Античная философия: этапы развития, представители и особенности

Ранняя классика (начало V века до н.э.)

Правдивая передача движений и обобщение образов в работах мастеров ранней классики нарушают зеркальность, присущую творениям архаики. Но с течением времени древние скульпторы обнаруживают новые возможности выражения гармонии и целостности. Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н.э.), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей, и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н.э.), живописующее рождение Афродиты.


Особенно впечатляющим примером творений, созданных на этапе ранней классики, признаны фронтоны храма Афины Афайи (500-480 гг. до н.э.), позволяющие отследить переход от архаики (западный фронтон) к новым идеалам (восточный фронтон). Гармоничное сочетание энергии движения и величественности фигуры знаменуют время, когда на смену раннеклассического периода приходит эпоха высокой классики. Наиболее значимой вехой данного перехода считается создание статуи Посейдона (около 450 года до н.э.).

Весомый вклад в достижения искусства этого периода (460-450 годы до н.э.) был вложен скульптором Мироном, творения которого знакомы в наши дни по копиям из мрамора, например, статуи победителя в беге Лада и «Дискобол», композиция «Афина и Марсий». Творчество Мирона оказало существенное влияние на работы скульпторов этапа высокой классики.

Как Дедал прибыл на Крит

В мастерской Дедала учился сын его сестры Пердики (или Поликасти) — Талос (или Калос). Похоже, что талантом были наделены все члены семьи и Талос стал гениальным изобретателем.

Можно было предвидеть, что Талос превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал столкнул племянника со скалы. Упав со скалы, Талос разбился насмерть. Преступление не осталось безнаказанным, и Дедала присудили к изгнанию из Афин.

Сестра от горя покончила жизнь самоубийством, а Дедал уехал на Крит.

На Крите Дедала сразу приняли благодаря его репутации отличного мастера, кроме того, он стал доверенным лицом легендарного царя Кносса — Миноса. Минос поручил Дедалу все технические работы во дворце и, таким образом, Дедал стал изобретателем практически всех новшеств эпохи. На Крите Дедал познакомился с Навкратией, которая работала на службе у царя Миноса и с ней он произвел на свет Икара.

Диоген

Известный древнегреческий философ (412 до н.э. 323 до н.э.). О его жизни известно не так много.

Основной источник сведений – книга популярных, часто недостоверных анекдотов Диогена Лаэртского. Если верить этому источнику, Диоген был сыном менялы. Как-то он отправился в Дельфы к оракулу, чтобы спросить, чем ему заняться в жизни.

Тот посоветовал начать переоценку ценностей. Сначала он не понял это изречение, подумал, что речь идет о перечеканке монет. Но после изгнания выбрал непростой путь философии.

Отправился в Афины, где стал учеником Антисфена. Он жил в большом глиняном сосуде, предназначенном для хранения зерна или вина (древние греки бочек не делали).

Он написал 14 сочинений, среди которых есть как философские работы «О добродетели», «О добре», так и трагедии.

Он был за аскетизм, сравнивая человека с мышью, которая ни к чему не стремится, ничего не испугается, и ей нужно немного. У него не было никакого имущества, кроме посоха и сумы, иногда Диоген босой ходил по снегу. Основная идея его учения: счастье – это независимость и свобода.

Древнеиндийская философия

Для восточной парадигмы философствования характерна «размытость» границ между человеком и природой во взаимоотношении «человек — мир». Морально-этическая тематика здесь явно доминирует над натуралистически-эмпирической. Будучи преимущественно созерцательной по отношению к естественному бытию, восточная парадигма главное внимание обращает на проблему постоянного самосовершенствования человека, а не на совершенствование мира. Мировоззренческий менталитет древнеиндийского этноса формирует восприятие реального вещественно-предметного мира как причудливой фикции, заблуждения, капризной тени, которая только через невежество обыденного сознания кажется чем-то «настоящим». Такой иллюзорный призрак реальности, который только кажется реальностью, в индийской философской традиции называется «Майя» («дымчатое покрывало Майи»). Вот почему индийская разновидность восточной философской парадигмы вращается вокруг своеобразной «философской мифологии»

Веданта (одна из древнейших школ древнеиндийской философии) считала, что мир состоит из безличного мирового духа — «брахмана». Индивидуальная человеческая душа, хотя и является бессмертной, сильно уступает мировому духу по степени своего совершенства вследствие слишком тесной связи с телом, которое оказывается в подчинении этой души («атмана») и закону необходимости («карма»). Привязанность «атмана» к телу заставляет душу каждый раз после смерти переселяться в другое тело. Поток таких «перевоплощений» («самсара») продолжается бесконечно долго, пока душе не удастся полностью освободиться от повседневных житейских забот. Именно тогда наступает «освобождение» («мокша»), которое означает «слияние» души с «брахманом», отождествление с ним.

