном учился через родителей) и усвоение социально согласованных норм. Именно экстрасенсорный случай обеспечивает соблюдение моральных правил. Вот почему Супер-Эго стремится принести большие жертвы и усилия, чтобы максимально приблизить личность к идее совершенства и добра.

Поскольку Оно полностью отвергает идею подчинения морали и Я, несмотря на попытки остановить импульсы, оно также движется по эгоистическим целям, ориентированным на выживание и прагматику адаптации к окружающей среде, Супер-эго противостоит обоим. Для отца психоанализа Superyo имеет смысл в контексте, в котором влияние общества заставляет нас принять поведение самоконтроля, чтобы избежать конфронтации с другими, хотя в долгосрочной перспективе это влияние выходит далеко за рамки Эта логика ориентирована на социализацию и становится фундаментальным элементом создания личности индивида.

«Я» и «Оно»

Фрейд уподобляет «Я» всаднику на лошади «Оно». Представьте, как всадник движется по пересеченной местности. Он чувствует, что движется сам, когда на деле он это движение лишь направляет. А движется лошадь. Всегда двигалась лошадь. В каком-то смысле и решала, куда пойти все это время только она. Подчиняться воле всадника, или сбросить его на пол пути – ее воля. В этом смысле «Оно» и есть изначальный управляющий.


Теперь представьте ухоженного менеджера у красивой витрины. Он считает себя истинным лицом компании, которую презентует. Но где-то неподалеку мы находим его неотесанного безжалостного начальника, которого волнуют не внешние декорации, а исключительно убыток и выручка – то есть страх и удовольствие. И все это время менеджер по сути занимался ублажением начальника результатами своей деятельности. Эти результаты – те сущностные ощущения – «приятно»-«неприятно», «опасно»-«безопасно», которыми и питается «Оно».

«Оно» управляется так называемым «принципом удовольствия» – то есть стремится выжать весь кайф из момента. «Я» подчиняется «принципу реальности» – это означает, что «Я» пытается ограничивать потребности «Оно», приводя их в соответствие с требованиями внешнего мира.

«Оно» не видит жизни «Я», а только чувствует вкус энергии, поставляемых ему впечатлений. В этой аналогии «Я» – не столько всадник на лошади, сколько виртуальный шлем на ее голове.

«Я» как бы гипнотизирует «Оно», подменяя реалии психическим потоком своего «кино» о жизни. «Я» затевает внутреннюю игру, по итогу которой надеется получить итоговое «приятно» на прокорм «Оно». «Я» – что-то вроде призматической прослойки между «Оно» и объективной реальностью. «Я» поставляет профильтрованную реальность для «Оно», рисует воздушные замки, побуждая «Оно» удовлетворяться эфемерным.

Поэтому, когда во внешней физической среде безопасно и комфортно, мы все равно способны испытывать бурю самых противоречивых эмоций. Наше «Я» увязает в собственной внутренней вселенной, где для него никакой продолжительной безопасности нет

Там, в этом «встроенном» в себя мире мы непрерывно возводим призрачные пьедесталы собственной важности, с которых так же непрерывно с неподдельным страхом срываемся

То есть в глубине души мы – те же животные, но выживаем не столько в реальности биологической, сколько в реальности психической – мечемся между все теми же примитивными «приятно»-«неприятно», которые для нас рисует наша психика.

«Я», пытаясь ублажить «Оно», кормит его самыми впечатляющими образами, порой, упиваясь самообманом. На прокорм подходит все самое прекрасное, во что удается поверить. Но малейшие признаки лжи, ставят под сомнение всю постановку, и «Оно» начинает тревожиться, посылая на поверхность сигналы об опасности.

«Я» живет во времени, как бы заглядывая в свое виртуальное будущее. И этот навык позволяет «Я» «понимать», что животные повадки «Оно», заинтересованного в самоублажении здесь и сейчас, слишком прямолинейны и безответственны – они не учитывают последствия, настигающие в будущем. То есть будущее для «Я» так же реально, как и настоящее – оба континуума являются набором пониманий о происходящем.

Исходя из того, как «Я» описывает Фрейд, – это часть психики, которая стремится реализовывать потребности «Оно» приемлемым в социуме образом. Поэтому мы не просто отплясываем брачные танцы, чтобы после – аргументированно наброситься на партнера со своей биологической нуждой, а предварительно с ним знакомимся и завязываем «отношения». «Отношения» здесь беру в кавычки, чтобы подчеркнуть их декоративную природу относительно инстинктов.

