Генрик панас: евангелие от иуды

Какова во всем этом была роль Иуды? Без него никак невозможно было произвести арест?

Роль была ключевой. Предательство Иуды не ограничилось только тем, что в среду он пришел к первосвященникам, сообщил некую информацию и получил за нее тридцать сребреников. Нет, за эти деньги от него требовалось большее: он должен был руководить всей «спецоперацией». То есть, во-первых, привести храмовую стражу и римских солдат в нужное время в нужное место, во-вторых, показать, кого именно следует арестовать, кто из собравшихся на Елеонской горе — Иисус. Для римских солдат все эти иудеи были на одно лицо, им нужно было дать знак, кого хватать. В-третьих, Иуде следовало «разрулить» проблемы, если те вдруг возникнут.


И проблемы действительно возникли. Из Евангелия от Иоанна Богослова мы знаем важную подробность, которой нет у других евангелистов. Когда эта вооруженная толпа подходит, то Христос, зная намерения их сердец, спрашивает: «Кого ищете?» Они отвечают: «Иисуса из Назарета». Он отвечает: «Это Я!» И тут же все падают ниц. Все, включая римских солдат.

Почему они падают? Есть версия, что слова Иисуса, в греческом переводе переданные как «Я есть», по-еврейски звучали как имя Божие. То есть «Яхве». Это имя в ту эпоху уже не должно было произноситься вслух, и, услышав его, иудеи упали ниц от страха. Но почему тогда упали римляне, для которых все это ничего не значило? Комментируя это место, святитель Иоанн Златоуст предполагает, что в момент, когда Господь назвался, что-то произошло, каким-то образом Он явил Свою власть. Проняло даже римских солдат, возникли сумятица, смущение. И тогда Иуда, чтобы пресечь возможную панику, решительно вмешивается, выходит на первый план. Он приветствует Иисуса — и чтобы показать воинам, кого хватать, и чтобы успокоить их: мол, все в порядке, все под контролем, это обычный человек, раз я так по-свойски его приветствую.

Текст Евангелия

Название

Название «Евангелие Иуды» (коптск. ⲠⲈⲨⲀⲄ̣Ⲅ̣ⲈⲖⲒⲞⲚ Ⲛ̄Ⲓ̣̈ⲞⲨⲆⲀⲤ) подписано на последнем листе найденной папирусной рукописи. В названии употреблён родительный падеж, а не предложная конструкция, переводимая на русский язык с помощью предлога «от», как в названиях канонических Евангелий. Ириней и Епифаний также упоминают именно о «Евангелии Иуды». Тем не менее, в отечественной публицистике и некоторых переводных изданиях закрепился неправильный перевод названия книги «Евангелие от Иуды».

Начало: «Сокровенное слово откровения Иисуса в беседе с Иудой Искариотом на протяжении восьми дней, за три дня до того, как Он празднует Пасху».

Земное пастырство Иисуса

Сцена 1. Иисус беседует с учениками: благодарственная молитва или евхаристия

  • Возмущение учеников
  • Иисус говорит с Иудой наедине

Сцена 2. Иисус является вновь — два раза — ученикам

  • Ученикам привиделся Храм, и они его обсуждают
  • Иисус предлагает аллегорическую интерпретацию видения Храма
  • Иуда расспрашивает Иисуса об этом поколении и поколениях людских

Сцена 3. Иуда описывает собственное видение, а Иисус ему отвечает

  • Иуда осведомляется о собственной судьбе
  • Иисус учит Иуду космологии: Дух и Саморожденный
  • Адамас и светила
  • Космос, хаос и преисподняя
  • Архонты и ангелы
  • Создание человечества
  • Иуда расспрашивает о судьбе Адама и человечества
  • Иисус обсуждает с Иудой и остальными уничтожение нечестивцев
  • Иисус говорит о крещёных и об акте выдачи-предательства(?) Иудой
  • Заключение: Иуда выдаёт Иисуса первосвященникам

Заключительные слова: Евангелие Иуды

Космология Иисуса Христа


Иисус рассказывает Иуде, что был великий, невидимый и безымянный Дух в великом, беспредельном царстве. В нём появилась светящаяся туманность (скопление, туча, облако). По словесному приказу Духа, для службы Ему, из туманности явился Саморожденный, великий ангел. Что вызвало рождение четырёх других ангелов из другой туманности, эти ангелы стали служить Саморожденному. Божественный Саморожденный создал [неразборчиво…], первое светило и мириады ангелов для службы тому. Затем он приказал появиться светлому эону, второму светилу и мириадам новых ангелов для службы. И так Он создал остальные эоны света с мириадами служащих ангелов.

