Еврейские пословицы и поговорки

Значение пословиц и поговорок

Многие люди недооценивают народную мудрость, которая содержится в пословицах, но только не евреи. Еврейские пословицы передаются из поколения в поколение, а в некоторых семьях существуют даже свои поговорки, являющиеся достоянием целого рода.


Примечательно, но лингвисты считают, что по различным народным поговоркам можно составить представление об основных характерных чертах целого этноса. Это касается и еврейских пословиц. По ним может сложиться мнение, что «дети Израиля» обладают следующими чертами:

  • безмерным уважением к женщинам (особенно почитаемы у евреев матери);
  • умением извлекать финансовую выгоду даже из заведомо провальных проектов;
  • соблюдением традиций;
  • почитанием своего Бога и религиозных праздников;
  • уважением к чужому труду и достатку;
  • способностью использовать других людей для своих целей;
  • талантом к торговле.

Конечно, это далеко не полная характеристика израильского народа, но благодаря еврейским мудрым пословицам любому человеку приоткрываются его главные тайны. В следующих разделах статьи мы представим вашему вниманию подборку афоризмов, касающихся различных ситуаций.

О мудрости

Сами по себе изречения, употребляемые к месту, являются своеобразным концентратом мудрости, накопленной за долгие столетия. Неудивительно, что среди них немалую долю составляют те, в которых дается определение разумности и, напротив, глупости

При этом важно, что мудрость отнюдь не всегда отождествляется с преклонным возрастом. Так, одно из изречений гласит, что наличие седых волос свидетельствует о старости, а не об уме

Впрочем, в другом утверждается, что человек пожилой видит хуже, но все же больше. Видимо, сказывается накопленный опыт. Поучителен также призыв не быть чересчур сладким (съедят), но и в горькости также нежелательно перестараться (выплюнут). Представлена и антиалкогольная тематика: «тайна уходит, когда вино входит». Эти прекрасные еврейские пословицы могут показаться слишком простыми, мораль их чересчур очевидна. Но мудрости от этого в них не меньше. Ведь и очевидные правила поведения, к сожалению, соблюдают не все.

Еврейские пословицы про деньги

Доллары, шекели, рубли – это то, что безгранично уважает еврей любого возраста и социального статуса. И дело вовсе не в том, что многие считают израильский народ безмерно жадным и скупым. Просто в крови евреев заложено большое трудолюбие, каждое жизненное достижение дается им с трудом. Большая часть «детей Израиля» из поколения в поколение занимается делом своих предков и знает, что каждый шекель зарабатывается с огромным трудом. Поэтому и не станет еврей кичиться своим доходом или спускать состояние на ветер, ведь так он отчасти теряет связь с предками и уважение целого рода.

При этом хорошее финансовое состояние никогда не становится самоцелью для «детей Израиля». «С деньгами не так хорошо, как без них плохо» — эта поговорка отлично иллюстрирует предыдущую фразу. Ведь, с одной стороны, финансы и их приумножение является очень серьезным ежедневным беспокойством человека, но и без нужного количества денег жизнь теряет свои краски и превращается в череду серых и бессмысленных будней.

Большинству израильтян отлично знакома фраза:


Благодаря ей становится понятнее, почему для израильского народа характерно любыми способами избегать лишних трат.

Глубокий смысл несет следующая поговорка – «Если бы благотворительность ничего не стоила – все бы были филантропами». Многие считают, что она ярко иллюстрирует жадность евреев. Однако специалисты утверждают, что данная фраза говорит о том, что всякая благотворительность является делом обдуманным и никогда не совершается наобум.

Евреи в поэзии[править]

Он принял скорбь земной дороги, Он первый, Он один. Склонясь, умыл усталым ноги Слуга — и Господин. Он с нами плакал, Повелитель И суши, и морей. Он царь и брат нам, и Учитель, И Он — еврей.

  — Зинаида Гиппиус, «Он», 1915

Везде одинаков Господен посев, И врут нам о разнице наций. Все люди — евреи, и просто не все Нашли пока смелость признаться.

