3 психологических эксперимента, которые многое объясняют

Токсикологическая лаборатория спецслужб СССР

Сверхсекретное научное подразделение, известное также как «Камера», под руководством полковника Майрановского занималось экспериментами в области токсических веществ и ядов, таких как рицин, дигитоксин и горчичный газ. Опыты проводились, как правило, на заключённых, приговорённых к высшей мере наказания. Яды подавались испытуемым под видом лекарств вместе с пищей. Основной целью учёных было нахождение токсина без запаха и вкуса, который бы не оставлял следов после смерти жертвы. В конечном итоге учёным удалось обнаружить искомый яд. Согласно свидетельствам очевидцев, после приёма C-2 подопытный слабел, становился тихим, словно бы съёживался и умирал в течение 15 минут.


Зачем нужна социальная психология

Познание самого себя очень важно, это научит вас жить в гармонии с самим собой. Однако, все мы живем в обществе, и поэтому, важны знания еще и в. Это особый раздел, который подробно и прицельно изучает поведение людей в границах социума, а также особые психические явления, возникающие в процессе контактов, взаимодействия или конфликтов в определенных социальных группах

Есть определенные закономерности в поведении людей определенных социальных групп, образе их мышления и взаимодействии между собой. Это своего рода синтез двух наук – социологии и психологии. Социальные психологи занимаются как внутриличностными процессами, так и взаимоотношениями между личностями в рамках одной или разных социальных групп

Это особый раздел, который подробно и прицельно изучает поведение людей в границах социума, а также особые психические явления, возникающие в процессе контактов, взаимодействия или конфликтов в определенных социальных группах. Есть определенные закономерности в поведении людей определенных социальных групп, образе их мышления и взаимодействии между собой. Это своего рода синтез двух наук – социологии и психологии. Социальные психологи занимаются как внутриличностными процессами, так и взаимоотношениями между личностями в рамках одной или разных социальных групп.

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:

  1. Первичная постановка проблемы
  2. Работа с научной литературой
    • Поиск определений базовых понятий
    • Составление библиографии по тематике исследования
  3. Уточнение гипотезы и определение переменных
  4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
    • Управлять независимой переменной
    • Регистрировать зависимую переменную
  5. Планирование экспериментального исследования
    • Выделение дополнительных переменных
    • Выбор экспериментального плана
  6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  7. Проведение эксперимента
    • Подготовка эксперимента
    • Инструктирование и мотивирование испытуемых
    • Собственно экспериментирование
  8. Первичная обработка данных
    • Составление таблиц
    • Преобразование формы информации
    • Проверка данных
  9. Статистическая обработка
    • Выбор методов статистической обработки
    • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
    • Проведение статистической обработки
  10. Интерпретация результатов и выводы
  11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Проект «Аверсия»

С 70-х по 80-е годы XX века в армии ЮАР проводился эксперимент, направленный на изменение пола солдат с нетрадиционной сексуальной ориентацией. В ходе сверхсекретной операции «Аверсия» пострадали около 900 человек. Предполагаемых гомосексуалистов вычисляли армейские врачи при содействии священников. В военном психиатрическом отделении испытуемых подвергали гормональной терапии и электрошоку. Если солдат не удавалось «вылечить» таким способом, их ждала принудительная химическая кастрация или операция по смене пола. «Аверсией» руководил психиатр Обри Левин. В 90-х он иммигрировал в Канаду, не желая представать перед судом за совершённые зверства.

Память

Способность усваивать информацию важна для достижения успеха. Ей посвящены многие исследования в психологии. Интересные факты о памяти человека перечисляются ниже.

  1. Запах способен быть эффективным триггером. Исследования показали, что конкретный аромат способен вызвать у человека множество воспоминаний. Скажем, запах конфет может напоминать о времени, проведенном в детстве в доме бабушки.
  2. Между памятью и сном существует прямая связь. Люди, которые лишены возможности полноценно высыпаться, хуже запоминают информацию.
  3. У новорожденного есть память. Исследования помогли установить, что уже на 20 неделе беременности эмбрион начинает фиксировать некоторые события.
  4. Память зависит от профессии. Скажем, проблемы с ней реже возникают у ученых, преподавателей, актеров, дикторов. Это связано с тем, что эти люди привыкают запоминать большое количество текста.
  5. Память развивается до 25 лет. Пик приходится на 19-20 лет, а угасание начинается с 50 лет.

Интерес представляют и истории из прошлого. У некоторых известных людей была выдающаяся память. Археолог Г. Шлиман мог изучить новый язык за 6-8 недель. Фемистокл знал по имени всех жителей Афин – около 20 тысяч человек. Кардинал Меццофанти владел 100 языками. Александр Македонский знал по имени всех солдат своей армии – около 30 тысяч человек.

