Диоген синопский и его философия

В Афинах

По прибытию в Афины, Диоген нацелен на метафорическое разрушение «чеканных» устоев. Разрушение общепринятых ценностей и традиций становится главной целью его жизни. Люди античности, не задумываясь об истинной природе зла, безвольно полагаются на устоявшиеся о нём представления. Это разграничение между сутью и привычными образами составляет одну из излюбленных тем греческой философии античного мира. Имеются свидетельства, что в Афины Диоген прибыл в сопровождении раба по имени Манес, который, однако, вскоре сбегает от него. С присущим от природы чувством юмора, Диоген отмахивается от постигшей его неудачи словами: «Если Манес может прожить без Диогена, почему бы Диогену не прожить без Манеса?» Об этих отношениях, в которых один находится в полной зависимости от другого, философ будет шутить ещё не раз. Диогена буквально завораживает аскетическое учение Антисфена, ученика Сократа. А потому, несмотря на все трудности, с которыми ему приходится сталкиваться в начале, Диоген становится верным последователем Антисфена. Встречались ли в действительности эти два философа или нет, остаётся неясным, однако Диоген вскоре превосходит Антисфена и по завоёванной им репутации, и по суровости образа жизни. Свой добровольный отказ от земных благ Диоген ставит в противовес существовавшим на то время нравам афинян. И эти взгляды приводят его к глубокому неприятию всей глупости, притворства, тщеславия, самообмана и фальшивости человеческого поведения.


Согласно слухам, окружающим его жизнь, в этом и состоит завидное постоянство его характера. Диоген благополучно приспосабливается к любым сменам погоды, живя в кадке у храма Цибелы. Увидев однажды крестьянского мальчика, пившего из сложенных ладоней, философ разбивает свою единственную деревянную чашу. В Афинах того времени было непринято принимать пищу на рыночных площадях, но Диоген упорно ел, доказывая, что каждый раз на рынке ему хочется кушать. Ещё одной странностью его поведения было то, что, среди белого дня, он всегда ходил с зажжённой лампой. Когда его спрашивали, к чему ему лампа, он отвечал: «Я ищу честного человека». Человечность в людях он искал постоянно, однако чаще ему попадались лишь мошенники да проходимцы. Когда Платон, вторя Сократу, назвал человека «беспёрым двуногим животным», за что все вокруг расточали ему похвалы, Диоген принёс ему цыплёнка и сказал: «Зри! Я принёс тебе человека». После этого происшествия Платон определение пересмотрел и добавил к нему характеристику «с широкими плоскими ногтями».

Биография Диогена

Диоген появился на свет около 412 г. до н.э. в городе Синопе. О его детстве и юности историкам почти ничего не известно.

То, что мы знает о биографии мыслителя, поместилось в одну главу книги «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», за авторством его тезки Диогена Лаэртского.

Диоген Синопский рос и воспитывался в семье менялы и ростовщика по имени Гикесий. Со временем главу семейства арестовали за подделывание монет.

Любопытно, что Диогена также хотели посадить за решетку, однако юноше удалось сбежать из Синопа. После долгих дней скитаний он оказался в Дельфах.

Именно там Диоген спросил у оракула, что ему делать дальше и чем заниматься. Ответ оракула, как всегда был весьма абстрактен и звучал следующим образом: «Заняться переоценкой ценностей».

Однако в то время биографии Диоген не обратил внимания на данный ему совет, продолжив свое путешествие.

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Основная статья: О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Именем Диогена Лаэртского подписан эллинистический трактат римского времени, излагающий биографии и воззрения античных мыслителей, начиная с архаической эпохи (Фалес, Солон) и вплоть до конца III века до нашей эры. Трактат написан для некоей неназванной по имени «истинной любительницы Платона» (III, 47). Отсутствие в посвящении имени женщины, которой посвящён трактат, может говорить об очень высоком положении этой женщины, а, учитывая датировку трактата (140—150-е года), можно предполагать, что речь идёт о Фаустине Старшей — жене императора Антонина Пия, которая отличалась как мудростью, так и легкомыслием, что вполне соответствует трактату Диогена, совмещающего в себе важнейшие сведения о греческой философии с легкомысленными анекдотами о философах.

