Религиозная, научная и философская картина мира

Проверяем свое понимание картины мира

Так как из картины мира вытекают наши ценности, мы можем использовать их для проверки своей искренности. Наше эго постоянно защищает себя и мы можем врать себе, чтобы казаться лучше в своих собственных глазах, чем мы есть. Поэтому будет не лишним, если мы проверим то, на сколько точно сформулировали свою модель мира.


Для проверки, возьмите следующие ценности и расставьте их в порядке приоритета (от самой ценной до наименее ценной):

  • Любовные отношения между мужчиной и женщиной (половыми партнерами).
  • Семья и близкие друзья.
  • Деньги и материальное благополучие.
  • Удовольствие и отдых.
  • Самореализация (например, в карьере или бизнесе).
  • Личностное саморазвитие (более приземленное, навыки, языки, личная эффективность и т.п.).
  • Духовное саморазвитие (направленное на добродетельные качества).
  • Здоровье и спорт.
  • Свобода и внутренняя гармония.

Если в списке не хватает каких-то ценностей, то добавьте их

Важно, чтобы вы получили четкую последовательность тех областей жизни, которые для вас ценны

После того, как ценности будут расставлены в порядке приоритета, посмотрите на 3 самые важные для вас ценности. Они должны быть как-то отражены в вашей картине мира! Если это не так, например, в картине мира замысел создания мира в том, чтобы вы бесконечно развивались, а в ваших ценностях на первых местах семья, удовольствие и отношения, то где-то вы себе соврали И скорее всего, вы исказили свою картину мира, чтобы казаться себе более правильными.

Когда я впервые провел инвентаризацию своих ценностей, то искренне считал, что в моей картине мира главная цель жизни — духовное развитие. Но я был очень удивлен, что самыми ценными для меня были свобода, удовольствие и самореализация. После такой переоценки я был вынужден признать, что я себе врал насчет духовного развития

Да, оно для меня важно, но не стоит на первых местах. И я подкорректировал свою картину мира, в которой реализация моей природы стала более главной целью жизни, а духовное развитие идет следом

Теоретически, можно менять свои ценности, а картину мира не трогать… Но это, как мне кажется, породит внутреннюю борьбу с самим собой. Когда я достигну нового этапа в своем развитии, моя картина мира автоматически изменится и повлияет на ценности

А пока, важно себе не врать, чтобы осознать то, что есть

После того, как картина мира хоть немного прояснилась, пора заняться ее интерпретацией. То есть поразмышлять над ней и подумать, к чему она ведет. Как изменить свою жизнь, чтобы она соответствовала вашей модели мира. Такая сонастройка уберет внутренние конфликты и принесет гармонию в вашу душу. Но этим мы займемся в следующий раз А пока, успехов вам на Пути и здоровья!

Единство философской, религиозной и научной картин мира

Диалектико-материалистическое понимание мира может быть резюмировано в следующих утверждениях:

    1. все сущее в мире есть различные проявления единой мате­риальной субстанции;
    2. все основания бытия материи коренятся в ее соб­ственной природе, поэтому и эволюция форм бытия происходит спонтан­но, вне зависимости от внешних, нематериальных факторов;
    3. сознание – одно из свойств материи, которое она порождает в процессе саморазвития.

В то же время едва ли не каждая про­блема в рамках философского понимания мира имеет и иные, зачастую противоположные решения, имеющие равные с изложенным права на су­ществование. Поэтому теперь представляется целесообразным сформули­ровать эти подходы в виде целостной концепции, раскрывающей «альтер­нативное» понимание мира, каким оно видится в начале ХХI столетия.

«Альтернативное» религиозное понимание мира, например, в христианском вероучении предстает как акт божественного творения мира и как реали­зация божественного замысла в последующем существовании природного мира и в человеческом бытии. Все – творение Бога, и все сущее зависит от бытия Бога. В рели­гиозной картине мира объяснение бытия природы и человека основывает­ся на вере в абсолютный, вне мира существующий дух, следовательно, на признании могущественного надмирового разумно творящего начала. Что же касается материи, то она самостоятельной творческой энергией, спо­собностью к развитию не обладает.