  — Игорь Губерман

Здесь стояли картавые храмы разумной науки, кстати, даже евреи дразнили друг друга жидами, задыхаясь от сказочной рифмы и педикулёза… Все мы вышли оттуда, на удивление — все. Алкаши в полушубках, ребята с подвешенной речью, пробивные гундосы, чье место лежать в мавзолеях, потому что при жизни навряд ли хорошая девка ляжет рядом. Паскуды, сломавшие мир.

  — Вадим Месяц, «Плач по рэкетиру» (из книги «Выход к морю»), 1994

Еврей не делай зла, не стреляй из автомата. Гранату ты тоже не бросай во двор, где галдят чужие пацанята. Еврей, и этим горд, ты в кибуц вернись родной. В сарае ты крышу перекрой, встретит мать тебя хлеб-солью и мацой…

  — Александр Ливер, группа «НОМ», 2000-е

О деньгах и вечных ценностях

Еврейские пословицы и поговорки, касающиеся материальных вопросов, столь же разнообразны, как и все остальные.

Стоит переломить еще один устоявшийся стереотип о каком-то особом сребролюбии евреев и особой коммерческой жилке, присутствующей чуть ли не в каждом иудее от рожденья. Но что мы видим? На самом деле бедности уделяется не так много внимания, она не считается ни пороком, ни достоинством, по крайней мере, так думали евреи, сочинившие пословицы.

Да, деньги они любят, а кто нет? Не так хорошо с ними, как плохо без них! И проблема, которую можно разрешить, заплатив, называется не бедой, а расходами. Но дело не в деньгах, а в том, чтобы они были. И для этого нужно не просто их копить, а получать знания, с помощью которых их всегда можно заработать. Легко носить на плечах умную голову, и никто не отнимет ее у тебя, разве что снесут, но тогда уже все равно…

Опять же, куда лучше, когда работа ищет тебя, чем если ситуация противоположная. Есть в бедности и свои хорошие стороны. Человеку небогатому труднее согрешить, его Бог бережет от соблазнов — они, как правило, стоят дорого. И примечательно, что ума всем хватает, это на недостачу денег жалуется большинство людей.

И много ли иль мало их, а жить нужно. Хотя бы из любопытства. Интересно же, а что будет дальше?

Кто такой шлимазл


Первое, чем подкупают еврейские пословицы, так это самоироничностью. Умение подшутить над собой – признак мудрости, и этот художественный прием проявляется в народном творчестве наиболее ярко. Героем многих поговорок является некий «шлимазл». Это слово означает, вообще говоря, неудачника, к тому же недалекого и обладающего многими другими личностными пороками. «Шлема» (сокращенное обозначение) бывает жадным, глупым, у него никогда ничего не получается. Если шлимазл торгует снегом – выдается теплая зима, если водой — случается засуха. Он порой хорошо говорит, но лучше бы молчал. Из двух зол шлимазл умудрится выбрать оба. Он не доживает до удачи, потому что не может перенести бед, падает к чьим-то ногам, и ему непременно наступают на голову. Он говорит правду наполовину, и получается ложь. В общем, если некоторые еврейские пословицы смешные, то это оттого, что в них присутствует шлимазл: над ним всегда можно потешаться. Главное — не увлекаться излишне и не стать таковым самому.

Всякое-разное

Еврейские пословицы порой очень трудно поддаются классификации. К примеру, утверждение о том, что отдельно взятая борода выглядит куда хуже безбородого еврея. О чем это? А достаточно вспомнить, что были ведь когда-то погромы…

Или поговорка о том, что за великие дела люди берутся от безделья. И о двух дерущихся за шапку, и третьем, кому она достается. И о том, что смерть от смеха предпочтительнее кончине от ужаса. И о том, что слово «опыт» — синоним человеческих ошибок. А люди издалека все выглядят неплохо.

Ирония еврейских пословиц и поговорок проявляется и в некотором пессимизме, за которым все же угадывается надежда. «Не следует сетовать на отсутствие перемен: можно немного подождать, и станет хуже». И следом: «Лучше хоть какие перемены, пусть и к худшему, чем вовсе никаких».

С Богом шутить не стоит, но евреи умудряются делать и это. Всевышнего люди гневают грехами, а окружающих – благодетелями. Бог ведет себя как отец, а судьба — как злой отчим. И молитва-просьба к нему — помочь поднятья, ведь падать человек умеет и сам.

