Образование и наука древнего рима

Философско-религиозные течения

Древнеримские традиционные философы в античности активно продолжали свою деятельность. Большой популярностью пользовалось учение Платона. Но философско-религиозные школы стали новомодным течением того времени, соединительным мостом между Западом, Востоком. Учения задавались глобальным вопросом о взаимосвязи, противостоянии материи и духа.


Интереснейшим течением стало неопифагорейство, представители которого философствовали о противоречивости мира, единстве Бога. Неопифагорейцы изучали цифры с мистической стороны, создали целое учение о магии чисел. Выдающимся последователем данной философской школы стал Аполлоний Тианский.

Интеллектуальные личности прильнули к учению Филона Александрийского. Основная идея мудреца заключалась в слиянии платонизма с иудаизмом. Филон объяснял, что Иегова создал Логос, который потом сотворил мир.

Религиозные мировоззрения отличались примитивным суеверным политеизмом, где всякое явление обладало двойником.

Сенека

Луций Анней Сенека (Lucius Annaeus Cенека) (часто известный просто как Cенека, или Cенека Младший) (приблизительно 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) был римским стоическим философом, государственным деятелем, драматургом, и юмористом Серебряного века латинской литературы.

Рожденный в Кордобе, Испания (Пиренейский полуостров, включая современную Испанию и Португалию), Cенека была вторым сыном Гелвии и Марка (Луция) Аннея Cенеки, богатого риторика, известного как Cенека Старший. И его имя (Анней) и имена его известных родственников, (например, Луций, т.е. относящийся к апостолу Луке) указывают, что его семья имела первоначально Южно итальянское, латинское происхождение, наиболее вероятно место слияния современной Апулии, Калабрии и Басиликаты. Много Южных итальянских семей, однажды получив римское гражданство, участвовали в колонизации Римской Испании (Roman Hispania).

Старший брат Cенеки, Галлио, стал проконсулом в Ачаие. Cенека был дядей поэту Луцию, сыну его младшего брата Аннея Мела.

Традиция говорит, что Сенека был болезненным ребенком, и это послужило причиной его приезда в Рим для обучения. Он обучался риторике и был введен в Стоическую философию Атталосом и Сотием. Из-за своей болезни, Cенека оставался в Египте (с 25 до 31 года) для лечения.

После его возвращения он начал успешную карьеру как защитник (юрист). Приблизительно 37 года, он был «почти» убит в результате конфликта с Императором Калигулой, который сохранил ему жизнь, потому что он полагал, что болезненный Cенека не будет жить долго, так или иначе. В 41 году, Мессалина, жена Императора Клавдия, убедила Клавдия выслать Cенеку на Корсику по обвинению в прелюбодеянии с Юлией Ливиллой. Он потратил свое изгнание в философском и естественном исследовании и написал свою работу «Утешение».

В 49 году нашей эры, новая жена Клавдия Агриппина призвала Cенеку в Рим для обучения ее сына, который должен был стать императором Нероном. После смерти Клавдия в 54 году, Агриппина обеспечила признание Нерона императором вместо сына Клавдия, Британника.

Cенека был советником Нерона в течение восьми лет, с 54 до 62 годов нашей эры. Влияние Cенекы, как говорили, было особенно сильно на первом году правления. Много историков полагают, что раннее правление Нерона с помощью Cенеки и преторианского префекта Секста Афрания Бурруса было весьма компетентно. В течение долгого времени, Cенека и Буррус потеряли свое влияние на Нерона. После смерти Бурруса в 62 году, и обвинения в растрате, Cенека удалился и посвятил свое время обучению и письму.

В 65 году, Cенека был обвинен в том, что он был вовлечен в заговор Писония, целью которого было убить Нерона. Тогда, избежав попытки убийства, он пошел домой, чтобы совершить ритуальное самоубийство. Тацит пишет о самоубийстве Cенеки в своей книге, Летописи, в Книге XV, Главе 60 — 64. Его жена, Помпея Паулина, намеревалась совершить самоубийство после, но ей было запрещено Нероном. Она попыталась совершить самоубийство, порезав запястья, но раны были перевязаны, и она не совершала вторую попытку. К сожалению, для Cенеки, который также порезал запястья, его диета заставила кровь медленно течь, таким образом, причиняя боль вместо быстрой смерти. Он взял яд, данный ему другом, но он не сработал также. Таций написал в своей Летописи Империала Рима, что Cенека умер от удушья от пара.

