§ 66. факторы эволюции человека

Содержание

Общество как единая система

Каждое живое существо на планете представляет собой отдельный организм, которому присущи определенные стадии развития, например рождение, рост и смерть. Однако никто не существует изолированно. Многим организмам свойственно объединяться в группы, внутри которых они взаимодействуют и влияют друг на друга.


Человек — не исключение. Объединяясь на основе общих качеств, интересов и занятий, люди образуют общество. Внутри него формируются определенные традиции, правила, устои. Зачастую все элементы социума взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, оно развивается как единое целое.

Социальная эволюция подразумевает скачок, переход общества на качественно другой уровень. Изменения в поведении и ценностях индивидуума передаются остальным и переносятся на весь социум в виде норм. Так, люди переходили от стада к государствам, от собирательства к техническому прогрессу и т. д.

Отрицание классических теорий

Романтические убеждения о стабильном усовершенствовании общества уходят в начале XX века. Мировые кризисы и войны заставляют ученых по-другому взглянуть на происходящее. Идея о дальнейшем прогрессе воспринимается скептически. История человечества представляется уже не линейной, а цикличной.

В идеях Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби появляются отголоски философии Ибн Хальдуна о повторяющихся стадиях в жизни цивилизаций. Как правило, их выделялось четыре:

  • рождение,
  • подъем,
  • зрелость,
  • смерть.

Так, Шпенглер считал, что от момента рождения до затухания культуры проходит около 1000 лет. Лев Гумилев отводил им 1200 лет. Западная цивилизация считалась близкой к закономерному упадку. Приверженцами «пессимистической» школы были также Франц Боас, Маргарет Мид, Питирим Сорокин, Вильфредо Парето и т. д.

Человек разумный

Появился человек разумный в период с 100 по 160 тысяч лет назад. Средний вес мужчин составлял около 80 килограмм, вес женщины был чуть меньше – 75 кг. Рост первых – около 180 см, а вторых -165 сантиметров. Средняя продолжительность жизни достигала 79 лет. Человек разумный (Homo sapiens) не зря получил такое название. Он был действительно самым умным из всех представителей, создающих эволюцию. Человек разумный был первым, кто смог создать лук со стрелами и с их помощью поражать животных на дистанции. Это изобретение в разы улучшило охоту. Теперь им не приходилось следить за каждым своим шагом, потому что дальность полета стрелы, выпущенной из лука разумного человека, составляла около 300 метров, при точном попадании дичь падала замертво тут же. При помощи костяных гарпунов и деревянных лодок, вырезанных из ствола дерева, стала возможной ловля рыбы. Человек разумный усовершенствовал жилища своих предков и сделал их более похожими на те, в которых сегодня проживают многочисленные африканские племена или индейцы. Иногда жилища представляли собой большую яму с крышей, которая внутри была отделана деревянными срубами. Также Homo sapiens создавали своего рода предметы быта, которые были украшены самыми разнообразными рисунками. Человек разумный на последней стадии своего развития приобрел все черты, которыми обладают сегодняшние люди. Прямая походка, такая же стопа, кисти, способные сжиматься и хватать, овальное лицо без выпирающих вперед частей – все это делало человека разумного действительно человеком.

Данный вид эволюционизированного человека впервые осознал всю сущность общественной жизни. Теперь люди жили большими общинами, у которых было очень много совместного. Во главе такой общины стоял вождь. Он принимал решение, какое наказание к кому применить, отбирал воинов на охоту, руководил военными действиями с соседями.

Постидустриальная и информационная теории

Одновременно с другими концепциями в начале XX века возникает идея постиндустриального общества. Основные положения теории видны в работах Белла, Тоффлера и Бзежинского. Дэниэл Белл выделяет три стадии становления культур, которым соответствует определенный уровень развития и производства (см. таблицу).

Этап

Сфера производства и технологий

Лидирующие формы социальной организации

Доиндустриальный (аграрный)

Сельское хозяйство

Церковь и армия

Индустриальный

Промышленность

Корпорации

Постиндустриальный

Сфера услуг

Университеты

Постиндустриальный этап относят ко всему XIX веку и второй половине XX. По мнению Белла, его главными особенностями являются улучшение качества жизни, снижение роста населения и рождаемости. Роль знаний и науки увеличивается. Экономика ориентирована на производстве услуг и взаимодействие человека с человеком.