Среди направлений ранних этапов истории древнеиндийской философии мы находим толкование реальности как воплощение одного из материальных начал — воды, огня, воздуха, пространства, времени и т.п., которые являются видоизменениями материи («пракрити»). В то же время существовали школы, которые апеллировали к духовным первоисточникам реальности. Однако все они отмечали целостность мира, которая неопровержимо доминирует над всем отличным и индивидуальным как над чем-то ограниченным, несовершенным, ненастоящим. В более поздних направлениях древнеиндийской философии (VII-II в. до н. э.) — локаята, ньяя-вайшешика, санкхья, йога, миманса и других — отчетливо проявляется тенденция к выделению специфического и индивидуального в мире . Уже само название одной из этих школ — локаята (от «лок» — мир в значении «люди», «общество») — указывает на уход от безличной ориентации ее учения. Другое название школы — «чарвака» — происходит от «чар» (четыре) и «вак» (слово), что связано с признанием школой четырех элементов, из которых состоит мир. Это свидетельствует об индивидуализации начального (ориентированного на возведение мира к одному элемента субстанции) толкование единства мира.

Философия санкхья, развивая учение о «пракрити», обращает внимание на специфичность души («пуруша») по материи. Последователи учения ньяя-вайшешика считали мир составленным из качественно разнородных мелких частиц («ну») воды, земли, воздуха и огня, существующих в эфире, пространстве и времени. Основатель школы Вайшешика — Канада (III в. до н

э.) — считал мир созданным Богом, но не из ничего, а из вечно существующих «ну», пространства, времени, эфира, ума и души. «Ну» образуют предметы, вступая в различные комбинации согласно законам «адришты», направленными на благо души. Школы миманса и джайнизм разрабатывали учение о путях и средствах «освобождения» бессмертных душ от связей с материальным миром, который является главным «препятствием» на пути к праведной жизни.

Философское учение буддизма (влиятельное направление, который наряду с христианством и исламом впоследствии превратилось в одну из мировых религий) рассматривает мир как единый поток материальных и духовных элементов — «дхарм». «Дхармы» постоянно меняются, в результате чего реальность предстает процессом вечного и непрерывного становления. Однако изменчивый поток бытия мешает человеку достичь вершин Совершенства, возможной только при условии самосозерцания и самоуглубления, конечной целью которых является состояние вечного блаженства — «нирвана».

«Освобождение» от мира является целью еще одной древнеиндийской школы — йоги. Цель эта достигается с помощью различных поз и положений тела, контроля за дыханием и т.д., для чего в рамках этой школы разрабатывается целая система, целая серия систем, последовательно сменяющих друг друга, «наращивая» уровень желаемого совершенства.

Литература

  • Ван дер Варден Б. Л. [www.astro-cabinet.ru/library/Waerden/Nauka_1/N_1_Ogl.htm Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции]. — М.: ГИФМЛ, 1959.
  • Ван дер Варден Б. Л. [www.astro-cabinet.ru/library/Waerden/Nauka_2/N_2_Ogl.htm Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии]. — М.: Наука, 1991.
  • Житомирский С. В. [www.astro-cabinet.ru/library/Jitomirskii/Index.htm Античная астрономия и орфизм]. — М.: Янус-К, 2001.
  • Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947.
  • Нейгебауер O. [www.astro-cabinet.ru/library/Neigebauer/N_Ogl.htm Точные науки в древности]. — М.: Наука, 1968.
  • Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о природе. — М.: Наука, 1979.
  • Рожанский И. Д. [www.astro-cabinet.ru/library/Antnauka/Index.htm Античная наука]. — М.: Наука, 1980.
  • Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. — М.: Наука, 1988.
  • Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. — СПб., 1902.
  • Чайковский Ю. В. Лекции о доплатоновом знании. — М.: КМК, 2012.
  • Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов и отделений университетов. — М.: Высшая школа, 1981.
  • Couprie D. L. Heaven and Earth in Ancient Greek Cosmology: From Thales to Heraclides Ponticus. — Oxford University Press, 2011.
  • Dicks D. R. Early greek astronomy to Aristotle. — Ithaca, New York: Cornell Univ. Press, 1985.
  •  (недоступная ссылка)
  • Engels D. The length of Eratosthenes’ stade // American J. of Philology. — 1985. — Vol. 106. — P. 298—311.
  • Grant E. A History of Natural Philosophy From the Ancient World to the XIX century. — New York: Cambridge University Press, 2007.
  • Gregory A. Eureka! The Birth of Science. — Icon Books Ltd, 2001.
  • Lindberg D. C. The Beginnings of Western Science: The European Scientific Tradition in Philosophical, Religious, and Institutional Context, 600 B.C. to A.D. 1450. — Chicago: Univ. of Chicago Pr, 1992.
  • Pedersen O. Scientific accounts of the universe from antiquity to Kepler // European Review. — 1994. — Vol. V. 2, Issue 2. — P. 125–140.
  • Rawlins D. Ancient geodesy: achievements and corruption // Vistas in astronomy. — 1985. — Vol. 28. — P. 255—268.
  • Russo L. The forgotten revolution: how science was born in 300 BC and why it had to be reborn. — Berlin.: Springer, 2004.
  •  (недоступная ссылка)