Работы, которые приписываются Cенеке, включают сатиру, метеорологическое эссе, философские эссе, 124 письма, имеющие дело с моральными проблемами, и девять трагедий.

Трагедии:

  • Безумие Геркулеса
  • Трояды
  • Phoenissae (финикийские женщины)
  • Федра
  • Медеа
  • Тезей
  • Агамемнон
  • Эдип

Философы Древнего Рима

В Древнем Риме философы всегда находилась под очень сильным влиянием традиций Греции. Хотя все идеи античной философии были восприняты европейцами почему-то именно в римской транскрипции.

В целом история Римской империи – это «борьба всех против всех», то ли рабов и рабовладельцев, то ли патрициев и плебеев, то ли императоров и республиканцев. Причем все это идет на фоне какой-то непрерывной внешней военно-политической экспансии, а также на фоне борьбы с нашествиями варваров. Вот поэтому общефилософская проблематика тут отходит на второй план, так же, как и философская мысль древнего Китая. Вот поэтому в качестве первоочередных задач выступают именно сплочения всего римского общества.

Философия Древнего Рима, как и философия эллинизма, носит в основном этический характер. Она влияет непосредственно на политическую жизнь общества. В самом ее центре внимания находятся проблемы примирения интересов различных групп, а также вопросы достижения самого высшего блага, не говоря уж о выработке жизненных правил и так далее. Во всех этих условиях самое большое распространение и влияние получила философия, так называемых «стоиков». Они разработали вопросы о правах и обязанностях личности, а также о характере взаимоотношений личности и государства, добавив в сои умозаключения правовые и моральные нормы, при этом римская стая стремилась содействовать не только воспитанию дисциплинированного воина, но и, само собой. гражданина. Самый крупный представитель стоической школы – это Сенека, который жил с 5 года до нашей эры по 65 год нашей эры. Сенека был не только мыслителем и государственным деятелем, он также был наставником самого императора Нерона. Именно он рекомендовал императору придерживаться скорее умеренности и республиканского духа в своем правлении. Благодаря этому Сенека добился того, что ему «приказали умереть», так он, полностью следуя всем своим философским принципам, в окружении своих почитателей и вскрыл себе вены.


При этом самой главной задачей становления личности, согласно Сенеке считается достижение им добродетели. А вот изучение философии – это не только теоретические занятия, это также и фактическое осуществление добродетели. Сенека был уверен, что философия заключается не в словах, а именно в делах, так как она образует и формирует дух, упорядочивает жизнь, управляет действиями, а также указывает на то, что надо и что не надо делать.

Еще недавно существовало такое мнение, что древнеримские философы эклектичны и несамодостаточны. Но на само деле это не так. Если вспомнить поэму Лукреция Кара «О природе вещей», которая была написана примерно в 99-55 году до нашей эры, а также целый ряд других блестящих мыслителей – этого будет достаточно.

Взять того же Цицерона, жившего в 106-43 году до нашей эры. Это непревзойденный оратор и политик. В своих сочинениях он полемизирует с различными идеями крупнейших античных философов. Например, он с явной симпатией относятся к идеям Платона, тем не менее, резко выступает против его какого-то нереального и «вымышленного» государства. Он также высмеивает стоицизм и эпикуреизм. На примере философского творчества Цицерона опровергается тезис о равнодушном отношении практических римлян к отвлеченному философствованию.

Философия, которая сформировалась в эпоху Античности, более, чем на протяжении тысячелетия хранила и умножала теоретическое знание, а также служила регулятором общественной жизни. Она объясняла законы общества и природы, создавая при этом предпосылки для дальнейшего развития философского знания. Тем не менее, уже после того, как на территории Римской империи начало распространяться христианство, то античная философия подверглась довольно серьезной переработке.