Можете вспомнить случаи из собственной жизни, где безуспешно пытались сохранить спокойствие. «Оно», например, замечает высоту и посылает страхом свой сигнал об опасности. И «Я» начинает заговаривать свою внутреннюю реальность («начальника»), дескать все ОК – эта высота к нашей безопасности отношения не имеет. Неловкие, неуклюжие действия, заикания, дрожь, румянец – все это конфликтующие побуждения «Оно», пробившиеся сквозь щели скафандра «Я».

Считается, что «Я» отвечает за принятие решений. На деле, куда больше похоже на то, что «Я» эти решения себе лишь приписывает, чтобы сохранить успокаивающую иллюзию целостности и контроля. Все это психическое варево – словно набор многоуровневых программ, которые взаимодействуют друг с другом спонтанно, без какой-либо исходной правящей инстанции. Тот эпицентр, который создает видимость конечного источника волеизъявления, мы и ощущаем собственным «Я». На progressman.ru этой теме посвящен целый цикл статей.

Методика «Супер-Эго»

Не так давно компанией «Супер Эго» разработана методика «Мастер Кит», которая предназначена для того, чтобы люди самостоятельно могли трансформировать реальность через подсознание. Она включает 2 основных блока:

  • Работа с внутренними установками (знания и устойчивые представления о мире, то, во что человек неукоснительно и твердо верит), страхами, комплексами, обидами. То есть со всем тем, что отравляет жизнь, препятствует в развитии, мешает в самореализации.
  • Работа с чертами и качествами характера. У каждого человека есть слабые и сильные стороны, все мы наделены качествами, которые мы сами или общество окрашиваем в негативный или позитивный цвет. С помощью методики человек понимает, что все, даже негативные качества, ему даны не случайно, что в каждом есть своя внутренняя сила, которая позволит действовать. С помощью методики человек способен найти эту силу, принять качества, которые он всю жизнь пытался подавить и тратил на это колоссальное количество энергии.

Эта методика направлена на работу над установками и качествами характера ради личностного роста. Это совершенно новый подход к пониманию психологии саморазвития. Человек осваивает теорию и самостоятельно внедряет эти знания в реальную жизнь.

Оно, Id) — в психоанализе — инстинкты, источник психической энергии, которая требует немедленного и прямого выхода в определенных действиях, обычно лишенных социализированных характеристик и потому отвергаемых супер-Эго. Выражение, являющееся биологической метафорой применительно к бессознательной сфере психики человека. Ид представляется «потомком бессознательного», точно также, как Эго является «потомком сознательного». Ид «содержит все, что присутствует при рождении, все, что закреплено в конституции организма и, сверх того, инстинкты, порождаемые соматической организацией и находящие здесь (в Ид) первое психическое выражение в неизвестных нам формах…Это темная, недоступная часть нашей личности; как мало нам известно о ней, мы поняли это благодаря изучению работы сновидений и строения невротических симптомов; большая часть ее носит негативный характер и может быть описана только как то, что противоположно Эго. Мы приближаемся к Ид с помощью аналогий: мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих страстей.Он полон энергии, поступающей от инстинктов, но не имеет никакой организации, не производит коллективной воли, а лишь стремится к удовлетворению нужд инстинктов, подчиняющихся соблюдению принципа удовольствия» (Фрейд, 1940). См. Бессознательное.

Ид (оно)

Id (it)]. Исходная биологическая суть для остальных проявлений личности. Несмотря на примитивность и неорганизованность, ид содержит в себе источник энергии для всех структур личности. Оно не изменяется под воздействием жизненного опыта и не находится в контакте с внешним миром. Его задачами являются ослабление напряжения, усиление удовольствия и уменьшение состояния дискомфорта. Содержания ид почти полностью бессознательны.

ИД


Гипотетическая психическая система, заключающая в себе инстинктные влечения, то есть мотивирующие тенденции, которые функционируют, чтобы побудить психику к активному поиску удовлетворения. Ид это одно из трех подразделений психики в структурной теории, двумя другими являются Эго и Суперэго.

Что такое Суперэго?

Суперэго – это своего рода накопленный за годы жизни опыт, этические и социальные нормы, которые человек узнал и усвоил, которым подчиняется его поведение, но не бессознательное.

К примеру, на подсознательном уровне человек хочет есть. Казалось бы, что может быть проще? Пойди и поешь! Но человек здесь и сейчас находится на рабочем месте, и эго ему дает сигнал – подождать до обеда. А Суперэго отвечает за понимание того, почему сейчас нельзя пойти и покушать.

Ид недовольно, оно все еще хочет кушать, и чтобы его усмирить, Суперэго помогает ему сублимировать инстинктивные желания в нечто другое, чаще полезное для общества или самого человека.