В качестве продолжения данной теории появляется концепция информационного общества, которое является частью постиндустриальной эпохи. «Инфосфера» часто выделяется как отдельный экономический сектор, вытесняющий даже сферу услуг.

Для информационного общества характерно возрастание инфоспециалистов, активное использование радио, телевидения и других средств информации. В качестве возможных последствий выделяют развитие общего информационного пространства, возникновение электронной демократии, правительства и государства, полное исчезновение нищеты и безработицы.

3) ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Историческое развитие человека происходило под влиянием тех же факторов биологической эволюции, что и остальных видов живой природы. Однако для антропогенеза недостаточно действия одних биологических факторов — он сопровождается еще социальными факторами.

Факторы антропогенеза
Биологические: Социальные:
1) мутации, I) трудовая деятельность,
2) популяционные волны, 2) общественный образ жизни,
3) дрейф генов, 3) речь,
4) изоляция, 4) мышление,
5) борьба за существование, 5) культура.
6) естественный отбор.

Главной движущей силой эволюции человека, начиная с момента возникновения древнейших людей и до появления человека современного тина, была трудовая деятельность

На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме того, древнейший человек постепенно стал использовать руку для изготовления орудий труда. В процессе изготовления и употребления орудий труда рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Результатом трудовой деятельности явились морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука. Кроме того, труд способствовал сплочению древних людей в коллективы, т. е. созданию общества взамен стада.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. В ходе совместной трудовой деятельности возникала жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые способствовали появлению речи.


Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ним членораздельная речь сделали необходимым условием жизни людей передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества — хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур, изготовлению орудий труда, знатоков лекарственных растений и т. д.). Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный облик индивидуума. Каждое взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.

В современном человеческом обществе действие биологических факторов эволюции претерпело значительные изменения. В нем полностью исключена внутривидовая борьба за существование, утратил свое ведущее значение естественный отбор, который в основном выполняет стабилизирующую функцию (поддерживает признаки вида Человек разумный). Популяционные волны могут сказываться только в малонаселенных регионах, так как численность человеческой популяции не подвержена значительным колебаниям. Изоляция также теряет свое значение — нарушение изоляционных барьеров ведет к обогащению генофонда популяций.

Сохранил свое значение мутационный процесс. Мутации изменяют генотипический состав населения и совместно с комбинационной изменчивостью обеспечивают полиморфизм популяций. Ослабляющее действие естественного отбора может способствовать накоплению в популяциях вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей. Это обстоятельство необходимо учитывать в разных областях человеческой деятельности, и, прежде всего в охране окружающей среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронов В.К., Гречнева М.В., Сагдеев Р.З. Основы современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стер. – М.:, Высшая школа, 1999. – 247 с.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 512 с.

3. Назаренко В.А., Попов А.А., Глебова В.Д., Изучение эволюции органического мира: Метод. Пособие для учащихся, студентов и преподавателей. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – 64 с.

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Альфа – М; ИНФА – М, 2009. – 704 с.

   ..  64  65 66   ..

Эволюция в современном мире

К XXI веку человечество овладело навыками изготовления орудий труда, строительства жилищ, производства пищи. Уровень медицины позволяет избавиться от многих заболеваний и прожить долгую жизнь. То есть человек изолировал себя от важнейших биологических факторов настолько, что они перестали иметь значение.

К примеру, естественный отбор в современном мире выполняет только стабилизирующую функцию. Изоляция и популяционные волны и вовсе перестали иметь значение. А вот генетические мутации, наоборот, из-за неблагоприятных экологических условий стали распространённым биологическим фактором. В дальнейшем это может привести к накоплению вредных признаков и снижению жизнеспособности человеческого вида. Социальные причины в современном мире играют главную роль. Для полноценного развития человека в XXI веке необходимо не только общество, но и достойное воспитание и образование.

Изучение материала позволит успешно пройти контрольный опрос по биологии, назвать все социально-биологические факторы антропогенеза и указать их значение в эволюции вида.