Еще в разделе:

Учение перипатетиков

В 335 г. до н.э. Аристотель, ранее бывший членом платоновской Академии, не сошелся во взглядах с учителем и основал свою школу. В ней постигалась только одна наука – философия. Название свое школа получила от греческого словосочетания «ходить вокруг». Аристотель любил прогуливаться со своими учениками во время его лекций. Другое название этой школы – Ликей (искаженное — Лицей) появилось, потому что ученики постигали мудрость по соседству с храмом Аполлона Ликейского.

Платон и Аристотель не сошлись во взглядах на то, каким представляется идеальное государство. Аристотель поддерживал право частной собственности, в противовес идее общности имущества, которую выдвигал его учитель.

Человека Аристотель считал общественным животным, которое обладает разумом. Только находясь в обществе, люди способны взрастить в себе нравственность. Главной добродетелью для Аристотеля являлась справедливость.

Воспитанником Аристотеля был Александр Македонский. Он опирался на идеи своего наставника и меньше чем за 10 лет смог стать правителем целой империи.

После Аристотеля основные, классические философские школы Древней Греции уступили свое место новой философии.

Милетская школа (VI век до н.э)

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.

Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.

Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.

Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.

Цицерон

Марк Туллий Цицерон (3 января 106 г. до н.э. – 7 декабря 43 г. до н.э.), был римским государственным деятелем, адвокатом, политическим теоретиком, и философом. Цицерона широко считают одним из самых великих ораторов Рима и стилистов прозы. Его считают одним из самых универсальных умов римской культуры и его письма представляют собой образцы классической латыни; Цицерон создал латинский философский словарь

Внушительный оратор и успешный адвокат, Цицерон, вероятно, думал о своей политической карьере как о самом важном достижении. Однако сегодня он ценится, прежде всего, за его гуманизм, философские и политические письма

Его пространная корреспонденция, большая часть которой обращена к его другу Аттикию, особенно повлияла, вводя искусство очищенного письма в европейскую культуру. Корнелий Непос, 1-ое столетие до н.э. биограф Аттикия, отметил, что письма Цицерона содержали такое богатство деталей «относительно склонностей управленцев, ошибок генералов, и революций в правительстве», что у их читателя была небольшая потребность в изучении истории того периода.

В течение хаотической последней половины первого столетия до н.э., отмеченной гражданскими войнами и диктатурой Гая Юлия Цезаря, Цицерон защищал возвращение к традиционному республиканскому правительству. Однако, его карьера как государственного деятеля была отмечена несогласованностями и тенденцией перемещать и изменять свое мнение, исходя из изменений в политическом климате. Его нерешительность может быть отнесена к его чувствительной и впечатлительной индивидуальности.

Цицерон родился 3 января, 106 года до н.э. в Арпинуме (современный Арпино), живописный город на холме в 100 километрах (70 миль) к югу от Рима. Арпинийцы получили римское гражданство в 188 году до н.э., и начали говорить на латыни прежде, чем им предоставили избирательные права римлян. Цицерон использовал свое знание греческого языка, чтобы перевести многие из теоретических понятий греческой философии на латынь, таким образом, переводя греческие философские работы для большей аудитории. Цицерон был столь прилежен в своих исследованиях греческой культуры и языка, что его в шутку называли «маленьким греческим мальчиком».


Семья Цицерона принадлежала к местному дворянству, domi nobiles, но не имела никаких семейных связей с римским сенаторским классом. Однако, Цицерон был отдаленно связан с одним известным человеком, рожденным в Арпинии, Гаем Марием. Цицерон получил небольшую политическую выгоду от этой связи. Отец Цицерона был зажиточным всадником (рыцарь) с хорошими связями в Риме. Мать Цицерона назвали Элвией.

Согласно Плутарху, Цицерон был чрезвычайно талантливым студентом. В его юности Цицерон попробовал свои силы в поэзии, хотя его главные интересы лежат в другом направлении. Его поэтические работы включают переводы Гомера.