В си­стеме панлогизма Г. Гегеля абсолютный дух вовсе не внемировой, а как раз «мировой дух», который и является внутренней глубинной сущностью нашего мира. Раз­вертывание этой сущности образует все многообразные проявления и формы как действительного, духовного бытия (т. е. бытия человеческого духа), так и материального бытия (т. е. бытия природы), представляющего собой «инобытие» мирового духа. Все сущее разумно – вот «философское кредо» Гегеля.

Наиболее оригинальный синтез религиозных и философских взглядов прошлого изложен в тейярдизме – религиозно-философском течении, основоположником ко­торого был теоретик католицизма, французский ученый-палеоантрополог П. Тейяр де Шарден. Дух и материя, утверждал он, – это два состояния в развитии универсума. Материя – мать духа; сфера духа («ноосфера») – высшее состояние материи, результат возрастания сложности в ее восхо­дящем развитии. Эволюция универсума имеет предустановленную цель, а именно, образование «теосферы» – высшей концентрации разума, к кото­рой стремится космогенез. Энергия этого стремления не может быть мате­риальной, ибо она заставляет универсум развиваться в направлении воз­растания уровня сложности материальных объектов, т. е. направлении наименее вероятном. Следовательно, эта энергия может быть лишь энер­гией божественного духа, который в «точке Альфа» задает эволюции уни­версума направление движения к духовному полюсу мира – «точке Оме­га». Божественный дух – «первоначало» и цель эволюции универсума, ее «Альфа и Омега». В «точке Омега» осуществляются все человеческие идеалы, реализуются великое единение людей и вселенская любовь.

Возникшая в последние десятилетия синергетика обосновывает ре­альность изменения всех материальных систем в направлении повышения упорядоченности путем самоорганизации. Сегодня на основании результатов многих космологических иссле­дований можно утверждать, что Вселенная стала результатом какого-то гигантского замысла: ее теоретические модели, основанные на «чуточку» иных закономерностях, нежели существующие, оказываются резко упро­щенными по своей структуре. Реальная Вселенная просто не могла быть результатом случайных взаимодействий, спонтанная активность материи не могла породить человека и его разум. Отсюда возникает «антропный принцип» в понимании эволюции Вселенной. Однако, в отличие от религиозных представлений о мире, здесь Вселенная управляется не трансцендентным, божественным разумом, а ею же созданными физическими законами. Следовательно, ра­зум Вселенной ограничен, а не всемогущ, как божественный. Цель вселенского разума – структурирование, упорядочение, организация материи, строи­тельство систем разного уровня сложности, вплоть до разумных существ. «Инструментом» для реализации этой цели служит информационное поле, порождаемое всеми системами подобного типа.

Выбирая какую-либо из философских альтернатив в понимании ми­ра, надо ясно представлять себе, что философия крепчайшими (хотя и тончайшими) узами связана с жизнью. Следовательно, выбирая для себя теоретическую модель мира, человече­ство выбирает свое будущее. И этот выбор пока остается за нами.

Список источников

1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Горбачев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Мир и Образование», 2005. — 672 с.

2. Иванов-Шиц, А.К. Концепции современного естествознания: Курс лекций. Образовательный сайт МГИМО:

?http://www.limm.mgimo.ru/science/intro.html? (19.01.13).

3. Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Пеньков В.Е. Эволюционно-синергетическая парадигма: проблемы, поиски, решения. Учебно-методическое пособие для магистрантов и аспирантов — М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2007. — 100 с.

4. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки/Составители: А. П. Огурцов, Б. Г. Юдин. — М.: Наука, 1978 г. — 378 с.

список литературы

Планетарная модель строения атома Резерфорда и два постулата Бора

Рассеяние отдельных α-частиц на большие углы Резерфорд объяснил тем, что положительный заряд в атоме не распределен равномерно в шаре радиусом 10-10м, как предполагали ранее, а сосредоточен в центральной части атома (атомном ядре) в области значительно меньших размеров. Расчеты Резерфорда показали, что для объяснения опытов по рассеянию α-частиц нужно принять радиус атомного ядра равным примерно 10-15м.