Меандр в современности

Культура Древней Греции издавна вдохновляет лучших дизайнеров и модельеров на создание утонченных и изысканных моделей одежды или предметов быта. Сегодня в моде ювелирные украшения с черным меандром на золоте  — такие кольца и серьги демонстрируют многие голливудские звезды. Греческим рисунком украшают стены при создании дизайнерского интерьера кухни или гостиной — спокойный, монотонный и в то же время очень интересный орнамент добавляет в атмосферу комнаты изящности и спокойствия.

Меандр можно встретить и на одежде — им украшают подолы платьев и воротнички, а в последнее время стали модны хлопчатобумажные сорочки-вышиванки с различными орнаментами, в числе которых есть и греческий.


Смелые дизайнеры интерьера предлагают даже ковры и шторы с крупным меандром, а модельеры удивляют количеством вариаций — двойной, тройной, перевернутый орнамент. Несмотря на столь глубинное значение, меандр чаще всего воспринимается как классический декоративный элемент. Возможно, он заслужил такую популярность благодаря простоте исполнения — его сможет нарисовать даже ребенок, а умелые мастерицы могут показать вам даже вязаный меандр. Греки всегда умели видеть красоту в простоте, самое время и нам научиться.

Философия Древнего Китая

В 500 г. до н. э., после ослабления государства Чжоу, появляются многочисленные философские школы. Это время называют периодом ста школ. Из них, выделились четыре самые могущественные — конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Конфуцианство оказало влияние на культуру и религию страны. Философы в Древности написали немало работ, которые и сегодня интересны ученым, простым людям. Китайский философ Мэн-цзы (4 век до н. э.) говорил о том, что у человека есть немало достоинств, но лишь развивая и поддерживая их можно добиться успеха. Мыслитель Сунь Цзы считал, что человек с рождения злое существо, но работа над собой помогает развивать в нем добродетель.

Происхождение рисунка и его значение

Сложено немало легенд и увлекательных историй о том, как возник меандр и что же он означает. Первые следы этого узора были обнаружены на глиняных черенках эпохи неолита. Ученые полагают, что в непрерывной ленте из прямых углов древние греки находили магический смысл жизни и сюжет о цикличности вселенной. Прямой угол в данном случае — символ мудрости и добродетели. Каждый, кто украшал подол своей одежды таким рисунком, хотел заявить о том, что ведет праведную жизнь.

Если же вспомнить историю меандра, то окажется, что свое интересное название он получил от реки Меандр (Большой Мендерес) в Малой Азии, потока с очень извилистым и непредсказуемым руслом. Составленный из непрерывной ломанной под прямыми углами линии, меандр может считаться достаточно жестким рисунком. В качестве орнамента меандр первоначально был популярен в древнегреческой, древнеримской, романской и византийской культурах, им украшали архитектурные объекты и предметы быта.

Согласно другой теории, меандр обозначает саму вечность — именно поэтому этот рисунок украсил следы зданий в легендарных Помпеях. Город, воскрес из пепла, как воскресает человек при смене поколений.