Классификации экспериментов

В зависимости от условий проведения выделяют

  • Лабораторный эксперимент — условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

В зависимости от результата воздействия выделяют

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Йозеф Менгеле пытался сделать сиамских близнецов из обычных

Фото Менгеле во время его деятельности в Германии

Менгеле был известным в нацистской Германии врачом, который был одержим идеей превосходства арийской нации. Он совершил огромное количество преступлений против гуманности во время своих чудовищных экспериментов над пленными. Особую страсть он питал к близнецам, она была просто всепоглощающей. Некоторые люди верят, что опыты продолжаются до сих пор.

На территории Бразилии есть деревня, где количество близнецов просто зашкаливает. Учёные-генетики узнали, что у большинства женщин в поселении был один общий ген, который повышал шанс рождения близнецов. Причём он начал появляться после войны, когда немецкие эмигранты прибыли в эту местность. Это заставило многих людей предположить, что за аномалией стоит Менгеле. Однако никаких доказанных фактов сторонники теории не предоставили.


Однако не это самое страшное. Менгеле пытался сделать из двух самодостаточных близнецов единый организм. Проблемы со здоровьем начинались на первой стадии срастания кровеносной системы. Ни один из подопытных Йозефа не прожил дольше пары недель.

Эксперимент по когнитивному диссонансу

Авторы: Леон Фестингер и Джеймс Карлсмит.1957 год, Стэнфордский университет, США.

Детали эксперимента: понятие когнитивного диссонанса относится к ситуациям, в которых присутствуют противоречивые взгляды, убеждения или модели поведения.

Этот конфликт создает внутреннее чувство дискомфорта, приводящее к изменению в поведении, взглядах или убеждениях одной из сторон, чтобы минимизировать или устранить напряжение и восстановить равновесие.

Когнитивный диссонанс был впервые исследован Леоном Фестингером в процессе наблюдения за группой людей, которые считали, что Земля будет уничтожена наводнением.

В рамках этого исследования был проведен интригующий эксперимент, в котором участников попросили выполнить ряд скучных заданий, например, вращение колышков на доске в течение часа и т.д.

Первоначальное отношение участников к таким задачам было крайне негативным. Но в конце отведенного времени им платили либо 1, либо 20 долларов за то, чтобы они сказали следующему участнику, ожидающему в вестибюле, что задания очень интересные.

Почти все люди брали деньги и убеждали следующего участника, что эксперимент будет забавным.

Когда позже участникам было предложено оценить эксперимент, те, кому заплатили 1 доллар, оценили утомительное задание как более увлекательное и приятное, чем участники, которым заплатили 20 долларов.

Оплата только 1 доллара не является достаточным стимулом для лжи, поэтому у тех, кому заплатили 1 доллар, возникло противоречие — им заплатили, чтобы они соврали, но размер оплаты и “размер” лжи были несопоставимы. Они смогли преодолеть этот диссонанс, только поверив, что задачи действительно были интересными и приятными.

Оплата 20 долларов, напротив, дает повод для такого вранья, поэтому диссонанса не возникает.

3. Эксперимент безразличного свидетеля, 1968 г.


В 1964 году преступное нападение на женщину, которое повторилось дважды в течение получаса, закончилось ее смертью на пути в больницу. Свидетелями преступления стало более десятка человек, и тем не менее никто не удосужился позвонить в полицию. По мотивам этих событий Джон Дарли и Биб Латейн решили провести свой собственный психологический эксперимент.

Они пригласили добровольцев поучаствовать в дискуссии. Участникам предлагалось общаться удаленно — при помощи переговорных устройств. Во время разговора один из собеседников симулировал эпилептический припадок, который можно было явственно распознать по звукам из спикеров.

Когда разговор проходил один на один, 85% испытуемых живо реагировали на случившиеся и пытались оказать пострадавшему помощь. Но в ситуации, когда участник полагал, что кроме него в разговоре участвует еще 4 человека, только у 31% находились силы попытаться повлиять на ситуацию. Все остальные считали, что этим должен заниматься кто-то другой.

Если вы думаете, что большое число людей вокруг обеспечивает вашу безопасность, — это совсем не так. Толпа может быть безразлична к чужой беде, особенно когда в трудную ситуацию попадают люди из маргинальных групп. Пока рядом есть кто-то еще, мы с радостью перекладываем на него ответственность за происходящие.

Научная беспомощность

Детали эксперимента: в 1965 году Мартин Селигман и его коллеги проводили исследования по классической обусловленности, процессу, посредством которого животное или человек связывают одно явление с другим.