Предыдущая БиологияКлеточный центр — особенности строения, функции и роль Следующая БиологияПаукообразные в природе и жизни человека — многообразие, роль и значение

Человек как вид, его место в системе органического мира

Многие черты строения тела, функции органов и систем подтверждают общность человека и животных. Так, в процессе развития эмбриона появляется хорда, формируются жаберные щели в глотке, развивается нервная трубка, как у других групп хордовых. Возникают позвоночник, две пары конечностей, как у позвоночных животных. На последующих этапах развития плод приобретает черты человека.

Человек в системе органического мира:

  • Царство Животные.
  • Подцарство Многоклеточные.
  • Тип Хордовые.
  • Подтип Позвоночные (Черепные).
  • Класс Млекопитающие.
  • Отряд Приматы.
  • Секция Узконосые обезьяны.
  • Семейство Гоминиды.
  • Род Человек.
  • Вид Человек разумный (Homo sapiens).
  • Подвид H. sapiens sapiens. 

Вскармливание детенышей молоком, которое образуется в молочных железах женщин, подтверждает отношение человека к млекопитающим. Другие сходные черты: теплокровность, четырехкамерное сердце, семь шейных позвонков, наличие волос на теле. Внутриутробное развитие эмбриона происходит так же, как у плацентарных животных. Зародыш связан с матерью через плаценту.

Проявления сходства человека с животными:

  • Похожее строение отделов скелета и систем органов.
  • Хромосомный набор в клетках.
  • Сходство эмбрионов.
  • Состав крови.
  • Роговые пластинки на пальцах.
  • Общие болезни и паразиты.
  • Рудименты — третье веко, аппендикс, копчик.
  • Атавизмы — волосатость, многососковость, зачаток хвоста.

Многие признаки указывают на принадлежность вида H. sapiens к семейству человекообразных обезьян. От наиболее высокоорганизованных современных приматов человека отличает увеличенный объем мозга, членораздельная речь. Кариотип насчитывает 46 хромосом, а не 48, как у обезьян.

Отличия человека от животных — результат биологической эволюции:

  • Двойная сводчатость стопы.
  • Передвижение на двух конечностях.
  • Вертикальное положение туловища и головы.
  • Приспособление верхних конечностей для хватания, освобождение рук для трудовой деятельности.
  • Большой объем переднего мозга, значительное развитие коры больших полушарий.
  • Усложнение и большое разнообразие высшей нервной деятельности.
  • Умение изготавливать орудия труда.

Видовыми признаками Человека разумного считают использование верхних конечностей для труда, изготовления орудий, способность мыслить абстрактно. Люди осуществляют коллективную деятельность, которая больше подчиняется социальным, а не биологическим законам (как у общественных животных).

Гипотезы происхождения человека современного вида

Археологи Лики первыми предположили, что предки современных людей жили в Африке. В основе гипотезы — сенсационные открытия стоянок человека в Танзании и Эфиопии (Олдувайское ущелье). Так появились взгляды на единый центр происхождения человека. Африка долгие годы считалась единственной прародиной человека.

Прямолинейный подход к эволюции, господствовавший со времен Дарвина и открытия Лики, сменился на «древовидный» (схема 1). Последователи моноцентризма и полицентризма не подвергают сомнению происхождение человека от общих предков с современными человекообразными обезьянами.

Схема 1. Иллюстрация гипотез полицентризма и моноцентризма

Согласно гипотезе полицентризма или мультирегионального происхождения, первые люди появились в Африке, относительно рано начали расселяться по другим территориям (схема 1). В новых местах обитания происходили эволюционные изменения, не зависящие от событий в других центрах. Мультирегиональная гипотеза получила много палеоантропологических и археологических подтверждений.

Сторонники этого научного взгляда на происхождение гоминид обращают внимание на параллельную эволюцию человека в Африке, Европе и Азии. Полицентристы объясняют специфические особенности строения у представителей разных территориальных групп происхождением от разных видов палеоантропов или архантропов

Также, исследователи обращают внимание на равномерность и параллельность развития культуры у разных групп на территории Старого Света.