Совершенно иной взгляд высказали американские искусствоведы, заявившие о том, что меандр — ничто иное как изображение капкана для животных, которые расставляли греческие охотники. По своей конструкции он напоминал лабиринт, из которого невозможно выбраться, а значит мужчины обеспечивали себя беспроигрышной охотой.

Если внимательно изучить культуру Коринфа, то можно отметить, что этот греческий орнамент плотно связан с другими узорами: волнами, кругами и вполне возможно имеет сходное с ними происхождение. Возможно, при помощи такого орнамента древние греки хотели задобрить Олимпийских богов.

Более прозаичное и логическое объяснение появлению орнамента высказывают археологи, предполагая, что меандр символизирует реку с одноименным названием. Ее извилистые берега и резкие пороги напоминают прямоугольные элементы рисунка, а его цикличность — ни что иное как течение реки.

Неоплатонизм

(3 в. до н.э. – 6 в. н.э). В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм). Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале всего сущего – Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе). Как философское направление неоплатонизм отличался высоким уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией. Его центрами были Рим (Плотин, Порфирий), Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные представители – Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский). Детальная логическая разработка философской системы, описывающей иерархию мира, рожденного от первоначала, сочеталась в неоплатонизме с магической практикой «общения с богами» (теургией), обращением к языческой мифологии и религии.

В целом для античной философии характерно рассмотрение человека прежде всего в рамках системы мироздания как одного из подчиненных ее элементов, выделение в качестве главного и самого ценного – разумного начала в человеке, признание созерцательной деятельности ума наиболее совершенной формой истинной деятельности. Широкое разнообразие и богатство античной философской мысли обусловили ее неизменно высокую значимость и огромное влияние не только на средневековую (христианскую, мусульманскую), но и на всю последующую европейскую философию и науку. См. также НЕОПЛАТОНИЗМ.

Мария Солопова

Геродот

Геродот был античным историком. Он родился в городе Галикарнас (Кария) и жил в V веке до нашей эры (484-425 гг. до н. э.). Его прозвали отцом истории, так как он был первым историком, который систематизировал материалы, проверял их соответствие действительности, насколько это было возможно, и складывал в хорошо выстроенные и яркие повествования.

«История» — его шедевр и единственное известное произведение — фиксация результатов расспросов (слово ἱστορία было переведено на латынь и получило свое современное значение), в процессе которых Геродот исследовал истоки греко-персидских войн и собирал различные географические и этнографические данные. Несмотря на то, что его истории не всегда были абсолютно точными, он заявлял, что передает лишь то, что рассказали ему. Мало что известно из его биографии – лишь отдельные противоречивые и причудливые факты из античных записей.

Нить Ариадны

Каждые 9 лет, афиняне присылали 7 парней и 7 девушек на Крит как плату за несправедливое убийство Андрогео — сына Миноса. Молодых мужчин и женщин бросали в Лабиринт на съедение Минотавру.

Однажды одним из 7 молодых людей стал сын царя Афин — Тесей. Молодой и красивый он влюбился в прекрасную дочь Миноса — Ариадну, которая не позволила отдать любимого на съедение Минотавру. Дедал дал Ариадне клубок ниток, известный как нить Ариадны.

Тесей, следуя инструкциям Дедала, привязал один конец нити на входе и, распутывая постепенно клубок, прошел вглубь лабиринта, пока не нашел и не убил Минотавра . После убийства он проследовал обратно, держась за нить, которая привела его в выходу.

Архаика (VII-VI века до н.э.)


Для скульптуры Греции периода архаики отличительной чертой является возникновение на лицах статуй улыбки, призванной одухотворять их, а сами скульптуры все больше соответствуют пропорциям человеческого тела. Идол стал восприниматься как обобщенный, собирательный образ человека.

Ярким примером женских фигур архаики являются «Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.) и «Богиня с зайцем» (около 560 г. до н.э.). Среди мужских образов особо выделяется скульптурная группа Клеобис и Битон, создателем которой является известный скульптор Полимед Аргосский (на стыке VII-VI вв. до н.э.). А легкость, утонченность и жизнерадостность отличает работы древних ионийских мастеров. Наиболее известным нам примером считается «Аполлон Тенейский», сотворенный в 560-550 гг. до н.э.

Существенное место в искусстве того времени занимает монументальная скульптура. На рельефе было принято отображать наиболее любопытные и значимые мифы Древней Греции. Внимательное рассмотрение композиции фронтона храма Артемиды (около 590 г. до н.э.), позволяет насладиться зрелищем захватывающего, стремительно разворачивающегося сюжета известного мифа о Медузе-Горгоне и славном Персее.