В начальной светящейся туманности был Адамас, который [неразборчиво…] по образу и подобию ангела. Адамас явил (сотворил) нетленное поколение Сифа (Seth)… двенадцать… двадцать-четыре. Адамас явил (создал) семьдесят два светила нетленного поколения, — согласно воле Духа. Эти семьдесят два светила явили триста шестьдесят светил нетленного поколения, опять же по воле Духа так, чтобы числом пять для каждого. Двенадцать эонов двенадцати светил составляют их Отца, и шесть небес в каждом эоне. Итого небес — семьдесят два — по числу семидесяти двух светил, и на каждое небо и светило по пять небесных сводов, в целом 360 небесных сводов. Дана им власть и бесчисленное воинство ангелов для славы и служения. А также «девственные» — духи для славы и служения всем эонам, небесам и небесным сводам.

Это множество бессмертных зовётся космосом или тленным миром. Зовётся оно так Отцом и семьюдесятью двумя светилами, которые с Саморожденным и его семьюдесятью двумя эонами. В этом космосе явился первый человек с нетленными силами. Его эон содержит туманность знания и ангела и называется «El». Далее звучит приказ родиться двенадцати ангелам для царствования над хаосом и миром. Из туманности появляется ангел с лицом, испускающим пламя и залитым кровью; его имя — Невро/Небро (Nebro), означающее «апостат», другие зовут Ялдаваоф/Ялдабаот (Ialdabaoth). Из туманности вышел ещё один ангел — Сакла/Саклас (Saklas). Небро создал шестерых ангелов, и Сакла столько же; каждый из 12 ангелов на небесах получил свою часть небес.

Двенадцать архонтов (верховных) обращаются к двенадцати ангелам, чтобы каждый из них [неразборчиво…]!

Первый — эт (Seth), называемый Христом (Christ).
Второй — Армафоф/Арматот (Harmathoth)…
Третий — Галила (Galila).
Четвертый — Иобел/Иовел (Iobel).
Пятый — Адонай/Адонаиос (Adonaios).

Они — пятеро — царят над порочным миром, и прежде всего над хаосом.

Саклас (Saklas) обращается к своим ангелам: давайте создадим человека «по подобию и образу»; и они смастерили Адама и жену его Еву, что в туманности зовётся Зоей (Zoe). Архонт обещал Адаму и его детям долгую жизнь.

Возможна ли «реабилитация» Иуды?

Отношение Церкви к Иуде как к послушнику диавола ясно обозначено и зафиксировано в иконографии Страшного Суда. Как фрески, так и иконы этого типа воспроизводят его с мешочком в руках (символизирующим кошелек с тридцатью сребрениками), сидящим на коленях у диавола; обоих охватывает адский огонь. Неслучайно перед евхаристической чашей православные христиане произносят: «Ни лобзание Ти дам, яко Иуда». Образ Иуды сохраняется в памяти Церкви как пример человека, переступившего последнюю черту – ту, которую человек ни при каких обстоятельствах и ни за какие деньги не должен переступать. За этой чертой – погибель, смерть.

Примечания

  1. Favorite, Crowd (6 апреля 2006). Дата обращения 26 мая 2018.
  2. .
  3. New Testament Apocrypha / Schneemelcher, Wilhelm; Wilson, Robert McLachlan. — Westminster John Knox Press (англ.)русск., 2005. — Т. 1. — С. 387. — ISBN 9780664227210.
  4. Witherington, Ben III (англ.)русск.. What Have They Done with Jesus?: Beyond Strange Theories and Bad History—Why We Can Trust the Bible (англ.). — San Francisco: Harper Collins, 2006. — P. 8. — ISBN 978-0061120015.
  5. , с. 27—28.
  6. , с. 28.
  7. фр. Action de grâce‎
  8. , с. 29.
  9. , с. 31.
  10. , с. 33.
  11. ↑ , с. 43.
  12. , с. 36.
  13. , с. 38.
  14. , с. 42.
  15. , с. 45.
  16. , с. 46.
  17. , с. 49.
  18. , с. 51.
  19. , с. 53.
  20. , с. 54.
  21. , с. 55.
  22. , с. 56.
  23. Слова «с Иудой и остальными» повторяются два раза в цитируемом французском тексте.
  24. , с. 58.
  25. Под вопросом слово «предательство».
  26. , с. 60.
  27. , с. 61.
  28. , с. 46—49.
  29. , с. 49—50.
  30. , с. 51—52.
  31. , с. 53—54.
  32. , с. 54—55.

