Что такое философское течение? современные философские течения

Сократ: философия

Биография Сократа дошла до нас в виде записей его известных учеников — Платона и Ксенофонта. Однако даже в их взглядах есть значительная разница:


  • Ксенофонт заверяет, что Сократ был сторонником жестких мер. Насилие должно порождать еще большее насилие и никак иначе.
  • Платон уверяет, что философ стремился к миру во всем мире. Зло не должно стать болезнью и заразить каждого, до кого доберется.

В связи с этим школа Сократа разделилась на два течения — агрессивное и пацифистское. Объяснить такую пропасть во взглядах одного человека можно легко, зная его биографию. Судите сами:

  • С полководцем Ксенофонтом Сократ сражался на поле боя, проливал кровь и видел ужасы войны. Конечно, в таких условиях рассуждать о гуманизме глупо и опасно.
  • С Платоном философ вел беседы в мирных Афинах за бокалом красного вина. Сократ мог позволить себе быть сдержанным и великодушным. Ему он запомнился добрым и чутким.

Труды Сократа сохранились в основном благодаря записям его учеников. Сам он мало брался за письменные принадлежности и предпочитал устную речь. Идеей его учения было познание себя и поиск ответов не в окружающем мире, а в разуме. Ему было некогда заниматься внешностью и гардеробом: он ходил в отрепье на голое тело, без обуви и украшений.

Общая картина неопрятного, мощного увальня со светлыми мыслями и поставленной речью очень удивляла. Сократ считал главным злом не бедность, а невежество. Философ не вдалбливал в головы слушателей избитые факты, а хотел научить их мыслить самостоятельно. В глубокой задумчивости он мог простоять на одном месте целые сутки и не сдвинуться с места.

Фото: wikipedia.org: UGC

Суд над Сократом был проведен именно из-за его свободомыслия. Устоявшиеся принципы общества Древней Греции оказались под угрозой нового учения философа. Если бы правители потеряли контроль над народом, то судьба государства оказалась бы под угрозой. Смелые высказывания философа об античных богах дали повод начать судебный процесс.

Сократ обвинялся в «развращении молодежи (юношества) и богохульстве». В те времена семейные устои гласили, что юноши должны во всем повиноваться отцам. Когда философ проводил свои лекции всем желающим, молодые люди с жадностью слушали его рассуждения. В какой-то мере Сократ был нигилистом тех лет и нарушал законы Афин.

Во время суда Сократ защищал свои права сам без адвоката. Существует два труда, описывающие судебный процесс над философом:

  1. «Защита Сократа на суде» (автор — Ксенофонт).
  2. «Апология Сократа» (автор — Платон).

В них подробно расписан суд и поведение мыслителя на нем. Также произведения описывают защитительную речь подсудимого. Сократа приговорили к казни через принятие яда. Так умер великий мыслитель древности.

Фото: pixabay.com: UGC

Сократ: биография философа

Первый мыслитель, который искал ответы в собственной голове, родился в Афинах, примерно в 470 году до нашей эры. С тех пор утекло немало воды. Не удивительно, что некоторые не знают, кто такой Сократ. Наша познавательная статья кратко расскажет о судьбе философа.

Будущий гений родился в семье каменщика Софроникса и акушерки Фенареты. Сократ рос в семье не один, а со старшим братом — Патроклом. Родители позаботились о том, чтобы дети получили достойное по тем меркам образование. Так, будущий философ знал азбуку и умел писать, читал современные философские труды Анаксагора и ходил на лекции.

Сократ проявлял интерес к культуре тела и военному делу. Он поддерживал физическую форму, получал боевые навыки и учился владеть оружием. Глава семейства посчитал, что военная карьера для младшего сына будет престижным занятием. Так мыслитель оказался в рядах пехотинцев (гоплитов), где не раз проявил смелость и мужество.

Служба в армии не отбила желания учиться. Сократ одинаково хорошо владел как копьем, так и словом, о чем быстро прознали в Афинах. В промежутках между службой и войнами философ часто возвращался в город домой. Тогдашняя молодежь любила слушать его размышления о личности человека. Однако не всем по душе оказалась новая философия.


Фото: pixabay.com: UGC

Софисты и Сократ были жестоко высмеяны в пьесе Аристофана «Облака». В ней сам мыслитель изображен как плут и пустослов. Его изношенная одежда и грязные, босые пятки никак не вязались с теми учениями, которые пропагандировал философ. В итоге получился яркий персонаж сапожника без сапог, к тому же требующий за свои «мнимые» познания немалые деньги.