Завершение архаики и начало перехода к этапу классики связывают с появлением таких произведений, как «Всадник Рампина» (около 560 г. до н.э.) и стела Аристиона (около 510 г. до н.э). В них уже нет застылости, характерной творчеству предшествующего этапа, но движения еще достаточно скованные. Несмотря на наличие улыбки из архаики на лицах статуй, четкая передача пластики тел символизирует смену идеалов древнегреческих скульпторов, которые найдут свое отражение в творениях эпохи классики.

Философы Древней Индии

Индийская философия Древности была основана на священных книгах Ведах и комментариях к ним. Тексты, изложенные в Ведах, это важнейший памятник культуры. Предполагается, что они были написаны в 15 веке до н. э. Древние считали, что Веды были созданы неизвестным и существовали с момента сотворения мира.

В оригинале, Веды написаны на санскрите. Это мистический язык. Считалось, что сама Вселенная с его помощью общается с людьми. Веды делятся на две части, и одна из них, «Шруди» доступна лишь избранным людям, прошедшим посвящение. Другая часть Вед называется «Смрити». Она содержит тексты, адаптированные для простых людей.

Одна из важнейших идей древнеиндийской философии заключается в том, что все, происходящее вокруг — просто «игра», «иллюзия»

Но важно знать правила этой игры и соблюдать их. Тогда ты будешь жить счастливо и успешно

Многие верят в Карму – у любого события в жизни человека есть своя причина. Либо он сам привлек к себе события, либо он проживает незавершенные события в судьбе его предков.

Доклассический период (VI-V вв. до н.э.)

Промежуток в развитии античной философии с VI по V век до нашей эры получил название досократовский период. Самым первым философом признается Фалес Милетский. Он является основателем милетской школы. После, появилась школа элеатов. Её последователи задумывались о вопросах устройства бытия. Мыслитель Пифагор создал собственную школу, которая занимается вопросами гармонии, чисел и меры.

В доклассическом периоде существовало много мыслителей-одиночек, не являвшихся последователями ни одной из существовавших философских школ: Анаксагор, Демокрит и Гераклит. А также первые «софисты» – Протагор, Продик, Гиппий.

Солон

Солон был афинским государственным деятелем, законодателем и поэтом. Особенно он запомнился своими попытками с помощью реформ бороться с упадком политики, экономики и морали в древних Афинах. Его реформы не подействовали в краткосрочной перспективе. Также ему часто приписывают заложение основ афинской демократии.

Характеризуя деятельность Солона, античные источники акцентируют внимание демократических основах государственного устройства. Но Солон получал свои исключительные полномочия от аристократии, которая желала, чтобы он устранил угрозу свержения этой самой аристократии

Демокрит

Демокрит был античным философом. Он родился в городе Абдеры (Фракия). Это влиятельный философ-досократик и ученик Левкиппа, который сформулировал атомистическую теорию. Личный вклад Демокрита в философию с трудом отделим от вклада его учителя Левкиппа, поскольку в большинстве работ они оба указаны как авторы. Их гипотеза об атомах является прообразом современного понимания атомистической картины мира, открытой в XIX веке.

Считается, что Демокрит по сравнению с прочими греческими философами был ближе всех к науке, однако относились к его идеям по-разному. В древних Афинах Демокрита абсолютно не признавали, тем не менее, его трудами интересовался Аристотель. Платон испытывал к нему такую неприязнь, что сжег все его книги. Несмотря ни на что, Демокрита называют отцом современной науки.

Архимед

Архимед Сиракузский был греческим математиком, физиком, инженером, изобретателем и астрономом. Хотя о его жизни известно немного, он запомнился как ведущий ученый классического периода античности. Среди его достижений в области физики — открытие гидростатики, статики и объяснение принципа рычага. Ему приписывается создание новаторских механизмов, включая вечный двигатель и винтовой насос. Современные исследования доказали, что изобретенные Архимедом машины способны поднимать из-под воды потопленные корабли и поджигать судна при помощи вогнутых зеркал.