В самом начале сочинения Диоген приводит мнение, которое считает глубоко ошибочным, что занятия философией восходят к неэллинским жрецам древних для него религий. Первым философом Диоген называет Пифагора. Фалеса же, учителя Анаксимандра, он именует лишь мудрецом. Вообще же было два начала философии — ионийское и италийское. Философов он разделяет на скептиков (греч. ἐφεκτικοί) и догматиков (греч. δογματικοί).

Трактат состоит из 10 книг, включающих 82 биографии:

1 кн. Вступление: начало философии (Мусей, Лин), преемственности и школы в философии, мудрецы (Фалес, Солон, Хилон, Питтак, Биант Приенский, Клеобул, Периандр, Анахарсис, Мисон, Эпименид, Ферекид)

2 кн. Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Архелай, Сократ и другие философы — сократики, в том числе философы киренской, мегарской и эретрийской школ

3 кн. Платон

4 кн. Спевсипп, Карнеад, Ксенократ, Крантор, Аркесилай, Бион Борисфенит, Лакид из Кирены и другие философы — академики

5 кн. Аристотель и другие философы — перипатетики

6 кн. Антисфен, Диоген Синопский и другие философы — киники

7 кн. Зенон, Хрисипп и другие философы — стоики

8 кн. Пифагор, Эмпедокл, Филолай и другие философы — пифагорейцы

9 кн. Гераклит, Ксенофан, Левкипп, Демокрит, Парменид, Мелисс, Протагор, Пиррон и другие философы разных школ, в том числе элеаты, атомисты, софисты, скептики

10 кн. Эпикур и философы эпикурейской школы

Диоген не стремится ни к хронологической связности материала, ни к его систематическому изложению, ни даже к фактической достоверности, хотя излагает материал, в большинстве случаев, фактически достоверно, систематически и на протяжении первых семи книг хронологически связно. Важнейшим критерием для него, как и для многих других эллинистических авторов, является пестрота (греч. ποικιλία) — разнообразие и живость подачи сведений. Об одних философах (о Платоне, стоиках, скептиках, эпикурейцах) Диоген пишет достаточно подробно, о других — вскользь. Изложение воззрений мыслителей перемежается у него занятными биографическими анекдотами (в том числе и явно легендарными, и даже непристойными), фантастическими «письмами» философов известным историческим лицам, а также стихотворными эпиграммами, часто — довольно язвительными.

Несмотря на то, что метод и стиль Диогена весьма далек от современных представлений о научном изложении (однако сочинение его обильно снабжено современным научным аппаратом — ценнейшими ссылками, цитатами и библиографическими списками), историко-философская ценность его трактата велика. Мы находим у него, к примеру, целый ряд изречений Гераклита, неизвестных из других источников, уникальный список несохранившихся трудов Демокрита, ценные текстологические сведения о сочинениях Платона, достаточно внятное изложение логики и этики ранних стоиков. Кроме того, трактат Диогена сам по себе является важным памятником позднеантичного «пёстрого» стиля исторической мысли, стоящим в одном ряду с «Пирующими софистами» Афинея, «Пёстрыми рассказами» Элиана, «Строматами» Климента Александрийского, «Эклогами» Иоанна Стобея, «Аттическими ночами» Авла Геллия и «Сатурналиями» Макробия.

Афоризмы

Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.Я — гражданин мира.Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе.Примечания Юлиан. К невежественным киникам Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга VI. ДиогенСм. также]Литература в Викицитатнике на Викискладе«Антология кинизма»; под ред. И. М. Нахова. М.: Наука, 1984.Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002. . •  • Диоген •  •  •  •  •  •  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  | 

Философия Диогена

Во время своих странствий Диоген дошел до Афин, где на главной площади города услышал речь философа Антисфена. То, что говорил Антисфен произвело на парня большое впечатление.