Резерфорд предположил, что атом устроен подобно планетарной системе. Как вокруг Солнца на больших расстояниях от него обращаются планеты, так электроны в атоме обращаются вокруг атомного ядра. Радиус круговой орбиты самого далекого от ядра электрона и есть радиус атома. Такая модель атома была названа планетарной моделью.

Планетарная модель атома объясняет основные закономерности рассеяния заряженных частиц.

Так как большая часть пространства в атоме между атомным ядром и обращающимися вокруг него электронами пуста, быстро заряженные частицы могут почти свободно проникать через довольно значительные слои вещества, содержащие несколько тысяч слоев атомов.


При столкновениях с отдельными электронами быстрые заряженные частицы испытывают рассеяние на очень большие углы, так как масса электрона мала. Однако в тех редких случаях, когда быстрая заряженная частица пролетает на очень близком расстоянии от одного из атомных ядер, под действием силы электрического поля атомного ядра может произойти рассеяние заряженной частицы на любой угол до 180°.

Датский физик Нильс Бор (1885-1962) обосновал планетарную модель атома Резерфорда. Свои представления об особых свойствах атомов (устойчивости атома и спектральных закономерностей его излучения) Бор сформулировал в виде постулатов следующего содержания:

Электрон в атоме может находиться только в определенных устойчивых состояниях, называемых стационарными или квантовыми, каждому из которых соответствует определенная энергия En. В этих состояниях атом не излучает электромагнитных волн.

Момент импульса электрона, движущегося по стационарной орбите, имеет квантовые значения, удовлетворяющие условию: meυr = nħ (n = 1,2,3,…), где n – главное квантовое число, me – масса покоя электрона, υ – скорость электрона, r – радиус орбиты, ħ – постоянная Планка.

При переходе атома из одного стационарного состояния в другое испускается или поглощается квант энергии ΔE = hν.

Излучение фотона происходит при переходе атома из состояния с большей энергией в состояние с меньшей энергией. При обратном переходе происходит поглощение кванта энергии: hν = En — Em, где n и m – номера состояний.

Все стационарные состояния, кроме одного, являются стационарными лишь условно. Бесконечно долго каждый атом может находиться лишь в стационарном состоянии с минимальным запасом энергии. Это состояние атома называется основным. Все остальные стационарные состояния атома называются возбужденными.

Список использованной литературы

1. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. // Концепции современного естествознания: Учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 540 с.

2. Гуляев С.А., Жуковкий В.М., Комов С.В. // Оновы естествознания: Учебное пособие для гуманитарных направлений бакалавриата. 2-е издание. Испр. И доп. Екатеринбург: УРГУ, 1997.

3. Концепции современного естествознания. * // Рузавин Г.Н., М.: ЮНИТИ, 2007.

4. Концепции современного естествознания. * // Стрельников О.Н., М.: ЮРАЙТ, 2003.

5. Концепции современного естествознания. * // Садохин А.П., М.: ЮНИТИ, 2006.

Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 50.

Панкратов И.С. Онтология рациональности. Век XXI // Философские дескрипты. Барнаул, 2002. Вып. 2. С. 208-213.

А.Эйнштейн. Собрание научных трудов. М.: Наука. 1965. Т.1. С.689.

Структурные уровни организации материи

Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры. Развитие — всеобщий принцип объяснения природы, общества и познания, как исторически протекающих событий.

Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (эволюция), и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (революция). Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития (прогресс) и регрессивную, нисходящую линию (регресс). Прогресс — направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Развитие, как бы повторяет уже пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой базе, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное превращение количества в качество; внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, сталкиванием различных сил и тенденций, действуют на данное тело или в пределах данного явления; непрерывная связь всех сторон каждого явления, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения.

Основной особенностью, отличающей развитие от других динамических процессов, например, от процесса роста, является качественное изменение во времени переменных, характеризующих состояние развивающейся системы (для процесса роста обычно говорят лишь о количественном изменении этих переменных). Причем качественное изменение носит скачкообразный характер. Постепенное монотонное изменение некоторого параметра в течение заметного времени сопровождается соответствующим постепенным изменением состояния системы, но в определенный момент происходит разрыв постепенности: состояние системы меняется скачком, система переходит на новый качественный уровень, количество переходит в качество. Затем повторяется все заново, но уже на новом качественном уровне (А.И. Яблонский).