Структурная модель психики З. Фрейда

Современный психоанализ во многом отличается от классического учения Фрейда и не является единым образованием, а включает в себя ряд направлений. Однако между ними есть общее. И прежде всего это такие понятия, как «бессознательное» («ид», «оно»), «сознание» («Я», «эго») и «сверхсознание» («сверх-Я», «супер-эго»). Взаимодействие этих уровней дает представление о процессах, происходящих в психике человека, и об их влиянии на его жизнь.

Ядром психоанализа можно считать представление о бессознательном. Разрабатывая теорию этой сферы, З. Фрейд совершил настоящую революцию в психологии. Однако, он не был первооткрывателем самого понятия. Еще в XVII веке Г. Лейбниц писал о бессознательных явлениях в психике людей. Правда, с точки зрения современной науки, его теория выглядит довольно примитивной. Она сводится к утверждению, что душа человека воспринимает много такого, чего разум осмыслить не в состоянии.

Взяв за основу эту идею, Фрейд не только подробно описал функции сознания и бессознательного, но и выделил еще один уровень, стоящий над сознанием и формирующийся под влиянием социума. Это «сверх-Я» или сверхсознание. В упрощенном виде его можно охарактеризовать как совесть или комплекс социальных установок, влияющих на поведение человека и ограничивающих проявление животных инстинктов и желаний.

Каждый из этих трех уровней или сфер выполняет свои функции в психике людей.

Структура сознания

Структура сознания достаточно сложна – в связи с тем, что сам феномен сознания отличается неоднозначностью. Данное обстоятельство было впервые замечено Зигмундом Фрейдом. Мыслитель ввел сначала в оборот термин «предсознание» – для установления взаимной связи между бессознательными процессами, обусловленными психической деятельностью, и человеческим сознанием. Однако затем Фрейд отказался от этого понятия. В своей последующей работе он предложил новую структуру психики: бессознательное – сознание – сверхсознание.

Ее основание (по Фрейду) составляют бессознательные процессы, представляющие собой определенные импульсы энергии психики, конкретные стремления и желания людей. Структура сознания не включает все эти факторы. Они, в свою очередь, имеют интенцию, то есть стремятся быть немедленно удовлетворенными. Бессознательные процессы, находясь за пределами сознания, не имеют контактов с внешним миром. К таким процессам, как правило, относят чувственные переживания и внезапные импульсы знаний, которые вытесняет из себя структура сознания. Фрейд считал, что все эти явления зависят от выражения психической энергии сексуального влечения – либидо. Таким образом, мыслитель пришел к выводу, что бессознательное является причиной духовного рабства людей.

Психическая деятельность, как считал Фрейд, включает в себя и «Я» – ту часть, которую человек в состоянии регулировать и контролировать. Структура сознания позволяет конструировать разные программы поведения, предвидеть конечные результаты, отражать внешний мир.

В некотором роде «Я» является посредником между «Оно» (бессознательным) и внешним миром, между страстями и влечением с одной стороны и их удовлетворением с другой стороны. При этом механизмом реализации выступает не желание человека, а его нравственный долг.

Третьим компонентом психики Фрейд считал сверхсознание («Сверх-Я»). Это продукты, которые выработаны культурой для сознания. К ним в частности, относят социальные нормы, традиции, определенную систему запретов и правил. Все это человек усваивает, со всем этим он вынужден считаться при осуществлении своей деятельности. По мнению Фрейда, «Сверх-Я» в сознании проявляется в форме совести. То есть, этот компонент вызывает у человека чувство вины, стыда и т. д.

В итоге Фрейд пришел к выводу, что излишнее давление «Сверх-Я» (в качестве морального общественного цензора) способствует формированию неполноценной личности, деформирует ее, уводя человека в иллюзорный мир. То давление, которое оказывает «Сверх-Я» со стороны, в некоторой степени провоцирует усиление мощи бессознательного. При этом бессознательное начинает выходить за рамки сознательного влияния на него со стороны «Я». В связи с этим, считал Фрейд, следует искать оптимальную форму, в которой будут сочетаться «Оно» и «Сверх-Я».

Какова структура сознания, предложенная другими авторами?


Ряд исследователей выделяет четыре аспекта.

Первый связан с деятельностью человека, на основании которой возникают первичные знания об окружающем мире. При этом используются такие формы познания, как представление, восприятие, ощущение.

Второй аспект связан с рациональным мышлением. Основным направлением при этом является постижение сущности материальной действительности. Для этого используются умозаключения, понятия, суждения.

Третьим аспектом считается сфера субъективно-психологических, личностных переживаний. Эмоциональная составляющая при этом не имеет непосредственных связей с окружающим миром.