Гипотеза моноцентризма — учение об одном центре происхождения человека. Африка признана родиной древнейших людей планеты. Все последующие волны миграций, заселение других частей света тоже начинались на жарком континенте.

Человек, согласно гипотезе моноцентризма, впервые появился в Африке. Именно на этом материке найдены останки женской особи «Люси», жившей 3,18 млн. лет назад (рис. 3), древнейшие каменные орудия труда возрастом 3 млн. лет.

Рис. 3. Древнейший предок человека — «Люси»

Впоследствии произошло расселение первых людей по территории Евразии, смешивание с уже обитавшими там аборигенами. Подтверждают гипотезу моноцентризма археологические и антропологические данные.

Более 2 млн. лет назад древние люди мигрировали из «африканской колыбели» человечества в Европу и Азию. Это были представители вида Человек умелый (Homo habilis). Постепенно, они все дальше продвигались по территории Евразии, возможно, вслед за стадами животных — объектами охоты.


Гипотеза внетропического происхождения человека описывает возникновение первых людей в высоких широтах Евразии (Сибири). В пользу этого учения свидетельствуют открытие на территории современной Якутии палеолитических стоянок.

Не утратила своего значения гипотеза божественного происхождения человека, относящаяся не к биологии, а к теологии. Существуют предположения о проникновении первых людей с других планет, скрещивании диких предков с разумными существами из космоса.

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека

Социальная среда — материальные, общественные, духовные условия существования и деятельности, окружающие человека с самого рождения. Исключение — дети — «маугли», выросшие в изоляции по каким-либо причинам. Социальная среда включает семью (рис. 8), образовательный и трудовой коллективы, группы по интересам. Более обширные категории — экономические системы, общественные отношения, культура.

Индивид приспосабливается к социальной среде, именно в этом случае могут быть реализованы его потребности, цели. Происходит адаптация к условиям учебы, работы, быта, досуга, формируются отношения с другими людьми. Индивид активно изменяет среду для более полного удовлетворения своих потребностей. В процессе приспособления и активной деятельности меняются мотивы, ценности, поведение человека.

Среда сама изменяется под воздействием людей, что в свою очередь вызывает новый виток приспособлений. Возрастают информационные и эмоционально-психологические нагрузки. В результате снижаются возможности адаптации в новых условиях, что приводит к стрессу.

В стрессовом состоянии выделяются гормоны, вызывающие учащение пульса, повышение артериального давления и другие изменения, помогающие в природе выжить. Животное предпринимает какие-либо действия: спасается бегством от врагов или само нападает. Человек в образовательном, трудовом коллективе, семье зачастую не предпринимает активных действий. Развивается дистресс — такие изменения, которые ведут к болезням.

Большой вред наносят привычки «заедать» стресс сладостями. Забвение и отдых от проблем нередко пытаются найти в курении, употреблении алкоголя, наркотиков. Чтобы избежать стресса, нужно учиться владеть собой, овладевать приемами аутотренинга. Помощь в стрессовых ситуациях оказывают врачи-психотерапевты.

Австралопитеки

Австралопитеками называют потомков дриопитеков. Жили они на Земле около 4 миллионов лет назад. Основной зоной их расселения считались Африканские степи. Там до сих пор находят принадлежавшие им кости и окаменелые останки. По сравнению со своими предшественниками, австралопитеки были очень хорошо развитыми. Некоторые ученые, например, Х. С. Липсон, занимающиеся изучением эволюции человека, уверены в том, что именно данный вид человекообразных обезьян сыграл решающую роль в становлении современного человека – Homo sapiens (человек разумный).

  • Челюсть была относительно слабой.
  • Полностью отсутствовали клыки, которые выступали наружу.
  • Головной мозг хорошо развит, его объем составлял около 530 см3.
  • Представители мужского пола австралопитеков были почти на 50% больше и тяжелее представителей женских особей.
  • У австралопитеков – представителей данной ступени эволюции начала развиваться передняя кисть, что привело к образованию хватательного рефлекса. Теперь им не составляло труда взять предмет и перенести его из одного места в другое.
  • Австралопитеки – одни из первых, кто смог научиться ходить прямой походкой. Как они смогли это сделать – непонятно до сих пор.
  • Для охоты они могли использовать подручные средства на таком же уровне, как и современные гориллы, которые могут колоть орехи при помощи крупных камней.
  • Рост в основном составлял 1-1,5 метра.
  • В связи с тем, что австралопитекам пришлось спуститься с деревьев на сушу, стопа начала немного выпрямляться.