В изучении развития материи современной наукой сделаны такие серьезные шаги, что сейчас можно с полным правом говорить о превращении идеи развития, эволюции в норму научного мышления для целого ряда областей знания.

Электромагнитная картина мира

Электромагнитная картина мира основана в целом не только на учении об электромагнетизме, но и достижениях в других областях естествознания, таких как открытие электрона, создание ядерной модели атома, создание периодической системы Д.И. Менделеева и многие другие. В электромагнитную концепцию вошли также некоторые идеи теории относительности и квантовой механики.

Основные черты электромагнитной картины мира можно определить следующим образом:

• материя существует в двух видах — в виде вещества и в виде поля (гравитационного, электромагнитного). Эти виды материи строго разделены. Превращения поля в вещество и вещества в поле невозможны;

• электромагнитное взаимодействие определяет абсолютное большинство явлений природы (кроме, относящихся к тяготению) — соответственно, электрических и магнитных, а также оптических, химических, тепловых и механических;

• в качестве элементарных составляющих вещества выделяются электрон и протон.

Стабильность этих частиц объясняет стабильность вещества и мироздания в целом. Квантом электромагнитного поля является фотон.


Развивается идея корпускулярно-волнового дуализма, “увязывающая” волновые и корпускулярные (квантовые) свойства.

Тем не менее, электромагнитная теория, составляющая основу картины мира, представляла существенный шаг вперед в познании мира. Многие ее положения и гипотезы вошли в современную естественнонаучную концепцию мироздания.

Однако, это была картина классической физики, которая изучала знакомый нам макромир.

Представление о материи и поле в связи с электрическими и магнитными явлениями.

Весомая (вещественная) материя или составляющие ее элементарные частицы представляют овеществленную форму полевой материи — возбужденные состояния поля. Таким образом, элементарные частицы — это те же самые поля, только возбужденные, т.е. любая элементарная частица — это поле, находящееся в возбужденном состоянии.

Волновая теория строения элементарных частиц является обобщением и последовательным развитием представлений о единстве природы вещества и поля, поэтому, как основа для рассмотрения этих вопросов, в тексте приводятся цитаты, которые по теме связаны с полевой природой материи. При этом предпочтение отдается материалистическим представлениям полевых процессов, а не метафизическим концепциям и интерпретациям, построенным на математическом формализме.

«… элементарные частицы материи по своей природе представляют собой не что иное, как сгущения электромагнитного поля,… »

«… согласно последовательной теории поля весомую материю или составляющие ее элементарные частицы также следовало бы рассматривать как особого рода «поля», или особые «состояния пространства». Однако приходится признать, что при современном состоянии физики такая идея преждевременна, так как до сих пор все направленные к этой цели усилия физиков-теоретиков терпели провал. Таким образом, теперь мы фактически вынуждены различать «материю» и «поля», хотя и можем надеяться на то, что грядущие поколения преодолеют это дуалистическое представление и заменят его единым понятием, как это тщетно пыталась сделать теория поля наших дней. »

Различия и единство естественно-научной и гуманитарной культур

Гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур, разделены весьма фундаментально. Однако они характеризуются уникальной взаимодополнительностью.

Размежевание естественно-научного и гуманитарного типов культур, хотя и приняло драматические формы, все же не может отменить факта их исходной взаимосвязи и взаимозависимости. Они нуждаются друг в друге, как наши правая и левая руки, как слух и зрение и т.д.

Аргументы взаимосвязи культур:

· Взаимодополнительность

· Взаимодополнительность мировоззрений

· Взаимодополнительность проблем

· Рыночные отношения культур

· Единство истины и заблуждения

· Взаимосвязь и взаимозависимость типов культур

· Целостность культуры

Итак, единство и взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:

· в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество, и формировании для этой цели «симбиотических» видов наук: экологии, социобиологии, биоэтики и др.;

· в осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественно-научных программ, предусматривающих преобразования объектов, имеющих жизненное значение для человека;

· в формировании общей для гуманитарных и естественных наук методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;

· в гуманитаризации естественно-научного и технического образования, а также в фундаментации естествознанием образования гуманитарного;

· в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, которая позволила бы человечеству четко определить перспективы своего развития в XXI в.