Четвертым аспектом считается ценностно-мотивационный элемент. Под ним понимают высшие мотивы, духовные идеалы человека, его способность творчески осмысливать действительность в виде интуиции, воображения, фантазии.

Гносеологическая система сознания предусматривает, что воззрения субъектов являются знаниями, отражающими в той или другой степени разные стороны деятельности человека, в том числе, связанной с властью. В этом случае рассматриваются различные вопросы. Структура политического сознания включает в себя такие элементы, как идеология и психология власти. При этом каждый компонент имеет свое, особое значение.

Эго в других направлениях

После Зигмунда Фрейда и Карла Юнга понятие эго раскрывали и другие учёные. Эго рассматривается как «источник поведения и связующий центр личности в её человеческом окружении» (Metzger, Psychologie, 1941). Эго в процессе развития человека выделяется из единого изначального сознания, которое охватывает «внешний мир» и собственную личность в нераздельном единстве. Оно постоянно сопровождается сознанием «с-самим-собой-идентичного-бытия»; таким образом, если человек отчётливо познаёт свои телесные и душевно-духовные изменения, то он знает, что, несмотря на них, он «в своей основе» (то есть в глубине своего Эго) всегда остаётся одним и тем же. К наглядной сфере Эго относятся тело и всё, что может служить расширению этой сферы (являющемуся предметом постоянного стремления): одежда, украшения, а также имущество, в которое Эго может «врастать». Часто в Эго видят творческое единство; действительность приобретает смысл только будучи соотнесена с ним; наиболее чётко это выражено у Фихте: «Эго требует, чтобы оно обнимало собой всю реальность и достигало бесконечности». Ницше, наоборот, в отношении Эго говорит: «Эго — это множество личных (personenarten) сил, из которых то одна, то другая выступает на передний план».

В эзотерике эго рассматривается как проявление отделённости одной личности от другой и всего остального мира. Когда есть «я» и «чужие». На разных уровнях «чужие» выступают как разные субъекты. На уровне личности, всё что не является телом — чужое. На уровне группы (семья, клан) — из другой семьи и т. п. и т. д.

Ид / Бессознательное

Какие глубины и противоречия кроются в этой женской душе?

Ид — это совокупность инстинктивных влечений, неорганизованная часть психического аппарата человека. «Оно» подчиняется принципу удовольствия. В широком смысле слова, Ид включает в себя все желания, которые тут же стремится удовлетворить. Итак, Хельга страстно влюблена в Арнольда, в недостижимый идеал Супер-Эго. Она посвятила ему не менее четырнадцати книг своих стихов и статую-идол в шкафу, но свою любовь держит в тайне и ведет себя демонстративно агрессивно по отношению к нему. Что отражает отношение нашего Бессознательного к моральной и социальной составляющей «Сверх-Я» — «я тобой пренебрегаю, но в глубине души — подчиняюсь».

Обратите внимание, что Хельга обращается к Арнольду — «Прометей»

Хельга обожает реслинг. Абсолютно неженственна, главная задира в классе. Так же и Ид — тёмная, недоступная часть нашей личности. Это хаос, бурлящий котел возбуждений. У кого еще в мультфильме мы встречали котел возбуждений? У бабушки Арнольда — Гертруды.

Эксцентричная бабка со странным поведением, которую все считают сумасшедшей. В своих фантазиях превращает любое дело в захватывающую историю. Имеет множество талантов: играет на фортепиано, владеет восточными боевыми искусствами. В детстве она училась с Филом (дедушкой Арнольда) в одном классе и всегда его всячески доставала. Таким образом, дедушка и бабушка — проекция отношений Арнольда и Хельги, в случае, если Супер-Эго научится усмирять Ид, а Ид направит свою разрушительную энергию в творческое русло (та самая сублимация).

В широком смысле Хельга и Гертруда — это один и тот же персонаж. Символичны и их имена. Оба — скандинавского происхождения, обозначают соответственно «святая» / «невеста рыцаря, воительница». Соседство двух этих пар в одном временном отрезке позволяет увидеть нам результат модификации психических структур под воздействием друг друга. Аналогичный пример — фильм «Покровские ворота», где Костик и его суровая невеста — это Хоботов и Маргарита Павловна в будущем.

Итак, мы разобрались с Супер-Эго и Ид. Что же касается Эго — это та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром. Эго представляют все остальные второстепенные персонажи. Однако, что характеризует наше «Я» больше всего? Слабости, или иначе, — склонность к греху. В следующей статья я примерю концепцию 7 смертных грехов на остальных героев «Эй, Арнольд!»

Еще немного популярной психологии:


С этим читают