1 вариант

1. Способность к изготовлению орудий труда проявилась впервые в антропогенезе:

1) у дриопитеков; 2) у австралопитеков; 3) у гиббонов; 4) у питекантропов.

2. Сходство человека и млекопитающих свидетельствует:

1) об их родстве и общем плане строения; 2) об одинаковом количестве хромосом; 3) об одинаковых условиях существования; 4) об их происхождении от разных предков.

3. У двухмесячного плода человека и детенышей высших приматов несколько пар сосков, а у взрослого человека только одна пара, что свидетельствует о родстве человека:

1) с рыбами; 2) с земноводными; 3) с пресмыкающимися; 4) с млекопитающими.

4. Увеличение размеров мозгового отдела черепа человека по сравнению с лицевым отделом способствовало:

1) развитию мышления; 2) развитию наземного образа жизни; 3) редукции волосяного покрова; 4) использованию животной пищи.

5. Человек и человекообразные обезьяны:

1) имеют абстрактное мышление; 2) способны к трудовой деятельности; 3) имеют сходные группы крови; 4) ведут общественный образ жизни.

6. Расовые различия у людей сформировались под влиянием факторов:

1) социальных; 2) антропогенных; 3) географических; 4) ограничивающих.

7. Какое значение имело приобретение людьми негроидной расы темного цвета кожи?

1) усиление обмена веществ; 2) приспособление к жизни в морском климате; 3) предохранение от воздействия ультрафиолетовых лучей; 4) улучшение дыхательной функции кожи.

8. Развитие на теле отдельных людей большого числа сосков в молочных железах — пример

1) ароморфоза; 2) регенерации; 3) атавизма; 4) идиоадаптации.

9. Человек в системе органического мира

1) представляет собой особый отряд класса млекопитающих; 2) выделяется в особое царство, включающее наиболее высокоорганизованные живые существа; 3) представляет особый вид, который входит в отряд приматов, класс млекопитающих, царство животных; 4) является составной частью человеческого общества и не имеет отношения к системе органического мира.

10. Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в процессе его эволюции?

1) плечо; 2) предплечье; 3) кисть; 4) лопатка.

11. Человек, как и человекообразные обезьяны, имеет:

1) 4 группы крови; 2) сводчатую стопу; 3) объем головного мозга 1200-1450 см3; 4) S-образный позвоночник.

12. В головном мозге человека, в отличие от других млекопитающих, в процессе эволюции появляются центры:

1) речевые; 2) обоняния и вкуса; 3) слуха и зрения; 4) координации движения.

13. О единстве, родстве человеческих рас свидетельствует:

1) их приспособленность к жизни в разных климатических условиях; 2) одинаковый набор хромосом, сходство их строения; 3) их расселение по всему земному шару; 4) их способность преобразовывать окружающую среду.

14. Человек умелый относится к:

1) древнейшим людям; 2) древним людям; 3) обезьянолюдям; 4) новым людям.

15. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Homo sapiens:

А) класс млекопитающие; Б) тип хордовые; В) вид Homo sapiens; Г) отряд приматы; Д) подкласс плацентарные; Е) семейство гоминид.

2 вариант

1. Начальные этапы развития искусства обнаружены в антропогенезе:

1) у синантропов; 2) у кроманьонцев; 3) у австралопитеков; 4) у питекантропов.

2. Наличие у человека выроста слепой кишки — аппендикса — одно из доказательств:

1) усложнения строения человека по сравнению с животными; 2) его участия в углеводном обмене; 3) его участия в обмене белков; 4) родства человека и млекопитающих животных.

3. Череп человека отличается от черепа других млекопитающих:

1) наличием только одной подвижной кости — нижней челюсти; 2) наличием швов между костями мозгового черепа; 3) преобладающим развитием мозгового черепа над лицевым; 4) строением костной ткани.