Сократ, годы жизни которого прошли в Афинах, был разочарован представлением. Будучи на одной из постановок «Облаков», философ поднялся на сцену и обратился к публике, предлагая сравнить образ с собой. Мыслитель прекрасно владел искусством риторики и всегда мог удивить слушателей. Оставалось только успевать записывать его умные мысли.

Сократ был дважды женат и растил сыновей после второго брака. Его окружали выдающиеся люди, которые сыграли большую роль в истории. Сократ посеял зерно сомнения в их головы: а так ли обстоят дела на самом деле, как им преподносят политики? Собственное мнение в Древней Греции с детства не было в чести.

Размышления в форме ответов на собственные вопросы кажутся праздным занятием, такой способ познания назвали «Сократовы парадоксы». Нам хорошо известно, как умер Сократ. Он погиб по вине своих жизненных принципов — не иметь никаких принципов. Даже когда он мог спасти себя на суде, заплатив штраф, философ принял казнь как неизбежность.

Фото: pixabay.com: UGC

«Я мыслю, следовательно, я существую»

Автор  Рене Декарт

Контекст

«Наконец, принимая во внимание, что любое представление, которое мы име­ем в бодр­ствую­щем состоя­нии, может явиться нам и во сне, не будучи действи­тельностью, я решился представить себе, что всё когда-либо приходив­шее мне на ум не более истинно, чем видения моих снов. Но я тотчас обратил внимание на то, что в это самое время, когда я склонялся к мысли об иллю­зор­но­сти всего на свете, было необходимо, чтобы я сам, таким образом рассуж­даю­­щий, дей­стви­тельно существовал

И, заметив, что истина «Я мыслю, следовательно, я суще­ствую» столь тверда и верна, что самые сума­сброд­ные предположения скептиков не мо­гут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять ее за пер­вый принцип искомой мною философии».  Р. Декарт. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1989.

Как принято понимать

Фразу сегодня чаще всего употреб­ляют, призывая собеседника к раз­мышле­нию. К сути высказывания относятся с юмо­ром: мало кто всерьез сомневается в соб­ственном существовании.

Что хотел сказать автор

Декарт считал сомнение в собствен­ном бытии отправной точкой для любых рассуждений. В своем труде «Рассуждение о методе…» философ предлагает новый универсальный способ добычи научного знания. Этот метод должен стать альтер­нативой существующему научному методу, применение которого привело к тому, что доводы наделенных авторитетом ученых стали цениться выше объективной истины, постичь которую способен даже человек без акаде­мического образования. Для этого при исследо­ва­нии мира он должен следовать ряду правил (например, двигаться от мень­шего к большему, разбивать слож­ные задачи на несколько более простых и так далее). 

Наиболее ярко смысл высказывания Декарта, впервые появившегося в публика­ции 1637 го­да, был раскрыт в работе «Разыскание исти­ны посредством естест­венного света» 1641 года. В лучших античных тради­циях Декарт проиллюстри­ровал свои рассуждения с помощью полилога между тремя мыслите­лями: Полианд­ром, Эпистемоном и Евдоксом.

Евдокс — альтер эго самого Декарта, «чело­века посредственного ума, суждение кото­рого, однако, не извра­щено никакими предубеждениями и чей разум сохра­­­няет всю свою первозданную чистоту», — принимает у себя в гостях чрезвычайно образо­ван­ного и начитанного Эпистемона и никогда ничему не учившегося Полиандра. В ходе беседы Евдокс обращается к Полиандру и до­казы­вает ему, что чувства, с помощью которых мы познаем окружающий мир и судим о нем, часто обманывают людей. У нас нет никакого инстру­мента, кото­рый позволил бы нам понять, например, что мир бодрство­вания более реален, чем мир снов. И доверчивый Полиандр, и скепти­чески настроенный Эпи­стемон вынуждены согласиться с Евдоксом, который предлагает ставить под сомнение все доступное человеку знание об окружаю­щем мире. Вскоре в своих размышлениях Полиандр доходит до сомнения в собствен­ном сущест­во­вании. Тут-то Декарт–Евдокс и указывает на парадокс, который должен убе­дить собеседни­ков в том, что они суще­ствуют: Полиандр сомневается во всем — но не может усомниться в собствен­ном сомнении. Он открыто и глу­боко переживает чувство сомнения, чего, конечно, не смог бы сделать, если бы его не существовало. Таким образом, для Декарта мышление и вытекаю­щее из него сомнение — неотъемлемые атрибуты человека.