Архимед также был величайшим математиком времен античности и даже всей истории. Он использовал метод последовательных элиминаций для высчитывания площади под аркой параболы путем суммирования бесконечных рядов и назвал поразительно точное значение числа Пи, открыл формулу расчета объема поверхностей вращения. Но математические труды Архимеда, в отличие от его изобретений, в период античности были малоизвестны. Их читали и цитировали математики их Александрии, но полное их описание, составленное Исидором Милетским, появилось лишь в 530 году. Также в VI веке Евтоций написал комментарии к работам Архимеда, которые завоевали популярность у читателей. Несколько копий рукописей Архимеда пережили Средние Века и стали источниками вдохновения для ученых эпохи Ренессанса.

Первые философы Древней Греции

К философам Древней Греции относится и Аристотель, который был учеником Платона и воспитанником Александра Македонского. Именно он стал основоположником научной философии, ведя учения о возможностях и осуществления человеческих способностей, материи и форме мыслей и идей. В основном его интересовали люди, политика, искусство, этнические взгляды. В отличие от своего учителя Аристотель видел прекрасное не в общей идее, а в объективном качестве вещей. Для него истинной красотой были величина, симметрия, пропорции, порядок, иными словами, математические величины. Поэтому Аристотель считал, что для достижения прекрасного человек должен заниматься математикой.


Говоря о математике нельзя не вспомнить о Пифагоре, который создал таблицу умножения и собственную теорему с его именем. Этот философ был уверен, что истина кроется в изучении целых чисел и пропорций. Даже было развито учение о «гармонии сфер», в котором указывалось, что весь мир представляет собой отдельный космос. Пифагор со своими учениками задавался вопросами музыкальной акустики, которые были решены соотношением тонов. Вследствие этого был сделан вывод, что красота является гармоничной фигурой.

Ещё одним философом, который искал красоту в науке, был Демокрит. Он открыл существование атомов и посвятил свою жизнь поиску ответа на вопрос «Что есть красота?». Мыслитель утверждал, что истинной целью существования человека является его стремление к блаженству и благодушию. Он считал, что не стоит стремиться к любому наслаждению, и нужно познать лишь к тому, которое хранит в себе красоту. Определяя красоту, Демокрит указал, что к прекрасное имеет свою меру. Если её переступить, то даже самое настоящее наслаждение превратится в мучение.

Гераклит видел красоту пропитанной диалектикой. Мыслитель видел гармонию не статичным равновесием, как Пифагор, а постоянно пребывающее в движении состояние. Гераклит утверждал, что красота возможна только с противоречием, которое является созидателем гармонии и условием существования всего прекрасного. Именно в борьбе между согласием и спором Гераклит видел образцы истинной гармонии красоты.

Гиппократ-это философ, труды которого стали известными в области медицины и этики. Именно он стал основателем научной медицины, написал сочинения о целостности человеческого организма. Учеников он учил индивидуальному подходу к больному человеку, вести истории болезней, врачебной этике

Ученики учились у мыслителя обращать внимание на высокий моральный облик врачей. Именно Гиппократ стал автором известной клятвы, которую дает каждый, кто становится врачом: не навреди пациенту

Возвышение Афин: Софисты и Сократ

ДО ВРЕМЕН СОКРАТА ГЛАВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ФИЛОСОФОВ БЫЛ ФИЗИЧЕСКИЙ МИР И СПОСОБЫ ЕГО ЕСТЕСТВЕННОГО ОБЪЯСНЕНИЯ. ОДНАКО СОКРАТ РАЗРАБОТАЛ НОВЫЙ ПОДХОД, ПОЛНОСТЬЮ СОСРЕДОТОЧИВШИСЬ НА МОРАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ.

Около 500 г. до н. э. греческие города-государства или полисы были в политической конфронтации друг с другом. У полисов был общий язык и культура, но они очень часто были соперниками и нередко случались военные столкновения между. Примерно в это время Афины совершили социально-политический прорыв, в соответствии с которой все свободные граждане мужского пола имели равные права независимо от их происхождения и состояния. Так зародилась демократия. До эпохи демократии принятие государственных решений находилось в руках немногих, часто аристократических и знатных семей. Демократия позволила всем свободным гражданам принимать важнейшие решения полиса. Они могли участвовать в дискуссиях, проводимых в ходе совещательных собраний и трибуналов, их голоса были слышны повсюду и имели такое же значение, как и любой другой голос. В этом контексте речь была главным оружием: умение эффективно обсуждать разные темы и убеждать других давало конкурентное преимущество. Это было справедливо не только для граждан, активно вовлеченных в политику, но и для любого другого гражданина. Например, во время судебных заседаний обвинитель и обвиняемый должны были явиться в суд лично, а не через адвокатов, и неудача или успех процесса в значительной степени зависели от риторических навыков, и любой гражданин мог подлежать судебному разбирательству. В этот период получает распространение школа софистов.