Эксперимент Селигмана подразумевал звон колокольчика и легкое воздействие электрического тока на животное (собаку) после него. После нескольких повторений собака начинала реагировать на воздействия еще до того, как они происходили. Как только собака слышала звонок, она реагировал так, будто уже подвергалась удару током.

Далее в этом исследовании произошло нечто неожиданное. Собак поместили в большую клеть, которая была разделена в середине низким забором, и собаки могли легко видеть и перепрыгивать через забор.

Пол на одной стороне забора был под напряжением, Селигман помещал собак как раз на эту сторону и давал небольшой разряд. Он ожидал, что собаки будут бежать к безопасной стороне клетки, но они просто ложились на пол.

Смысл в том, что, собаки понявшие из первой части эксперимента, что они никак не могут повлиять на ситуацию, отказывались принимать какие-либо меры.

Чтобы доказать эту гипотезу, исследователи привезли другую группу животных и обнаружили, что собаки без истории в эксперименте перепрыгивают через забор.

Это состояние известно как научная беспомощность — человек или животное не пытаются выйти из негативной ситуации, потому что прошлое научило их, что это бесполезно.

Факт 5. Кто первый родился


Если ты один ребенок в семье, то скорее всего не испытывал уверенности, я старше, значит мне все можно или наоборот, я младше, поэтому мне ничего не разрешают. Сухая статистика доказывает, что первенцы, независимо от того, погодки ли дети или двойняшки, близнецы, – более властные, ответственные и рассудительные. Младшенькие же всегда более бесшабашные и эмоционально неустойчивые.

В жизни это проявляется в выборе друзей и партнеров. Старшие выбирают старших, младшие – младших. Особенно ярко проявляется данный эффект, когда выбор происходит в семьях с одинаковым количеством детей.

Организация эксперимента

Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи.

Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Критерии безупречного эксперимента

Безупречный эксперимент, по Готтсданкеру, должен удовлетворять трём критериям:

  • Идеальный эксперимент (изменяются только независимая и зависимая переменные, отсутствует влияние на неё внешних или дополнительных переменных)
  • Бесконечный эксперимент (эксперимент должен продолжаться бесконечно, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора)
  • Эксперимент полного соответствия (экспериментальная ситуация должна быть полностью тождественна тому, как бы она происходила «в действительности»)

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной

Проблема выборки

Основная статья: Выборка

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Систематическая ошибка выжившего

Этот факт произвёл настоящий фурор не только среди психологов, но и среди обычных людей. Причина такой бурной реакции – наглядность и простота объяснений, которые демонстрируют, как легко человеческое мышление расставляет капканы и вводит в заблуждение

Главная мысль теории о систематической ошибке выжившего заключается в том, чтоб люди предпочитают обращать внимание на успешные истории, пренебрегая историями о фиаско

Для демонстрации феномена стоит решить в уме простую задачу, которая была поставлена перед группой конструкторов во время Второй Мировой войны: для обеспечения целостности самолёта бронёй можно укрепить только небольшую часть летательного аппарата, чтобы он не стал слишком тяжёлым. После боёв самолёты возвращались, изрешечённые пулями, причём самые густые попадания были на нижней части корпуса и на крыльях. Из-за таких повреждений пилоты еле дотягивали до своей базы. Конструкторами было принято очевидное решение укрепить бронёй именно те части, где фиксировалось больше всего попаданий.

К счастью, к процессу конструирования подключился математик Абрахам Вальд, который сумел взглянуть на проблему по-другому

Он решил обратить внимание на то, в какие части попадали снаряды при фатальных ударах, после которых летательный аппарат сразу падал на землю и разбивался. Оказалось, что это те части, которые у выживших оставались практически целыми. Именно эта целостность дала им шанс закончить бой, поэтому бронировать нужно было участки, которые на их самолётах повреждались меньше, чем изрешечённые

Именно тогда был выведен факт о психологической ошибке выжившего

Именно эта целостность дала им шанс закончить бой, поэтому бронировать нужно было участки, которые на их самолётах повреждались меньше, чем изрешечённые. Именно тогда был выведен факт о психологической ошибке выжившего.

Так же происходит при прочтении историй успешных бизнесменов. Их советами зачитывается большое количество людей, испытывая уважение и интерес к чужим успешным биографиям. Только отдельные акулы бизнеса указывают, что гораздо полезнее ознакомиться со статистикой того, какие действия приводят к неудачам, чтобы избежать ошибочных действий.

Очередная иллюстрация этого принципа: рассказы выживших после шторма, которых дельфины толкали в сторону берега, на основании чего люди считают этих морских животных спасателями. Дело в том, что те, кого дельфины толкали в обратном направлении, никогда уже не смогут рассказать свою историю, поэтому людям остаётся довольствоваться только половиной картины, которую они принимают за полную.


С этим читают