В конце 90-ых и в начале 80-ых годов до н.э. Цицерон влюбился в философию, которая сыграла свою роль в его жизни. Он, в конечном счете, ввел греческую философию римлянам и создал философский словарь на латыни. Цицерон начал свою карьеру как адвокат приблизительно в 83-81 гг. до н.э.

Успешная адвокатская карьера Цицерона была косвенным вызовом диктатору Сулле. В 79 году до н.э., Цицерон уехал в Грецию, Малую Азию и Родос, возможно из-за потенциального гнева Суллы. Цицерон был избран консулом в 63 году до н.э. В течение его года при исполнении служебных обязанностей он помешал заговору Катилина свергнуть римскую республику, во главе с Луцием Сергием Катилином, недовольным патрицием.

Его дочь Туллия Цицерония была самой большой любовью жизни Цицерона; его брак с Терентией был фиктивным, так как римские браки вообще были тогда такими. Туллия был единственным человеком, которого он никогда не критиковал. Он описывает ее в письме к своему брату Кинтию: «нежный, скромный, умный человек! Специальное изображение моего лица, моей речи, моей души». Когда она внезапно заболела в феврале 45 года до н.э. и умерла, Цицерон был ошеломлен: «Я потерял единственное, что меня связывало с жизнью».

Цицерон надеялся, что его сын Марк станет философом как он, но это было принятием желаемого за действительное. Сам Марк желал военной карьеры. Он присоединился к армии Помпея в 49 году до н.э., и после поражения Помпея в Фарсалии в 48 году до н.э., его простил Цезарь и Цицерон послал его в Афины учиться.

Философия

Дух философии с ее поиском ответов на все новые и новые вопросы был чужд практичным римлянам. Во времена Катона философов считали бездельниками, а само слово «философия» было чуть ли не бранным. Сохранился рассказ об одном римском наместнике в Афинах, который, собрав греческих философов, отчитал их за то, что они растрачивают время зря на бесконечные споры. Однако сам Катон хоть и опасался, что под влиянием греческой философии римляне предпочтут «славу речей славе подвигов», выучил греческий, чтобы читать в оригинале наставления философов.

Марк Порций Утический, или Младший. Лувр

В I веке до н.э. по всей Италии стали появляться философские кружки и библиотеки. Самым ярким римским философом был Лукреций – последователь великого греческого философа Эпикура, учившего, что истинное удовольствие заключается в том, чтобы избегать физической и нравственной боли. В поэме «О природе вещей» эпикуреец Лукреций рассуждал о свободе воли человека, о том, что боги не оказывают влияния на судьбы людей, о вечной материи, которая состоит из атомов.

Римский бюст Эпикура

Бюст Сенеки

Среди римских философов было много стоиков, учивших достойному исполнению жизненного долга и готовности к любым переменам. К их числу принадлежали оратор Марк Туллий Цицерон и воспитатель императора Нерона Сенека. Последним великим мыслителем среди римлян был Марк Аврелий, которого часто называли императором-философом. «Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение», – считал этот стоик, которого философия занимала настолько, что способна была отвлечь даже от политических дел.

Софисты

Софистов называли учителями мудрости и красноречия. Самими известными из них были Протагор и Горгий. Протагор вывел краеугольный принцип всех софистов: «Человек есть мера всех вещей». Именно сам человек – в центре внимания софистов. Они старательно изучали психологию, чтобы познать принципы работы сознания и научиться влиять на него, используя убеждения.

Софисты признавали, что любое восприятие мира субъективно, ведь оно происходит через органы чувств. Из этого следует, что сознание наше относительно и истины человек познать не сможет. Это привело к тому, что софистика стала считать условными законы государства, правовые нормы или мораль.

Последователи данной школы были первыми, кто стал брать плату за обучение. Взамен они предлагали свои услуги политикам: обучали их грамматике и стилистике, помогали обрести красноречие с помощью риторики и умения вести полемику. Софисты странствовали по Греции и ее колониям и любого, кто мог заплатить, обучали искусству красноречия. Их целью было привлечение молодежи к активному участию в политической жизни.