4. О родстве человека и человекообразных обезьян свидетельствует:

1) способность к прямохождению; 2) сходство заболеваний; 3) наличие у них S-образного позвоночника; 4) способность к абстрактному мышлению.

5. У человека в связи с прямохождением:

1) сформировался свод стопы; 2) когти превратились в ногти; 3) срослись фаланги пальцев; 4) большой палец противопоставлен остальным.


6. Все расы человека объединены в один вид, что свидетельствует:

1) о едином уровне физического развития; 2) о генетическом единстве; 3) о едином социальном уровне; 4) о способности к наземному образу жизни.

7. Какой из перечисленных признаков проявляется у человека как атавизм?

1) удлиненный хвостовой отдел; 2) расчлененность тела на отделы; 3) дифференциация зубной системы; 4) пятипалый тип конечности.

8. Человека относят к классу млекопитающих, так как у него:

1) внутреннее оплодотворение; 2) легочное дыхание; 3) четырехкамерное сердце; 4) есть диафрагма, потовые и млечные железы.

9. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует:

1) о возникших мутациях; 2) о проявлении атавизма; 3) о нарушении развития плода в организме; 4) о происхождении человека от животных.

10. Прямохождение у предков человека способствовало:

1) освобождению руки; 2) появлению речи; 3) развитию многокамерного сердца; 4) усилению обмена веществ.

11. Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления:

1) к использованию различной пищи; 2) к наземному образу жизни; 3) к жизни в различных природных условиях; 4) к невосприимчивости к различным заболеваниям.

12. Все виды деятельности человека относят к факторам:

1) абиотическим; 2) биотическим; 3) антропогенным; 4) периодическим.

13. Прямохождение с опорой на руки было характерно:

1) для австралопитека; 2) для питекантропа; 3) для синантропа; 4) для неандертальца.

14. К виду Homo sapiens относят:

1) австралопитеков; 2) питекантропов; 3) синантропов; 4) никого из перечисленных групп.

15. Установите последовательность стадий эволюции человека:

А) австралопитек; Б) древнейшие люди; В) дриопитек; Г) новые люди; Д) древние люди; Е) человек умелый.

Ответы на тест по биологии Происхождение человека1 вариант 1-4, 2-1, 3-4, 4-1, 5-3, 6-3, 7-3, 8-3, 9-3, 10-3, 11-1, 12-1, 13-2, 14-4, 15-БАДГЕВ2 вариант 1-2, 2-4, 3-3, 4-2, 5-1, 6-2, 7-1, 8-4, 9-4, 10-1, 11-3, 12-3, 13-1, 14-4, 15-ВАБДГЕ

Движущие силы и этапы эволюции человека

Раздел ЕГЭ: 6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среды, адаптации к ним человека

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

  1. Исходная форма: австралопитеки (Центральная, Восточная Африка, Южная Азия, 9-2 млн лет назад) — рост 120-140 см, объём мозга 500-600 см3; хождение на двух ногах, мясная пища; орудия труда — камни, палки, кости животных. Высокоразвитый австралопитек — Человек умелый.
  2. Древнейшие люди: питекантропы (Африка, Средиземноморье, о. Ява, 700-27 тыс. лет назад) — рост 150 см, объём мозга 900-1000 см3, лоб низкий, с надбровным валиком, челюсти без подбородочного выступа; стадный образ жизни; использовали огонь; примитивные каменные орудия, палки.
  3. Синантроп (Китай, 900-400 тыс. лет назад) — рост 150-160 см, объём мозга 850-1220 см3, морфология черепа схожа с питекантропом; стадный образ жизни, строили укрытия, использовали огонь, одежду из шкур; орудия из камня и костей.
  4. Древние люди: неандертальцы (Европа, Африка, Средняя Азия, 140-24 тыс. лет назад) — рост 155-165 см, объём мозга 1400-1740 см3, извилин мало, лоб низкий, с надбровным валиком, появляется небольшой подбородочный выступ; жили в пещерах группами, использовали огонь для приготовления пищи, одежду из шкур; общение жестами, примитивная речь; разделение труда; разнообразные орудия из камня и дерева.
  5. Современные люди: кроманьонцы (повсеместно, 40-12 тыс. лет назад) — рост 180 см, объём мозга 1400-1900 см3, лоб высокий, без валика, выступающий подбородок; родовые общества, строительство жилья, рисунки; изготовление одежды; орудия из камня и дерева.