Какие события, связанные с Иудой Искариотом, описаны в Евангелии?

Евангелия отражают единообразную последовательность событий в целом, в связи с которыми упоминается Иуда Искариот: 1) призвание в число апостолов (его имя упомянуто в списке апостолов); 2) намерение Иуды предать Иисуса и объявление этого намерения первосвященникам; 3) Тайная вечеря: предсказание Иисуса о том, что Он будет предан; краткий диалог Иисуса с Иудой Искариотом, обличающий его намерения, уход Иуды Искариота для совершения предательства; 4) сцена в Гефсиманском саду: Иуда Искариот приходит вместе с вооруженным отрядом на место собрания учеников и выдает Иисуса лицемерным приветствием и лобзанием; 5) раскаяние Иуды Искариота о содеянном и его самоубийство (только у евангелиста Матфея).

Было ли предательство Иуды необходимым звеном в деле Искупления человека?


В настоящее время нередко приходится сталкиваться с предубеждением относительно роли Иуды в Божественном Промысле. По мнению ряда мыслителей, если бы он не предал Спасителя, Его бы не схватили и не распяли, а значит, и не было бы Искупительной Крестной Жертвы, не было бы прощения грехов и спасения

В более осторожном варианте эта философская идея подменяется другой: в случае отказа Иуды от предательства, его роль непременно должен был исполнить кто-нибудь другой, ибо в этом состоял Божий план Искупления

В русле подобных концепций нравственная оценка Иуды варьируется.

По одной версии, он был мотивирован вовсе не жаждой наживы (тридцать сребреников – цена раба), а желанием скорейшего проявления Божественной славы Христа. В рамках этого суждения, Иуда будто бы полагал, что когда Господь сделается добычей врагов, тогда непременно проявит и всенародно обнаружит скрытую мощь Своего Божества, чем вызовет всеобщее признание Своей Божественности, послушание, спасение.

Ещё более оригинальное утверждение гласит, что Иуда, продав Христа, в действительности Его не предавал, а совершил подвиг смирения и самоуничижения, будто бы он, исполнив задачу предателя, осуществил поручение Господа, чем и послужил реализации Божьего замысла, включавшего взятие Христа под стражу, допрос, Крестные Страдания, смерть. Стало быть, будучи поругаем за предательство, он поругается незаслуженно. Следовательно, комментарий к этой истории следует переписать, ведь в очах Божьих Иуда — великий святой.

Что можно на это сказать? Мнение о том, что Иуда Искариот — как бы и не предатель, является скверным. Следуя этой вольной интерпретации легко прийти к заключению, что определенная заслуга в деле Спасения принадлежит и убийцам Христа. Ведь и о них можно (но не нужно) сказать: если бы не убийцы, не было бы Крестной смерти, не было бы победы над адом и Воскресения.

Но это — не так. И дело здесь вот в чём. В отличие от людей детали земного служения Сына Божия были известны Ему ещё прежде творения мира. Он от вечности знал, что многие иудеи, в силу жестокосердия и безрассудства, не примут Его Благовестия, и от вечности знал, что один из Его учеников, польстившись наживой, не устоит в благочестии. Если бы событиям тех времен, по каким-либо причинам, суждено было развиваться иначе, это повлияло бы на отдельные детали плана Спасения, но не на замысел в целом. Спасение все равно состоялось бы.

Злодейство Иуды прямо запечатлено словами Евангелия, свидетельствующими, что предательство он совершил не по душевной простоте и, тем более, не по тайному благословению Божию, а осознанно, по наитию сатаны (Лк.22:3). Кроме того Спаситель лично назвал его диаволом (в то время как подстрекатели к Его убийству были названы «лишь» детьми сатаны Ин.8:44, Ин.6:70).


***

протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии

В чем разница между покаянием Петра и раскаянием Иуды?

Анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько (Мф.26:75) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной. Это говорит, прежде всего, о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин.1:29). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4:17) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне.

Трактование

Доступная для прочтения часть текста была воспринята некоторыми как доказательство сенсационного факта: Иуда не был предателем и выдал Христа римлянам по его же просьбе. Иуда был, наоборот, самым успешным учеником, и единственным, кого Спаситель избрал для того, чтобы открыть всю истину. Так Христос обращается к Иуде со словами: «Приди, дабы я мог научить тебя тайнам, которых не видел никто никогда» — после чего следует описание откровения. Изложенные в евангелии разговоры Иисуса с учениками (в частности эпизод, где они все — кроме Иуды — просят Христа растолковать их коллективное видение о жестоком жертвоприношении во имя Господа, а тот объясняет, что совершающие его — и есть сами ученики, а жертвы — толпа, которую они вводят в заблуждение) дают основание полагать, что один лишь Иуда целиком и полностью понял замысел Христа, и именно потому он согласился сыграть в нём важную роль, отказавшись от всего — славы в веках, признания своего евангелия и даже самой жизни.

Однако среди исследователей рукописи существует и другое трактование: Иуда был всего лишь гордецом среди прочих учеников, и Иисус, заранее зная о намерении Иуды предать его, пытался указать Искариоту, что тот встал на ложный путь

Внимание читателей обращено на тот факт, что знаменитые строчки: «Но ты превзойдёшь их всех. Ибо в жертву принесёшь человека, в которого я облачён» — следуют в тексте сразу после упоминания о творящих «всё, что есть зло», значит, Иуда превзойдёт их вовсе не в хорошем смысле, а наоборот.

Также принципиальное отличие данного евангелия от канонических заключается в трактовании миропонимания и мироустройства бытия, что, конечно же, не могло не вызвать протест у Церкви. В частности в тексте утверждается, что человеческий род создал не Бог, а ангел Саклас, помощник ангела-отступника Небро, «чьё лицо сверкает огнём, а облик осквернён кровью».

В русском языке слово «предавать» может использоваться не только в значении измены, но и передачи. Какой из смыслов содержится в греческом евангельском тексте?

Главное слово, обозначающее предательство Иуды Искариота в Евангелиях, – глагол παραδίδωμι – имеет несколько смысловых значений, и русский перевод этого слова может звучать как «передавать», так и «предавать», «выдавать», «отдавать (например, на смерть)». Для нравственной оценки поступка Иуды Искариота эти нюансы не имеют большого значения (он и выдал Христа, «передав» в руки тех, кто пришёл взять Его; и предал Его (изменил Ему). Однако в иных библейских фрагментах глагол «предавать» используется не в негативном, а в возвышенном значении. Бог предает Сына Своего за всех нас (Рим.8:32); Сын Божий предает Себя за людей (Гал.2:20; Еф.5:2,25)). В новозаветном свидетельстве совмещаются нравственная оценка конкретного поступка Иуды Искариота, совершенного по свободной воле, и указание на объективный смысл происходящего.

История

Сведения отцов церкви о Евангелии Иуды

До находки текста о Евангелии Иуды было известно только из сочинений авторов II века — Иринея Лионского и Епифания Кипрского, которые писали о нём в связи с гностической сектой каинитов (каиниан). По словам Иринея Лионского, каиниане учат, что

Епифаний же сообщает:

История находки

Основная статья: Кодекс Чакос

После её нахождения в 1978 году, рукопись часто переходила от одного владельца к другому и была в плачевном состоянии. Текст большей частью восстановлен и опубликован в 2006 году.

Датировка

Папирусный Кодекс Чакос, содержащий Евангелие Иуды, был с помощью радиоуглеродного метода датирован —340 годом, а текстологическая экспертиза швейцарских учёных установила рубеж III и IV веков. По мнению некоторых исследователей, коптский текст евангелия является переводом утраченного греческого оригинала, датируемого серединой — 2-й половиной II века. Гностическая теология книги, а также явное знакомство автора с текстом канонических Евангелий, не позволяют датировать её более ранним временем. Если отождествлять упоминаемое Иринеем Лионским («Опровержение ересей», I:31, 1) Евангелие Иуды с найденной книгой, то греческий текст датируется не позднее —185 года, когда было написано сочинение Иринея.


С этим читают