Противником этой школы стали Сократ и его ученики.

Самыми значительными школами римского периода


Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.)

Эта школа была больше похожа на религиозно – мистическое течение. Неопифагорейцы объединили платонические и стоические доктрины с сочинениями Пифагора. Они создали учение об единице (деятельном начале) и двойке (страдательной материи) как о первоначалах всего физического мира. Неопифагореец Нумений на основе платоновской «идеи блага» и аристотелевского «Ума» выстроил теософию трех богов, которая должна была противостоять растущему влиянию христианства.

Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.)

Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля.

Плотин, основатель учения, добавил туда элементы восточных религии и мифологии.

Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: Единого (Бога; творческой силы, порождающей все), Ума и Души. Плотин утверждал, что человек, углубившись в себя, способен проделать многоступенчатый путь возвышения: от своей души к Мировой, от собственного ума к Мировому, от своего морально-эстетического состояния к Единому. С учением неоплатоников языческую античную философия считают исчерпанной.

Философы древней Греции

Древнегреческая философия возникла в эпоху наивысшего расцвета греческой культуры. Сначала это была попытка постичь окружающий мир, понять смысл и законы вселенной. Начало древняя философия Греции берет, скорее всего, в Египте и Малой Азии – ведь именно туда путешествовали греки за сокровенными знаниями еще более древних цивилизаций.

Что примечательно, основные философские идеи и принципы были высказаны именно философами Греции. Новые имена практически ничего нового не добавили.

Основное отличие древнегреческих философов от их более современных коллег состоит в том, что они не просто «говорили» о жизни, они так «жили». Философия проявлялась не столько в умных книгах и трактатах, сколько в реальной жизни. Если надо было страдать за свои личные убеждения, то философ, живший в древней Греции, мог и страдать, и умирать за свои принципы.

Древнегреческая философия возникла тогда, когда в библиотеках не было разнообразных книг, в то время правитель считал за честь называться философом.

Вся европейская и значительная часть современной мировой цивилизации каким-то образом – прямо или косвенно, являются продуктом древнегреческой культуры.

Следует учитывать тот факт, что под «Древней Грецией» подразумевается цивилизация, которая включала в себя рабовладельческие государства, расположенные на юге Балканского полуострова, на побережье Фракии, на островах Эгейского моря и на западной береговой полосе Малой Азии (VII – VI века). Первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит. В греческой философии выделяют три периода. Первый: от Фалеса до Аристотеля. Второй: Развитие греческой философии в римском мире. Третий: неоплатоновская философия. Если брать хронологию, то эти три периода охватывают более тысячелетия (конец VII века до нашей эры — VI век нашей эры).

Некоторые исследователи первый период греческой философии делят на три этапа – это более четко обозначает развитие философии по характеру и по решению исследования проблем. Первый этап – деятельность философов Милетской (от названия города Милет) школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Второй этап – деятельность софистов, Сократа и его последователей – сократиков. Третий этап – философия Платона и Аристотеля. Деятельность первых древнегреческих философов до наших дней не дошла, о ней можно узнать только из произведений последующих мыслителей и философов Греции и Рима.

Еще на тему:

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагор (ок. 570 – 497 гг. до н.э.), философ и математик, в юности был слушателем Анаксимандра, побывал в Египте и Вавилоне, где познакомился с математикой и астрономией. Примерно в 532 г. до н.э. в г. Кротон он основал «пифагорейский союз» – нечто среднее между философской школой и тайным обществом. Члены союза имели совместное имущество и общий распорядок дня, включающий занятия музыкой, гимнастикой и науками. Обучение в школе длилось 15 лет.

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Ксенофан Колофонский (род. в 570 г. до н.э.) – философ и поэт, во многом предопределил учение элеатов. Ксенофан впервые разделил знание на «истинное» и «чувственное», утверждая, что человек не способен полностью познать истину (т.е. стоял у основ скептицизма). Также он отрицал существование антропоморфных греческих богов и верил в существование единого Бога, неотделимого от мира.

Школа скептиков (IV век до н.э.)

Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).

Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).


С этим читают