В общем, пословиц евреи сочинили много. Касаются они всех сторон жизни, поэтому, почитав их, можно обогатиться, по крайней мере, духовно, а там кому как повезет. Однако не стоит верить источникам, печатным или электронным, предлагающим вниманию заголовки вроде «35 еврейских пословиц, самых лучших и наимудрейших». На самом деле их намного больше.

Еврейские пословицы о жизни

«Дети Израиля» не мыслят ни дня своей жизни без Бога. На Него полагаются во всех ситуациях, просят помощи и поддержки. К примеру, так выглядит весьма распространенное выражение:


Или еще одно:

Подобные выражения весьма характерны для израильского народа, который живет с оглядкой на Всевышнего.

Многие отмечают осторожность евреев в общении. На этот счет у них существует своя поговорка – «Издали все люди неплохие»

Это можно понимать двояко. С одной стороны, как совет не сближаться с людьми, чтобы не ошибиться в них. А с другой, как простую житейскую мудрость, которая гласит, что нельзя судить о людях по первому впечатлению – всегда нужно стараться заглянуть гораздо глубже в душу, чтобы хорошо понять ту или иную личность.

Достаточно много пословиц еврейского народа касаются стариков. Они находятся в почете, и часто к пожилым людям приходят за советом независимо от ситуации. В Израиле можно услышать, что, старея, человек видит хуже, но больше. Ведь возраст у многих народов ассоциируется с мудростью и опытом, а они неоценимы для молодого поколения.

Несколько слов о культурных традициях

«Дети Израиля» относятся к самому удивительному народу на нашей планете. Только вдумайтесь – они около двух тысяч лет не имели даже собственной территории, но это не помешало им сохранить в неизменном виде свой язык, культуру и традиции. Культура еврейского народа до сих пор является яркой и самобытной, к тому же она оказывает влияние на многие другие этносы. Трудно выделить основные традиции этого народа, ведь все они считаются важными и неукоснительно соблюдаются всеми членами семьи. Но мы все-таки постарались выделить те моменты, которые наиболее точно характеризуют детей Израиля:

  • Еврейский лунный календарь. Несмотря на то, что евреи используют принятый всеми григорианский календарь, вся их жизнь подчинена лунному. От него зависят не только крупные религиозные праздники, но даже простейшие домашние дела. К примеру, национальный календарь может регламентировать время приготовления пищи или дату приема гостей.
  • Священный день. Многие туристы, которые побывали в Израиле, знают, что в субботу ни один уважающий себя еврей не станет работать. Этот священный день предназначен для отдыха и общения с Богом, поэтому субботний труд не принесет денег и удовлетворения, скорее наоборот – он сулит серьезные потери.
  • Еврейский Новый год. У израильтян довольно много интересных и необычных праздников, наступление которых регламентирует лунный календарь. Ярче всего отмечается Новый год, который празднуют в период с пятого сентября по пятое октября.

  • Любовь к книгам. Этим отличаются практически все евреи без исключения, они годами собирают свои сокровища и часто перечитывают любимые моменты. Если в вашем окружении есть друг еврей, тогда вы точно знаете, что он ни при каких обстоятельствах не расстанется со своими книгами.
  • Еврейские пословицы. Они являются неотъемлемой частью культурных традиций израильского народа. Трудно сказать, когда именно они возникли, но сегодня их можно применить практически к любой сфере жизни или возникшей ситуации.

Характерно, что с помощью этих мудрых пословиц можно многому научиться и взглянуть на происходящее под иным углом.

О семье

Иногда можно услышать расхожую фразу: «Ушла любовь!» «Так, значит, она и не начиналась!» — объясняет одна из поговорок такое явление. Еврейские пословицы, посвященные лирической теме, разнообразны и по тематике, и по направленности. Их диапазон широк — от романтизма (где любовь, там нет греха, и наоборот) и до сухой практичности (из самой сладкой любви не сваришь компот). Для кого хороши все невесты? Для свахи! Даже старая дева становится молодой женой, после своей свадьбы, конечно. Что может быть святее мамы для правильного еврея? Ее посылает Бог туда, куда сам не успевает. А Адаму крупно повезло: тещи у него не было. Скверная жена бывает хуже дождя, ведь он домой гонит, а она, наоборот, выставить за порог норовит.


С этим читают