Памятник Диогену

В результате, Диоген решил стать последователем учения афинского философа.

Поскольку у него не бело денег, он не мог снять комнату, не говоря уже о покупке дома. После недолгих размышлений, Диоген пошел на радикальные меры.

Отчаянный ученик устроил себе жилье в большой керамической бочке, которую он вкопал неподалеку от городской площади. Именно это породило выражение «бочка Диогена».

Стоит заметить, что Антисфена очень раздражало присутствие настырного незнакомца. Однажды он даже избил его палкой, чтобы тот ушел, однако это не помогло.

Тогда Антисфен не мог и представить, что именно Диоген станет ярчайшим представителем школы киников.

Философия Диогена опиралась на аскетизм. Ему были чужды любые блага, к которым так стремились окружающие его люди.


Мудрец тянулся к единению с природой, игнорируя законы, чиновников и религиозных деятелей. Себя он называл космополитом – гражданином мира.

После смерти Антисфена, отношение афинян к Диогену еще больше ухудшилось и на то были причины. Горожане считали его сумасшедшим.

Диоген мог в публичном месте заниматься онанизмом, нагишом стоять под ливнем и совершать множество других неадекватных поступков.

Тем не менее с каждым днем слава о сумасшедшем философе становилась все больше. В итоге с ним захотел пообщаться сам Александр Македонский.

Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но тот спокойно проводил время у себя. Тогда полководец был вынужден самостоятельно посетить философа.

Александр Великий застал Диогена греющимся на солнце. Подойдя к нему он произнес:

– Я великий царь Александр!

– А я, – ответил мудрец, – собака Диоген. Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю».

– А меня ты боишься?», – спросил Александр.

– А что ты такое, зло или добро? – поинтересовался философ.

– Добро, – сказал тот.

– А кто же боится добра? – заключил Диоген.

Поразившись таким ответам, великий полководец позже якобы сказал следующее:

«Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Философ неоднократно вступал в жаркие споры с Платоном. Однако он конфликтовал и с другими яркими мыслителями, включая Анаксимена Лампсакского и Аристиппа.

Как-то раз горожане увидели днем Диогена, ходящего по городской площади с фонарем в руках. При этом «сумасшедший» философ периодически выкрикивал фразу: «Ищу человека».

Таким способом мужчина показывал свое отношение к обществу. Он часто критиковал афинян, высказывая в их адрес массу негативных отзывов.

Однажды, когда Диоген начал прямо на рынке делиться с прохожими глубокими мыслями, на его речь никто не обращал внимания. Тогда он резко защебетал по-птичьи, после чего вокруг него сразу же собралось много народа.


Мудрец с досадой произнес: «Это уровень вашего развития ведь, когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я закричал как петух, все с интересом стали меня слушать».

Накануне войны греков с македонским царем Филиппом 2, Диоген на судне отправился к побережью Эгины. Однако во время плавания, корабль захватили пираты, которые либо убивали пассажиров, либо брали их в плен.

Став пленником, Диоген вскоре был продан коринфянину Ксеаниду. Хозяин философа поручил ему воспитывать и обучать своих детей. Стоит признать, что учителем философ был хорошим.

Диоген делился с детьми не только своими знаниями, но также обучил их верховой езде и метанию дротиков. Кроме этого, он привил им любовь к физическим тренировкам.

Последователи учений Диогена, предлагали мудрецу выкупить его из рабства, но тот отказывался. Он заявлял, что даже при таком положении вещей может быть – «господином своего господина».

Память

В скульптуре и живописи

Диоген на фреске Рафаэля «Афинская школа» (1509 г.)