Софисты были интеллектуалами, которые преподавали курсы по различным дисциплинам, включая риторику, наиболее полезная дисциплина в Афинах. Софисты преподавали не бесплатно и поэтому школы софистов посещали только те, кто мог себе это позволить, обычно это были представители аристократии и богатых семей. Это совпало со временем глубоких политических и социальных перемен в Афинах: демократия изменила старый способ ведения политики и многие аристократы, чьи интересы были затронуты, пытались положить конец демократии; в Афинах в это время наблюдался быстрый денежный рост и культуры, главным образом за счет внешней торговли и со временем традиционные верования и мораль подвергались сомнению. Можно с уверенностью сказать, что софисты стали представителями новую политическую эпоху в Афинской жизни, особенно потому, что они были связаны с новыми образовательными потребностями.

Оказавшись в конфликте между культурным консерватизмом и новыми идеями, Кристин Виолати пришёл к своеобразному выводу: Сократ, одна из ключевых фигур в греческой философии и мудрейший среди греков в свое время, бросает вызов старым порядкам. Об этом упоминается в Дельфийском оракуле. Как и софисты, Сократ любил преподавать, но в отличие от софистов он никогда не требовал платы взамен и жил аскетической жизнью. Он либо недооценивал, либо игнорировал большинство тем, которые были популярны среди его предшественников. До времен Сократа философов больше всего интересовал физический мир и способы его естественного объяснения. Однако Сократ разработал новый подход, полностью сосредоточившись на моральных и психологических вопросах. Его методология стремилась определить ключевые вопросы, такие как: что такое добродетель? что такое патриотизм? что вы подразумеваете под моралью? В результате большинство его дебатов заканчивалось еще большим количеством вопросов, центральный вопрос оставался без ответа, и обнаруживалось невежество спорщиков по многим темам, поскольку он неизменно доказывал, что слова, используемые его соперниками, на самом деле были абстрактными терминами с пустым значением.

Сочетая смиренный дух (он никогда не утверждал, что мудрее кого-либо другого) и строгий агностицизм (он говорил, что ничего не знает) с методом, который бросал вызов общепринятым предположениям и нетерпимости к неясному мышлению, Сократ постепенно нажил себе врагов из различных слоев Афинского общества. Поэтому он был предан суду и приговорен к смертной казни. Однако афиняне не любили приговаривать гражданина к смертной казни, поэтому это был лишь формальный приговор и ему была предложена возможность бежать. Он отказался это сделать и подчинился решению присяжных: смесь, содержащая яд болиголова, отняла у него жизнь, но его имя бессмертно.

Сократ

Фалес Милетский

Фалес Милетский — греческий философ-досократик из города Милет (Малая Азия) и один из Семи Мудрецов Греции. Многие мыслители, особенно Аристотель, считали его первым философом в греческой традиции. Бертран Рассел писал, что с Фалеса началась западная философия. Фалес предпринял попытку объяснить природные явления, отбросив мифологические представления.

В математике он использовал основы геометрии для решения таких задач, как вычисление высоты пирамид и расстояния от корабля до берега. Считается, что он первым применил в геометрии дедуктивный метод и вывел четыре следствия из Теоремы Фалеса. В результате он прославился как первый настоящий математик и первый отдельный представитель науки, кому принадлежит математическое открытие. Также Фалес был первым, кто начал изучать электричество.

Дамо (VI век до н. э.)

Дамо (др.-греч. Δαμώ) — дочь Пифагора и Февны. Преподавала теории Пифагора в Кротонской школе.

Пифагор доверил дочери свои сочинения, наказав ей не оглашать их непосвящённым, а сам уехал в Афины. В течение долгого времени Дамо соблюдала пожелание отца. Позднее она опубликовала геометрическое учение Пифагора с помощью Филолея и Фимарида. Это издание, которое, согласно Ямвлиху (ок. 242-306 гг.), философу-неоплатонику из Сирии, называлось «О Пифагоровой жизни», представляло собой изложение геометрии высшего порядка. По словам греческого астронома Геминуса Родосского (66 г. до н.э.), Дамо принадлежит создание тетраэдра и куба.

Перед смертью Дамо передала философские труды своего отца — своей дочери Витале, знатоку пифагорской математики.


С этим читают