Литература

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. — М.: Центр, 2002. — 208 с.


2. Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 692 с.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник — М.: ИКЦ «Маркенинг», 2001. — 832 с.

4. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. — М.: Логос, 2002. — 368 с.

5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2003. — 488 с.

6. Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001. — 303 с.

7. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 349с.

8. Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания: Учебник. — М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2003. — 392 с.

   ..  553  554 555   ..

Литература

  • Мощанский В. Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. — М.: Просвещение, 1976. — 157 с. — 80 000 экз.
  • Голубинцев В. А., Данцев А. А. , Любченко В. С. Философия для технических вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с. — 5000 экз. — ISBN 5-222-03736-3.
  • Кузнецов Б.Г. Идеалы современной науки. — М: Наука, 1983. — 254 с. — 6150 экз.
  • М.А. Ельяшевич, Д.Н. Трифонов, В.И. Гольданский. Физика XX века. Развитие и перспективы. — М: Наука, 1984. — 336 с. — 4750 экз.
  • ред. Мелюхин С.Т. Философские проблемы естествознания. — М.: Высшая школа, 1985. — 400 с. — 16 000 экз.
  • под ред. Самыгин С. И. Концепции современного естествознания. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 448 с. — 5000 экз. — ISBN 5-222-03034-2.

Материальная и духовная сферы культуры

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую («телесную») культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д.

Материальная культура подразделяется на:

— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Духовная культура — это составная часть культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков.

Понятие духовной культуры:

— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр),

— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр).

Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Место науки в культуре

Наука тесно связана со всей сферой культуры. Так, по мнению В.И. Вернадского, «научное мировоззрение развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусства невозможно. Все эти проявления человеческой жизни тесно сплетены между собою и могут быть разделены только в воображении».

Рассматривая науку как часть культуры, И.С. Панкратов ставит в соответствие классическому, неклассическому и постнеклассическому типам научности (рациональности) традиционалистскую, модернистскую и постмодернистскую культуру. С его точки зрения, именно современная постмодернистская культура задает сегодня новый тип научной рациональности. Влияние культуры постмодернизма на все сферы человеческой деятельности создало предпосылки для распредмечивания научной области, поставило под сомнение саму научную реальность, сделало границы науки зыбкими и легко разрушаемыми. Вследствие этого встал вопрос о целесообразности науки как таковой, которая была обвинена во всех пороках современной цивилизации. В сложившихся условиях вынужденного выживания научному сообществу необходимо переосмыслить роль рационального в процессе познания и тем самым задать новые границы рационального. По мнению Панкратова, наука исчерпала свой креативный потенциал, утрачивает функцию построения картины мира, и поэтому она должна послужить основой для возникновения новой формы мышления и деятельности, а именно – методологического мышления (в широком смысле), которое сможет произвести синтез рациональности в новых условиях.

Религиозная картина мира

В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек находится как бы между ними: с одной стороны, он — венец божественного творения, с другой — царь природы.

В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу.

Основная проблема религиозной картины мира:

соотношение Бога и человека.

При этом считается, что мир сотворен по замыслу неземного существа. Однако в тоже время Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность, обладающая разумом и волей:

    • Бог сотворил мир, дал ему законы;
    • Бог творит чудо, способен вызывать сверхъестественные явления, и т.д.

Общим для различных религиозных учений и конфессий является принцип божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Бесконечность

Наше познание всегда ограничено рамками известного, поэтому бесконечным может быть только понимания необходимости неограниченного ни чем выхода за предел, т.е. такое понимание, где нет никаких абсолютов ограничивающих наше познание. Иными словами бесконечное принципиально не может быть неким числом исчерпывающим все сущее, а посему сущее бесконечно, но оно бесконечно познаваемое нами в углубляющемся познании. К сожалению многие ученые видят бесконечность только как дурную бесконечность – стоит нам подсчитать все известное, подвести его под определенную модель мира избавленную от противоречий и мы получим подлинную бесконечность, познаем все сущее. Такой взгляд на самом деле тождественен тем архаичным представлениям людей, по которым наша планета и видимая из нее небесная твердь объявлялась Вселенной.


С этим читают