Как в древности, так и в Новое и Новейшее время личность Диогена привлекала скульпторов и художников. Сохранилось несколько античных бюстов и фресок Диогена. Барельефы с изображениями Диогена создали скульпторы П. Пюже и О. Пажу. Статуи Диогена среди прочих античных персонажей нередко становились частью декоративного оформления, в частности их устанавливали в дворцово-парковых композициях. В Синопе и Коринфе, городах где родился и умер Диоген, ему установили памятники. Правые турецкие организации выступали против человеку греческой культуры в турецком городе Синопе и требовали его переноса или демонтажа.

Среди художников изобразивших встречу Александра и Диогена были такие всемирно известные мастера как , Корнелис де Вос, Джоакино Ассерето, , Себастьяно Риччи, Гаэтано Гандольфи, Николай Абрахам Абильгор, Никола Андре Монсио, Джон Мартин, Оноре Домье, Иван Тупылев и другие. История о Диогене в поисках человека отображена на картинах Я. Йорданса, Цезаря ван Эвердингена, Адриана ван дер Верффа, Джованни Паоло Панини, Яна Стена, Л. Коринта. Фигуру Диогена с фонарём нарисовали Хосе де Рибера, Джованни Кастильоне, , Жан-Леон Жером, Жюль Бастьен-Лепаж, Джон Уильям Уотерхаус. История о том как Диоген разбил чашку заинтересовала Никола Пуссена, Сальватора Розу, Генриха Семирадского. Картину с просящим у статуи подаяния Диогеном нарисовал .

В литературе и философии

Древнегреческий писатель II века н. э. Лукиан в диалоге «Менипп, или Путешествие в подземное царство» упоминает Диогена, который в Аиде находится рядом с богачами: «А милейший Диоген находится в соседстве с Сарданапалом ассирийским, Мидасом фригийским и некоторыми другими богачами. Слушая их жалобы и подсчёты былых богатств, он весело смеётся, а чаще всего, лёжа на спине, поёт таким резким и суровым голосом, что заглушает их стоны; это пение очень огорчает богачей, так что они решили переселиться, не будучи в состоянии сносить присутствие Диогена».

А. П. Чехов в рассказе «Палата № 6» дискредитирует путь Диогена, во-первых, как эстетически непривлекательный, во-вторых, как ведущий в тупик закрытого пространства, в палату для психиатрических больных. «Идите, проповедуйте эту философию в Греции, где тепло и пахнет померанцем, а здесь она не по климату. … Диоген не нуждался в кабинете и в тёплом помещении; там и без того жарко. Лежи себе в бочке да кушай апельсины и оливки. А доведись ему в России жить, так он не то что в декабре, а в мае запросился бы в комнату. Небось, скрючило бы от холода.» — эти утверждения писатель вкладывает в речь душевнобольного Ивана Дмитрича.

Жизнь и учение Диогена повлияли на творчество немецкого философа Фридриха Ницше. Сестра философа Элизабет Фёрстер-Ницше писала: «Нет сомнений в том, что мой брат пытался немного подражать Диогену в бочке: он хотел выяснить, насколько малым может обойтись философ». В «Весёлой науке» Диоген появляется в отрывке «Безумный человек». Он берёт в полдень фонарь и начинает искать Бога, после произносит «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили!». Новый Диоген метафорически провозглашает смерть Бога, утверждая крах веры, христианской морали и культурных ценностей последних веков. Историк философии считал, что кинизм сформировал основы философии Ницше — борьбу с пессимизмом, поиск путей к «весёлости», вызывающую беззастенчивую прямолинейность, положение философа-изгнанника (Диоген был изгнан из родного города; Ницше добровольно покинул академическое сообщество).

Именем Диогена назван , который выпускают с 1952 года.

В медицине

Основная статья: Синдром Диогена

Именем античного философа A. N. Clark с соавторами предложили называть психическое расстройство, характерными чертами которого являются крайне пренебрежительное отношение к себе, социальная изоляция, апатия, склонность к накоплению и собиранию всякой всячины (патологическое накопительство) и отсутствие стыда. Однако по сути название «синдром Диогена» неверно, так как Диоген хоть и жил в бочке и эпатировал окружающих, не был замечен в склонности к накоплению, тем более патологическому. Более того основой его учения было пренебрежение к материальным благам. Поэтому термин критикуют, предлагая использовать другие названия по типу «синдром Плюшкина» или «синдром старческого убожества».