Далее в работе Декарт предполагает, что не­которые могут подумать, что для то­го, чтобы быть уверенными в истинности фразы «Я мыслю, следо­вательно, я существую» или «Я сомне­ваюсь, следовательно, я суще­ствую», нам необхо­димо знать, что такое сомнение, мышление и суще­ствова­ние. По это­му поводу философ заме­чает: «…не воображай, что для позна­ния этих вещей необ­ходимо насило­вать свой ум… Такое занятие достойно того, кто желает высту­пать в роли классного наставника или вести диспу­ты в школах; тот же, кто хочет иссле­довать вещи сам, судя по тому, как он их воспринимает, не мо­жет обладать столь ничтожным умом, чтобы не понять, внима­тельно иссле­дуя вопрос, что такое сомнение, мышление и существование; для это­го у него доста­­точно разума, и ему нет нужды выучи­вать все эти различения». 

Таким образом, для Декарта вопрос о мы­шле­нии являлся основопола­гающим для любых дальнейших рассуждений о мире. Существование человека для фи­лософа было очевидно, поскольку он мыслит и не может усомниться в своем мышлении.

Характеристики первоначал

Извечный философский вопрос: что же было первым, материя или дух? Античные мудрецы несколько тысяч лет назад первыми задались им, но точный ответ неизвестен до сих пор.


На протяжении человеческой истории идет борьба между сторонниками материализма и идеализма.

Материалисты признают первичной материю, а дух — вторичным. Этой точки зрения придерживались представители древнейшей школы философии – Милетской. А также Демокрит, Бэкон, Спиноза, Локк, Дидро, Маркс и Энгельс.

Приверженцы материализма в своих философских трудах делали упор на научные знания, особенно выделяя такие науки как физика, математика и естествознание. И стремились с помощью логики доказать все положения своих теорий. Но при глубоком изучении суждений материалистов становится явным недостаточность объяснения понятия сознания как материального объекта и невозможность логического объяснения явлений окружающего мира.

Идеализм противопоставляет себя материализму, считая, что дух первичен над материей. Его сторонники – Платон, Пифагор, Беркли, Гегель, Юм.

В идеализме выделяется два направления:

  • Объективный идеализм началом мира признает некую идеальную, духовную субстанцию, которая существует вне и независимо от человеческого сознания. Этого течения идеализма придерживались все ортодоксальные школы Индии, даосизм, конфуцианство и неоплатонизм.
  • Субъективный идеализм определяет духовным началом мироздания сознание человека. К его сторонникам можно отнести буддистов, последователей экзистенциализма и феноменологии.

Слабостью идеалистической учений является отсутствие логического объяснения превращения чистой идеи в материальный объект.

Периодизация древнегреческой философии

По мере того, как древнегреческие философы сменяли друг друга и становились представителями новых учений, в каждом веке ученные находят яркие отличия в изучении науки. Именно поэтому периодизацию развития философии Древней Греции принято делить на четыре главных этапа:

  • досократовская философия (4-5 вв до н.э.);
  • классический этап (5-6 вв до н.э.);
  • эллинский этап (6 век до н.э-2 век н.э.);
  • римская философия (6 век до н.э.-6 век н.э.).

Досократовский период-это время, которое было обозначено в 20 веке. В этот период существовали философские школы, которые вели философы до Сократа. Одним из них был мыслитель Гераклит.

Классический период-это условное понятие, которое обозначало расцвет философии в Древней Греции. Именно в это время появились учения Сократа, философия Платона и Аристотеля.

Эллинский период-это время, когда Александр Македонский образовал государства в Азии и Африке. Для него характерно рождения стоического философского направления, рабочая деятельность школ учеников Сократа, философия мыслителя Эпикура.

Римский период-это время, когда появились такие известные философы, как Марк Аврелий, Сенека, Тут Лукреций Кар.

Материя и сознание

Что первично — материя или дух? Этот вопрос давно разделил мыслителей на противоборствующие лагеря. В результате появились основные философские течения — материализм, идеализм и дуализм. Адепты каждой школы развивают свои идеи, отвергая всё, что им противоречит. Однако каждое из этих течений породило бесчисленное множество ответвлений, которые и по сей день находят отклик в сердцах людей.