Человеческие расы

Человеческие расы — исторически сложившиеся группы людей, объединённых общностью происхождения, которая выражается в сходстве наследственных второстепенных внешних физиологических особенностей (цвет кожи, глаз, волос и др.).

К гипотезам происхождения человеческих рас относятся:

Полицентризм: современные расы возникли в результате длительной параллельной эволюции нескольких филетических линий на разных материках.

Моноцентризм: человеческие расы сформировались относительно поздно (30-35 тыс. лет назад) в процессе расселения неоантропов, которые распространились по планете, вытесняя более примитивных палеоантропов.

Компромиссные: расхождение филетических линий, ведущих к разным большим расам, на различных стадиях антропогенеза.

Биосоциальная природа человека

Биосоциальная природа человека заключается в том, что его жизнь определяется как биологическими, так и социальными факторами. Это вызывает необходимость не только биологической, но и социальной адаптации, то есть приведения индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующими в данном обществе (классе, социальной группе) нормами и ценностями путем социализации (усвоения знаний об этом обществе).

Данную область человеческой природы изучают социальные дисциплины, с которыми весьма тесно связана экология. Адаптация человека отличается от таковой у животных, так как стремится сохранить не только его биологические, но и социальные функции при возрастающем значении социального фактора.

Это конспект для 10-11 классов по теме «Движущие силы и этапы эволюции человека». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по Биологии.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по биологии

Гипотеза «водной обезьяны»

Согласно так называемой «гипотезе водной обезьяны», очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, возможно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о некоторой адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам – по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз – для сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, неэкономное расходование воды организмом, что крайне нетипично для животных саванны, небольшие перепонки между пальцами, небоязнь воды. «Гипотеза водной обезьяны» в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.

Таким образом, очевидно, что прямохождение возникло не по одной какой-то причине, а под воздействием целого комплекса условий и предпосылок.

Биосоциальная природа человека

Дарвин собрал убедительные доказательства общности происхождения приматов. Исследования касались лишь морфофизиологических изменений, возникших под действием естественного отбора. Социальные аспекты теории происхождения человека разработаны Ф. Энгельсом.

Действие социальные факторов на антропогенез перечислены в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека (1896 г.):

  • Трудовая деятельность, использование, а затем и создание орудий труда.
  • Совершенствование деятельности головного мозга.
  • Развитие руки.
  • Становление общественного образа жизни.
  • Развитие членораздельной речи, мышления и сознания.
  • Воспитание и обучение потомства, передача ему накопленного опыта.

Согласованное действие движущих сил антропогенеза привело в итоге к формированию человека как биосоциального существа. Это биологический вид со всеми вытекающими из этого особенностями строения тела, физиологии, поведения. Одновременно человек — социальное существо, для которого характерны общественный образ жизни, речь.

Биосоциальная природа человека определяет относительно равномерное значение биологической и социальной адаптации в обществе, сохранение всех функций. Значение социального фактора повышается, биологического постепенно снижается. Естественный отбор уже не выполняет ту роль, которая ему свойственна в популяциях растений и животных.

Неоэволюционизм

Человек как продукт социальной эволюции вновь фигурирует в философии второй половины XX века. Взяв на вооружение научные данные и доказательства антропологии, истории, этнографии, Лесли Уайт и Джулиан Стюард разрабатывают теорию неоэволюционизма.

Новая идея является синтезом классической линейной, универсальной и многолинейной модели. В своей концепции ученые отказываются от термина «прогресс». Считается, что культура не совершает резкий скачок в развитии, а всего лишь несколько усложняется по сравнению с прошлой формой, процесс изменений происходит более плавно.

Основоположник теории Лесли Уайт основную роль в социальной эволюции отводит культуре, представляя её главным инструментом для адаптации человека к окружающей среде. Он выдвигает энергетическую концепцию, согласно которой с развитием культуры развивается количество источников энергии. Таким образом, он говорит о трех этапах становления общества: аграрном, топливном и термоядерном.


С этим читают