В Коринфе

Если верить свидетельствам Мениппа из Гадары, Диоген однажды отправился в плавание к берегам Эгины, во время которого был захвачен пиратами, продавшими философа в рабство коринфянину с Крита по имени Ксениад. Когда Диогена спросили о его ремесле, он ответил, что не ведает иного ремесла, кроме как наставлять людей на путь истинный, и что желает быть проданным тому, кто сам нуждается в хозяине. Всю свою последующую жизнь философ проведёт в Коринфе, став наставником двух сыновей Ксениада. Свою жизнь он полностью посвящает проповедованию доктрин целомудренного самоконтроля. Существует версия, согласно которой свои взгляды он доносил и широкой аудитории, выступая перед публикой на Истмийских играх.

Биография

Античная философия
Предфилософская традиция (VIII—VII вв. до н. э.)

Акусилай · Гомер · Гесиод · Лин · Мусей · Орфей · Ферекид · Эпименид

Натурфилософия (VII—V вв. до н. э.)

Милетская школа: (Фалес · Анаксимандр · Анаксимен)

Пифагорейцы: (Пифагор · Алкмеон Кротонский · Архит · Тимей Локрский · Филолай)

Элеаты: (Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс)

Школа Гераклита (Гераклит · Кратил)

Школа Анаксагора (Анаксагор · Архелай · Метродор Лампсакский)

Атомисты (Левкипп · Демокрит · Метродор Хиосский)

Вне школ (Эмпедокл · Диоген Аполлонийский)

Софисты (V—IV вв. до н. э.)

Старшие софисты (Протагор · Горгий · Тисий · Антифон Афинский · Продик · Гиппий Элидский · Ксениад)

Младшие софисты (Фрасимах · Калликл · Критий · Ликофрон · Алкидам

Классический период (V—IV вв. до н. э.)

Платоники (Платон · Спевсипп  · Ксенократ из Халкидона  · Полемон  · Крантор · Кратет Афинский · Клеарх)


Мегарская школа (Евклид из Мегары · Стильпон · Диодор Крон · Евбулид · Клиномах)

Киники (Антисфен · Диоген Синопский)

Киренаики · (Аристипп · Арета Киренская · Аристипп, сын Ареты · Феодор-Атеист · Гегесий · Аникерид · Эвгемер)

Элидо-Эретрийская школа · (Федон из Элиды · Плистен из Элиды · Менедем)

Другие сократики (Главкон из Афин · Кебет · Критон · Симмий · Симон-кожевник · Эсхин)

Перипатетики (Аристотель · Теофраст · Эвдем Родосский · Стратон · Аристоксен · Дикеарх · Клеарх)

Эллинистическая философия (IV в. до н. э. — V в. н. э.)

Стоики (Зенон Китийский · Посидоний · Сенека · Марк Аврелий · Публий Клодий Тразея Пет)

Эпикурейцы (Эпикур · Тит Лукреций Кар)

Главный источник сведений о Диогене — Диоген Лаэртский, составивший книгу популярных (и зачастую недостоверных) анекдотов о древнегреческих философах. Согласно его описанию, философ Диоген был сыном менялы Гикесия. Оказавшись в Дельфах, он вопросил оракула, чем ему заниматься, на что получил ответ: «переоценкой ценностей» (греч. παραχάραττειν τὸ νόµισµα). Первоначально он понял это изречение как «перечеканка монет», однако, будучи изгнанным, он осознал своё призвание в философии. В Афинах примкнул к Антисфену. Своё жилище он устроил возле афинской агоры в большом глиняном сосуде — пифосе, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей. (Позднейшая историческая и художественная традиция приписала Диогену проживание в бочке, но древние греки бочек не делали). Однажды мальчишки разбили его дом. Позже афиняне предоставили ему новый пифос.