Материализм — философское течение, утверждающее, что материя первична и лишь она имеет значение. Эта школа господствовала в Англии и Франции XVII-XVIII веков, а также в социалистических государствах нового времени. Материалисты опираются на сухие проверенные факты. Они любят естественные науки, такие как химия, физика, математика и биология, активно используя их в спорах с идеалистами. Большинство своих утверждений материалист может подтвердить логикой и научными фактами, что делает эту философию весьма привлекательной. Однако они полностью отвергают возможность сознания влиять на материю, считая её самостоятельной независимой единицей.

Мудрые цитаты

Наука о добре и зле одна только и составляет предмет философии. Сенека Луций Анней (Младший)

Философия есть нечто не побочное, а основное. Сенека Луций Анней (Младший)

Пифагор первый, кто дал философии ее имя. Апулей

Сначала жить, а уж затем философствовать. Неизвестный автор

Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к счастью. Неизвестный автор

Философия лечит дух (души). Неизвестный автор

Философия — учительница жизни. Неизвестный автор

Философия всегда считается светильником для всех наук, средством для совершения всякого дела, опорою всех установлений… Артхашастра

Философия есть исследование мудрости. Франческо Патрици

Поистине, как у того нет ушей, так и у этих глаза закрыты для света истины… Этот род людей думает, что философия какая-то книга, как «Энеида» или «Одиссея», истину же надо искать не в мире, не в природе, а в сличении текстов. Галилео Галилей

Философия — сладкое молоко в несчастьи. Уильям Шекспир

Поверхностность в философии склоняет человеческий ум к атеизму, глубина — к религии. Фрэнсис Бэкон

Так как не может быть ничего более прекрасного.» чем достижение истины, то, очевидно, стоит заниматься философией, которая и есть поиск истины. Пьер Гассенди

Прежде всего я хотел бы выяснить, что такое философия… Слово «философия» обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. Рене Декарт

…Философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов. Рене Декарт

Божественная философия! Ты не сурова и не суха, как думают глупцы, но музыкальна ты, как лютня Аполлона! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения. Джон Мильтон

Презрение философов к богатству было вызвано их сокровенным желанием отомстить несправедливой судьбе за то, что она не наградила их по достоинствам жизненными благами; оно было тайным средством, спасающим от унижений бедности, и окольным путем к почету, обычно доставляемому богатством. Франсуа дс Ларошфуко

Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией. Франсуа де Ларошфуко

Знание того, что мы можем знать, есть философия; смирение и гипотеза там, где прекращается знание, есть религия. Иоахим Рахель

Издеваться над философией, это значит — поистине философствовать. Блез Паскаль

Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов. Дени Дидро

Философия в период эллинизма (IV в. до н.э. – I в. н.э.)


Эллинистическая философия – завершающий период в античной философии. Он имеет ярко выраженную этическую направленность и многое привносит из восточных религий. Здесь можно выделить две философские школы, известные потомкам.

К первой относятся представители кинизма. Они проповедовали пренебрежение и отрицание всего внешнего. Представители этой школы были уверены, что любое благо исходит изнутри человека. А внешнее препятствует его счастливой жизни.

Одним из наиболее известных представителей эллинизма является Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.). Он создал целое учение о счастье, наиболее значимой частью которого являются вопросы этики. Эпикур говорит о том, что удовольствие и наслаждение — это благо для человека. При этом не имеется ввиду разгульный образ жизни. Под наслаждением он понимает занятие наукой, мыслительной деятельностью.

В конце VI в. до н. э. появляется другая известная философская школа – школа стоиков. Ее основатель – мыслитель по имени Зенон. Представители школы считали, что счастье заключается в следовании законам природы.

Еще одним популярным течением эллинистической философии является скептицизм. Представитель этой школы – Пиррон. Скептики считали, что ни один метод познания не относится к ложным или истинным. Поэтому нужно воздерживаться от суждений об этих методах.

Диалектический метод

Диалектический метод в философии – это способ поиска истины путем сопоставления двух или более противоположных теорий. Буквально термин «диалектика» переводится с греческого как «искусство спорить». Его изобретатель – Зенон Элейский, изучавший противоречия единства и множества. На основании его выводов развивалось учение элеатов и софистов о несовместимости основных состояний человека:

  • бытия,
  • движения;
  • покоя.

В Средние века диалектика вошла в состав семи свободных наук, и стала одним из основных методов доказательства и способов классификации.

Современная философия использует диалектику для изучения человеческой деятельности. Она позволяет разрешать противоречия в гуманитарных науках, в частности, в психологии и социологии. Диалектика не обладает четкой логической структурой, но позволяет всем участникам рассуждения прийти к одним и тем же выводам.