Споры с Платоном

Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона». Когда Платон изрёк, что человек — это «двуногое без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Платон, в свою очередь, называл его «обезумевшим Сократом». Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет». Видя скудный образ жизни Диогена, Платон заметил, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказался бы в рабстве.

Рабство у Ксениада

Диоген участвовал в Херонейской битве, но попал в плен к македонцам. На невольничьем рынке на вопрос, что он умеет, ответил: «властвовать людьми». Купил его некто Ксениад в качестве наставника своим детям. Диоген научил их верховой езде, метанию дротиков, а также истории и греческой поэзии. Умирая, он попросил своего хозяина похоронить его лицом вниз.

Жизненный устрой

Древнегреческий мыслитель родом из Синопа. Чтобы стать философом мужчина отправился в Афины. Там мыслитель познакомился с Антисфеном, попросился стать его учеником. Мастер хотел выгнать беднягу палкой, но молодой человек пригнулся и сказал: «Нет такой палки, которой Вы могли бы меня прогнать». Антисфен смирился.

Многие мудрецы вели аскетичный образ жизни, но Диоген превзошел учителям и всех остальных ученых отшельников.

Мужчина оборудовал себе жилище на городской площади, полностью отказался от домашней утвари, оставив себе только ковшик для питья. Однажды мудрец увидел, как мальчишка утоляет жажду с помощью ладоней. Тогда он избавился от ковша, покинул свою лачугу, пошел, куда глаза глядят. Приютом ему служили деревья, подворотни, пустой бочонок, устланный травой.

Диоген практически не носил одежду, пугая горожан наготой. Зимой занимался обтираниями, закаливанием, не прятался под одеяло, его просто не было. Люди считали чудака нищим, без роду без племени. Но мыслитель намеренно вел такой образ существования. Он считал — все, что нужно человеку дано ему природой, излишества только мешают жить, усыпляют разум. Философ активно участвовал в жизни афинян. Прослыв спорщиком, мужчина затевал разговоры о политике, общественных изменения, критиковал знаменитых граждан. Он ни разу не был посажен за решетку из-за огульных изречений. Умение выпутываться из сложных ситуаций посредством принуждения людей к размышлению являлось талантом мудреца.

Общие черты с другими учениями

Вся суть учения Диогена может вместиться в одно предложение: живи, довольствуясь тем, что имеешь, и будь благодарным за это. Диоген Синопский негативно относился к искусству, как к проявлению ненужных благ. Ведь человек должен изучать не призрачные материи (музыку, живопись, скульптуру, поэзию), а самого себя. Прометея, который принес людям огонь и научил создавать разные нужные и ненужные предметы, считал справедливо наказанным. Ведь титан помог человеку создать сложность и искусственность в современной жизни, без которых жить было бы намного проще. В этом философия Диогена похожа с даосизмом, учениями Руссо и Толстого, но более устойчива во взглядах.

Бесстрашный до безрассудства, он спокойно попросил Александра Македонского (который покорил его страну и пришел познакомиться с прославленным чудаком) отойти и не закрывать ему солнце. Учения Диогена помогают избавиться от страха и всем, кто изучает его труды. Ведь на пути стремления к добродетели, он избавился от ничего не стоивших земных благ, приобрел моральную свободу. В частности, именно этот тезис был принят стоиками, которые развили его в отдельную концепцию. Но сами стоики не сумели отказаться от всех преимуществ цивилизованного общества.

Как и его современник Аристотель,  Диоген был жизнерадостным. Он не проповедовал уход от жизни, а лишь призывал к отстраненности от внешних, непрочных благ, заложив тем самим основы оптимизма и положительного взгляда на все случаи жизни. Будучи весьма энергичным человеком, философ из бочки был прямой противоположностью скучным и почтенным мудрецам с их учением, предназначенным для людей утомлённых.

О Диогене[править]

Клавдий Элиан, «Пёстрая история»править

Диоген из Синопы любил говорить, что обычные в трагедиях несчастья обрушиваются на него, потому что он Страны родной лишен, скиталец, нищ и сир, Без крова и в лохмотьях, днем живет одним. Однако всеми этими бедствиями Диоген был горд не меньше, чем Александр своей властью над миром, когда после покорения Индии возвратился в Вавилон. — книга III, 29)

Диоген из Синопы, смертельно больной, едва передвигая ноги, добрёл до моста вблизи гимнасия, упал там и велел сторожу, когда тот заметит, что он уже не дышит, бросить его в Илисс. Столь равнодушен был философ к смерти и погребению. — книга VIII, 14

Диоген из Синопы был всеми покинут и одинок: из-за бедности он никого не мог принимать, а другие не хотели оказывать ему гостеприимство, страшась его страсти обличать и вечного недовольства словами и поступками ближних. Вынужденный питаться листьями, — это только и было у него — Диоген впал в уныние. Однажды, когда он закусывал хлебом, прибежала мышь и стала лакомиться падающими на пол крошками. Диоген внимательно наблюдал за ней, затем улыбнулся, повеселел и сказал: «Этой мышке ни к чему все афинские роскошества, ты же печалишься из-за того, что не можешь трапезовать с афинянами». С этих пор Диоген обрёл ясность духа. — книга XIII, 26

Рассказывают, что Платон называл Диогена сумасшедшим Сократом. — книга XIV, 33

Проблема личности

Никаких данных о личности и биографии Диогена Лаэртского не сохранилось. Неизвестны даже даты его жизни; приблизительная биографическая датировка возможна лишь на основании его сочинения и предположительно указывает на конец II — начало III века нашей эры.

Определённо то, что он жил после писателей Секста Эмпирика (I—III в.), Плутарха (около 46—127 годов) и Эпиктета (около 50—138 годов), которых Диоген упоминает, и до писателя Стефана Византийского (VI в.), который цитирует трактат Диогена.

У Диогена нет отсылок на греческих писателей 2-й половины II века, таких как Лукиан Самосатский, Полиэн, Павсаний (географ) или Афиней, упоминаний знаменитого римского императора-философа, покровителя греческой философии Марка Аврелия (правил в 161—180 годах), что говорит о том, что труд Диогена создан в 140—150-х годах. Ничего не говорит Диоген и о философах неоплатонической школы, возникшей в середине III века, — Плотине, Порфирии, Ямвлихе и других, следовательно, вряд ли труд Диогена был написан позднее середины III века.

Столь же загадочно и его географическое происхождение (возможно, он уроженец Киликийской Лаэрты).

Нельзя исключить, что мы имеем дело не с реальным именем, а с псевдонимом, заимствованным из гомеровского эпоса: и греч. διογενής (рождённый от Зевса), и др.-греч. Λᾱερτιάδης (сын Лаэрта) — эпитеты Одиссея.

Дискуссии с Платоном

Не все современники относились к нему с симпатией. Платон считал его умалишенным. Это мнение основывалось на образе жизни Синопского мыслителя, в меньшей степени на его философских идеях. Платон упрекал оппонента в бесстыдстве, порочности, нечистоплотности, омерзительности. Истина была в его словах: Диоген, как представитель циничного человека, бродяжничал, справлял при горожанах нужду, прилюдно занимался онанизмом, разнообразными способами нарушал законы морали. Платон считал, что во всем должна быть мера, не стоит выпячивать на показ столь нелицеприятные зрелища.

Относительно науки два философа вступили в спор. Платон высказался о человеке, как о животном без перьев на двух ногах. Диогену пришла в голову идея ощипать петуха и представить наблюдателям «нового индивидуума по Платону». Противник парировал: «Тогда по Диогену человек – смесь сумасшедшего, сбежавшего из психической больницы, и полураздетого босяка, бегущего за царской свитой».


С этим читают