Философские направления, течения, школы, учения Китая

Отдельного внимания заслуживает Китай, с его интересными философскими течениями, которые уже давно пользуются популярностью не только в Поднебесной, но и за её пределами. Самое известное из них — буддизм. Он пришёл из Индии и быстро распространился на благодатной почве. Учение Будды учит тому, что привязанность к мирским удовольствиям и материальному благополучию ведёт к деградации нашей души. Вместо этого буддизм предлагает избрать срединный путь, а также использовать такой тонкий инструмент, как медитация. Таким образом можно обуздать свой разум и отказаться от желаний, тянущих душу вниз. Результатом правильной практики является полное освобождение души — нирвана.

Даосизм очень похож на буддизм, так как оба этих учения шли рука об руку, постоянно влияли друг на друга. Его родоначальник Лао-Цзы ввёл такое понятие, как Дао. Под этим коротким словом скрывается целая уйма понятий. Дао означает как всемирный закон и всеобщую гармонию, так и саму суть Вселенной — объединяющую силу, из которой мы все пришли и к которой вернёмся после смерти. Даосы стараются жить в гармонии с природой, следуя естественному ходу вещей. Результат такой жизни — полное растворение в Дао.

Сциентистское направление.

Сциентизм в философии возникает как реакция на натур философичность и абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данного умонастроения, не соответствуют действительному опыту, представляя собой лишь чистую рефлексивную спекуляцию конкретного мыслителя.

Философия позитивизма Это направление в философии сложилось в первой половине XIX века. В его основе идея о том, что все подлинное (или позитивное) знание является совокупным результатом деятельности специальных наук. Наука же, в целом, вообще не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии с ее исследованиями философских проблем. Среди главных особенностей позитивизма выделяют:

 — сведение задач науки лишь к описанию явлений, так как сам он тесно связан с картиной мира и методами, свойственными естественным наукам;

— элементы субъективного идеализма, включая неприятие рационализма, спиритуализма, идеализма с одновременным обращением к материализму.

Формы позитивизма.

Специалисты обычно выделяют три этапа в развитии позитивизма:

1. Классический. Представлен Кантом, Авенариусом, Милем, Спонсором. Воспринимался в XIX веке как своеобразное философское течение, зародившееся в качестве реакции на мистику, универсальность, панлогизм немецкой классической философии, так как позитивисты утверждали, что философия должна ставить себе задачу исходить только из научного анализа, разрабатывать методы логического анализа, основы математической логики. В качестве метода научного исследования позитивизм на первом этапе выдвигал идею наблюдения, отработки, построения картины мира индуктивным путем в направлении создания научных теорий.

Авенариус, Рихард

2. Эмпириокритицизм. Сопровождался зарождением в Х1Х-начале XX веков таких направлений как феноменологический позитивизм, махизм. Представлен Корнелиусом, Махом. В основе позитивизма на этом этапе лежали утверждения о том, что — цель науки заключается в удовлетворении необходимых жизненных потребностей, поэтому она должна ограничиваться минимально возможными затратами мыслительной энергии (экономия мысли – феноменологизм); — необходим анализ наблюдений для того, чтобы выяснить, имеем ли мы дело с впечатлениями или с реальным явлением, а научный материал должен строго отрабатываться математически — эмпириокритицизм; — психическое и физическое тождественны, а реальны только звуки, цвета, тяжесть, теплота, запахи, пространство, время и их нефункциональные, непричинные зависимости и связи; вещи тоже представляют собой комплексы ощущений – махисты; — «Я» – это лишь замкнутая в себе группа ощущений, которые образуют мир с другими группами ощущений – махисты.

3. Неопозитивизм. Возник в конце 20-х годов XX века. Представлен Расселом, Осином. Наибольшее развитие получил в англоязычных странах и представлен несколькими школами: логическим позитивизмом, синтаматическим позитивизмом, прагматизмом. Особенностью неопозитивизма является стремление не выходить за рамки научного анализа. Представители этого направления считали математический язык образцом достоверного знания и поэтому устранились от решения основного вопроса философии, считая его неуместным. Они выделяли три области отношений: — языка – к тому, кто его употребляет – прагматика; — между языком и тем, что им обозначается – семантика; — между языковыми выражениями — синтаксис; Все это получило название семиотики. Предметом исследований неопозитивистов стали анализ значения слов и знаков вообще, логические, менвинистические и психологические проблемы, имеющие значение в таких направлениях науки и техники, как создание ЭВМ, машинописных текстов и т.д.

Рассел, Бертран


С этим читают